УДК 339.97
Чжан Цзинтао аспирант 2 курса кафедра русского языка Московский Педагогический Государственный университет
Россия, Москва
ЗНАЧЕНИЕ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ОТКРЫТОГО
ТИПА
Аннотация. В предлагаемой статье аргументированно обосновывается важность и целесообразность всемирно известной инициативы «Один пояс, один путь» в деле стимулирования экономического процветания стран-участниц этого мегапроекта, в выработке новейших механизмов регионального экономического партнерства. Автор приводит краткую историю формирования данной модели взаимодействия государств и представляет компетентную характеристику основным её составляющим частям и проектам.
Ключевые слова: мировая экономика, «один пояс, один путь», стратегия стимулирования, глобализация, проект.
Zhang Jintao 2nd year post-graduate student Department of Russian language Moscow state Pedagogical University
Russia, Moscow
THE VALUE OF THE «ONE BELT, ONE WAY» INITIATIVE IN THE FORMATION OF THE WORLD ECONOMY OF THE OPEN
TYPE
Abstract. The proposed article substantiates the importance and expediency of the world-famous «One Belt, One Road» initiative in stimulating the economic prosperity of the countries participating in this megaproject, in developing the latest mechanisms for regional economic partnership. The author gives a brief history of the formation of this model of interaction between states and presents a competent description of its main constituent parts and projects.
Key words: the world economy, «one belt, one road», incentive strategy, globalization, the project.
При написании статьи автор преследует цель проследить путь создания и рассмотреть современное развитие масштабного известного
сегодня всему мировому бизнесу проекта «Один пояс, один путь», инициируемого Китайской Народной Республикой и направленного на формирование новой экономики открытого типа с максимальным вовлечением как великих, так и малых государств.
Проект «Один пояс, один путь» (далее по тексту ОПОП) на сегодняшний день не имеет возможности «похвастаться» обширной биографией в отличие от масштабов охвата стран-участников проекта и многообразия его деятельности.
Председатель КНР Си Цзыньпин обнародовал инициативу Нового сухопутного и морского шелкового пути в конце 2013 года. С самого своего начала китайская идея позиционируется в качестве своеобразной панацеи по решению местных и глобальных проблем в области международных экономических отношений.
Фундаментом инициативы Нового шелкового пути - «Один пояс, один путь» (далее по тексту - ОПОП) является идея развития курса на открытость внешнему миру в рамках стратегии «идти во вне», реализуемой КНР с начала 2000-х гг.
Сочетание усиления внутренней открытости китайской стороны внешнему миру с расширением и стимулированием внешней открытости, т.е. товарной, инвестиционной, финансовой, технологической и, самое главное, идеологической экспансии, отражает внутреннее содержание инициативы «Один пояс, один путь»104.
Результативно используя процесс экономической глобализации в 80-е годы ХХ - начале XXI в., Китай весьма быстро достиг мирового лидерства по ряду позиций. Уже в 2010-2012 годы страна начинает самостоятельно применять инструментарии глобализации, решительно отбросив бывшую свою роль объекта, преобразившись в активный субъект обозначенного процесса. Следуя политике «идти «во вне»», КНР начинает глобальную экспансию. Практическим воплощением и идеологическим обеспечением этой политики становится выдвижение инициативы ОПОП, направленной на решение нарастающих внутренних проблем Китайской Республики при помощи внешней экспансии. Формулируя идею «Одного пояса, одного пути», КНР фактически смело подаёт заявку мировому сообществу не только на своё товарно-инвестиционное и технологическое лидерство, но и на идеологическое всемирное доминирование, пропагандируя доктрину новой глобализации - «справедливой», «инклюзивной» концепции глобального управления105, в отличие от эгоистичной западной модели глобализации.
104Лю Ижу, Авдокушин Е.Ф. Проект «Один пояс, один путь» 2.0 - стратегия стимулирования глобальной экспансии Китая. // Мир новой экономики. 2019 - №13(1) - С. 68.
105 Лю Ижу, Авдокушин Е.Ф. Проект «Один пояс, один путь» 2.0 - стратегия стимулирования глобальной экспансии Китая. // Мир новой экономики. 2019 - №13(1) - С. 68.
Выдвижение инициативы «ОПОП» было, на наш взгляд, закономерно обусловлено рядом объективных внешних и внутренних факторов, к которым следует отнести:
- вступление мировой экономики в 2008-2009 годах в посткризисный период, именуемый периодом «новой нормальности», причём теория и практика этой «нормальности» в Китае получила собственную интерпретацию. Китайская трактовка этого периода «постспада» содержит общий оптимистический заряд, означающий, что переход к новой модели, по мере ее успешной реализации, выведет экономику Китая на траекторию устойчивого развития с достаточно высокими темпами роста. И заметную роль в этом процессе должна сыграть практическая реализация инициативы «Новый Шелковый Путь» как части новой модели развития Китая;
- решая задачу по переходу на новую модель развития, руководство КНР хорошо понимало, что этот переход не будет быстрым, стране потребуется достаточно времени на перестройку и налаживание новых механизмов. По этой причине оно не имело намерения отказываться от положения «мировой фабрики», ведущего мирового экспортера товаров и, соответственно, разворачивающейся экспансии китайского капитала на мировых рынках, укрепления положения национальных Транснациональных корпораций за рубежом, чисто которых константно возрастает;
- идея ОПОП включала не сокращение, а напротив - всемерное наращивание внешней товарной экспансии как средства получения валютных ресурсов, обеспечения занятости, поддержания темпов экономического роста государства;
- в стране был накоплен целый ряд излишних производственных мощностей, не дававших необходимой эффективности, тормозивших структурную перестройку национальной экономики, а также экологоемких отраслей промышленности. Проект «ОПОП» открывал путь перевода этих отраслей в те страны, где еще не до конца завершился процесс первичной индустриализации. Имеются в виду страны Центральной Азии по маршруту экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). В КНР в этой связи получила признание идея известного китайского экономиста, высказанная им в 2009 году, о реализации «плана Маршалла» с китайской спецификой. Линь Инфу на основе накопленных валютных и производственных резервов предложил предоставление внешнего финансирования в целях сокращения внутренних избыточных мощностей путем их размещения за рубежом, поддержки выходу китайских компаний за рубеж, содействие интернационализации юаня;
- курс КНР на скорейшую реализацию инициативы «ОПОП» объяснялся необходимостью ликвидации отсталости и соответствующих дисбалансов развития западных и восточных районов страны. Известно, что проект включает в себя крупномасштабное освоение западных районов
КНР, что предоставляет шанс 12 провинциям Северо-Восточного Китая ускорить модернизацию своего «ржавого пояса», т.е. промышленности, созданной ещё в 50-е годы прошлого столетия с помощью Советского Союза;
- проблема значительного спада ранее высоких темпов экономического роста Китая настоятельно требовала новых подходов к ее решению, опора на апробированные инструменты себя уже не оправдывала. Инициатива «Один пояс, один путь» рисовала конкретные планы и давала азиатской стране реальные надежды вырваться из ловушки «издыхающих» темпов и не попасть в «ловушку среднего дохода».
Как видим, даже не зная страны - инициатора масштабного мирового проекта «Один пояс, один путь», можно со 100-процентной уверенностью предполагать, что зачинателем мог стать исключительно Китай, будучи в курсе его проблем с перенаселением и перенасыщенностью производственных мощностей. А также зная бесконечную трудоспособность, инициативность, высокую обучаемость, настойчивость и «послушность» китайского народа.
Можно вполне обоснованно констатировать, что выдвижение и реализация инициативы «Экономический Пояс Шёлкового Пути» - на региональном уровне и «Одного Пояса, Одного Пути» - на глобальном уровне стали главным и мощным инструментом разрешения основного противоречия развития современного Китая. Противоречия между падающими темпами экономического роста и необходимостью обязательной реализации генеральной цели текущего периода - увеличение в 4 раза ВВП к 2020 году и достижение среднего уровня зажиточности китайского населения (эпохи «малого благоденствия» - «сяокан»).
Всем нам хорошо известно, что COVID-19 внёс свои коррективы в деятельность игроков на мировой экономической арене, тем не менее, участники «ОПОП» не уверены, что совместная реализация «Одного пояса и одного пути» отвечает историческим веяниям экономической глобализации и требованиям к реформированию системы глобального управления. Она санкционирует создание лучших условий жизни для народов всех стран106.
Согласно мнению большинства аналитиков, реализация мегапроекта «Один пояс и один путь» активно стимулирует развитие мировой экономики и оптимизирует глобальное управление, закладывая при этом фундамент для реализации совместного развития, раскручивания и
107
процветания107.
106 «Один пояс и один путь» открыл новую страницу в истории создания мировой экономики открытого типа. // Российская газета 28.04.2019. URL: https://rg.ru/2019/04/28/odin-poias-i-odin-put-otkryl-novuiu-stranicuhtml.
107 Там же.
Сегодня, несмотря на медленно утекающую пандемию, мировая общественность может уверенно констатировать следующие весьма значимые результаты инициативы «Один пояс и один путь»:
- создание 25 декабря 2015 года Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), главные задачи которого: стимулирование процесса экономической глобализации в Азии, поддержка строительства инфраструктуры, а также укрепление сотрудничества Китая с другими странами Азии;
- создание 22 мая 2015 года в соответствии с духом Шелкового пути Университетского Альянса нового Шелкового пути - неправительственной и некоммерческой организации, деятельность которой направленна на обеспечение открытости и международного сотрудничества в области высшего образования (сегодня сюда вошли около 130 университетов из 31 страны);
- 17 октября 2015 года создание Туристического Союза городов (первоначально - исключительно китайских, позже присоединилось 8 итальянских городов);
- в конце мая 2017 года была сдана в эксплуатацию совместно построенная железная дорога Момбаса-Найроби - весьма важная магистраль для развития Кении.
По состоянию на конец апреля прошлого года, Китайская Народная Республика успешно подписала соглашения о сотрудничестве в рамках инициативы «Один пояс и один путь» со 126 странами и 29 международными организациями. Многие экономисты и политики связывают проект «ОПОП» исключительно с намерениями Китая решить свои внутренние проблемы и противоречия, тем не менее, нельзя умалять бесспорную значимость данной инициативы для стимулирования эффективного развития мировых экономических процессов.
Использованные источники:
1. Авдокушин Е.Ф. Тигр прыгнул, дракон взлетел - проект «Один пояс -один путь» // Вопросы новой экономики. - 2015.- С. 4-15.
2. Лукин А. Сокрытие возможностей или триумфальное шествие? // Независимая газета 11.2018. URL: https://www.ng.ru/ideas/2018-11.
3. Лю Ижу, Авдокушин Е.Ф. Проект «Один пояс, один путь» 2.0 - стратегия стимулирования глобальной экспансии Китая. // Мир новой экономики. 2019 - №13(1) - С. 67-76.
4. Михеев В., Швыдко В., Луконин С. «Китай — Россия: Когда эмоции уместны?» // Мировая экономика и международные отношения. № 2. 2015, - С. 5-13.
5. Новый Шелковый путь: почему Россия остается на обочине. URL: https: //www. gazeta. ru/business/2019/09/26/12684103. shtml.
6. «Один пояс и один путь» открыл новую страницу в истории создания мировой экономики открытого типа. // Российская газета 28.04.2019. URL: https://rg.ru/2019/04/28/odin-poias-i-odin-put-otkryl-novuiu-stranicu.html.
7. Панкратенко И. Бишкек задолжал Пекину. // Независимая газета. 09.04.2018. URL: https://www.ng.ru/dipkurer/2018-04-09/11 7207 bishkek.html.
8. Речь Си Цзиньпина на Пекинском форуме «Один пояс, один путь», май 2017 г. URL: https://inosmi.ru/politic/20170519/239391693.html.
9. Сазонов С. Л. Россия и Китай в Евразийском транспортном коридоре / С. Л. Сазонов // Азия и Африка сегодня. - 2014. - № 8. - С. 12-18.