Научная статья на тему 'Алгоритм развития конкурентных преимуществ в сфере туризма в проекте "один пояс - один путь"'

Алгоритм развития конкурентных преимуществ в сфере туризма в проекте "один пояс - один путь" Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
116
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РОССИЯ / КИТАЙ / "ОДИН ПОЯС ОДИН ПУТЬ" / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / TOURISM / RUSSIA / CHINA / "ONE BELT ONE ROAD" / COMPETITIVE ADVANTAGES / TOURISM POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Уржумцева Татьяна Борисовна

В данной статье проанализирован туристский потенциал стран участниц инициативы «Один пояс один путь», рассмотрены проблемы финансирования процесса разработки и реализации Долгосрочной Концепции развития конкурентных преимуществ в сфере туризма. Также, предложен алгоритм формирования и развития конкурентных преимуществ в сфере туризма в рамках проекта «Один пояс один путь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Algorithm for the development of competitive advantages in the tourism sector in the project “one belt - one way”

This article explores the tourism potential of "One belt one road" initiative’s member countries and the problems of financing the process of developing and implementing a Long-term concept of development of competitive advantages in the sphere of tourism. Also, the algorithm of formation and development of competitive advantages in the sphere of tourism within the project "One belt one road" is offered.

Текст научной работы на тему «Алгоритм развития конкурентных преимуществ в сфере туризма в проекте "один пояс - один путь"»

АЛГОРИТМ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В ПРОЕКТЕ

«ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»

ALGORITHM

FOR THE DEVELOPMENT

OF COMPETITIVE

ADVANTAGES

IN THE TOURISM

SECTOR IN THE PROJECT

«ONE BELT - ONE WAY»

УРЖУМЦЕВА ТАТЬЯНА БОРИСОВНА

Научно-образовательный центр изучения Китая и стран АТР, руководитель центра, СПбГЭУ

TATYANA B. URZHUMTSEVA

Research and Education Center for the Study of China and the Asia-Pacific Region, Head of the Center, SPbGEU

АННОТАЦИЯ

В данной статье проанализирован туристский потенциал стран - участниц инициативы «Один пояс — один путь», рассмотрены проблемы финансирования процесса разработки и реализации Долгосрочной Концепции развития конкурентных преимуществ в сфере туризма. Также предложен алгоритм формирования и развития конкурентных преимуществ в сфере туризма в рамках проекта «Один пояс — один путь». ABSTRACT

This article explores the tourism potential of «One belt - one road» initiative's member countries and the problems of financing the process of developing and implementing a Long-term concept of development of competitive advantages in the sphere of tourism. Also, the algorithm of formation and development of competitive advantages in the sphere of tourism within the project «One belt - one road» is offered.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Туризм, Россия, Китай, «Один пояс — один путь», конкурентные преимущества, туристский потенциал. KEY WORDS

Tourism, Russia, China, «One belt — one road», competitive advantages, tourism potential.

На современном этапе развития туристского рынка конкуренция перешла с уровня стран как туристских дестинаций на новый уровень — интеграционных объединений стран. Началом этого процесса послужило выступление председателя КНР Си Цзиньпина в сентябре 2013 г. в Казахстане в столичном Назарбаев-Университете, в котором он публично представил новый евразийский геополитический проект — Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века или стратегии

«Один пояс — один путь» (ОПОП). Главная цель проекта — расширить геополитическое и экономическое пространство для развития государств Евразии на основе решения следующих основных задач:

• укрепления торговых и экономических связей;

• интенсификации экономического сотрудничества;

• совместного строительства крупных инфраструктурных объектов, в первую очередь транспортных сетей;

• оптимизации сети трансграничных дорог, соединяющих государства, расположенные в Восточной, Южной и Западной Азии, для обеспечения взаимовыгодного развития и общего будущего;

• инвестиционного сотрудничества, необходимым условием которого являются: упрощение схемы торговли для ликвидации барьеров между КНР и странами региона; снижение издержек.

Если сначала данный проект рассматривался в основном как инфраструктурный, то сегодня он стал интеграционным, предполагающим «сближение программ развития, систем регулирования, улучшение взаимного доступа на рынки с использованием торгово-политического инструментария» [5].

Уже в 2014 году Си Цзиньпин отметил, что необходимо развивать особый туризм в рамках «Великого Шелкового пути»; 2015 год был тематическим годом туризма — «Прекрасный Китай — 2015 год — год туризма в рамках китайского Шелкового пути [2]. В то же время актуальные вопросы развития туризма в рамках ОПОП начали рассматривать после опубликования 28 марта 2015 г. на Боаоском Азиатском Форуме документа Комитета по реформам КНР, Министерства иностранных дел КНР и Министерства коммерции

и торговли КНР «Видение и мероприятия по созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века».

Дэвид Шамбауг, ведущий эксперт по китайским и азиатским проблемам в США, отметил, что культура является основой инициативы «Один пояс — один путь» и что мягкая сила культуры Шелкового пути должна быть в полной мере использована [8].

По состоянию на конец марта 2019 года китайское правительство уже подписало 173 документа о сотрудничестве со 125 странами и 29 международными организациями. Круг стран, участвующих в совместном строительстве «Одного пояса — одного пути», расширился от Азии и Европы до Африки, Латинской Америки, южной части Тихого океана и других регионов [1]. Сегодня проект ОПОП включает 80% объектов Всемирного культурного наследия. Как планирует Национальное управление по туризму КНР в течение 13-й пятилетки в страны, расположенные вдоль ОПОП, будет перемещаться 150 млн туристов, которые принесут в бюджет этих стран 200 млрд долл. США [2].

В то же время, несмотря на богатые туристские ресурсы, территория вдоль ОПОП с точки зрения развития туризма находится на первоначальном этапе, т. е. туризм на этих территориях практически отсутствует. Поэтому в целях повышения конкурентоспособности туризма стран — участниц ОПОП необходимо формировать новые и развивать существующие конкурентные преимущества. К ним следует отнести в первую очередь создание условий для эффективного использования туристских ресурсов, развитие сотрудничества в сфере создания новых уникальных тур-продуктов и туруслуг, строительство уникальных специали-

зированных туристских центров, содействовать интеграции туризма с сельским хозяйством, промышленностью, финансовой сферой и информационно-телекоммуникационной индустрией и т.д.

Уже созданы организации, реализующие механизмы туристского сотрудничества: Международный союз продвижения туризма на «Шелковом пути», Международный союз продвижения туризма на «Морском Шелковом пути», Международный туристический союз Великого чайного пути и др. Китай с 57 странами, расположенными вдоль ОПОП, подписал соглашение о безвизовом режиме, применяемом к гражданам — держателям различных типов паспортов, с 15 странами добился договоренности об упрощении визовых процедур. В 2018 году количество заграничных туристических поездок, совершенных гражданами Китая, достигло 150 миллионов человек. Число иностранных туристов, посетивших Китай, составило 30,54 миллиона человек. Наибольшее число туристов прибыло в Китай из России, Мьянмы, Вьетнама, Монголии, Малайзии, Филиппин и Сингапура [1].

В настоящее время сформулированы следующие направления развития индустрии туризма в рамках проекта ОПОП:

• развитие инфраструктуры;

• упрощение визового режима;

• новые маршруты и турпродукты, создание международного туристского маршрута;

• круизный туризм;

• развитие международного туризма на о. Хайнань [3].

По мнению автора, практическая реализация намеченных направлений формирования и развития конкурентных преимуществ КНР и стран — участниц ОПОП в сфере туриз-

114

ма требует создания специального механизма и разработки уникальных инструментов.

Представляется, что для этого могут быть использованы различные уже существующие и широко применяемые на практике инструменты — отраслевые, межотраслевые и межрегиональные инвестиционные проекты, создание туристских кластеров, в том числе на приграничных территориях, формирование зон свободной торговли и т.д., использование принципов интегрированной логистики и государственно-частного партнерства в целях их успешной реализации и многое другое.

Анализ практического опыта реализации вышеперечисленных научных подходов и практических инструментов показывает, что наиболее эффективным и успешно зарекомендовавшим себя в течение многих десятилетий является программно-целевой метод (ПЦМ) управления и планирования. Очевидно, что именно данный метод, как современная форма стратегического планирования, позволит объединить усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем формирования и развития конкурентных преимуществ в туризме в рамках проекта ОПОП, оптимально сочетать интересы каждой страны-участницы, ее территориальные особенности и специфику деятельности предприятий и организаций сферы туризма, в том числе объектов мирового культурного наследия.

Как известно, программно-целевой подход широко использовался в управлении и прогнозировании народного хозяйства КНР и Российской Федерации. Наиболее широко данный метод применялся в 70-80-е годы XX века в нашей стране; в процесс разработки и реализации различного вида программ были вовлечены как государственные структуры

на всех иерархических уровнях управления, так и научно-исследовательские институты и предприятия различных отраслей народного хозяйства. С переходом к рыночной экономике от данного метода в процессе управления экономикой страны и ее регионов, к сожалению, практически отказались, вспомнив о нем в последнее десятилетие (государственные программы, национальные проекты и др.) В то же время программно-целевой подход используется на протяжении многих лет в большинстве развитых стран мира, в том числе Канаде, Японии, Южной Корее, Австрии, Германии, Франции, Финляндии, США и др.

Однако на межстрановом уровне, в том числе применительно к туризму, механизм формирования и развития конкурентных преимуществ в рамках проекта ОПОП требует более детальной разработки и адаптации.

Предлагаемый алгоритм формирования новых и развития существующих конкурентных преимуществ стран-участниц проекта ОПОП приведен на рисунке.

На первом этапе данного процесса необходимо заключение соответствующих международных договоров о развитии туризма между странами (двустронний или многосторонний) как одного из стратегических направлений реализации проекта ОПОП. При этом помимо указанного соглашения (договора) необходимо также заключение договора о расширении безвизового пространства между соответствующими странами — участницами проекта.

Следующий — второй этап — Создание Межгосударственного Комитета по вопросам организации взаимодействия в сфере туризма — представляет собой процесс формирования соответствующей организационной структуры, которая должна реализовывать функции управления.

Рис. Алгоритм формирования и развития конкурентных преимуществ в сфере туризма в рамках проекта «Один пояс — один путь»

На третьем этапе Межгосударственный Комитет по развитию туризма разрабатывает Долгосрочную Концепцию развития конкурентных преимуществ (ДКРКП) в сфере туризма. В данном документе констатируются основные конкурентные преимущества каждой страны-участницы в сфере туризма, определяются основные проблемы развития туризма стран — участниц проекта ОПОП, формулируются цели и задачи их развития, обосновывается необходимость формирования новых конкурентных преимуществ стран-участниц проекта ОПОП.

Далее в ДКРКП определяются основные направления развития туризма между странами-участницами, разрабатываются основные мероприятия по формированию новых и развитию существующих конкурентных преимуществ в сфере туризма, оценивается объем необходимых инвестиционных ресурсов для реализации намеченных мероприятий.

Представляется, что разработанная ДКРКП в сфере туризма должна обязательно проходить обсуждение и экспертизу на различных уровнях управления туризмом стран-участниц и предпринимательского сообщества. Для этого должна быть создана соответствующая экспертная группа, включающая как государственных служащих, так и представителей научного сообщества, предприятий и организаций сферы туризма стран-участниц. По итогам обсуждения ДКРКП в сфере туризма должна быть уточнена и при необходимости доработана.

Данный этап включает в себя два подэтапа. Первый их них представляет собой разработку комплекса программ и подпрограмм в разрезе отдельных направлений, сформулированных в ДКРКП. Например, сформулированные в настоящее время направления развития индустрии туризма в рамках проекта ОПОП могут представлять собой Комплексные программы формирования (развития) КП стран-участниц проекта ОПОП. При этом представляется, что организационная разработка данных программ должна осуществляться уже на региональном (или межрегиональном) уровне стран-участниц. Примерная структура такой программы включает в себя следующие разделы:

1. Анализ и оценка туристского потенциала территории (региона).

118

2. Оценка уровня развития сферы туризма и выявление ее конкурентных преимуществ.

3. Анализ уровня конкурентоспособности сферы туризма территории, выявление проблем ее повышения.

4. Цели и задачи развития сферы туризма территории (региона).

5. Разработка мероприятий по формированию новых и развитию существующих КП.

6. Оценка инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации намеченных мероприятий.

Представляется, что разработка таких программ и контроль за их реализацией должны осуществляться уже на региональном (или межрегиональном) уровнях стран — участниц ОПОП путем создания соответствующих рабочих групп. При этом в программе целесообразно использовать проектный подход, т. е. она должна включать в себя различные инвестиционные проекты по конкретным объектам хозяйственной деятельности в сфере туризма.

Поэтому следующий подэтап представляет собой процесс разработки конкретных (адресных) инвестиционных проектов. Каждый проект должен быть направлен в первую очередь на решение наиболее актуальных проблем развития КП сферы туризма.

Следовательно, важнейшей методологической особенностью ДКРКП в сфере туризма является то, что она представляет собой систему программ и инвестиционных проектов, тесно взаимосвязанных между собой. Это обусловлено алгоритмом ее построения по схеме: проблема -> цель -> задачи -> мероприятия (инвестиционные проекты) -> ресурсы. При этом взаимосвязь осуществляется не только методически, но и через процесс организации разработки как каждой

программы и проекта в отдельности, так и всей Концепции в целом.

Далее следует этап 4 — Утверждение ДКРКП в сфере туризма Межгосударственным Комитетом по вопросам организации взаимодействия в сфере туризма. Этап 5 представляет собой процесс реализации ДКРКП в сфере туризма и тесно взаимоувязан с этапом 6 — Мониторинг хода реализации КРКП в сфере туризма и реализации инвестиционных проектов. Постоянный мониторинг реализации программы очень важен, так как в случае изменений, например, во внешней или внутренней среде проекта ОПОП, или стран — участниц проекта, может потребоваться уточнение как самой ДКРКП в сфере туризма, так и составляющих ее программ и инвестиционных проектов.

Следует остановиться также на проблеме финансирования процесса разработки и реализации как ДКРКП в сфере туризма, так и составляющих ее программ и инвестиционных проектов. Как известно, в Пекине 29 декабря 2014 г. был зарегистрирован Фонд Шелкового пути (ФШП), представляющий собой китайский инвестиционный фонд, занимающийся в первую очередь крупными вложениями в инфраструктурные проекты в странах вдоль экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути. В 2014 г. китайское правительство инвестировало 40 млрд долл. США в ФШП. На начало 2016 г. ФШП привлек 10 млрд долл., выделенных из золотовалютных резервов КНР (65%), активов Китайской инвестиционной корпорации (15%), Экспортно-импортного банка Китая (15%) и Банка развития Китая (5%) [7]. На конец 2018 года общая договорная сумма капиталовложений ФШП составила около 11 млрд долл. США. Реальная сумма капиталовложений достигла от-

120

метки 7,7 млрд долл. США. ФШП также выделил 2 млрд долл. США для создания Китайско-Казахстанского фонда сотрудничества в сфере производственных мощностей [1]. В проектах ФШП могут принимать участие иностранные инвесторы, но только в соответствии с китайским законодательством.

К финансированию проектов привлекается Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (100 млрд долл.) и Банк БРИКС (100 млрд долл.). В июне 2015 г. было подписано соглашение о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), крупнейшими соучредителями которого выступили Китай, Индия, Россия, Германия и Республика Корея. По состоянию на конец 2018 года количество членов АБИИ увеличилось до 93 — это страны всех континентов мира. Общий объем кредитов, ратифицированных АБИИ, превышает 7,5 млрд долл. США, что активизировало прочие инвестиционные потоки, которые увеличились примерно на 40 млрд долл. США. Финансируется 35 утвержденных проектов, которые охватывают 13 стран мира, в числе которых Индонезия, Пакистан, Таджикистан, Азербайджан, Оман, Турция, Египет.

В 2017 году Китай создал рабочий механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) в рамках ОПОП.

В июле 2018 г. начал функционировать Китайско-европейский совместный инвестиционный фонд с участием инвестиций Фонда Шелкового пути и Европейского инвестиционного фонда; объем инвестиций составил 500 млн евро.

Поэтому представляется, что финансирование процесса разработки ДКРКП в сфере туризма, отдельных программ формирования и развития КП и, например, крупных инфраструктурных инвестиционных проектов может осуществляться за счет средств вышеуказанных финансовых институтов. А реализация программ и проектов на уровне

отдельных регионов, провинций и областей (туристских де-стинаций) должно осуществляться на основе ГЧП.

Примером может служить «Программа создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия» (подписана 24 июня 2016 г. в Ташкенте представителями трех стран на основе меморандума от 9 июля 2015 г.) [4]. Она представляет собой рамочный документ в сфере международного сотрудничества трех стран, направленный в том числе на сопряжение Евразийского экономического союза, Экономического пояса Шелкового пути и монгольской инициативы «Степной путь». Главной целью создания Экономического коридора является обеспечение условий для развития и расширения трехстороннего сотрудничества КНР, Монголии и РФ путем реализации совместных проектов, нацеленных на увеличение торгового оборота, обеспечение конкурентоспособности продукции, облегчение трансграничных перевозок, развитие инфраструктуры.

В программе определены следующие основные отраслевые направления взаимодействия:

1. Содействие взаимосвязанному развитию транспортной инфраструктуры.

2. Развитие пунктов пропуска, совершенствование таможенного и карантинного контроля.

3. Укрепление сотрудничества в сфере промышленности и инвестиций.

4. Углубление торгово-экономического сотрудничества,

5. Расширение гуманитарных обменов и сотрудничества,

6. Укрепление сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и экологии.

7. Продвижение регионального и приграничного сотрудничества.

1 22

При этом в направлении 5 (расширение гуманитарных обменов и сотрудничества) предусмотрена реализация таких задач в сфере туризма, как:

• развитие туризма и создание трансграничных межрегиональных туристических маршрутов;

• совершенствование туристско-рекреационного потенциала, обеспечение разнообразия туристского продукта, формирование доступной и комфортной туристской среды приграничных городов Сторон;

• содействие созданию механизмов комплексного обеспечения безопасности участников трансграничного межрегионального туризма, включая меры по обеспечению личной безопасности и сохранности имущества туристов, а также не нанесения ущерба окружающей среде Сторон при совершении путешествий; создание механизмов помощи туристам при чрезвычайных ситуациях;

• изучение возможности разработки совместных туристских брендов и единого подхода к информационной работе с туристами.

Финансирование проектов Программы осуществляется по отдельной договоренности в каждом конкретном случае, включая возможность привлечения инвестиций от государственного, частного секторов, государственно-частного партнерства, а также ресурсов международных финансовых институтов, в том числе Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Нового Банка развития БРИКС, Межбанковского объединения ШОС, ФШП.

При этом в программе Сторонами определен список проектов, являющихся приоритетными для реализации. К ним, в частности, относятся такие проекты, как:

• Развитие трансграничных межрегиональных туристических маршрутов, например «Треугольника Великих озер», включая озеро Байкал в России, озеро Хубсугул в Монголии и озеро Хулунбуир в Китае, а также создание китайско-монгольско-российского туристического кольца.

• Создание российско-китайско-монгольского международного туристического бренда «Великий чайный путь».

Однако сегодня данная программа пока не реализуется в полном объеме, так как сопряжение китайской инициативы с российской буксует в бюрократических согласованиях, и к настоящему моменту китайской стороной используются альтернативные маршруты через Центральную Азию, минуя Россию [6].

В заключение необходимо отметить, что с помощью комплексного проектирования на основе использования программно-целевого подхода и тщательной проработки отдельных проектов создание новых и развитие существующих конкурентных преимуществ в рамках проекта ОПОП позволит его странам — участницам достигнуть высокого уровня конкурентоспособности сферы туризма на мировом туристическом рынке.

Библиографический список

1. Инициатива совместного строительства «Одного пояса, одного пути»: прогресс, вклад и перспективы. Канцелярия руководящей рабочей группы по продвижению строительства «Одного пояса, одного пути», 2019. ШL://https://шs.•yidaiyilu.gov.cn/doшment/ issue/87094.htm [Электронный ресурс, дата последнего обращения: 01.10.2019]

124

2. Линь Сюэ. (2016) Взаимосвязь стратегии «Один пояс — один путь» и сферы туризма // «Исследования экономического развития». 2016, № 11, часть 2. — С. 173-174.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Проблемы и вызовы китайского туризма в рамках стратегии «Один пояс — один путь» 28.07.2015 // URL: http://www.tripvivid.com/ar-ticles/2645 [Электронный ресурс, дата последнего обращения: 29.09.2019]

4. Программа создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия. URL: http://minpromtorg.govrb.ru/rus-ch-mn.pdf [Электронный ресурс, дата последнего обращения: 08.10.2019]

5. Спартак А.Н. (2017). Метаморфозы процесса регионализации: от торговых региональных соглашений к мегарегиональным проектам // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 10 (4). С 13-37.

6. Ставров И.В. (2017) Экономический коридор Китай — Монголия — Россия в стратегии социально-экономического развития провинции Хэйлунцзян // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 2(79). С. 39-50.

7. Чернова А.Ф. Основные этапы реализации проекта «Экономический пояс Шелкового пути». // Общество и государство в Китае (сборник материалов XLVII научной конференции «Общество и государство в Китае» / Гл. ред.: Кобзев А.И. — М.: Институт востоковедения РАН, 2017. С. 450-457

8. Чжан Линюнь. (2017) Записки о развитии туризма в Китае: «Один пояс — один путь» и развитие индустрии туризма Китая (II), Туристическая трибуна. т. 32 № 6, 2017, с. 1-3.

References

1. Initsiativa sovmestnogo stroitelstva «Odnogo poyasa. odnogo puti»: progress. vklad i perspektivy. Kantselyariya rukovodyashchey rabochey gruppy po prodvizheniyu stroitelstva «Odnogo poyasa. odnogo puti».

2019. URL://https://rus.yidaiyilu.gov.cn/document/issue/87094.htm [Elektronnyy resurs. data poslednego obrashcheniya: 01.10.2019]

2. Lin Syue. (2016) Vzaimosvyaz strategii «Odin poyas — odin put» i sfery turizma // «Issledovaniya ekonomicheskogo razvitiya». 2016. № 11 chast 2. — s.173-174.

3. Problemy i vyzovy kitayskogo turizma v ramkakh strategii «Odin poyas — odin put» 28.07.2015 // URL: http://www.tripvivid.com/articles/2645 [Elektronnyy resurs. data poslednego obrashcheniya: 29.09.2019]

4. Programma sozdaniya ekonomicheskogo koridora Kitay — Mongoliya — Rossiya. URL: http://minpromtorg.govrb.ru/rus-ch-mn. pdf [Elektronnyy resurs. data poslednego obrashcheniya: 08.10.2019]

5. Spartak A.N. (2017). Metamorfozy protsessa regionalizatsii: ot torgovykh regionalnykh soglasheniy k megaregionalnym proyektam // Kontury globalnykh transformatsiy: politika. ekonomika. pravo. 10 (4). 13-37.

6. Stavrov I.V. (2017) Ekonomicheskiy koridor Kitay — Mongoliya — Rossiya v strategii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya provintsii Kheyluntszyan // Tamozhennaya politika Rossii na Dalnem Vostoke. 2017. № 2(79). S. 39-50.

7. Chernova A.F. Osnovnyye etapy realizatsii proyekta «Ekonomich-eskiy poyas Shelkovogo puti». // Obshchestvo i gosudarstvo v Kitaye (sbornik materialov XLVII nauchnoy konferentsii «Obshchestvo i go-sudarstvo v Kitaye» / Gl. red.: Kobzev A. I. M.: Instituta vostokovedeni-ya RAN. 2017. S. 450-457

8. Chzhan Linyun. (2017) Zapiski o razvitii turizma v Kitaye: «Odin poyas — odin put» i razvitiye industrii turizma Kitaya (II). Turisticheskaya tribuna.t.32 № 6. 2017. s.1-3.

Контактная информация

Уржумцева Татьяна Борисовна

Тел.: +7(921)633-91-57

e-mail: apr@finec.ru, t.b.urzhumtseva@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.