УДК: 339.9 ББК: 65.3
Манин П.В.
АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Manin P. V.
APPRAISAL ALGORITHM OF INDUSTRIAL ENTERPRISE FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY POTENTIAL
Ключевые слова: внешнеэкономический потенциал, алгоритм оценки, методика оценки, уровень потенциала, стратегическое управление.
Keywords: appraisal algorithm of industrial, enterprise foreign economic, activity potential.
Аннотация: в статье дается определение внешнеэкономического потенциала промышленного предприятия, выделяются его базовые элементы, приводится алгоритм оценки внешнеэкономического потенциала промышленного предприятия, обосновываются результаты оценки внешнеэкономического потенциала промышленных предприятий региона, выделяются факторы, влияющие на эффективность использования внешнеэкономического потенциала промышленного предприятия.
Annotation: within the article there is a definition of enterprise management foreign economic activity potential given, its basic elements are distinguished, appraisal algorithm is given, estimate results of industrial enterprise foreign economic activity potential in region are substantiated, influence factors of use efficiency industrial enterprise foreign economic activity potential are introduced.
Эффективность и устойчивость деятельности современного промышленного предприятия на внешних рынках во многом определяется его внешнеэкономическим потенциалом, проведя количественную оценку которого, можно разработать направления стратегического развития в соответствии с имеющимися возможностями. В рамках данного материала рассмотрены вопросы, составляющие категории внешнеэкономического потенциала (ВП) и методики его количественной оценки.
Современная экономическая наука оперирует различными социальноэкономическими методами и приемами оценки эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия, используя группы показателей: внешнеэкономические (маркетинговые), социально-экономи-
ческие, производственно-экономические, экологические и другие:
- к группе внешнеэкономических (маркетинговых) показателей, используемых для принятия стратегических решений, можно отнести: емкость и долю внешнего рынка; уровень конкурен-
тоспособности предприятия, продукта; степень использования комплекса маркетинга; характеристику связей с общественностью и лояльность потребителей;
- к группе социально-экономических показателей: уровень потребления товаров, услуг и продуктов питания населением; доли расходов на продукты питания, товары широкого потребления и услуги;
- к группе производственноэкономических показателей: прибыль, рентабельность, объем реализованной продукции, товарность продукции; загруженность производственных мощностей, сбалансированность производства; устойчивость предприятия;
- к группе экологических показателей: качество продукции, уровень экологичности производства и хранения продукции и другие.
Однако большинство перечисленных показателей дает оценку лишь той или иной стороны внешнеэкономической деятельности предприятия, не позволяя системно оценить объект и в дальнейшем воздействовать на него с целью управления, являясь при
этом по существу лишь косвенным отражением результативности.
Именно поэтому, в современных условиях, требующих высоких темпов научнотехнического прогресса, а также повышенных качественных характеристик продукции, высокой эффективности производства и управления, проблема разработки методики оценки внешнеэкономического потенциала особенно актуальна.
Оценку внешнеэкономического потенциала необходимо использовать при разработке концепции основных направлений экспорта продукции, при составлении программы развития экспортной деятельности предприятия, при определении оптимального сочетания размеров средств, направляемых на развитие внешнеэкономической деятельности. Кроме того, по мнению автора, в целях повышения эффективности управления внешнеэкономическим потенциалом, целесообразно вывести его обобщающий или интегральный показатель. Интегральный показатель позволит в любой момент определить реальный размер внешнеэкономического потенциала и выявить тенденции его развития.
Предлагаемая методика оценки внешнеэкономического потенциала предполагает последовательную оценку его структурных элементов с последующим выведением интегрального показателя. В связи с этим, прежде чем приступить к рассмотрению самой методики, считаем целесообразным определить структуру внешнеэкономического потенциала предприятия.
Существуют различные концепции потенциала предприятия или ее составляющих, которые используются для оценки эффективности работы в целом и разработки стратегии и контроля за ее реализацией в частности: концепция производственного
потенциала, кадрового потенциала, экономического потенциала, потенциала маркетинга, потенциала региона, стратегического потенциала. Однако реальную конкурентоспособность предприятия на внешних рынках может обеспечить лишь сочетание указанных концепций. Интеграция этих показателей создает конкурентное преимущество, которое многие авторы сводят к стержневой компетенции компании.
Наиболее детально интегральная сущность потенциала предприятия, работающего в рыночных условиях, отражена в работах Е.В. Попова, где в развитие понятия социально-экономического потенциала предприятия, описанного Г.Б. Клейнером, P.M. Качаловым и В.Л. Тамбовцевым, предложено использование понятия рыночный потенциал в целях более эффективного осуществления стратегического планирования деятельности промышленных предприятий в условиях рынка. В качестве составных частей первого уровня данного интегрального показателя автор выделяет два блока: 1) потенциал маркетинговой деятельности и 2) потенциал управленческой деятельности, которые в процессе декомпозиции до четвертого уровня распадаются на составляющие элементы. Каждый из них подвергается оценке и суммируется в интегральный показатель.
Данный метод, заключающийся в количественной оценке рыночного потенциала предприятия, является важным инструментом маркетингового и стратегического управления, позволяющим реализовать ресурсный подход в управлении и повышать конкурентоспособность предприятия.
Применив и дополнив данную методику внешнеэкономическими факторами и концепцией ресурсного подхода в стратегическом управлении, предлагаем несколько сместить акценты и дополнить элементы оценки потенциала предприятия. Составляющими блоками, на наш взгляд, должны стать: Блок 1 - Управление, Блок 2 - Внешние рынки, Блок 3 - Ресурсы.
Блок 1 - Управление задает общий вектор развития, управляет фирмой и ее положением на рынке. Данный блок включает в себя: организационную структуру управления; организацию системы маркетинга предприятия; стратегию, планирование, контроль; сегментирование рынка.
Блок 2 - Внешние рынки представляет собой совокупность факторов внешней среды, действующих на зарубежных рынках, состоящих из рынков и товаров.
Блок 3 - Ресурсы, это материальная и нематериальная основа внешнеэкономического потенциала. В данный блок входят
материальные ресурсы, нематериальные активы, кадры и информационные ресурсы.
Суммируя изложенное и внеся некоторые дополнения, под внешнеэкономическим потенциалом будем понимать сумму материальных и нематериальных составляющих, которые субъект может реализовать на зарубежных рынках, используя внешнеориентированную концепцию
управления деятельностью предприятия.
Таким образом, категория внешнеэкономического потенциала является интегральной величиной, включающей следующие структурные единицы:
ВП=/(П1 ;П2 ;П3), (1)
где:
П1 - система Управления деятельностью предприятия;
П2 — Внешние рынки;
П3 - Ресурсы для осуществления внешнеэкономической деятельности.
При этом структурные показатели каждого блока можно подразделить на элементы более низкого порядка. Содержание элементов всех уровней и их детализация показаны в таблице 1.
Так, первый, наиболее крупный уровень, обозначим как системный. В составляющие его блоки (блок Управления П1, блок Внешних рынков - П2 и блок Ресурсов
- П3) включены большинство основных показателей, характеризующих внешнеэкономическую деятельность, наиболее полное обладание которыми может привести организацию к достижению максимального результата.
В свою очередь, каждый из этих блоков подразделяется на элементы более низкого порядка следующего, второго уровня детализации, называемого концептуальным уровнем.
Таким образом, блок Управления (П1) включает следующие элементы второго уровня: потенциал организационной структуры управления (П1.2); потенциал организационной системы маркетинга как системы взаимодействия с рынком (П1.3), потенциал стратегии, планирования и контроля (П1.3), потенциал сегментирования рынка (П1.4):
П1 = /(П1.1 ;П1.2 ;П1.3 П1.4) (2)
На этом же уровне блок П2 представляет собой сумму потенциалов наиболее типичных рыночных инструментов: информации о рынке (П2.1) и информации о товаре (П2.2):
П1 = /(П2.1 ;П2.2 ) (3)
В блоке Ресурсов (П3), наряду с материальными ресурсами (П3.1) и нематериальными активами предприятия (П3.2), важной составляющей является потенциал кадровых ресурсов (П3.3), т. е. наличие специалистов, способных выполнять определенные стратегические задачи в условиях рынка, а также наличие и полноценное использование современных информационных технологий (П3.4) для обеспечения эффективной деятельности:
П3 = /(П3.1 ;П3.2 ;П3.3 П3.4) (4)
В итоге второй уровень внешнеэкономического потенциала объединяет 10 составляющих и является достаточно крупным. Для того, чтобы дать наиболее объективную оценку применимости этого показателя, необходимо выйти на третий, более глубокий уровень детализации, который может быть охарактеризован как методический. Он описывает содержание потенциалов предыдущего уровня и включает 24 показателя.
Первичную, наиболее детальную информацию о состоянии стратегического управления в условиях рынка, которая должна быть проанализирована в результате обследования конкретного объекта, можно получить, выйдя на последний, четвертый, уровень детализации (тактический уровень).
Все перечисленные показатели являются необходимыми составными частями для комплексной оценки внешнеэкономического потенциала и состояния стратегического управления предприятия в условиях рынка. Исключение того или иного показателя или недостаточное внимание к нему неизбежно приведет к потере эффективности всей системы.
Таблица 1 - Содержание категории «внешнеэкономический потенциал»
Уровни детализации
Систем- ный Концептуальный Методический Тактический
1. Управление 1.1 Организационная структура управления 1.1.1 Уровень координации 1.1.1.1 Централизация управления 1.1.1.2 Координация управления
1.1.2 Корпоративная культура 1.1.2.1 Социальная культура 1.1.2.2 Корпоративные установки и убеждения
1.2 Организация системы маркетинга 1.2.1 Организацион. форма маркетинга 1.2.1.1 Структура управления маркетингом 1.2.1.1 Форма организации маркетинга
1.2.2 Комплекс маркетинга 1.2.2.1 Товар 1.2.2.2 Цена 1.2.2.3 Продвижение
1.3 Стратегия, планирование, контроль 1.3.1 Анализ возможностей предприятия 1.3.1.1 Анализ внутренних возможностей 1.3.1.2 Анализ внешних факторов
1.3.2 Вид планирования 1.3.2.1 Стратегическое планирование 1.3.2.2 Оперативное планирование 1.3.2.3 Развитие хозяйственного портфеля
1.3.3 Основа планирования 1.3.3.1 Согласование тактики и стратегии
1.4.4 Контроль 1.4.4.1 Вид контроля 1.4.4.2 Периодичность контроля
1.4 Сегментирование рынка 1.4.1 Сегментирование 1.4.1.1 Признаки сегментирования 1.4.1.2 Работа с целевыми сегментами
1.4.2 Позиционирование 1.4.2.1 Карта позиционирования 1.4.2.2 Позиционирование конкурентных преимуществ
2. Внешние рынки 2.1 Информация о рынке 2.1.1 Размер потенциального рынка 2.1.1.1 Уровень спроса 2.1.1.2 Уровень предложения
2.1.2 Открытость рынка 2.1.2.1 Торговые ограничения 2.1.2.2 Уровень концентрации 2.1.2.3 Государственное стимулирование
2.2 Информация о товаре 2.2.1 Товар 2.2.1.1 Ассортимент 2.2.1.2 Качество 2.2.1.3 Товарная марка 2.2.1.4 Упаковка
2.2.2 Цена 2.2.2.1 Методы ценообразования 2.2.2.2 Гибкость ценовой политики
2.2.3 Распределение 2.2.3.1 Традиционный канал 2.2.3.2 Интегрированный канал
2.2.4 Продвиженение 2.2.4.1 Реклама 2.2.4.2 Стимулирование сбыта 2.2.4.3 Выставки 2.2.4.4 РЯ
3. Ресурсы 3.1 Материальные ресурсы 3.1.1 Основные фонды 3.1.1.1 Управленческий учет основных фондов
3.1.2 Оборотные фонды 3.1.2.1 Управленческий учет оборотных фондов
3.2 Нематериальные активы 3.2.1 Деловая репутация 3.2.1.1 Оценка деловой репутации предприятия
3.2.2 Патенты, лицензии 3.2.2.1 Собственные нематериальные активы 3.2.2.2 Приобретенные нематериальные активы
3.3 Кадры 3.3.1 Обеспеченность 3.3.1.1 Укомплектованность 3.3.1.2 Текучесть
3.3.2 Квалификация 3.3.2.1 Базовая квалификация 3.3.2.2 Переподготовка
3.4 Информационные ресурсы 3.4.1 Компьютерные программы 3.4.1.1 Программы по управлению 3.4.1.2 Программы по учету
3.4.2 Базы данных 3.4.2.1 Внутренняя база 3.4.2.1 Внешняя база
Важность каждого показателя целесообразно выразить через систему весовых коэффициентов, необходимость введения которых обусловлена тем, что блоки, составляющие итоговый показатель внешнеэкономического потенциала, по своему объему различны и имеют разную степень значимости. Применение системы весовых коэффициентов дает возможность сопоставления показателей каждого блока. Это придает показателю внешнеэкономического потенциала и методике его оценки универсальность для использования в различных отраслях, а также определенную гибкость в условиях дальнейшего развития рыночных отношений и возможного изменения приоритетов в управлении.
В рамках данного исследования, на основании экспертных оценок, нами была разработана система весовых коэффициентов важности каждой переменной внешнеэкономического потенциала (таблица 2).
Таким образом, величину внешнеэкономического потенциала предприятия предлагается вычислять последовательно как сумму потенциалов от четвертого до первого уровня с учетом весовых коэффициентов по каждому из слагаемых:
В Пу=2”= 1*I П¿у, (5)
где:
В Пу - оцениваемый потенциал;
к I - весовой коэффициент ьго слагаемого потенциала;
П ¿у 1-е слагаемое j- го потенциала;
п - число слагаемых показателей.
Величина внешнеэкономического потенциала выражается в % и показывает уровень использования организацией передовых методов и технологий в области взаимодействия с рынком.
Можно сделать вывод, что в рамках данного исследования внешнеэкономический потенциал характеризует совокупную способность управляющей системы обеспечивать устойчивость предприятия, экономическую и социальную конкурентоспособность его товара или услуги благодаря планированию и проведению эффективных мероприятий в области исследования спроса, товара, ценовой, коммуникативной и сбытовой политики, а также реализации
системы стратегического управления бизнес-процессами. Численная оценка уровня внешнеэкономического потенциала предприятия или группы предприятий, входящих в комплекс, позволит выявить скрытые резервы в их деятельности и выработать систему управленческих воздействий с целью достижения максимальных результатов.
Процесс оценки уровня внешнеэкономического потенциала предлагается проводить в несколько этапов (рисунок 1).
На первом этапе выбираются показатели, позволяющие дать наиболее полную оценку степени взаимодействия предприятия с рынком. Система этих показателей, представляющая собой иерархическую структуру, была представлена в таблице 1.
На следующем этапе разрабатывается анкета, позволяющая оценить состояние всех выделенных показателей в баллах и сравнить с «идеальным» значением, выразив показатель в %. Для учета различной степени значимости показателей и повышения гибкости методики вводится система весовых коэффициентов, величина которых рассчитывается с учетом мнения экспертов.
С целью упрощения расчетов и их автоматизации может быть применена программа в системе Excel, делающая доступной указанную методику для использования любым заинтересованным работником системы управления на любом уровне.
Итак, внешнеэкономический потенциал на уровне предприятия (ВП) следует рассчитывать как сумму потенциалов I уровня по формуле:
ВП = к1П1 + к2П2 + к3П3, (6)
где:
k1, k2 , k3 - весовые коэффициенты потенциалов I уровня, определенные экспертами в ходе исследования;
П1 ;П2 ;П3 - потенциалы блоков 1 уровня: Управления, Внешних рынков и Ресурсов.
В свою очередь, потенциалы более низких уровней по каждому блоку рассчитываются как % от максимально возможного количества баллов, полученных при анкетном обследовании, умноженный на
Таблица 2 - Экспертная оценка степени важности составляющих внешнеэкономического потенциала для промышленного предприятия______________________________________________
Обозна- чение Показатель Степень важности показателя
У ювни
I II III IV
1 2 3 4 5 6
П1 Управленческий потенциал: 0,31
П1.1 Организация системы ВЭД 0,28
П1.1.1 Организационная форма ВЭД 0,5
П1.1.2 Уровень координации 0,5
П1.2 Стратегия, планирование и контроль 0,28
П1.2.1 Анализ возможностей предприятия 0,26
П1.2.1.1 Анализ внутренних возможностей предприятия 0,4
П1.2.1.2 Анализ внешних факторов 0,6
П1.2.2 Вид планирования 0,24
П1.2.3 База планирования 0,25
П1.2.4 Контроль 0,25
П1.3 Сегментирование рынка, в т.ч.: 0,26
П1.3.1 Сегментирование 0,49
П1.3.2 Позиционирование 0,53
П1.4 Маркетинговая информация 0,18
П2 Товарный потенциал: 0,33
П2.1 Конкурентоспособность, в т.ч.: 0,5
П2.1.1 Экономические параметры 0,51
П2.1.1.1 Ценовые факторы 0,34
П2.1.1.2 Стоимость потребления 0,36
П2.1.1.3 Сервисное обслуживание 0,30
П2.1.2 Технические параматры: 0,49
П2.1.2.1 Твердые параметры 0,60
П2.1.2.2 Мягкие параметры 0,40
П2.2 Факторы сбыта, в т.ч.: 0,5
П2.2.1 Товар 0,27 0,22
П2.2.1.1 Ассортимент
П2.2.1.2 Качество 0,28
П2.2.1.З Товарная марка 0,25
П2.2.1.4 Упаковка 0,25
П2.2.2 Ценовая политика 0,27
П2.2.3 Распределение, каналы сбыта 0,25
П2.2.3.1 Традиционный канал 0,60
П2.2.3.2 Интегрированный канал 0,40
П2.2.4 Продвижение 0,21
П2.2.4.1 Реклама 0,60
П2.2.4.2 Стимулирование сбыта 0,25
П2.2.4.3 PR 0,15
П3 Ресурсы: 0,36
П3.1 Материальные ресурсы 0,22
П3.1.1 Основные фонды 0,49
П3.1.2 Оборотные фонды 0,51
П3.2 Нематериальные активы 0,26
П3.3 Кадры 0,27
П3.3.1 Обеспеченность 0,49
П3.3.2 Квалификация 0,51
П3.4 Информационные ресурсы 0,25
Примечание:
Сумма баллов в блоке на каждом уровне равна 1, соответственно методике проведения коллективных экспертных оценок [100].
Рисунок 1 - Этапы оценки уровня внешнеэкономического потенциала предприятия
коэффициент соответствующего весового показателя.
Внешнеэкономический потенциал как итоговый показатель может быть рассчитан как на уровне предприятия, так и на уровне какого-то более крупного субъекта рынка, например, отрасли или региона в целом.
Апробация разработанной методики проводилась на примере трех предприятий Республики Мордовия, обладающих наибольшей долей во внешнеторговом обороте региона.
В ходе исследования были рассчитаны значения внешнеэкономического потенциала (ВП) каждого предприятия, участвующего в исследовании, а также рассчитаны средние значения ВП.
Значение показателя внешнеэкономического потенциала предприятия для I уровня рассчитывалось по формуле:
ВП = 0,31 П 1 + 0,33 П 2 + 0,36 П 3 (7)
В свою очередь, показатели Ш, П2 и ПЗ с учетом весовых коэффициентов:
П 1 = 0,28 П 1.1 + 0,28 П 1.2 + 0,26 П 1.3+ (8)
+ 0,18 П 1.4
П2= 0,5 П 2.1 + 0,5 П 2.2 (9)
П 3 = 0,22 П 3.1 + 0,26 П 3,2 + 0,27 П 3.3 + +0,25
П 3.4 (10)
Итоговое значение показателя ВП и его составляющих для предприятий промышленности Республики Мордовия представлено в таблице 3.
Результаты исследования показали, что внешнеэкономический потенциал региона используется лишь на 37,72 % от возможного значения.
Из трех исследуемых предприятий в наименьшей степени реализуется потенциал ОАО «Электровыпрямитель» - на 17,16%. Это является результатом того, что практически полностью разрушены межотраслевые связи и отсутствует инфраструктура, предприятие использует устаревшую и малоэффективную систему управления. Кроме того, предприятие практически не осваивает новых рынков и новых видов продукции.
Внешнеэкономический потенциал ОАО «Лисма», являющегося крупнейшим светотехническим предприятием Восточной Европы, используется немногим более чем на треть.
Результаты показывают, что в наибольшей степени готов к внешнеэкономической деятельности ОАО «Завод Саранскка-бель».
Для обеспечения объективности сделанных нами расчетов сопоставим их с рентабельностью данных предприятий и объемами реализованной ими продукции на зарубежных рынках. Корреляционнорегрессионный анализ и поверка существенности связи указывает на статистическую значимость полученных результатов (таблица 4).
Полученные значения показывают, что все рассмотренные показатели финансово-хозяйственной деятельности имеют положительную прямую зависимость от уровня внешнеэкономического потенциала, причем наиболее тесная связь отмечается между внешнеэкономическим потенциалом и объемом реализованной экспортной продукции, который может служить косвенным показателем доли рынка, занимаемой организацией. Рассчитанный уровень коэффициента детерминации г2 показывает, что половина общей вариации результативного признака (рентабельности) определяется изучаемым факторным признаком, а величина объема реализованной продукции на 60,2% определяется влиянием уровня внешнеэкономического потенциала. Следовательно, чем лучше предприятие владеет системой взаимодействия с рынком, тем большую долю на рынке оно может занять и, следовательно, рассчитывать на большую долю прибыли.
Полученную информационную модель можно использовать для определения возможного значения основных показателей финансово-хозяйственной деятельности относительно того или иного уровня внешнеэкономического потенциала, осуществляя, таким образом, планирование и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности.
Использование полученных уравнений регрессии позволяет сравнить фактический
уровень внешнеэкономического потенциала предприятия с теоретически возможным, а следовательно, определить возможный уровень резерва в управлении развитием потенциала и получении дополнительной прибыли.
Для детального анализа и выявления направлений воздействия целесообразно провести группировку предприятий отрасли производящей полупроводниковые изделия по уровню их внешнеэкономического потенциала (таблица 5).
Нами определены 32 предприятия постсоветского пространства, играющих сколько-нибудь значительную роль на рынке полупроводниковых приборов. Данные предприятия после проведения внешней оценки их внешнеэкономического потенциала были объединены в 4 группы. К первой группе отнесены 6 предприятий, которые имеют чрезвычайно низкий уровень внешнеэкономического потенциала - менее 20%. Вторая группа - наибольшая по численности. В нее входят 16 предприятий, или 50% от всех обследованных; уровень использования потенциала в них находится в пределах от 20 до 40%. Четыре обладают средним потенциалом, и только 6 из 32-х предприятий имеют достаточно высокий уровень показателя использования внешнеэкономического потенциала .
Различия между предприятиями крайних групп очень существенны. Уровень управленческого потенциала в организациях IV группы выше в 5,9 раз, чем в организациях I группы. Это наиболее значимая разница среди показателей по всем блокам: различия по Ресурсам и Товарам в 1,5 и 1,3 раза меньше, чем по Управлению. Данные результаты показывают локализацию наиболее скрытых резервов в структуре потенциала, которые и должны определять основные точки приложения первоочередного управленческого воздействия.
Необходимо отметить, что для организаций I и II групп характерно преобладание блока Ресурсов:
П1< П2 < ПЗ.
Таблица 3 - Уровень использования внешнеэкономического потенциала предприятиями Республики Мордовия, %_________________________________________________________________
Показатель ОАО «Лис- ма» ОАО «Завод Саран-сккабель» ОАО «Электровыпрямитель» ВП в среднем
П1 Управление 30,44 58,81 13,09 34,13
П1.1 Организационная структура управления 42,39 64,58 12,50 43,75
П1.2 Организация системы маркетинга 40,88 55,50 26,67 42,29
П1.3 Стратегия, планирование и котроль 18,37 62,25 8,17 25,64
П1.4 Сегментирование рынка 13,04 50,00 0,00 18,75
П2 Внешние рынки 37,46 55,10 16,26 38,78
П2.1Информация о рынках 38,79 51,88 21,02 39,58
П2.2 Информация о товаре 36,13 58,32 11,49 37,98
ПЗ Ресурсы 36,81 60,56 21,49 39,82
П3.1 Материальные ресурсы 32,02 55,53 18,89 35,20
П3.2 Нематериальные активы 44,93 72,22 33,33 48,96
ПЗ.З Кадры 45,83 70,92 16,67 47,80
П3.4 Информационные ресурсы 22,85 41,68 16,67 25,78
ВП Внешнеэкономический потенциал 35,05 58,22 17,16 37,72
Таблица 4 - Статистическая оценка показателей связи внешнеэкономического потенциала с объемом реализации экспортной продукции и рентабельностью___________________________
Наименование показателя Ч г2 м ^0,05 Значимость, взаимосвязь
Объем реализации экспортной продукции 0,77585 0,60194 10,67561 2,042 + тесная
Рентабельность 0,71197 0,50691 7,90858 2,042 + тесная
Таблица 5 - Группировка предприятий России, производящих полупроводники, по уровню внешнеэкономического потенциала
Группы по уровню потенциала Число предприятий Средний показатель по группе, %
ВЭП в т.ч.
П1 Управленческий потенциал П2 Товарный потенциал ПЗ Ресурсный потенциал
I (0-20%) 6 15,83 13,91 16,01 17,33
II ( 21-40%) 16 29,67 23,01 30,58 34,56
III (41-60%) 4 45,91 38,01 49,55 49,36
^(61% и выше) 6 75,60 81,44 76,24 70,00
По отрасли 32 37,72 34,13 38,78 39,82
В организациях III группы имеет место некоторый перевес в сторону товарного потенциала.
Исследования показывают, что в достижении наивысшего уровня внешнеэкономического потенциала наиболее значительную роль играет система рыночноориентированного управления. Только его высокий уровень может обеспечить эффективное применение соответствующих инструментов и использование ресурсов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Афоничкин, А.И., Колесник, Е.Н. Модель конкурентного потенциала предприятия // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Сер. «Экономика». Вып.17. - Тольятти: ВУиТ, 2009. - с.128-141
2. Дорошенко, Ю.А., Бухонова, С.М. Математическая модель экономического потенциала региона // Российское предпринимательство. — 2005. — № 9 (69). — с. 55-57.
3. Колесник, Е.Н. Факторы маркетингового потенциала экономической системы // «Та-
тищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». Материалы VII
Международной научно-практической конференции. - г.Тольятти, 2010.
4. Кужевский, М. Е. Управление маркетингом промышленного предприятия / М. Е. Кужевский. - М: Международные отношения, 2004 - 371 с.
5. Минет, С. Промышленный маркетинг: принципиально новый подход к решению маркетинговых задач / С. Минет: [пер. с англ.] - М.: Вильямс, 2009. - 200 с.
6. Портер, М. Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / М. Е. Портер. -М.: Альпина, бизнес-букс, 2005. - 427 с.
Таким образом, показатель внешнеэкономического потенциала дает производителям объективную информацию о собственной конкурентоспособности и может служить для оценки эффективности стратегического управления, а также как один из инструментов прогнозирования внешнеэкономической деятельности предприятий.