Научная статья на тему 'Семья с подростком, склонным к компьютерной аддикции'

Семья с подростком, склонным к компьютерной аддикции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
249
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АДДИКЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ АДДИКЦИЯ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТНИЧЕСТВО / СЕМЬЯ / ADDICTIVE BEHAVIOR / ADDICTION / COMPUTER ADDICTION / DEVIANT BEHAVIOR / ADOLESCENCE / FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петровская Вера Геннадьевна

В статье рассматривается содержание понятия «компьютерная аддикция», причины ее формирования в подростковом возрасте и описываются социально-психологические характеристики семьи с подростком с компьютерной зависимостью. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей семьи с зависимым подростком.The article examines the content of the concept of «computer addiction», the reasons for its formation in adolescence and describes the socio-psychological characteristics of a family with a teenager with computer addiction. The results of an empirical study of the characteristics of a family with a dependent adolescent are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петровская Вера Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья с подростком, склонным к компьютерной аддикции»

УДК 159.99

Петровская Вера Геннадьевна,

КФ ФГБОУ ВО «НГПУ»,

e-mail: vera.petrovskaya.64 @mail .ru

СЕМЬЯ С ПОДРОСТКОМ, СКЛОННЫМ К КОМПЬЮТЕРНОЙ

АДДИКЦИИ

В статье рассматривается содержание понятия «компьютерная аддикция», причины ее формирования в подростковом возрасте и описываются социально-психологические характеристики семьи с подростком с компьютерной зависимостью. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей семьи с зависимым подростком.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, аддикция, компьютерная аддикция, отклоняющееся поведение, подростничество, семья.

Petrovskaya Vera Gennadevna,

KF FGBOU VO «NGPU»,

e-mail: vera.petrovskaya.64 @mail .ru

FAMILY WITH A TEENAGER PRONE TO COMPUTER ADDICTION

The article examines the content of the concept of «computer addiction», the reasons for its formation in adolescence and describes the socio-psychological characteristics of a family with a teenager with computer addiction. The results of an empirical study of the characteristics of a family with a dependent adolescent are presented.

Key words: addictive behavior, addiction, computer addiction, deviant behavior, adolescence, family.

В подростничестве ребенок проживает наиболее сложный период, особое место занимает общение, в котором он остро нуждается, но при этом может не иметь необходимых навыков контактирования и опыта коммуникации, тогда на помощь приходит всемирная сеть. Виртуальное общение не такое проблематичное, как реальное, поэтому получаемое удовольствие отстраняет от действительности, начинает доминировать, становится смыслом существования. По мнению исследователей,

примерно 14% детей (большинство из них в возрасте от 12 до 18 лет) зависимы от компьютера около 14% российских детей подвержены компьютерной зависимости [1].

В нашем исследовании была поставлена цель: выявить социально-психологические характеристики семьи, приводящие к компьютерной аддикции в подростковом возрасте.

Компьютерная аддикции (зависимость) - особое пристрастие к занятиям, связанным с компьютером на фоне сокращения всех других видов деятельности и общения [3]. Существует две группы причин возникновения компьютерной аддикции в подростковом возрасте: субъективные, связанные с особенностями функционирования психики ребенка и объективные, связанные с внешним миром, с окружением. Одной из основных причин является семейная ситуация, в которой развивается личность ребенка. Немаловажной причиной является нестабильность эмоционального фона семьи. Чрезмерная подвижность эмоций в семье нарушает безопасность ребенка и повышает тревожность и снижает самооценку, формирует страхи и недоверие к людям. Наличие негативных эмоциональных переживаний становится базой для формирования аддикции [4].

Авторы называют самые разные факторы, влияющие на возникновение аддиктивного ритма, но чаще всего это следующее: 1) низкая нравственность в семье; 2) неблагоприятный эмоциональный фон; 3) отношения недоверия в диаде «родитель-ребенок»; 4) повышение уровня контроля; 5) раннее приобщение ребенка к миру компьютеров; 6) отсутствие интереса родителей к насыщенному интересному времяпрепровождению с ребенком в реальности; 7) безнадзорность.

Полученные выводы стали основой для гипотезы, основанной на двух допущениях: 1) семьи с подростками, рано увлекшимися современными электронными устройствами, характеризуются негативным

эмоциональным фоном, низким нравственным уровнем, дисгармоничным стилем воспитания, что формирует эмоциональную нестабильность в семье; 2) эмоциональная нестабильность семьи взаимосвязана с негативными эмоциями и низкой самооценкой подростка, следствием чего является возникновение компьютерной аддикции.

С 40 респондентами возраста 15-16 лет проведена диагностика, где использованы: «Шкала дифференцированных эмоций» (ШДЭ) К. Изарда; «Шкала самооценки и уровня притязаний» Т. Дембо и С.Я. Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан; «Шкала семейного окружения» (ШСО) Р.Х. Мус (адаптация С.Ю. Куприянова); «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) О.А. Карабановой и П.В. Троянской; способ скрининговой диагностики Л.Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот; а так же анкета, разработанная нами для определения возраста знакомства ребенка с современными электронными устройствами.

Было установлено, что подростки проводят за компьютером более двух часов в день (65% детей), отдавая предпочтение именно этому занятию по сравнению с другими видами деятельности. Возраст, в котором у большинства детей появились компьютер, мобильный телефон и игровая приставка - это младший школьный возраст, начало обучения в первом классе. Посещая детский сад, ребенок практически всегда находился под присмотром взрослых, а с началом обучения у него появляется после школы время, которое он тратит по своему усмотрению. Многие испытуемые отмечали, что взрослые в их семье также имеют подобное пристрастие.

Поскольку по диагностическим методикам был получен большой массив данных, то был применен такой метод математической статистики, как факторный анализ. Первый фактор был назван «Гармоничность стиля воспитания», для удобства анализа изображен в виде корреляционной плеяды (рис. 1 ).

Рис. 1. Корреляционная плеяда фактора «Гармоничность стиля воспитания»

Если показатели по положительным шкалам, таким, как неадекватность образа ребенка, интернет зависимость, авторитарность, контроль, конфликтность, эмоциональная дистанция, враждебные супружеские отношения, непоследовательность будут выше, то показатели по отрицательным шкалам будут ниже. И чем выше показатели по отрицательным шкалам (морально-нравственные аспекты, интеллектуально-культурная ориентация, поощрение автономности), тем

ниже показатели по положительным шкалам (неадекватность образа ребенка, интернет зависимость, авторитарность, контроль, конфликтность, эмоциональная дистанция, враждебные супружеские отношения, непоследовательность).

Это свидетельствует о том, что чем больше ребенку родители будут давать свободы в выборе увлечений, круга общения, чем больше семья будет интересоваться происходящими вокруг событиями и привлекать к этому ребенка, тем ниже будет вероятность возникновения компьютерной зависимости, так как ребенок будет получать полное эмоциональное удовлетворение, и ему не нужно будет искать новых эмоций в компьютере. Так же можно сделать выводы, что в семье с подростком, склонным к компьютерной аддикции, преобладают такие социально-психологические характеристики семьи, как неадекватный образ ребёнка, авторитарность, контроль, конфликт, эмоциональная дистанция, враждебные супружеские отношения, непоследовательность. И чем выше данные показатели, тем ниже в семье уровень морально-нравственных аспектов, интеллектуально-культурной ориентации и поощрения автономности.

Второй биполярный фактор, названный «Эмоциональность семьи», включает 9 переменных (рис. 2). Фактор составляют шкалы, связанные с самооценкой, эмоциональным статусом и семейным окружением. Анализ связей показывает, что чем выше значения по положительным шкалам (вина, гнев, страх, конфликтность, эмоциональная дистанция, требовательность), тем ниже значения по отрицательным шкалам, таким, как принятие (демонстрация родителем любви и внимания), уверенность в себе и радость. Негативный эмоциональный фон, излишняя требовательность, страх, чувство вины вызывают эмоциональную дистанцию, создают атмосферу недоверия и отсутствия интереса ребёнка к родителям («они меня не понимают») ребенку не хватает положительных эмоций, и он восполняет их недостаток через компьютерные игры.

Рис. 2. Корреляционная плеяда фактора «Эмоциональность семьи»

Третий фактор «Удовлетворенность отношениями», представленный на рисунке 3, показал, что повышение значений по отрицательной шкале -общая удовлетворенность отношениями (общая оценка подростком качества отношений с родителем), понижает значения по положительным шкалам, таким, как интернет зависимость и конфликтность (интенсивность конфликтов, победитель в конфликте). То есть, чем выше в семье общая удовлетворенность отношениями, тем ниже вероятность возникновения компьютерной зависимости у подростка, и ниже уровень конфликтности в семье. Ребенок полностью удовлетворен отношениями с родителями, они его понимают и принимают, ребенок получает полное эмоциональное удовлетворение от общения с родителями и отношений в семье, и у него не возникает необходимости искать положительных эмоций в компьютерных играх.

Чем ниже в семье общая удовлетворенность отношениями, тем выше вероятность возникновения компьютерной зависимости у подростка, и выше уровень конфликтности в семье Компьютерная аддикция ребенка

заставляет его отгораживаться от родителей. Он не понимает, чем вызвано отрицательное отношение родителей к его компьютерной «увлечённости».

Рис. 3. Корреляционная плеяда фактора «Удовлетворенность

отношениями»

Эмоциональная дистанция растёт с частотой конфликтов в семье. Родители зависимого начинают усиленного контролировать его и ограничивать доступ в интернет. В случае тщетности один супруг может перенести вину на друга, тем создавая почву для скандала. Контроль становиться тотальным (навязчивым), он перекидывает свою сферу влияния не только на компьютер. Потребности ребенка не рассматриваются в должной мере. По мере нарастания компьютерной зависимости в семье нарушается организация её поведения.

Четвертый фактор «Стиль семейного воспитания и самооценка» так же представлена на рисунке 4. Из полученных результатов мы видим, что поощрение автономности ребенка, снижение авторитарности и отказ от наказаний сформирует у подростка уверенность в себе и снизит риск формирования аддикции, в том числе и компьютерной.

Рис. 4. Корреляционная плеяда фактора «Стиль семейного воспитания и

самооценка»

Авторитарный стиль воспитания характеризуется негибкостью и родители подростка вместо отказа от «метода кнута и пряника» усиливают контроль и наказания. Зная, что ему не доверяют, подросток становится «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу. Ребенок не обращает внимания на замечания родителей, повышается уровень конфликтности в семье, он стремится найти положительные эмоции и часто находит их в виртуальном мире.

Анализ эмпирического материала позволил сделать следующие выводы.

1) Большинство испытуемых увлеклись компьютером в младшем школьном возрасте, когда психика ребенка характеризуется нестабильностью, что становится основой для формирования компьютерной аддикции.

2) Чем больше родители будут давать подростку свободы в выборе увлечений, круга общения, чем больше семья будет интересоваться

происходящими вокруг событиями и привлекать к этому ребенка, тем ниже будет вероятность возникновения компьютерной зависимости, так как ребенок будет получать полное эмоциональное удовлетворение, и ему не нужно будет искать новых эмоций в компьютере.

3) В семье с подростком, склонным к компьютерной аддикции, преобладают такие социально-психологические характеристики семьи, как неадекватный образ ребёнка, авторитарность, контроль, конфликт, эмоциональная дистанция, враждебные супружеские отношения, непоследовательность. И чем выше данные показатели, тем ниже в семье уровень морально-нравственных аспектов, интеллектуально-культурной ориентации и поощрения автономности.

4) Негативный эмоциональный фон, излишняя требовательность, страх, чувство вины вызывают эмоциональную дистанцию, создают атмосферу недоверия и отсутствия интереса ребёнка к родителям («они меня не понимают») ребенку не хватает положительных эмоций, и он восполняет их недостаток через компьютерные игры. Чем больше в семье поощрение автономности ребенка, и чем меньше ребенка будут наказывать и проявлять авторитарный стиль воспитания, тем больше ребенок будет уверен в себе, и тем ниже вероятность возникновения компьютерной аддикции.

Список литературы

1. Белинская Е. Интернет-зависимость: аддитивные формы поведения / // Народное образование. - 2015. - № 7. - С. 268-275.

2. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психологический журнал. - 2014. - № 1. - С.90-100.

3. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе : деструктивное поведение в современном мире. - Новосибирск : Наука, 1990. - 224 с.

4. Фадеева С.В. Психолого-педагогические аспекты компьютерной зависимости подростков // Воспитание школьников. - 2009. - № - 10. - С. 23-25.

References

1. Belinskaya E. Internet-zavisimost: additivnye formy povedeniya. Narodnoe obrazovanie. 2015. № 7. P. 268-275.

2. Vojskunskij A.E. Aktualnye problemy psixologii zavisimosti ot Interneta. Psixologicheskij zhurnal. 2014. № 1. P.90-100.

3. Korolenko Cz.P., Donskix T.A. Sem putej k katastrofe: destruktivnoe povedenie v sovremennom mire. Novosibirsk : Nauka, 1990. 224 p.

4. Fadeeva S.V. Psixologo-pedagogicheskie aspekty kompyuternoj zavisimosti podrostkov. Vospitanie shkoFnikov. 2009. № 10. P. 23-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.