Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ВЗАИМОСВЯЗИ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЕЙРИСКООРИЕНТИРОВАННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ'

АЛГОРИТМ ВЗАИМОСВЯЗИ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЕЙРИСКООРИЕНТИРОВАННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / РИСК / ИННОВАЦИИ / РИСК-НАГРУЗКА / УРОВНИ ВЛАСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулакова Л.И., Люкевич И.Н.

В статье раскрывается последовательность действий органов федерального и регионального уровней управления по реализации целей государственной инновационной политики. Представлен авторский алгоритм взаимосвязи федерального и регионального уровней управления реализации инновационной политики. Авторами обосновывается положение о том, что рискоориентированое управление должно иметь четкий механизм взаимодействия между региональным и федеральным уровнями государственной инновационной политики, который направлен на снижение риск-нагрузки и максимально возможное нивелирование возникающих рисков в процессе реализации инновационной государственной политики. Инновационная деятельность посредством государственной поддержки позволяет создать единую комплексную конструкцию по обеспечению инновационного процесса в различных сферах экономики. Следует отметить, что в рамках общей социально-экономической политики в современных условиях инновационная политика является стержне образующим звеном в экономических отношениях и способствует созданию условий обеспечения технологического исполнения социально-экономических процессов отвечающих требованиям технологического уклада. Алгоритм составлен с учетом рискоориентированного управления регионально инновационной политикой на основе инфраструктурного подхода, представлены все прямые и обратные связи возникающие в процессе взаимодействия органов власти на федеральном региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM OF INTERRELATION OF FEDERAL AND REGIONAL LEVELS OF RISK-ORIENTED INNOVATION POLICY

The article reveals the sequence of actions of the federal and regional levels of government to implement the goals of the state innovation policy. The author's algorithm of interconnection between the federal and regional levels of management of the implementation of innovation policy is presented. The authors substantiate the proposition that risk-based management should have a clear mechanism for interaction between the regional and federal levels of state innovation policy, which is aimed at reducing the risk load and the maximum possible leveling of emerging risks in the process of implementing innovative state policy. Innovative activity through state support makes it possible to create a single integrated structure to ensure the innovation process in various sectors of the economy. It should be noted that within the framework of the general socio-economic policy in modern conditions, innovation policy is the core forming link in economic relations and contributes to the creation of conditions for ensuring the technological execution of socio-economic processes that meet the requirements of the technological order. The algorithm is compiled taking into account the risk-oriented management of regional innovation policy based on the infrastructure approach, all direct and feedback relationships that arise in the process of interaction between authorities at the federal regional levels are presented.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ВЗАИМОСВЯЗИ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЕЙРИСКООРИЕНТИРОВАННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ»

Источники:

1. Торговля // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

2. Брюханова В.Б. Электронный бизнес : учеб. пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2016.- 108 с.

3. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции Горячая линия - Телеком. - М., 2014. -500 с.

4. Российский рынок интернет-торговли: итоги 2019 года, тренды 2020 // Обзор Высшей школы экономики.

5. Якубов, М. С. Электронная коммерция: аутсорсинг в электронном бизнесе / М. С. Якубов, Г. А. Акраимова // Перспективы развития информационных технологий. - 2016. - No 29. - C. 91-96.

6. Хироси Микитани. Маркетплейс 3.0. Новый взгляд на торговлю в интернете от основателя Rakuten - одного из крупнейших интернет-магазинов в мире. - Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014. - 288 p.

EDN: IXAZLQ

Л.И. Кулакова - к.э.н., доцент высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, milakul2606@rambler.ru,

L.I. Kulakova - candidate of economic sciences, associate professor of the Higher school of engineering and economics, Peter the Great St. Petersburg polytechnic university, Saint Petersburg, Russia;

И.Н. Люкевич - д.э.н., профессор высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, lyukevich_in@spbstu.ru,

I.N. Lyukevich - doctor of economics, professor of the Higher School of engineering and economics, Peter the Great St. Petersburg polytechnic university, Saint Petersburg, Russia.

АЛГОРИТМ ВЗАИМОСВЯЗИ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЕЙ РИСКООРИЕНТИРОВАННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ALGORITHM OF INTERRELATION OF FEDERAL AND REGIONAL LEVELS OF RISK-ORIENTED INNOVATION POLICY

Аннотация. В статье раскрывается последовательность действий органов федерального и регионального уровней управления по реализации целей государственной инновационной политики. Представлен авторский алгоритм взаимосвязи федерального и регионального уровней управления реализации инновационной политики. Авторами обосновывается положение о том, что рискоориентированое управление должно иметь четкий механизм взаимодействия между региональным и федеральным уровнями государственной инновационной политики, который направлен на снижение риск-нагрузки и максимально возможное нивелирование возникающих рисков в процессе реализации инновационной государственной политики. Инновационная деятельность посредством государственной поддержки позволяет создать единую комплексную конструкцию по обеспечению инновационного процесса в различных сферах экономики. Следует отметить, что в рамках общей социально-экономической политики в современных условиях инновационная политика является стержне образующим звеном в экономических отношениях и способствует созданию условий обеспечения технологического исполнения социально-экономических процессов отвечающих требованиям технологического уклада. Алгоритм составлен с учетом рискоориенти-рованного управления регионально инновационной политикой на основе инфраструктурного подхода, представлены все прямые и обратные связи возникающие в процессе взаимодействия органов власти на федеральном региональном уровнях.

Abstract. The article reveals the sequence of actions of the federal and regional levels of government to implement the goals of the state innovation policy. The author's algorithm of interconnection between the federal and regional levels of management of the implementation of innovation policy is presented. The authors substantiate the proposition that risk-based management should have a clear mechanism for interaction between the regional and federal levels of state innovation policy, which is aimed at reducing the risk load and the maximum possible leveling of emerging risks in the process of implementing innovative state policy. Innovative activity through state support makes it possible to create a single integrated structure to ensure the innovation process in various sectors of the economy. It should be noted that within the framework of the general socio-economic policy in modern conditions, innovation policy is the core forming link in economic relations and contributes to the creation of conditions for ensuring the technological execution of socio-economic processes that meet the requirements of the technological order. The algorithm is compiled taking into account the risk-oriented management of regional innovation policy based on the infrastructure approach, all direct and feedback relationships that arise in the process of interaction between authorities at the federal regional levels are presented.

Ключевые слова: управление, риск, инновации, риск-нагрузка, уровни власти, инновационная политика.

Keywords: management, risk, innovation, risk-load, levels of power, innovation policy.

Инновационная политика на федеральном уровне власти направлена, прежде всего, на достижение национальных целей социально-экономического развития страны. При этом необходима обязательная взаимосвязанность целей, задач и ожидаемых результатов между федеральным и региональными уровнями управления. При этом важнейшим является установление взаимосвязи по нивелированию рисков возникающих на региональном уровне, с целью ликвидации неопределенности и взаимного усиления отдельных рисков при переходе с регионального уровня управления на федеральный уровень, а также предупреждению возникновения кумулятивного эффекта накопления риск-нагрузки на федеральном уровне.

Инновационная деятельность посредством государственной поддержки позволяет создать единую комплексную конструкцию по обеспечению инновационного процесса в различных сферах экономики. Следует отметить, что в рамках общей социально-экономической политики в современных условиях инновационная политика является стержне образующим звеном в экономических отношениях и способствует созданию условий обеспечения технологического исполнения социально-экономических процессов отвечающих требованиям технологического уклада. Инновационный процесс в большинстве случаев является рисковым процессом и имеет большую вероятность появления рисков и соответственно увеличивает риск-нагрузку на органы государственного и регионального управления. Цели, принципы и направления рискооренти-рованного управления при взаимосогласовании на региональном и федеральном уровнях осуществления государственной инновационной политики представлены на рисунке 1.

•создание экономических, правовых и

организационных условий для инновационной деятельности; ■повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;

•содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере; •расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности; •содействие расширению взаимодействия субъектов страны при осуществлении инновационной деятельности; •осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала страны.

•стимулирование развития фундаментальных исследований; •использование отечественного научного потенциала в качестве основы инновационной политики;

•признание особой роли государства в регулировании правовых отношений, создании экономических условий и обеспечении технической поддержки инновационной деятельности; •интеграция научно-технической деятельности и образования; •концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития; •создание

соответствующих условий для конкуренции и предпринимательства в научной и технической сферах;

•создание и поддержание целостной системы подготовки квалифицированных кадров всех уровней; •пропаганда современных достижений государства и осознание неизбежности их дальнейшего продвижения, а также значимости для страны.

•ускоренная разработка и освоение наукоемкой продукции и передовых технологий; •создание новых институциональных и организационных форм, формирование научного потенциала в крупных организациях и концернах в целях превращения их в само ра з в и ва ю щиеся конкурентоспособные фирмы;

•развитие инновационных центров; •обоснование долгосрочной стратегии развития инновационной сферы за счет использования эффективных форм интеграции науки, образования и производства; •стимулирование перспективных разработок государственного значения и совершенствования механизма их оборота; •первоочередная поддержка

инновационных проектов, выполняемых в рамках государственных народнохозяйственных и научно-технических программ, направленных на расширение экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение, модернизацию наиболее эффективных производств.

Рисунок 1 - Цели, принципы и направления инновационной политики

В тоже время создание новой или усовершенствование имеющейся технологии или продукции в рамках инновационной политики сопряжено с возникновением рисков и неопределенности развития. При этом риски могут возникать как по отдельности в организационном, экономическом, правовом поле инновационной деятельности, а также соединяться и усиливать негативный эффект воздействия в пространственно временном измерении. Рискоориентированное управление в этом случае должно быть направлено сразу по трем направлениям, таким как научное, производственное и инфраструктурное. Кроме того все уровни инновационной политики должны быть сопряжены между собой. Таким образом, рискоориентиро-ваное управление должно иметь четкий механизм взаимодействия между региональным и федеральным уровнями государственной инновационной политики, который направлен на снижение риск-нагрузки и максимально возможное нивелирование возникающих рисков в процессе реализации инновационной государственной политики.

Рискоориентированное управление государственной инновационной политикой включает в себя процессы, включающие в себя первый блок состоящий из планирования управления рисками с учетом их идентификации и анализа, а также второй блок состоящий из процедуры реагирования на риски и контрольных операций управленческого процесса. В данном случае целями рискоориентированного управления выступают нахождение инструментов повышения вероятности благоприятных событий и снижение негативных последствий в ходе реализации всех намеченных мероприятий инновационной политики.

При процессе планирования рискоориентированного управления, прежде всего определяется последовательность исполнения определенных действий в процессе управления направленная прежде всего на идентификацию и документирование всех характеристик рискового события. Последующий качественный и количественный анализ рисковых событий ранжируется по степени приоритетности и вероятности влияния на основные аспекты инновационного процесса. Суммирование вероятностей и степени их воздействия рисков формирует процесс численного анализа воздействия и затрат при осуществлении процесса реализации основных направлений инновационной политики как на региональном так и федеральном уровне. Следует также отметить важность планирования реагирования на общеизвестные риски, путем подбора оптимальных вариантов действий способствующих благоприятному развитию инновационного процесса. И последним этапов выступает мониторинг, в котором помимо общеизвестных методов и инструментов контроля необходимо осуществлять контроль остаточных рисков и рисков находящихся вне проблемного поля управления и оценивать эффективность управленческого воздействия на эти виды рисков на протяжении всего процесса управления.

Рискоориентированное управление представляет собой интерактивный процесс, поскольку по мере формирования и реализации мероприятий инновационной политики индуцируются новые риски, при этом нужно учитывать, что новые риски могут возникать и в процессе нивелирования идентифицированных рисков. В этом случае большую роль играет анализ документации, то есть необходимо проводить структурированный анализ всех планируемых мероприятий, допущения при планировании, а также изучать архивы предыдущих мероприятий в рамках инновационной политики. Именно на основе анализа архивной документации проводится анализ контрольных списков который включает идентификацию рисков на

основе историографии и ранее полученных знаний по аналогичным ситуациям.

При рискоориентированном управлении в процессе идентификации рисков необходимо составлять реестр рисков, который с одной стороны содержит список идентифицированных рисков, а с другой стороны список возможных действий по реагированию. При этом нужно учитывать, что список идентифицированных рисков должен содержать основополагающие условия появления рисковых событий и последствия их наступления. При составлении возможных действий по реагированию необходимо сформировать оптимальные варианты действий для нивелирования рисков или комплекса мероприятий в виде алгоритмов принятия управленческих решений.

Также следует отметить, что при рискоориентированном управлении необходимо осуществлять расстановку приоритетов рисковых событий с целью проведения качественного анализа при этом вероятность возникновения и наступления неблагоприятных последствий ранжируется. Именно система рейтингов по приоритетам оказывает самое благоприятное воздействие на процесс управления, так позволяет правильно определить оптимальный вариант применения ресурсов и усилий. В данном случае уместно использование такого инструмента проектного управления как матрица вероятности и воздействия.

Если рассматривать процесс обновления реестра риска, то прежде всего следует отметить, что при этом необходимо выбрать и включить в реестр соответствующие оптимальные варианты с комплексным применением методов и инструментов реагирования на риски. В данном случае для органов федерального и регионального управления важнейшую роль играет проработка контрактных соглашений, где четко должна быть определена ответственность сторон на случай возникновения того или иного рискового события. Следует подчеркнуть, что для органов государственной власти именно тип контракта и контрактные обязательства являются документированным актом подтверждающим механизм разделения ответственности за риск.

Нами предложен риск-ориентированный алгоритм по формированию, управлению и взаимосвязи уровней власти в процессе инновационной политики (рисунок 2). При рассмотрении по уровням власти, нами выделено, что на федеральном уровне определяются целевые установки, формируется ресурсное обеспечение и осуществляется финансирование целевых установок. В это же время на региональном уровне формируются проекты, изучается риск-нагрузка, определяется предельный объем ресурсного обеспечения и непосредственно реализуются и контролируются мероприятия а рамках государственной инновационной политики.

Ф1Д1РАЛЫШИ УРОВЕНЬ

1.1 Определение целевых установок

.Ядушиапьные/

ОГраТЙГКЯ ИННЭЕШИЭННЭГЭ

развкпи;

■^ГрРТЙГЮГ ржК-МЙВВДЖМета;

-паль и задачи ршж-

эриэггирэЕ *ннэй

гутвержденве федерального оодержанва

НПА

Результат: определение имдш.ажсрнъп: парамгтрсе

________1-1-_________

1.2 Формирование ресурсного обеспечения

Синхронизация:

Г Оценка уровня риск-

Доступный ресурсный

потенциал _________

'Индикгтсркые | параметры

нагрузки #

¡"Формирования и утверждение! | финансовых документов <

Результат: создание госпрограмм риск-менеджмента

1-3 Корректировка целевых установок и фннанснр ов ання

Изменяемые параметры: • Цель-*- Задачи • 1Тндй:аторы" "1 • Тип стратегии !

Основания оля корректировки:

"ИТОГИ

принятых

результаты

риск-мониторинга

риск-]

хт:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

| Прочие сведения | Результат: корректировка системы риск-менеджмента

2.1 Формирование регионального НПА

Параметры формирования:

™ ! Регжшапьные федерального

т г I И ИЯ1

уровня

| и изменения

гФърявровявве в-утвервдевве регионального содержания НПА

Результат: Завершение создания системы правого обеспечения риск-менеджмента

2.2 Создание проектов финансирования региональной Инн он а циотптоп политики

Система обеспечения :

Г Гос. бюджет ! .....* *

I Госпрограммы

Л-Ш-а

п 2.3 Изучение N регионального уровня ■ 7 риск-нагрузки Т

| Рег. ¡программы

I Рег. бюджет • Н ♦ ♦

| Доступный (Резервный' ¡рег. потенциал ¡1 фонд |

Результат: проекты НПА в част и ресурсного обеспечения

\1. Анализ региональных •угроз:

Г- первопричин ¡- факторов ¡- искомых рисков ¡2. Фед. риск-аналитика

IМодели рнск-решений

Результат: уровень региональной риск-нагрузки и подходы к минимизации

2.4 Определение предельного объема ресурсного обеспечения

| Проекты риск- !

| ориентированных решений ! ♦ ♦

[Оценка предельных объемов I

| Утверждение объемов I финансирования рег. КМ!

Результат: риск-ориентированный бюджет и рег. программы

2.5 Реализация мероприятий региональной инновационной политики

Совокупност ь мероприятий: Управление \ ¡Пр^ирёждйшё текущими ^ рисков на рисками | \ перспективу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нивелирование неопределенности и риск-нагрузки в региональной части инновационной системе

~ Т^езульЪшж~оос1пйжёнйе~ национальных и региональных целей риск-политики

2.6 Организация контроля

за эффективностью инновационной политики

Индикаторный анализ:

- эффективности региональной части госпрограмм;

- эффективности региональных программ

- оценка риск-нагрузки;

- мониторинг системы

Результат: подготовка мероприят ий для коррект ировки инновационной риск-полит ик и

Рисунок 2 - Риск-ориентированный алгоритм по формированию, управлению и взаимосвязи уровней власти в процессе инновационной политики (Источник: составлено автором)

В рамках рискоориентрованного управления при взаимосвязи федерального и регионального уровня в процессе реализации мероприятий инновационной политики необходимо применять планы реагирования на риски, проводить контроль остаточных рисков и идентифицировать новые рисковые события и регулировать воздействие на общую риск-нагрузку с точки зрения оптимального использование ресурсного потенциала. При этом необходимо последовательно проводить: переоценку рисков, их аудиты, анализ отклонений, измерение технического и документального исполнения реестра, проводить анализ резервов.

При этом переоценка рисковых событий включает в себя не только идентификацию новых рисков, но и переоценку текущих и закрытие анализа рисков, которые потеряли актуальность на основании принятия управленческих решений и оптимальных мероприятий воздействия на риск. При этом изучение основных причин возникновения рисков органы власти должны проводить путем аудитов рисков, то есть документального их изучения и определения эффективности управленческих решений при нивелировании рисков.

Анализ отклонений проводят на общего как федерального, так и регионального контроля путем сравнения запланированных результатов с фактическими показателями и измерения документационного исполнения процессов реализации мероприятий инновационной политики. Немаловажно на данном этапе уделить внимание анализу резервов на возможные потери от неблагоприятных последствий рисковых событий и адекватности остатки ресурсов по отношению к планируемым мероприятиям в рамках инновационной политики.

Источники:

1. Авдеева И.Л. Риск-ориентированное государственное управление при цифровизации экономики / Авдеева И.Л., Щеголев А.В., Полянин А.В. // Менеджмент в России и за рубежом. 2019. № 5. С. 55-61.

2. Головина Т.А. Современные аспекты стратегического планирования наукоемкого производства / Головина Т.А., Полянин А.В. // Экономика и предпринимательство. 2020. N° 9 (122). С. 1054-1058.

3. Горбова И.Н. Управленческие инновации в условиях цифровизации деятельности бизнес-структур / Горбова И.Н., Михалев И.И., Суханов Д.А. // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 42 (4). С. 89-94.

4. Докукина И.А. Основные направления совершенствования распределения организационных задач в условиях публичного управления / Докукина И.А., Полянин А.В., Тарновский В.В. // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 2 (91). С. 51-65.

5. Еремина И.А. Комплексные региональные проекты развития территорий в ракурсе теории сложности / Еремина И.А., Полянин А.В. // Вестник Академии знаний. 2021. № 42 (1). С. 131-136.

6. Лебедев В.М. Проблемы и недостатки системы публичного управления регионального менеджмента / Лебедев В.М., Полянин А.В. // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 6 (41). С. 234-237.

7. Полищученко В.А. Управление инновационной политикой в кластерах / Полищученко В.А., Полянин А.В., Павлова А.В. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12. № 4. С. 65-79.

8. Полянин А.В. Теории размещения производительных сил и экономика регионов / Полянин А.В. // Экономика и управление. 2011. № 5 (67). С. 51-53.

9. Проняева Л.И. Формирование профиля инновационного промышленного кластера / Проняева Л.И., Полянин А.В., Федотенкова О.А., Павлова А.В. // Региональная экономика: теория и практика. 2020. Т. 18. № 1 (472). С. 48-66.

10. Тарновский В.В. Проектное управление в условиях цифровой экономики: современные тенденции и перспективы / Тарновский

B.В., Полянин А.В., Паршутина И.Г., Авдеева И.Л. // Вестник ОрелГИЭТ. 2018. № 3 (45). С. 150-157.

EDN: JAGLTV

О.Н. Кусакина - д.э.н., профессор, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Россия, kusolga@list.ru,

O.N. Kusakina - doctor of economics, professor, Stavropol state agrarian university, Stavropol, Russia;

C.В. Соколов - аспирант, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Россия, stavw@yandex.ru

S.V. Sokolov - postgraduate student, Stavropol state agrarian university, Stavropol, Russia.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF MANAGEMENT OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN THE AGRICULTURAL SECTOR

Аннотация. В данной статье исследуется сущность организационно-экономический механизм управления развитием человеческого капитала в аграрном секторе, а также его поэлементная структура. Разработана концептуальная модель этого механизма, основанная на системном взаимодействии ее элементов: механизма рынка труда в аграрном секторе экономики, государственного управления развитием человеческого капитала в аграрном секторе, объективных условий развития сельских территорий, определяющих условия жизни носителей человеческого капитала. Подчеркивается, что государственное управление развитием человеческого капитала, выступает в качестве ключевого системообразующего компонента механизма. Обосновывается содержание, элементы и факторы, определяющие состояние и перспективы развития механизма рынка труда в аграрном секторе экономики. На основании системного подхода выделены факторы и инструменты государственного управления развитием человеческого капитала, влияющие на комплексное развитие сельских территорий, государственную поддержку отраслей сельского хозяйства и создание условий для повышения качественных и количественных характеристик человеческого капитала. Обоснованы объективные условия развития сельских территорий, определяющих условия жизни носителей человеческого капитала, как элемент организационно-экономического механизма управления развитием человеческого капитала в аграрном секторе.

Abstract.This article examines the essence of the organizational and economic mechanism of managing the development of human capital in the agricultural sector, as well as its element-by-element structure. A conceptual model of this mechanism has been developed, based on the systemic interaction of its elements: the mechanism of the labor market in the agrarian sector of the economy, state management of the development of human capital in the agricultural sector, objective conditions for the development of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.