Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКА'

АЛГОРИТМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / МОТИВАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ФРУСТРАЦИЯ / АВТОРИТАРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буркальцева Д.Д., Тимошенко О.Е., Ярая Т.А.

В статье раскрываются психологические аспекты воздействия на личность подростка с целью его мотивации к деятельности и саморазвитию. Уделено внимание психологическим особенностям подросткового возраста, влияющим на характер взаимоотношений со взрослыми, оценку подростком себя и собственных действий. Вместе с тем, авторами представлен алгоритм воздействия на действия подростка, структурными компонентами которого являются: 1) отношение родителей; 2) индивидуально-психологические особенности подростка; 3) мотивация; 4) окружающая среда (институциональные факторы).The article reveals the psychological aspects of the impact on the person of the teenager with a view to its motivation to activity and self-development. Attention is paid to the psychological characteristics of adolescence, affecting the nature of the relationship with adults, a teenager assessment themselves and their own actions. However, the authors present an algorithm of the impact of the actions of the teenager, the structural components are: 1) the attitude of parents; 2) individual psychological characteristics of a teenager; 3) motivation; 4) the environment (institutional factors).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКА»

частное право: учебник: в 2 т. / отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова. М.: Статут, 2015. Т. 2: Особенная часть. 764 с.

2. Бердегулова Л.А., Битунов А.Г. Международное частное право и его место в юридической системе // Инновационные процессы и технологии в современном мире. 2015. № 1 (3). С. 151-153.

3. Витрянский В.В., Головина С.Ю., Гонгало Б.М. и др. Актуальные проблемы частного права: сборник статей к юбилею Павла Владимировича Крашенинникова: Москва - Екатеринбург, 21 июня 2014 г. / отв. ред. Б.М. Гонгало, В.С. Ем. М.: Статут, 2014. 272 с.

4. Саурин А.А. Право собственности в Российской Федерации: конституционно-правовые пределы реализации и ограничения. М.: Статут, 2014. 351 с.

УДК 378

Буркальцева Д. Д., доктор экономических наук

доцент, профессор

кафедра менеджмента предпринимательской деятельности

Институт экономики и управления ФГАОУВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» Россия, г. Симферополь Тимошенко О. Е. магистр «Социальная психология» Россия, г. Серпухов Ярая Т. А., к.психол.н.

доцент

кафедра социально-педагогических технологий и педагогики

девиантного поведения Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И.

Вернадского» Россия, г. Ялта

АЛГОРИТМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКА Аннотация. В статье раскрываются психологические аспекты воздействия на личность подростка с целью его мотивации к деятельности и саморазвитию. Уделено внимание психологическим особенностям подросткового возраста, влияющим на характер взаимоотношений со взрослыми, оценку подростком себя и собственных действий. Вместе с тем, авторами представлен алгоритм воздействия на действия подростка, структурными компонентами которого являются: 1) отношение родителей; 2) индивидуально-психологические особенности подростка; 3) мотивация; 4) окружающая среда (институциональные факторы).

Ключевые слова: подростковый возраст, мотивация,

институциональные факторы, внутриличностные конфликты, фрустрация, авторитарное воздействие.

Summary. The article reveals the psychological aspects of the impact on the person of the teenager with a view to its motivation to activity and self-development. Attention is paid to the psychological characteristics of adolescence, affecting the nature of the relationship with adults, a teenager assessment themselves and their own actions. However, the authors present an algorithm of the impact of the actions of the teenager, the structural components are: 1) the attitude of parents; 2) individual psychological characteristics of a teenager; 3) motivation; 4) the environment (institutional factors).

Key words: adolescence, motivation, institutional factors, intrapersonal conflicts, frustration, safety, authoritarian influence.

Подростковый возраст относится к числу наиболее кризисных периодов развития человека, а происходящие изменения касаются эмоциональной, когнитивной и социальной сфер. Изменение структуры социальных отношений со взрослыми проявляется в стремлении подростков к самоутверждению и взрослости, избеганию контроля со стороны родителя, отстаиванию своих прав на самостоятельность, что сопровождается частыми конфликтами. Одной из основных причин возникающих разногласий в диаде взрослый-подросток является потеря интереса к учебной деятельности.

В этот период перед родителями возникает дилемма: необходимость внешнего отношения к подростку как к взрослому и одновременно предоставления ему помощи и поддержки. Указанное вызывает необходимость разработки алгоритма воздействия на действия подростка с целью формирования у него мотива к учебной деятельности.

Вопросы мотивации и мотивов деятельности и поведения занимают центральное место в психологии. Исследование мотивационной сферы личности опирается на теории X. Хекхаузена, Д. Мак-Клелланда, Дж. Аткинсона, Э. Деси. Психологические механизмы и процессы, обеспечивающие развитие мотивации, рассматриваются в работах В.К. Вилюнаса, И.А. Васильева, Т.О. Гордеевой, В.А. Иванникова, М.Ш. Магомед-Эминова и др. Изучением мотивации в рамках учебной и познавательной деятельности занимались Л.И. Божович, Н.Ц. Бадмаева, И.И. Вартанова, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, О.К. Тихомирова, М.В. Матюхина и др. Н.И. Гуткина, В.В. Печенков рассматривали возрастно-педагогические аспекты изменения мотивации в процессе школьного и вузовского обучения. Влияние родителей на мотивацию школьников отражено в работах С.В. Воликовой, В.М. Галкиной, А.Б. Холмогоровой и др.

Вместе с тем, разработка алгоритма воздействия на формирование мотивации учения подростка не являлась предметом исследований.

Целью статьи является разработка алгоритма воздействия на формирование мотивации учения подростка.

Подростковый возраст - сложный период как для подростка (что проявляется в бурных гормональных изменениях, повышенной возбудимости, стремлении к самоутверждению и деятельности, имеющей личностный смысл), так и для родителей (возникновение частных конфликтов, нарушение поведения, демонстративные реакции подростков и пр.). Эмоциональные и поведенческие проявления подростка осложняются необходимостью прилежного учения, особенно если подросток испытывает при этом чувство неуверенности и неуспешности. Позиция родителей чаще всего сводится к ожиданию от ребенка прилежного поведения, послушания, трудолюбия, а он становится агрессивным, «колючим», ленивым и скрытным. Следовательно, перед родителями возникает вопрос: как влиять на подростка, сохраняя при этом благоприятные взаимоотношения.

Согласно предлагаемому на рисунке 1 алгоритму воздействия на действия подростка стоит выделить несколько основных компонентов: 1) отношение родителей; 2) индивидуально-психологические особенности подростка; 3) мотивация; 4) окружающая среда (институциональные факторы).

Рис. 1. Алгоритм воздействия на действия подростка

1) Отношение родителей:

Отношение к результату: родителю следует понимать, что он хочет от ребенка, т.к. цель определяет форму поведения. Кто-то хочет, чтобы ребенок выполнил домашнее задание и любым способом (крик, скандал, ультиматум) добивается этого. Но эта цель является ложной, т.к. ориентирована на успехи в обучении, а не личность и ее гармоничное развитие.

Отношение к обучению: многие родители, чтобы оградить ребенка от трудностей, делают за него домашние задания и переживают за контрольные. Ребенок, чтобы стать самостоятельной личностью должен чувствовать свою ответственность, уметь отвечать за свои действия. Родителям необходимо обратить внимание на то, что такой навык формируется только через самостоятельную работу.

Отношение к подростку: важно понимать ребенка-подростка. Чтобы его лучше понять, можно вспомнить себя в этом возрасте. Для этого психологи рекомендуют написать письмо себе-подростку, в котором следует подробно описать себя, свои желания и мечты, переживания, отношение к обучению и др., что поможет увидеть ситуацию свежим взглядом. Чем подробнее будут описаны воспоминания, тем легче будет понять причину агрессии, отсутствия стремления к обучению у подростка.

2) Индивидуально-психологические особенности подростка.

Специфика подросткового возраста влечет за собой личные

переживания, от которых подростки по-настоящему страдают, и на этом фоне от него требуется прилежное обучение. Мотивация к обучению не возникнет, пока не разрешатся внутриличностные конфликты, т.к. вся энергия направлена на их переживание. Следовательно, прежде чем мотивировать подростка к обучению, важно обращать внимание на его психоэмоциональное состояние, т.к. оно важнее достижений в обучении. Минимизировать переживания подростка можно, помогая подростку обрести связь с самим собой, понять собственные желания, цели, стремления, а не навязанные извне. Под давлением окружающей среды уязвимый подросток теряет связь со своим внутренним миром, не понимает, не знает, чего хочет именно он сам, и потому не хочет ничего. Нужно помочь ему восстанавливать эту связь, понять себя и свои желания. Большую роль в данном процессе играет общение на равных, учитывая ощущение взрослости подростка. Родителям при этом рекомендуется заменить типичные фразы («Ты должен учиться», «Тебе нужно будет поступать в вуз», «Занимайся спортом, это полезно» и пр.) вопросительными («Как ты думаешь, тебе нужно образование?», «Какую профессию ты хочешь получить?», «Кем ты хочешь быть?», «Какие твои качества ты считаешь, тебе помогают, а какие мешают?» и т. д.), которые позволят ему формировать свое мнение, знакомиться со своими желаниями, с самим собой, одним словом формировать связь со своим внутренним миром. Опыт свидетельствует, что на назидания подростки отвечают протестом, а после подобных вопросов

начинается незаметная, на первый взгляд, глубокая внутренняя работа подростка над поиском ответа.

Другой способ, позволяющий подростку лучше понять себя, заключается в ответах на вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Какие у меня недостатки?», «Какие достоинства?» и пр. Родителям следует обратить внимание на достоинства подростка, не акцентируя при этом внимания на недостатках. Подобные беседы позволят подростку также понять, что наряду с достижениями в жизни могут быть неудачи и поражения, от которых никто не застрахован. Важно помогать подростку находить положительные стороны от неудач (например, проиграл в соревновании, но получил новый опыт), что поможет снизить остроту переживаний неудач и чувство тревоги. Следует научить подростка сравнивать себя и свои успехи не с другими людьми, а с самим собой, со своими вчерашними успехами и достижениями.

С подростками, которые переживают неудачи, тревогу на фоне фрустрации важно формировать установку на успех. С этой целью родители могут использовать простое упражнение: ставить самую простую, заведомо достижимую цель, после чего обязательно констатировать факт ее достижения. Следующие цели необходимо постепенно усложнять. Главное в этих упражнениях - концентрироваться на ощущениях радости и удовлетворения от результата, подросток должен почувствовать, что поставленная им цель достигнута.

3) Мотивация.

Мотивация подростка к деятельности, в т.ч. к обучению - это длительный объемный процесс, который переходит в образ жизни. Прежде чем говорить, как пробудить интерес, следует понять, куда исчезает. Правильнее говорить не о том, где найти мотивацию, а как сохранить природную изначальную, т.к. в детском возрасте наблюдается активный интерес к внешнему миру, возникают сотни вопросов. С возрастом блеск в глазах пропадает, потому, что природная любознательность подавляется социальными рамками («не кричи», «не бегай», «не трогай», «учи это», «делай то»). Уже к подростковому возрасту стремление к познанию угасает под прессом родительского или школьного принуждения, (что учить, когда и сколько - уже определено за ребенка). В таком случае любознательность постепенно угасает.

4) Окружающая среда (институциональные факторы).

Чтобы пробудить интерес, любознательность, мотивировать подростка, следует поддерживать его природу - ориентироваться на его желания, задатки, интересы, предпочтения, способности и возможности окружающей среды.

Причины лени и нежелания заниматься учебной деятельностью чаще всего кроются не в самом обучении, а в негативных неприятных переживаниях, связанных с ним. Зачастую эти переживания накапливаются и желание учиться пропадает. Во время обучения подросток не только получает знания, но и учится организовывать свое время, получает новые

эмоции (положительные или отрицательные), делает вывод о собственных способностях, получает обратную связь от значимых людей. В результате, эти малозаметные вещи и влияют на желание подростка заниматься учебной деятельностью. Для него важнее - отношения, психологическая атмосфера, окружающая среда, формальные и неформальные институциональные факторы воздействия. Когда происходит сбой в каком-то из этих аспектов учебной деятельности, - не получается организовать свое время, возникает психологический дискомфорт, снижается самооценка, портятся отношения, - это приводит к накоплению негативных переживаний и нежеланию обучаться. Поэтому, говоря о мотивации, желательно акцентировать внимание на создании психологически комфортной атмосферы (окружающей среды), доброжелательных отношений. Обучение имеет смысл, если развивает личность, а не подавляет ее. Поэтому, первым делом родителям следует беспокоиться не о факте «выучил - не выучил», а о психологическом самочувствии ребенка, т.к. желание учиться зависит от психологического комфорта.

Необходимо обратить внимание, чтобы в результате выполнения задания, связанного с обучением, подросток сделал положительный вывод о своих способностях. Также немаловажным аспектом выступает ответственность самого подростка за результаты обучения, т.к. пока он в полной мере не ощущает на себе ответственность, потребность что-либо делать не появится. Родителям не следует вмешиваться в учебный процесс. Необходимо создать благоприятную атмосферу для обучения, внимательно наблюдать (не контролировать, не исправлять, не поправлять), и при необходимости прийти на помощь.

Приведем перечень основных рекомендаций для родителей:

- договариваться о взаимном выполнении просьб (родители выполняют просьбу подростка при условии, что он делает то же самое в ответ);

- возлагать на ребенка ответственность за его действия и последствия;

- озадачивать, обращаясь за помощью (например, помочь с компьютером. Подросток будет чувствовать востребованность своих знаний);

- вдохновлять личным примером;

- создавать развивающую среду (книги, музеи, путешествия, музыка должны окружать подростка, развивающая среда служит пассивным мотиватором);

- стимулировать занятия спортом и другими увлечениями, предоставляя при этом самостоятельность в определениях вида спорта и характера увлечений;

Выводы. Возможно, эти рекомендации могут показаться слишком мягкими. Многие считают, что сегодняшнее время требует жесткого контроля за действиями подростка со стороны родителя. Действительно, рискованно передать ответственность подростку и свободу выбора

интересов, но в то же время, авторитарное воздействие вызывает сопротивление. При таком стиле общения родители тратят силы, а подросток - энергию на защитную позицию. Это как техника безопасности при попадании в водоворот: следует беречь силы не пытаться бороться с круговым течением. В водовороте всегда есть течение, которое выносит на поверхность, следует воспользоваться таким восходящим потоком -зацепиться за любой разумный интерес подростка и развивать его.

Дальнейшие исследования необходимо направить на систематизацию показателей и пороговых значений оценки действий со стороны родителей и социума в целом для своевременного принятия соответствующих корректирующих мероприятий по обеспечению безопасности формирования личности подростка в целом на каждом этапе его становления с учетом его индивидуальных особенностей и влияния окружающей среды (формальных и неформальных институциональных факторов).

Использованные источники:

1. Богинская Ю.В., Глузман Я.А. Формирование мотивации достижений у современной молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - 2016. - № 1-4 - С. 15-17

2. Васильева Д.О., Тимошенко О.Е., Бывалина И.С., Возникновение новой институциональной теории. // В сборнике: Институциональное экономическое развитие в условиях интеграции и глобализации. Сборник материалов I Международного форума (22 сентября 2016). - 2016. - С. 20-22

3. Гук О.А., Гук В.Н. К вопросу о системном подходе к воспитательному процессу // В сборнике: Политика, экономика и право в социальной системе общества: новые вызовы и перспективы материалы международной научно-практической конференции. 2016. - С. 84-86.

4. Пономарева Е.Ю. Возрастной кризис подростка: эмоциональные барьеры // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 46-1. -С.121-131

5. Буркальцева Д.Д. Процесс «трансплантации» институтов как становление новой экономической системы // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. Т. 7. № 4 (28). - С. 19-24.

6. Ярая Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков // Гуманитарные науки (г.Ялта). - 2016.

№ 2 (34). - С. 101-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.