Научная статья на тему 'Алгоритм управления внешнеэкономическим потенциалом промышленного предприятия'

Алгоритм управления внешнеэкономическим потенциалом промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / УПРАВЛЕНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ALGORITHM / EXPORT / IMPORT / MANAGEMENT / POTENTIAL / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чиранова Т. И.

Современная экономическая наука предлагает ограниченный инструментарий по управлению внешнеэкономическим потенциалом предприятия. Использование алгоритма управления внешнеэкономическим потенциалом позволит повысить эффективность работы как отдельного предприятия, так и региона или отрасли в целом. Определив существующий уровень внешнеэкономического потенциала и наиболее слабые его составляющие с помощью предлагаемого алгоритма действий, можно добиться улучшения этих показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern economics offers limited tools for management of external economic potential of enterprise. Using management algorithm of external economic potential will increase work efficiency as a single enterprise and region or the industry as a whole. Having determined the current level of external economic potential and its weakest components using the proposed algorithm, we can succeed in improvement of these indicators.

Текст научной работы на тему «Алгоритм управления внешнеэкономическим потенциалом промышленного предприятия»

Т. И. Чиранова

АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

T.I. Chiranova

MANAGEMENT ALGORITHM OF EXTERNAL ECONOMIC POTENTIAL OF INDUSTRIAL ENTERPRISE

Ключевые слова: алгоритм, экспорт, импорт, управление, потенциал, эффективность.

Keywords: algorithm, export, import, management, potential, efficiency.

Аннотация

Современная экономическая наука предлагает ограниченный инструментарий по управлению внешнеэкономическим потенциалом предприятия. Использование алгоритма управления внешнеэкономическим потенциалом позволит повысить эффективность работы как отдельного предприятия, так и региона или отрасли в целом. Определив существующий уровень внешнеэкономического потенциала и наиболее слабые его составляющие с помощью предлагаемого алгоритма действий, можно добиться улучшения этих показателей.

Abstract: Modern economics offers limited tools for management of external economic potential of enterprise. Using management algorithm of external economic potential will increase work efficiency as a single enterprise and region or the industry as a whole. Having determined the current level of external economic potential and its weakest components using the proposed algorithm, we can succeed in improvement of these indicators.

В настоящее время экономическая наука предлагает лишь отдельные инструменты воздействия на внешнеэкономический потенциал промышленного предприятия. При этом отсутствует какой-либо механизм взаимодействия данных инструментов и методов. Более того, не применяется никакая система оценки воздействия данных инструментов на степень использования внешнеэкономического потенциала или других показателей деятельности предприятия.

Формирование алгоритма действий по тактическому управлению внешнеэкономическим потенциалом позволит руководству предприятия:

- во-первых, перевести задачи, решаемые при данном управлении, из разряда слабоструктурированных на уровень структурированных, что в значительной степени повысит оперативность применяемых решений;

- во-вторых, повысить результативность принимаемых решений за счет использования эффективных и опробованных инструментов, в наибольшей степени подходящих для применения к определенным элементам внешнеэкономического потенциала в конкретный промежуток времени;

- в-третьих, снизить внешнеэкономические риски и повысить обоснованность принимаемых решений на основе проверки эффективности применяемых инструментов и мероприятий.

Отсутствие четкого алгоритма тактического управления внешнеэкономическим потенциалом остается одной из главных проблем. Однако разработано множество вариантов развития экспортного производства, экспортно-сбытовой деятельности, инвестиционных мероприятий. На основе изученного научного материала и анализа промышленных предприятий нами предлагается алгоритм управления внешнеэкономическим потенциалом, использование которого позволит увеличить внешнеэкономический потенциал промышленных предприятий и эффективно реализовать его.

Предлагаемый алгоритм управления основан на структуре внешнеэкономического потенциала, состоящего из трех ключевых частей, описанных выше: П1 - Управленческий по-

тенциал, П2 - Товарный потенциал и П3 - Ресурсный потенциал. Данный алгоритм может применяться дифференцированно по различным промышленным предприятиям, в зависимости от уровня развития их внешнеэкономических потенциалов.

Алгоритм управления внешнеэкономическим потенциалом предполагает выявление наиболее «слабых» его элементов на основе методики, описанной в первом параграфе данной главы. При этом необходимо отметить, что величина интегрального показателя внешнеэкономического потенциала, как и результативность всей системы в целом, будет определяться «слабым звеном», т.е. наименее развитой его составляющей. Отсюда порядок управления потенциалом на основе предлагаемого алгоритма следующий:

- определение минимального значения среди показателей I уровня (блок П1 - Управленческий потенциал, П2 -Товарный потенциал или П3 - Ресурсный потенциал);

- определение минимальных значений на следующих уровнях в каждом блоке и, согласно предложенному алгоритму управления, разработка конкретных направлений действий, при детализации которых следует отдавать приоритет тем показателям, которые имеют большее значение весового коэффициента;

- переход на следующий минимальный элемент внешнеэкономического потенциала.

Разработанная методика позволяет использовать данный инструмент в качестве многовариантных управленческих решений, которые дают возможность прогнозировать изменения уровня внешнеэкономического потенциала и зависимых от него уровня рентабельности и объема экспорта продукции в соответствии с выбором того или иного объекта воздействия в системе, а также того или иного варианта стратегического развития промышленного предприятия. Алгоритм управления внешнеэкономическим потенциалом может применяться и в качестве инструмента тактического на уровне управлениях как отдельного хозяйствующего субъекта, так и региона в целом.

Рассмотрим подробнее применение алгоритма управления внешнеэкономическим потенциалом предприятия «Электровыпрямитель» при реализации выбранной стратегии развития. Ранее нами было определено, что в создавшихся условиях наиболее целесообразным будет применение стратегии концентрической диверсификации, которая позволит увеличить внешнеэкономический потенциал за счет более точечной сегментации предприятия. Данная стратегия предполагает не разработку нового товара, а лишь увеличение его параметрических рядов и усиление отдельных конкурентных позиций на уже используемом сегменте рынка.

Проведенное исследование показало, что уровень внешнеэкономического потенциала ОАО «Электровыпрямитель» до управленческого воздействия составлял 35,05%. В структуре показателей внешнеэкономического потенциала наименьшее значение имел блок П1 -Управленческий потенциал (30,44%), внутри блока показатели второго уровня имели следующие значения: П1.1 - Организация системы ВЭД (42,39%), П1.2 - Стратегия, планирование контроль (40,88%), П1.3 - Сегментация рынка (18,37), П1.4 - Маркетинговая информация (13,01). Управление внешнеэкономическим потенциалом по данному блоку представлено в таблице 3.7.

Таким образом, наиболее слабым звеном второго уровня является блок Маркетинговой информации. Именно на данный блок необходимо воздействовать в первую очередь для увеличения использования блока П1 и, соответственно, всего внешнеэкономического потенциала.

В целях усиления данного блока, нами в первую очередь, предлагается организовать маркетинговое исследование существующих рынков сбыта продукции ОАО «Электровыпрямитель». В настоящее время подобных исследований не проводится, и менеджерам при управлении внешнеэкономическим потенциалом приходится руководствоваться лишь вторичной информацией о данных рынка. Исследования должны быть диверсифицированы и предполагать изучение как спроса, так и предложения на данных рынках.

Разработанная методика и программа расчета с использованием регрессионной модели позволяет прогнозировать изменения в конкретных блоках внешнеэкономического потен-

циала в ходе управленческого воздействия и оценивать результативность этих изменений. Так, реализация мер по организации маркетинговых исследований внешнеэкономических рынков сбыта ОАО «Электровыпрямитель», с увеличением последних до 50%, приведет к повышению уровня Блока П1 внешнеэкономического потенциала до 37,07%. В результате данного управленческого воздействия реализация внешнеэкономического потенциала возрастет на 2,05% и составит 37,1%.

Таблица 1 - Управление внешнеэкономическим потенциалом ___________ОАО «Электровыпрямитель»____________________

Показатель До управленческих воздействий Очередность воздействия Изменения в результате воздействия

1 2 3

П1 Управленческий потенциал 30,44 * * « Создание внешней и внутренней баз данных 37,07

П1.1 Организация системы ВЭД 42,39 Я ш 8 и ^ Й « Э 43,75

П1.2 Стратегия, планирование и контроль 40,88 К В ч сЗ £ а и Й Ч а а Я О га а -1 £ 8 42,29

П1.3 Сегментирование рынка 18,37 ' 25,64

П1.4 Маркетинговая информация 13,04 46,96% 50

П2 Товарный потенциал 37,46 38,78

П2.1Конкурентоспособность 38,79 39,58

П2.2 Факторы сбыта 36,13 37,98

ПЗ Ресурсный потенциал 36,81 56,09

П3.1 Материальные ресурсы 32,02 35,20

П3.2 Нематериальные активы 44,93 48,96

ПЗ.З Кадры 45,83 47,80

П3.4 Информационные ресурсы 22,85 78,15% 100

ВЭП внешнеэкономический потенциал 35,05 37,1 44,04 44,04

Следующим шагом в управлении внешнеэкономическим потенциалом будет воздействие на блок 3 - Ресурсный потенциал, теперь находящийся в минимуме. Внутри этого блока первоочередная работа требуется в направлении 3.4 Информационные ресурсы. Создание внутренней и внешней базы данных позволит увеличить уровень ВЭП еще на 6,94%. И в результате применяемых мер значение потенциала блока П3 возрастет до 56,09%.

Предлагаемая методика позволяет руководителям осуществлять выбор тех или иных воздействий (в пределах рекомендуемых направлений), способных дать промышленному

предприятию наибольший экономический эффект в конкретных условиях и на перспективу.

Анализ использования внешнеэкономического потенциала ОАО «Электровыпрямитель» позволил нам выявить его слабые места, которые требуют целенаправленного воздействия. В связи с этим, на основе разработанного алгоритма управления и в соответствии с выбранной ранее стратегией развития внешнеэкономического потенциала - концентрической диверсификацией - нами предложен ряд мероприятий, позволяющих в значительной степени увеличить показатели его использования.

Предлагаемые направления являются первоочередными при реализации внешнеэкономического потенциала и должны реализовываться в соответствии с алгоритмом его управления. ( таблица 2).

Таблица 2 - Направления воздействия управленческих мероприятий

Уровень П1 Уровень П2 Минимальный уровень Направления воздействия управленческих мероприятий

1. Управленческий потенциал 1.3 Сегментирование рынка Определение более четких сегментов сбыта продукции, отвечающих стратегии концентрической диверсификации. Обеспечение позиционирования предприятия в данных сегментах.

1.4 Маркетинговая информация Организация маркетинговых исследований, существующих рынков сбыта на основе полевых исследований и вторичной информации. Активное использование все источников маркетинговой информации для принятия стратегических и тактических управленческих решений; текущей маркетинговой информации разных уровней о конъюнктуре рынка; привлечение внешних специалистов про проведению маркетинговых исследований внешних рынков; изучение запросов целевых потребителей.

2. Товарный потенциал 2.1 Конкурентоспособность Увеличение параметрических рядов производимой продукции за счет расширения спектра качественно-технических характеристик продукции, направленных на удовлетворение спроса конкретных сегментов рынка. Обращение внимания на энергоемкость и экономичность в потреблении сырья на единицу товара; стоимость сырья и эксплуатационных материалов; характер технологии и уровень безопасности потребления, экологическую чистоту и уровень загрязнения окружающей среды; надежность, периодичность и стоимость ремонтов и технического обслуживания.

2.2 Факторы сбыта Проведение мероприятий по обеспечению узнаваемости торговой марки «Электровыпрямитель» и его продукции.

Использование нескольких методов ценообразования на продукцию предприятия; разработка четкой системы скидок в целях стимулирования целевой аудитории.

Разработка и применение системы дистрибуции продукции предприятия на зарубежных рынках, обеспечивающей более прозрачное движение товара до конкретного потребителя. Активное применение системы продвижения товара как посредством выставок, так и интернета.

3.Ресурсный потенциал 3.1 Материальные ресурсы Укрепление ресурсной базы предприятия за счет применения лизинга и более активного участия в региональных и федеральных программах субсидирования экспортеров отечественной продукции

3.4 Информационные ресурсы Создание внутренней базы данных о деятельности предприятия, позволяющей своевременно и точно проводить мероприятия эккаунтиг-мененджмента. Формирование внешней базы предприятия с целью своевременного использования при принятии управленческих решений

На данном этапе стратегического управления внешнеэкономическим потенциалом целесообразно проводить оценку предполагаемых управленческих воздействий на него. Необходимо определять взаимосвязь результатов воздействия на внешнеэкономический потенциал и его изменения с другими показателями деятельности предприятия.

В рамках данного исследования нами было выбрано два основных показателя, по которым мы можем судить об эффективности принимаемых решений в отношение элементов внешнеэкономического потенциала - рентабельность и объемы экспортных поставок.

Изменения уровня использования внешнеэкономического потенциала имеют прямую корреляционную зависимость с рентабельностью и объемами экспортных поставок. Более того, данная зависимость является тесной. В связи с этим мы можем определить, как изменятся рентабельность и объемы экспортных поставок в результате предлагаемых нами управленческих воздействий на элементы внешнеэкономического потенциала - маркетинговую информацию и информационные ресурсы.

Так, обеспечение предприятием маркетинговой информацией на 50% от максимального значения позволит увеличить рентабельность предприятия на 2% и экспортные поставки на 10%. В то же время, применение управленческих мероприятий к блоку информационные ресурсы обеспечит рост данных показателей на 5% и 13% соответственно.

Кроме того, использование формулы уравнения регрессии для прогнозировании уровня рентабельности, необходимой для ведения расширенного производства и составляющей 25%, позволит определить уровень внешнеэкономического потенциала ОАО «Электровыпрямитель», необходимый для достижения данной прогнозной величины. Согласно проведенным расчетам, уравнение регрессии показателей внешнеэкономического потенциала и рентабельности имеет вид:

Рентабельность = -9,651 +0,704 ВЭП

ВЭП = 49,22%.

Определенный уровень ВЭП на 14,17 % выше, чем фактический (который составил 35,05%), и для его достижения необходимо использовать на стратегическом уровне концепцию концентрической диверсификации, а на тактическом - алгоритм управления внешнеэкономическим потенциалом, предложенные выше.

По той же схеме можно рассчитать и уровень реализации внешнеэкономического потенциала, необходимый для обеспечения определенных объемов экспортной продукции. Расчетный показатель в данном случае будет иметь вид:

Экспорт = -23,318+1,725 ВЭП

Таким образом, предлагаемый алгоритм управления внешнеэкономическим потенциалом позволит осуществлять эффективное воздействие как на отдельные его составляющие, так и на всю систему ВЭД предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.