ББК 65.9(2)240 УДК 378.374
В.А. Рабош, А.С. Макашова, Н.В. Шахно
ALMA MATER. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА С ВЫПУСКНИКАМИ
Проанализирован накопленный в России за последние годы опыт взаимодействия вузов и выпускников, показаны основные формы и стратегии взаимодействия. Охарактеризован опыт педагогических вузов по выстраиванию различных уровней взаимодействия с выпускниками, формы экспертно-аналитического сопровождения профессиональных карьер.
Ключевые слова:
выпускник педагогического вуза, мониторинг, профессиональная самореализация, профессиональная карьера, рынок труда, трудоустройство, экспертная деятельность, экс-пертно-аналитическое сопровождение.
За долгую историю высшего образования в России сложились традиции продолжительного и продуктивного взаимодействия между высшим учебным заведением и выпускниками. Однако на каждом новом этапе по-разному видятся цели, задачи и способы такого взаимодействия.
Трудоустройство выпускников и их дальнейшие профессиональные карьеры являются одним из критериев работы высшего учебного заведения. Вместе с тем, обеспечение трудоустройства сегодня не является прямой обязанностью вуза, как, скажем, это было в советское время, когда существовала система «распределения». Сопровождение карьеры и прежде не было предметом специальной деятельности, исключая те случаи, когда выпускник оказывался в дальнейшем сотрудником вуза, входил в число преподавателей. В то же время и современный выпускник не несет перед вузом формальной ответственности за свое трудоустройство и профессиональный рост. То есть стороны (вуз и выпускник) друг в друге заинтересованы, но формальными обязательствами не связаны.
Сегодня эффективность взаимодействия вуза и выпускников зависит, прежде всего, от инициативной деятельности, нередко от самоорганизации, имеет многообразные формы и различную эффективность: от периодических встреч выпускников до создания особых финансовых фондов (эндаументов). Спонсорская поддержка вузов со стороны выпускников не входит в предмет рассмотрения нашей статьи. Тем более, что педагогический университет, чьи выпускники ориентированы, прежде всего, на работу в сфере образования, а не на бизнес и не на политику, хотя и эти пути для них возможны, возлагать серьезные надежды на такие фонды вряд ли может.
Вместе с тем взаимодействие с выпускниками для педагогического университета чрезвычайно важно. Прежде всего -в том плане, что для современного вуза, которому необходимо гибко реагировать на потребности рынка труда, на меняющуюся структуру занятости и появление новых профессий, поколения выпускников являются ближайшим и доступным каналом обратной связи, потенциальными партнерами, сведущими консультантами и экспертами. В этом плане современный вуз, который во многом зависит от рынка труда, но напрямую влиять на него не может, систематическое взаимодействие с выпускниками, представляется необходимой сферой деятельности.
Одним из самых распространенных форм взаимодействия является мониторинг трудоустройства, который проводится по отношению к «свежему» выпуску текущего календарного года. Результаты такого экспресс-мониторинга входят в отчетные показателя вуза и влияют на его место в рейтингах. Между тем, очевидно, что эти показатели являются недостаточными - и для оценки профессиональной самореализации выпускников, и для оценки качества полученного образования. В современных условиях высокой мобильности, меняющегося рынка труда данные опроса выпускников, проведенные спустя два-три месяца после вручения диплома быстро утрачивают актуальность.
Сравнительно недавно некоторые вузы начали долгосрочные проекты мониторинга, предполагающие анкетирование выпускников в несколько этапов, с интервалами в полгода, год, два-три года. Так, задачи лонгитюдного проекта монито- о ринга, начатого в 2011 г. в Высшей экономики, определены как анализ изме- з нений в карьерных позициях выпускни- о
ков ВШЭ, анализ субъективной оценки полученного образования, актуальной и потенциальной активности выпускников во взаимодействии с вузом [9, с. 1].
Мониторинг трудоустройства выпускников становится сегодня частью маркетинговой компании вузов - информация об успешных выпускниках сообщается на сайтах приемных комиссий, публикуется в буклетах. Несмотря на то, что это самый очевидный способ привлечь к себе внимание абитуриентов, немногие педагогические вузы используют такую информацию в качестве рекламы факультета или специальности.
Кроме мониторинга трудоустройства выпускников как показателя качества полученного образования, все больше говорят о выпускнике как о потенциальном клиенте учебного заведения. Выпускники могут обращаться в родной вуз для повышения квалификации, дополнительного образования, второго высшего образования, постдипломного образования, а также для обучения своих детей. И для достижения этих целей взаимоотношения с выпускникам необходимо выстраивать на долгосрочной основе.
Использование сведений о выпускниках в рекламной кампании вуза, как и привлечение выпускника за новыми образовательными услугами, составляют часть маркетинговых стратегий взаимодействия, разработка которых сейчас активно идет. Т.В. Бакун в своей диссертации отмечает, что «наиболее эффективная форма взаимоотношений - коммуникации. Коммуникации в маркетинге образовательных услуг предполагают создание и ведение соответствующих баз данных, в которых фиксируется и постоянно обновляется информация о целевых потребителях, их характеристиках, особенностях нужд, потребностей и спроса на услуги. Осуществляется информирование клиентов о новых направлениях и услугах вуза и поддержание обратной связи» [2, с. 15].
Создание баз данных о выпускниках представляет собой особую форму работы, обеспечивающую как взаимодействие вуза с выпускниками, так и различные возможности анализа данных для решения внут-ривузовских задач, для выстраивания взаимоотношений вуза с рынком труда. Базы данных о выпускниках, как отмечают специалисты по информатизации образования, предоставляют возможности расширения информационной образовательной среды вуза, «в данной области ресурсы и сервисы, входящие в состав информацион-
ной образовательной среды, могут оказать существенное влияние на интенсивность и эффективность подобной работы» [1, с. 6]. Наличие баз данных и их обновление дает возможность выстраивания долгосрочных отношений, проведения аналитических исследований, стратегического и тактического планирования партнерских отношений.
Сегодня базы данных создаются различными способами - путем телефонных опросов, на основании электронных анкет, путем использования социальных сетей. Эта работа находится на начальном этапе, но совершенно очевидно, что будет расширяться. Здесь многое зависит от наличия программного обеспечения и соответствующих специалистов. В этой деятельности есть и правовой аспект, связанный с хранением персональных данных. Словом, ведение баз данных выпускников, является обеспечением взаимодействия, но как вид деятельности - это самостоятельная и специфическая работа.
Одновременно сегодня обсуждается создание Федерального реестра выпускников образовательных учреждений очной формы обучения, который должен быть увязан с «Единым реестром государственных дипломов о высшем профессиональном образовании» (ведется с 2005 г.). Предполагается также возможность независимой верификации данных реестра с привлечением данных Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда, что позволит, по мысли разработчиков концепции, уточнять и проверять данные о выпускниках, корректировать образовательные стандарты и классификационные показатели профессий. В качестве прецедентов реестр выпускников ориентирован на различные зарубежные персональные базы данных, например, в США (Integrated Postsecondary Education Data System), в Финляндии (Register of Completed Education and DegreesRegister of Providers of Education) [7, с. 35-39].
Взаимодействие с выпускниками является для вуза каналом обратной связи, что необходимо для совершенствования и актуализации образовательного процесса. Важной стратегией взаимодействия является создание партнерских отношений вуза с выпускниками, которые сегодня, чаще всего реализуются через ассоциации выпускников. Кроме участия выпускников в различных мероприятиях вуза, а также представления университета общественности на разных уровнях, выпускники, как правило, выражают го-
товность выступать в качестве экспертов и консультантов, организаторов мастер-классов, участников круглых столов и семинаров, ярмарок вакансий. Выпускники готовы выступить в качестве наставников (руководителей и соруководителей) в инновационных, предпринимательских и творческих проектах студентов, готовы сотрудничать в организации производственных практик, в волонтерской деятельности студентов. Также нередко высказывается готовность к сотрудничеству в рамках научно-исследовательских или бизнес-проектов. [10, с. 49-50]
Ассоциации выпускников создаются по всей стране - от небольших вузов до всемирно известных. Они могут быть созданы на базе отдельных факультетов и других структурных подразделений университетов. Примером такого многообразия ассоциаций в рамках одного вуза может служить Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. На сайте университета представлено более 20 ассоциаций выпускников, которые имеют разнообразные цели и задачи. Данное разнообразие и творческий подход организаторов позволяет выявить особенность каждого факультета и составить представление о том, что ждёт потенциального выпускника МГУ в будущем.
Развитие и активная работа ассоциаций выпускников по всей России -это возможность эффективно использовать потенциал выпускников для решений различных задач, что становится особо актуальным в условиях развивающейся и возрастающей конкуренции на рынке образовательных услуг. Такое развитие даёт возможность рекламировать вуз как внутри страны, так и за рубежом, так как выпускники являются «лицом» вуза, также сохраняется преемственность поколений, «историческая память», их традиции и обычаи как компоненты корпоративной культуры вуза.
Опыт педагогических вузов по выстраиванию различных уровней взаимодействия с выпускниками, если судить по информации, размещенной в публичном доступе в сети Интернет, в большинстве своём формируется на базе Центров содействия трудоустройству и профориен-тации1.
В 2002 г. начал свою работу Центр профориентации и трудоустройства Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара. Целью центра является содействие трудоустройству выпускников, развитие партнёрских отношений с предполагаемыми работодателя-
ми, а также мониторинг трудоустройства выпускников, анализ информации о рынке труда, организация семинаров, конференций, выставок, способствующих поддержке карьерного роста выпускников. Аналогичной деятельностью занимается Центр содействия трудоустройству выпускников Новосибирского государственного педагогического университета, начавший свою работу так же в 2002 г.
Центр содействия трудоустройству выпускников РГПУ им. А.И. Герцена «Мост» создан в 2003 г. [4]. Основные направления его работы: предоставление информации о вакансиях, сотрудничество с работодателями и соискателями, психологическая помощь выпускникам. Также осуществляется аналитическая деятельность, ведется статистика трудоустройства выпускников, анализируется динамика спроса и предложения на рынке труда, прогнозирование трудоустройства выпускников текущего учебного года [8]. Здесь идет постоянная активная деятельность: проводятся «Ярмарки вакансий», семинары для студентов и выпускников «Успешная карьера: ориентиры молодым», регулярно проводятся встречи выпускников с представителями органов образования, обсуждаются предлагаемые вакансии и условия работы с каждым выпускником индивидуально. Взаимодействие с выпускниками, отображение их деятельности, способствует привлечению потенциальных студентов, позволяет проиллюстрировать возможность успешной профессиональной самореализации.
На базе Иркутского государственного педагогического университета в 2007 г. создан центр содействия занятости и трудоустройству выпускников, результаты деятельности которого, правда, не отражены на официальном сайте университета. В 2007 г. появился региональный центр содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского, однако на сайте информация о деятельности, о вакансиях не обновляется.
Центры содействия трудоустройству выпускников, созданные на базе педагогических вузов, как правило, ставят перед собой задачи содействовать выпускникам в профессиональной самореализации, осуществляют юридические консультации по защите социальных прав и интересов. Благодаря активному обмену информацией в рамках сайта вуза выпускники могут поделиться опытом друг с другом, передать позитивный опыт студентам, найти вакансии,
соответствующие их профессиональному уровню. Сегодня, когда помощь выпускнику в трудоустройстве и сопровождение профессиональной карьеры рассматривается как сфера социальной ответственности вуза [3; 6], деятельность Центров содействия видится в новом свете.
Несмотря на кажущуюся определенность каналов трудоустройства выпускников педагогического вуза, на деле все обстоит непросто. Специалисты отмечают, что выпускники, получившие гуманитарное образование, сталкиваются с бульши-ми трудностями при поисках работы, чем выпускники естественно-научных и технических направлений подготовки. Вакансии в ученых заведениях представлены крайне неравномерно. Так, в школах учителей информатики и иностранных языков традиционно требуется значительно больше, чем историков, филологов, культурологов [5, с. 51-52]. Кроме того, часть выпускников гуманитарных специальностей, работающих, казалось бы, не по специальности, на самом деле реализуют компетенции, связанные с умением работать с большими объемами информации, создавать и редактировать различного рода тексты и т.п. [5, с. 52-53]. То есть некоторые каналы трудоустройства не рассматриваются как прямо относящиеся к специальности, хотя в реальности таковыми являются.
Результаты экспресс-мониторинга, проведенного в 2011-2012 гг. на факультете философии человека РГПУ им. А.И. Герцена, в целом укладываются в описанную картину. 68% респондентов - выпускников 1997-2011 гг. посвятили себя работе в образовательных учреждениях или в административных и управленческих структурах, связанных с образованием. 32% работают вне сферы образования, но за этим скрываются и творческие профессии (фотохудожники, сценаристы, журналисты, работники радио и телевидения), и работа в сфере информационных технологий, в сфере рекламы и связей с общественностью.
Несмотря на то, что менее половины опрошенных выпускников посвятили себя деятельности, соответствующей полученной специализации, большинство дает высокую субъективную оценку полученному образованию. Знания и навыки, полученные на факультете философии человека, изменили мировоззрение студента, перед выпускниками открылся новый мир, они по-другому взглянули на многие вещи в жизни. Общая эрудиция, навыки критического анализа, умение работать
с информацией, кретивность в решении различного рода проблем отмечаются выпускниками как важные компетенции, способствовавшие личной самореализации и профессиональной росту [11].
Еще один важный вывод из проведенного экспресс-мониторинга заключается в следующем. Для верной оценки востребованности выпускников на рынке труда и для выстраивания долгосрочных взаимоотношений с выпускниками необходимо видеть динамику профессиональных биографий. Так, скажем, о партнерских взаимоотношениях можно задумываться с выпускниками, спустя пять-семь лет после завершения образования. Проводимые же традиционно мониторинги охватывают лишь текущий год выпуска и не направлены на создание баз данных, что позволяло бы вузу (факультету) поддерживать контакты и проявлять инициативу по развитию отношений с выпускниками.
Несмотря на предоставление информации о вакансиях, взаимодействие педагогических вузов с выпускниками вне сферы трудоустройства, на базе ассоциаций или сообществ выпускников развито довольно слабо, подобные структуры существуют лишь в немногих педагогических вузах. Предоставленная в публичном пространстве информация о деятельности ассоциаций выпускников педагогических вузов позволяет говорить о недостаточном использовании потенциала такого канала взаимодействия.
Так, в Рязанском государственном педагогическом университете им. С.А. Есенина в 2009 г. создана ассоциация выпускников, которая предоставляет информацию о лучших выпускниках, в ее планы входит проведение Дня выпускников. С 2011 г. функционирует Ассоциация выпускников в Томском государственном педагогическом университете, направленная на создание базы данных выпускников, организации их встреч, налаживания научных, деловых связей с предприятиями и учреждениями.
Важным показателем успешной деятельности высшего учебного заведения является предоставление информации о достижениях и успехах своих выпускников, наличие подобной информации иллюстрирует успешность вуза, создает его имидж и позволяет повысить его популярность и престиж. Подобная информация представлена лишь в немногих педагогических вузах. Пример наиболее полной и насыщенной информации представлена на сайте факультетов Московского госу-
дарственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Здесь практически каждый факультет предоставляет видеоотчёт о выпускниках.
В заключение хотелось бы отметить, что педагогические вузы не менее активны
по сравнению с классическими университетами, экономическими и техническими вузами в плане выстраивания долгосрочных взаимоотношений с выпускниками. Однако здесь еще много нереализованных возможностей.
Список литературы:
[1] Атанасян С.Л., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Козловских Л.А. Систематизация подходов к информационному взаимодействию педагогического вуза с выпускниками // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2009, № 4. - С. 5—11.
[2] Бакун Т.В. Маркетинговый подход к формированию взаимоотношений вуза с выпускниками / Авто-реф. ... канд. экон. н. — Омск, 2011. — 16 с.
[3] Бараблина С. В., Мехришвили Л. Л. Социальная ответственность: роль высших учебных заведений // Вестник международных организаций. — 2012, № 1. — С. 203—218.
[4] Владимирова С.В., Мальчукова А.Л. Центр содействия трудоустройству выпускников «Мост». Новые формы работы // Вестник Герценовского университета. — 2007, № 4. — С. 78.
[5] Елина Е.Г. Развитие гуманитарного образование и проблемы трудоустройства выпускников гуманитарных факультетов // Вестник Герценовского университета. — 2011, № 11. — С. 51—55.
[6] Капичникова И.Ю., Никитина Е.А. Востребованность, трудоустройство и сопровождение профессиональной карьеры выпускников. Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit.
— 2011, № 1. — С. 196—201.
[7] Комплексная методика мониторинга трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования (проект) // Рынок труда и рынок образовательных услуг. Регионы России. Федеральный информационный ресурс. — Интернет-ресурс. Режим доступа: http://
labourmarket.ru/iforum1/mfo/kompleksnaja-metodika.pdf (15.10. 2012).
[8] Мальчукова А.Л. Особенности трудоустройства молодых специалистов — выпускников РГПУ им. А. И. Герцена 2010 года // Вестник Герценовского университета. — 2011, № 3. — С. 58.
[9] Отчет по исследованию «Мониторинг выпускников НИУ ВШЭ 2011». — Интернет-ресурс. Режим доступа: http://cim.hse.ru/alumni (15.10.2012).
[10] Тимченко В.В. Сопровождение карьеры выпускников: Актуальный взгляд на проблемы взаимодействия вузов с работодателями // Аккредитация в образовании. — 2008, № 3. — С. 48—50.
[11] Шахно Н.В., Орлов А. А. Экспресс-мониторинг результатов образовательной деятельности выпускников факультета философии человека РГПУ им. А.И. Герцена // Гуманитарное знание. Вып. 16.
— СПб.: Астерион, 2012. 4
1 Анализ проводился на основе информации, размещенной на сайтах педагогических университетов. Арзамаский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара (http://agpi.info/index. html, 05.09.2012); Педагогический институт Воточно-Сибирской государственной академии образования (Иркутск, http://isttu.irk.ru/postupayuschim/fakultety/fp/, 07.09.2012); Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского (http://kspu.kaluga.ru/default.aspx, 06.09.2012); Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (http://mggu-sh.ru/mggu/ ob-universitete, 11.09.2012); Новосибирский государственный педагогический университет (http://www. nspu.net/, 04.09.2012); Оренбургский государственный педагогический университет (http://www.ospu. ru/, 10.09.2012); Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (http://www. о herzen.spb.ru/. 09.09.2012); Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина £ (http://www.rsu.edu.ru/applicants/about-the-university, 15.09.2012); Томский государственный педагогичес- ^ кий университет (http://tspu.edu.ru/, 09.09.2012). '¡R