Алиев А.К., Юсупова Г.И. Терроризм как угроза глобальной и национальной безопасности.
Махачкала, 2010. 510 с.
В Дагестане много внимания уделяется не только репрессивным методам подавления экстремизма и терроризма, но и системному исследованию данного деструктивного феномена и выработке мер по его профилактике. Ряд видных ученых-специалистов в сфере межнациональных отношений и террологии Дагестана погибли от рук террористов - М.М. Гусаев, З.С. Арухов, М.-З.В. Ва-рисов, а также известные духовные лидеры республики. Безвременно ушла из жизни яркий публицист Г. Мурк-линская. Но мужественная и очень нужная исследовательская и гражданская деятельность ученых Дагестана ни разу не прерывалась.
Новая монография А. К. Алиева (бессменного директора РЦЭИ ДНЦ РАН) и Г.И. Юсуповой подводит определенные итоги изучения современного терроризма, выполнена она в рамках Республиканской целевой программы по противодействию религиозно-политическому экстремизму в Республике Дагестан на 2009 - 2011 гг. Авторы рассматривают терроризм и религиозно мотивированный экстремизм на глобальном, северокавказском и дагестанском уровнях.
В первой главе «Терроризм как одна из глобальных проблем» обосновываются теоретико-методологические подходы и инструментарий исследования, причем анализируется терроризм системно как неотъемлемый элемент международной преступной деятельности. «Ускорение транснационализации и интернационализации экономической и политической жизни сопровождается глобализацией международного терроризма как наиболее опасного вида организованной преступной деятельности, представляющей реальную угрозу безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом» (с. 11 - 12). А.К. Алиев и Г.И. Юсупова подчеркивают противоречивый характер глобализации и модернизации в России, которые радикально трансформируют социальную структуру и ценностную систему местных сообществ, выступают фактором мобилизации этнополитиче-ских групп вплоть до сепаратистских, экстремистских и террористических действий.
Основное внимание они уделяют выявлению универсальных характеристик терроризма под этнокон-фессиональным прикрытием. Важным представляется напоминание о том, что это понятие - не субъект нападения, а метод, о чем часто «забывают» политики и публицисты, списывая на «международный терроризм» разнородные силы и преступные деяния.
Во второй главе «Проблемы религиозного экстремизма и терроризма в России» указываются внутренние и внешние причины распространения терроризма в постсоветский период. Среди них часто в научных трудах выделяются «превращение естественно-исторических национальных различий в социально-экономические, что особенно характерно для национально-территориальных
образований, где сосуществуют в рамках единой государственности две и более наций» (с. 85), это подтверждает реальное социальное неравенство между народами и этническая мобилизация в борьбе за становление рыночной экономики и переструктурации социально-экономического комплекса Северного Кавказа. Справедливо отмечая ведущую роль внутренних причин обострения этнополитических конфликтов на Юге России, авторы наполняют конкретным содержанием проявления внешних факторов, которые связаны с изменением геополитической ситуации в Черноморско-Каспийском регионе, с борьбой за лидерство и контроль над стратегически и коммуникативно важным пространством (финансовая, информационная поддержка деятельности экстремистских организаций и религиозных миссий, подготовка кадров для террористического подполья, наемники и др.).
В третьей главе «Северный Кавказ как один из центров распространения религиозно-политического экстремизма и террористической практики» отмечается, что геополитические и геостратегические потери России на рубеже XX - XXI вв. отразились прежде всего на Северном Кавказе, который традиционно являлся областью геополитических устремлений разных стран, но последние два века развивается в составе России. Радикальное уменьшение территории, населения, экономического потенциала и ресурсов России по сравнению с Советским Союзом способствовало усилению международного влияния на процессы, происходящие на Северном Кавказе в условиях неопределенной кавказской и национальной политики федерального центра вплоть до последнего времени.
Представляет интерес анализ современных этнопо-литических процессов в Северо-Кавказском федеральном округе и особенно в Дагестане. Авторы разделяют позицию тех ученых (А.Г. Дугин, И.П. Добаев и др.), которые видят значительную роль в поддержке и воспроизводстве терроризма и сепаратизма на Северном Кавказе «сетевых войн» - одного из важнейших направлений военной стратегии США (с. 183). На территории СКФО действует около 100 иностранных организаций, фондов и мониторинговых сетей в форме союзов, ассоциаций и обществ, которые охватывают различные сферы и действуют под контролем операторов. В фокусе их деятельности лежит разрушение единого цивилизационного пространства Северного Кавказа и России и актуализация противостоящей ему «новой кавказской идентичности», формирование и распространение мифа о «геноциде» Россией народов Кавказа, якобы нуждающихся в защите мирового сообщества. В связи с этим в книге предлагается инициировать создание структуры прикладных исследований по истории и культуре народов Северного Кавказа, результаты которых будут использоваться для противо-
действия этносепаратизму, религиозно-политическому экстремизму, в первую очередь среди молодежи. На наш взгляд, таких структур уже создавалось немало (НИИ Кавказа СКНЦ ВШ, Институт социально-экономических и гуманитарных исследований ЮНЦ РАН, РЦЭИ, ДНЦ РАН, подразделения в составе ЮФУ, ПГЛУ и др.). Их деятельность развивается с разной степенью эффективности и государственной поддержки. На современном этапе более важными, на наш взглящд, стоят задачи научной организации и координации исследовательских работ и общественно-политических акций по изучению культуры Кавказа, формированию общероссийской идентичности при обеспечении безопасности всех народов региона и формированию позитивного имиджа и репутации Северного Кавказа, преодолению на этой основе условий возобновления экстремизма и терроризма.
Особое внимание в контексте влияния на этнополи-тику Северного Кавказа и Дагестана уделяется проблемам коррупции, пронизывающей все сферы жизни, а также неразрешенности вопросов «разделенных» народов, вновь (как и в 90-е гг. ХХ в.) обострившимся в последние два - три года. Это приводит к актуализации этноцентричных проектов по изменению административно-территориального устройства на моноэтнической основе - Черкесия (Адыгея, Кабарда, Черкесия), Кара-чаево- Балкария, объединенная Осетия - Алания в союзе с Россией, Славянская Республика (Ставропольский край), Терская область (в составе территорий Северного Кавказа компактно населенные русскими), объединения ногайского народа, федерализация Дагестана и др. Попытка реализации данных проектов неизбежно обострит этнополитические отношения на Юге России и Кавказе в целом. Этнотерриториальные конфликты имеют в Дагестане локальный характер, но при сохранении на перспективу тяжелой социально-экономической ситуации могут приобрести блоковый характер. Специальный раздел работы посвящен роли России в судьбах народов Дагестана. Отдавая должное ее судьбоносному и созидательному характеру, авторы показывают сложность и противоречивость процесса присоединения и интеграции республики в состав России, современный массовый уход русского населения из региона. «Отток русских, наметившийся в сложный реформенный период явился трагедией для всего дагестанского народа, кото-
рый значительно обеднил национальную жизнь, ведь уезжали высококвалифицированные специалисты, обрывались складывавшиеся десятилетиями человеческие связи» (с. 200). Показана многогранная деятельность РЦЭИ ДНЦ РАН по мониторингу положения русских в Дагестане, что учитывается при разработке и проведении мер по разрешению проблем русского населения Правительством Дагестана, в том числе обеспечение представительства русских в республиканских органах, вузах, поддержки территорий, на которых компактно проживает русское население. Особо подчеркивается, что значение русского вопроса определяется тем, что «русские были и остаются основным хребтом и в нынешней Российской Федерации. Русская нация была и остается основной и связующей нитью между всеми нациями, населявшими наше многонациональное Отечество» (с. 204). К сожалению эти меры ослабили, но не остановили отток русского населения, так как неформальные кланократические практики часто оказываются более влиятельными, чем нормативно-правовые установления и рекомендации.
Глубокий анализ особенностей религиозно-политического экстремизма на Северном Кавказе, обобщение опыта нормативно-правового противодействия терроризму и религиозно-политическому экстремизму с его несомненными достижениями и проблемами эффективности позволили РЦЭИ ДНЦ РАН разработать основательные рекомендации по преодолению причин терроризма, религиозно-политического экстремизма, их профилактике и обеспечению этнокон-фессиональной и этнополитической безопасности региона. Среди них особого внимания заслуживает идея трехуровневого им противодействия: стратегического, оперативного и тактического, а также идея создать геоинформационную систему «Терроризм на Юге России», охватывающую все субъекты СевероКавказского федерального округа.
Наряду с «Рекомендациями» в приложении к книге помещены основные нормативно-правовые акты РФ по противодействию терроризму, что придает ей не только академический интерес. Она привлечет интерес практических работников, а также будет активно использоваться в учебном процессе. Отечественная террология обогатилась значительным, содержательным и креативным трудом.
_В.В. Черноус