Научная статья на тему 'ИНИЦИАТИВА "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ" КАК НОВЫЙ ИМПУЛЬС РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

ИНИЦИАТИВА "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ" КАК НОВЫЙ ИМПУЛЬС РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
538
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ЕВРОПА / ЭКОНОМИКА / ЛОГИСТИКА / СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абубакирова Диана Бакытжановна

В предлагаемой статье изучается китайский экономико-логистический мегапроект «Один пояс - один путь». Это долгосрочный проект, нацеленный на содействие экономической интеграции огромного евразийского региона. Предложенная КНР концепция хорошо вписывается во внеблоковый характер внешнеполитических отношений Китая, не ставя целью создание какого-либо альянса против одной или группы стран. Напротив, с точки зрения экономического взаимодействия проект обеспечивает прозрачность и открытость. Китай демонстрирует готовность совмещать эту инициативу со стратегией развития других сторон и координировать ее с имеющимися региональными механизмами сотрудничества. Структурная составляющая китайского проекта - применение такого формата сотрудничества, при котором выиграют все участники. При экономическом анализе концепции становится очевидно, что, страны, расположенные в регионе «пояса и пути», обладают уникальными ресурсами, их экономические базы дополняют друг друга, и у подобного сотрудничества есть огромный потенциал и пространство для развития. Необходимо также учитывать, какие из стран получат наибольшую пользу от подобного взаимодействия. Если говорить о России, то ей участие в проекте принесет развитие инфраструктуры, дальнейшую диверсификацию направлений поставок энергоносителей и укрепление инвестиционного сотрудничества с КНР. Страны Центральной Азии обладают большим транзитным потенциалом. Казахстан за счет своего географического расположения в центре Евразии может стать оптимальным наземным транспортным звеном в цепочке Европа - Россия - Китай. Узбекистан получает возможность стать крупным логистическим центром для грузопотоков из Туркмении, Афганистана, Ирана и получать доходы от транзита грузоперевозок. Пекин же сможет усилить свои позиции в Центральной Азии и замкнуть на себе грузопоток из Юго-Восточной Азии на Европу. Его дополнительное преимущество -значительные финансовые ресурсы. В рамках исследования автор постарался выявить ключевые экономические алгоритмы и политические закономерности, характерные для глобального проекта «Один пояс - один путь», спустя семь лет с момента его прокламации. В работе использовались методы экономического анализа, политического анализа, исторического анализа и статистический метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BELT AND ROAD INITIATIVE AS A NEW IMPETUS FOR THE DEVELOPMENT OF THE CENTRAL ASIAN REGION

The proposed article studies the Chinese economic and logistics megaproject "One Belt - One Road". This is a long-term project aimed at promoting the economic integration of the vast Eurasian region. The concept proposed by the PRC fits well into the non-aligned nature of China's foreign policy relations, without aiming to create any alliance against one or a group of countries. On the contrary, from the point of view of economic interaction, the project provides transparency and openness. China demonstrates its readiness to combine this initiative with the development strategy of other parties and coordinate it with existing regional cooperation mechanisms. The structural component of the Chinese project is the application of such a format of cooperation in which all participants will benefit. When analyzing the concept economically, it becomes obvious that the countries located in the Belt and Road region have unique resources, their economic bases complement each other, and such cooperation has a huge potential and space for development. It is also necessary to consider which of the countries will benefit the most from such interaction. If we talk about Russia, its participation in the project will bring infrastructure development, further diversification of energy supply routes and strengthening investment cooperation with China. The Central Asian countries have great transit potential. Due to its geographical location in the center of Eurasia, Kazakhstan can become the optimal land transport link in the Europe-Russia-China chain. Uzbekistan gets the opportunity to become a major logistics center for cargo flows from Turkmenistan, Afghanistan, Iran and receive income from the transit of cargo transportation. Beijing will be able to strengthen its position in Central Asia and close the cargo flow from Southeast Asia to Europe. Its additional advantage is significant financial resources. In the research the author tried to identify the key economic algorithms and political patterns characteristic of the global project "One Belt- One Road", seven years after its proclamation. The methods of economic analysis, political analysis, historical analysis and statistical method were used in the work.

Текст научной работы на тему «ИНИЦИАТИВА "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ" КАК НОВЫЙ ИМПУЛЬС РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

Научная статья / Research article

Инициатива «Один пояс - один путь» как новый импульс развития

региона Центральной Азии

Д. Б. Абубакирова

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия e-mail:abubakirovaa.di@gmail.com

Аннотация. В предлагаемой статье изучается китайский экономико-логистический мегапроект «Один пояс - один путь». Это долгосрочный проект, нацеленный на содействие экономической интеграции огромного евразийского региона. Предложенная КНР концепция хорошо вписывается во внеблоковый характер внешнеполитических отношений Китая, не ставя целью создание какого-либо альянса против одной или группы стран. Напротив, с точки зрения экономического взаимодействия проект обеспечивает прозрачность и открытость. Китай демонстрирует готовность совмещать эту инициативу со стратегией развития других сторон и координировать ее с имеющимися региональными механизмами сотрудничества. Структурная составляющая китайского проекта - применение такого формата сотрудничества, при котором выиграют все участники. При экономическом анализе концепции становится очевидно, что, страны, расположенные в регионе «пояса и пути», обладают уникальными ресурсами, их экономические базы дополняют друг друга, и у подобного сотрудничества есть огромный потенциал и пространство для развития. Необходимо также учитывать, какие из стран получат наибольшую пользу от подобного взаимодействия. Если говорить о России, то ей участие в проекте принесет развитие инфраструктуры, дальнейшую диверсификацию направлений поставок энергоносителей и укрепление инвестиционного сотрудничества с КНР. Страны Центральной Азии обладают большим транзитным потенциалом. Казахстан за счет своего географического расположения в центре Евразии может стать оптимальным наземным транспортным звеном в цепочке Европа - Россия - Китай. Узбекистан получает возможность стать крупным логистическим центром для грузопотоков из Туркмении, Афганистана, Ирана и получать доходы от транзита грузоперевозок. Пекин же сможет усилить свои позиции в Центральной Азии и замкнуть на себе грузопоток из Юго-Восточной Азии на Европу. Его дополнительное преимущество -значительные финансовые ресурсы. В рамках исследования автор постарался выявить ключевые экономические алгоритмы и политические закономерности, характерные для глобального проекта «Один пояс - один путь», спустя семь лет с момента его прокламации. В работе использовались методы экономического анализа, политического анализа, исторического анализа и статистический метод.

Ключевые слова: КНР, Центральная Азия, Европа, экономика, логистика, сотрудничество, интеграция.

Для цитирования: Абубакирова Д. Б. Инициатива «Один пояс - один путь» как новый импульс развития региона Центральной Азии. Постсоветские исследования. 2022;1(5):73-89.

The Belt and Road initiative as a new impetus for the development of the

Central Asian region

Diana B. Abubakirova

RUDN University, Moscow, Russia e-mail:abubakirovaa.di@gmail.com

Abstract. The proposed article studies the Chinese economic and logistics megaproject "One Belt - One Road". This is a long-term project aimed at promoting the economic integration of the vast Eurasian region. The concept proposed by the PRC fits well into the non-aligned nature of China's foreign policy relations, without aiming to create any alliance against one or a group of

countries. On the contrary, from the point of view of economic interaction, the project provides transparency and openness. China demonstrates its readiness to combine this initiative with the development strategy of other parties and coordinate it with existing regional cooperation mechanisms. The structural component of the Chinese project is the application of such a format of cooperation in which all participants will benefit. When analyzing the concept economically, it becomes obvious that the countries located in the Belt and Road region have unique resources, their economic bases complement each other, and such cooperation has a huge potential and space for development. It is also necessary to consider which of the countries will benefit the most from such interaction. If we talk about Russia, its participation in the project will bring infrastructure development, further diversification of energy supply routes and strengthening investment cooperation with China. The Central Asian countries have great transit potential. Due to its geographical location in the center of Eurasia, Kazakhstan can become the optimal land transport link in the Europe-Russia-China chain. Uzbekistan gets the opportunity to become a major logistics center for cargo flows from Turkmenistan, Afghanistan, Iran and receive income from the transit of cargo transportation. Beijing will be able to strengthen its position in Central Asia and close the cargo flow from Southeast Asia to Europe. Its additional advantage is significant financial resources. In the research the author tried to identify the key economic algorithms and political patterns characteristic of the global project "One Belt- One Road", seven years after its proclamation. The methods of economic analysis, political analysis, historical analysis and statistical method were used in the work.

Keywords: China, Central Asia, Europe, economy, logistics, cooperation, integration.

For citation: Diana B. Abubakirova The Belt and Road initiative as a new impetus for the development of the Central Asian region. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022;1(5):73-89. (In Russ.)

Преимущества, получаемые странами Центральной Азии от участия в инициативе ОПОП.

Инициатива «Один пояс-Один путь» (далее - ОПОП, прим. авт.), выдвинутая Китаем и нацеленная на получение выгод всеми странами участницами, фактически, в большинстве своем отвечает национальным интересам Китая, но в тоже время, учитывая то, что большинство государств-участников, в том числе и страны Центральной Азии являются слаборазвитыми, от

осуществляемых проектов инициативы направленных на развитие Китая, значительную выгоду получают и страны на территории которых реализуются эти проекты или каким-то образом к ним причастные. В данной статье будут рассматриваться преимущества и получаемые положительные аспекты от реализации ОПОП, именно Центрально-азиатским регионом.

Такой глобальный проект как инициатива пояса и пути, и участие в ней непременно играет значительную роль для государств Центральной Азии, которые географически расположены наиболее

близко к ее основателю-Китаю. Основываясь на особенном геополитическом

расположении региона и его активном участии в предшественнике данной инициативы, Великом Шелковом пути, государства стремятся достичь выгод в решении своих внутренних проблем и попытаться пролоббировать национальные проекты, направленные на развитие региона в список важнейших глобальных проектов, осуществляемых в рамках инициативы.

В целом с момента начала деятельности ОПОП, еще сильнее укрепились дружественные отношения между Китаем и странами Центральной Азии, что повлекло за собой и широкомасштабное сотрудничество в рамках данной инициативы, как в двустороннем, так и в многостороннем формате, а также увеличение политического взаимодействия, что благоприятно сказывается на возможностях развития государств Центральной Азии, которые в нем действительно нуждались. То есть, можно сказать, что в принципе, основные цели и приоритеты деятельности инициативы пояса и пути соприкасаются с теми интересами, которые были бы выгодны

и странам Центральной Азии, которые в основном нуждаются только в получении иностранных инвестиций и кредитов.

Фокусируясь преимущественно именно на экономической области и происходит текущее сотрудничество между инициативой «Один пояс-Один путь», что оказывает благоприятное воздействие на развитие экономики всего региона, усиление интеграционных процессов между государствами региона, наращивание потенциала региона, кроме того стимулирует общее развитие всех отраслей их процветание и укрепляет многостороннее взаимное доверие между государствами региона и Китаем. В этом контексте, также не маловажную роль играет и историческая связь Китая с Центральной Азией, и некоторая схожесть их интересов. Таким образом, глобальная задача - достижение экономической стабильности в регионе и в то же время - получение максимальной экономической и политической

независимости от глобальной политической конъюнктуры [Мартыненко, Пархитько 2019: 845].

Помимо экономических выгод, получаемых от участия региона в инициативе, государства ЦА, многие из которых не имеют выхода к морю, заинтересованы в возможности преодоления такого рода географической изоляции, через открытие новых путей Морского Шелкового Пути, интеграции с прибрежными странами и развитием инфраструктуры региона [Виноградов 2015].

Именно в области инфраструктуры, осуществлялись первые проекты «Одного пояса - Одного пути», которые максимально переплетались с интересами региона и служили им на пользу. К таким проектам относятся строительство железных дорог, шоссейных путей, водных и воздушных магистралей, а также трубопроводов, которые объединялись в единую инфраструктурную сеть между всеми государствами региона и Китаем, и

позволяющая транспортировать различные товары между ними.

Преимущества получаемые Кыргызской Республикой, которая находится на верхних строчках в рейтинге по проникновению Китая в национальные экономики, заключаются в значительном ее улучшении, посредством заполнения своего рынка китайской продукцией, которая хвалится низкой стоимостью, а также с помощью масштабного реэкспорта этих товаров уже по более высоким ценам в другие государства, преимущественно в Узбекистан, другие страны ЦА и в Россию. Такой вид деятельности способен принести

государству примерно до 250 млн долл. за год1. А в рамках инициативы ОПОП, поставки китайской продукции на рынки государства могут производиться на еще более облегченных условиях.

Также практически сразу с момента объявления о создании инициативы ОПОП и ЭПШП, одними из первых были реализованы проекты по строительству и развитию инфраструктурных объектов в Кыргызстане, еще более укрепляя тем самым сотрудничество между Китаем и Кыргызстаном. В число таких проектов входило строительство, отвечающих современным стандартам, дороги между Севером и Югом страны, линий электропередач «Датка-Кемин», а также реконструкция и обновление ТЭЦ города Бишкек. Реализация данных проектов, способна повысить имеющийся потенциал страны в инфраструктурной и логистической области региона, где Кыргызстан выступает в качестве транзитной зоны, и в целом способствует улучшению всей транспортной инфраструктуры страны.

Помимо этого, несомненным преимуществом для Кыргызской

Республики, является ее статус соучредителя Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, что позволяет говорить о возможности получения еще больших инвестиционных вложений и кредитования

1 Парамонов В. Экономическое присутствие Китая в Кыргызстане / В. Парамонов, А. Строков, О. Столповский [Электронный ресурс] // Время Востока - Центральная Азия, Средний Восток, Дальний

Восток. (Режим доступа):

<http://www.easttime.rU/analitic/3/8/664.html>. (Дата обращения: 22.03.2021)

на льготных условиях для строительства современных инфраструктурных объектов1.

В целом, для такого достаточно маленького и слаборазвитого государства как Кыргызская Республика, которая не имеет огромных запасов минеральных ресурсов, но имеет большой внешний долг, инициатива «Один пояс - Один путь» и сотрудничество в ее рамках, является неким новым витком для стимулирования своего развития. При правильном расставлении приоритетов своей деятельности и активном участии в инициативе, государство получит много новых перспектив для усовершенствования многих областей, в том числе экономики, культуры, политики и усилении взаимодействия и интеграции с другими участниками инициативы2.

Но наиболее значительными

возможностями для получения выгод и достижения своих интересов, обладает конечно же, Республика Казахстан, как наиболее развитое государство региона и как один из важнейших стратегических партнеров Китая. Об этом может свидетельствовать сопряжение составной части ОПОП, Экономического пояса шелкового пути с национальной программой Казахстана «Нурлы Жол», которое заключалось в развитии транзитной цепочки объединяющий Китай и Европу через Казахстан, что в свою очередь позволяло Казахстану привлекать и распространять часть грузов транспортируемых по этой цепочке. Данное взаимодействие даже отмечалось как один из самых значимых реализованных проектов ОПОП.

Другим важным аспектом для Казахстана во взаимодействии с Китаем и его инициативой, являются кредиты, инвестиции и другого рода капиталовложения Китая, преимущественно в сферу разработки и месторождений, и добычи минеральных

1 Посольство КНР в Кыргызской Республике. [Электронный ресурс], (Режим доступа): http://kg.china-embassy.org/rus/ggwj/t1265229.htm Дата обращения: 18.02.21)

2 Атамбаев А. Кыргызстан выражает готовность к

сопряжению концепции «Один пояс - одинпуть» с «Таза коом». 15.05.2017 [Электронный ресурс] Информационное агенство Кабар, (Режим доступа): http://kabar.kg/news/kyrgyzstan-vyrazhaet-gotovnost-

ресурсов, а также на строительство промышленных заводов и предприятий и инфраструктуры.

Кроме этого, Казахстан и его первый президент Н. Назарбаев, в частности, выдвигал идеи о сопряжении двух схожих проектов Экономического Пояса Шелкового Пути и Евразийского Экономического Союза, с целью наибольшей продуктивности и появляющейся возможности у ЭПШП, в рамках такого сопряжения, к выгодному объединению таких организаций, как ШОС, ЕАЭС и ЕС в целостную территорию регионального сотрудничества и

процветания3.

Данную идею поддержал и президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев, так как Узбекистан также является одним из активных участников инициативы ОПОП. В этом контексте, говоря о преимуществах, получаемых Узбекистаном, следует отметить строительство железной дороги, объединяющей Китай-Кыргызстан-

Узбекистан, которая сулит выгоду всем трем сторонам, пу тем получения нового толчка к развитию и активизации международной торговли, образованию большого числа рабочих мест для местного населения, увеличения прибыли и массового привлечения туристов.

Последний аспект, также является приоритетным направлением внутреннего развития для Узбекистана. Так, Ш. Мирзиёевым даже была выдвинута идея о создании «Международной ассоциации туризма Шелкового Пути» и учредить ежегодное проведение туристических форумов стран «Одного пояса-Одного пути», что действительно позволило бы достичь хороших результатов в развитии туристической области, как стран

ksopriazheniш-konteepteii-odin-poias-odin-put-s-taza-koom-a.atambaev/ (Дата обращения: 25.03.2021). 3 Арина Мордвинова «Страны Центральной Азии - на форуме «Один пояс - один путь» в Пекине». [Электронный ресурс] Российский институт стратегических исследований (РИСИ), (Режим доступа): https://riss.ru/article/5431/ (Дата обращения: 12.03.21)

Центральной Азии, так и всех участников ОПОП.1

Помимо этого, Президент Узбекистана предложил создать некую единую систему всеобщего партнерства между странами-участницами ОПОП, в области научной деятельности и инноваций. Так как данная сфера деятельности является достаточно дорогостоящей, и у многих развивающихся стран не хватает средств для ее активного развития, инициатива пояса и пути могла бы предоставить значительные возможности и условия, в первую очередь для финансирования деятельности в этой сфере, а также для объединения имеющихся возможностей государств инициативы в ускорении и развитии научно-технического прогресса. В реализации этой области уже были сделаны первые шаги в виде создания в Узбекистане совместно с Китаем, промышленного парка высоких технологий «Джизак», где производятся солнечные коллекторы, мобильные телефоны, швейные машинки, а также некоторые строительные материалы. По совместительству данный парк является и зоной свободной торговли2.

Немаловажным аспектом

взаимодействия Узбекистана с инициативой ОПОП, является их глубокое сотрудничество в нефтегазовой сфере. В этой области между сторонами подписаны многочисленные соглашения и выделяются огромные суммы на их реализацию. Так, Узбекистан имеет перманентного и надежного покупателя своего природного газа и постоянное финансирование строительства новых заводов и месторождений.

Говоря о Таджикистане, можно также сказать о значительных выгодах, получаемых именно в сфере

1 Элдор Арипов «Один пояс, один путь»: мегавозможности — мегапроект». [Электронный ресурс] Институт стратегических и межрегиональных исследований при президенте Республики Узбекистан. ИСМИ, (Режим доступа): http://www.isrs.uz/ru/maqolalar/odm-poas-odm-put-megavozmoznosti-megaproekt. (Дата обращения 14.02.21.)

2 Арина Мордвинова «Страны Центральной Азии - на

форуме «Один пояс - один путь» в Пекине». [Электронный ресурс] Российский институт

стратегических исследований (РИСИ), (Режим

инфраструктурного развития в рамках инициативы ОПОП. Посредством получения и использования китайских инвестиций, Таджикистан производит строительство дорог Кульма-Хорог-Куляб-Душанбе и Душанбе-Худжанд-Чанак, которые также связывают его с Китаем. Помимо этого, была построена новая ТЭЦ «Душанбе 2», обеспечивающая часть города теплом и светом, и модернизация линий электропередач по направлению Юг-Север. Но говоря о возможностях Таджикистана как транзитного хаба, в этом смысле Китай отдает предпочтение Казахстану и Кыргызстану, так как в Таджикистане намного хуже развита вся система инфраструктуры и логистики, слабое экономическое развитие, довольна высокая стоимость строительных материалов, а также сложное географическое расположение и наличие общих границ с нестабильными государствами. В этих условиях была даже приостановлена реализация некоторых запланированных проектов, которые проходят через территории Таджикистана, например, строительство четвертой по счету газопроводной нити Туркменистан - Китай3. Но при этом Таджикистан наиболее заинтересован в том, чтобы Китай не прекращал свое инвестирование, в связи со сложностями пересечения границ таджикскими мигрантами в карантинные периоды и усиливающийся кризис, в связи с чем в государственную казну не поступают отчисления мигрантов и государство испытывает нехватку средств4. При этом Таджикистан находит своей стратегической целью - к 2030 г. стать индустриально-агарным государством, для достижения этой цели РТ нуждается в стороннем

доступа): https://riss.ru/article/5431/ (Дата обращения: 12.03.21)

3 Таджикско-китайский роман: чем все закончится? [Электронный ресурс], Режим доступа: http ://mirperemen.net/2017/09/tadzhikskokitajskij -roman-chem-vse-zakonchitsya (Дата обращения: 23.03.2021)

4 Проект «Один пояс - один путь» - выгоден всем странам-участницам [Электронный ресурс], (Режим доступа): \\URL: http://avesta.tj/2017/05/17/proekt-odinpoyas-odin-put-vygoden-vsem-stranamuchastnitsam-eksperty/ (Дата обращения: 26.03.2021)

финансировании, желающих к которому кроме Китая и его инициативы, не наблюдается.

В целом реализация проектов «Одного пояса-Одного пути», оказывает значительное содействие развитию Таджикистана во многих областях, но наибольшее воздействие, проекты оказывают на улучшение жизни простого населения страны. Например, построенная дорога Душанбе - Джиргаталь - Сары-Таш позволила наладить и улучшить торговые взаимоотношения Таджикистана с Кыргызстаном, проведённые линии электропередач обеспечили столицу страны, Душанбе бесперебойной электроэнергией, осуществляемые проекты по строительству дорог создают тысячи рабочих мест, что действительно играет значительную роль в повышении уровня и условий жизни населения Таджикистана1.

Говоря о Туркменистане, который является самой отдалённой страной от Китая, но тем не менее принимает довольно активное участие в инициативе «Один пояс-Один путь», при этом также как и все остальные страны ЦА, получая от нее некоторые преимущества. Также как и Таджикистан, Туркменистан находит в лице Китая стабильного и практически единственного покупателя туркменских энергоресурсов, преимущественно газа. Китай и Туркменистан с каждым годом стремятся к увеличению объемов газовых поставок до 65 млрд куб м, в связи с чем Китай в рамках инициативы ОПОП старается оказывать постоянную поддержку в строительстве и разработке новых месторождений газа, а также в обустройстве и оптимизации деятельности уже имеющихся. Помимо этого, в рамках инициативы ОПОП, был осуществлен проект по строительству трех веток газопровода,

1 Таджикско-китайский роман: чем все закончится? [Электронный ресурс], Режим доступа: http://mirperemen.net/2017/09/tadzhikskokitajskij-roman-chem-vse-zakonchitsya (Дата обращения: 23.03.2021)

2 Prof. Dr. Mehmet Seyfettin EROL «Политика Туркменистана "Новый Шелковый путь"».[Электронный ресурс] Анкарский центр исследований кризисных ситуаций и политики

которые беспрепятственно доставляют газ из Туркмении прямиком в Китай.

Строительство железной дороги, объединяющей Китай-Казахстан-

Туркменистан-Иран, позволило дать новый, довольно значительный толчок к развитию многосторонней торговли, движущейся по направлению с востока на запад и обратно, помимо этого данная железная дорога является частью системы одного из транспортных коридоров ОПОП, соединяющих Север-Юг, что в свою очередь дает возможность Казахстану и Туркменистану на доступ к теплым морям, что является важным аспектом для дальнейшего углубленного развития торговли этих стран2.

Туркменистан, как и другие страны региона нуждается в постоянных иностранных инвестициях и

усовершенствовании своей

инфраструктурной области, что, в свою очередь, без труда, а наоборот с приобретением своей выгоды, может предоставить Китай, посредством деятельности инициативы пояса и пути. Но что имеет особенное значение для участия Туркменистана в инициативе, так это то, что Туркменистан уже на протяжении многих лет придерживается политики соблюдения нейтралитета со всеми странами, что затрудняло его интеграцию в регион и сотрудничество с соседями, а посредством участия в инициативе ОПОП и активного взаимодействия со странами в его рамках, Туркменистан получает возможность больше и эффективнее развивать сотрудничество в различных областях со своими соседями, целым регионом ЦА и конечно же, с Китаем.

В целом регион Центральной Азии получает значительное количество преимуществ от деятельности китайской

(АНКАСАМ), (Режим доступа) :

https://www.ankasam.org/ru/%D0%BF%D0%BE%D0%

ББ%00%Б8%01%82%00%Б8%00%БА%00%Б0-

%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BA%D0%BC%D0%

B5%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D

0%BD%D0%B0-

%D0%BD%D0%БE%D0%Б2%D1%8Б%D0%Б9-%D1%88%D0%Б5%D0%БB%D0%БA%D0%BE/ (Дата обращения 9.02.21)

инициативы, к ним относятся и строительство Второго Евразийского континентального моста, который способен связать всевозможные транспортные пути и может способствовать в создании в ЦА, инфраструктурного международного

центра1, который имеет потенциал стать регионом, максимально удобным для проведения различных международных форумов, собраний и расположений различного рода организаций, что в свою очередь несет множественные преимущества для экономического развития региона, так как вдоль всех транспортных путей и центров всегда появляются новые, необходимые производства и логистические, образовательные центры, что в

последующем создает новые рабочие места так необходимые этому региону2.

Также, необходимо отметить, что страны региона имеют не всегда стабильные отношения между друг другом, причиной которым являются периодически

возникающие межэтнические столкновения и социальная нестабильность между государствами, в этой связи, инициатива «Один пояс-Один путь» и сотрудничество региона в ее рамках, имеет значительное влияние на стабилизацию таких ситуаций и снижение личных амбиций каждого государства в пользу всецелого развития региона. Таким образом, можно сказать, что взаимный интерес всех стран ЦА и Китая в плане всеобщего, масштабного развития в различных сферах ведет за собой и их ответственное сотрудничество, которое на данный момент наиболее эффективно осуществляется в рамках инициативы ОПОП.

Первые достижения в ходе реализации инициативы «Один пояс-Один путь.

Китайский мегапроект «Один пояс- Один путь», постепенно доказывает свою результативность, большим количеством

уже завершенных и еще осуществляемых проектов практически по всему миру. Это доказывается, увеличивающимся с каждым годом количеством присоединившихся к инициативе участников, к 2017 г., число которых уже перевалило за сотню. В число участников входят как государства всех регионов мира, так и различные международные организации. Другим значимым доказательством

результативности инициативы, могут послужить договора и меморандумы о дружбе и взаимопонимании более чем с половиной всех стран и организаций-участниц ОПОП. Также инициатива стала одной из составных частей документа такой высокой значимости в Китае как, «Устав коммунистической партии Китая», что говорит о максимальной серьезности и ответственности Китая по отношению к данному проекту и его долговременном характере. Помимо этого, инициатива изначально стремилась к соответствию и не нарушению основных положений Устава ООН. Все это повышает доверие государств и всего мирового сообщества к данной инициативе и к Китаю, в частности, и обо все большем стремлении к сотрудничеству с ним. Дополнительно повышает это доверие и значительные финансовые возможности Китая, которые он может использовать в помощь государствам в рамках инициативы ОПОП.

За последние годы деятельности, совместными усилиями Китая и стран, находящихся на пути следования инициативы «Один пояс, один путь», она превратилась из концепции в реальность, и сотрудничество значительно продвинулось вперед. Особенный прогресс был достигнут в областях транспортной инфраструктуры, торговли и инвестиций, энергетики и ресурсов, финансовой безопасности,

1 Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века // [Электронный ресурс] Официальный сайт Министерства иностранных дел КНР. (Режим доступа):

https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/t1254925.shtml. (Дата обращения: 11.02.21)

2 Бейшеналы кызы Гульмира «Один пояс - один путь» вновь в фокусе экспертов стран ЦА» [Электронный ресурс]: Siluxgс Новое наблюдение Шелкового пути. (Режим доступа):

http://ru.siluxgc.com/html/R1413/201910/490259116698 0368^Ыш1 (Дата обращения: 12.03.21)

двустороннего и регионального

сотрудничества.

Говоря подробнее, можно отметить, что в политическом, экономическом и гуманитарном русле сотрудничества, имеющиеся результаты деятельности инициативы достаточно внушительные. В рамках инициативы Китай наладил стратегическое сотрудничество с различными странами по многочисленным вопросам. Приоритетными государствами для Китая являются Россия, страны Центральной Азии, страны Европейского Союза и некоторые страны Африки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Говоря о России, необходимо упомянуть достаточно важное для обоих сторон, подписание договора о совместном сопряжении «Одного пояса-Одного пути» и Евразийского экономического союза [Макаров, Соколова 2016]. А вслед за ним случилось такое же сопряжение и казахской национальной идеи развития «Нурлы жол» и Экономического пояса Шелкового пути1.

Также, в 2016 г., главами трех государств, Китая, Монголии и России было подписано соглашение о строительстве нового экономического коридора, объединяющего и развивающего эти страны, добиться этого удалось в рамках проекта ОПОП по созданию многосторонних экономических коридоров. Данное соглашение способствует и уже приносит первые плоды по увеличению взаимной торговли между государствами,

наращиванием объемов сбыта своих товаров и получении новых и развитием экономической отрасли в целом.

Другим важным проектом,

осуществленным в рамках ОПОП и затрагивающем Российскую Федерацию, стал проект по созданию еще одного транспортного коридора «Западная Европа-Западный Китай», проходящий через Казахстан и призванный объединить три крупные столицы евразийского региона и

1 Сухарева О. Шелковый путь: безальтернативность

северного маршрута. [Электронный ресурс] Ритм Евразии. 30.06.2016. (Режим доступа): https ://www.ritmeurasia. org/news2016-06-30-shelkovyj -put-bezalternativnost-severnogo-marshruta-24422 (Дата обращения 12.02.2021)

укрепить экономическое и культурное сотрудничеству между Азией и Европой.

Помимо этого, в рамках Морского Шелкового Пути был создан проект разработки и развития двух морских транспортных коридоров «Приморье», которые объединяют российские порты в Приморье и порты Китая в провинциях Хэйлунцзян и Цзилинь. А также создание нефтегазового трубопровода в Арктике под названием «Ледяной Шелковой Путь»2.

За то, относительно непродолжительное время существования китайского проекта «Один пояс-Один путь», самым крупным реализованным проектом стало, совместное российско-китайское строительство

масштабного завода по разработке сжиженного газа, который расположен за Полярным кругом и носит название «Ямал СПГ». Этот проект был успешно реализован и закончен еще в 2017 г., и с того времени, бесперебойно приносит выгоду обоим сторонам. Не менее значимым двусторонним проектом, является проект в области высоких технологий по разработке нового, инновационного пассажирского самолета широкофюзеляжной комплектации. Для успешной реализации такого амбициозного проекта, даже была создана специальная международная авиастроительная компания, находящаяся на коммерческом счету [Лексютина 2018: 1333]. Создание такого борта, позволит осуществлять перевозки многочисленного количества пассажиров на особо дальние расстояния.

Такое заострение внимания на сотрудничестве Китая, в рамках инициативы ОПОП, именно с Российской Федерацией обусловлено высокой заинтересованностью Китайской стороны в налаживании сотрудничества и связки инфраструктурных транспортных путей с РФ, так как именно через территории Росси, Китай имеет практически прямой и беспрепятственный выход на европейские рынки, на которые он

2 Александр Ломанов. «Ледяной Шёлковый путь: программа взаимной стыковки». [Электронный ресурс] Аналитика международного дискуссионого клуба Валдай. 06.02.2018. (Режим доступа): https ://ru.valdaiclub. com/a/higЫights/ledyanoy-shyelkovyy-put/ (Дата обращения 28.02.21)

так стремится. А также многочисленное упоминание России в данном пункте обусловлено реализацией на ее территории самых крупных проектов осуществляемых инициативой ОПОП.

Говоря об общих успехах инициативы, можно отметить, что, хоть реализация проектов не всегда проходит гладко и равномерно по всем участкам ее деятельности и существуют трудности различного характера, но масштабы инвестиций китайских компаний

поступающих на реализацию проектов, говорят сами за себя. Только за первую половину 2018 г. в рамках инициативы ОПОП были подписаны договоры на планирование около 4200 контрактов, преимущественно в области

инфраструктурного развития, общая сумма которых составляет более 74 млрд долл.1 Одна из наиболее высоких экономических активностей Китая наблюдается в Пакистане при строительстве общего экономического коридора (КПЭК-Китайско-пакистанский экономический коридор), который в последующем может дать Китаю такое значительное преимущество в виде выхода к Аравийскому морю, арабским странам, а затем и к Африке. На сегодняшний момент, на развитие данного коридоры было выделено более 60 млрд долл. Помимо этого, к завершенным проектам в этом и близлежащих регионах, относятся завершение строительства сквозной автомобильной дороги, проходящий через территории всего Пакистана до Китая. Также еще в 2016 г., был закончен и сдан в эксплуатацию проект по строительству первых железнодорожных путей,

объединяющих Китай и Иран через территории Центральной Азии,

преимущественно Таджикистан и Кыргызстан, а также Афганистан2. Данное

1 Investment and Cooperation Statistics about Countries along "Belt and Road" in January-September of 2018. [Электронный ресурс] Ministry of Commerce People's Republic of China 2018, (Режим доступа): URL: http://english.mofcom.gov.cn/article/statistic/foreigntrade cooperation/201611/20161 101748684.shtml (Дата обращения: 08.02.2021).

2 People's Daily. Chinese built Tajikistan railway starts

operation. [Электронный ресурс] People's Daily. 2016. (Режим доступа): https://socialfeed.info/chinesebuilt-

железнодорожное сообщение позволит Китаю выйти через территории Ирана на Турцию и таким же образом объединить и их совместные транспортные коммуникации, что позволит полностью закончить строительство экономического коридора, объединяющего Китай-Центральную Азию и Западную Азию, так как Турецкая Республика является его конечным пунктом.

Помимо этого, в рамках инициативы ОПОП, были достроены и запущены в эксплуатацию железнодорожные пути, ставшие центром инфраструктурной сети Эфиопии «Аддис-Абеба-Джибути»,

завершена реконструкция железных дорог в Конго и Анголе, открыт мост дружбы между Китаем и Мальтой и завершено строительство морских портов в Объединенных Арабских Эмиратах и Малайзии3. Одна из основных нефтяных компаний «Китайская национальная нефтегазовая корпорация» (КННК) успешно реализовала более 53 проектов в области сотрудничества в нефтегазовом секторе более чем в 20 странах участницах инициативы. Вдобавок ко всему, в рамках реализации инициативы, различными государствами при поддержке Китая, были основаны около 80 международных зон экономического сотрудничества, что в свою очередь открывает все новые пространства для сотрудничества и движения китайских инвестиций.

Более того, по пути следования инициативы «Один пояс-Один путь», с заметной постоянностью появляются все новые зоны свободной торговли, что уже вылилось в наличие общей сети таких зон, отличающихся высокими международными стандартами, и более активным способствованием всеобщему

экономическому прогрессу, социальному процветанию и международной

tajikistan-railway-startsoperation-3242935 (дата

обращения 08.02.2021).

3 «Результаты реализации инициативы «Один пояс, один путь» в цифрах примерно за шесть лет с момента ее выдвижения». Russian.China.org.cn. [Электронный ресурс] Russian.China.org.cn., (Режим доступа): http://russian. china. org. cn/china/txt/2019-04/16/content_74686539.htm (Дата обращения 12.02.21)

безопасности государств-участников

инициативы.

Примечательным является и то, что в одной только Центральной Азии осуществляется 261 проект в различных сферах сотрудничества с инициативой пояса и пути, но преимущественно в транспортной и энергетической областях [BRI in Central Asia]. Об успешности этих проектов может говорить количество их финансирования со стороны Китая, которое достигает 80-90%.

Так же значительное развитие получили такие отрасли, как туризм и образование, что является выгодным для всех стран-участниц инициативы.

Широкомасштабное развитие туризма стало возможно благодаря таким многосторонним мерам принимаемым в рамках инициативы ОПОП, как: упрощение процесса получения визовых документов, увеличение количества международных рейсов, исследование и открытие новых туристических маршрутов. Так, в Российской Федерации даже была создана программа для улучшения качества оказания туристических услуг именно для туристов из Китая, под названием «China friendly» [Лексютина 2018: 1335].

В целом все основные итоги деятельности за первые этапы реализации инициативы, излагаются на международных форумах и саммитах ОПОП, куда приглашаются все страны-участницы и заинтересованные страны, и излагается проделанная работа, обсуждается и планируется реализация новых проектов с конкретными государствами, а также проводятся экспертные встречи по основным аспектам Экономического и Морского Шелкового пути. Первый форум такого формата был проведен в стране-инициаторе, в Пекине в 2017 году, и собрал около 1500 тысяч участников из различных стран, также главными участниками выступили глава Международного валютного фонда К. Лагард и Генеральный секретарь ООН А. Гутерриш1. Проведение саммитов такого уровня, показывает довольно серьезный

1 В Пекине открылся форум высокого уровня «Один пояс - один путь». [Электронный ресурс] РИА Новости. 14.05.2017., (Режим доступа):

настрой Китая, подтверждает и закрепляет его новые позиции на международной арене, а также увеличивает заинтересованность и доверие других государств к инициативе пояса и пути.

Но если объективно оценивать все имеющиеся результаты деятельности инициативы, как в области

инфраструктурного строительства, так и во всех остальных, то очевидно, что данные результаты не всегда соответствуют обещанным. Так, многие запланированные проекты в части транзитного строительства еще далеки от завершения, в особенности это касается транзитных дорог призванных объединить Китай со странами Европейского Союза через российскую территорию. Периодически либо Китай, либо Россия затормаживают строительство на своих территориях. Также иногда происходит и вовсе кардинальная смена запланированных ранее направлений развития транспортных коридоров.

Таким образом, в некоторых экспертных и даже общественных кругах, увеличивается некая разочарованность в деятельности инициативы ОПОП из-за невыполнения Китайской стороной слишком

красноречивых обещаний и преувеличенных планов, а это, следовательно, порождает и множество неоправданных ожиданий [Лексютина 2018: 1341].

Исходя из вышесказанного, для достижения максимально эффективных и выгодных для всех стран результатов деятельности в рамках реализации деятельности инициативы пояса и пути, государствам необходимо пройти долгий и сложный путь в поисках действительно результативного вектора сотрудничества, который позволил бы претворить все имеющиеся на бумаге и обсуждающиеся проекты в действительность, причем взаимовыгодную.

Но несмотря на это, все же следует подчеркнуть уже имеющиеся

положительные результаты деятельности инициативы, такие как активное

https://ria.ru/world/20170514/ 1494250680.html (Дата обращения: 19.02.2021)

расторможение международного

экономического и политического сотрудничества практически по всему миру, что также придало импульс развитию и многих других областей

межгосударственного сотрудничества.

Дальнейшее развитие, устранение имеющихся проблем и поддержка странами инициативы «Один пояс-Один путь», позволит и дальше, но уже намного эффективнее и быстрее развивать многостороннее сотрудничество государств мира в различных областях.

Без сомнений остается тот факт, что в настоящее время инициатива «Один пояс-Один путь» является крупнейшей и единственной платформой такого масштаба и уровня, нацеленной на налаживание международного сотрудничества. Мировое значение и влияние данного проекта очевидны. Несмотря на временную заморозку реализации проектов инициативы в связи с пандемией коронавируса, инициатива уже сумела достичь значительного прогресса в реализации своих целей и помощи в этом другим, менее развитым странам, путем приложения не малых совместных усилий и использования новаторских моделей регионального сотрудничества.

Проблемы и сложности в реализации инициативы «Один пояс - один путь».

Глобальный проект Китая «Один пояс-Один путь», несмотря на широкое признание, общее взаимодействие стран и уже заметные позитивные результаты, все же не обходится без некоторых проблем и рисков при реализации своих проектов, с которыми придется либо бороться, либо смириться.

В данной статье будут рассматриваться существующие проблемы и сложности в осуществлении проектов в рамках пояса и пути, преимущественно в Центрально-азиатском регионе. Так как большинство имеющихся маршрутов пояса и пути, а если быть точнее четыре из шести, проходят через территории всех государств Центральной Азии. Выбор Китая, перевозить товары и

1 Sam Bhutia. Turkmenistan is suffering an economic crisis of its own making. 6.09.2019 [Электронный ресурс] Eurasianet. Режим доступа: URL:

осуществлять деятельность инициативы преимущественно по этим маршрутам, которые требуют пересечения границ и таможенного контроля всех государств региона, что соответственно увеличивает стоимость и длительности доставки, обусловлен наиболее удобным

географическим положением. А также Пекин осознает и успешно пользуется тем фактом, что государства ЦА являются слабыми, как в политическом, так и в экономическом плане, что позволит беспрепятственно

осуществлять задуманные проекты, без противоречий сильных лидеров, которых стоило бы прислушиваться. Другим не менее важным фактором, является относительная безопасность региона по сравнению с соседним Ближним Востоком, через который осуществлять транзитные перевозки товаров было бы дешевле.

Переходя непосредственно к сложностям реализации, следует начать с первой и самой значимой проблемы, которая кроется в экономической области инициативы. Так как с растущим напряжением между Китаем и другими глобальными державами, например как США и их разрастающаяся торговая война, уменьшается возможность огромных денежных вливаний в проект пояса и пути, а так как Китай является основным его инвестором, это значительно сказывается на инвестициях в запланированные проектов, что в свою очередь затормаживает их реализацию.

Также значительные риски для инициативы в области экономики, несут и сами ее участницы- страны Центральной Азии, а точнее их довольно слабые национальные экономики. Надежным в этом плане всегда был и остается лишь Казахстан. Остальные же страны, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан отличаются довольно высокими

государственными долгами, периодической инфляцией, дефицитом платежного баланса, а также высокой коррумпированностью1. В Республиках Узбекистан и Кыргызстан, внешний долг и вовсе превышает половину государственного ВВП. Таким образом,

https://eurasianet.org/turkmenistan-is-suffering-an-economic-crisis-of-its-own-making (Дата обращения: 26.03.21)

почти все государства Центральной Азии, кроме Казахстана, находятся в нескольких шагах от губительного для них экономического кризиса, что в свою очередь порождает максимальное увеличение безработицы. Все это в купе делают инвестиции ОПОП в страны Центральной Азии довольно рискованными и малорентабельными, в то время как государства Центральной Азии считают Китай своим главным инвестором и чрезвычайно в нем нуждаются1. Экспортно-импортный банк Китая является основным кредитором стран региона, так практически половина всех внешних долгов Кыргызстана и Таджикистана приходится именно на него. Такая высокая неплатежеспособность, главного инфраструктурного объекта инициативы ОПОП, может принести ей значительный вред, дополнительно к тенденции, итак, замедляющегося экономического развития Китая.

Отдельно следует упомянуть и высокий уровень коррупции в странах Центральной Азии. Так, три из пяти стран региона, занимают лидирующие позиции в мировых рейтингах коррумпированности2. Это подтверждают факты воровства

высокопоставленными лицами выделенных средств на реализацию проектов ОПОП. В качестве примера может послужить модернизация ТЭЦ города Бишкек в Кыргызстане, на которую ЭКСИМ банком было выделено 386 млн долл., в рамках инициативы ОПОП. В последствии оказалось, что значительная часть этих средств не была использована по назначению, а ушла в руки чиновников, что в последствии привело к масштабной аварии на ТЭЦ, оставившей практически весь город без тепла и горячей воды на неделю3. Схожие

1 Maria Levina. Can Central Asia countries pay their external debts? 17.03.2019. [Электронный ресурс] The Times of Central Asia. (Режим доступа): https://www.timesca.com/index.php/news/26-opinion-head/20949-can-central-asia-countries-pay-their-external-debts (Дата обращения 02.04.2021)

2 Рейтинг стран мира по уровню восприятия

коррупции. [Электронный ресурс] Гуманитарный портал. Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index (Дата обращения 18.03.21)

факты, в различных масштабах, устанавливаются повсеместно при реализации проектов пояса и пути на постсоветском пространстве.

Китай, в качестве предводителя инициативы ОПОП, старается принимать некоторые меры в борьбе с коррупцией. Одним из методов борьбы стало создание Национальной Надзорной Комиссии, задачами которой являются: повсеместная борьба с коррупцией и тщательным аудитом всех, выданных в рамках ОПОП, средств и кредитов. Что делает необходимым для всех стран-получателей денежных средств от Китая, производить постоянный отчет о каждом потраченном юане [Гасанов 2020]. Также происходили многочисленные намеки китайских послов в странах Центральной Азии по поводу того, что полученные кредиты необходимо отдавать вовремя. Все это, говорит о том, что высокая коррумпированность стран, несет значительные риски для эффективной реализации инициативы ОПОП.

Кроме экономических проблем в реализации инициативы в Центрально-азиатском регионе, к ним можно добавить и некоторые политические сложности, которые заключаются сразу в нескольких факторах:

1. Общая и нестабильная граница одного из государств Центральной Азии, Туркменистана с Афганистаном, которая грозит подрывом в сфере безопасности не только всего региона, но и самого Китая. Усложняет данную проблему еще и недавно переместившаяся в Афганистан террористическая группировка ИГИЛ.

2. Нестабильность внутреннего состояния самих государств. Например, периодически повторяющиеся

3 «Верховный суд отказал в пересмотре дела о коррупции при модернизации ТЭЦ Бишкека по вновь открывшимся обстоятельствам.» [Электронный ресурс] Радио Азаттык, (Режим доступа): https ://rus.azattyk. org/a/verhovnyy-sud-otkazal-v-peresmotre-dela-o-korruptsii-pri-modernizatsii-tets-bishkeka-po-vnov-otkryvshimsya-obstoyatelstvam/31129774.html (Дата обращения 5.04.21)

государственные перевороты и митинги в Кыргызской Республике, которые влекут за собой смену правительства, а значит и налаживание всех контактов и соглашений заново. А также отсутствие стабильных, а самое главное демократических институтов и слабость имеющихся режимов в других государствах, в связи с несменяемостью государственной власти. Что говорит о некой противоположности проблематики в регионе.

3. Нарастающее недовольство местного населения государств ЦА, в увеличении китайского присутствия в государствах и значительном количестве китайских рабочих, которые занимают рабочие места местных жителей. А также возможное влияние такого глобального инвестора как Китай на суверенитет страны и контроль над ее природными ресурсами. Небольшие антикитайские митинги уже прошли в Казахстане, в городе Алматы на фоне сообщений о том, что правительство готовится продать сельскохозяйственные земли китайским компаниям. Доля нефтегазового сектора, принадлежащего китайским компаниям, — это область особых споров в государствах региона. По сравнению со своими центрально-азиатскими соседями, Казахстан был относительно открыт для иностранных инвестиций. Однако, если масштабы народного протеста возрастут, власти могут принять более националистическую повестку дня, чтобы отвлечь народный гнев. Для решения данной проблемы, иностранные фирмы, преимущественно китайские, должны принимать меры, где это возможно, чтобы предать гласности вклад, который они вносят в местную и национальную экономику, а также рассмотреть вопрос о найме казахстанских граждан на предприятия1.

4. Наличие множества этнических и приграничных конфликтов между государствами и народами. В их число входят периодические конфликты между узбеками и кыргызами в Кыргызстане, а

1 «Prospects and challenges on China's 'one belt, one road': a risk assessment report» [Электронный ресурс] The Economist Intelligence Unit Limited 2015.(Режим доступа):

также территориальные споры последнего с Республикой Таджикистан, из-за до сих пор не законченной делимитации общей границы. Из-за значительных проблем Таджикистана с соседями Китай даже ограничил действие инициативы в этом государстве, путем обхождения его территорий в своих транспортных путях. В этом аспекте, даже наиболее стабильный Казахстан, не может обойтись без заминок. Так, в начале 2020 г. произошло столкновение между двумя народами, проживающими на одной территории, казахами и дунганами [Гасанов 2020]. Что позволяет делать вывод о высоких рисках конфликтности и напряженности региона, в свою очередь несущие сложности в реализации проектов ОПОП.

Еще одним аспектом, значительно влияющим на дружественную ситуацию в регионе, являются конфликты по поводу водных ресурсов Центральной Азии. Несмотря на значительные запасы воды в регионе, страны не могут договориться о своевременном и правильном их использовании. Так, Кыргызстан и Таджикистан, государства находящиеся в верховьях двух основных рек Амударьи и Сырдарьи, сбрасываю воду из водохранилищ и ГЭС в зимнее время года, так как используют ее для обеспечения городов теплом, в то время как страны низовья, Казахстан и Узбекистан, нуждаются в данном сбросе воды именно в летнее время года, для орошения своих полей. По сей день государства не могут договориться в решении данного вопроса, как и создать общий свод правил эффективного водопользования.

Таким образом, некая слабость государств Центральной Азии, на первый взгляд кажущаяся огромным

преимуществом, на практике показывает и множество недостатков. Существующие экономические и политические проблемы в регионе, могут таить значительные сложности, прямо или косвенно влияющие на реализацию инициативы «Один пояс-

https://static1.squarespace.com/static/529fcf02e4b0aa09f 5b7ff67/t/554c49cee4b06fc215162cb4/1431062990726/ One+Belt%2C+One+Road.pdf (Дата обращения 06.02.21)

Один путь». В действительности существует оправданный риск несостоятельности центрально-азиатских экономик и вероятные сложности в плане выплаты долгов, в то время, как и сам Китай испытывает финансовые трудности на фоне торговой войны с США1. Поэтому Китаю следует тщательно продумывать и контролировать каждое движение в направлении дальнейшего развития сотрудничества с данным регионом.

Также необходимо затронуть общие проблемы возникающие при реализации инициативы ОПОП, не фокусируясь на конкретных регионах. Такие проблемы, касающиеся всех стран-участниц ОПОП и самого Китая, в частности, конечно же имеют место быть. Проекты такого масштаба и с таким огромным количеством участников не могут проходить совершенно гладко. К таким общим проблем относятся:

• Не имение четкого стратегического документа, содержащего конкретные планы и необходимые действия по реализации инициативы и регулирующего обязанности стран участниц, а также регламентирующего правила отбора или отсева того или иного проекта.

• Стремительное расширение географических рамок инициативы, приводит к значительным сложностям для Китая в плане осуществления и финансирования такого огромного количества проектов практически на всех континентах мира.

• Увеличивающиеся опасения стран-участниц, на чьих территориях осуществляются инфраструктурные проекты, по поводу желания Китая иметь некую долю владения в данных проектах, что в последствии может привести эти страны к значительным долгам перед Китаем. Такие опасения значительно затормаживают реализацию проектов, а соответственно и поступление инвестиций.

• Слишком долговременное осуществление проектов, также приносит свои сложности, в виде рисков в непредсказуемо меняющейся мировой и экономической обстановке. Также такие проекты, как правило, требуют достаточно продолжительного времени на свою окупаемость.

• Страны Европейского Союза активно приветствуют китайское финансирование в ключевых отраслях, но в последнее время все чаще возникают вопросы относительно способности китайских компаний соответствовать европейским трудовым и экологическим стандартам. Точно так же европейские лидеры все больше опасаются, что налаживание торговых связей с Китаем может углубить торговый дисбаланс, который и без того сильно перекосился в Европе2.

Помимо всего этого, проблемы приносящие сложности в реализации инициативы ОПОП, существуют и внутри самого Китая. Так как Китай производит значительные инвестиции и кредитование большинства стран с не высокими доходами, значит и получение прибыли от такого сотрудничества тоже будет медленным. В связи с этим, китайские граждане начинают сомневаться и задаются вопросом, кто оплачивает все эти расходы, и если Китай субсидирует проекты развития в этих странах, почему правительство не делает этого в Китае. Высокий экономический бум Китая в конце 1980-х - начале 2000-х гг. привел к огромному неравенству, и многие провинции все еще живут за чертой бедности. Социальные волнения и протесты во внутреннем Китае участились, и их недовольство будет усугубляться, если китайцы не увидят, что они действительно

1 Laura Zhou. «Chinese private investment in belt and road projects may be losing steam». [Электронный ресурс]

South China Morning Post. 15.11.2018 (Режим доступа): https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/21 73467/chinese-private-investment-belt-and-road-projects-may-be-losing. (Дата обращения 10.03.2021)

2 Fang Jin «The Belt and Road Initiative: Progress, Problems and Prospects». [Электронный ресурс] Center for strategic and international studies. (Режим доступа): https://www.csis.org/beh-and-road-initiative-progress-problems-and-prospects (Дата обращения 19.03.2021)

получают выгоду от зарубежных проектов, осуществляемых в рамках ОПОП1.

Но наиболее сложной проблемой для Пекина, в настоящее время, является, правильно донести свои намерения и свое видение "Пояса и пути", поскольку возрастают опасения других региональных и глобальных держав, таких как Россия, Индия, Япония и США, по поводу возможного посягательства «Пояса и Пути» на их сферы влияния, стимулирующее конкуренцию, а не сотрудничество. А создание Азиатского банка

инфраструктурных инвестиций, увеличило беспокойство по поводу стремления Китая изменить глобальные правила и нормы и стать региональной и глобальной державой2.

Таким образом, можно прийти к выводу, что несмотря на значительные успехи в реализации инициативы, Китай имеет и значительные сложности, и риски при ее реализации практически со всех сторон, как со стороны основных участников, глобальных держав и партнеров так и внутри самого Китая. Что делает необходимым для Китая некий пересмотр и четкая стандартизация своей деятельности для решения хотя бы некоторых основных проблем для продолжения успешной реализации инициативы «Один пояс-Один путь».

В данной статье, были рассмотрены преимущества государств Центральной Азии, получаемые от участия в инициативе ОПОП, первые результаты ее деятельности, а также некоторые проблемы и сложности при ее реализации.

Говоря о преимуществах, следует отметить, что несмотря на направленность Китая в приобретении своих собственных выгод, реализация проектов выгодных для Китая, так или иначе приносит выгоды и развивающимся странам Центральной Азии. Так как КНР реализует свои проекты в ЦА в таких много затратных отраслях как энергетика, добывающая сфера и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Qingzhen Chen «Three domestic challenges of China's One Belt, One Road initiative». [Электронный ресурс]

Global Risk Insights.19.07.17 (Режим доступа): https://globalriskinsights.com/2017/06/three-domestic-challenges-chinas-one-belt-one-road-initiative/ (Дата обращения: 12.02.21)

инфраструктура, на которые у самих государств региона не всегда хватает государственного бюджета. В связи с этим, основные преимущества, получаемые государствами ЦА от инициативы пояса и пути, заключаются преимущественно в налаживании энергосистемы, строительстве дамб, ГЭС, ЛЭП, ресурсодобывающих компаний и конечно же инфраструктурных объектов и дорог, что в свою очередь ведет и к улучшению национальных экономик государств, увеличению числа рабочих мест и в целом улучшению условий жизни.

Основные результаты деятельности инициативы, также заключаются в завершении строительства многих инфраструктурных объектов, что делает более доступным движение товаров и людей между многочисленными государствами-участниками инициативы. Также следует отметить, открытие и строительство многочисленных зон свободной торговли, транспортных коридоров, газовых трубопроводов и так далее, что действительно оказывает положительное влияние на развитие всех участников инициативы пояса и пути.

Однако, при всем масштабе и первых успехах в деятельности инициативы, не обходится и без проблем, и без некоторой критики. Основными проблемами были выделены следующие аспекты:

1. Не бесконечные финансовые возможности Китая. КНР и ее финансовые институт не всегда смогут выделять многомиллионные суммы на реализацию проектов ОПОП самостоятельно.

2. Слабость национальных экономик некоторых государств-участников, Центральной Азии в том числе. Также высокий уровень коррумпированности, что ставит под угрозу успешную реализацию проектов и возможность своевременной выплаты долгов.

3. Угрозы безопасности и нестабильность государств Центральной

2 Michal Meidan, Luke Patey «China's new global investment strategy the challenges facing china's belt and road initiative». [Электронный ресурс] Danish institute for international studies. (Режим доступа): https ://www.files.ethz. ch/isn/196030/PB_Belt_and_Road _WEB.pdf (Дата обращения: 26.03.21)

Азии. В этом контексте имеются в виду государственные перевороты, этнические и приграничные конфликты, способные нести угрозу и другим участникам ОПОП.

4. Несоответствие китайских проектов мировым экологическим требованиям. Эта проблема наиболее ярко выражена в Европейских странах.

5. Растущее недовольство местного населения государств, от постоянного и увеличивающегося присутствия Китая и китайских рабочих.

6. Существующая критика со стороны не участвующих в инициативе акторов, по поводу вероятности попадания участниками в так называемые «долговые ловушки» Китая. Однако на данный момент отсутствуют какие-либо факты, подтверждающие данную критику, со стороны самих участников инициативы.

Но несмотря на все перечисленные проблемы и критику - инициатива по праву является одним из самых крупных и выгодных проектов, как для Китая, так и для остальных участниц и уже сейчас оказывает огромную помощь многим развивающимся государствам в плане улучшения и развития инфраструктуры, преодоления зависимости от кредитований и выхода на новые мировые рынки [Rolland 2017: 208].

При возможности и дальнейшего развития и реализации проектов инициативы ОПОП, данный мега проект может стать одним из основных участников формирования и изменения международных отношений и мирового порядка в целом, приоритетом которых станет сотрудничество и получении выгод всеми участниками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

BRI in Central Asia: Overview of Chinese Projects. Central Asia Regional Data Review, 20 (2019) 1-5.

Rolland N. China's Eurasian Century? Political and Strategic Implications of the Belt and Road Initiative. Washington: The National Bureau of Asian Research; 2017. 208 p.

Мартыненко С.Е., Пархитько Н.П. Российско-китайское сотрудничество в Центральной Азии в контексте инициативы «Один пояс, один путь». История и экономические перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019. Т. 18. № 4. С. 845.

Виноградов А. О. Новый тип отношений и новый Шелковый путь. К вопросу о внешнеполитических инновациях Китая // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2015. Т. 20. № 20.

Курылев К.П., Мартыненко Е.В. Российско-китайское экономическое сотрудничество в контексте проекта "один пояс, один путь". Фактор ЕАЭС и ШОС // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2019. Т. 9. № 11 (56). С. 1937-1948.

Курылев К.П., Серикбаева А.Г. Дипломатия великого шелкового пути: Казахстан - Япония // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2018. Т. 8. № 1 (40). С. 132-140.

Курылев К.П., Станис Д.В., Ин В. Экономический пояс Шелкового пути как геоэкономический проект КНР // Диалог: политика, право, экономика. 2016. № 3. С. 83-92.

Макаров И.А. Соколова А. К. Сопряжение евразийской интеграции и Экономического пояса Шелкового пути: возможности для России // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. №2.

Лексютина Я.В. «Оценка первых результатов Российско-Китайского сотрудничества в русле реализации китайской инициативы «Пояс И Путь». National Interests: Priorities and Security, 2018, vol. 14, iss. 7, pp. 1333-1347.

Гасанов К.Н. оглы «Проблемы обеспечения безопасности маршрута «нового шелкового пути» через центральноазиатский регион». Постсоветские исследования. Т.3. № 2 (2020).

References

Vinogradov A.O. Novyj tip otnoshenij i novyj Shelkovyj put'. K voprosu o vneshnepoliticheskih innovacijah Kitaja // Kitaj v mirovoj i regional'noj politike. Istorija i sovremennost'. 2015. T. 20. № 20

Gasanov K.N. ogly Problemy obespechenija bezopasnosti marshruta «novogo shelkovogo puti» cherez central'noaziatskij region. Postsovetskie issledovanija. T.3. № 2 (2020).

Kurylev K.P., Martynenko E.V. Rossijsko-kitajskoe ekonomicheskoe sotrudnichestvo v kontekste proekta "odin poyas, odin put'". Faktor EAES i SHOS // Voprosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij. 2019. T. 9. № 11 (56). S. 1937-1948.

Kurylev K.P., Serikbaeva A.G. Diplomatiya velikogo shelkovogo puti: Kazahstan - YAponiya // Voprosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij. 2018. T. 8. № 1 (40). S. 132-140.

Kurylev K.P., Stanis D.V., In V. Ekonomicheskij poyas SHelkovogo puti kak geoekonomicheskij proekt KNR // Dialog: politika, pravo, ekonomika. 2016. № 3. S. 83-92.

Leksjutina. Ja.V. «Ocenka pervyh rezul'tatov Rossijsko-Kitajskogo sotrudnichestva v rusle realizacii kitajskoj iniciativy «Pojas I Put'»». National Interests: Priorities and Security, 2018, vol. 14, iss. 7, pp. 1333-1347.

Makarov I.A. Sokolova A.K. Soprjazhenie evrazijskoj integracii i Jekonomicheskogo pojasa Shelkovogo puti: vozmozhnosti dlja Rossii // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, novaja jekonomika. 2016. T. 11. №2.

Martynenko S.E., Parkhitko N.P. Russian-Chinese cooperation in Central Asia in the context of 'Belt and Road Initiative:' Historical retrospective and economic prospects. RUDN Journal of Russian History 18, no. 4 (November 2019): 845-864.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Абубакирова Диана Бакытжановна, Diana B. Abubakirova, Master of магистр в области международных International Relations of the RUDN University отношений РУДН (abubakirovaa.di@gmail.com)

(abubakirovaa.di@gmail.com)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.