Научная статья на тему 'Алгоритм оценки внешнеэкономического поетнциала промышленного предприятия'

Алгоритм оценки внешнеэкономического поетнциала промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ / СТРУКТУРА / METHODOLOGY / MANAGEMENT / ESTIMATE / EFFICIENCY / POTENTIAL / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манин Петр Владимирович, Чиранова Т. И.

Эффективность и устойчивость деятельности современного промышленного предприятия на внешних рынках во многом определяется его внешнеэкономическим потенциалом, проведя количественную оценку которого можно разработать направления стратегического развития в соответствии с имеющимися возможностями. В рамках данного материала рассмотрены вопросы, составляющие категории внешнеэкономического потенциала (ВП), и методика его количественной оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency and stability of modern industrial enterprise in foreign markets is determined by its external economic potential, which quantitative estimate enables to make trends of strategic development according to opportunities. The paper reveals the issues of the categories of external economic potential (EP) and methodology of its quantitative estimate.

Текст научной работы на тему «Алгоритм оценки внешнеэкономического поетнциала промышленного предприятия»

П.В. Манин, Т.И. Чиранова

АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЕТНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

P. V. Manin, T.I. Chiranova

ESTIMATION ALGORITHM OF EXTERNAL ECONOMIC POTENTIAL OF INDUSTRIAL ENTERPRISE

Ключевые слова: методика, управление, оценка, эффективность, потенциал, структура.

Keywords: methodology, management, estimate, efficiency, potential, structure.

Аннотация

Эффективность и устойчивость деятельности современного промышленного предприятия на внешних рынках во многом определяется его внешнеэкономическим потенциалом, проведя количественную оценку которого можно разработать направления стратегического развития в соответствии с имеющимися возможностями. В рамках данного материала рассмотрены вопросы, составляющие категории внешнеэкономического потенциала (ВП), и методика его количественной оценки.

Abstract

Efficiency and stability of modern industrial enterprise in foreign markets is determined by its external economic potential, which quantitative estimate enables to make trends of strategic development according to opportunities. The paper reveals the issues of the categories of external economic potential (EP) and methodology of its quantitative estimate.

Современная экономическая наука оперирует различными социальноэкономическими методами и приемами оценки эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия, используя группы показателей: внешнеэкономические (маркетинговые), социально-экономические, производственно-экономические, экологические и другие. К группе внешнеэкономических (маркетинговых) показателей, используемых для принятия стратегических решений, можно отнести: емкость и долю внешнего рынка; уровень конкурентоспособности предприятия, продукта; степень использования комплекса маркетинга; характеристику связей с общественностью и лояльность потребителей;

- к группе социально-экономических показателей: уровень потребления товаров, услуг и продуктов питания населением; доли расходов на продукты питания, товары широкого потребления и услуги;

- к группе производственно-экономических показателей: прибыль, рентабельность, объем реализованной продукции, товарность продукции; загруженность производственных мощностей, сбалансированность производства; устойчивость предприятия;

- к группе экологических показателей: качество продукции, уровень экологичности производства и хранения продукции и другие.

Однако большинство перечисленных показателей дает оценку лишь той или иной стороны внешнеэкономической деятельности предприятия, не позволяя системно оценить объект и в дальнейшем воздействовать на него с целью управления, являясь при этом по существу лишь косвенным отражением результативности.

Именно поэтому в современных условиях, требующих высоких темпов научнотехнического прогресса, а также повышенных качественных характеристик продукции, высокой эффективности производства и управления, проблема разработки методики оценки внешнеэкономического потенциала особенно актуальна.

Оценку внешнеэкономического потенциала необходимо использовать при разработке концепции основных направлений экспорта продукции, при составлении программы развития экспортной деятельности предприятия, при определении оптимального сочетания разме-

ров средств, направляемых на развитие внешнеэкономической деятельности. Кроме того, по мнению автора, в целях повышения эффективности управления внешнеэкономическим потенциалом, целесообразно вывести его обобщающий или интегральный показатель. Интегральный показатель позволит в любой момент определить реальный размер внешнеэкономического потенциала и выявить тенденции его развития.

Предлагаемая методика оценки внешнеэкономического потенциала предполагает последовательную оценку его структурных элементов с последующим выведением интегрального показателя. В связи с этим, прежде чем приступить к рассмотрению самой методики, считаем целесообразным определить структуру внешнеэкономического потенциала предприятия.

Существуют различные концепции потенциала предприятия или его составляющих, которые используются для оценки эффективности работы в целом и разработки стратегии и контроля за ее реализацией в частности: концепции производственного потенциала, кадрового потенциала, экономического потенциала, потенциала маркетинга, потенциала региона, стратегического потенциала. Однако реальную конкурентоспособность предприятия на внешних рынках может обеспечить лишь сочетание указанных концепций. Интеграция этих показателей создает конкурентное преимущество, которое многие авторы сводят к стержневой компетенции компании.

Наиболее детально интегральная сущность потенциала предприятия, работающего в рыночных условиях, отражена в работах Е.В. Попова, где в развитие понятия социальноэкономического потенциала предприятия, описанного Г.Б. Клейнером, P.M. Качаловым и В.Л.Тамбовцевым, предложено использование понятия рыночный потенциал в целях более эффективного осуществления стратегического планирования деятельности промышленных предприятий в условиях рынка. В качестве составных частей первого уровня данного интегрального показателя автор выделяет два блока: 1) потенциал маркетинговой деятельности и 2) потенциал управленческой деятельности, которые в процессе декомпозиции до четвертого уровня распадаются на составляющие элементы. Каждый из них подвергается оценке и суммируется в интегральный показатель.

Данный метод, заключающийся в количественной оценке рыночного потенциала предприятия, является важным инструментом маркетингового и стратегического управления, позволяющим реализовывать ресурсный подход в управлении и повышать конкурентоспособность предприятия.

Применив и дополнив данную методику внешнеэкономическими факторами и концепцией ресурсного подхода в стратегическом управлении, предлагаем несколько сместить акценты и дополнить элементы оценки потенциала предприятия. Составляющими блоками, на наш взгляд, должны стать: Блок 1 - Управление, Блок 2 - Внешние рынки, Блок 3 - Ресурсы.

Блок 1 - Управление - задает общий вектор развития, управляет фирмой и ее положением на рынке. Данный блок включает в себя: организационную структуру управления; организацию системы маркетинга предприятия; стратегию, планирование, контроль; сегментирование рынка.

Блок 2 - Внешние рынки - представляет собой совокупность факторов внешней среды, действующих на зарубежных рынках; состоит из рынков и товаров.

Блок 3 - Ресурсы - это материальная и нематериальная основа внешнеэкономического потенциала. В данный блок входят материальные ресурсы, нематериальные активы, кадры и информационные ресурсы.

Суммируя изложенное и внеся некоторые дополнения, под внешнеэкономическим потенциалом будем понимать сумму материальных и нематериальных составляющих, которые субъект может реализовать на зарубежных рынках, используя внешнеориентированную концепцию управления деятельностью предприятия.

Таким образом, категория внешнеэкономического потенциала является интегральной величиной, включающей следующие структурные единицы:

ВП=/(Пі ;П2 ;Пз),

(1)

где П1 - система Управления деятельностью предприятия; П2 - Внешние рынки; П3 - Ресурсы для осуществления внешнеэкономической деятельности.

При этом структурные показатели каждого блока можно подразделить на элементы более низкого порядка. Содержание элементов всех уровней и их детализация показаны в таблице 1.

Так, первый, наиболее крупный уровень, обозначим как системный. В составляющие его блоки (блок Управления П1, блок Внешних рынков - П2 и блок Ресурсов - П3) включены большинство основных показателей, характеризующих внешнеэкономическую деятельность, наиболее полное обладание которыми может привести организацию к достижению максимального результата.

В свою очередь, каждый из этих блоков подразделяется на элементы более низкого порядка следующего, второго уровня детализации, называемого концептуальным уровнем.

Таким образом, блок Управления (П1) включает следующие элементы второго уровня: потенциал организационной структуры управления (П1.2); потенциал организационной системы маркетинга, как системы взаимодействия с рынком (П1.3), потенциал стратегии, планирования и контроля (П1.3), потенциал сегментирования рынка (П1.4) :

П1 = /(П1.1 ;П1.2 ;П1.з П1.4) (2)

На этом же уровне блок П2 представляет собой сумму потенциалов наиболее типичных рыночных инструментов: информации о рынке (П21) и информации о товаре (П22):

П1 = /(П2.1 ;П2.2 ) (3)

В блоке Ресурсов (П3), наряду с материальными ресурсами (П31) и нематериальными активами предприятия (П32), важной составляющей является потенциал кадровых ресурсов (П33), т. е. наличие специалистов, способных выполнять определенные стратегические задачи в условиях рынка, а также наличие и полноценное использование современных информационных технологий (П34) для обеспечения эффективной деятельности:

П3 = /(П3.1 ;П3.2 ;П3.3 П3.4) (4)

В итоге второй уровень внешнеэкономического потенциала объединяет 10 составляющих и является достаточно крупным. Для того, чтобы дать наиболее объективную оценку применимости этого показателя, необходимо выйти на третий, более глубокий уровень детализации, который может быть охарактеризован как методический. Он описывает содержание потенциалов предыдущего уровня и включает 24 показателя.

Таблица 1 - Содержание категории «внешнеэкономический потенциал»

Уровни детализации

Систе- мный Концепту- альный Методический Тактичечкий

1. Управление 1.1 Организационная структура управления 1.1.1 Уровень координации 1.1.1.1 Централизация управления 1.1.1.2 Координация управления

1.1.2 Корпоративная культура 1.1.2.1 Социальная культура 1.1.2.2 Корпоративные установки и убеждения

1.2 Организация системы маркетинга 1.2.1Организацион. форма маркетинга 1.2.1.1 Структура управления маркетингом 1.2.1.1 Форма организации маркетинга

1.2.2 Комплекс маркетинга 1.2.2.1 Товар 1.2.2.2 Цена 1.2.2.3 Продвижение

1.3 Страте- 1.3. 1 Анализ возмож- 1.3.1.1 Анализ внутренних возмож-

гия, планирование, ностей предприятия ностей 1.3.1.2 Анализ внешних факторов

контроль 1.3.2 Вид планирования 1.3.2.1 Стратегическое планирование 1.3.2.2 Оперативное планирование 1.3.2.3 Развитие хозяйственного портфеля

1.3.3 Основа планирования 1.3.3.1 Согласование тактики и стратегии

1.4.4 Контроль 1.4.4.1 Вид контроля 1.4.4.2 Периодичность контроля

1.4 Сегментирование 1.4.1 Сегментирование 1.4.1.1 Признаки сегментирования 1.4.1.2 Работа с целевыми сегментами

рынка 1.4.2 Позиционирование 1.4.2.1 Карта позиционирования 1.4.2.2 Позиционирование конкурентных преимуществ

2. Внешние рынки 2.1 Информация о рынке 2.1.1 Размер потенциального рынка 2.1.1.1 Уровень спроса 2.1.1.2 Уровень предложения

2.1.2 Открытость рынка 2.1.2.1 Торговые ограничения 2.1.2.2 Уровень концентрации 2.1.2.3 Государственное стимулирование

2.2 Информация о товаре 2.2.1 Товар 2.2.1.1 Ассортимент 2.2.1.2 Качество 2.2.1.3 Товарная марка 2.2.1.4 Упаковка

2.2.2 Цена 2.2.2.1 Методы ценообразования 2.2.2.2 Гибкость ценовой политики

2.2.3 Распределение 2.2.3.1 Традиционный канал 2.2.3.2 Интегрированный канал

2.2.4 Продвиженение 2.2.4.1 Реклама 2.2.4.2 Стимулирование сбыта 2.2.4.3 Выставки 2.2.4.4 РЯ

3. Ресурсы 3.1 Материальные ре- 3.1.1 Основные фонды 3.1.1.1 Управленческий учет основных фондов

сурсы 3.1.2 Оборотные фонды 3.1.2.1 Управленческий учет оборотных фондов

3.2 Нематериальные ак- 3.2.1 Деловая репутации 3.2.1.1 Оценка деловой репутации предприятия

тивы 3.2.2 Патенты,лицензии 3.2.2.1 Собственные нематериальные активы 3.2.2.2 Приобретенные нематериальные активы

3.3 Кадры 3.3.1 Обеспеченность 3.3.1.1 Укомплектованность 3.3.1.2 Текучесть

3.3.2 Квалификация 3.3.2.1 Базовая квалификация 3.3.2.2 Переподготовка

3.4 Информационные 3.4.1 Компьютерные программы 3.4.1.1 Программы по управлению 3.4.1.2 Программы по учету

ресурсы 3.4.2 Базы данных 3.4.2.1 Внутренняя база

3.4.2.1 Внешняя база

Первичную, наиболее детальную информацию о состоянии стратегического управления в условиях рынка, которая должна быть проанализирована в результате обследования конкретного объекта, можно получить, выйдя на последний, четвертый, уровень детализации (тактический уровень).

Все перечисленные показатели являются необходимыми составными частями для комплексной оценки внешнеэкономического потенциала и состояния стратегического управления предприятия в условиях рынка. Исключение того или иного показателя или недостаточное внимание к нему неизбежно приведет к потере эффективности всей системы.

Важность каждого показателя целесообразно выразить через систему весовых коэффициентов, необходимость введения которых обусловлена тем, что блоки, составляющие итоговый показатель внешнеэкономического потенциала, по своему объему различны и имеют разную степень значимости. Применение системы весовых коэффициентов дает возможность сопоставления показателей каждого блока. Это придает показателю внешнеэкономического потенциала и методике его оценки универсальность для использования в различных отраслях, а также определенную гибкость в условиях дальнейшего развития рыночных отношений и возможного изменения приоритетов в управлении.

Таким образом, величину внешнеэкономического потенциала предприятия предлагается вычислять последовательно, как сумму потенциалов от четвертого до первого уровня с учетом весовых коэффициентов по каждому из слагаемых:

(5)

где вп; - оцениваемый потенциал; к\ - весовой коэффициент ьго слагаемого потенциала; и . - 1-е слагаемое _]- го потенциала, п - число слагаемых показателей.

Величина внешнеэкономического потенциала выражается в % и показывает уровень использования организацией передовых методов и технологий в области взаимодействия с рынком.

Процесс оценки уровня внешнеэкономического потенциала предлагается проводить в несколько этапов (рисунок 1).

Рисунок 1 - Этапы оценки уровня внешнеэкономического потенциала предприятия

На первом этапе выбираются показатели, позволяющие дать наиболее полную оценку степени взаимодействия предприятия с рынком. Система этих показателей, представляющая собой иерархическую структуру, была представлена в таблице 1.

На следующем этапе разрабатывается анкета, позволяющая оценить состояние всех выделенных показателей в баллах и сравнить с «идеальным» значением, выразив показатель в %. Для учета различной степени значимости показателей и повышения гибкости методики вводится система весовых коэффициентов, величина которых рассчитывается с учетом мнения экспертов.

С целью упрощения расчетов и их автоматизации может быть применена программа в системе Excel, делающая указанную методику доступной для использования любым заинтересованным работником системы управления на любом уровне.

Итак, внешнеэкономический потенциал на уровне предприятия (ВП) следует рассчитывать как сумму потенциалов I уровня по формуле:

ВП = k1n1 + k2n2 + k3n3, (6)

где k1, k2 , k3 - весовые коэффициенты потенциалов I уровня, определенные экспертами в ходе исследования; П1 ;П2 ;П3 - потенциалы блоков 1 уровня: Управления, Внешних рынков и Ресурсов.

В свою очередь, потенциалы более низких уровней по каждому блоку рассчитываются как % от максимально возможного количества баллов, полученных при анкетном обследовании, умноженный на коэффициент соответствующего весового показателя.

Внешнеэкономический потенциал, как итоговый показатель, может быть рассчитан как на уровне предприятия, так и на уровне какого-то более крупного субъекта рынка, например, отрасли или региона в целом.

Апробация разработанной методики проводилась на примере трех предприятий Республики Мордовия, обладающих наибольшей долей во внешнеторговом обороте региона.

В ходе исследования были рассчитаны значения внешнеэкономического потенциала (ВП) каждого предприятия, участвующего в исследовании, а также средние значения ВП.

Значение показателя внешнеэкономического потенциала предприятия для I уровня определялось по формуле:

ВП = 0,31 П 1 + 0,33 П 2 + 0,36 П 3 (7)

В свою очередь, показатели П1, П2 и ПЗ с учетом весовых коэффициентов:

П 1 = 0,28 П 1.1 + 0,28 П 1.2 + 0,26 П 1.3 + 0,18 П 1.4 (8)

П2= 0,5 П 2.1 + 0,5 П 2.2 (9)

П 3 = 0,22 П 3.1 + 0,26 П 3.2 + 0,27 П 3.3 + 0,25 П 3.4 (10)

Итоговое значение показателя ВП и его составляющих для предприятий промышленности Республики Мордовия представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Уровень использования внешнеэкономического потенциала предприятиями (%)

Показатель ОАО «Лисма» ОАО «Завод Сарансккабель» ОАО «Электровыпрямитель» ВП в среднем

П1 Управление 30,44 58,81 13,09 34,13

П1.1 Организационная структура управления 42,39 64,58 12,50 43,75

П1.2 Организация системы маркетинга 40,88 55,50 26,67 42,29

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П1.3 Стратегия, планирование и контроль 18,37 62,25 8,17 25,64

П1.4 Сегментирование рынка 13,04 50,00 0,00 18,75

П2 Внешние рынки 37,46 55,10 16,26 38,78

П2.1 Информация о рынках 38,79 51,88 21,02 39,58

П2.2 Информация о товаре 36,13 58,32 11,49 37,98

ПЗ Ресурсы 36,81 60,56 21,49 39,82

П3.1 Материальные ресурсы 32,02 55,53 18,89 35,20

П3.2 Нематериальные активы 44,93 72,22 33,33 48,96

ПЗ.З Кадры 45,83 70,92 16,67 47,80

П3.4 Информационные ресурсы 22,85 41,68 16,67 25,78

ВП Внешнеэкономический потенциал 35,05 58,22 17,16 37,72

Результаты исследования показали, что внешнеэкономический потенциал региона используется лишь на 37,72 % от возможного значения.

Из трех исследуемых предприятий в наименьшей степени реализуется потенциал ОАО «Электровыпрямитель» - на 17,16%. Это является результатом того, что практически полностью разрушены межотраслевые связи и отсутствует инфраструктура, предприятие использует устаревшую и малоэффективную систему управления. Кроме того, предприятие практически не осваивает новых рынков и новых видов продукции.

Внешнеэкономический потенциал ОАО «Лисма», являющегося крупнейшим светотехническим предприятием Восточной Европы, используется немногим более, чем на треть.

Результаты показывают, что в наибольшей степени готов к внешнеэкономической деятельности ОАО «Завод Сарансккабель».

Для обеспечения объективности сделанных нами расчетов сопоставим их с рентабельностью данных предприятий и объемами реализованной ими продукции на зарубежных рынках. Корреляционно-регрессионный анализ и поверка существенности связи указывает на статистическую значимость полученных результатов (таблица 3).

Таблица 3 - Статистическая оценка показателей связи внешнеэкономического потенциала с объемом реализации экспортной продукции и рентабельностью

Наименование показателя 5 2 г М ^0,05 Значимость, взаимосвязь

Объем реализации экспортной продукции 0,77585 0,60194 10,67561 2,042 + тесная

Р ентабельность 0,71197 0,50691 7,90858 2,042 + тесная

Полученные значения показывают, что все рассмотренные показатели финансовохозяйственной деятельности имеют положительную прямую зависимость от уровня внешнеэкономического потенциала, причем наиболее тесная связь отмечается между внешнеэкономическим потенциалом и объемом реализованной экспортной продукции, который может служить косвенным показателем доли рынка, занимаемой организацией. Рассчитанный уровень коэффициента детерминации г2 показывает, что половина общей вариации результативного признака (рентабельности) определяется изучаемым факторным признаком, а величина объема реализованной продукции на 60,2% определяется влиянием уровня внешнеэкономического потенциала. Следовательно, чем лучше предприятие владеет системой взаимодействия с рынком, тем большую долю на рынке оно может занять и рассчитывать на большую долю прибыли.

Полученную информационную модель можно использовать для определения возможного значения основных показателей финансово-хозяйственной деятельности относительно того или иного уровня внешнеэкономического потенциала, осуществляя, таким образом, планирование и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности.

Использование полученных уравнений регрессии позволяет сравнить фактический уровень внешнеэкономического потенциала предприятия с теоретически возможным, а следовательно, определить возможный уровень резерва в управлении развитием потенциала и получении дополнительной прибыли.

Исследования показывают, что в достижении наивысшего уровня внешнеэкономического потенциала наиболее значительную роль играет система рыночно-ориентированного управления. Только его высокий уровень может обеспечить эффективное применение соответствующих инструментов и использование ресурсов.

Таким образом, показатель внешнеэкономического потенциала дает производителям объективную информацию о собственной конкурентоспособности и может служить для оценки эффективности стратегического управления, а также одним из инструментов прогнозирования внешнеэкономической деятельности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.