Научная статья на тему 'ОБРАЗЦЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РУКОПИСЯХ АШУГА ДЖУМЫ'

ОБРАЗЦЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РУКОПИСЯХ АШУГА ДЖУМЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. ГЯНДЖЕВИ / А. НАВОИ / МОЛЛА ДЖУМА / МАСТЕР-АШУГ / РУКОПИСЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бекиров Новруз Камал Оглы

Творчество классиков Востока оказало значительное влияние на творчество наших поэтов, писавших и творивших в XVIII-XIX веках. Из выдающихся классиков Востока можно назвать имена Низами Гянджеви, Алишира Наваи, Насраддина Туси, Мухаммеда Физули и других, на произведения которых всегда ссылались их предшественники. Одним из таких поэтов был также выдающийся азербайджанский поэт, мастер-ашуг Молла Джума, живший и творивший во второй половине XIX-начале ХХ века. В ходе исследований, проводимых нами в связи с творчеством Моллы Джумы, нам удалось приобрести ряд образцов рукописей поэта. При исследовании рукописных образцов, удалось выявить всего 882 произведения. Здесь собраны многочисленные стихотворения поэта, написанные в разных литературных жанрах. Среди них встречаются гошма, баяты, мухаммасы, дивани, тахмисы, газели, мунаджаты и прочие стихотворные формы. В творчестве Моллы Джумы также встречаются, образцы фольклорного жанра. Рукописи Моллы Джумы после исследования нами были подарены Институту Рукописей Азербайджанской Национальной Академии Наук. Тетради были зарегистрированы с присвоением им шифров D 1020/1, 2, 3, 4. В статье приведена информация о произведениях, содержащихся в рукописных тетрадях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAMPLES OF AZERBAIJAN FOLKLORE IN THE MANUSCRIPTS OF ASHUG JUMA

The creativity of the classics of the East had a significant impact on the work of our poets, who wrote and worked in the 18th-19th centuries. Among the outstanding classics of the East, one can name the names of Nizami Ganjavi, Alishir Navai, Nasraddin Tusi, Mohammed Fizuli and others, whose works have always been referred to by their predecessors. One of these poets was also an outstanding Azerbaijani poet, master ashug Molla Juma, who lived and worked in the second half of the 19th - early 20th centuries. In the course of our research in connection with the work of Molla Juma, we managed to acquire a number of samples of the poet's manuscripts. When examining handwritten samples, it was possible to identify only 882 works. Here are collected numerous poems of the poet, written in different literary genres. Among them there are goshma, bayats, muhammases, divans, takhmis, gazelles, munajats and other poetic forms. In the works of Molla Juma, there are also examples of the folklore genre. After research, Molla Juma's manuscripts were presented to the Institute of Manuscripts of the Azerbaijan National Academy of Sciences. The notebooks were registered with ciphers D 1020 / 1, 2, 3, 4. The article provides information about the works contained in handwritten notebooks.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗЦЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РУКОПИСЯХ АШУГА ДЖУМЫ»

BEKIROV Novruz Kamal

SAMPLES OF AZERBAIJAN FOLKLORE...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

VTTk" 8? /80 F1 tT\<S\ C.2021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

•УДЛ. OZ/OV |(сс) (jjCS) Tins is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3 -2021-1003 -0059 l£i™3»E™(https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ОБРАЗЦЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РУКОПИСЯХ АШУГА ДЖУМЫ

© Автор(ы) 2021

ORCID: 0000-0003-4185-6334

БЕКИРОВ Новруз Камал оглы, докторант института рукописей имени Мухаммеда Физули НАНА (1001, Азербайджан, Баку, ул. Истиглалият, 26, e-mail: bekirov.novruz@mail.ru) Аннотация. Творчество классиков Востока оказало значительное влияние на творчество наших поэтов, писавших и творивших в XVIII-XIX веках. Из выдающихся классиков Востока можно назвать имена Низами Гянджеви, Алишира Наваи, Насраддина Туси, Мухаммеда Физули и других, на произведения которых всегда ссылались их предшественники. Одним из таких поэтов был также выдающийся азербайджанский поэт, мастер-ашуг Молла Джума, живший и творивший во второй половине XIX-начале ХХ века. В ходе исследований, проводимых нами в связи с творчеством Моллы Джумы, нам удалось приобрести ряд образцов рукописей поэта. При исследовании рукописных образцов, удалось выявить всего 882 произведения. Здесь собраны многочисленные стихотворения поэта, написанные в разных литературных жанрах. Среди них встречаются гошма, баяты, мухаммасы, дивани, тахмисы, газели, мунаджаты и прочие стихотворные формы. В творчестве Моллы Джумы также встречаются, образцы фольклорного жанра. Рукописи Моллы Джумы после исследования нами были подарены Институту Рукописей Азербайджанской Национальной Академии Наук. Тетради были зарегистрированы с присвоением им шифров D 1020/1, 2, 3, 4. В статье приведена информация о произведениях, содержащихся в рукописных тетрадях.

Ключевые слова: Н. Гянджеви, А. Навои, Молла Джума, мастер-ашуг, рукопись, исследование.

SAMPLES OF AZERBAIJAN FOLKLORE IN THE MANUSCRIPTS OF ASHUG JUMA

© The Author(s) 2021

BEKIROV Novruz Kamal, doctoral student of the Institute of Manuscripts named after

Muhammad Fizuli of ANAS (1001, Azerbaijan, Baku, Istiglaliyat str., 26, e-mail: bekirov.novruz@mail.ru) Abstract. The creativity of the classics of the East had a significant impact on the work of our poets, who wrote and worked in the 18th-19th centuries. Among the outstanding classics of the East, one can name the names of Nizami Ganjavi, Alishir Navai, Nasraddin Tusi, Mohammed Fizuli and others, whose works have always been referred to by their predecessors. One of these poets was also an outstanding Azerbaijani poet, master ashug Molla Juma, who lived and worked in the second half of the 19th - early 20th centuries. In the course of our research in connection with the work of Molla Juma, we managed to acquire a number of samples of the poet's manuscripts. When examining handwritten samples, it was possible to identify only 882 works. Here are collected numerous poems of the poet, written in different literary genres. Among them there are goshma, bayats, muhammases, divans, takhmis, gazelles, munajats and other poetic forms. In the works of Molla Juma, there are also examples of the folklore genre. After research, Molla Juma's manuscripts were presented to the Institute of Manuscripts of the Azerbaijan National Academy of Sciences. The notebooks were registered with ciphers D 1020 / 1, 2, 3, 4. The article provides information about the works contained in handwritten notebooks. Keywords: N. Ganjavi, A. Navoi, Molla Juma, master ashug, manuscript, research.

ВВЕДЕНИЕ.

Восточная литература отличается от других литератур своей самобытностью. В этом мы убеждаемся при исследовании рукописей классиков Востока, дошедших до нашего времени. К примеру, при изучении произведений основоположников восточной литературы Низами Гянджеви, Алишера Навои, Насреддина Туси, Мухаммеда Физули, Имамеддина Насими и др. выдающихся мыслителей, ощущаются элементы восточной культуры того времени, к которой они принадлежат. В творчестве их предшественников также ощущается самобытный восточный стиль. Поэты, творившие в этом жанре, внесли новое дыхание и разнообразие в восточную духовную жизнь.

В ходе исследований, проведенных нами в связи с вышеизложенными фактами в творчестве неповторимого мастера слова поэта-ашуга Моллы Джумы мы нашли доказательства сказанному. Его творчество приходится на первую половину XIX - начало ХХ века. Известно, что Молла Джума жил, как дервиш, переходил из села в село, занимался просветительством, открывал школы там, где бывал, слагал стихи об увиденном, собирал вокруг себя людей, проявлявших интерес к красоте и поэзии. Молла Джума с большим энтузиазмом пропагандировал свои стихи везде, где ему приходилось бывать.

Во время наших отдельных экспедиций, посвящён-ных исследованию произведений Моллы Джума, нам удалось получить принадлежавшие Молле Джуме четыре рукописные тетради, написанные им буквами арабского алфавита. Приобретенные нами рукописи свидетельствуют о широкой популярности творчества Моллы Джумы среди населения. После полного исследования рукописей мы переписали их с арабского алфавита на

азербайджанский и провели их детальный литературоведческий анализ.

Некоторые итоги анализа рукописей поэта.

В связи с исследованием рукописных образцов произведений Моллы Джумы мы в первую очередь ознакомились с известными нам его рукописями, затем собрав уже опубликованные произведения о творчестве поэта и проанализировали их. Кроме того, в ходе изучения вышеуказанных рукописных тетрадей нами было установлено следующее:

Первая рукописная тетрадь: В ходе экспедиции мы побывали в селе Кяпянякчи Загатальского района. Состоялась встреча с правнучкой ашуга Муртузали - Хураман ханым Шабановой. Хураман ханым сообщила нам, что тетрадь принадлежит её прадеду ашугу Муртузали. Эту тетрадь мы условно называем Загатальским экземпляром - первой рукописной тетрадью [1].

Мы проанализированли эту тетрадь. В ней было выявлены следующие образцы: 80 гошма (рифма, тед-жнис), 1 бейт (гошма), 3 куплета-баяты, 7 мухаммасов, 21 дивани, таммат, 8 таджнисов, 7 тахмисов, 49 герайлы. В общей сложности первая рукописная тетрадь содержит всего 176 произведений.

Вторая рукописная тетрадь. Следующее место, в котором мы побывали в ходе специальной экспедиции, было село Илису Гахского района. В этом селе у нас состоялась встреча с наследниками Юниса Тахмазова -поклонника Моллы Джумы. Они нам сообщили о кончине Юнис муаллима. Сельские жители сообщили, что Юнис муаллим действительно был поклонником и пропагандистом творчества Моллы Джумы. Родственники Юниса Тахмазова узнали тетрадь, которая была у нас,

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

БЕКИРОВ Новруз Камал оглы ОБРАЗЦЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ФОЛЬКЛОРА...

и подтвердили, что это та самая тетрадь, которая была у Юнис муаллима. В этой тетради собраны стихи Моллы Джумы. Мы условно называем эту тетрадь Илисуйским экземпляром - второй тетрадью [2].

Родственники Юнис муаллима отметили, что Молла Джума пришел в это село, будучи в возрасте 15 лет и обучался у Моллы Мухаммеда. Впоследствии, ввиду склонности Моллы Джумы к поэзии, он начал писать стихи и по причине столкновения интересов с учителем, ему пришлось покинуть это село. Несмотря на это, Молла Джума никогда не забывал свое родное село Илису, где он получил образование. Все это встречается в его стихах. «... Молла Джума с 15 лет проявлял особый интерес и любовь к поэзии и сазу. Несмотря на наставления Моллы Мухаммеда, он начал ашугствовать под аккомпанемент саза. Молла говорил: «ашуги и поэты будут гореть в аду в смоляном котле, если ты будешь петь и исполнять на инструменте, тебя лишат зрения». В ответ на эту угрозу Моллы, Молла Джума ответил памфлетом: Mandan salam olsun, Molla Mahammad, Yeni a§iq olmu§am saz gondar mana. Ozüm soz demaya hala acizam Bir qadar nazm eyla, soz gondar mana... (Приветствую тебя, Молла Мухаммед, Я стал ашугом, отправь мне саз. Я еще не умею слагать стихи

Так сложи и отправь мне.....)

После это памфлета Молла Джума начал ашугство-вать. В 1920 году он был жестоко убит представителями советской власти в селе Гышлаг Лайисги (Ашагы Лайисги) [3. с. 19-20].

Мы всесторонне исследовали все произведения в этой рукописной тетради после переписи их на азербайджанский алфавит, В ходе исследования тетради в ней были обнаружены следующие произведения: Гошма (рифма) - 122, гошма (дубейте) - 9, баяты - 26 куплетов (страницы 55-57, страницы 166-171), мухаммасы - 45, дивани - 28, таджнисы - 16, тахмисы - 3, дейишме -1 (страницы 40-54), гёзялляма - 7, различные стихи -14. В общей сложности в этой тетради собрано 271 произведение автора (из них 26 куплетов-баяты) [2, с.187].

Третья рукописная тетрадь: Третья рукописная тетрадь Моллы Джумы, имеющаяся у нас - это «Хопхопнаме» М.А. Сабира, опубликованная в издательстве Иса бека Ашурбекова в 1914-ом году. На пустых оборотах всех страниц книги написаны стихи Моллы Джумы. На ряде страниц даже отмечены даты написания стихов (1918, 1919, и т.д.). Сравнения показывают, что стихи, написанные на страницах «Хопхопнаме», более точны и совершенны. Рукопись нам представил учитель средней школы Ашагы Гёйнюк Шекинского района Вадуд Гаджиев. По словам Вадуд муаллима, его отец Салман Рзагов (скончался в 1943 году) более 20 лет дружил с Моллой Джумой. В те времена С. Рзагов собирал вокруг себя интеллигенцию и друзей и читал им свой сборник «Хопхопнаме». Молла Джума был завсегдатаем таких меджлисов. Каждый раз после публичного чтения «Хопхопнаме», он лично записывал некоторые из своих стихов на белых местах книги на память в знак благодарности. На страницах «Хопхопнаме» не осталось белых мест. Стихи Моллы Джумы как будто сливались с сатирой Мирзы Алекпера Сабира. На страницах книги написано около 221 стихотворения Моллы Джумы. А эту рукопись поэта мы называем «Хопхопнаме» - Шекинский (Гёйникский) образец [5]. В ходе исследования было определено число произведений, написанных в этой рукописной тетради. Среди них: Гошма (рифма) - 90, бейты (гошма) - 10, баяты - 45 куплетов, мухаммасы - 29, дивани - 19, тахмисы - 22, различные стихи - 23, газели

- 9, мунаджаты - 2. В общей сложности в 3-х рукописных тетрадях написано 249 произведений, 45 из которых

- баяты.

Четвертая рукописная тетрадь. В ходе исследования в этом регионе нам удалось встретиться с другими

людьми-поклонниками Моллы Джумы. Среди них хотелось бы отметить Эльмана и Хабиля Азизовых. Они являются внуками единственной выжившей дочки Моллы Джумы - Рейхан ханым, которые, в свою очередь, приходятся правнуками Молле Джуме. По их словам, когда в 1918-м году к власти пришли Советы, библиотека Моллы Джумы подверглась сожжению. Остальные рукописи Моллы Джумы, хранящиеся у отдельных лиц, и написанные буквами арабского алфавита, были намеренно сожжены под предлогом религиозных книг, к примеру, Корана. В то время все рукописи, особенно, написанные арабскими буквами, уничтожались. По словам Эльмана, дочь Моллы Джумы Рейхан ханым в 1930-1960 гг. передала исследователям несколько рукописей его прадеда Молла Джумы. Среди таких исследователей можно причислить Гамида Араслы, Салмана Мумтаза, Гуммата Ализаде, Эртогрула Джавида, Пашу Эфендиева и других.

Четвертая тетрадь, условно называемая нами Шекинский (Лайигский) образец, является рукописью моего прадеда Моллы Джумы [6]. Все произведения, написанные в тетради, были переписаны нами на азербайджанский алфавит и исследованы. В ходе исследования были выявлены следующие произведения: Гошма (рифма) - 102, бейты (гошма) -21, баяты - 11, мухамма-сы - 13, дивани - 1, теджнисы - 25, тахмисы - 10, газели - 3. В общей сложности в этой тетради написано 186 произведений поэта. Из них 11 куплетов - баяты.

Таким образом, четыре рукописные тетради, принадлежащие Молле Джуме, получены из разных источников. Также известно, что у людей на руках имеются другие рукописные тетради Моллы Джумы, но, к сожалению, нам не удалось их получить. Полученные нами четыре рукописные тетради были исследованы, в результате чего было выявлено, что в этих тетрадях поэт лично написал 882 произведения. Из них 85 куплетов - баяты.

Информация об общем количестве произведений Моллы Джумы, написанных в 4-х рукописных тетрадях, отражена в нижеследующей таблице 1.

Таблица 1 - Общее количество произведений Моллы Джумы

П/н Форма произведения 1-я тетрадь 2-я тетрадь 3-я тетрадь 4-я тетрадь Всего

1 Гошма: таммат-рифма 80 122 90 102 394

2 Бейт (гошма) 1 9-дюбейт 10 21 41

3 Баяты 3 26 45 11 85

4 Мухаммасы 7 45 29 13 94

5 Дивани 21 28 19 1 69

6 Таммат-теджнис 8 16 25 49

7 Тахмис 7 3 22 10 42

8 Дейишме - 1 - - 1

9 Герайлы 49 - - - 49

10 Гёзалляма - 7 - - 7

11 Разные стихи - 14 23 - 37

12 Газели - - 9 3 12

13 Мунаджат - - 2 - 2

Всего 176 271 249 186 882

Как видно из таблицы, Молла Джума создавал произведения в различных литературных формах, методах и жанрах.

Анализируя рукописи Моллы Джумы, мы видим, что в своих произведениях он уделял особое внимание образцам фольклора. Здесь также встречаются произведения, созданные в жанре газели, мунаджата, мухаммаса и других стихотворных формах. Это свидетельствует о том, что творчество Низами Гянджеви, Алишера Наваи, Насреддина Туси, Мухаммеда Физули, Имадеддина Насими и других мыслителей, классических поэтов не обошло стороной творчество таких последователей, как Молла Джума.

ВЫВОДЫ.

Богатое литературное наследие выдающегося поэта,

ГРНТИ: 160000. Языкознание; ВАК: 100201-100205, 100214, 100219-100222

245

BEKIROV Novruz Kamal

SAMPLES OF AZERBAIJAN FOLKLORE...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

мастера-ашуга и устада Моллы Джумы все еще не полностью исследовано. В ходе исследования нам удалось выявить 4 (четыре) новые рукописные тетради поэта. В найденных рукописях всего собраны 882 произведения. И это свидетельствует о богатстве художественного наследия Моллы Джумы. Эти факты являются основой для пересмотра литературного наследия Моллы Джумы с научной точки зрения. Мы считаем целесообразным передачу обнаруженных нами четырех рукописных тетрадей Моллы Джумы в Институт Рукописей Азербайджанской Национальной Академии Наук. Институт зарегистрировал их с присвоением им шифров D 1020/1,2,3,4. Этот факт в будущем облегчит исследование произведений Моллы Джумы.

Анализируя произведения, содержащиеся в рукописных тетрадях Моллы Джумы, мы обнаружили здесь образцы в жанре фольклора. Кроме того здесь встречаются произведения, написанные в жанре газели, мунаджата, дивани и в других стихотворных формах. Здесь также видно, что творчество Низами Гянджеви, Алишера Навои, Насреддина Туси, Мухаммеда Физули, Имадеддина Насими и других мыслителей, классических поэтов отразилось в творчестве таких последователей, как Молла Джума.

Мы считаем, что рукописные тетради должны быть полностью изучены. После исследования следует опубликовать произведения Моллы Джумы из этих рукописных тетрадей. Далее, перед нами стоит такая важная задача, как публикация новых произведений, принадлежащих Молле Джуме в форме полного собрания сочинений. Это было бы большой данью уважения памяти азербайджанского поэта-классика Моллы Джумы и подарком для нашего народа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Институт Рукописей Азербайджанской Национальной Академии Наук, Фонд Рукописей D-1020/1.

2. Институт Рукописей Азербайджанской Национальной Академии Наук, Фонд Рукописей D-1020/2.

3. Азербайджанское ашугское творчество и Эртогрул Джавид. Нематериальные памятники культуры Азербайджана и Эртогрул Джавид. 12 томов. 9-ый том/Составитель и редактор: Гюльбениз Бабаханлы. Баку: Чашиоглы-2011. с. 19-20.

4. Молла Джума. Произведения. /Составитель: Паша Эфендиев. Баку, «Восток-Запад»,2006, стр. 648.

5. Институт Рукописей Азербайджанской Национальной Академии Наук, Фонд Рукописей D-1020/3.

6. Институт Рукописей Азербайджанской Национальной Академии Наук, Фонд Рукописей D-1020/4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.