Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ В МЕГАПРОЕКТЕ "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ"'

АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ В МЕГАПРОЕКТЕ "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ" Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
32
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЕ ПОТОКИ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / МЕГАПРОЕКТ "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ" / СФЕРА ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Коль О. Д., Ян Чжэнь

В статье формулируются особенности формирования механизма управления туристским потоком в мегапроекте «Один пояс - один путь» (ОПОП). Значительный масштаб мегапроекта обусловливает необходимость формирования специального механизма координации туристских потоков и инициируемых им информационных, финансовых и кадровых потоков в мегапроекте. На основе использования логистической концепции авторами приводится алгоритм управления туристскими потоками в мегапроекте ОПОП, представляющий собой многоуровневую систему. Особое внимание уделяется необходимости создания Международного Координационного Совета (МКС) по управлению туристскими потоками, приводится примерная организационная структура МКС, формулируются основные направления и задачи его деятельности. Так как туристские дестинации выступают инициаторами туристских проектов, реализация которых направлена на количественное и качественное повышение объема туристских потоков в мегапроекте ОПОП, необходимо активно использовать проектный подход в управлении туристскими потоками в мегапроекте. Предложены источники финансирования инвестиционных проектов в сфере туризма для мегапроекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM FOR TOURISM LOGISTICS MANAGEMENT STREAMS IN "ONE BELT - ONE ROAD" MEGAPROJECT

Article formulates the features of formation of mechanism for managing the tourist flow in megaproject «One Belt - One Road» (BRI). Significant scale of megaproject necessitates the formation of special mechanism for coordinating tourist flows and the information, financial and personnel flows initiated by it in megaproject. Based on the use of logistics concept, authors provide an algorithm for managing tourist flows in BRI megaproject, which is a multi-level system. Particular attention is paid to the need to create an International Coordinating Council (ICC) for management of tourist flows, approximate organizational structure of ICC is given, and main directions and tasks of its activities are formulated. Since tourist destinations are initiators of tourism projects, implementation of which is aimed at quantitative and qualitative increase in volume of tourist flows in BRI megaproject, it is necessary to actively use project approach in managing tourist flows in megaproject. Sources are proposed to use financing of investment projects in field of tourism for megaproject.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ В МЕГАПРОЕКТЕ "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ"»

DOI 10.54220/v.rsue.1991-0533.2022.78.2.006

О. Д. Коль, Ян Чжэнь

АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ В МЕГАПРОЕКТЕ «ОДИН ПОЯС — ОДИН ПУТЬ»

Аннотация

В статье формулируются особенности формирования механизма управления туристским потоком в мегапроекте «Один пояс — один путь» (ОПОП). Значительный масштаб мегапроекта обусловливает необходимость формирования специального механизма координации туристских потоков и инициируемых им информационных, финансовых и кадровых потоков в мегапроекте. На основе использования логистической концепции авторами приводится алгоритм управления туристскими потоками в мегапроекте ОПОП, представляющий собой многоуровневую систему. Особое внимание уделяется необходимости создания Международного Координационного Совета (МКС) по управлению туристскими потоками, приводится примерная организационная структура МКС, формулируются основные направления и задачи его деятельности. Так как туристские дестинации выступают инициаторами туристских проектов, реализация которых направлена на количественное и качественное повышение объема туристских потоков в мегапроекте ОПОП, необходимо активно использовать проектный подход в управлении туристскими потоками в мегапроекте. Предложены источники финансирования инвестиционных проектов в сфере туризма для мегапроекта.

Ключевые слова

Туристские потоки, логистическая концепция, мегапроект «Один пояс — один путь», сфера туризма.

O. D. Kol, Yang Zhen

ALGORITHM FOR TOURISM LOGISTICS MANAGEMENT STREAMS IN «ONE BELT — ONE ROAD» MEGAPROJECT

Annotation

Article formulates the features of formation of mechanism for managing the tourist flow in megaproject «One Belt — One Road» (BRI). Significant scale of megaproject necessitates the formation of special mechanism for coordinating tourist flows and the information, financial and personnel flows initiated by it in megaproject. Based on the use of logistics concept, authors provide an algorithm for managing tourist flows in BRI megaproject, which is a multi-level system. Particular attention is paid to the need to create an International Coordinating Council (ICC) for management of tourist flows, approximate organizational structure of ICC is given, and main directions and tasks of its activities are formulated. Since tourist destinations are initiators of tourism projects, implementation of which is aimed at quantitative and qualitative increase in volume of tourist flows in BRI megaproject, it is necessary to actively use project approach in managing tourist flows in megaproject. Sources are proposed to use financing of investment projects in field of tourism for megaproject.

Keywords

Tourist flows, logistics concept, megaproject «One belt — one road», tourism sector.

Введение

Мегапроект «Один пояс — один путь» (ОПОП) представляет собой сложную мегалогистическую систему. Так, например, к концу 2021 г. число стран-участниц мегапроекта достигло 142, а именно: 69 % стран относится к Азии, на долю стран Европы приходится 29 % и 2 % на страны Африки. Вопросы развития туризма в рамках ОПОП начали рассматривать после опубликования 28 марта 2015 г. на Боаоском Азиатском Форуме документа Комитета по реформам КНР, Министерства иностранных дел КНР и Министерства коммерции и торговли КНР «Видение и мероприятия по созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI в.». В рамках ОПОП созданы соответствующие международные организации, реализующие механизмы туристского сотрудничества, а именно: Международный союз продвижения туризма на «Шелковом пути»; Международный союз продвижения туризма на «Морском Шелковом пути»; Международный туристический союз Великого чайного пути и др. [1]. Они ставят перед собой следующие задачи, решение которых позволит увеличить объемы туристских потоков между странами-участницами мегапроекта:

- создание инфраструктурных туристских объектов;

- упрощение процедур въездного контроля;

- разработка различных туристских продуктов, с возможностью их совмещения;

- развитие круизного туризма.

Одним из ключевых направлений

развития сферы туризма в рамках мега-проекта ОПОП является развитие международного туризма на о. Хайнань [2].

Материалы и методы

В настоящее время логистический подход активно используется во многих экономических науках, в том числе и в туризме. Исследованием различных аспектов логистики в сфере туризма занимались Т. Н. Скоробогатова, Т. Н. Один-

цова, Д. Т. Новиков, И. А. Соколова, А. А. Гвозденко, Т. Г. Смирнова, В. А. Ян-ковенко, П. П. Чуваткина, С. А. Косова, Е. В. Арбатская и др.

Исследованием различных аспектов развития сферы туризма в мегапроекте ОПОП занимались многие китайские ученые, среди которых необходимо отметить Линь Сюэ, Юй Тянь, Чжан Линь-юнь, Чжоу Цилианг и Жан Байминг, Сунь Чужэнь, Чжан Нань, Лю Яин и др.

По мнению О. Д. Коль, ключевая задача применения логистической концепции в сфере туризма заключается в актуализации современных методов и инструментов повышения эффективности использования различного вида ресурсов с целью управления туристским потоком на различных иерархических уровнях от микро- до метауровня и обеспечения качественного обслуживания туристов. При этом информационные, финансовые, кадровые потоки в туризме выступают в качестве сопутствующих [1, с. 106]. Туристский поток как один из видов логистического потока представляет собой совокупность различных процессов, реализуемых предприятиями туристкой индустрии и другими взаимосвязанными с ней компаниями, с целью обеспечения передвижения туристов из своего местожительства в другие регионы мира — туристские дес-тинации — с различными нерабочими целями (рекреационными, познавательными, культурными, спортивными и т. д.) в определенном временном интервале и интенсивностью, с задаваемой скоростью и туристским маршрутом.

Вместе с тем туристский поток появляется после определенной инициации, в качестве которой выступает информация (информационный поток) об актуальных туристских продуктах. Так, на начальном этапе формирования туристского потока потенциальный потребитель, оплачивая конкретный туристский продукт, приобретает его на основании доступной и желательно качественной информации. Далее начинают формироваться финансовые потоки, потоки услуг и т. д.

Результаты и обсуждение

Учитывая масштабность мегапроек-та ОПОП, охватывающего более 3 млрд населения нашей планеты, участие в нем стран с различной культурой, национальными традициями, языками и т. д., необходимо создание механизма координации (управления) туристскими потоками между ними. Поэтому одной из ключевых проблем увеличения объема туристских потоков в мегапроекте ОПОП является отсутствие координации в деятельности уже существующих организаций мегапроекта в сфере туризма. В то же время общеизвестно, что координация является одной из основных функций управления в больших организациях, в качестве которой можно рассматривать мегапроект ОПОП, позволяющая взаимоувязать процессы управления как по горизонтали (между странами-участницами), так и по вертикали (от микроуровня до мегауровня).

В качестве ключевых особенностей туристских потоков, которые необходимо учитывать при формировании данного механизма управления туристским потоком в мегапроекте ОПОП, можно выделить следующие:

- туристский поток имеет несколько количественно определенных параметров;

- существует временной лаг между моментом оплаты туристского продукта и моментом его потребления;

- в начальной точке приобретения туристского продукта потребитель ориентируется только на информационный поток и стоимость продукта (определяющий финансовые потоки);

- на интенсивность туристских потоков между странами-участницами оказывает влияние ряд системных факторов;

- система управления (координации) туристскими потоками представляет собой сложную многоуровневую систему.

Главная цель функции координации логистических потоков в мегапроекте ОПОП: туристских, информационных, финансовых, ресурсных и т. д. — заключает-

ся в достижении необходимого и достаточного состояния упорядоченности всех его элементов для обеспечения согласованности в работе всех звеньев мегапроек-та (по горизонтали и вертикали) путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними и нормального функционирования системы управления.

Можно предложить алгоритм управления туристскими потоками стран-участниц мегапроекта ОПОП (рис. 1). В алгоритме предусмотрена многоуровневая система управления туристскими потоками. На высшем уровне мегапроекта рекомендуется создание Международного Координационного Совета (МКС) по управлению туристскими потоками с соответствующей организационной структурой. МКС должен представлять собой совещательный орган системы управления туризмом в мегапроекте ОПОП. При этом основными направлениями его деятельности, по нашему мнению, должны стать следующие:

- нормативно-правовое сопровождение развития туризма мегапроекта;

- формирование достоверной статистической базы в сфере туризма и мониторинг динамики туристских потоков;

- моделирование развития туристских потоков в мегапроекте;

- разработка портфеля проектов, направленных на увеличение объема туристских потоков на мегауровне и, при необходимости, на макро- и мезоуровнях мегапроекта ОПОП;

- содействие развитию современных инструментов и методов повышения качества туристского продукта и туристского обслуживания в странах-участницах;

- организация и управление информационными потоками;

- координация как отдельных процессов, так и деятельности всех туристских бизнес-единиц в целом, их измерение и анализ;

- мониторинг наиболее значимых мероприятий, направленных на увеличение объема туристских потоков между странами-участницами мегапроекта.

Межгосударственный координационный Совет (МКС)

Национальные органы управления в сфере туризма

Концепция развития туризма на национальном уровне

Национальные программы и проекты развития туризма

Т

Региональные органы (административно-территориальные, кластерные, туристских дестинаций и т. д.) управления туризмом

Программа развития туризма

Проект

Проект

Проект

Предприятия и организации сферы туризма

а к о т о п

о г о к с т с

и р

тур

г н

и р

о

оит

н о

Создание необходимых и достаточных условий для расширения туристских потоков между странами-участницами.

Инициирование межгосударственных проектов

Регулирование туристских потоков на уровне страны-участницы мегапроекта. Создание системы продвижения страны на туристском рынке

Формирование законодательно-нормативных документов, регулирующих туристский поток. Формирование информационного портала, направленного на увеличение туристского потока

Формирование, продвижение и реализация тур-продуктов. ^Обслуживание туристского потока (туристов)

Рисунок 1 — Алгоритм управления туристскими потоками мегапроекта «Один пояс — один путь»

К основным задачам МКС можно отнести следующие:

1. Разработка нормативно-правового обеспечения управления туристскими потоками в мегапроекте.

2. Сбор и обработка статистической информации по туристским потокам.

3. Формирование портфеля инвестиционных проектов на различных уровнях управления мегапроектом, направленных на увеличение туристского потока между странами-участницами.

4. Разработка принципов и механизмов участия в реализации программ и проектов в сфере туризма стран-участниц ме-гапроекта.

5. Выработка эффективных механизмов обеспечения информационного обмена, в том числе способствующего увеличению туристского потока, на всех уровнях мегапроекта.

6. Разработка рекомендаций по внедрению цифровых технологий в сфере туризма мегапроекта ОПОП.

7. Обсуждение других актуальных проблем развития туризма и увеличения туристского потока между странами-участницами в мегапроекте.

Состав МКС должен включать председателя и его заместителей, секретаря Совета и рабочие группы и/или комиссии по отдельным направлениям деятельности.

Заседания совета должны проводиться не менее двух раз в год на площадках стран-участниц мегапроекта. При необходимости может быть организовано внеочередное заседание.

На заседания МКС могут приглашаться специалисты-практики и научные работники, а также ответственные представители стран-участниц мегапроекта ОПОП в сфере туризма.

Решения МКС будут носить рекомендательный характер.

Примерная структура МКС приведена на рисунке 2.

Рисунок 2 — Примерная структура Межгосударственного Координационного Совета по управлению туристскими потоками в мегапроекте «Один пояс — один путь»

На национальном уровне управления туризмом стран-участниц мегапроек-та необходимо разработать Концепции развития туризма (КРТ), предусматривающие в том числе создание системы продвижения страны на туристском рынке ОПОП. При этом в национальных КРТ должны учитываться рекомендации МКС в целях однонаправленного развития сферы туризма во всех странах-участницах ОПОП.

Туристские дестинации представляют собой мезоуровень управления туристскими потоками. Именно на данном уровне происходит формирование, продвижение, реализация и потребление туристского продукта, формируются качественные параметры и первоначальные информационные потоки. Кроме этого именно они выступают инициаторами туристских проектов, реализация которых направлена на количественное и качественное повышение объема туристских потоков в мегапроекте ОПОП.

Проекты необходимо разрабатывать на стратегическую перспективу (долгосрочные) с выделением этапов по ключевым показателям. Для каждой страны-участницы могут быть предложены проекты, учитывающие особенности развития именно ее туристских направлений. Организационно разработка данных проектов должна осуществляться

в рамках Программ развития туризма, формируемых на национальном и региональном уровнях. Они должны проходить общественные слушания и экспертизу на различных уровнях управления туристскими потоками стран-участниц ОПОП, а также предпринимательского сообщества. Для этого должна быть создана соответствующая экспертная группа проекта, включающая государственных служащих, представителей научного сообщества, предприятий и организаций сферы туризма стран-участниц. По итогам обсуждения в проект могут быть внесены изменения [3].

Примерный перечень проектов, разработка которых целесообразна в рамках мегапроекта ОПОП, включает:

1. Проект организации и управления информационными потоками в сфере туризма.

2. Проект разработки единой для стран-участниц цифровой платформы.

3. Проект развития туристского бизнес-пространства.

4. Проект развития и поддержания туристской инфраструктуры.

5. Брендинговый проект и др.

Для управления формированием и реализацией проектов в структуре МКС должна быть предусмотрена Проектная комиссия и использоваться проектный подход.

Выводы

Обеспечение эффективного управления туристскими потоками в мегапро-екте ОПОП должно представлять собой систему соответствующих целевых программ и инвестиционных проектов, направленных на достижение стратегических целей развития туризма мегапроекта, взаимосвязанных между собой. Это обусловлено алгоритмом построения логистической цепочки по схеме: проблема — цель — задачи (программы) — мероприятия (инвестиционные проекты) — ресурсы. При этом взаимосвязь всех уровней управления туристскими потоками, согласно вышепредставленному алгоритму, должна осуществляться на основе разработки соответствующего нормативно-правового, информационного и иного обеспечения.

Успешное управление туристскими потоками в мегапроекте требует соответствующего уровня развития финансовых потоков как в самом МКС, так и при реализации инвестиционных проектов, в том числе им инициируемых. Как большинство международных организаций деятельность МКС может финансироваться за счет взносов стран-участниц. Представляется, что финансовые потоки могут быть направлены из следующих источников:

1. Фонд Шелкового пути, созданный в 2014 г. и имеющий достаточный уровень финансовых ресурсов; с 2018 г. функционирует Китайско-европейский совместный инвестиционный фонд с участием инвестиций Фонда Шелкового пути и Европейского инвестиционного фонда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ресурсы коммерческих банков, в том числе Экспортно-импортного банка Китая, Банка развития Китая, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Банка БРИКС.

3. Финансовые средства частных инвесторов на условиях конкурсного отбора привлекательных инвестиционных проектов в сфере туризма, в том числе иностранных инвесторов.

4. Для социально значимых проектов — долевое финансирование частных и государственных инвестиций, в том числе на основе частно-государственного партнерства и др.

Отметим, что представленный алгоритм управления (координации) туристскими потоками мегапроекта «Один пояс — один путь» позволяет систематизировать процессы управления на всех уровнях, повысить согласованность действий стран-участниц, вывести сферу туризма на качественно более высокий и конкурентоспособный уровень развития.

Библиографический список

1. Коль, О. Д. Особенности использования интегрированной логистики в управлении туристкой дестинации // Логистика и управление цепями поставок : сб. науч. трудов / под ред. В. В. Щербакова, Е. А. Смирновой. — 2018. — Вып. 1 (14). — С. 103-108.

2. Проблемы и вызовы китайского туризма в рамках стратегии «Один пояс — один путь». — URL: http://www.tripvivid. com/articles/2645.

3. Уржумцева, Т. Б. Алгоритм развития конкурентных преимуществ в сфере туризма в проекте «Один пояс — один путь» // Труды ВЭО России. — Т. 220. — С.109-125.

Bibliographic list

1. Kol, O. D. Features of using integrated logistics in management of tourist destinations // Logistics and supply chain management. — 2018. — № 1 (14). — Р. 103-109.

2. Problems and challenges of Chinese tourism in framework of «One Belt — One Road» strategy. — URL: http://www.tripvivid.com/articles/2645.

3. Urzhumtseva, T. B. Algorithm for development of competitive advantages in tourism sector in project «One Belt — One Road» // Proceedings of VEO of Russia. — Vol. 20. — Р. 109-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.