Научная статья на тему 'Круглый стол «Северный Кавказ: двадцать лет спустя» - обсуждение монографии бугай Н. Ф. Северный Кавказ. Государственное строительство и федеральные отношения. М. : граф и К. , 2011. 440 с. (г. Ростов-на-Дону, 10 октября, 2011 г. ) (публикацию подготовил В. В. Черноус)'

Круглый стол «Северный Кавказ: двадцать лет спустя» - обсуждение монографии бугай Н. Ф. Северный Кавказ. Государственное строительство и федеральные отношения. М. : граф и К. , 2011. 440 с. (г. Ростов-на-Дону, 10 октября, 2011 г. ) (публикацию подготовил В. В. Черноус) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круглый стол «Северный Кавказ: двадцать лет спустя» - обсуждение монографии бугай Н. Ф. Северный Кавказ. Государственное строительство и федеральные отношения. М. : граф и К. , 2011. 440 с. (г. Ростов-на-Дону, 10 октября, 2011 г. ) (публикацию подготовил В. В. Черноус)»

НАРОДЫ КАВКАЗА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

КРУГЛЫЙ СТОЛ "СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ: ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ"

Обсуждение монографии: Бугай Н.Ф. Северный Кавказ. Государственное строительство и федеральные отношения. М.: Гриф и К., 2011. 440 с.

(г. Ростов-на-Дону, 10 октября, 2011 г.)

В обсуждении монографии Н.Ф. Бугая приняли участие: Акаев Вахид Хумидович - доктор философских наук, профессор Чеченского госуниверситета (Грозный), Тетуев Алим Инзрелович - доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН (Нальчик), Юсупова Гурия Исламгараевна - доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Регионального центра этнополитических исследований ДНЦ РАН (Махачкала), Авдулов Николай Степанович - кандидат исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник СКНЦ ВШ, Крамарова Елена Николаевна -студентка 6 курса отделения "Регионоведение" ИППК ЮФУ (Ростов-на-Дону).

Модератор: зам. главного редактора журнала "Научная мысль Кавказа" профессор Черноус Виктор Владимирович.

Черноус В.В. Монография Николая Федоровича Бугая не случайно стала предметом обсуждения. Он один из сподвижников Ю.А. Жданова и А.Л. Нарочницкого по координации деятельности огромного авторского коллектива четырехтомной "Истории народов Северного Кавказа" в 80-е годы ХХ в. Более тридцати лет Н.Ф. Бугай плодотворно исследует историю Северного Кавказа прошлого и начала текущего века, несколько лет проработал в Министерстве регионального развития Российской Федерации. Обсуждаемая книга - одно из первых обобщающих монографических исследований постсоветского периода истории Северного Кавказа, которое привлекло внимание как профессиональных историков, так и широкого круга читателей. Монография стала лауреатом диплома I сте-

пени V Международного конкурса научных работ по кавказоведению и регионоведению Юга России им. Ю.А. Жданова (сентябрь 2011 г.). В книге высказана четкая авторская позиция по многим узловым и сложным проблемам региона, что невольно подталкивает к дискуссии, так как разброс в оценке проблем и событий бурных и драматичных двадцати последних лет чрезвычайно высок.

Каковы основные итоги двадцати лет реформ на Северном Кавказе, Вашем субрегионе Российской Федерации?

Тетуев А.И. В монографии Н.Ф. Бугая, базирующейся на изучении богатого архивного материала и новейшей научной литературы, исследуются специфические особенности национально-государственного строительства на Северном Кавказе в советский и постсоветский периоды.

В целом поиск новой "модели" федерации, адекватной сложившейся ситуации, завершился 31 марта 1992 г. подписанием 87 субъектами Российской Федерации, в том числе республиками Северного Кавказа, Федеративного договора. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. и ограниченно включенный в нее Федеративный договор действуют во взаимосвязи.

Важным этапом в реформировании органов государственной власти республик Северного Кавказа явилось принятие конституций. Все республиканские конституции (кроме чеченской, одобренной в марте 1992 г.) увидели свет уже после принятия Конституции Российской Федерации в декабре 1993 г., и в основном с учетом ее. Вместе с тем в названных конституциях отразились особенности развития республик.

Становление и развитие российского федерализма, как известно, порождало и опреде-

ленные противоречия. Прежде всего - между стремлением народов к самоорганизации и объективными процессами интеграции российского общества. В связи с тем, что в конституциях республик содержались нормы, которые нарушали Конституцию Российской Федерации (5 октября 1995 г.), был принят Указ Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации".

В документе строго предписывалось устранить несоответствия, имеющиеся в конституциях и законах, нормативных и правовых актах республик, краев, областей, городов федерального значения, с положениями Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Во исполнение данного и других правовых актов в 66 нормативно-правовых актов КБР внесены изменения и дополнения, некоторые из них были признаны утратившими силу, в том числе 24 закона КБР. В мае 2003 г. конституционное собрание приняло новую редакцию Конституции КБР, которая соответствует Конституции Российской Федерации.

Акаев В.Х. Выход в свет качественных монографических работ по истории, политологии, основанных на объективных фактах, выполненных на основе применения новых исследовательских технологий, всегда для ученых, общества в целом - важное научно-культурное событие. Актуальность и значимость исследования, посвященного социально-экономическим, политическим, духовно-культурным событиям, полиэтническому и поликонфессиональному Северному Кавказу, признаваемого многими нестабильным и конфликтным регионом, волне очевидны.

Новую работу Н.Ф. Бугая можно рассматривать как логическое продолжение его исследований, посвященных проблемам депортированных народов, совершенствованию национальных и федеративных отношений в российском государстве. Следует отметить, что им выполнена значительная работа по изучению и выявлению архивных документов, связанных с депортацией народов, но он порою некритически воспринимает документы НКВД СССР, в которых число дезертиров, бандитов, врагов советской власти искусственно увеличены.

Горбачевско-ельцинские реформы, которым ныне более 20-ти лет, стали самыми тяжелыми, драматическими, если не сказать трагическими, для всех народов Северного Кавказа и для каждого российского субъекта региона. Эти реформы привели к развалу великой державы СССР, обострению межнациональных отношений, к межнациональной вражде, возникновению этнического сепаратизма, уничтожению мощной нефтедобывающей и нефтеперерабатающей промышленности, разрыву экономических и межнациональных связей, постепенно сложившихся за годы советской власти. Государственный переворот, совершенный в бывшей ЧИ АССР, Д. Дудаевым и кампанией при поддержке Б. Ельцина, Р. Хасбулатова, привел к исходу русских и значительного количества кадров чеченской, ингушской национальности. Ингушско-осетинский конфликт, две войны в Чечне, гибель тысяч людей, полное уничтожение и грабеж экономики бывшей ЧИ АССР, обнищание народа, экстремизм и терроризм, политика превращения чеченцев во врагов России, беспредельная коррупция и многое другое - это прямые следствия распада СССР и последовавших за этим ельцинских реформ.

Реформы не дали экономического благосостояния для основной массы населения. Но при этом был успешно создан "класс олигархов", продолжающих грабеж национального богатства и уводящих свои капиталы на Запад. Реформы ухудшили здоровье людей, привели к ситуации, когда по всей стране число умирающих превышает число рождающихся. Забыли о реформах, именованных "нацпроектами".

Юсупова Г.И. Было бы правильно говорить не об основных итогах 20-ти лет реформ на Северном Кавказе и в отдельных его регионах, а об итогах 20-летнего периода развития страны и, соответственно, ее субъектов. Я бы не называла эти 20 лет однозначно периодом реформ, так как реформа является продуманным, заранее спланированным действием, которое, кстати, тоже может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Я бы разделила последние 20 лет истории страны на два этапа: 1-й этап хронологически охватывает 1991-1999 годы; 2-й этап -2000 г. - по настоящее время. Первый этап можно определить как этап радикальных трансформаций всех сфер общественного развития постсоветской России. Распад СССР стал мощным детонатором глобальных изменений.

На первом этапе, выделенном нами, Россия оказалась перед выбором политического и государственного устройства, который стал предметом острейшей борьбы общественно-политических сил с разными, часто противоположными целями и интересами. В результате Россия вступила в длительный период социально-политической нестабильности, порой весьма близкий к состоянию хаоса и потери управляемости. Процессы, происходившие в политической сфере российского политико-правового пространства после распада СССР, можно охарактеризовать как политическую модернизацию, которая носила стремительный характер и не была подкреплена достаточными трансформационными процессами в экономической сфере.

Второе десятилетие периода радикальных трансформаций в России являлось по сути попыткой некоторой стабилизации ситуации в стране, предпринятой новыми властями в условиях, когда налицо уже были серьезные угрозы стабильности и самому существованию российской государственности. На этом этапе были, на наш взгляд, предприняты определенные реформы, имевшие конкретную целевую направленность и содержание. Те качественные структурные изменения, имевшие место в субъектах Северо-Кавказского региона, в том числе и в Республике Дагестан, являлись по сути следствием отмеченных выше общероссийских трансформаций и носили, как правило, догоняющий характер.

Современные социально-политические трансформации - это переход на новую, более сложную ступень самоорганизации системы, каковой является современное российское социальное пространство, а Северо-Кавказский регион следует рассматривать как подсистему в рамках этой системы. В результате радикальных трансформаций всех сфер жизни российское общество, как социетальная система, оказалось в фазе нестабильного развития. Для нее харатерны как глобальные, так и региональные угрозы и риски.

Крамарова Е.Н. Многочисленные труды Н.Ф. Бугая по проблемам федеральных и межнациональных отношений, государственному строительству всегда вызывают интерес, на них активно ссылаются ученые, а студенты изучают в качестве обязательной и дополнительной литературы.

Как показывают социологические исследования Института социологии РАН и его Южно-Российского филиала абсолютное большинство россиян отрицательно оцени-

вают реформы 90-х годов, деятельность президентов М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина, особенно на Юге России. Более позитивно оценивается первое десятилетие XXI в., в частности, период президентства В.В. Путина. Тем не менее, у россиян нет уверенности в правильности вектора развития России и ближайших перспектив превратить нашу страну в процветающую экономически и развитую демократически. Особенно много проблем во всех сферах на Северном Кавказе: не удается подавить террористическое подполье, которое перетекает из одной республики в другую, вывести экономику, разрушенную в 90-е годы, преодолеть коррупцию, а также утраченное доверие между этническими элитами. Подготовка к Олимпиаде в Сочи не стала ожидаемым толчком к развитию региональной экономики; создание СКФО и амбициозные инвестиционные проекты пока не дали видимых результатов. У государства не хватает ресурсов, а молодой бизнес еще не обрел зрелости, не стал цивилизованным, не выработал социальную ответственность. Впрочем, успехи в восстановлении Чечни говорят о том, что неразрешимых проблем на Северном Кавказе нет.

Определился ли цивилизованный выбор России, как Вы представляете наиболее вероятный сценарий дальнейшего развития?

Тетуев А.И. История России (начиная с реформ Петра) - это во многом история догоняющих модернизаций. Н.Ф. Бугай своей работе справедливо отмечает, что с августа 1991 г. началась новая догоняющая модернизация, ориентированная на западное общество. Но дело в том, что в настоящее время западная цивилизация не просто ушла вперед, она стоит перед проблемой перехода к постиндустриальному, информационному обществу. К сожалению, итоги реформ за два последних десятилетия свидетельствуют о том, что цивилизационный выбор еще не проявился, так как модель социально-экономического и политического развития России в настоящее время не соответствует поставленным задачам по модернизации.

Руководителей государственных монополий не беспокоит, что внутренним ценам на мировом уровне необходимо обеспечить зарплату на мировом уровне. Более того, компрадорский капитал намертво связан с бюрократией, с высшим чиновничеством -

это просто один класс. Государственный аппарат в России первичен - он контролирует все ресурсы и поэтому является источником самого капитала, сращен с ним. Поэтому именно в интересах обеспечения компрадорской продажи ресурсов формируется и контролируется весь государственный аппарат, который, в свою очередь, держит в своих руках все рычаги экономической, общественной и политической жизни.

Происходит дальнейшая дифференциация доходов населения. Разрыв между богатыми и бедными составляет в 40-50 раз, а официальная статистика фиксирует только в 17 раз. Уровень доходов работающей части населения в разы ниже, чем в развитых странах.

Что касается наиболее вероятного сценария дальнейшего развития страны то, по нашему мнению, надо заняться поиском модели устойчивого движения к информационному обществу как началу постиндустриальной цивилизации. Он предполагает выработку новой стратегии российских реформ, ориентированной на интересы всех без исключения граждан, а не только преуспевающего меньшинства. Вместе с тем необходимо изменить систему ценностей, утвердить престиж духовной и интеллектуальной сферы, развитие культуры, науки, технологическую революцию, связанную с внедрением наукоемких, энерго- и ресурсосберегающих технологий, развитие информационных технологий. При этом государству с опорой на институты гражданского общества необходимо осуществить коренную трансформацию ряда базовых основ жизнедеятельности.

Акаев В.Х. Россия в цивилизационном отношении, судя по заявлениям руководителей государств (Ельцина, Путина, Медведева), определилась - она ориентируется на западную либерально-демократическую модель развития. Но реальная картина далека от декларированной прозападной модели цивилизационного развития. Однако сегодня этой позиции придерживается нынешний Президент страны, хотя в целом общественное мнение, программы ведущих российских партий имеют антизападную направленность. Это сопряжено с тем, что в российском обществе все больше стали побеждать настроения государственнические, патерналистские, все больше политиков склоняются к признанию национального возрождения России,

необходимости создания империи. Все это -прямая социально-психологическая реакция на провалы рыночной экономики, либеральных ценностей, на навязывание россиянам сексуальной революции, приведшие к резкому упадоку нравственной культуры общества.

Юсупова Г.И. Думается, что цивили-зационный выбор любого государства, в том числе и России, не может определиться за короткий промежуток времени, тем более за 20 лет.

В политологии длительное время преобладали концепции перенесения существующих в западных странах социально-политических институтов на весь мир, а также дальнейшего расширения существующих моделей управления межгосударственными отношениями на основе деятельности ведущих стран Запада. Ко второй половине 90-х годов прошлого века неэффективность политических технологий западного образца стала еще очевиднее. Пересадка отдельных западных институтов и механизмов в другие страны, как правило, давала и дает совершенно неожиданные результаты. Часто искусственно вживляемые политические технологии не столько преобразовывали чужое общество, сколько сами трансформировались до неузнаваемости под воздействием чуждой среды.

Культурное многообразие России представляет собой сумму этнических и конфессиональных идентичностей более ста народов, проживающих на территории государства. Феномен современного российского самосознания возник на основе межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия и взаимовлияния, имеющего многовековую историю. В России в настоящее время идет процесс формирования общенациональной идентичности. Ключевым фактором социокультурной идентичности многонационального народа России является интегративная роль русского языка при свободном развитии и использовании других национальных языков.

Наше прошлое, т.е. формы социокультурных взаимосвязей и та система социальных институтов, которая отвечает рыночной экономике и демократическому обществу, должны найти общие точки соприкосновения и взаимодействия, чтобы обеспечить оптимальное развитие общества и притом в глобальном контексте, в мировом социальном пространстве. Проблема не в том,

чтобы вписаться в заданное пространство, но достичь взаимосогласованности в широком социально-экономическом и социально-культурном смысле. Социально-политические и социокультурные трансформации в России изменяют и общемировые структуры социального взаимодействия.

Думается, что бесспорной истиной является то, что историческая роль России заключается в той соединительной функции, которая объединила культурное наследие Запада и Востока и породила специфически новый тип культуры - евразийский. Использование именно системного синтеза позволяет сделать вывод о том, что наиболее благоприятным прогнозом трансформации этноконфессиональ-ных отношений на Юге России может стать вариант эволюционного развития на основе синтеза духовных, этнических, религиозных и культурных традиций Запада и Востока в рамках общего мультикультурного пространства.

Крамарова Е.Н. Россия находится все еще в поиске своей геополитической и ци-вилизационной идентичности. К сожалению, в нашем обществе по этим вопросам наблюдается отчуждение между правящей элитой и основной массой населения. Элита делает выбор в пользу западной модели, которая кажется ей безальтернативной, а до 80 % населения не отождествляет себя с Западом и даже Европой, относя Россию к иному ци-вилизационному типу или к по-разному понимаемой Евразии. Особенно это характерно для Юга России и Северного Кавказа. В перспективе представляется, что евроатлантический вектор для России может стать тупиковым, эта модель утрачивает свое ценностное ядро, матрица ее разрушается, а экономические возможности близки к исчерпанию. Обустройство Евразии совместно с Китаем, Турцией, Ираном, странами СНГ кажется более перспективным, что не исключает партнерских отношений с Евросоюзом и другими странами и регионами, в рамках многополярного мира.

В чем причины современной конфлик-тогенности на Северном Кавказе, в Вашем регионе?

Тетуев А.И. Основы современной кон-фликтогенности на Северном Кавказе были заложены в 20-е годы XX в. в период конструирования новых общностей при помощи механизмов административно-территориальных

переделов. Национально-государственное строительство осуществлялось субъективно, исходя из большевистской концепции, что по мере строительства социализма произойдет стирание национальных различий. Данные установки привели к следующим последствиям:

- искусственное создание многосубъектных государственных образований, объединивших неродственные этносы и, напротив, разделивших этнически близкие народы по различным республикам;

- произвольное определение границ без учета исторически установившихся территорий проживающих там народов, частые административно-территориальные изменения.

В условиях системной трансформации российского общества, как правильно отмечает Н.Ф. Бугай, "прошлое повторилось в настоящем". В настоящее время основой противоречий является конкурентная борьба этнических и политических сил за перераспределение власти и ресурсов. Поэтому сущность подавляющего большинства национально-территориальных противоречий на Северном Кавказе состоит в том, что одна и та же территория оказывается пространством, на котором соперничающие национальные элиты стремятся добиться своего легального доминирования, предполагающего доступ к политической власти и престижных секторам экономики. При этом все попытки "поднять на щит" проблемы спорных территорий несут в себе потенциальную опасность перехода скрытой стадии конфликта в открытую.

Ярким примером тому является попытка реализации в Кабардино-Балкарской Республике Федерального Закона от 06.10 2003 № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Принятые на его основе ряд законов КБР, в том числе законы № 12-РЗ "Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики" и № 13-РЗ "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике", изменили границы, статус территорий муниципальных образований и стали причиной обострения этнополитической ситуации в республике.

Для разрешения спорных вопросов по закону КБР "О статусе и границах муниципальных образований" в Парламенте КБР была создана согласительная комиссия. Однако диалог органов государственной вла-

сти, местного самоуправления и представителей институтов гражданского общества не дал положительных результатов, до сих пор не решены спорные вопросы по определению границ муниципальных образований.

Принятое на сегодняшний день компромиссное решение пересмотреть границы административных поселений, ограничив межселенные территории отгонными пастбищами, также вызвало протест у определенной части населения.

Таким образом, следует признать, что административно-территориальный передел на новом витке исторического развития, реализующий положения Федерального Закона от 06.10 2003 № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации" не дал пока желаемых результатов, не привел к общественному согласию в КБР. Предстоит долгая кропотливая работа по поиску реально компромиссного решения, могущего удовлетворить все спорящие стороны, решения, основывающегося на исторических документах, веками сложившейся практике землепользования в КБР.

Не менее значительным фактором конфликтогенности на Северном Кавказе, в том числе и в Кабардино - Балкарии, является религиозный экстремизм.

Акаев В.Х. Прежде всего, современная конфликтогенность в регионе - результат распада единой страны, обострения экономических, политических, межнациональных отношений на федеральном и региональном уровнях. Силы, осуществляющие грабеж накопленной десятилетиями "общенациональной собственности", природных богатств, были заинтересованы в реанимации старых обид, конфликтов, обостряли межнациональную напряженность, с целью отвлечения от себя внимания людей, общества. Современная конфликтогенность в стране, в том числе и на Северном Кавказе - это специфическое проявление социального расслоения общества, образования "класса олигархов, богатых людей" за счет присвоения огромных богатств при явной поддержке государства.

По экспертным данным за последние 10 лет социальное расслоение в российском обществе имеет тенденцию возрастания. Разрыв в доходах 10 % самых богатых и массы бедных людей увеличился на 21 %, т.е. до 17 раз.

России нужна новая политика преодоления бедности, социального неравенства, мини-

мизации социального расслоения, улучшения качества жизни. Без сомнения, социальное неравенство, обнищание людей, неустроенность жизни - основные факторы, детерминирующие преступные действия, криминальные явления.

Другой аспект криминогенности на Северном Кавказе - это проявление религиозного радикализма и экстремизма, сепаратизма, возникших в силу слабости государства, обострения этнополитических процессов, отсутствия корректной государственной национальной политики. Более того, иностранные акторы, преследующие свои экономические и геополитические цели на Кавказе, заинтересованы в нестабильном Юге России. Нестабильный, конфликтный Кавказ для них необходим, чтобы ослабить позиции России. В этом случае они будут более успешно реа-лизовывать свои интересы и цели в регионе.

Юсупова Г.И. Говоря о причинах конфликтов на Северном Кавказе, полагаю, что правильно рассматривать этот регион не изолированно, а как часть российского социокультурного пространства, подвергающегося, в свою очередь, глобальным трансформационным воздействиям. Чем более глобальным становится мир, тем отчетливее вырисовываются этнические черты и характеристики. Исследователи традиционно выстраивают линию конфликта по таким противоположным показателям как модернизация -традиционализм, глобализация - локализация, Запад - Восток и т.д. Ответной реакцией на эти противоречия являются этноконфессио-нальная мобилизация, которая приобретает в условиях системного кризиса радикальные оттенки. Ярким примером может служить Северный Кавказ, где отдельные народы претендуют на роль лидеров, стремясь поглотить или свести к минимуму значение своих собратьев по северокавказскому сообществу. Их действия в последние десятилетия приобрели ярко выраженные этноцентрические черты. Одной из серьезных причин такой ситуации, как мы полагаем, является социокультурная поляризация и, как следствие этого, нетерпимость. Эта тенденция характерна не только для России.

Северный Кавказ стал одним из центров распространения религиозно-политического экстремизма и террористической практики. Экстремистские группы на Северном Кавказе, входящие в единую террористическую сеть,

как правило, объединены единой идеологией и целью. Терроризм признается экспертами одним из главных признаков этнополити-ческой нестабильности в регионе. Именно поэтому исследование проблемы терроризма как угрозы национальной безопасности является не только теоретической, но и настоятельной задачей практического характера.

Несмотря на меры, принимаемые органами государственной власти по стабилизации ситуации на Северном Кавказе, она в целом остается сложной. Конфликты не преодолены, а конфликтогенные факторы продолжают действовать. На сегодняшний день террористическая активность в регионе сохраняется. Более того, на Кавказе усиливается активность внешних сил. В настоящее время процесс политизации ислама все более настойчиво проявляется и заявляет о себе. Это международная религиозно-политическая тенденция проявляется во все большем совмещении религиозной и политической деятельности и распространении данного явления во всем мусульманском мире. Изучению этих проблем много внимания уделяет региональный центр этнополитических исследований ДНЦ РАН.

Крамарова Е.Н. Ростовская область в сфере межнациональных, конфессиональных отношений достаточно стабильна, хотя проблемы, в основном во взаимоотношениях с первым поколением мигрантов, существуют. Основные причины конфликтов на Юге России состоят, на мой взгляд, в обвальной деиндустриализации, кризисе морали в обществе, неэффективности и коррумпированности властных структур, в том числе во взаимоотношениях центра и регионов и т.д. Причины давно выявлены в исследованиях, известны, но не найдены или не используются механизмы по их преодолению. Необходимо более активно и неформально использовать институты гражданского общества.

Каким видится совершенствование федеративных отношений в России? Нужны ли административно-территориальные реформы на Юге России?

Тетуев А.И. Сложившаяся структура федеративных отношений, естественно, нуждалась в апробации, должна была доказать свою жизнеспособность. Дискуссии о путях совершенствования, укрепления ее начались буквально сразу после подписания Федератив-

ного договора и продолжаются в настоящее время.

Действующая Конституция Российской Федерации в силу своего "компромиссного" несовершенства не могла и не может гарантировать в полной мере успеха в развитии российского федерализма, поскольку не проясняет его окончательную модель. Подтверждением этого является подписание 15 февраля 1994 г. между федеральным Центром и Республикой Татарстан договора "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". К началу 1999 г. в Российской Федерации таких договоров было подписано в общей сложности около пятидесяти, не считая сотни соглашений к ним. Вместе с тем положения договоров выходили за пределы федерального конституционного разграничения предметов ведения - перераспределение вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в ведение субъекта Федерации.

С принятием Федерального закона от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов российской Федерации" новые договоры о разделении полномочий подлежали ратификации в парламенте, а существующие договоры были расторгнуты.

Новый российский федерализм имел трудное "детство", которое к середине 1990-х годов сменилось нелегким и иногда непредсказуемым "подростковым" возрастом.

Что касается административно-территориальных реформ в стране, в том числе на Северном Кавказе, то они нужны. Но как их провести? Принципиально важным в концепции монографии Н.Ф. Бугая является положение о необходимости проведения административно-государственной реформы, в том числе и в рамках Северо-Кавказского региона. Анализируя роль и место титульных наций в федеративных отношениях, автор приходит к обоснованному выводу о практической возможности варианта самостоятельного существования этнических общностей, а именно, без проживания в объединенных субъектах, носящих название двух титульных этнических общностей. Подобная реформа,

несомненно, содействовала бы, в конечном счете, ликвидации административно-территориального распыления, удешевлению управленческого аппарата в регионе, формированию совершенно новых начал в управлении этническими общностями и т.д. (с. 307, 312, 313, 322).

Вместе с тем автор справедливо отмечает, что в Российской Федерации нет соответствующего положения на разъединение субъектов. По нашему мнению, даже при наличии такого положения и волеизъявления народов, проживающих в объединенных субъектах, осуществить их разъединение на практике безболезненно невозможно.

Россия многонациональна, населяющие ее народы, кроме общих федеральных, имеют и свои национальные интересы. Не считаться с этим - значит поставить под вопрос право народов на самовыражение, вызвать заведомо негативное отношение к административно-территориальным реформам. Изменение статусов субъектов и границ в регионе вместо улучшения системы управления и хозяйствования способно взорвать мир и относительную стабильность на Северном Кавказе.

В целом лейтмотивом монографии Н. Бугая, ученого, который много лет плодотворно занимается проблемами межэтнических отношений, звучит идея, о возможности подготовки к этому многонационального сообщества Северного Кавказа, формирования его самосознания и национального сознания. Идея, отнюдь не бесспорная, но, безусловно, направленная на продвижение российского общества вперед по пути дальнейшей консолидации, единства и создания условий для более комфортного проживания "и вместе, и раздельно", но в мире и гражданском согласии, объединенном общими идеями развития российской государственности.

Акаев В.Х. Совершенствование федеративных отношений никак не видится в укрупнении российских регионов, объединении различных субъектов, устранении "асимметрии" федеративного устройства, изменении административно-территориальных границ субъектов России. Прежде всего подобные трансформации предполагают пересмотр соответствующих конституционных положений, регулирующих федеративные отношения.

Для одних регионов объединение субъектов происходит и будет происходить безболезненно, но для других это чревато серьезным политическим напряжением

и даже националистическими взрывами. Ведь многие народы Северного Кавказа в течение 80-ти лет живут в своих национально-государственных образованиях, ставших составной частью единого государства. Между тем нельзя не признать, что в в этой системе они имеют значительные экономические, политические и культурные достижения. Тео-ретически можно смоделировать объединение Северного Кавказа, раскрыть его положительные стороны, выявить его экономические и политические преимущества по сравнению с раздельным существованием субъектов, которые живут на дотации федерального центра. Но все это покажется малосущественным, если возникнет конфликтная ситуация между народами и их элитами, которые будут объединяться.

Глубоко сомнительно, что благие желания - улучшение экономической жизни людей, превращение всех в единую российскую нацию - приведут к декларируемым целям. Очередной пересмотр границ, объединение разноязычных, разноконфессиональных народов Северного Кавказа без создания условий их свободного развития, преодоления негативных образов, подлинной правовой защиты их этнокультурных интересов не улучшит межнациональную ситуацию в данном регионе. Не способствует этому и массовое строительство мечетей и церквей.

На Северном Кавказе можно было бы создать ряд новых современных городов для проживания, работы, бизнеса, карьеры талантливой молодежи, приглашенной со всех концов страны. Словом, нужны современная теория и практика совершенствования и развития федеративных и межнациональных отношений, экономически, политически и культурно, укрепляющих народы и страну.

Юсупова Г.И. Совершенствование федеративных отношений в России возможно только на основе строго взвешенной, продуманной, научно-обоснованной национальной политики.

Развитие этноконфессиональных отношений обусловлено общими принципами регулирования развития общества. Вместе с тем они отличаются от других форм общественных отношений, поэтому их развитие предполагает специфические принципы регулирования.

Государственное управление этнокон-фессиональными отношениями должно строиться на основе учета следующих принципов:

- наиболее полное удовлетворение прав и свобод представителей разных наций и конфессий;

- социальная справедливость, консолидация наций и этносов;

- реализация разумных национально-специфических интересов в сфере культуры, языка, национальной психологии и традиций;

- выравнивание уровня экономического и культурного развития национальностей;

- межнациональное и межконфессиональное согласие, этноконфессиональная толерантность и гуманизм, сотрудничество и сотворчество народов;

- рациональное сочетание прав наций, конфессий и прав человека;

- преодоление сепаратизма, экстремизма, национализма, религиозного фанатизма и нетерпимости и др.

С 2001 по январь 2010 гг. Северный Кавказ входил в состав Южного федерального округа, что, по моему мнению, способствовало определенной стабилизации и централизации власти. В январе 2010 г. создан Северо-Кавказский федеральный округ. На наш взгляд, подобные административно-территориальные изменения в регионе, наносят вред укреплению вертикали власти, а ее горизонтальное выравнивание на деле приведет к ужесточению борьбы и росту причин конфликтогенности внутри региона, может усилить внутренние территориальные претензии и конфликты. Хорошо бы не забывать тяжелые уроки двадцатилетнего прошлого -распад СССР и его последствия для всего постсоветского пространства. Следует помнить, что от спокойствия на Северном Кавказе зависит национальная безопасность и территориальная целостность всей России.

Авдулов Н.С. Важнейшим направлением совершенствования федеративных отношений в России является последовательная децентрализация власти и перераспределение полномочий, что предполагает четкую их дифференциацию. Важно строго определить те функции, которые должны сохраняться на федеральном уровне, а что передать региональным и муниципальным органам власти. В этих целях создана правительственная комиссия, которая собирает и отбирает положения о разграничении полномочий. При этом обращается внимание на то, чтобы полномочия подкреплялись финансами,

чтобы, соответственно, вносились коррективы в межбюджетные отношения. Сегодня не создан сводный реестр полномочий, в котором были бы собраны все полномочия независимо от того, в каких законах или нормативных актах они закреплены. В деятельности федеративных и региональных органов наблюдается порой дублирование, безответственность и неэффективность в реализации тех или иных полномочий. В серьезных изменениях также нуждаются межбюджетные отношения. Они не прозрачны, продолжается практика хождения по московским кабинетам для "выколачивания" необходимых средств. Поскольку все полномочия должны быть обеспечены постоянными финансовыми источниками, не должно быть перераспределения полномочий после принятия бюджета.

Крамарова Е.Н. Мир, Россия и ее регионы находятся в постоянном развитии, поэтому совершенствование федеративных отношений неизбежно. Оно должно опираться на соответствующие принципы, но не догматизировать их, а считаться с реальной социально-экономической и политической ситуацией. Новые задачи, стоящие перед Россией, требуют ротации элит, приход в нее людей креативных, имеющих современные взгляды.

При этом нужно очень осторожно подходить к административно-территориальным реформам, особенно на Северном Кавказе. Здесь слишком много будет актуализировано территориальных споров, обид в истории межэтнических и других отношений. Н.Ф. Бугай справедливо показал стремление народов Северного Кавказа к созданию самостоятельных административных единиц. Но будет ли такая этническая кантонизация стабильной или спровоцирует сепаратизм и конфликты? Кроме правовых сложностей встает проблема "раздела" многонациональных городов, при-родно-ландшафтные и другие ограничения. С другой стороны, вероятно, в перспективе унификация федеративного устройства неизбежна, но она должна быть постепенной и не подгоняться искусственно административными методами. Преобразования должны учитывать мнение местного населения, быть обеспечены научной экспертизой и подготовлены информационно.

Черноус В.В. В книге Н.Ф. Бугая поднят огромный пласт проблем Северного Кавказа. Формат "Круглого стола" не позволяет обсу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.