УДК 636.1(571.15) Т.В. ЛОБАНОВА,
В.А. ТРУШНИКОВ
АЛТАЙСКАЯ ЛОШАДЬ И ЭТАПЫ ЕЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Горный Алтай расположен в центральной части зоны табунного коневодства Западной Сибири. Местные природноклиматические условия благоприятствуют его широкому развитию без ущерба для других отраслей животноводства.
Ойротская (с января 1948 г. - алтайская) лошадь является типичной представительницей мелких монгольских лошадей. По данным А.А. Жилинского, «ойротская лошадь является видоизменившейся лошадью монгольского корня». В то же время от монгольской лошади она отличается большим ростом, обхватом груди и пясти, а также широтными промерами. Такие изменения, очевидно, произошли в результате длительного «самостоятельного» развития алтайской лошади в относительно благоприятных природно-климатических, кормовых условиях. По кормовым условиям для табунного коневодства наиболее благоприятной зоной являлась центральная и южная части Горного Алтая. В этой зоне летом лошади находятся на высокогорных альпийских лугах с богатыми по ботаническому составу травами, а зимой на малоснежных низинных пастбищах. Более суровыми по кормовым условиям являются восточные и северовосточные районы области. Очевидно, поэтому аборигенные лошади этих зон области резко отличались между собой по своей величине и развитию. Более крупная лошадь встречалась в центральной части республики.
Наиболее мелкая и сухая лошадь в основном была сосредоточена на востоке региона. Следует полагать, что в данном случае, возможно, определенное влияние на эту группу алтайских лошадей оказала монгольская лошадь, а также среда, где животные в эволюционной лестнице претерпевали изменения [1].
По индексу костистости, важному в табунно-горном коневодстве, алтайские лошади не уступали особям монгольской, казахской и киргизской групп животных.
В большинстве своем эти лошади имеют разные масти, но встречаются и редкие (рис.).
Рис. Алтайские лошади пегой масти
Характерными экстерьерными особенностями ее являются хорошо развитая ширина и глубина груди, общая широкото-лость, коротконогость, удлиненность корпуса при хорошей спине и пояснице. Конечности крепкие, обычно правильно поставленные, с хорошими, прочными копытами. Прочность копытного рога позволяет алтайской лошади без ущерба для своих копыт выполнять транспортные работы по каменистым горным дорогам неподкованной. Основной недостаток этой лошади -ее мелкорослость. Средние промеры взрослых кобыл составляют 131,7 см; 139,9 см; 159,7 см; 17,2 см. Средние промеры взрослых жеребцов: 136,9 см; 143,8 см; 165,2 см; 18,7 см [4].
У аборигенных алтайских лошадей кожа относительно тонкая, летом она покрыта плотно прилегающим волосом, к осени он сильно отрастает, становится гуще и пушнее, что является своеобразной
«шубой» при защите от низких температур. Плодовитость этих лошадей составляет 74-96%. Молочная продуктивность у кобылиц составляет примерно 6-8 л в сутки без учета молока, высосанного жеребенком в ночное время.
Продуктивность алтайских лошадей на первых порах вполне удовлетворяла запросы местных жителей, хотя содержание их было очень примитивным.
Важным этапом в эволюции аборигенной алтайской группы лошадей следует считать начало ее метизации. Это было, прежде всего, связано с большим недостатком в экстерьере алтайской лошади, выразившемся в низкорослости, присущей всем лошадям монгольского типа. С целью устранения этого недостатка местные скотовладельцы и переселенцы стали заниматься улучшением местной лошади (1903 г.). Правда, эта работа проводилась стихийно, без каких-либо методических целей и задач. В основном она проводилась из чисто коммерческих побуждений местных скотовладельцев.
Для коневодства Алтая определенный интерес представляла кузнецкая лошадь, потому что она принимала некоторое участие в качественном улучшении местной лошади. Так, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Н.А. Буйновский [3], который длительное время занимался изучением вопросов развития коневодства в области, писал, что кузнецкая лошадь систематически в прошлом поступала, а иногда и в довольно больших количествах, в Ойротию. Основным проводником этой лошади в дореволюционной Ойротии был крупный бай-коневод и скотовладелец Ар-гымай Кульджин.
Кузнецкая лошадь большими партиями приобреталась из конного завода Павловского, находившегося в селе Салаире Кузнецкого уезда. Аргымай использовал кузнецких кобыл как основу для верховотяжеловозной метизации.
Идея, положенная в основу метизации с использованием жеребцов культурных верховых пород на кузнецких матках или их метисах, по-видимому, была проявлением незаурядной интуиции и практиче-
ской сметки Аргымая. Предприимчивый бай в свое время занимался также широким распространением улучшенных лошадей посредством продажи их на сторону.
Планомерная метизация алтайской лошади, в основном улучшателями верхового типа, началась с 1928 г., что было связано с нуждами Красной армии. Из числа переданных колхозам лошадей лучшие животные комплектовались в отдельные косяки.
Улучшенные лошади из табунов Ар-гымая были переданы на конефермы хозяйств. Наибольшее количество их оказалось в колхозах Онгудайского района: «Кызыл Тан», им. Карла Маркса, им. Сталина, «Сталинская Конституция» (с. Ку лада), «Партизан Алтая» (с. Туэкта). Поэтому неслучайно еще в тридцатые годы наибольший процент лошадей, называемых в то время алтайцами «аргымаевскими», встречался при обследовании в вышеназванных хозяйствах. Так, по данным Н. А. Буйновского, у ряда светлосерых «кызыл-тановских» кобыл отмечалась своеобразная по своему изяществу арабизированная голова. Это свидетельствует, по-видимому, об отдаленном влиянии на данный признак аргымаевского «араба» [1], завезенного укту-баем в декабре 1909 г. в Ойротию.
За период 1928-1942 гг. в хозяйства области был завезен 141 жеребец. Ежегодно в хозяйствах использовались производители Ойротской государственной заводской конюшни (ГЗК), в основном племенные животные верхового типа.
Нужно отметить, что на конец 30-х годов XX века состояние метизации было неудовлетворительным. Основная причина состояла в слабом поступлении жеребцов в случную систему, кроме того, местные жители негативно воспринимали процесс метизации аборигенной алтайской лошади [6].
С 1931 г. племенных жеребцов в качестве улучшателей местных лошадей также стал выращивать и широко распространять Ябоганский конный завод № 78.
Следует сказать, что результаты метизации алтайской (ойротской) лошади в значительной мере определялись составом
культурных пород. В качестве улучшате-лей в Ябоганском конном заводе № 78 и Ойротской ГЗК использовались следующие породы: английская чистокровная,
англо-арабская, тракененская, англонорманская, англо-кабардинская, донская, англо-донская, русский рысак и текино-кабардинская.
Данные породного переучета показывают, что в связи с ростом общей численности лошадей в области заметно возросло поголовье помесных животных. Так, в 1935 г. из общего числа 35,0 тыс. голов оно составляло 0,7 тыс. (1,8 %), в 1939 г. из 51,0 тыс. голов - 2,4 тыс. (4,7%), а в 1942 г. из 47,6 тыс. голов - 4,1 тыс. (8,5%). Иначе говоря, за семь лет количество улучшенных животных возросло почти в 6 раз. В то же время местная алтайская лошадь значительно меньше подвергалась влиянию метизации в Кош-Агачском и Улаган-ском районах [1].
В последующие годы в область завозились лошади разных пород и заводских типов для метизации поголовья алтайских лошадей [2].
С 50-х годов XX столетия стали широко использоваться жеребцы рысистых пород: донской и буденновской, а также начались опыты по выращиванию лошадей мясного и молочного направлений с использованием тяжеловозов русской, литовской, советской и владимирской пород. Этот прием привел к заметной дифференциации конского поголовья по их породности. К концу 70-х годов в Горном Алтае появились помеси, имеющие 1/4-1/8 крови улучшенных пород. Эти животные мало отличались от алтайской лошади, но превосходили ее по росту и живой массе.
В 60-начале 70-х годов XX века обеспечение хозяйств области жеребцами орловской рысистой, донской и русской тяжеловозной пород проводилось из племенных совхозов «Кырлыкский» и «Тень-гинский», жеребцами алтайской породы -из племенной фермы совхоза «Улаган-ский».
По данным учета породного состава, на 1.01.1974 г. в области насчитывалось всего породных лошадей 31,3 тыс. голов,
из них верхового направления - 11 тысяч, легкоупряжного - 15,2 тысячи, тяжеловозного - 5,1 тысячи голов. Сложившееся разнообразие пород полностью удовлетворяло потребности в рабочих лошадях разных типов, а также решалась задача развития коневодства в мясном направлении.
На 1 января 1976 г. имелось лошадей в области 45,9 тысячи голов с удельным весом конематок в структуре табуна 28,7%.
Основным методом разведения было вводное скрещивание местных кобыл с жеребцами заводских пород. При недостатке жеребцов-производителей заводских пород использовали на улучшенных и местных кобылах помесных жеребцов, выращенных в местных условиях. Применялось и поглотительное скрещивание местных и улучшенных кобыл с жеребцами заводских пород (донской и орловской) до получения помесей П-Ш поколений с последующим разведением «в себе».
Достаточно часто использовалось промышленное скрещивание с жеребцами донской породы густого типа, которые хорошо приспособлены к пастбищно-тебеневочному содержанию и являются хорошими косячниками и с жеребцами русской тяжеловозной породы. Главной целью промышленного скрещивания было ежегодное воспроизводство местного маточного поголовья.
Новый этап в преобразовании алтайской лошади начался в 70-х годах ХХ столетия. Была поставлена задача выведения новой мясной породы лошадей. Методом выведения новой породы было принято сложное воспроизводительное скрещивание кобыл селекционной группы с заводскими жеребцами-производителями литовской тяжелоупряжной, русской и советской тяжеловозных пород и жеребцами, полученными в предыдущие годы от скрещивания местных алтайских лошадей с тяжеловозами.
Местом выведения новой мясной породы лошадей Алтай был выбран неслучайно. Здесь имеются все возможности для этого: большая территория пастбищ с
обильным разнотравьем и многоводными истоками, что позволяет круглый год со-
держать лошадей на пастбище и получать дешевое мясо.
В 1978-1979 гг. сотрудниками института коневодства были отобраны методом экспертной оценки жеребцы и кобылы, которых включили в селекционную группу: 17 жеребцов с живой массой 560 кг и 800 кобыл в среднем по 527 кг. Они были выращены на подножном корме и обладали хорошими приспособительными качествами.
Работа по созданию новой породы лошадей велась в шести хозяйствах Горного Алтая: конезавод ООО Агросоюз «Амурский», ТОО «Холзун» Усть-Коксинского района; конезавод АХ «Кырлык» Усть-Канского района; конезавод ТОО «Беш-Озек», АО «Новый Путь» Шебалинского района; ОПХ «Теньгинское» Онгудайского района и в четырех хозяйствах Чарышско-го района Алтайского края: конезавод ОПХ «Новоталицкое», конезавод АОЗТ «Сибирь», СТ «Горное», АОЗТ «Бащелак».
В хозяйствах Республики Алтай и Алтайского края в эти годы было обследовано 3100 кобыл и 240 жеребцов-производи-телей, из которых на основе экспертной оценки была сформирована группа для работы по выведению новой породы. На первом этапе работы скрещивались алтайские кобылы неизвестного происхождения с жеребцами тяжелоупряжных пород: русской тяжеловозной, литовской тяжелоупряжной, советской тяжеловозной, жмудской.
Из 3100 обследованных кобыл в селекционную группу отобрано 800 голов, в том числе 738 взрослых (5,5 года старше) и 62 молодые в возрасте до 4,5 года. Из числа отобранных кобыл наиболее отвечающими задаче выведения новой породы оказались животные с прилитием крови тяжелоупряжных пород: русской, советской тяжеловозных пород и эстонского ардена.
Кобылы, отобранные в селекционную группу, по промерам, живой массе и типу телосложения были распределены на три типа: желательный (Ж), универсальный (У), коренной (К).
Для кобыл желательного типа, ориентированных на производство конского мя-
са, характерна пропорциональная грубоватая голова, мускулистая, средней длины шея, корпус длинный: длина туловища превышает в среднем на 10 см высоту в холке; грудная клетка широкая и глубокая, мускулистая; поясница ровная, круп длинный, мускулистый, округлый или слегка раздвоенный, ноги умеренно костистые, щетки небольшие, но густые, копыта прочные.
Кобылы универсального типа, предназначенного как для производства мяса, так и для работы в упряжи и под седлом, представлены, в основном, помесями от скрещивания местных кобыл с жеребцами рысистых и верховых пород.
Лошади коренного типа - это животные, в наибольшей степени сохранившие тип местной лошади. Кобылы коренного типа обладают хорошими приспособительными свойствами и представляют собой ценную материнскую основу для скрещивания с заводскими породами с целью получения помесей желательного типа.
Все жеребцы тяжелоупряжных пород, включенные в работу по выведению породы, оказались пригодными для использования в косячной случке. Они относительно легко акклиматизировались в суровых климатических условиях Алтая, на что указывает их нормальная репродуктивная способность: при средней нагрузке 14,4 кобылы на одного жеребца в косяке благополучная выжеребка составила 68,4%. Жеребцы большую часть года находились на горно-таежных пастбищах вместе с кобылами и лишь при перегоне на зимние пастбища в декабре-январе их ставили в конюшню для подготовки к предстоящему сезону. В зимний период жеребцов кормили сеном и концентрированными кормами с учетом возможностей каждого хозяйства. Никаких специальных подкормок при подготовке жеребцов к случному сезону не применяли.
Ценные качества помесей закреплялись путем однородного подбора, особое внимание при этом было уделено сохранению приспособленности к круглогодовому пастбищно-тебеневочному содержанию, способности к быстрому восстановлению упитанности зимовки.
Подбор кобыл к жеребцам велся как на закрепление ценных свойств у родителей, так и на улучшение выраженности желательных качеств у потомства. Кобыл, уклоняющихся в сторону облегченности (универсальный тип), подбирали к массивным жеребцам желательного типа и чистопородным тяжеловозам. Кобыл, уклоняющихся в сторону местной лошади (коренной тип), подбирали к крупным жеребцам тяжелоупряжных пород или орловским рысистым массивного типа для повышения их роста.
В производящем составе селекционной группы за период с 1979 по 1998 гг. использовано 184 жеребца-производителя - помесей нескольких поколений.
В 1998 г. в селекционной группе новой породы насчитывалось 124 жеребца-про-изводителя и 3020 кобыл, в том числе в производящем составе имелось 60 жеребцов и 1579 взрослых кобыл.
Новоалтайская порода была утверждена Государственной комиссией 29 марта 2000 года.
Жеребцы-производители современного состава новоалтайской породы крупные, массивные, с длинным, хорошо развитым корпусом, широкой глубокой грудной клеткой, широкой спиной, ровной мускулистой поясницей, мускулистым, незначительно раздвоенным крупом, крепкими ногами и хорошо развитой мускулатурой. Кобылы новоалтайской породы имеют несколько грубоватую голову, мускулистую, средней длины шею, длинный, хорошо развитый корпус, широкую и глубокую грудную клетку, широкую, хорошо выложенную мускулатурой спину, ровную мускулистую поясницу, средней длины, хорошо обмускуленный, иногда раздвоенный круп; ноги крепкие, костистые, постановка ног правильная, копытный рог удовлетворительный.
Лошади новоалтайской породы имеют высокие показатели мясных качеств: убойный выход составляет при средней упитанности 55%, выше средней - 58%. От одной конематки можно ежегодно получать свыше 2 ц мяса в живой массе, себестоимость которого в 2-3 раза ниже, чем в
мясном скотоводстве. В структуре затрат производства конины на долю кормов приходится 3-7%, а при производстве говядины - 50%. Лошади этой продуктивной породы в течение всего года находятся на пастбище. Зимой они добывают корм из-под полуметрового слоя снега (тебенюют). При пастьбе они могут удаляться от водопоя до 20-25 км, а зимой полностью утолять жажду снегом [5].
В процессе работы по выведению породы выделены три генеалогические группы лошадей, и на их основе формируются две линии от жеребцов литовской тяжелоупряжной породы: Арбаса (168 Бургис -Аида 1) и Жайздраса (02271 Гинтарас -163 Жотис) и одна линия от жеребца советской тяжеловозной породы - Рекрута (1291 Краб - 2003 Ракетка).
В дальнейшем работа с новой породой будет вестись в направлении увеличения мясной продуктивности, которая пока еще не достигла предела [7].
Библиографический список
1. Бахтушкин И.Т., Кавешников В.С., Осинцев Н.С., Сакуров Л.В. Табунное коневодство в Горном Алтае. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение книжного издательства, 1974.168 с.
2. Бахтушкин И.Т., Ялбаков А.И. Развитие коневодства // Звезда Алтая. 15 июля. 1995.
3. Буйновский Н.А. История и современная практика породообразования лошадей Сибири: Дис. докт. с.-х. наук. М.; Барнаул, 1952. 360 с.
4. Книга о лошади. М.: Гос. изд-во с.-х. литературы, 1952. I том. 439 с.
5. Косарев А.П., Бордунов А.А., Востриков В.Ф. Новая продуктивная порода лошадей «Новоалтайская». Барнаул, 2002. 7 с.
6. Лобанова Т.В., Аргунова Г.Т. Эволюция Алтайской лошади и ареалы ее распространения // Современное состояние и пути развития животноводства в Алтайском крае: Матер. науч.-практ. конф. преподавателей, научных работников и аспирантов зооинженер-ного факультета. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2000. С. 66-68.
7. Никонова Н. Государственная книга племенных лошадей новоалтайской породы. Дивово, 2000. Том 1. 814 с.