Научная статья на тему 'Алгоритм проектирования нравственно формирующего компонента учебного модуля по программам бакалавриата юриспруденции'

Алгоритм проектирования нравственно формирующего компонента учебного модуля по программам бакалавриата юриспруденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / АЛГОРИТМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMANISTIC PARADIGM OF EDUCATION / EDUCATIONAL MODULE / PROFESSIONAL COMPETENCES / GENERAL CULTURAL COMPETENCES / ALGORITHM / PROFESSIONAL AND ETHIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гараев М. И.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки новых технологий формирования профессионально-этической компетентности будущих бакалавров юриспруденции в контексте гуманистической парадигмы образования. Цель статьи направлена на изучение особенностей проектирования нравственно-формирующего компонента учебного модуля по программам бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция». В статье раскрыта реализация выявленных особенностей на примере учебно-модульного обеспечения формирования профессиональных и общекультурных компетенций морально-этической направленности (ОК-1, ОК-6, ПК-9, ППК-10, ППК-11). Автором обоснован алгоритм проектирования нравственно-формирующего компонента учебного модуля в следующей логике: обозначение морально-нравственной проблематики; постановка профессионально-этических целей; определение принципов морально-этической самореализации; разработка содержания; технологическое обеспечение модуля. Полученные результаты рекомендуется использовать в процессе выявления и реализации нравственно-этического потенциала учебного материала в формировании общекультурных и профессиональных компетенций будущих бакалавров юриспруденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гараев М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM FOR DESIGNING A MORALLY FORMING COMPONENT OF THE EDUCATIONAL MODULE ACCORDING TO THE PROGRAMS OF BACHELOR PROVISION OF LAW ENFORCEMENT

The actuality of the article is caused by the necessity to develop new technologies for the formation of professional and ethic competence of future Bachelors of jurisprudence in the context of the humanistic paradigm of education. The purpose of the article is aimed at studying the features of the design of the moral-forming component of the training module for undergraduate programs in the direction of training 40.03.01 "Jurisprudence". The article reveals the implementation of the identified features on the example of the training-module support for the formation of professional and general cultural competencies of moral and ethical orientation (OK-1, OK-6, PC-9, PPK-10, PPK-11). The author substantiates the algorithm for designing the moral-forming component of the training module in the following logic: designation of moral and ethical issues; setting ethical goals; determination of the principles of moral and ethical self-realization; content development; technological support module. The obtained results are recommended for implementation in the process of identifying and implementing the moral and ethical potential of educational material in the formation of the general cultural and professional competencies of future Bachelors of jurisprudence.

Текст научной работы на тему «Алгоритм проектирования нравственно формирующего компонента учебного модуля по программам бакалавриата юриспруденции»

УДК 378

АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО ФОРМИРУЮЩЕГО КОМПОНЕНТА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА ЮРИСПРУДЕНЦИИ

М.И. Гараев

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки новых технологий формирования профессионально-этической компетентности будущих бакалавров юриспруденции в контексте гуманистической парадигмы образования. Цель статьи направлена на изучение особенностей проектирования нравственно-формирующего компонента учебного модуля по программам бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция». В статье раскрыта реализация выявленных особенностей на примере учебно-модульного обеспечения формирования профессиональных и общекультурных компетенций морально-этической направленности (ОК-1, ОК-6, ПК-9, ППК-10, ППК-11). Автором обоснован алгоритм проектирования нравственно-формирующего компонента учебного модуля в следующей логике: обозначение морально-нравственной проблематики; постановка профессионально-этических целей; определение принципов морально-этической самореализации; разработка содержания; технологическое обеспечение модуля. Полученные результаты рекомендуется использовать в процессе выявления и реализации нравственно-этического потенциала учебного материала в формировании общекультурных и профессиональных компетенций будущих бакалавров юриспруденции.

Ключевые слова: гуманистическая парадигма образования, учебный модуль, профессиональные компетенции, общекультурные компетенции, алгоритм, профессионально-этический потенциал.

ALGORITHM FOR DESIGNING A MORALLY FORMING

COMPONENT OF THE EDUCATIONAL MODULE ACCORDING

TO THE PROGRAMS OF BACHELOR PROVISION OF LAW ENFORCEMENT

M. Garaev

Abstract. The actuality of the article is caused by the necessity to develop new technologies for the formation of professional and ethic competence of future Bachelors of jurisprudence in the context of the humanistic paradigm of education. The purpose of the article is aimed at studying the features of the design of the moral-forming component of the training module for undergraduate programs in the direction of training 40.03.01 "Jurisprudence". The article reveals the implementation of the identified features on the example of the training-module support for the formation of professional and general cultural competencies of moral and ethical orientation (OK-1, OK-6, PC-9, PPK-10, PPK-11). The author substantiates the algorithm for designing the moral-forming component of the training module in the following logic: designation of moral and ethical issues; setting ethical goals; determination of the principles of moral and ethical self-realization; content development; technological support module. The obtained results are recommended for implementation in the process of identifying and implementing the moral and ethical potential of educational material in the formation of the general cultural and professional competencies of future Bachelors of jurisprudence.

Keywords: humanistic paradigm of education, educational module, professional competences, general cultural competences, algorithm, professional and ethic potential.

Перед профессиональной школой на современном этапе стоит задача сохранения непреходящих морально-этических ценностей российского образования и обновления его содержания в соответствии с требованиями XXI века. Как показывает мировой опыт, интеграция науки, морали и образования может стать одним из главных источников общественного благосостояния и определять социально-экономическое развитие страны. Эффективность нравственно-ориентированной правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности во многом зависит от качественной

подготовки состояния такой социально-профессиональной группы как юристы.

Специфические особенности деятельности юриста относятся к объективной стороне его этики; в то время как особенности профессионального сознания являются субъективной стороной. На работника сферы юриспруденции возлагается особая моральная ответственность, к нему предъявляются повышенные требования как к личности. Это определяет специфические нормы повеления работников правоохранительных органов. Именно профессиональная этика направлена на

обеспечение нравственного характера взаимоотношений, которые продиктованы спецификой профессиональной деятельности. Работник правоохранительных органов должен быть способным и готовым к решению различных ситуаций, которые возникают во время работы с людьми, к созданию качественных отношений между ними. Профессиональная этика юриста определяет понятия профессиональной чести и иммунитета к различным деформациям в коммуникации, отклонениям от норм законодательства.

Необходимо отметить, что в современном мире доминируют два ценностно -ориентированные направления развития образовательных систем: в основе одной лежит парадигма формирования человека

функциональной рациональности, другая основана на парадигме формирования гуманистической личности. По мнению ученых, можно говорить о кризисных явлениях в образовании, которые обусловлены дефицитом морально-нравственных ценностей в учебном процессе. Отсутствие морально--нравственных образцов, доминирование гламурных установок в процессе формирования личностных ценностей вытесняют исторически сложившиеся нравственные традиции. Несформированность нравственного стержня личности обусловливает нравственный вакуум образовательного пространства. Выход из образовательного тупика исследователи видят в разработке гуманистической парадигмы образования [1].

Гуманистическая (феноменологическая) парадигма образования, реализует условия для нравственного развития и саморазвития обучающегося, предоставления ему свободы морально-этического выбора в реальной жизнедеятельности. Педагоги образовательной юридической практики пытаются внедрить в учебный процесс идеи гуманизации, но отсутствие соответствующих учебно-

методических механизмов препятствует данному внедрению. Необходима разработка новых концептуальных подходов и современных педагогических технологий формирования профессионально-этической компетентности будущих бакалавров юриспруденции, разработанных в рамках гуманистической парадигмы [2].

Профессиональная подготовка будущих бакалавров юриспруденции в вузе направлена на формирование у обучающихся совокупности компетенций, позволяющих выпускникам быть конкурентоспособными в реальных условиях современного социума. Согласно требованиям

федеральных стандартов по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», нравственно формирующий компонент учебного модуля должен ориентироваться на общекультурные и профессиональные компетенции морально - этической обусловленности.

В процессе сопоставления двух стандартов: ФГОС ВО по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр», принятого 4 мая 2010 г. (.№ 464), и ФГОС ВО по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), принятого 3 июня 2013 г. (.№ 4660), мы выявили компетенции морально - этической обусловленности: общекультурные компетенции: формирование мировоззренческой позиции (ОК-1); нравственно - этический

компонент - способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); профессиональные: способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9) в стандарте бакалавра 2010 года и стандарте академического бакалавра 2013 года совпадают. А в стандарте прикладного бакалавра 2013 года профессиональная компетенция (ПК-9) прописана в двух компетенциях: ППК 10 -«способность проявлять при исполнении профессиональных обязанностей

принципиальность, корректность, непредвзятость и уважение прав и законных интересов личности» и в ППК 11 - «способность проявлять непримиримость к коррупционному поведению, ко всем формам унижения человеческой личности».

Таким образом, мы сфокусировали свое внимание на интеграции двух общекультурных компетенций ОК-1 и ОК-6 и профессиональной компетенции: (ПК-9) в стандартах бакалавра 2010 года и академического бакалавра 2013 года, которая в стандарте прикладного бакалавра 2013 года прозвучала уже в двух компетенциях: ППК 10 и ППК 11.

Мы определили педагогические условия учебно-модульного обеспечения интеграции профессиональных и общекультурных компетенций нравственно-ориентированной направленности (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-9, ППК-10, ППК-11) по программам бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01.

«Юриспруденция» в контексте выявления его профессионально-этического потенциала на инвариантном и вариативном уровнях.

Таблица 1. - Педагогические условия учебно-модульного обеспечения интеграции профессиональных и общекультурных компетенций морально-этической направленности (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-9, ППК-10, ППК-11) на инвариантном и вариативном уровнях

Условия Инвариантный компонент Вариативный компонент

1. Постановка целей, содержания, способов и форм подготовки будущего бакалавра в контексте нравственно формирующего компонента Нравственно формирующий компонент содержания общекультурных и профессиональных компетенций Альтернативность применения нравственно-профессиональных компетенций с учетом личностных устремлений обучающихся

2. Прописка нравственно-этической информации в учебном модуле с его личностной интерпретацией Обязательный нравственно формирующий материал в учебном модуле Прикладные материалы, источники в соответствии с личностными установками обучающихся с целью развития нравственно-этических ориентаций в профессиональной деятельности

3. Интеграционная целостность учебной и нравственно -этической информации Взаимосвязь предметных компетенций с общекультурными и профессиональными компетенциями нравственно -этической направленности Разработанные по квалификационным признакам нравственно формирующие проблемные задачи, направленные на обеспечение интеграционной целостности профессиональных и общекультурных компетенций

4. Профессионально-этическое субъект-субъектное взаимодействие: «педагог-обучающийся»; «обучающийся-обучающийся» Систематическая проверка и самопроверка выполнения обучающимися обязательных диагностических и тестовых нравственно формирующих упражнений Включение в нравственно формирующий учебный модуль дополнительной информации, определяющей профессионально-этическое взаимодействие обучающихся

5.Использование алгоритма нравственно формирующего компонента учебного модуля Выявление нравственно формирующего потенциала учебного модуля Подготовка обучающимися учебных проектов профессионально-этической направленности

Разработка нравственно формирующего компонента учебного модуля по программам бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» в контексте выявления его профессионально-этического потенциала, как полагает ряд исследователей [3;4;6], основывается на алгоритме проектировании его следующих компонентов: обозначение профессионально-этических задач; постановка принципов; определение содержания; технологии и методы модуля; разработка условий нравственно формирующего проектирования.

1. В качестве целевой установки выступает определение структурных единиц нравственно формирующего компонента учебного модуля, каждая из которых раскрывается как этап постепенного продвижения студента к достижению профессионально-этической компетентности.

2. В качестве принципов нравственно формирующего учебного модуля выступают принципиальные идеи гуманистической образовательной парадигмы [7]:

- приоритет личности студента; включение мотивационных ресурсов нравственного компонента в восприятие учебного материала

(принцип морально-нравственной личностной мотивации);

- коллективная профессионально-этическая активность обучающихся в процессе учебной деятельности (принцип корпоративной этики, соборности);

- активное нравственно-этическое взаимодействие в процессе дискуссионного обмена мнениями (принцип диалога нравственных культур).

А также, используются принципы субъектного контроля и морально-этической самореализации в творчестве [5].

3. В содержании модуля отбор учебного материала осуществляется с учетом его нравственно формирующего потенциала:

4. Организация средств учебного модуля включает оптимизацию методов субъект-субъектного нравственно-этического взаимодействия: инверсии, эмпатии, толерантности.

Нравственно формирующий компонент учебного модуля обеспечивает следующие показатели образовательного процесса:

- позитивность и успешность в процессе решения задач нравственно-этической направленности;

- субъект-субъектное взаимодействие педагога и обучающихся в процессе творческого познания нравственно-этического содержания учебного материала;

- культурно-нравственный диалог педагога и обучающихся, основанный на взаимоуважении;

- нравственно-этическая оценка студентом своего труда;

- культура этического самоанализа студентов.

Таким образом, в статье представлен

алгоритм разработки нравственно-

формирующего компонента учебного модуля по

программам бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» в контексте гуманистической парадигмы образования в следующей логике: обозначение морально-нравственной проблематики;

постановка профессионально-этических целей; определение принципов морально-этической самореализации; разработка содержания; технологическое обеспечение модуля. Выявлены педагогические условия учебно-модульного обеспечения интеграции профессиональных и общекультурных компетенций морально-этической направленности (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-9, ППК-10, ППК-11) на инвариантном и вариативном уровнях.

Литература:

1. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2007. - № 3. - С. 3-14.

2. Еникеев З.Д. Актуальные проблемы юридического образования и правового воспитания в современной России и других странах СНГ / З.Д. Еникеев // Евразийский журнал. - 2010. - № 11. - С. 1622.

3. Жадан В.Н. Новые федеральные государственные требования к подготовке юристов-бакалавров / В.Н. Жадан // Молодой ученый. - 2017. -№ 12. - С. 491-495.

4. Наумкина В.В. Двухуровневое юридическое образование и компетентностный подход: вопросы

теории / В.В. Наумкина // Юридическое образование и наука. - 2012. - № 4. - С. 13-15.

5. Профессиональная этика юриста: учебное пособие / Н.А. Бояркина и др. - Иркутск: изд-во Иркут. ун-та, 2012. - 121 с.

6. Современная подготовка юристов: бакалавров, специалистов и магистров в вузах России (опыт проектирования и реализации): монография / Н.А. Давыдов, И.И. Аминов, С.П. Поляков; ред. Н. А. Давыдов. - М.: Проспект, 2015. - 208 с.

7. Цамаева А.А. Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущего юриста / А.А. Цамаева // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 11-6. - С. 1386-1389.

Сведения об авторе:

Гараев Марсель Имамутдинович (г. Казань, Россия), старший преподаватель, аспирант ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», e-mail: [email protected]

Data about the author:

M. Garaev (Kazan, Russia), Federal State Official Educational Institution of Higher Education "Kazan Juridical Institute of Internal Affairs Ministry", Senior lecturer, post-graduate student of the Institute of Pedagogy, Psychology and Social problems, e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.