Научная статья на тему 'АЛКОГОЛИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВСЕДНЕВНЫХ ПРАКТИКАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО АНЕКДОТА 1950-1980-Х ГОДОВ'

АЛКОГОЛИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВСЕДНЕВНЫХ ПРАКТИКАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО АНЕКДОТА 1950-1980-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / АЛКОГОЛИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ / 1950-Е ГОДЫ / ЗАСТОЙ / ПЕРЕСТРОЙКА / USSR / ALCOHOLISM / POLITICAL ANECDOTE / 1950S / STAGNATION / PERESTROIKA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Блонский Леонид Владимирович

В статье рассматриваются особенности восприятия в советском обществе 1950-1980-х годов алкоголизма, как социальной проблемы, через призму смеховой культуры анекдота. Анекдот, являющийся одной из самых популярных и востребованных форм устного фольклора, позволял советскому человеку в условиях тотального контроля критически оценивать негативные тенденции развития советского государства. Одной из серьёзных социальных проблем советского общества второй половины ХХ века являлся алкоголизм. В советских анекдотах этого периода в качестве главной причины алкоголизма называлась неэффективная социально-экономическая политика, осуществляемая руководством страны. Автор приходит к выводу, что анекдот в условиях тоталитарного строя и жёсткой цензуры выполнял функцию неформального института гражданского общества, который создавал удачный юмористический акцент на самых неэффективных мерах официальной борьбы с алкоголизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Блонский Леонид Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALCOHOLISM AS A SOCIAL PROBLEMS OF SOVIET SOCIETY IN DAILY PRACTICES OF POLITICAL ANECDOTE OF 1950-1980-IES

In the article considers the features of perception in the Soviet society of 1950-1980-ies. of alcoholism as a social problem through the prism of the laughing culture of anecdote. Anecdote, which is one of the most popular and demanded forms of oral folklore, allowed the Soviet people in conditions of total control to critically assess the negative trends in the development of the Soviet state. One of the serious social problems of Soviet society in the second half of the XX century was alcoholism. In Soviet anecdotes of this period as the main cause of alcoholism called ineffective socio-economic policy implemented by the country's leadership. The author comes to the conclusion that the anecdote in the conditions of totalitarian system and strict censorship served as an informal institution of civil society, which created a successful humorous accent on the most ineffective measures of the official fight against alcoholism.

Текст научной работы на тему «АЛКОГОЛИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВСЕДНЕВНЫХ ПРАКТИКАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО АНЕКДОТА 1950-1980-Х ГОДОВ»

3. http://www.chitalnya.ru/work/ 1169805/

4. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. М-1. Оп.46. Д.317.

5. Центральный архив общественных движений Москвы (ЦАОДМ). Ф.478. Оп.4. Д.1048. Л.Л.23-25.

6. Ольшевский В. Дорогая цена чечевичной похлебки // Советская культура. - 1966. - 14 июня.

7. РГАНИ. Ф.5. Оп.63. Д.151. Л.131.

8. РГАНИ. Ф.5. Оп.59. Д.62. Л.98.

9. Культура и власть от Сталина до Горбачева. - М., 1998. - С. 20.

10. Гуревич Л.Ю. Выставки и свары: хроника ТЭИИ // Сборник статей. - СПб.: Борей-арт, 2001. - С.62.

11. РГАНИ. Ф.89. Пер. 44. Д.5.

12. Вальран В. Ленинградский андеграунд Живопись, фотография, рок-музыка. - СПб.: Издательство имени Н.И. Новикова, 2QQ3. - С. 12.

13. Исаченко С.В. Неофициальное изобразительное искусство Краснодара в 1970-е - первой половине 1980-х годов // Культурная жизнь юга России (Краснодар). - 2010. - №3(37). - С.5.

References and Sources

1. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv novejshej istorii (RGANI). F.5. Op.37. D.98. L.47.

2. Il'ichev L.F. Ocherednye zadachi ideologicheskoj raboty partii. - M., 1963.

3. http://www.chitalnya.ru/work/ 1169805/

4. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii (RGASPI). F. M-1. Op.46. D.317.

5. Central'nyj arhiv obshchestvennyh dvizhenij Moskvy (CAODM). F.478. Op.4. D.1048. L.L.23-25.

6. Ol'shevskij V. Dorogaya cena chechevichnoj pohlebki // Sovetskaya kul'tura. - 1966. - 14 iyunya.

7. RGANI. F.5. Op.63. D.151. L.131.

8. RGANI. F.5. Op.59. D.62. L.98.

9. Kul'tura i vlast' ot Stalina do Gorbacheva. - M., 1998. - S. 20.

10. Gurevich L.YU. Vystavki i svary: hronika TEII // Sbornik statej. - SPb.: Borej-art, 2001. - S.62.

11. RGANI. F.89. Per. 44. D.5.

12. Val'ran V. Leningradskij andegraund ZHivopis', fotografiya, rok-muzyka. - SPb.: Izdatel'stvo imeni N.I. Novikova, 2003. - S. 12.

13. Isachenko S.V. Neoficial'noe izobrazitel'noe iskusstvo Krasnodara v 1970-e - pervoj polovine 1980-h godov // Kul'turnaya zhizn' yuga Rossii (Krasnodar). - 2010. - .№3(37). - S.5.

ТУРИЦЫН ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, президент НИИ истории, экономики и права. Россия, Москва.

ДАВЫДОВ СТАНИСЛАВ ГЕННАДЬЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор, проректор по развитию Института языков и культур им. Льва Толстого; профессор кафедры социальных дисциплин, истории и культурного наследия АСОУ. TURITSYN, IGOR V. - Doctor of History, Professor, President, History, Economics and Law Research Institute (HELRI). Russia, Moscow (i.turitsyn@mail.ru).

DAVYDOV, STANISLAV G. - Doctor of History, Professor, Pro-Rector for Development of the Institute of Languages and Cultures named after Lev Tolstoy; Professor of the Department of Social Sciences, History and Cultural Heritage ASOU (davidov@mail.ru).

УДК 93/94:(394+398.2)«1950/1980»

БЛОНСКИЙ Л.В.

АЛКОГОЛИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВСЕДНЕВНЫХ ПРАКТИКАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО АНЕКДОТА 1950-1980-Х

ГОДОВ

Ключевые слова: СССР, алкоголизм, политический анекдот, 1950-е годы, застой, перестройка.

В статье рассматриваются особенности восприятия в советском обществе 1950-1980-х годов алкоголизма, как социальной проблемы, через призму смеховой культуры анекдота. Анекдот, являющийся одной из самых популярных и востребованных форм устного фольклора, позволял советскому человеку в условиях тотального контроля критически оценивать негативные тенденции развития советского государства. Одной из серьёзных социальных проблем советского общества второй половины ХХ века являлся алкоголизм. В советских анекдотах этого периода в качестве главной причины алкоголизма называлась неэффективная социально-экономическая политика, осуществляемая руководством страны. Автор приходит к выводу, что анекдот в условиях тоталитарного строя и жёсткой цензуры выполнял функцию неформального института гражданского общества, который создавал удачный юмористический акцент на самых неэффективных мерах официальной борьбы с алкоголизмом.

BLONSKY, L.V.

ALCOHOLISM AS A SOCIAL PROBLEMS OF SOVIET SOCIETY IN DAILY PRACTICES OF POLITICAL ANECDOTE OF 1950-1980-IES

Keywords: USSR, alcoholism, political anecdote, 1950s, stagnation, perestroika.

In the article considers the features of perception in the Soviet society of 1950-1980-ies. of alcoholism as a social problem through the prism of the laughing culture of anecdote. Anecdote, which is one of the most popular and demanded forms of oral folklore, allowed the Soviet people in conditions of total control to critically assess the negative trends in the development of the Soviet state. One of the serious social problems of Soviet society in the second half of the XX century was alcoholism. In Soviet anecdotes of this period as the main cause of alcoholism called ineffective socio-economic policy implemented by the country's leadership. The author comes to the conclusion that the anecdote in the conditions of totalitarian system and strict censorship served as an informal institution of civil society, which created a successful humorous accent on the most ineffective measures of the official fight against alcoholism.

За фасадом относительного советского благополучия и стабильности послесталинского периода развития СССР 1950-1980-х годов скрывалось множество социальных проблем. Среди них особое место занимал алкоголизм. Алкоголизм традиционно являлся одним из основных социальных бедствий российского государства и общества. Парадокс проблемной ситуации заключался в том, что государство, не отрицая наличие проблемы алкоголизма в обществе, рассматривало производство и продажу вино-водочных изделий как одну из значительных частей денежных поступлений в бюджет. Поэтому борьбе с алкоголизмом государство начинало уделять внимание только тогда, когда его употребление принимало катастрофические последствия для советского общества. В частности, при проведении исследования в 1975 году выяснилось, что 8 % всех смертельных случаев в Советском Союзе является результатом избыточного употребления вино-водочных напитков или непосредственного отравления алкоголем, а 60% всех совершённых самоубийств являются следствием алкоголизма [1].

Естественно советская власть не могла оставаться безразличной к этой социальной проблеме. Во второй половине ХХ века в СССР последовательно проводились антиалкогольные кампании, самыми известными из которых стали кампании 1958, 1972 и 1985 годов. Одним из средств, позволявших акцентировать внимание на этом социальном зле и обличать порок, являлся юмор. Десятилетиями существующий в условиях тотального политического контроля, советский народ в повседневной жизни формировал своё отношение к событиям внутри- и внешнеполитической жизни. В сознании народа наиболее важные события, связанные с развитием государства и общества, находили своё отражение в фольклоре, формы которого были самыми разнообразными. Значительное место в устном творчестве советского человека занимал анекдот.

Официальные советские издания к главным причинам алкоголизма относили недостаток культуры у выпивающей части населения. Так, в одном из исследований 1981 года автор, рассуждая о причинах алкоголизма в советском обществе, констатировал: «В нашем обществе трудно представить себе вора, грабителя или разбойника, совершающего преступные деяния из нужды, чаще всего их толкает на это желание покутить на добытые средства. Разгульный образ жизни, сопровождаемый частыми выпивками, толкает иногда лиц, имеющих доступ к государственным или общественным материальным ценностям, на совершение растрат и сокрытие их следов...» [2, с. 37].

В анекдотах, создаваемых народом, отражался повседневный уровень восприятия различных социально-бытовых проблем общественной жизни и алкоголизм, как одна из таких проблем, рассматривался более объёмно.

Например, в анекдоте 1957 года история о традиционных буднях алкоголиков, которые приглашают к ним присоединиться третьего, связывается с событиями, произошедшими 21 июня 1957 года, когда на заседании Президиума ЦК КПСС Молотов, Каганович и Маленков попытались сместить Н.С. Хрущёва с поста лидера государства. Министр иностранных дел СССР Д.Т. Шепилов также выступил с критикой Н.С. Хрущёва [3]. На последовавшем за этими событиями, 22 июня 1957 года Пленуме ЦК КПСС появилась формулировка «антипартийная группа Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова», которая практически сразу ушла в народ в качестве повода для шуток с алкогольной составляющей. В одном из самых популярных вариантов анекдота на эту тему двое алкоголиков, стоявших у ларька звали третьего, чтобы он примкнул к ним и стал, таким образом, подобным «примкнувшему» к оппозиции Шепилову [4, с. 115].

15 декабря 1958 года выходит постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками», в котором в качестве главных причин алкоголизма в советском обществе отмечались пережитки буржуазной морали. В тексте постановления констатировалось, что «у части населения проявляются ещё вредные пережитки помещечье-буржуазного строя, старого быта. Одним из таких позорных пережитков является ... пьянство.» [5, с. 77]. В качестве одной из мер борьбы с пьянством в этом же постановлении утверждалась «предельная норма отпуска водки в ресторанах не более 100 граммов на посетителя» [5, с.79]. Спустя некоторое время по стране стал «гулять» следующий анекдот: «Н.С. Хрущёв выпустил закон против алкоголизма -отныне запрещалось в одной рюмочной наливать человеку больше ста грамм. Чтобы выпить

132

следующие сто грамм он должен идти в другое питейное заведение. Пока идёт - протрезвеет! В связи с этим в СССР создаётся комиссия в состав которой вошли представители различных советских республик: от Белоруссии - Стограмович, от Украины - Наливайко, от Армении -Сутрапьян, от Грузии - Опохмелидзе, от Казахстана - Закусанбаев, от Латвии - Выпивайтес. Председателем комиссии назначен представитель от РСФСР - товарищ Рыгалов» [6, с. 717].

В 1970-е годы советское правительство, осознавая катастрофичность проблемы с пьянством, выпустило сразу несколько постановлений, направленных на искоренение этого социального зла - «Постановление о медицинских вытрезвителях при органах внутренних дел. № 275 от 22 июня 1970 г.», «Постановление Совета Министров СССР. О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма. 16 мая 1972 г.», «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма. 13 июня 1972 г.», «Положение о комиссиях по борьбе с пьянством. 21 августа 1972 г.», «Указ президиума Верховного Совета РСФСР о принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков, 1 марта 1974 г.» [7].

Результатом этих постановлений становится, в том числе и значительное повышение цен на вино-водочные изделия, как одна из мер борьбы с пьянством. Советский народ ответил на такие меры появлением следующих анекдотов:

«Армянскому радио задают вопрос:

- Можете ли Вы назвать химическую формулу воды?

- Конечно, Аш два о.

- А формулу коньяка?

- А коньяка - Аж восемь двенадцать. О!» Подразумевалась стоимость бутылки коньяка, обыгранная в этой шутливой алкогольной, химической формуле.

Ещё один анекдот на злободневную алкогольную тему, связанную с повышением цен на алкоголь, вследствие вышедших в начале 1970-х годов указов, обыгрывал также аспекты правозащитного движения в СССР. В анекдоте один рабочий обращается к другому:

- Знаешь, скоро повысят цены на мясо!

- Это, паршиво!

- Кроме этого, повысят цены на хлеб!

- Совсем паршиво!

- И самое главное - скоро повысят цены на водку!!

- Ну, это полный бред: академик Сахаров такого не допустит!» [7, с. 117].

Реакцией на одно из положений «Постановления Совета Министров СССР. О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма. 16 мая 1972 г.», в котором отмечалось, что «продажа водки и других алкогольных напитков крепостью 30 процентов и выше может производиться в розничной торговой сети не ранее 11 часов утра и не позднее 19 часов вечера» [8], становится появление следующего остроумного анекдота:

«-Кто такие семиты и антисемиты?

- Первые покупают водку до семи часов вечера, вторые после семи вечера водку нигде достать не могут и при этом во всём винят евреев» [6, с. 720].

В период апогея застоя алкоголизм принимает действительно катастрофические масштабы. По данным статистики к началу 1980-х годов в СССР насчитывалось около 40 млн. алкоголиков [2, с. 18]. Во многом это социальное бедствие было спровоцировано неудовлетворённостью от провозглашаемых официальной властью лозунгов о ближайшем построении коммунизма и реальным положением дел. Желая отключиться от несовершенства политического строя, многие советские люди погружали своё сознание в омут алкогольной зависимости. В начале 1980-х годов популярными становятся следующие анекдоты, отражающие особенности этого социально-психологического состояния советского общества:

«Армянскому радио задают вопрос:

- Почему мы до сих пор не достигли коммунизма?

- Дело в том, что в соответствии с последними положениями теории диалектического материализма, между социализмом и коммунизмом сформировалась новая стадия - развитый алкоголизм» [4, с. 120].

Ещё один анекдот начинался со следующего вопроса армянскому радио:

«- Что мы понимаем под коммунизмом?

- Коммунизм - это советская власть плюс алкоголизация всей страны» [4, с. 120].

С утверждением курса на перестройку политической и социально-экономических сфер общественной жизни советское руководство во главе с новым генеральным секретарём М.С. Горбачёвым приняло целый ряд радикальных мер, направленных против алкоголизма. Начиная с 1985 года, были сокращено производство вино-водочных напитков и время их продажи, ужесточены административное и уголовное наказания за их незаконное производство и торговлю. В мае 1985 года в газете «Правда» публикуется постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», в котором «признавалось необходимым в планах экономического и социального развития СССР предусматривать начиная с 1986 года ежегодное сокращение объемов производства водки и ликеро-водочных изделий, а к 1988 году полностью прекратить выпуск плодово-ягодных вин» [9]. Ответом на антиалкогольную кампанию становится появление целой серии анекдотов с алкогольно-политическим подтекстом. Тем более что политика гласности способствовала раскрепощению народного сознания.

В одном из анекдотов, например, обыгрывалась традиция подготовки лозунгов к статусным партийным мероприятиям. «К XXVII съезду КПСС были придуманы новые лозунги:

На красный террор ответим белой горячкой, а на безалкогольные свадьбы ответим непорочным зачатием!» [4, с.122].

Сократившееся количество продаваемой алкогольной продукции в государственных магазинах, компенсировалось увеличивающимся объёмом её продаж на чёрном рынке. Кроме этого, люди, страдающие алкоголизмом во второй половине 1980-х годов, всё чаще стали употреблять самогонный алкоголь. Всё это только усугубило положение с алкоголизмом в СССР.

Одним из популярных анекдотов этого периода, в котором высмеивалось увеличивающееся производство самогона, несмотря на его запрет, становится следующий анекдот:

«Два алкоголика договорились: если кто-то достанет пива, сразу же позвонит другому и сообщит, что купил газету; если достанет вина - говорит, что купил брошюру; достанет водку -говорит, что купил книгу. На следующее утро раздаётся звонок: - Петя, срочно приезжай. Из села приехал Дядя Вася и привёз рукопись!» [4, с.123].

Ограничение продажи вино-водочной продукции с 14.00 также стало популярной темой анекдотов этого периода. По традиции в анекдоты включался политический подтекст. В это время, например, очень популярны были следующие анекдоты, обыгрывающие различные парадоксальные аспекты антиалкогольной кампании 1985 года: «Красноармеец Сухов идёт по пустыне и видит М.С. Горбачёва, который зарыт в песке. Горбачёв взывает к Сухову: «Пить.». Сухов взглянул на часы и ответил: «Михаил Сергеевич, а у нас, кстати говоря, пить разрешается только с двух часов» [6, с.722].

«В СССР приехал с государственным визитом президент США Р. Рейган. После окончания переговоров он попросил провести ему экскурсию по Москве. Проходя по московским улицам, он увидел большую очередь около магазина «Вино». «Что это за люди и почему они здесь собрались?» Переводчику неудобно, но он начинает разъяснять: «Термин «Вино» в СССР расшифровывается как «Высший институт народного образования». Как видите, у нас от желающих получить высшее образование отбоя нет». - «А почему они все трясутся?» -спрашивает Рейган. «Дело в том, что у них с двух часов дня начинаются вступительные экзамены» [6, с.729].

Антиалкогольная кампания 1985 года оказалась неэффективной. Её декларативный характер не подтверждался реальными и продуманными мерами, направленными на борьбу с алкоголизмом. В сознании советских граждан эта кампания ассоциировалась только с бездумной вырубкой ценных виноградников, и с увеличением производства самопального алкоголя. В целом, ни одна кампания 1950-1980-х годов не привела к реальному уменьшению потребления вино-водочных изделий в стране. Почему же эти кампании не привели к улучшению ситуации? Дело в том, что лозунги, угрозы и призывы к трезвому образу жизни вызвали непонимание у народа. В сознании советских обывателей алкоголик оставался несчастным человеком, который был ничтожным и опустившимся, но своим - в отличие от советской власти, которая постоянно к чему-то призывала, но при этом продолжала оставаться чужой. Анекдот в условиях тоталитарного строя

и жёсткой цензуры выполнял функцию неформального института гражданского общества, который создавал удачный юмористический акцент на самых неэффективных мерах официальной борьбы с алкоголизмом.

Литература и источники

1. Заиграев Г.Г. Борьба с алкоголизмом. - М. 1986. - С. 78.

2. БейсеновБ.С. Алкоголизм: уголовно-правовые и криминологические проблемы. - М., 1981.

3. ШепиловД.Т. Непримкнувший. - М., 2001. - С. 107.

4. Штурман Д., Тиктин С. Советский Союз в зеркале политического анекдота. - М., 1992.

5. Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 15 декабря 1958 г. «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками» // Из истории борьбы с пьянством, алкоголизмом, самогоноварением в советском государстве (1917-1985 гг.). Учебно-методические материалы. - М., 1988.

6. МельниченкоМ. Советский анекдот (Указатель сюжетов). - М., 2014.

7. Из истории борьбы с пьянством, алкоголизмом, самогоноварением в советском государстве (1917-1985 гг.). Учебно-методические материалы. - М., 1988.

8. Постановление Совета Министров СССР. О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма. 16 мая 1972 г. // Из истории борьбы с пьянством, алкоголизмом, самогоноварением в советском государстве (1917-1985 гг.). Учебно-методические материалы. - М., 1988. - С. 93.

9. Постановление Центрального Комитета КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» // Правда. - 1985. - 7 мая.

References and Sources

1. Zaigraev G.G. Bor'ba s alkogolizmom. - M. 1986. - S. 78.

2. Bejsenov B.S. Alkogolizm: ugolovno-pravovye i kriminologicheskie problemy. - M., 1981.

3. SHepilov D.T. Neprimknuvshij. - M., 2001. - S. 107.

4. SHturman D., Tiktin S. Sovetskij Soyuz v zerkale politicheskogo anekdota. - M., 1992.

5. Postanovlenie Central'nogo Komiteta KPSS i Soveta Ministrov SSSR ot 15 dekabrya 1958 g. «Ob usilenii bor'by s p'yanstvom i o navedenii poryadka v torgovle krepkimi spirtnymi napitkami» // Iz istorii bor'by s p'yanstvom, alkogolizmom, samogonovareniem v sovetskom gosudarstve (1917-1985 gg.). Uchebno-metodicheskie materialy. - M., 1988.

6. Mel'nichenko M. Sovetskij anekdot (Ukazatel' syuzhetov). - M., 2014.

7. Iz istorii bor'by s p'yanstvom, alkogolizmom, samogonovareniem v sovetskom gosudarstve (1917-1985 gg.). Uchebno-metodicheskie materialy. -M., 1988.

8. Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR. O merah po usileniyu bor'by protiv p'yanstva i alkogolizma. 16 maya 1972 g. // Iz istorii bor'by s p'yanstvom, alkogolizmom, samogonovareniem v sovetskom gosudarstve (1917-1985 gg.). Uchebno-metodicheskie materialy. - M., 1988. - S. 93.

9. Postanovlenie Central'nogo Komiteta KPSS «O merah po preodoleniyu p'yanstva i alkogolizma» // Pravda. - 1985. - 7 maya.

БЛОНСКИИ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Философия, социология и история» Российского университета транспорта (МИИТ) (leonidas78@inbox.ru)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

BLONSKY, LEONID V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department "Philosophy, Sociology and History" of the Russian University of Transport (MIIT) (leonidas78@inbox.ru).

УДК 94(47).084.9«1985/91»:323.23

НАВРУЗОВ З.Г.

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЛЕГИТИМАЦИЯ СОВЕТСКОГО РЕЖИМА В КОНЦЕ 80-Х ГГ. КАК ФАКТОР ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ

Ключевые слова: СССР, идеология, перестройка, гласность, делигитимация.

В статье дестабилизация политического режима в СССР в конце 80-х гг. рассмотрена с точки зрения воздействия фактора делигитимации системы с упором на идеологическую составляющею данного процесса. Уделено внимание роли отмены статьи Конституции о руководящей роли КПСС, а также развенчанию «ленинского мифа» советской идеологии в изучаемой проблеме. Показано, что эти явления были подготовлены всеем ходом перестройки, вернее ее политической составляющей, прежде всего политикой гласности. Начавшись как разоблачение перегибов и отступлений от ленинского курса, гласность быстро переросла в критику самого ленинского наследия, как идеологической первоосновы советского общества.

NAVRUZOV, Z.G.

IDEOLOGICAL DELEGITIMATION OF THE SOVIET REGIME AT THE END OF THE 80S AS A FACTOR OF SYSTEM DESTABILIZATION

Keywords: USSR, ideology, perestroika, glasnost (publicity), deligitimation.

In the article the destabilization of the political regime in the USSR at the end of the 80s considered from the point of view of the influence of the system's delimitation factor with emphasis on the ideological component of this process. Attention is paid to the role of canceling an article of the Constitution on the leading role of the CPSU, as well as the debunking of the "Leninist myth" of Soviet ideology in the problem under study. It is shown that these phenomena were prepared by the whole course of perestroika, or rather its political component, primarily the policy of publicity. Beginning as a revelation of excesses and deviations from the Leninist course, the glasnost quickly grew into a criticism of the Leninist legacy itself, as the ideological foundation of Soviet society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.