Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»'

ЦИФРОВОЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2683
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ / КИТАЙ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соломатина А. Р.

В статье рассматривается проблема проекта «Цифрового Шелкового пути». КНР начинает превращаться в настоящую инновационную державу и обладает значительными экономическими, военными и технологическими возможностями, которые увеличивают её национальную мощь. В современном мире цифровая экономика является не только катализатором экономического роста, но и гарантом его качества. «Она преобразует и модернизирует реальные секторы экономики, способствует развитию предпринимательства и инноваций». Китай, осознавая современные реалии, считает развитие своей цифровой экономики неотъемлемым компонентом китайской стратегии по обеспечению будущего процветания и достижения «китайской мечты». Поскольку цифровая экономика Китая становится важнейшим фактором будущего роста, активное использование современных технологий, включая большие данные, спутниковую навигацию, искусственный интеллект и квантовые вычисления, позволит ему процветать в ходе нынешней четвертой промышленной революции. Китайская экосистема цифровой экономики быстро развивается: она опередила остальной мир благодаря быстрому переходу на электронные платежи и стала крупнейшим в мире рынком электронной коммерции. В этой связи, появилась необходимость цифровизации масштабного проекта КНР «Один пояс - Один путь». Поэтому следуя современным тенденциям цифровизации экономики и общества, в рамках ОПОП выдвигается проект «Цифрового Шёлкового пути». Проект нацелен на развитие электронной торговли вдоль ОПОП, а также предполагает внедрение на маршруты Нового Шёлкового пути новейших технологий, таких как интернет, технологии больших данных, спутниковая навигация, облачные вычисления и искусственный интеллект. Реализация проекта «Цифрового Шёлкового пути» будет способствовать достижению крепкой взаимосвязи между странами ОПОП и поможет Китаю усилить свое геополитическое влияние. Тем самым, проект ЦШП призван содействовать развитию и реализации китайской инициативы «Пояса и Пути», а значит и достижению «китайкой мечты» в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL SILK ROAD AS A COMPONENT OF THE «BELT AND ROAD INITIATIVE»

The article deals with the problem of the "Digital Silk Road" project. The PRC is beginning to develop into a true innovative power and has significant economic, military and technological capabilities that increase its national power. In the modern world, the digital economy is not only a catalyst for economic growth, but also a guarantee of its quality. "It transforms and modernizes the real sectors of the economy, promotes entrepreneurship and innovation." China, aware of the current realities, considers the development of its digital economy an integral component of the Chinese strategy to ensure future prosperity and achieve the "Chinese dream". As China's digital economy becomes a critical driver of future growth, the active use of modern technologies, including big data, satellite navigation, artificial intelligence, and quantum computing, will enable it to thrive during the current fourth industrial revolution. China's digital economy ecosystem is growing rapidly: it has outperformed the rest of the world with its rapid transition to electronic payments and has become the world's largest e-commerce market. In this regard, there is a need to digitalize the large-scale project of the People's Republic of China "Belt and Road initiative". Therefore, following the current trends of digitalization of the economy and society, the project "Digital Silk Road» is being put forward within the framework of the BRI. The project is aimed at developing e-commerce along the BRI, and involves the introduction of the latest technologies, such as the Internet, big data technologies, satellite navigation, cloud computing and artificial intelligence, on the routes of the New Silk Road. The implementation of the Digital Silk Road project will contribute to the achievement of a strong relationship between the countries of the BRI and will help China to strengthen its geopolitical influence. Thus, the CSC project is designed to promote the development and implementation of the Chinese Belt and Road Initiative, and thus the achievement of the" Chinese dream" as a whole.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»»

Научная статья / Research article

Цифровой шёлковый путь, как составляющая инициативы «Один пояс - Один путь»

А. Р. Соломатина

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается проблема проекта «Цифрового Шелкового пути». КНР начинает превращаться в настоящую инновационную державу и обладает значительными экономическими, военными и технологическими возможностями, которые увеличивают её национальную мощь. В современном мире цифровая экономика является не только катализатором экономического роста, но и гарантом его качества. «Она преобразует и модернизирует реальные секторы экономики, способствует развитию предпринимательства и инноваций». Китай, осознавая современные реалии, считает развитие своей цифровой экономики неотъемлемым компонентом китайской стратегии по обеспечению будущего процветания и достижения «китайской мечты». Поскольку цифровая экономика Китая становится важнейшим фактором будущего роста, активное использование современных технологий, включая большие данные, спутниковую навигацию, искусственный интеллект и квантовые вычисления, позволит ему процветать в ходе нынешней четвертой промышленной революции. Китайская экосистема цифровой экономики быстро развивается: она опередила остальной мир благодаря быстрому переходу на электронные платежи и стала крупнейшим в мире рынком электронной коммерции. В этой связи, появилась необходимость цифровизации масштабного проекта КНР «Один пояс - Один путь». Поэтому следуя современным тенденциям цифровизации экономики и общества, в рамках ОПОП выдвигается проект «Цифрового Шёлкового пути». Проект нацелен на развитие электронной торговли вдоль ОПОП, а также предполагает внедрение на маршруты Нового Шёлкового пути новейших технологий, таких как интернет, технологии больших данных, спутниковая навигация, облачные вычисления и искусственный интеллект. Реализация проекта «Цифрового Шёлкового пути» будет способствовать достижению крепкой взаимосвязи между странами ОПОП и поможет Китаю усилить свое геополитическое влияние. Тем самым, проект ЦШП призван содействовать развитию и реализации китайской инициативы «Пояса и Пути», а значит и достижению «китайкой мечты» в целом.

Ключевые слова: Цифровой Шелковый путь, Один пояс - Один путь, Китай, цифровизация.

Для цитирования: Соломатина А.Р. Цифровой шёлковый путь, как составляющая инициативы «Один пояс - Один путь». Постсоветские исследования. 2021;4(4):296-307.

Digital Silk Road as a component of the «Belt and Road initiative»

Anastasia R. Solomatina

RUDN University, Moscow, Russia [email protected]

Abstract. The article deals with the problem of the "Digital Silk Road" project. The PRC is beginning to develop into a true innovative power and has significant economic, military and technological capabilities that increase its national power. In the modern world, the digital economy is not only a catalyst for economic growth, but also a guarantee of its quality. "It transforms and modernizes the real sectors of the economy, promotes entrepreneurship and innovation." China, aware of the current realities, considers the development of its digital economy an integral component of the Chinese strategy to ensure future prosperity and achieve the "Chinese dream". As China's

digital economy becomes a critical driver of future growth, the active use of modern technologies, including big data, satellite navigation, artificial intelligence, and quantum computing, will enable it to thrive during the current fourth industrial revolution. China's digital economy ecosystem is growing rapidly: it has outperformed the rest of the world with its rapid transition to electronic payments and has become the world's largest e-commerce market. In this regard, there is a need to digitalize the large-scale project of the People's Republic of China "Belt and Road initiative". Therefore, following the current trends of digitalization of the economy and society, the project "Digital Silk Road» is being put forward within the framework of the BRI. The project is aimed at developing e-commerce along the BRI, and involves the introduction of the latest technologies, such as the Internet, big data technologies, satellite navigation, cloud computing and artificial intelligence, on the routes of the New Silk Road. The implementation of the Digital Silk Road project will contribute to the achievement of a strong relationship between the countries of the BRI and will help China to strengthen its geopolitical influence. Thus, the CSC project is designed to promote the development and implementation of the Chinese Belt and Road Initiative, and thus the achievement of the" Chinese dream" as a whole.

Keywords: Digital Silk Road, Belt and Road initiative, China, digitalization.

For citation: Solomatina A. R. Digital Silk Road as a component of the «Belt and Road initiative» Initiative. Post-Soviet studies. 2021;4(4):296-307.

Содержание и значение проекта Цифрового Шёлкового пути. Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин неоднократно заявлял о своем намерении превратить Китай в «интернет-сверхдержаву» или «кибер-сверхдержаву». Данный термин (N^•®Шwanglu6 qianggu6) впервые прозвучал еще в 2014 г. на первом заседании специально созданной руководящей группы по информатизации и кибербезопасности КНР под руководством председателя Си.

В настоящее время Китай становится мощной технологической сверхдержавой. В условиях замедления темпов

экономического роста Пекин рассматривает подъем цифровой экономики Китая, в качестве ключевого фактора будущего развития, который также поможет укрепить легитимность политического режима в стране. Поскольку Китай проводит стратегию развития, которая сосредоточена на продвижении технологических инноваций, борьба за лидерство в информационных технологиях следующего поколения, особенно в области искусственного интеллекта, также является одним из основных приоритетов проводимой политики. Таким образом, Китай видит кибернетическое и технологическое развитие страны, как важнейший компонент его «всеобъемлющей национальной мощи».

Нельзя не отметить, что такой курс развития играет особенно важную роль в условиях четвертой промышленной революции. В современном мире технологический фактор напрямую влияет на экономическое развитие государства, и таким образом экономическое

превосходство страны зависит от её успехов в технологическом и инновационном развитии. Примерами чего являются три предыдущие промышленные революции.

Так, первая промышленная революция, произошедшая в начале XVIII — середине XIX в., сыграла важную роль в становлении Великобритании как мирового лидера в области промышленности, ключевого игрока «в мировой торговле и колониальной экономике» [Хейфец 2020]. Вторая промышленная революция, которая произошла в период с 1870 г. по 1904 г., позволила Соединенным Штатам Америки занять позиции лидера, благодаря активному внедрению различных инновационных технологий и переходу к массовому производству. В свою очередь, третья промышленная революция, затронувшая конец XX в. и начало XXI в., способствовала экономическому развитию стран, которые активно внедряли автоматизацию и компьютеризацию. Благодаря своему инновационному и технологическому развитию, в этот период появились так

называемые «азиатские тигры» - Южная Корея, Сингапур, Тайвань и Гонконг. Четвертая промышленная революция, которая вступила в активную фазу с 2010 г. и происходит по сей день, определяется технологическими и инновационными прорывами, которые обусловлены «развитием и слиянием цифровых, физических и биологических технологий» [Хейфец 2020]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в современном мире странам необходимо опираться на технологические инновации для достижения долгосрочных целей экономического развития и процветания, а также для достижения лидирующих позиций на мировой арене и статуса сверхдержавы. Именно поэтому Китай, осознавая все реалии современно мира, активно осуществляет цифровизацию своей экономики.

Так, отсчет цифровизации в Китае можно начинать с 2012 г., именно в этом году в XII пятилетний план вошел проект по облачным вычислениям, которые признавались важным фактором в развитии промышленности. Также в последние годы правительство Китая выдвинуло ряд концепций и государственных программ для содействия развитию цифровой экономики страны. Наиболее масштабными являются стратегия «Сделано в Китае 2025» и стратегия «Интернет +», о них было объявлено на Всекитайском народном собрании в 2015 г.

Стратегия «Сделано в Китае 2025» направлена на «модернизацию

обрабатывающей промышленности на основе императивов четвертой

промышленной революции с ликвидацией старого промышленного фундамента» [Ижу Лю, Авдокушин 2019]. В рамках стратегии за 10 лет предполагается достичь успешного развития в десяти ключевых сферах, таких как информационные технологии, сельскохозяйственная техника,

энергетическое оборудование и

энергосбережение, современные станки и робототехника, оборудование для железнодорожного транспорта и другие. Ключевыми направлениями в секторе информационных технологий являются «большие данные, облачные вычисления,

индустриальный интернет, искусственный интеллект, технологии мобильной связи пятого поколения - 5G, виртуальная реальность, «умные» города» [Перская, Ревенко 2020]. Основными целями стратегии являются внедрение отечественных инновационных технологий в

промышленность, уменьшение зависимости страны от зарубежных технологий и становление КНР как великой промышленной державы. Успешная

реализация стратегии также позволит Китаю упрочнить свои позиции как лидера в высокотехнологических отраслях.

Стратегия «Сделано в Китае 2025» выступает основным ориентиром в реализации цифровизации экономики и общества КНР.

Концепция «Интернет +» направлена на цифровизацию производства и его «онлайнизацию» за счет внедрения интернет-технологий, облачных технологий, технологий «интернета вещей» и технологий обработки большого объема информации в традиционные отрасли экономики. В рамках концепции интернет выступает основой развития всех отраслей экономики. Планируется, что концепция «Интернет +» станет к 2025 г. основным катализатором социально-экономического развития в стране. Стоит отметить, что данная концепция является неким ответом на аналогичные стратегии, реализуемые в Германии («Индустрия 4.0) и США («Промышленный интернет»). Модель «Интернет +» - это «определенная революция в экономическом мышлении, поскольку она порождает новые отношения в обществе и экономике, поднимая их на более высокий уровень технологического и интеллектуального развития» [Лю Ижу 2020].

Еще одной фундаментальной основой цифровизации в Китае выступает Государственная стратегия инновационного развития, принятая в 2016 г. В рамках данной стратегии ключевым фактором в развитии выступают инновационные технологии. Стратегия инновационного развития, рассчитанная до 2050 г., нацелена на «полную цифровую трансформацию национальной экономики и лидерство Китая

в цифровизации глобальной экономики» [Лю Ижу 2020].

Именно на этих основополагающих стратегиях реализуется цифровизация национальной экономики КНР и осуществляется переход к глобальной цифровой системе.

В реалиях современного мира, когда на фоне четвертой промышленной революции для дальнейшего развития экономики необходимо опираться на инновационные технологии, когда происходит борьба за лидерство в высокотехнологических отраслях, Китай чётко осознает, что достижение «китайской мечты» и строительство «единой судьбы

человечества» невозможны без

цифровизации такой глобальной

инициативы Китая, как «ОПОП».

Так, за время концептуальной разработки, практического развития и реализации ОПОП, стала очевидной необходимость дополнить инициативу новым инновационным и цифровым направлением. Поэтому следуя

современным трендам в формировании и развитии цифрового будущего мирового сообщества, а также ввиду перехода на платформу четвертой индустриальной революции, была выдвинута модель «Цифрового Шёлкового пути».

О выдвижении проекта «Цифрового Шёлкового пути» было объявлено на Форуме международного сотрудничества «Пояс и Путь» в мае 2017 г. В своей речи председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что инициатива ОПОП должна стать «дорогой инноваций», а именно «Цифровым Шёлковым путем XXI века». По его словам, за время реализации «Пояса и Пути» Китай «приложил видимые усилия по созданию интеллектуального Шелкового пути»1. Си Цзиньпин также призвал к дальнейшему внедрению в «ОПОП» инновационных технологий следующего поколения, таких как нанотехнологии, квантовые вычисления, искусственный интеллект, умные города, технологии больших данных и облачных вычислений для содействия

1 «Один пояс, один путь»: полный текст речи Си Цзиньпина // Интернет-портал ИноСми. URL:

инновационному развитию вдоль Нового Шёлкового пути.

Проект «Цифрового Шёлкового пути» и его реализация являются прямым продолжением всей стратегии по цифровизации экономики страны и инновационного развития Китая. Как отмечается в докладе, «посвященном анализу проекта «Один пояс - Один путь » 2018 г., «Цифровой Шёлковый путь» представляет собой симбиоз цифровой экономики с инициативой ОПОП» [Ижу Лю, Авдокушин 2019]. Таким образом, можно сделать вывод, что «Цифровой Шёлковый путь», опираясь на фундаментальные государственные стратегии «Сделано в Китае 2025», «Интернет +» и Государственную стратегию

инновационного развития 2016 г., ставит своей целью не только цифровизацию инициативы «Пояс и Путь», но и продолжает формирование национальной

инновационной системы Китая.

Необходимо отметить, что проект «Цифрового Шёлкового пути» находится в стадии активной разработки и в настоящее время реализуется начальный этап его строительства, так как окончательное одобрение китайского руководства проект получил только в 2017 г.

Значительные достижения Китая в области электронной коммерции, искусственного интеллекта, финансовых технологий и других инновационных технологий имеют решающее значение для осуществления цифровизации на Новом Шёлковом пути. Так, «Цифровой Шёлковый путь» являясь важнейшим компонентом инициативы «Один пояс - Один путь» нацелен на цифровизацию всех ключевых направлений деятельности и сотрудничества в рамках ОПОП. Китайский «Цифровой Шёлковый путь» — это многоуровневый проект, направленный на превращение инициативы «Пояс и Путь» в высокотехнологичную и инновационную сеть за счет обмена технологиями, знаниями и культурой. Ожидается, что страны вдоль Нового Шёлкового пути будут сотрудничать

https://inosmi.ru/politic/20170519/239391693.html (дата обращения 07.05.2021)

в области новых технологий для общего инновационного развития и процветания.

В рамках проекта «Цифрового Шёлкового пути» планируется создание цифровой и телекоммуникационной инфраструктуры следующего поколения по всему миру, от проектов в области телекоммуникаций и умных городов в Азии и Африке до проектов 5G связи в Европе.1 Этот проект имеет значительные выгоды и преимущества, поэтому обладает очевидной привлекательностью для стран вдоль «Пояса и Пути».

Опираясь на научные статьи и публикации, публичные заявления официальных лиц, публикации в средствах массовой информации, можно выделить три основных направления реализуемых в рамках ЦШП, которые при помощи цифровых технологий будут содействовать достижению более эффективного сообщения между странами, развитию инфраструктуры и логистики, а также общему социально-экономическому процветанию.

Первым и основным направлением ШИП является электронная торговля. Она выступает важнейшим элементом реализации «Цифрового Шёлкового пути» и играет определяющую роль в цифровизации глобальной экономики. Китайские гиганты в сфере электронной коммерции, такие как «Alibaba», «Tencent», «Huawei» и «JD.com» уже подтвердили свое участие в проектах в рамках ЦШП. Так, компания «JD.com» заявила о своем намерении создать более 20 складов для хранения и передачи различных товаров более чем из 100 стран и регионов, включая страны вдоль «Пояса и Пути».2 А основатель «Alibaba» Джек Ма заявил, что для компании страны вдоль ОПОП являются одним из приоритетных направлений торговли.

«В 2019 г. оборот электронной торговли в Китае составил около 1,08 трлн. юаней и продолжает расти, при этом Китай захватил почти 56 % мирового онлайн-ретейла. По итогам 2020 г. ожидается, что объем китайской трансграничной интернет-

1 John Chipman, 'China's long and winding Digital Silk Road' // IISS. 2019. URL:

https://www.iiss.org/blogs/analysis/2019/01/china-digital-silk-road (дата обращения 08.05.2021)

торговли вырастет до 1,295 трлн. юаней за счет ограничений посещения гипермаркетов в условиях продолжающейся пандемии Covid19 во всем мире» [Лю Ижу 2020].

Реализация «Цифрового Шелкового пути» позволит китайским корпорациям выйти на новые прибыльные рынки, особенно в Южной и Юго-Восточной Азии. В этой связи китайская стратегия осуществления электронной торговли в рамках ЦШП предлагает создание зон для свободной трансграничной электронной коммерции, а также создание маркетплейсов и маркетспейсов.

Цифровые зоны свободной торговли создаются для снижения издержек, связанных с международными перевозками и трансграничной торговлей. Так, компания Alibaba в 2017 г. установила партнерство с Малайзией, создав первую цифровую зону свободной торговли в рамках ЦШП, которая включает в себя региональный логистический центр, обслуживающий Юго-Восточную Азию, платформу электронной коммерции и цифровую платежную систему. Такое партнерство поможет Малайзии стать одним из крупнейших логистических центров региона, а также даст возможность любым компаниям страны покупать и продавать вещи по всему миру.

Стоит также отметить, что расширение электронной торговли и трансграничных транзакций на региональном уровне имеет дополнительное преимущество для Китая, так как они ускоряют интернационализацию юаня. Поскольку юань все чаще используется для трансграничных операций, он ослабляет способность США распространять свое влияние за рубежом с помощью международных финансовых инструментов, таких как санкции.

Также в рамках «Цифрового Шёлкового пути» Китай расширяет использование своих мобильных платежных приложений (Alipay и WeChat Pay), предоставляя возможность осуществления быстрых мобильных платежей вдоль ОПОП за счет данных платежных систем. Китайская система

2 Rachel Brown, Beijing's Silk Road Goes Digital // Council on Foreign Relations. 2017. URL: https://www.cfr.org/blog/beijings-silk-road-goes-digital (дата обращения 08.05.2021)

электронных платежей АНрау «установила прямое присутствие или работает через местных операторов в более чем 40 странах Европы и Азии, включая Пакистан, Бангладеш и Индию» [Хейфец 2020].

Однако стоит учитывать, что стремительный рост внешней и электронной торговли выявил необходимость серьезных изменений транспортно-логистической системы ОПОП. Одной из проблем, стоящих перед маршрутами «Пояса и Пути», являются задержки, часто вызванные длительными таможенными процедурами, проверками безопасности и необходимостью смены поездов в соответствии с различными стандартами. Автоматизация таможенных процедур с помощью ^-проектов «Цифрового Шёлкового пути» может значительно сократить время ожидания товаров европейским или китайским заказчиком. Осуществление быстрой доставки товаров по маршрутам ОПОП станет одним из важнейших условий роста электронной торговли Китая.

Вторым направлением, реализуемым в рамках «Цифрового Шёлкового пути», можно назвать строительство новейшей инновационной инфраструктуры вдоль ОПОП. Посредством реализации

«Цифрового Шёлкового пути» Китай стремится стать мировым лидером в создании и обеспечении инфраструктуры в цифровой сфере, которая включает в себя сотовые сети следующего поколения, а именно технологию 5G; волоконно-оптические кабели, используемые для передачи данных через интернет; а также центры обработки данных, используемые для хранения данных. В рамках реализации ЦШП китайские государственные предприятия и частные корпорации вкладывают значительные средства в развитие данных областей цифровой инфраструктуры. Непрозрачный характер китайских иностранных инвестиций затрудняет точное определение их масштабов, однако, по данным Международного института стратегических

исследований, Китай «участвует в проектах цифровой инфраструктуры примерно в 80 странах и инвестировал около 79 млрд долл. в проекты «Цифрового Шелкового пути» по всему миру».1

Помимо новых железных дорог, портов и электростанций, еще одним приоритетным направлением ЦШП в развитии инфраструктуры являются волоконно-оптические кабели. Китайские

государственные предприятия и крупные технологические корпорации, включая China Telecom, China Unicom и China Mobile уже начали проведение вдоль ОПОП подводных и наземных волоконно-оптических кабелей, которые передают огромные объемы информации через интернет. Среди таких проектов стоит выделить, проект 2017 г. в рамках Китайско-Пакистанского

экономического коридора, одного из шести экономических коридоров вдоль «Пояса и Пути», в рамках которого Китай начал прокладывать волоконно-оптические кабели через Пакистан в порт Гвадар, который впоследствии будет связан с Джибути подводными кабелями. Также стоит отметить проекты «4800-километровой волоконно-оптической линии, соединяющей город Кашгар в Китае с Файзабадом в Афганистане через Ваханский коридор; волоконно-оптический проект Юго-Восточная Азия - Ближний Восток -Западная Европа 5 (SEA-ME-WE 5) через Бенгальский залив; проект 25000-километровой линии Азия - Африка -Европа-1 (AAE-1), включающей кабель China Unicom, соединяющей Азию, Африку и Европу, и ряд других проектов» [Хейфец 2020]. Китай постепенно расширяет охват своей волоконно-оптической кабельной сети, завоевывая доминирующее положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но важно заметить, что хотя наибольший объем китайских инвестиций в волоконно-оптические кабели приходится на АТР, китайские корпорации по-прежнему ориентированы на рынки далеко за пределами этого региона, поэтому Китай

1 Clayton Cheney China's Digital Silk Road: Strategic Technological Competition and Exporting Political Illiberalism// Pacific Forum. 2019. Vol.19, p.4.

стремится стать лидером в этой области в Африке и на Ближнем Востоке. Таким образом, данные проекты не только улучшат цифровую связь в недостаточно обслуживаемых странах Центральной и Юго-Восточной Азии, но и значительно ускорят передачу данных из интернета, а также обеспечат прямой интернет-маршрут между странами ОПОП.

Также нельзя не отметить роль связи 5G в осуществлении цифровизации «Пояса и Пути». Развитие технологий новых мобильных сетей 5G, разрабатываемых по всему миру, значительно увеличат скорость передачи данных и уменьшат задержку, что необходимо для разработки новых приложений в этих сетях, таких как беспилотные автомобили, «Интернет вещей», искусственный интеллект и «умные» города.

Помимо сотовых сетей и волоконно-оптических кабелей, строительство центров обработки данных также является важным компонентом цифровой инфраструктуры в рамках «Цифрового Шёлкового пути». Китайские инвестиции в строительство центров обработки данных, в которых хранятся данные пользователей интернета, играют важную роль в обеспечении глобальной экспансии китайских компаний, так как они получают гораздо более легкий доступ к данным, хранящимся в этих центрах. В эпоху больших данных, когда доступ к данным обеспечивает определенные стратегические

преимущества, инвестиции в центры обработки данных являются важным аспектом «Цифрового Шёлкового пути».

Еще одним направлением строительства цифровой инфраструктуры в рамках ЦШП является создание «умных городов». «Умные города» — это города «с интеллектуальной инфраструктурой и цифровым управлением всем городским комплексом с использованием интернета 5G» [Лю Ижу 2020] для улучшения функционирования всей деятельности внутри города от транспортных потоков до изменения климата и предупреждения преступности. В последние годы «^ТЕ» и «Huawei» активно реализуют проекты «умных городов» в таких странах, как Малайзия, Кения и Германия.

Главный директор по информации и стратегии «ZTE» Чэнь Цзе подчеркнул готовность компании к созданию «умных городов» по всему маршруту ОПОП. Данное направление поможет модернизировать города, повысить их эффективность и способствовать стандартизации в области информационных технологий.

Третьим направлением ЦШП является разработка передовых технологий. Китай сосредоточен на разработке передовых технологий, которые имеют важное экономическое и стратегическое

применение. Двумя ключевыми

технологиями являются спутниковые навигационные системы и искусственный интеллект. Эти передовые технологии будут использоваться в гражданских и военных целях, и послужат укреплению китайской мощи, как с экономической, так и с военной точки зрения.

В настоящее время Китай вкладывает значительные средства в свою собственную спутниковую навигационную систему, систему «BeiDou», которая укрепляет военный потенциал Китая и уменьшает любую зависимость от спутниковой навигационной системы, управляемой Министерством обороны США, как в случае с GPS. Кроме того, Китай призывает страны, участвующие в ОПОП, принять систему «BeiDou» в качестве средства укрепления интеграции и взаимной связи между странами «Пояса и Пути». Китай предлагает странам использовать систему «BeiDou» в качестве способа повышения эффективности инфраструктуры ОПОП, такой как железные дороги и автомагистрали, за счет использования китайской навигационной системы. Важно понимать, что, как и в случае реализации остальных компонентов ЦШП и ОПОП в целом, Китай посредством развития спутниковой навигационной системы стремится расширить свое экономическое и политическое влияние на международной арене. По мере того, как все больше стран будут подключены к системе «BeiDou», влияние Китая на эти страны будет расти. В условиях стратегической конкуренции между великими державами, сфера технологического развития станет важным источником глобальной власти.

Другой областью передовых технологий, которую Китай рассматривает как важный фактор своего возвышения на мировой арене, является развитие искусственного интеллекта. Китай осознает экономическую, военную и геополитическую важность, которую ИИ будет играть в формировании будущей международной среды. С военной точки зрения развитие в области технологий искусственного интеллекта, позволит стране расширить свои боевые возможности. Но, что играет важную роль для успешной реализации ОПОП, внедрение

искусственного интеллекта поможет в обработке невероятно больших объемов данных, которые производит наше общество, что позволит использовать ИИ для прогнозирования и контролирования процессов в различных аспектах «Пояса и Пути», а также поможет упростить организацию различных логистических каналов.

Таким образом, можно сделать вывод, что передовые технологии, включая спутниковые системы и искусственный интеллект, являются важным направлением китайского «Цифрового Шёлкового пути». Способность КНР стать мировым лидером в этих технологиях окажет глубокое влияние на китайскую экономическую

конкурентоспособность и военное развитие. Реализация «Цифрового Шёлкового пути» будет происходить по трём основным инновационным направлениям. Во-первых, ЦШП будет способствовать развитию электронной коммерции через цифровые зоны свободной торговли. Во-вторых, Китай в рамках ЦШП планирует содействовать распространению сотовой сети нового поколения, формированию центров обработки данных и проведению волоконно-оптических кабелей. И в-третьих, Китай считает необходимым внедрение в ОПОП передовых технологий, а именно спутниковой навигационной системы и искусственного интеллекта.

Важно отметить, что «Цифровой Шёлковый путь» имеет свои внутренние и внешние предпосылки. Внутреннее содержание «Цифрового Шёлкового пути» имеет пять основных пунктов. Китай надеется, что участие отечественных

цифровых игроков в ЦШП может уменьшить избыточные производственные мощности, способствовать глобальной экспансии китайских фирм, поддержать

интернационализацию юаня, построить транснациональную инновационную

сетевую инфраструктуру, ориентированную на Китай, и будет способствовать инклюзивной глобализации с поддержкой интернета. Всё это, на основе императивов четвёртой промышленной революции, должно привести к глобальной цифровизации китайской экономики и общества, что в свою очередь превратит Китай в инновационную сверхдержаву.

Внешний же аспект, в первую очередь, предполагает цифровое сотрудничество КНР со странами вдоль ОПОП в реализации проектов инициативы, посредством чего Китай надеется расширить свое экономическое и политическое влияние, как в регионе, так и на мировой арене. Также еще одним важным фактором является соперничество между США и Китаем за глобальное и региональное влияние. Технологическое развитие и международные связи в цифровом пространстве будут играть решающую роль в определении исхода этого соревнования великих держав, которое в конечном итоге сформирует международный порядок в Азиатско-Тихоокеанском регионе и во всем мире.

В целом необходимо отметить, что современные реалии диктуют свои условия, которые нельзя игнорировать. Так, на фоне четвертой промышленной революции инновационные технологии становятся решающим фактором в социально-экономическом развитии, а также в конкуренции великих держав за глобальное и региональное влияние. В этой связи Китай активно реализует цифровизацию экономики и общества страны. Поскольку глобальная инициатива «Пояса и Пути» является одной из самых весомых внешнеполитических концепций Китая и неотъемлемой частью достижения великой «китайской мечты», то не возникает никаких сомнений в необходимости цифровизации ОПОП для её ускоренного развития и успешной реализации. Поэтому, на наш взгляд, формирование ЦШП становится совершенно

очевидным и обоснованным решением. В рамках ЦШП предполагается реализация значительного ряда проектов в таких направлениях, как электронная торговля, спутниковая навигация, Интернет, искусственный интеллект, квантовые вычисления, новейшая инфраструктура и многие другие. Это говорит о том, что ЦШП является не только инновационной составляющей инициативы «Пояса и Пути», но и ключевым аспектом всего процесса цифровизации экономики и общества КНР, а также выражает стремления Китая распространить свое влияние, как в регионе, так и на мировой арене в целом.

Реализация проекта «Цифрового Шёлкового пути». Проект «Цифровой Шёлковый путь», являясь одним из основных компонентов ОПОП, нацелен на цифровизацию инициативы посредством внедрения инновационных технологий в различные области деятельности на маршрутах «Пояса и Пути». По словам председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс - Один путь» должен стать «путем инноваций». Реализация проекта ЦШП является прямым продолжением программы инновационного развития Китая.

Для четкого понимания значения и целей «Цифрового Шёлкового пути» и инициативы ОПОП в целом, необходимо проанализировать практику внедрения инновационных технологий на маршрутах Нового Шёлкового пути.

Так, первым и ключевым направлением реализации ЦШП стала электронная торговля вдоль «Пояса и Пути». «Быстрое развитие Интернет-торговли в Китае способствовало тому, что эта отрасль занимает ведущее место по своим объемам не только среди азиатских стран, но и в мире» [Ижу Лю, Авдокушин 2019]. Поскольку ОПОП базируется на экономическом взаимодействии стран вдоль Нового Шёлкового пути, электронная торговля приобретает первостепенное значение для реализации всей инициативы, а также становится ключевым фактором развития экономик Китая и стран ОПОП.

1 За 2020 году объем розничной онлайн-торговли в Китае вырос на 11% // Финмаркет. 2020. URL:

На долю Китая приходится «более 40% всех транзакций в мире, а уровень внедрения электронной торговли (от общего объема розничных продаж) достигает 15%; в США этот показатель достигает 10%» [Джан Лунмэй 2019]. Как сообщает China Internet Network Information Center «за 2020 год объем розничной онлайн-торговли в Китае увеличился на 10,9% и составил 11,76 трлн юаней (1,82 трлн долл.)».1

Стратегия развития электронной торговли в рамках ОПОП заключается в создании цифровых зон свободной торговли и маркетплейсов, которые ускорят развитие электронной коммерции вдоль «Пояса и Пути», помогут снизить издержки, связанные с международными перевозками, а также откроют новые рынки для китайских компаний.

Отметим, что такие мировые интернет-корпорации как «Alibaba», «Tencent» и «JD.com» уже присоединились к реализации проектов ОПОП. Одним из крупных проектов в сфере электронной торговли в рамках ЦШП является создание цифровой зоны свободной торговли между компанией «Alibaba» и Малайзией в 2017 г. Данный проект является обоюдно выгодным как для КНР, так и для Малайзии. Он откроет новые рынки для компаний обеих стран, позволит малому и среднему бизнесу увеличить долю в ВВП и станет новым стимулом для развития электронной торговли.

Также, расширяя сотрудничество в сфере электронной коммерции, в 2018 г. было подписано соглашение о создании совместного предприятия между Китаем и российскими партнерами. Соглашение заключили российские компании

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Мегафон», «Mail.ru Group», Российский фонд прямых инвестиций и китайская компания «Alibaba Group» «с соответствующими долями (48% — владелец СП Alibaba, 24% — Мегафон, 15% — Mail.ru, 13% — РФПИ)» [Ижу Лю, Авдокушин 2019]. Такой вид сотрудничества позволит «Alibaba Group» получить доступ к цифровым данным российских потребителей и расширить масштабы экспансии на российском рынке. В

http://www.finmarket.ru/database/news/5404358 (дата обращения 09.05.2021)

свою очередь, российские компании также получат выход на китайские рынки электронной торговли, например на платформу «AliExpress», и получат возможность увеличить темпы роста электронной коммерции за счет упрощения системы логистики, продаж и закупок, а также системы платежей. Как отметил гендиректор «Alibaba Group» Д. Чжан «совместное предприятие «AliExpress Russia» поможет развитию цифровой потребительской экономики в России и странах СНГ».1

Стоит отметить, что важную роль в развитии электронной торговли играет совершенствование каналов доставки и их механизмов. Быстрая доставка товаров становится ключевым фактором

конкурентоспособности предприятий и роста электронной коммерции в целом. Поэтому огромное внимание уделяется цифровизации транспортно-логистической системы вдоль ОПОП. Так, планируется внедрить в практику такие современные технологии как «беспилотные

автомобильные перевозки и технологии блокчейна» [Ижу Лю, Авдокушин 2019].

Следует отметить, что развитие электронной торговли также способствует усовершенствованию и налаживанию работы системы электронных платежей вдоль маршрутов «Пояса и Пути». Так, например, для граждан Китая в России работают китайские платежные системы «AliPay» и «WeChat», которые позволяют совершать покупки в российских аэропортах, некоторых банках, МЦК и в ЦУМе. В этой связи также стоит отметить, что под эгидой «Цифрового Шёлкового пути» Китай осуществляет сотрудничество с российскими банковскими организациями. Так, Сбербанк РФ сотрудничает с китайским поставщиком цифровых технологий «Huawei» для модернизации его IP-сети. В свою очередь ВТБ в сотрудничестве с компанией «Huawei» запустил «два дополнительных центра обработки данных, создал виртуальные рабочие места для 14 тыс. пользователей» [Ижу Лю, Авдокушин 2019].

1 Alibaba и Mail.Ru Group завершили создание совместного предприятия // РБК. 2019. URL:

Таким образом, электронная торговля стала одним из основных направлений «Цифрового Шёлкового пути» и основополагающим столпом цифровой экономики Китая. Однако, цифровизация инициативы «Один пояс - Один путь» проходит не только по направлению электронной коммерции и её логистической составляющей, но и по ряду других направлений, таких как искусственный интеллект, «интернет вещей» и строительство «умных» городов.

Так, «интернет вещей», который представляет собой = сеть, объединяющую различные объекты («вещи») способные взаимодействовать друг с другом, является важным и полезным компонентом цифровизации ОПОП. Операционная система «Lite OS», разработанная «Huawei», которая позволяет управлять объектами, подключенными к интернету, от автомобиля до часов, сможет значительно облегчить работу логистических систем. Внедрение «интернета вещей» на маршруты «Пояса и Пути» для управления различными процессами в рамках ЦШП является необходимым фактором для осуществления цифровой трансформации Нового Шёлкового пути.

Следующим направлением,

реализуемым в рамках «Цифрового Шёлкового пути», является создание «умных» городов. Такие города «помогут оптимизировать дорожную сеть, работу коммуникационных служб и других систем городского хозяйства. В свою очередь, использование технологий «интернета вещей» должно способствовать розничным продажам и поднять потребительскую удовлетворенность» [Ижу Лю, Авдокушин 2019]. Предполагается, что создание «умных» городов вдоль «Пояса и Пути» в дальнейшем приведет к формированию «мегагородов и мегаагломераций» [Ижу Лю, Авдокушин 2019]. В настоящее время китайские компании «ZTE» и «Huawei» выразили свою готовность к созданию «умных» городов на маршрутах инициативы. Таким образом, данное направление будет

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5d9c9aaa9a7947c0e9ac3 f92 (дата обращения 09.05.2021)

содействовать модернизации и

совершенствованию городов вдоль ОПОП, и повысит их эффективность.

Стоит отметить, что важное место в реализации ЦШП занимает технология искусственного интеллекта. Китай уделяет приоритетное внимание разработкам в данной сфере, так, в 2017 г. для достижения лидерства в области искусственного интеллекта к 2030 г. в Китае была принята соответствующая стратегия, и «был одобрен план создания национальной лаборатории для исследований в области искусственного интеллекта».1 В общеобразовательных школах Китая даже был введен предмет «Основы искусственного интеллекта». Таким образом, очевидно, что внедрение элементов искусственного интеллекта вдоль маршрутов ОПОП является важным направлением цифровизации инициативы. В реализации проектов в области искусственного интеллекта участвует такие китайские компании, как «Huawei», «Tencent», «Alibaba» и «Baidu».

Внедрение элементов искусственного интеллекта в рамках «Цифрового Шёлкового пути» станет движущей силой для модернизации производства и

экономической трансформации в странах вдоль ОПОП. По прогнозам Huawei Global Industry Vision, «в 2025 г. доступ к интернету получат 77% населения Земли и домохозяйств, 80% людей будет обеспечено мобильной связью. Рост такого количества подключений станет драйвером создания «интеллектуального мира» [Ижу Лю, Авдокушин 2019]. И ЦШП, соответственно, рассматривается Huawei как часть этого мира, в котором должны генерироваться и использоваться новые сетевые технологии, на основе которых операторы связи и высокотехнологичные компании смогут развивать и внедрять новые цифровые услуги. Так, одним из проектов в данной области стало открытие компанией «Huawei» в 2020 г. облачного Африканского инновационного центра в Йоханнесбурге, сосредоточенного на услугах на основе ИИ.

1 Интеллектуальное превосходство: Китай ставит на мировое господство на рынке искусственного интеллекта // Forbes. 2017. URL:

Подводя итог, стоит отметить, что масштабы направлений, реализуемых в рамках ЦШП, действительно поражают. Все вышеперечисленные направления, от электронной коммерции до внедрения в практику на маршрутах ОПОП китайской спутниковой навигационной системы и искусственного интеллекта, способствуют успешной реализации инициативы «Пояса и Пути», а также станут стимулом для развития и благополучия всех стран вдоль Нового Шёлкового пути.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что, отвечая всем трендам современности, «Цифровой Шёлковый путь» является ключевым компонентом реализации глобальной китайской инициативы «Один пояс - Один путь». Он нацелен на сокращение производственных издержек, повышение глобальной конкурентоспособности

китайской продукции и рост товарооборота со странами-участницами инициативы.

Необходимо отметить, что проект «Цифрового Шёлкового пути» является международным проектом и затрагивает интересы стран вдоль ОПОП. Это говорит о том, что многие страны «Пояса и Пути» рассматривают ЦШП как возможность для осуществления цифровизации своих национальных экономик и как возможность для преодоления цифрового разрыва. Китай имеет все ресурсы, чтобы обеспечить развивающимся странам развитие инфраструктуры и передачу технологий, к которым они в противном случае не имели бы доступа. Значительные достижения Китая в области роста электронной коммерции, искусственного интеллекта, финансовых технологий и др. имеют решающее значение для перехода к цифровизации вдоль Нового Шёлкового пути. Развитие ЦШП будет способствовать экономическому росту, повышению эффективности экономического развития, созданию рабочих мест и повышению благосостояния людей. Таким образом, проект ЦШП, посредством внедрения инновационных технологий на

https://www.forbes.ru/kompanii/344031-iskusstvo-inteИekta-kitay-stavit-na-miшvoe-gospodstvo-na-rynke-iskusstvennogo (дата обращения 09.05.2021)

маршрутах Нового Шёлкового пути, станет стимулом для развития и процветания.

Но, в свою очередь, внутренней предпосылкой выдвижения ЦШП является стремление Китая стать лидирующей технологической державой. Это говорит о том, что успех КНР в реализации «Цифрового Шёлкового пути» будет иметь решающее значение для увеличения его влияния в регионе и на мировой арене.

Однако, на наш взгляд несмотря на внутренние причины формирования ЦШП и

некоторые опасения по поводу китайской экспансии, проект «Цифрового Шёлкового пути» имеет колоссальный потенциал и значительные преимущества. По нашему мнению, вспыхнувшая в 2020 г. пандемия COVID-19 как нельзя лучше показала необходимость и значимость осуществления цифровизации, а в частности цифровизации глобальной инициативы «Пояса и Пути». Становится совершенно очевидно, что в ближайшее время ЦШП будет только развиваться и расширяться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Clayton Cheney China's Digital Silk Road: Strategic Technological Competition and Exporting Political ¡¡liberalism// Pacific Forum. 2019. Vol.19, p.4.

Martynenko S.E., Parkhitko N.P. Russian-Chinese cooperation in Central Asia in the context of 'Belt and Road Initiative: Historical retrospective and economic prospects. RUDN Journal of Russian History 18, no. 4 (November 2019): 845-864.

Джан Лунмэй Цифровая экономика Китая: возможности и риски // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2019. №2.

Ижу Лю, Авдокушин Е.Ф. Формирование основ «Цифрового шелкового пути» // Мир новой экономики. 2019. №4.

Курылев К.П., Мартыненко Е.В. Российско-китайское экономическое сотрудничество в контексте проекта «один пояс, один путь». Фактор ЕАЭС и ШОС // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2019. Т. 9. № 11 (5б). С. 1937-1948.

Лю Ижу «Цифровой шелковый путь» как инновационная основа глобального проекта «Один пояс, Один путь» // Инновации и инвестиции. 2020. №12.

Перская В.В., Ревенко Н.С. «Сделано в Китае 2025»: китайский опыт обеспечения задач национального развития // Азия и Африка сегодня. 2020. №7.

Хейфец Б.А. Каким маршрутом пойдет Россия по одному непростому китайскому пути. М.: Институт экономики РАН, 2020. - 62 c.

REFERENCES

Dzhan Lunmej Cifrovaya ekonomika Kitaya: vozmozhnosti i riski // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika. 2019. №2.

Izhu Lyu, Avdokushin E.F. Formirovanie osnov «Cifrovogo shelkovogo puti» // Mir novoj ekonomiki. 2019. №4.

Kurylev K.P., Martynenko E.V. Rossijsko-kitajskoe ekonomicheskoe sotrudnichestvo v kontekste proekta «odin poyas, odin put'». Faktor EAES i SHOS // Voprosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij. 2019. T. 9. № 11 (56). S. 1937-1948.

Lyu Izhu «Cifrovoj shelkovyj put'» kak innovacionnaya osnova global'nogo proekta «Odin poyas, Odin put'» // Innovacii i investicii. 2020. №12.

Perskaya V.V., Revenko N.S. «Sdelano v Kitae 2025»: kitajskij opyt obespecheniya zadach nacional'nogo razvitiya // Aziya i Afrika segodnya. 2020. №7.

Hejfec B.A. Kakim marshrutom poj det Rossiya po odnomu neprostomu kitaj skomu puti. M.: Institut ekonomiki RAN, 2020. - 62 c.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Соломатина А.Р., магистр в области Anastasia R. Solomatina, Master of

международных отношений РУДН. International Relations of the RUDN

University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.