Научная статья на тему 'Правовое регулирование производства и оборота алкогольной продукции в СССР в 1985 - 1991 гг. '

Правовое регулирование производства и оборота алкогольной продукции в СССР в 1985 - 1991 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
450
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правовое регулирование / алкогольная продукция / перестройка / антиалкогольная кампания / деалкоголизация. / legal regulation / alcohol products / restructuring / anti-alcohol campaign / dealcoholization.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколова Татьяна Леонидовна

Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью государственных и общественных институтов в опыте законотворческой деятельности в области правового регулирования в алкогольной сфере, а также задачами дальнейшего совершенствования современного антиалкогольного законодательства. В статье рассматриваются основные направления развития правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции в СССР в 1985–1991 гг. Цель настоящей статьи изучение комплекса нормативно-правовых документов, принятых в 1985 1991 гг., направленных на решение «алкогольного вопроса». Автор приходит к выводу, что без научно обоснованной концепции, четко сформулированных целей алкогольной политики, методов и средств их достижения практические действия по преодолению алкоголизма и пьянства оказываются малоэффективными. Проводимая в годы перестройки антиалкогольная политика оказалась противоречивой и имела неоднозначные последствия как для государства в целом, так и для отдельно взятых советских граждан, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Соколова Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF PRODUCTION AND TURNOVER OF ALCOHOLIC PRODUCTS IN THE USSR IN 1985 - 1991

The relevance of the research problem is due to the need for state and public institutions in the experience of legislative activity in the field of legal regulation in the alcohol sector, as well as the tasks of further improving modern anti-alcohol legislation. The article discusses the main directions of development of legal regulation of production and turnover of alcoholic beverages in the USSR in 1985 1991. The purpose of this article is to study a set of regulatory documents adopted in 1985 1991 aimed at solving the “alcohol issue”. The author comes to the conclusion that without a scientifically based concept, clearly formulated goals of alcohol policy, methods and means to achieve them, practical actions to overcome alcoholism and drunkenness are not very effective. The anti-alcohol policy carried out during the years of perestroika turned out to be controversial, and had mixed consequences both for the state as a whole and for individual Soviet citizens taken, in particular.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование производства и оборота алкогольной продукции в СССР в 1985 - 1991 гг. »

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10155 СОКОЛОВА Татьяна Леонидовна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (ВИПЭ ФСИН России) e-mail: [email protected]

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В СССР В 1985 - 1991 ГГ.

Аннотация. Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью государственных и общественных институтов в опыте законотворческой деятельности в области правового регулирования в алкогольной сфере, а также задачами дальнейшего совершенствования современного антиалкогольного законодательства. В статье рассматриваются основные направления развития правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции в СССР в 1985-1991 гг. Цель настоящей статьи - изучение комплекса нормативно-правовых документов, принятых в 1985 - 1991 гг., направленных на решение «алкогольного вопроса». Автор приходит к выводу, что без научно обоснованной концепции, четко сформулированных целей алкогольной политики, методов и средств их достижения практические действия по преодолению алкоголизма и пьянства оказываются малоэффективными. Проводимая в годы перестройки антиалкогольная политика оказалась противоречивой и имела неоднозначные последствия как для государства в целом, так и для отдельно взятых советских граждан, в частности.

Ключевые слова: правовое регулирование, алкогольная продукция, перестройка, антиалкогольная кампания, деалкоголизация.

SOKOLOVA Tatiana Leonidovna,

candidate of Historical Sciences, assistant professor of the Department of state and legal disciplines, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia

LEGAL REGULATION OF PRODUCTION AND TURNOVER OF ALCOHOLIC PRODUCTS IN THE USSR IN 1985 - 1991

Annotation. The relevance of the research problem is due to the need for state and public institutions in the experience of legislative activity in the field of legal regulation in the alcohol sector, as well as the tasks of further improving modern anti-alcohol legislation. The article discusses the main directions of development of legal regulation of production and turnover of alcoholic beverages in the USSR in 1985 - 1991. The purpose of this article is to study a set of regulatory documents adopted in 1985 -1991 aimed at solving the "alcohol issue". The author comes to the conclusion that without a scientifically based concept, clearly formulated goals of alcohol policy, methods and means to achieve them, practical actions to overcome alcoholism and drunkenness are not very effective. The anti-alcohol policy carried out during the years of perestroika turned out to be controversial, and had mixed consequences both for the state as a whole and for individual Soviet citizens taken, in particular.

Key words: legal regulation, alcohol products, restructuring, anti-alcohol campaign, dealcoholization.

Актуальность проблемы исследования обусловлена современной ситуацией в алкогольной отрасли, характеризующейся распространением нелегальной алкоголь-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

ной продукции на рынке, массовыми отравлениями среди населения от потребления недоброкачественного алкоголя, низкими показателями акцизных отчислений в бюджет от одного из самых

реализуемых в России видов продукции. Подобная ситуация в обществе и государстве сложилась в СССР к середине 1980-х годов. В 1985 г. были начаты коренные преобразования в алкогольной сфере. Целью данного исследования является изучение комплекса нормативно-правовых документов, принятых за период с 1985 по 1991 г., направленных на решение «алкогольного вопроса». Обращение к историческому опыту, изучение правового регулирования алкогольной отрасли в период перестройки, на наш взгляд, может способствовать решению идентичных проблем в современной России.

Первые попытки государственного вмешательства в сферу производства и оборота алкогольной продукции в России относятся к концу XV в. История развития государственного регулирования оборота алкогольной продукции в дореволюционной России свидетельствует о нестабильности курса государственной политики на алкогольном рынке и цикличности реформирования от государственных монополий и «сухих законов» до либеральной модели регулирования. Политика советской власти в рассматриваемой сфере была направлена на установление государственного контроля за производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Ряд исследователей считают, что антиалкогольное законодательство в СССР окончательно оформилось в начале 1970-х годов. В этот период был принят ряд нормативно-правовых актов, предусматривавших широкий комплекс мер экономического и культурно-воспитательного характера. Так, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 июля 1971 г. «О внесении изменений в статью 62 Уголовного кодекса РСФСР» было закреплено возможное принудительное лечение лиц, совершивших преступление и страдающих алкогольной зависимостью. Затем было инициировано сокращение производства алкогольных напитков путём принятия Постановления Совета Министров СССР от 16 мая 1972 г. № 361 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма», в котором приведён перечень мер по снижению пьянства, в т.ч. предписывалось прекратить производство для продажи населению водки с содержанием спирта 50% и 56%, а также водки и крепких водочных изделий в расфасовке 0.1 и 0.05 л. Данное постановление являлось основой для принятия в июне-сентябре 1972 г. во всех союзных республиках целого ряда антиалкогольных актов [4, а 31]. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1972 г. «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» значительно усиливалась ответственность за распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах,

за управление транспортными средствами в состоянии опьянения и за нарушение правил торговли алкогольными напитками, вводилась уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в пьянство, обязательным стало принудительное лечение алкоголиков, признанных судом таковыми [2, с. 95]. Данным Указом инициировалось привлечение общественности к борьбе с пьянством и алкоголизмом, предусматривалось создание при исполкомах Советов всех уровней комиссий по борьбе с пьянством. Однако деятельность государственных и общественных структур в основном сводились к единовременным бессистемным мероприятиям: организовывались собрания, показательные товарищеские суды, издавались стенгазеты. В результате, как и в прежние десятилетия, власти боролись не с пьянством, как социальным явлением, а с пьяницами. Активно использовались и принудительные методы, такие как учет и лечение алкоголиков в наркологических учреждениях и др. Вместе с тем, большинство антиалкогольных указов 1970-х годов на практике не выполнялось либо выполнялось частично.

Многие исследователи, опираясь на статистические данные, приходят к выводу, что к началу 80-х годов пьянство как социальное явление охватило всё советское общество. К 80-м годам СССР по показателям потребления как легальной, так и нелегальной продукции вышел в мировые лидеры, что обусловило обострение ряда социально-экономических проблем общества, отражённое в динамике ряда социальных показателей (снижение продолжительности жизни, в росте бытового и производственного травматизма и др.). Масштабы распространения алкоголизма политиками тех лет оценивались уже как угроза демографическому развитию и существованию Советского государства. Смертность от алкоголизма уносила ежегодно жизни 600-700 тыс. чел., потребление вина и водки в 1984 г. достигло в среднем 10.6 л/ год, включая грудных детей, а с учётом потребления самогона — 14.2 л/год, что превышало в 2-3 раза аналогичные показатели европейских государств [1]. Указанные проблемы обусловили необходимость реализации радикальных мер, направленных на деалкоголизацию страны в 1985 - 1988 гг.

С приходом к власти М.С. Горбачёва проблема пьянства и алкоголизма на государственном уровне поднимается вновь. Перестройка стала настоящим апогеем борьбы с пьянством в СССР. 7 мая 1985 г. вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и постановление Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», под-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

твердившее курс антиалкогольной кампании 1972 г. Данные постановления включали в себя обширный комплекс профилактических и административных мер: от разработки общегосударственной комплексной программы по профилактике и пресечению пьянства и алкоголизма до запрета продажи спиртных напитков лицам, не достигшим 21 года, и ограничения времени продажи винно-водочных изделий в рабочие дни [8]. Список мероприятий, запланированных в рамках кампании, включал усиление государственной антиалкогольной пропаганды, сокращение производства спиртного в масштабах всего Союза, строительство многочисленных «лечебно-трудовых профилакториев» и разработку новых лекарственных средств для борьбы с алкоголизмом, широкий спектр мер по организации культурно-массового досуга населения. Запланированы были даже «развитие сети чайных, закусочных, а также кафе и баров по продаже безалкогольных напитков» и включение «вопросов антиалкогольного воспитания в курсы общественно-политических, гуманитарных и естественных дисциплин, изучаемых в школах, профессионально-технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях». В целом, постановление было всеобъемлющим и глубоко проработанным. Однако в дальнейшем возникли серьезные проблемы с реализацией данного постановления. Вслед за постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР 16 мая 1985 г. были приняты Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством» [20] и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» [16]. Согласно данным указам вводились административные наказания в виде штрафа и административного ареста за распитие спиртных напитков в общественных местах, кроме предприятий торговли и общественного питания, распитие спиртных напитков на производстве или пребывание на работе в нетрезвом состоянии, изготовление или хранение без цели сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки, приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки, нарушение работниками торговых предприятий и предприятий общественного питания правил торговли водкой и другими спиртными напитками. Так же, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством», лица, к которым применялись меры административного взыскания за правонарушения, предусмотренные статьями настоящего Указа, могли быть лишены полностью или частично премий, вознаграждений по итогам годовой работы организации, льготных путевок в дома отдыха и санатории и т.д.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 28 июня 1985 г. № 273 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», все партийные, административные и правоохранительные органы РСФСР были мобилизованы на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом. Для этого было радикально снижено потребление алкоголя населением путем значительного сокращения государственного производства и продажи алкогольных напитков, вводились меры по искоренению самогоноварения, совершенствованию лечения от алкоголизма, в т.ч. принудительного, активизировалась работа наркологических служб, системы здравоохранения, проводилась масштабная культурно-воспитательная работа (выпуск полиграфической продукции по антиалкогольной пропаганде, производство художественных, документальных и научно-популярных кинофильмов на антиалкогольные темы и т.д.). Органы власти всех уровней начали активно бороться с пьянством административными мерами. В РСФСР за нарушение антиалкогольного законодательства к ответственности в 1980 г. привлекли 7 571 496 чел., в 1985 г. — 9 646 627 чел., в 1990 г. — 6 705 937 чел. [2, с. 98].

Самым сильным ударом для пьющей и выпивающей части населения стало резкое повышение в августе 1985 г., а затем в августе 1986 г. розничной цены на алкогольную продукцию и на крепкие спиртные напитки. Например, рост цен на водку за три года (с 1983 по 1985 г.) составил 30% за пол-литра (в 1983 г. за него платили 4.70 руб. и 5.20 руб. в 1985 г.). Это ударило по материальному положению семей, в которых были пьющие, тем самым, ещё больше ухудшив в них морально-психологический климат.

Осенью 1985 г. выходят постановления Президиума Верховного Суда СССР, разъясняющие практику применения судами антиалкогольного законодательства [6, 7]. В постановлениях обращается внимание на необходимость дальнейшего совершенствования судебной деятельности, безупречного выполнения судьями своих обязанностей в борьбе с правонарушениями, связанными с пьянством, т.к. в судебной практике имеют место недостатки в применении мер административного взыскания и другие упущения.

Антиалкогольную направленность имел Указ Президиума ВС РСФСР «Об утверждении Положения о комиссиях по борьбе с пьянством, образуемых на предприятиях, в учреждениях, организациях и их структурных подразделениях» [17]. В данном Указе подробно регламентировалась деятельность указанных комиссий на предприятиях и в организациях, рассматривались их полномочия. Комиссия по борьбе с пьянством рассматривала материалы в отношении членов трудовых коллек-

тивов и могла применить к виновному за правонарушения, одну из следующих мер общественного воздействия: объявить предупреждение, объявить выговор или наложить денежный штраф в размере до пятидесяти рублей.

Справедливости ради следует сказать, что антиалкогольное законодательство 1985 г. во многом шло вслед за антиалкогольными мерами, принятыми в 1972 г., но повсеместно нарушаемыми. В первую очередь, это касается правил торговли алкогольной продукцией. По мнению М.С. Горбачева, перестройка, в т.ч. и в рассматриваемой сфере, была не внедрением чего-то нового, а усилением государственного контроля, дисциплины и исполнения закона [5, с. 31].

Вместе с тем, антиалкогольные меры 1985 г., как часть социального реформаторства Горбачёва, имели некоторые нововведения по сравнению с прошлыми десятилетиями. Так, был увеличен возраст, по достижении которого разрешалось покупать и употреблять алкоголь: с 18 лет до 21 года. В 1988 г., как и на сахар, были введены талоны на покупку алкоголя, исходя из расчёта по 2 бутылки в «руки» в месяц: либо 1 л водки или коньяка, либо 1.5 л вина или шампанского.

Следующим шагом властей стало сокращение количества магазинов, реализующих крепкие напитки. К 1987 г. государство почти в пять раз сократило число магазинов, продающих алкоголь. На некоторое время эта акция приостановила потребление алкоголя населением и даже позволила снизить показатели преступности в среднем по стране. Введение талонов также способствовало незначительному сокращению расходов на алкогольные напитки в структуре семейных бюджетов.

В борьбе с пьянством и алкоголизмом правительство также опиралось на общественное мнение о необходимости противодействия алкогольной угрозе. Было создано Всесоюзное общество трезвости, развернувшее масштабную просветительную и контролирующую работу. В государственных СМИ широко обсуждалась проблема роста потребления суррогатов. Вместе с тем, до населения не были доведены истинные масштабы злоупотребления алкоголем, что привело к непониманию действий руководства страны и неинтенсивным проявлениям протеста среди отдельных групп населения.

В 1986-1987 гг. выходит ряд ведомственных приказов, касавшихся использования этилового спирта на предприятиях и в организациях [10, 11, 12, 13]. В июле 1987 г. государство начало постепенно сворачивать антиалкогольную программу: уголовная ответственность за изготовление суррогатных напитков без цели сбыта была заменена на административную [18]. С января 1988 г. увели-

чиваются государственные продажи алкоголя, с октября 1988 г. государство стало постепенно наращивать производство ликеро-водочных изделий и пива.

Первые итоги комплекса мер по борьбе с пьянством политическое руководство страны стало подводить уже в 1988 г. 12 октября Политбюро ЦК КПСС приняло постановление «О ходе выполнения постановлений ЦК КПСС по вопросам усиления борьбы с пьянством и алкоголизмом» [9], в котором признало провал антиалкогольной кампании. С конца 1988 г. начались незначительные послабления в розничной торговле винно-водочной продукцией. Причинами тому послужили бюджетный дефицит, высокая смертность от спиртосодержащих промтоваров, не предназначенных для употребления, рост теневых доходов от спекуляции водкой и самогонкой, а также остро проявившиеся социальные, экономические и политические проблемы в СССР. В результате власть была вынуждена отказаться от антиалкогольных мер.

В 1989 г. было сформировано новое правительство СССР, ориентированное на проведение экономических реформ и новые принципы управления. Правительство Н.И. Рыжкова выдвинуло концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике, разработанную «комиссией Абалкина». Кроме того, происходят определенные изменения в политической жизни страны, активизируются интеграционные процессы, СССР присоединяется к ряду международных конвенций и договоров. На протяжении 1990 г. Комитетом по конституционному надзору рассматривался вопрос о соответствии Конституции СССР, законам СССР и международным актам о правах человека правовых норм, регулирующих принудительное лечение и трудовое перевоспитание лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией. В соответствии с заключением Комитета конституционного надзора СССР «О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией» указы президиумов верховных советов союзных республик, другие нормативные акты в той части, которая предусматривает направление в лечебно-трудовые профилактории граждан, уклоняющихся от лечения алкоголизма или наркомании, продолжающих пьянствовать или употреблять наркотики после лечения, но при этом не нарушающих систематически общественный порядок или права других лиц, не соответствуют Конституции СССР и международным актам о правах человека и утрачивают силу. Граждане, которые были направлены на принудительное лечение по основаниям, не связанным с нарушением ими общественного порядка или прав

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

других лиц, подлежали освобождению в порядке, предусмотренном законом [3, 14, 19].

В начале 90-х, в дополнение к ранее существовавшему нелегальному производству самогона, началось формирование масштабного криминального рынка производства и предложения потребляемого алкоголя, неподконтрольного государству, но поддерживаемого спросом со стороны части населения. Вместе с тем, к 1991 г. доходы государства от алкоголя (достигавшие 27% от доходной части государственного бюджета) резко сократились. Большинство государственных мер оставалось в силе до 1992 г.

Кардинальные политические преобразования, распад СССР, либерализация всех отраслей экономики способствовали свёртыванию непопулярных в обществе перестроечных реформ в области производства и оборота алкогольной продукции. В июне 1992 г. Президент России Б.Н. Ельцин подписал Указ об отмене государственной алкогольной монополии в сфере производства, оборота и реализации алкогольной продукции. Данная мера привела к серьезным потерям доходов бюджета и к фактической утрате контроля за качеством алкогольной продукции. В ходе рыночных реформ 1992-1994 гг. произошла приватизация производства и торговли алкоголем, сформировался частный бизнес, часто переплетающийся с криминалом. Попытки государства в 90-е годы вернуть алкогольную индустрию под свой контроль не привели к желаемым результатам. Указ Президента России № 918 от 11 июня 1993 г. о восстановлении государственной монополии на производство, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции [15] был отменен Указом от 13 февраля 1996 г. № 192141.

В 1995 г. был принят первый вариант Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» [21], в определенной степени вернувшего алкогольный рынок под контроль государства.

Итоги антиалкогольной кампании середины 80-х годов в настоящее время являются дискуссионными. В борьбе с пьянством и алкоголизмом в рассматриваемый период использовались, прежде всего, административные методы, которые дали весьма спорные результаты. Исследователи обычно выдвигают на первый план возникший дефицит бюджета, что способствовало формированию долговременных негативных экономических факторов - раскручиванию инфляции. Указываются различные цифры бюджетных потерь: от 67 до 133 млрд руб. в течение трех лет. Во многом провал антиалкогольной кампании объясняется тем, что наступление на пьянство и алкоголизм не было подкреплено научно-обоснованной про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

граммой практических действий: отсутствовали исследования различных аспектов алкогольной проблемы, отсутствовала научная концепция преодоления алкоголизма, не сложилось четкого представления об этапах реформы, методах решения проблемы и конечной цели преобразований [4, с. 64]. Антиалкогольные нормативно-правовые акты в большинстве своем оказались неэффективными и в дальнейшем были отменены либо просто не выполнялись.

^исок литературы:

[1] Алкоголь: статистика и демография. URL: http://wwwliveinternet ru/users/2483533/ post100994761 (дата обращения: 10.01.2020).

[2] Ващук А.С., Крушанова Л.А. Антиалкогольная политика в СССР в годы перестройки и ее последствия в Дальневосточном регионе // Россия и АТР. - 2014. - № 4 (86). - С. 32-44.

[3] Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 25.10.1990 г. № 8 (2-10) «О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией». URL: http://www. libussr.ru/doc_ussr/usr_17459.htm (дата обращения: 10.01.2020).

[4] Кирющенко А.Г., Петрова Ф.Н. Антиалкогольная правовая политика и антиалкогольное законодательство советского государства: уроки истории и пути совершенствования: монография. - СПб.: СПбУ МВД России, 1998. - 156 с.

[5] Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 23 апреля 1985 г. - М.: Политиздат, 1985. - 31 с.

[6] Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 01.11.1985 г. № 15 «О практике применения судами законодательства, направленного на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ usr_12961.htm (дата обращения: 10.01.2020).

[7] Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 30.09.1985 г. «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12922.htm (дата обращения: 10.01.2020).

[8] Постановление Совета Министров СССР от 07.05.1985 г. № 410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ usr_12681.htm (дата обращения: 10.01.2020).

[9] Постановление ЦК КПСС «О ходе выполнения постановлений ЦК КПСС по вопросам усиления борьбы с пьянством и алкоголизмом» // Правда. - 1988. - 26 окт.

[10] Приказ Минздрава СССР от 28.02.1986 г. № 288 «Об утверждении Инструкции о порядке

получения, приемки, хранения и отпуска этилового спирта аптечными складами (базами) системы Министерства здравоохранения СССР». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_13191.htm. (дата обращения: 10.01.2020).

[11] Приказ Минздрава СССР от 09.01.1987 г. № 55 «О порядке отпуска этилового спирта и спиртосодержащих лекарственных средств из аптечных учреждений». URL: http://www.libussr.ru/doc_ ussr/usr_13737.htm (дата обращения: 10.01.2020).

[12] Приказ МВД СССР от 08.08.1986 г. № 154 «О введении в действие Инструкции по обращению с этиловым спиртом». URL: http://www. libussr.ru/doc_ussr/usr_13443.htm (дата обращения: 10.01.2020).

[13] Приказ МГА СССР от 22.01.1986 г. № 13 «О мерах по упорядочению получения, учета и расходования спирта на предприятиях гражданской авиации». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ usr_13146.htm (дата обращения: 10.01.2020).

[14] Решение Комитета конституционного надзора СССР от 14.09.1990 г. № 2-10 «О принятии к рассмотрению вопроса о конституционности законодательства о принудительном лечении больных алкоголизмом». URL: http://www.libussr. ru/doc_ussr/usr_17205.htm (дата обращения: 10.01.2020).

[15] Указ Президента РСФСР от 11.06.1993 г. № 918 «О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукцией» // Росс. газ. - 1993. - № 116.

[16] Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 16.05.1985 г. № 398-XI «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» // Ведомости ВС РСФСР. - 1985. - № 50. - Ст. 1747.

[17] Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.10.1985 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по борьбе с пьянством, образуемых на предприятиях, в учреждениях, организациях и их структурных подразделениях». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12925.htm (дата обращения: 10.01.2020).

[18] Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 05.06.1987 г. № 6266-XI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР». URL: http://www.libussr.ru/ doc_ussr/usr_14007.htm (дата обращения: 10.01.2020).

[19] Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12.03.1990 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР о принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_16299.htm (дата обращения: 10.01.2020).

[20] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16.05.1985 г. «Об усилении борьбы с пьянством» // Ведомости ВС СССР. - 1985. - № 27.

- Ст. 482.

[21] Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // СЗ РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4553.

Spisok literatury:

[1] Alkogol': statistika i demografiya. URL: http:// wwwliveinternet ru/users/2483533/post100994761 (data obrashcheniya: 10.01.2020).

[2] Vashchuk A.S., Krushanova L.A. Antialkogol'naya politika v SSSR v gody perestrojki i ee posledstviya v Dal'nevostochnom regione // Rossiya i ATR. - 2014. - № 4 (86). - S. 32-44.

[3] Zaklyuchenie Komiteta konstitucionnogo nadzora SSSR ot 25.10.1990 g. № 8 (2-10) «O zakonodatel'stve po voprosu o prinuditel'nom lechenii i trudovom perevospitanii lic, stradayushchih alkogo-lizmom i narkomaniej». URL: http://www.libussr.ru/ doc_ussr/usr_17459.htm (data obrashcheniya: 10.01.2020).

[4] Kiryushchenko A.G., Petrova F.N. Antialkogol'naya pravovaya politika i antialkogol'noe zakonodatel'stvo sovetskogo gosudarstva: uroki istorii i puti sovershenstvovaniya: monografiya. -SPb.: SPbU MVD Rossii, 1998. - 156 s.

[5] Materialy Plenuma Central'nogo Komiteta KPSS, 23 aprelya 1985 g. - M.: Politizdat, 1985. - 31 s.

[6] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda SSSR ot 01.11.1985 g. № 15 «O praktike prime-neniya sudami zakonodatel'stva, napravlennogo na usilenie bor'by s p'yanstvom i alkogolizmom». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12961.htm (data obrashcheniya: 10.01.2020).

[7] Postanovlenie Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR ot 30.09.1985 g. «O poryadke prime-neniya Ukaza Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR «Ob usilenii bor'by s p'yanstvom». URL: http://www. libussr.ru/doc_ussr/usr_12922.htm (data obrashcheniya: 10.01.2020).

[8] Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR ot 07.05.1985 g. № 410 «O merah po preodoleniyu p'yanstva i alkogolizma, iskoreneniyu samogono-vareniya». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ usr_12681.htm (data obrashcheniya: 10.01.2020).

[9] Postanovlenie CK KPSS «O hode vypol-neniya postanovlenij CK KPSS po voprosam usi-leniya bor'by s p'yanstvom i alkogolizmom» // Pravda.

- 1988. - 26 okt.

[10] Prikaz Minzdrava SSSR ot 28.02.1986 g. № 288 «Ob utverzhdenii Instrukcii o poryadke poluch-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

eniya, priemki, hraneniya i otpuska etilovogo spirta aptechnymi skladami (bazami) sistemy Ministerstva zdravoohraneniya SSSR». URL: http://www.libussr. ru/doc_ussr/usr_13191.htm. (data obrashcheniya: 10.01.2020).

[11] Prikaz Minzdrava SSSR ot 09.01.1987 g. № 55 «O poryadke otpuska etilovogo spirta i spirto-soderzhashchih lekarstvennyh sredstv iz aptechnyh uchrezhdenij». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ usr_13737.htm (data obrashcheniya: 10.01.2020).

[12] Prikaz MVD SSSR ot 08.08.1986 g. № 154 «O vvedenii v dejstvie Instrukcii po obrashcheniyu s etilovym spirtom». URL: http://www.libussr.ru/doc_ ussr/usr_13443.htm (data obrashcheniya: 10.01.2020).

[13] Prikaz MGA SSSR ot 22.01.1986 g. № 13 «O merah po uporyadocheniyu polucheniya, ucheta i raskhodovaniya spirta na predpriyatiyah grazhdan-skoj aviacii». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ usr_13146.htm (data obrashcheniya: 10.01.2020).

[14] Reshenie Komiteta konstitucionnogo nad-zora SSSR ot 14.09.1990 g. № 2-10 «O prinyatii k rassmotreniyu voprosa o konstitucionnosti zakonod-atel'stva o prinuditel'nom lechenii bol'nyh alkogoliz-mom». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ usr_17205.htm (data obrashcheniya: 10.01.2020).

[15] Ukaz Prezidenta RSFSR ot 11.06.1993 g. № 918 «O vosstanovlenii gosudarstvennoj monopolii na proizvodstvo, hranenie, optovuyu i roznichnuyu prodazhu alkogol'noj produkciej» // Ross. gaz. - 1993. - № 116.

[16] Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta RSFSR ot 16.05.1985 g. № 398-XI «O merah po usi-

leniyu bor'by protiv p'yanstva i alkogolizma, isko-reneniyu samogonovareniya» // Vedomosti VS RSFSR. - 1985. - № 50. - St. 1747.

[17] Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta RSFSR ot 01.10.1985 g. «Ob utverzhdenii Polozheniya o komissiyah po bor'be s p'yanstvom, obrazuemyh na predpriyatiyah, v uchrezhdeniyah, organizaciyah i ih strukturnyh podrazdeleniyah». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12925.htm (data obrashcheniya: 10.01.2020).

[18] Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta RSFSR ot 05.06.1987 g. № 6266-XI «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v nekotorye zakonodatel'nye akty RSFSR». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ usr_14007.htm (data obrashcheniya: 10.01.2020).

[19] Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta RSFSR ot 12.03.1990 g. «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v nekotorye zakonodatel'nye akty RSFSR o prinuditel'nom lechenii i trudovom perevospitanii hronicheskih alkogolikov». URL: http://www.libussr. ru/doc_ussr/usr_16299.htm (data obrashcheniya: 10.01.2020).

[20] Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR ot 16.05.1985 g. «Ob usilenii bor'by s p'yanstvom» // Vedomosti VS SSSR. - 1985. - № 27. - St. 482.

[21] Federal'nyj zakon ot 22.11.1995 g. № 171-FZ «O gosudarstvennom regulirovanii proizvodstva i oborota etilovogo spirta, alkogol'noj i spirtosoder-zhashchej produkcii i ob ogranichenii potrebleniya (raspitiya) alkogol'noj produkcii» // SZ RF. - 1995. - № 48. - St. 4553.

ЮРКОМПАНИ

^^ www.law-books.ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

V.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.