Научная статья на тему 'Алкалоиды как синтоны в поиске новых противотуберкулезных средств'

Алкалоиды как синтоны в поиске новых противотуберкулезных средств Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
128
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — З. М. Мулдахметов, А. М. Газалиев, С. Д. Фазылов, О. А. Нуркенов

В статье рассматриваются основные направления поиска новых противотуберкулезных препаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the basic trends of search for the new anti-tuberculosis medicines.

Текст научной работы на тему «Алкалоиды как синтоны в поиске новых противотуберкулезных средств»

УДК 547.94

АЛКАЛОИДЫ КАК СИНТОНЫ В ПОИСКЕ НОВЫХ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫХ СРЕДСТВ

З.М.Мулдахметов, А.М.Газалиев, С.Д.Фазылов, О.А.Нуркенов

Институт органического синтеза и углехимии МОиН РК

Макрлада туберкулгзге кррсы жана dapi.iiK заттарды iздеудщ нег1зг1 багыттары цараcmырылады.

В статье рассматриваются основные направлгния поиска новых против о туберкулезн ых препаратов.

The article considers the basic trends of searrkfor the new anti-tuberculosis medicines.

Значение глобальной проблемы туберкулеза в последние годы становится огромным. По данным ВОЗ, на земном шаре ежегодно заболевают туберкулезом более 100.0 млн. человек и умирает около 3 млн. Особенно остро стоит этот вопрос в Казахстане: только за последние годы смертность от туберкулеза возросла с 17.6 до 26.4 на 100000 населения (50% и более), тогда как заболеваемость увеличилась только на 11.1%.

В современных условиях основным методом лечения туберкулеза является химиотерапия. Первые противотуберкулезные препараты появились в конце сороковых годов XX столетия (стрептомицин, изони-азид, фтивазид и др.). Последним в клинику туберкулеза, более 25 лет

назад, внедрен рифампицилин. Новые эффективные противотуберкулезные средства не разрабатывались в последние годы. Большую озабоченность вызывают два феномена: лекарственная устойчивость возбудителя (резистентность) и токсико-аллергические реакции организма, вызванные препаратами при длительном лечении [1,2]. Развиваются новые штаммы, резистентные к препаратам первой линии (рифампи-цин, пиразинамид, этамбутан, исо-ниазид) и к большинству препаратов второй линии (офлоксацин, ка-намицин, стрептомицин и т.п.) [3]. Химиотерапия становится все более высокодозной и арессивной, все чаще осложняется побочными реакциями, частота которых колеблется от 15 до 55% [4].

Таким образом, отсутствие бактерицидных средств для устойчивых вариантов микобактерий, а также широкое распространение СПИДа свидетельствуют о необходимости создания качественно новых противотуберкулезных средств.

В настоящее время поиск соединений, обладающих противотуберкулезной (ПТ) активностью, проводят на основе определенных научных принципов и количественных подходов, позволяющих прогнозировать структуру соединений и вести, по существу, их целенаправленный синтез. Стремление уменьшить долю эмпиризма в поиске активных соединений среди широкого ряда их аналогов побудило исследователей разработать количественные подходы к оценке взаимосвязи "структура-активность". К ним относятся принципы QSAR, метод Free-Wilson, подход Topliss и другие, благодаря которым удается с известным приближением прогнозировать структуру активного вещества [5].

Основными направлениями поиска новых ПТ-препаратов являются:

-химическая модификация известных ПТ-препаратов;

-получение комплексов ПТ-препаратов с d-злементами;

-синтез новых классов органических соединений с ПТ-свойства-ми;

-получение полимерных форм ПТ-препаратов.

Обзор литературных данных по имеющимся противотуберкулезным средствам показывает, что

большинство используемых в медицинской практике противотуберкулезных препаратов содержит в своей структуре гидразидный, амидный и тиоамидный фрагменты. Химическую модификацию проводят, используя в качестве "материнской" модели наиболее эффективные ту-беркулостатики из числа широко применяемых в медицинской практике. Чаще всего модальными соединениями служат изониазид и рифам-пицин. Описана модификация ри-фампицина с образованием 3-(4-изо-бутилпиперазинил)рифампицина с выходом 68% [6]. Родственное ему соединение 4-(1нафтилметилпи-пе-разинил)-рифампицин обнаружил высокую активность в отношении штамма H3,Rv. Изучены антибактериальные свойства большой серии гидразидов [7], замещенных дитио-карбаматов [8] и 4-алкоксибензой-ных кислот [9]. Высокую ПТ-актив-ность проявляют комплексы изони-азида с хромом (III) и титаном (III). Синтезированы комплексы этамбу-тана с медью (II), никелем (II), цинком (II) [10] и др. металлами. Значительное число работ посвящено получению разнообразных бензилами-нов и аминов ароматического ряда с ПТ-свойствами. Наиболее полно они обобщены в [4]. Высокую ПТ-активность обнаруживают К-(гало-4-алкоксифенил)-п-аминобензол-сульфонамиды [6]. Изучен in vitro в отношении М.tuberculosis широкий ряд тиобензанилидов (35 соед.). Получены асимметрические азины N-арилацетил-формамидоксимов и тиосемикарбазидов [11], среди которых найдены перспективные ту б ер-

кулостатические агенты.

Одним из перспективных направлении в поиске новых ПТ-средств является модифицирование строения природных биоактивных соединений путем введения в их молекулу основных фрагментов известных ПТ-препаратов и изучение их свойств. В этом отношении наиболее перспективным является использование для этих целей таких известных в медицине алкалоидов, как цитизин, анабазин, Ь-эфедрин, 0-псевдоэфедрин. Эти алкалоиды выпускаются в промышленном масштабе и давно используются в народной медицине для лечения людей с заболеваниями органов дыхания. Сочетание ключевых фрагментов этих двух классов химических соединений в одной молекуле расширяет их синтетические и практические возможности и позволяет надеяться на создание новых противотуберкулезных средств или усиление их уже известных полезных свойств.

Ниже приведены основные направления проводимого нами по-

СбН5

Н2ШНК

11 = Н(3,4),С6Н5(5,6).

Установлено, что гидр азиды (3, 4) при нагревании в вакууме претерпевают реакцию, обратную рас-

иска новых ПТ-препаратов на основе некоторых алкалоидов и их синтетических аналогов.

Синтез и строение гидразидов и фенилгидразидов Ы-1-эфедринил-уксусной кислоты.

Известно, что лактоны являются перспективными синтонами для изучения реакций раскрытия цикла с целью синтеза биологически активных соединений. Ранее нами разработан перспективный путь синтеза (58,611)-(1)и (55,68)-4,5-диметил-6-фенил-2-морфолонов (2), являющимися исходными продуктами для получения разнообразных соединений [12]. Установлено, что при действии небольшого избытка гидразингидрата и фенилгидразина на морфолон в растворе спирта, цикл легко разрушается, образуя с хорошим выходом (таблица 1) гид-разид и фенилгидразид соответствующей ]Ч-1-эфедринил- (3, 5) и 1Ч-с1-псевдоэфедринилуксусной кислоты (4,6). Фенилгидразид Ы-1-эфедрини-луксусной кислоты выделен в виде гидрохлорида (5).

СбН5СН—СНСНз

ОН КСНз

СН2С(0)Ш№Ж

ОН

I

_СбН5СН—СНСНз

ЖНз

СН2С(0)№1№Ж

крытию цикла, т.е. внутримолекулярную гетероциклизацию, с сохранением пространственной конфигурации исходных алкалоидов. Иссле-

дования соединений (3-6) на возможную противотуберкулезную активность показали, что среди них найдено вещество (4) с вероятной ПТ-активностью.

Ацширование гидразида N-(1-псевдоэфедринилуксусной кислоты хлорангидридами некоторых кислот. С целью изучения взаимосвязи био-

СбН5СН(ОН)СНСН3

ы-сн3 ¿:

11СОС1 -

Н2С(0)МНШ2

(4)

активности полученных гидразидов при замене атомов водорода гидра-зидного фрагмента, а также получения на их основе нового класса замещенных диацилгидразинов, были проведены реакции ацилирЬвания хлорангидридами некоторых кислот в бензоле в присутствии триэти-ламина (30-40 °С).

СбН5СН(ОН)СНСН3

N—СНз I

СЛ2С(0)ЫНШС(0)К (7-10)

СбН5СН(ОН)СНСНз N—СНз ¿1

^СОС!

СбН5СН(ОН)СНСН3 к—СНз

Н2С(0)ШШС(0)111

Нгодмш

(9, 10)

/С(0)Я1

ЧС(ООЯ1 (11, 12)

Я = (СН2)2СН3 (7), С(СН3)=СН2 (8), С6Н4СН3-м (9), 2-фурил (10); Л,: С6Н4СН3-м (11), 2-фурил (12)

Найдено, что гидразид N-(1-псевдоэфедринилуксусной кислоты взаимодействуете данных условиях с образованием диацилгидразинов (7-10). Диацилгидразины представляют собой бесцветные кристаллические вещества с большей, чем у исходного гидразида, растворимостью в большинстве растворителей. При увеличении температуры реакции, а также при добавлении гидразида к раствору хлорангидрида, наряду с основными продуктами реакции, были выделены с выходом 5-10 % (в расчете на исходный гидразид) продукты дальнейшего ацилирова-

ния, т.е. триацилгидразины (11, 12). Триацилгидразины - бесцветные кристаллические вещества, трудно растворимые в большинстве растворителей.

Конденсация гидразидов N-1-эфедринил- и Ы-с1-псевдоэфедринилук-сусной кислот с некоторыми ароматическими альдегидами. Известно [13], что конденсацией гидразидов с некоторыми ароматическими альдегидами получают соединения, проявляющие ценные фармакологические свойства, иногда с более выраженной биоактивностью и с меньшей токсичностью, чем исходные

соединения (например - фтивазид). Для изучения взаимосвязи структура-активность представлял интерес

СбН5СН—СНСНз ¿Н NCH3

¿H2C(0)NHNH2

он

СбН5СН—СНСНз

осуществить конденсацию гидрази-дов (3) и (4) с некоторыми альдегидами и кетонами:

СбН5СН—СНСНз

¿Н NCM3

¿H2C(0)NHN=CHR

5?Н4 3 2 03-15) СбН5СН—СНСНз

NCH3

с:

H2C(0)NHNH2

NCH3

¿H2C(0)NHN=Cm (16-18)

R = Сбн5- (13, 16), n-CH3OC,H4- (14, 17), о-(ОН)С;Нг (15) , C,H5-OC- (18)

Найдено, что гидразиды (3,4) довольно легко образуют с выходами 50-80 % соответствующие гидра-зоны (13-18). Выход и продолжительность реакций зависит от величины частичного положительного заряда карбонильного атома молекулы альдегида.

Конденсация гидразидов изо-никотиновой кислоты с N-ацетонил-цитизином, Ы-ацетонил-1-эфедрином и Ы-ацетонил-с1-псевдоэфедрином. Как известно, расположение амин-ной и карбонильной групп в поло-

СбН5СН—СНСНз ОН NHCH3

ОН I

С6Н5СН—СНСНз NHCH3

С1СН2С0СН3

жениях 1.2 способствует проявлению раз.личных видов биологической активности, т.к. такое их расположение способствует более прочному взаимодействию молекул биоактивных веществ с поверхностью субстратов. Установлено, что аминиро-вание хл ор ацетона алкалоидами 1-эфедрин и сЗ-псевдоэфедрин в среде бензола в присутствии триэтилами-на приводит к получению соответствующих Х-ацетонил-1-эфедрин и Х-анетонил-й-псевдоэфедринов (19, 20).

СьН.СН—СНСНз ОН NCH3

СН2СОСН3 (19)

ОН СбИ5(!;н—

СНСНз NCH3

СН2СОСН3 (20)

Алкалоидацетоны легко вступают в реакцию конденсации с гидразидом изоникотиновой кисло-

ты с выходами целевых продуктов 56-71% (соед.21-23).

С(0)МШЧН2

Ч У

N

\

+ ун СН2ССНЗ

?№ / (0)№Ш=ССН2-\ч

Ч

N <21"23)

\

ОН

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СбН5-СН-СНСНз С6Н5^Н-СНСНз

Н ЫСНз

(21)

м:нз

(22)

Синтез и строение алкалои-дацилъных производных фенилгидра-зидов бензиловой и диэтилгликолевой кислот на основе алкалоидов. Несомненный интерес представляет синтез соответствующих аминоацильных производных фенилгидразидов ди-алкил- (арил-) гликолевых кислот на основе физиологически активных алкалоидов как потенциальных анальгетиков. При взаимодействии

О

СбН5ТЧШ СОСН2С1

он

^С-С(Я)2 + \-н

/

хлорацильных производных диэтилгликолевой и бензиловой кислот с алкалоидами цитизин, 1-эфедрин, с1-псевдоэфедрин, сальсолидии, саль-солин, анабазин и 3,5-диметилпира-золом, производные которого обладают устойчивым анальгетическим эффектом, были получены соответствующие N -а миноацильные производные:

(Ег)3Ш

О.

СбН5КШ'

ОН

* I :с—с(ы)2

соснг-к

/ \

Я = С2Н5- (24-30), С6Н5- (31-37)

-N

СбН5-СН-СНСН3 ОН NCH3

ОН

!

СбН5-СН-СНСНз NCH3

(24, 31)

(25, 32)

(26, 33)

(27, 34)

(28, 35)

(29, 36)

Установлена некоторая взаимосвязь между выходами Ы-алка-лоиданильных производных фенил-гидразидов диэтилгликолевой и бензиловой кислот и основностью исходных алкалоидов. Так, с увеличением основности исходных алкалоидов выходы целевых веществ увеличиваются. Синтезированные производные представляют собой бесцветные кристаллические вещества, растворимые в большинстве органических растворителях [14].

Результаты первичного скрининга на противотуберкулезную активность.

На базе кафедры общей фармакологии Карагандинской государственной медицинской академии изучено бактериостатическое действие гидразидов, гидразонов, изо-никоти-ноилгидразонов, диацил-гидразинов, триацилгидразинов, аминоацильных производных фе-нилгидразидов диэтилгликолевой и бензиловой кислот на микобакте-

рию туберкулеза. Для изучения противотуберкулезной активности исследуемых соединений использован метод испытания веществ in vitro. В качестве тест-культуры использованы штаммы туберкулезных мико-бактерий человеческого типа «Academia». По результатам скри-ниговых испытаний установлено, что из вышеперечисленных соединений только гидразид N-d-псевдо-эфедринилуксусной кислоты (4), а также все изоникотиноилгидразоны (22, 23НС1) оказывают бактериостатическое действие на микобактерию туберкулеза человеческого типа «Academia» в концентрации 0,25 мг/ мл и выше.

Изучение противотуберкулезной активности (4) in vivo было начато с определения средней летальной дозы. Установлено, что для исследуемого соединения LD50 = 135,7 + 2,8 (мг/кг). Экспериментальные исследования химиотерапевти-ческой активности (4) in vivo были

проведены на 50 белых мышах, массой 18-20г и 20 морских свинках, массой 300-400г, обоего пола, половозрелых, у которых моделировали туберкулез по методу Макеевой О.О., Першина Г.Н.

Проведено 7 серий экспериментов. Исследуемое соединение вводили однократно, перорально в 1 % крахмальной взвеси, в дозах: 10, 20 и 40 мг/кг. Эффективность испытуемого соединения определяли по следующим показателям: продолжительность жизни животных, разница в весе животных в начале и в конце опыта, вес легких, наличие специфических поражений в легких, морфологические изменения в органах, количество микобактерий туберкулеза в мазках из легочной ткани, высеваемость микобактерий при посеве легких на питательную сре-ДУ-

Мыши и морские свинки контрольных групп (без лечения) пали соответственно на 22-37-й и 28-32-й дни после заражения.

У большинства из них наблюдался прогрессирующий генерализованный туберкулез с преимущественным поражением легких: макроскопически - легкие увеличены, гиперемированы, отечны, множество серых очагов, местами сливающихся, без зон некроза. Индекс по-ражения легочной ткани контрольных (не леченных) животных в среднем составлял от 2,4 до 2,8 баллов.

Макроскопически у животных, получавших гидразид N-(3 псев-доэфедринилуксусной кислоты и

изониазид в дозе 10 мг/кг: легкие увеличены, отечны, гиперемированы, содержали в среднем до 10 серых бугорков без некроза. Индекс поражения в среднем составил у гидра-зида М-с1 псевдоэфедринилуксусной кислоты - 0,9 баллов, у изониазида - 0,94 балла, индекс эффективности соответственно: 62,5 % и 60,3 %.

При увеличении дозы вводимого соединения эффективность лечения гидразидом N-<1 псевдоэфедринилуксусной кислоты нарастает. У животных, получавших гидразид (4) в дозе 20 мг/кг, макроскопически: легкие отечны, гиперемированы, содержат в среднем до 6 серых бугорков без некроза. Индекс поражения легочной ткани - 0,8 баллов, индекс эффективности - 66,7 %.

Животные, леченные гидразидом М-с1-псевдоэфедринилуксус-ной кислоты в дозе 40 мг/кг: легкие нормальных размеров, поражения незначительные в виде единичных бугорков лишь у части животных. Индекс поражения легочной ткани: для мышей 0,5 баллов, для морских свинок 0,6 баллов, индекс эффективности - 79,2 % и 78,6 % соответственно.

Индекс количества микобактерий туберкулеза в мазках из легочной ткани у мышей, леченных гидразидом М-с1-псевдоэфедринилук-сусной кислоты и изониазидом - 1,9-2 балла; у контрольных животных (не леченных) - 3 балла; у морских свинок, леченных гидразидом (4) -1,8 баллов; у контрольных животных - 3 балла.

Таким образом, на основа-

или полученных результатов по изучению противотуберкулезной активности, было установлено, что гнлразид N-d псевдоэфедринилук-сусной кислоты (4) оказывает выраженное противотуберкулезное действие, как in vitro, так и на модели

экспериментального генерализованного туберкулеза, по эффективности равнозначен активности изониа-зида, что позволяет считать его перспективным противотуберкулезным соединением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Dolin P.J., Raviglione M C., К ос hi A. //Bull. Word Health. Organ. 1594.72, 213.

2. Кораблев В.P., Карпенко О.Л., Калиниченко С.Ю.// Пробл. туберк. 1995. №4. С.6-9.

3. Кучеров А. //Врач. 1996. .42. С.31.

4. Смирнов Г.А. Основы химиотерапии туберкулеза: Учебник. Пособие для врачей. Л.: МЗ СССР. 1930.45с.

5. Waisser К. //Cesk. Pharm . 1593, V.42. N5. P.223-227.

6. KumpW. //Chem. Abstr. 1990. V 113. N19-171781.

7. Koul S.K., Taneja S.C. // bdiaa Drags. 1990.V.27.N.4. P.227-238.

8. Desai N.C. // Indian J. Chem., Seet.B, 1993. Y.323. N3. P.343-346.

9. Waisser K., Kunes J., Klimes J. , etc. // Collect. Czech. Chem. Commun. 1993. V.58. N1. P.191-196.

10. Paul U.K., Chateijee A.B., Bag S.P. // Indian J. Chem., Sect,A. 1990.V.29A. N 10. P.986-995.

11. Курмангалиева P.Г., По-плавская И.А., Абдуллин К.А., Блехман И.М.//Хим.-фарм.ж. 1989. Т.23.Т10. С. 1229-1232.

12. Газалиев A.M., Нуркенов О.А., Канахин А.В., Журинов М.Ж. //Жури. общ. хим. -1997. -Т.67. -С. 1222.

13. М ашковский М.Д. Л екар-ственные средства. М..'Медицина, 1993. -Ч. 1-2.

14. Кулаков И.В. / Автореферат дисс... канд.хим. наук. Караганда, 1999. -25с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.