Научная статья на тему 'АЛИШИР НАВАИ НОВАЯ СТРАНИЦА МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

АЛИШИР НАВАИ НОВАЯ СТРАНИЦА МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

38
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Алишир Наваи / мировая литература / Хамса / Газель / поэзия / Alishir Navai / world literature / Khamsa / Gazelle / poetry

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вафа Абдуллаева-Набиева

Алишир Наваи – это начало новой страницы с особым влиянием в мировой литературе, особенно в литературе тюркских народов. Его литературно-художественное, суфийско-философское наследие и изучение этого наследия актуальны и сегодня. В статье проанализированы особенности жизни и художественного творчества Алишира Наваи. Алишир Наваи – это начало новой страницы с особым влиянием в мировой литературе, особенно в литературе тюркских народов. Его литературно-художественное, суфийскофилософское наследие и изучение этого наследия актуальны и сегодня. В статье проанализированы особенности жизни и художественного творчества Алишира Наваи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АЛИШИР НАВАИ НОВАЯ СТРАНИЦА МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

O'zbekiston Respublikasi fanlar akademiyasi O'zbek tili, adabiyoti va folklori instituti DOI: 10.24412/2181-1385-2023-1-293-296

Volume 4 | Conference Proceedings 1 | 2023

Alisher Navoiy adabiy va ilmiy merosini

АЛИШИР НАВАИ - НОВАЯ СТРАНИЦА МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вафа Абдуллаева-Набиева

Кандидат филологических наук, доцент Национальная Академия Наук

Азербайджана, Институт языкознания имени Насими (Азербайджан)

vefa. abdulla@mail. т

АННОТАЦИЯ

Алишир Наваи - это начало новой страницы с особым влиянием в мировой литературе, особенно в литературе тюркских народов. Его литературно-художественное, суфийско-философское наследие и изучение этого наследия актуальны и сегодня. В статье проанализированы особенности жизни и художественного творчества Алишира Наваи. Алишир Наваи - это начало новой страницы с особым влиянием в мировой литературе, особенно в литературе тюркских народов. Его литературно-художественное, суфийско-философское наследие и изучение этого наследия актуальны и сегодня. В статье проанализированы особенности жизни и художественного творчества Алишира Наваи.

Ключевые слова: Алишир Наваи, мировая литература, Хамса, Газель, поэзия

ABSTRACT

Alishir Navai is the beginning of a new page with a special influence in world literature, especially in the literature of the Turkic peoples. His literary and artistic, Sufi and philosophical heritage and the study of this heritage are still relevant today. The article analyzes the features of the life and artistic work of Alishir Navai. Alishir Navai is the beginning of a new page with a special influence in world literature, especially in the literature of the Turkic peoples. His literary and artistic, Sufi and philosophical heritage and the study of this heritage are still relevant today. The article analyzes the features of the life and artistic work of Alishir Navai.

Keywords: Alishir Navai, world literature, Khamsa, Gazelle, poetry

С именем Алишера Навои связан период расцвета древнего государства Туркестан. В начале 15 века близлежащие территории, Мавераннахр и Месопотамия, находились в самых дружеских отношениях с этим государством, поэтому происходил

8-fevral

https://tai.uz/

Xalqaro konferensiya

293

О^Ье^^п Р^риЪПкаш fanlar akademiyasi Volume 4 | Conference Proceedings 1 | 2023

интенсивный обмен культурой и искусством. Великий поэт и философ Навои является одним из деятелей, вложивших в развитие тюркской культуры самый большой вклад. Он был мистиком, суфийским поэтом, автором рассказов о путешествиях, драматургом, историком, философом, администратором и даже строителем. Его можно считать отцом современного узбекского языка и маяком для поэтов, писателей, лингвистов, историков и философов Центральной Азии, а также Южной Азии.

Поэт родился в 1441 году в городе Герат, который сейчас находится в Афганистане. Национальность поэта является предметом самых бурных дискуссий. Одни считают его барласом, другие - чагатаем. Однако можно с уверенностью сказать, что он был тюркского происхождения. Один из его друзей Джами пишет об этом факте: «Несмотря на то, что я был персом, а он турком, мы были самыми близкими друзьями».

Если обратиться к историческим фактам, то можно обнаружить, что как народность узбеки сформировались в начале XIV в. Золотоордынский хан Узбек (1312-1342) породнился с Мухаммедом Тарагаем, известным миру как Улугбек, и объединил свой народ и тюркское население в единый народ, назвав его своим именем - Узбек.

Говоря о поэте, нельзя не упомянуть о накшбандийской идеологии, возникшей задолго до рождения Навои. Эта философия возникла в Мавераннахре еще в 14 веке и была построена на основных идеях религиозного учения суфизма. Основоположником этой философии является шейх Баха ад-Дин Накшбанд, написавший множество трудов и заложивший в них основы своего учения. Эти представления о достижении духовного совершенства через образование, труд и поклонение распространились по Мавераннахру, Хорасану и Хорезму.

Последователи учения призывали к чистоте, трудолюбию, помощи нуждающимся и скромности. Алишер Навои, как и любой член этого ордена, не мог иметь жены и детей. Считалось, что существует только одна любовь - к Аллаху.

Литературное наследие поэта велико: около 3000 произведений разных жанров. Алишер Навои, стихи которого переведены на многие языки, писал не только тексты песен, но и большие произведения. Он посвятил много произведений политической тематике, раскрывая в них свои взгляды на принципы государственного устройства. В

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-1-293-296

О^Ьек йН, асЫЫуой va Мк!оп п^Ший

ЛШквг Мауо1у айаЫу ха Итху тего$Ш oirganish та$а1а1аг1

https://tai.uz/

Ха1даго копГегмшуа

8-Геуга1

O'zbekiston Respublikasi fanlar akademiyasi Volume 4 | Conference Proceedings 1 | 2023 O'zbek tili, adabiyoti va folklori instituti Alisher Navoiy adabiy va ilmiy merosini

основном поэт писал на чагатайском языке, постоянно совершенствуя его структуру.

Его самое известное произведение «Пятерица» включает в себя 5 рассказов о любви и социальном неравенстве. В произведениях «Бездомный одет в лохмотья...» и «Две резвые газели..» поэт поднимает вечные философские вопросы о смысле жизни. Алишер Навои считает, что счастье и полное удовлетворение можно испытать только тогда, когда душа очистится от грехов, а для этого необходимо творить добро, помогать бедным, утешать тех, кто в печали, и обязательно проповедовать всепрощающее любовь Всевышнего.

Одно из самых скандальных его произведений называется «Парламент птиц, или Язык птиц. Семург». Он — сатира на всех известных правителей, которые из-за своего невежества и скупости уничтожили народы, разрушили государства, а сами оказались в глубокой бездне.

Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений - сборников стихов (диванов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, Алишер Навои создает весьма оригинальные произведения.

Лирическое наследие поэта огромно. Известно 3150 его произведений в жанре газелей, включенных в диваны на чагатайском и фарси.

«Сокровищница мыслей» — поэтический свод, составленный самим поэтом в 1498—1499 годах по хронологическому принципу и включающий в себя четыре дивана, соответствующие четырем периодам жизни поэта: Курьезы детства, Курьезы юности, Курьезы средних веков, Назидание старости. Стихи относятся к разным лирическим жанрам, среди которых особенно многочисленны газели (более 2600). В диванах также встречаются стихотворения других жанров - мухаммы, мусадды, местазады, кыты, рубаи и туюги, восходящие к тюркскому народному творчеству.

Авторы 15 века считали тюркский язык грубым для поэзии. Алишер Навои опровергает это мнение в трактате «Суд о двух языках» (1499 г.). Обосновывается культурно-художественная ценность чагатайского языка (тюркского). Навои пишет:

Богатство тюркского языка подтверждается многими фактами. Талантливые поэты, вышедшие из народной среды, не должны раскрывать свои способности в персидском языке.

8-fevral

https://tai.uz/ Xalqaro konferensiya

295

O'zbekiston Respublikasi fanlar akademiyasi O'zbek tili, adabiyoti va folklori instituti DOI: 10.24412/2181-1385-2023-1-293-296

Volume 4 | Conference Proceedings 1 | 2023

Alisher Navoiy adabiy va ilmiy merosini

Если они могут творить на обоих языках, то все же очень желательно, чтобы они писали больше стихов на своем родном языке. И далее: «Мне кажется, что я утвердил великую истину перед достойными людьми тюркского народа, и они, познав истинную силу своей речи и ее выражений, превосходные качества своего языка и его слов, избавились о пренебрежительных нападках на их язык и речь со стороны составителей поэзии на персидском языке.

Вопросы теории словесности и стихосложения поднимаются в трактате «Шкалы размеров». Теоретические положения и само творчество Алишера Навои оказали огромное влияние как на развитие узбекской и уйгурской литературы на чагатайском языке, так и на развитие других тюркоязычных литератур (туркменской, азербайджанской, турецкой, татарской).

Он выдвигал такие идеи, как преданность делу народа и страны, дружба, братство, честность и неподкупность, великодушие и трудолюбие, хорошее поведение в обществе, смирение, любовь к знаниям, доброту к людям, терпение, непослушание похоти, непредательство прав других.

Бесценные человеческие шедевры, созданные великим поэтом Алишером Наваи, прошли проверку временем как образец красоты, благодарности и высокого искусства, неся лучи духовности и просвещения в поколения, как сокровище океана сознания, как национальный энциклопедия бесценна и ценна. Его произведения призывают людей жить в мире, добре и сострадании друг к другу. Эта человеческая благодать была еще действительна во времена Наваи.

REFERENCES

1. Бертельс, Е.Э. (1965) Избранные труды: Навои и Джами. том. 4. Изд-во восточной лит-ры.

2. Болдырев А. Н. (1952) Персидские переводы «Маджалис ан-Нафаис» Навои // Учёные записки ЛГУ. Л., Сер. 128. Вып. 3.

3. Боровков, А. К. (1946) Алишер Навои как основоположник узбекского литературного языка // Алишер Навои. М., с. 92-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.