Научная статья на тему 'Alma mater – тридцать лет. О филфаке и университетских собратьях'

Alma mater – тридцать лет. О филфаке и университетских собратьях Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Omsk state university is rather young – in comparison with such eminent colleagues, as Moscow and St.-Petersburg, Kazan, Tomsk, Novosibirsk, Irkutsk. But thirty years is much! The whole life is lived. The teaching collective almost two tens faculties was generated from the best representatives of three generations of instructors, bringing up worthy pupils. It is an example of continuity in a science and successes in pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Alma mater – тридцать лет. О филфаке и университетских собратьях»

Вестник Омского университета, 2004. № 2. С. 6-11. © Омский государственный университет

УДК 378.4

ALMA MATER - ТРИДЦАТЬ ЛЕТ. О ФИЛФАКЕ И УНИВЕРСИТЕТСКИХ СОБРАТЬЯХ

Н.Н. Мисюров

Омский государственный университет кафедра русской литературы XX века и журналистики 644077, Омск, пр. Мира, 55а

Получена 25 февраля 2004 г-

The Omsk state university is rather young - in comparison with such eminent colleagues, as Moscow and St.-Petersburg, Kazan, Tomsk, Novosibirsk, Irkutsk. But thirty years is much! The whole life is lived. The teaching collective almost two tens faculties was generated from the best representatives of three generations of instructors, bringing up worthy pupils. It is an example of continuity in a science and successes in pedagogical activity.

Земля Сибирская - удивительный край! Вот уже почти пятьсот лет как «Сибирь ведь тоже русская земля» (замечательные слова из народной песни), но мы все еще порой воспринимаем нашу историю «молодой» - в сравнении с тысячелетней историей всего Государства Российского. Осуществилось во многом предсказание гиганта отечественной мысли и науки Екатерининского века, великого ученого Михаилы Ломоносова, о том, что «могущество России Сибирью прирастать будет». Но по прошествии почти трехсот лет, вопреки нашему вкладу в процветание страны, мы все еще порой ощущаем себя «бедными родственниками» на пиру жизни и «пиру духа» -по сравнению со столичным уровнем потребления результатов этого самого процветания.

В этом смысловом контексте наш нынешний юбилей не то чтобы «рядовая дата», но, пожалуй, никуда не денешься от этого очевидного для нас факта, лишь эпизод в славной истории российской науки и высшей школы. Омский государственный университет действительно молод - в сравнении с именитыми своими собратьями: Московским и Санкт-Петербургским, Казанским и Томским, Иркутским и Новосибирским. И все-таки тридцать лет - это немало! Прожита целая жизнь. Нынешний Омский университет - большая и дружная семья. Преподавательский кол-

лектив ОмГУ сформировался из лучших представителей трех поколений учителей, воспитавших достойных учеников, которые, в свою очередь, сделались мудрыми и опытными наставниками, причем не только школьников и студентов, но и аспирантов. Речь идет о преемственности в науке и педагогической деятельности, на которой держатся все университеты.

Омский университет - детище советской системы (при всей неоднозначности моего отношения к советскому периоду нашей истории имею в виду лучшие традиции «всесоюзной» высшей школы, благодаря им выжила и устояла нынешняя российская высшая школа). «Отцы-основатели» ОмГУ в лице партийных руководителей Омской области и поддержавших их высокопоставленных столичных «партийных бонз» (по свидетельству профессора Е.И. Лаврова решающую роль во всем сыграл главный партийный идеолог 70-х гг. XX в. М.А. Суслов, серьезно отнесшийся к просьбе местных властей и всячески помогавший преодолеть предубеждение Минвуза, сопротивлявшегося открытию университета рядом с давно существовавшим и вполне справлявшимся с задачами, поставленными «партией и правительством», Омским пединститутом) оказались прозорливыми в том далеком 1974 г., когда на самом наивысшем верху - в ЦК КПСС и Сов-

мине СССР - принималось непростое решение об образовании университета в нашем городе. Исторически первый корпус ОмГУ (здание, тогда только что построенное для омского филиала одного из самых именитых московских вузов нефтехимической промышленности - столь важной для «оборонки» ), прекрасно по тем временам оснащенный, и новенький жилой дом для преподавателей и сотрудников составили исходную «материально-техническую базу» молодого университета. Сегодня химики и физики постоянно жалуются на то, что катастрофически не хватает средств для приобретения дорогостоящих компонентов (для проведения опытов хотя бы на занятиях), приборов и иного оборудования. Цены теперь на многое такие, что порой плохо становится! Гуманитариям тоже многое крайне необходимо (например, специальные лаборатории юристам, фотолаборатория и монтажная -журналистам). Студенты из университетской команды по футболу мечтают о новом футбольном мяче («фирменный» - китайского происхождения - по цене вполне сопоставим с доцентской зарплатой). Мы живем теперь в другой стране, по совершенно иным законам выживания...

В том первом сентябре была заложена и нынешняя, теперь имеющая несколько «дикий» вид, аллея; но вытянулись ввысь тополя, разрослись кустарники, чудом уцелевшие ели украшают скромный, но вполне респектабельный ландшафт. Правда его изрядно портит пустырь между корпусами, которому тоже кстати тридцать лет: это уже памятник злополучной «перестройки» (точнее, «недостройки» : начали было строить библиотеку, но потом вынуждены были все «заморозить»).

А как было интересно, шумно, радостно и весело на переменах в тогдашнем единственном корпусе aima mater (нынешнем первом)! Мы все начинали учиться вместе в этом корпусе: и первый набор, и второй, и даже третий. Первый корпус был нашим родным домом. В нынешних стенах aima mater кое-кто из нас все еще вместе, рядом, бок о бок; а иным дома родные - Москва и Санкт-Петербург, Стокгольм и научные лаборатории заграничных университетов. Их именами мы гордимся. Мы, выпускники Омского государственного университета, уже принадлежим истории, истории Омска и России!

«Кадры решают все» - знаменитое изречение все еще любимого иными соотечественниками нашего великого тирана и впрямь удачная, очень емкая формула хорошо поставленного дела. Омский университет принципиально основывался как самостоятельный (не на базе какого-либо существующего учебного заведения), совершенно самобытный по своим академическим и учебно-методическим и научным задачам вуз (если срав-

нивать его с тогдашним пединститутом, прославленной кузницей педагогических кадров). В перспективе мы должны были стать головным вузом нашего региона (сейчас есть основание утверждать, что стали им).

Своими достижениями наш университет обязан первому профессорско-преподавательскому коллективу, который был сформирован из перспективных и молодых ученых Омска, Новосибирска, Иркутска, Томска и других городов. Около 70 % первых наших учителей, по свидетельству первого ректора ОмГУ В.В. Пластинина, имели ученые степени и звания. Лучшие выпускники университета разных специальностей направлялись в аспирантуры Москвы, Ленинграда, Томска, Новосибирска и других городов. Именно из них сформировался кадровый костяк нынешних факультетов ОмГУ. Многие из выпускников первых лет стали кандидатами, докторами наук, профессорами и доцентами, умелыми администраторами (заведующими кафедрами, деканами и даже проректорами). Теперь профессорско-преподавательский коллектив вуза насчитывает свыше шестисот человек (это только штатный состав), при этом на каждом факультете профессоров и доцентов больше, чем было когда-то во всем ОмГУ. За прошедшие годы сложилась и окрепла не одна университетская научная школа по многим исследовательским направлениям, не только в естественных, «точных», науках, но и в гуманитарных. Теперь в Омском университете успешно работают аспирантуры по десятку специальностей (на нашем филологическом -их три!). Кто бы мог представить это тридцать лет назад?! (Меня оставили на кафедре одного-единственного из всего выпуска восьмидесятого года, больше некуда было тогда «расширяться», места в столичных аспирантурах выделялись точно так же по «разнарядке» - по одному в год...) Но кто бы из нас, честолюбивых отличников и «верных делу партии» комсомольцев, мог представить тогда следующую ситуацию: нынешний инфантильный выпускник, умудрившийся еле-еле сдать вступительные экзамены в аспирантуру на «троечки», осуществляет таким образом свою мечту «отмазаться» от армии и становится более чем сомнительным приобретением научного руководителя на ближайшие три года. Бедная (и без того поистине бедная) наука! Теперь щедрый Минвуз способен осчастливить многих («щедрый», кстати, и за счет кармана упомянутых инфантильных соискателей ученых степеней).

Филологический факультет органично возник из первоначально созданного гуманитарного (поначалу «размежевались» юристы с экономистами и историки с филологами, впоследствии историки

окончательно обособились - конкретизация образовательных функций и учебно-методических задач самостоятельных факультетов доведена была до логического завершения). Развитие нашего факультета, как и некоторых других, впечатляет. Один из показателей роста - стремительное увеличение численности контингента: две академические группы в 1974 и 1975 гг., 100 человек (четыре группы) ежегодного набора в 1990-е гг. Теперь ежегодно зачисляется свыше 120-140 абитуриентов (с учетом внебюджетных мест), имеющих возможность выбрать наиболее понравившуюся из четырех филологических специальностей! (А школьники знакомятся с «азами» будущей профессии заранее - по специальным программам довузовской подготовки на Малом филфаке и в Школе молодого журналиста.) На протяжении значительного времени студентов на филфаке было не более 300 человек (а с учетом отчисленных, «отбившихся» и прочих - и того меньше). Сегодня на факультете обучаются свыше 800 студентов очной, очно-заочной, заочной и заочной ускоренной (для лиц, имеющих среднее профессиональное образование по профилю избранной специальности) форм обучения. Некогда я тоже разделял негативное отношение одного из моих предшественников - профессора Б.И. Оси-пова по поводу «вечерней» формы обучения, во многом себя дискредитировавшей в советскую эпоху; но, став деканом, понял, что изменились обстоятельства, есть потребность в обществе в расширении возможностей получения высшего образования. Не жалею, что организовал соответствующие отделения - там учатся хорошие студентки и, как всегда на филфаке, «факультете невест», совсем мало юношей. Иные из них -немолодые и обремененные семейными заботами городские и сельские библиотекарши. Есть и совсем молоденькие, но пытающиеся самостоятельно «встать на ноги» (иногда - даже помогая маме, своей семье) корреспондентки «женских» и всякого рода других изданий. Есть седой и мудрый железнодорожник, издающий в депо газету. Есть простой милиционер, отслуживший в армии, побывавший в Чечне, наперекор всему продолжающий учиться филологической профессии. Есть парочка бойких и вполне толковых тележурналистов, а также несколько «школяров», у которых трудно сложилась судьба на дневном отделении. Примеры можно привести и другие...

У истоков факультета стояла группа энтузиастов из «старых» университетов и именитых педагогических институтов соседних регионов, решившихся кто по личным соображениям, кто «по разнарядке» приехать в Омск, чтобы практически «с нуля» начать созидание именно того университетского «общего дома», которым мы те-

перь гордимся. Нашим нестареющим ветеранам я безмерно благодарен как ученик, как коллега, как теперешний руководитель факультета: их знания и умения всегда востребованы, у них учатся начинающие преподаватели, они любимы студентами, никогда не подведут, поддержат в трудную минуту, помогут советом, скажут пусть и горькую, но правду. Это - Любовь Николаевна Гриднева, Александр Сергеевич Сычев, Анастасия Александровна Елагина, Галина Андреевна Боброва, Майя Петровна Одинцова. Когда-то профессор на факультете был один-единственный - знаменитая и крутая нравом М.В. Кузнецова (от одного ее властного взгляда трепетали нерадивые студенты и некоторые преподаватели). Для нас, ее студентов, высокое профессорское звание было сродни титулу императрицы... Кто бы из нас мог помыслить о собственном профессорском статусе! Амбиции самых честолюбивых ограничивались фантазиями на тему «доцентства» где-нибудь ближе к баснословно далекой тогда пенсии. Теперь же профессоров на факультете наберется уже с десяток, близки к защите докторских диссертаций иные из наших сравнительно молодых выпускников! За один только прошедший учебный год и нынешний защитили докторскую диссертацию Т.П. Рогожникова, кандидатские - С.А. Демченков, М.В. Терских, Е.А. Ронина, Е.П. Барановская, Е.В. Беликова (это преподаватели факультета, а еще есть успешно защитившиеся аспиранты, работающие в других вузах и на других факультетах). Как скоротечно время!

Нынешний филфак ушел далеко вперед. «Ос-тепененность», как звучит это на канцелярском языке всяческих отчетов, высока: две трети преподавателей факультета имеют ученые степени докторов и кандидатов наук. Доцентов - больше половины. На большинстве кафедр почти не осталось «простых» ассистентов: работающих в этой должности молодых преподавателей ученый совет факультета регулярно избирает на более высокие должности, подобающие приобретенной ими ученой степени. Ныне в состав филологического факультета входят семь выпускающих кафедр (а было когда-то всего две): исторического языкознания, русского языка, русской и зарубежной литературы, русской литературы XX века и журналистики, теоретической и прикладной лингвистики, стилистики и языка массовых коммуникаций, библиотековедения и библиографии. Возглавляют их достойные люди. Профессор О.С. Иссерс проявила завидную настойчивость и похвальную инициативу, обеспечив открытие новой и весьма престижной специальности «Связи с общественностью»; ее пример вдохновил профессора H.A. Кузьмину, настоявшую на открытии новой перспективной кафедры

и специальности «Издательское и редакторское дело». Молодой профессор Л.О. Бутакова (выпускница нашего факультета) встала во главе обновленной, базовой и чрезвычайно важной для факультета, кафедры русского языка. Профессора Б.И. Осипова, руководящего кафедрой исторического языкознания, как маститого ученого хорошо знают в России и за рубежом: он признанный специалист по истории и теории письма, истории русского языка и финно-угорским языкам. Профессор Е.М. Смирнов - настоящий подвижник и пропагандист библиотечного дела (а какая у него бесценная коллекция книжных миниатюр!); его ученики (большей частью - ученицы) возглавляют библиотеки города, области и региона. Доцент В.В. Соломонова, уже дважды избиравшаяся заведующей кафедрой, сумела сохранить и развить кадровый потенциал другой базовой, изначальной для факультета кафедры -русской и зарубежной литературы; именно из нее выделилась кафедра современной литературы и журналистики, на которой выросли два доктора наук (Е.А. Акелькина и автор этих строк).

Хочу особо сказать о кафедре русской литературы XX века и журналистики, которую ныне возглавляю. Более десяти лет назад именно Б.И. Осипов, бунтарь и «перестройщик», был инициатором открытия журналистской специализации. Реорганизация «старых» кафедр и прежнего учебного процесса давалась трудно, были всевозможные проблемы, неприятные моменты, конфликты, но были и очевидные успехи. Руководивший новой кафедрой доцент С.Н. По-варцов сделал со своими коллегами немало, но многое - по разным причинам - не сумел «довести до ума». Доцент O.A. Кутмина восприняла трудную эстафету, со свойственной ей напористостью и инициативой продолжила столь нужное факультету, университету и городу дело подготовки кадров для региональных СМИ. Теперь она мой надежный и толковый помощник, соратник; проблем, которые приходится решать ежедневно и ежечасно, гораздо больше, чем казалось поначалу. Но мы добились своего: давно открыта специальность «Журналистика» (скоро предстоит ее государственная аттестация), наши выпускники работают во всех СМИ Омска, области и соседних регионов, многие из них возглавляют редакции ведущих газет, занимают ответственные посты в администрации г. Омска и даже правительства Омской области, руководят подразделениями лучших телекомпаний. Их немало, ставших «матерыми» журналистами, частью омской «четвертой власти». Назову лишь некоторых: Я.А. Лесовский, главный редактор «Омской правды»; Т. Андрюшина, руководитель Омского радио; И.В. Загатова, помощник мэ-

ра в должности главы информационного пресс-центра; ей помогает доказавший свой профессионализм В. Володин; И. Михайлусь, увлеченный энтузиаст ТВ нового века, генеральный продюсер 12-го канала телекомпании «Омск», Н. Мисюров (мой сын), шеф-редактор новостей 12-го канала, бок о бок с ним трудится В. Никитин, также имеющий богатый опыт газетного репортера и радиожурналиста, А. Шестаков, известный омский радиожурналист; Д. Кузьмин, талантливый тележурналист, ныне один из руководителей ТВ компании «Антенна-7». Журналистские успехи нашего выпускника С. Старовойтова отмечены наградами федеральной власти.

Важное значение в Омском университете, как отмечал в юбилейной статье еще 1999 г. наш нынешний уважаемый ректор Г.И. Геринг, придавалось и придается развитию системы довузовской подготовки через целую сеть базовых и факультетских школ. О научно-образовательном фонде, ныне реорганизованном в Центр довузовской подготовки, и его существенном вкладе в университетскую программу профориентации лучше меня мог бы рассказать его директор и мой друг В.И. Гагарин (выпускник физфака, состоявшийся бизнесмен и умелый управленец). Филфак всегда сотрудничал с НОФом, наши преподаватели, проявившие высокий профессионализм и педагогическое мастерство, подготовили к поступлению сотни и даже тысячи абитуриентов. Филологический факультет самостоятельно, в «автономном режиме», создал свою собственную налаженную и четко работающую систему профориентацнон-ной деятельности. Когда-то начинали ее создание немногие энтузиасты: доцент М.Ф. Лучанова (теперь работающая в ОмГПУ), много сделавшая в этом направлении доцент В.В. Соломонова и всячески нам помогавшая Г.Г. Быстрицкая -школьный учитель с именем, педагог высочайшего класса, один из лучших в Омске методистов-наставников, чей труд отмечен высокой правительственной наградой «Заслуженный учитель Российской Федерации». Еще до своего деканства я понял первостепенную важность наших усилий в этом направлении, позволивших добиться превосходных результатов. Если двадцать лет назад мы с трудом конкурировали с «дружественным» пединститутом (программа подготовки школьных учителей давалась нам трудно), то уже десять лет назад мы вышли по всем показателям вперед. Теперь наши выпускники - желанные молодые кадры для директоров школ и гимназий (другое дело, что нынешнее материальное состояние системы народного образования столь плачевно, что «заманить» в школу удается далеко не каждую «звездочку», проявившую свои учительские способности на педагогических практиках).

Сегодня многое делается в рамках Малого филфака доцентом В.И. Хомяковым, моим бессменным заместителем. Он сумел сохранить и развить накопленный коллегами опыт и сложившиеся на факультете традиции. Кандидатскую диссертацию по педагогике защитила талантливая ученица Г.Г. Быстрицкой A.B. Лялина, теперь она - доцент, молодой и перспективный ученый-педагог, мой заместитель по научной работе со студентами и связям со школами. За факультетскую педагогическую практику по русскому языку в средних и старших классах школы отвечают доцент E.H. Гуц и удачно заменившая ее Н.Т. Асеева, настоящие наставники студентов, хорошо знающие современную школу и ее проблемы. Педпрактику по иностранному языку курируют непревзойденные мастера своего дела, методисты высшего уровня, отдавшие школе большую часть своей трудовой жизни: В.Н. Скорко (лучший в городе преподаватель английского языка, сегодня почти все известные общественности «англичанки» воспитаны ею) и Л.Ф. Арсентьева (увлеченный преподаватель французского, еще недавно - заместитель директора по научной работе в одной из знаменитых гимназий); им помогают другие преподаватели факультета иностранных языков.

Многие из прежних выпускников филологического факультета стали уважаемыми в городе и области педагогами, «заработали имя», сумели создать вокруг себя свою «школу». Назову самых заметных: О.Ф. Мартынова, перешедшая из гимназии в управленческие структуры «наро-браза», защитила диссертацию на основе своего уникального учительского опыта; Т.А. Буяко-ва, отличник народного образования, завуч базовой факультетской школы №117, замечательный организатор, прекрасный учитель-словесник и умелый наставник молодежи; Т.В. Мисюрова (моя жена) - один из лучших педагогов лингво-страноведческой гимназии №115, ее ученики -постоянные победители и лауреаты ежегодных олимпиад и иных конкурсов (некоторые из ее школьных учеников успешно закончили филфак, стали уже сами университетскими преподавателями, например талантливый и любимый студентами Б.А. Мнухин, ассистент и аспирант кафедры исторического языкознания Т. Лебедева); из более молодых стоит упомянуть Т.В. Суркову-Напалкову, ныне учителя высшей категории, дипломантку конкурса «Учитель года». Это - лишь некоторые имена, список которых можно продолжить.

Когда в конце 1970-х гг. ставший самостоятельным филологический факультет переехал в здание на Красном Пути (теперь это 5-й корпус ОмГУ), то все мы поместились на половине одного из этажей (одна их кафедр ютилась в бывшем

санузле). Словарный кабинет представлял собой два или три шкафа с книгами. Теперь филфак раскинулся на трех этажах 2-го корпуса (сейчас деканат располагается в бывшем кабинете последнего университетского парткома). У нас есть вспомогательные подразделения, о которых раньше и не мечталось: методические кабинеты заочного отделения специальности «Библиотековедение и библиография», очно-заочного отделения специальностей «Филология» и «Журналистика»; словарный кабинет; лаборатория журналистики. Есть собственный компьютерный класс (как-то однажды в «перестройку» прежний ректор В.В. Тихомиров полушутя спросил меня: зачем, дескать, филологам компьютеры, «орехи колоть»?). Журналистам преподаются не только такие общеобязательные дисциплины, как «Интернет» и «Современные компьютерные технологии», но и специальные, например «Язык электронных СМИ». Это ли не свидетельство технического прогресса и стремительного развития новой специальности?! Кроме того, у нас есть Центр изучения русского как иностранного (кто мог вообразить даже двадцать лет назад пребывание иностранного студента в Омске; теперь же на факультете учатся не только студенты из Турции, но и Германии!). Активнейшим образом работает по программе «Язык города» на базе богатейшего диалектологического архива, собранного при словарном кабинете филфака, группа под руководством профессора Б.И. Осипова; есть Центра по изучению творчества Ф.М. Достоевского, возглавляемый профессором Е.А. Акель-киной. Мы гордимся Школой юного филолога и журналиста и Малым филфаком, откуда вышли многие из нынешних молодых ученых факультета и других омских вузов (некоторые из них стали даже помощниками вузовских руководителей). Компьютерами оснащены все кафедры и лаборантские. Выходит собственная газета филологического факультета «Филт», издание вполне профессиональное по исполнению, весьма и весьма интересное не только для наших студентов, но и их друзей и знакомых с других факультетов. Студенческая редакция имеет собственное помещение и располагает «навороченным» новейшим компьютером. Вот вам приметы времени...

«Не красна изба углами, красна пирогами» (можно и другую поговорку припомнить, что называется, «в тему»: «Делу - время, потехе - час»). На филологическом факультете умеют не только работать и трудиться, но и отдыхать, учить студентов достойному «увеселительному времяпрепровождению». О филфаковских посвящениях в студенты рассказывают легенды (в прошлом году подобное мероприятие в ДК «Звездном» провели так профессионально, добротно и

весело, что наших студентов, героев того «Посвящения. .. », приглашали выступать в других залах - уже на бис). Есть у кого студентам учиться: на протяжении нескольких лет факультетский театр «Престиж», организованный и руководимый доцентом Г.А. Кривозубовой, гремел на весь город; мы стали почти «профи», а Галину Аркадьевну впору было выдвигать на какую-нибудь театральную режиссерскую премию. А с какой самоотдачей мы все играли, с каким восторгом нас принимала публика!

О многом и многих можно было еще вспоминать и вспоминать, о многом стоило бы поразмыслить, о чем-то поспорить, о чем-то помечтать. Наши достижения очевидны, факультетский вклад в развитие всего университета заметен, по достоинству оценен коллегами с других факультетов, точно так же, как мы на филфаке ценим сделанное другими. Но мы видим свои недостатки, отдаем себе отчет в том, что предстоит сделать еще немало, быть может, гораздо больше, нежели мы успели. Омский университет шагнул в третье тысячелетие. Время предъявляет новые требования, необходима модернизация учебного процесса, наши возможности по дальнейшему развитию и совершенствованию материальной базы пока еще расходятся с нашими желаниями. Необходимо развивать новые специальности, наполнять новым содержанием, казалось бы, не вызывающие ничьих нареканий имеющиеся учебные планы. Современный учебный процесс предполагает совершенствование как преподавательской деятельности, так и решительное изменение сложившихся стереотипов студенческого отношения к обучению. Только тогда мы все вместе сумеем выйти на новые рубежи, сравняться с превосходящими нас пока по уровню развития университетами, приблизиться хоть в чем-то к ведущим вузам страны.

Юбилей - не только повод для красивых тостов и благодарственных слов, но и время подведения итогов, определения приоритетов и перспектив на будущее. Омскому государственному университету, моей aima mater, тридцать лет! Большинство из нас, кому сейчас чуть больше сорока и тридцати, надеется встретить с новыми достижениями и подлинным мировым университетским престижем полувековой юбилей ОмГУ. За работу, коллеги!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.