Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ-МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕЛИРОВАНИЯ НЕДЕЛЬНЫХ ЦИКЛОВ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ'

АЛГОРИТМ-МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕЛИРОВАНИЯ НЕДЕЛЬНЫХ ЦИКЛОВ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
футбол / алгоритм-метод / физическая нагрузка / недельный цикл подготовки / проектирование / модель / процесс спортивной подготовки / football / algorithm-method / physical load / weekly training cycle / design / model / sports training process

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орлов Алексей Викторович

Разработана модель недельных циклов подготовки юных футболистов на основе алгоритм-метода проектирования тренировочной нагрузки. Представлена оценка эффективности суммарных объемов тренировочной работы в недельных циклах подготовки на основе динамики показателей функционального состояния юных футболистов на специально-подготовительном этапе тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALGORITHM IS A METHOD OF DESIGNING A TRAINING LOAD AS A TOOL FOR MODELING WEEKLY TRAINING CYCLES OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS

A model of weekly training cycles has been developed based on the algorithm-method of designing a training load for young football players. An assessment of the effectiveness of the total volume of training work in weekly training cycles based on the dynamics of indicators of the functional state of young football players at the special preparatory stage of training is presented.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ-МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕЛИРОВАНИЯ НЕДЕЛЬНЫХ ЦИКЛОВ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»

УДК 796.332

DOI: 10.24412/2305-8404-2022-4-112-117

АЛГОРИТМ-МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕЛИРОВАНИЯ НЕДЕЛЬНЫХ ЦИКЛОВ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

А.В. Орлов

Разработана модель недельных циклов подготовки юных футболистов на основе алгоритм-метода проектирования тренировочной нагрузки. Представлена оценка эффективности суммарных объемов тренировочной работы в недельных циклах подготовки на основе динамики показателей функционального состояния юных футболистов на специально-подготовительном этапе тренировки.

Ключевые слова: футбол, алгоритм-метод, физическая нагрузка, недельный цикл подготовки, проектирование, модель, процесс спортивной подготовки.

THE ALGORITHM IS A METHOD OF DESIGNING A TRAINING LOAD AS A TOOL FOR MODELING WEEKLY TRAINING CYCLES OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS

Orlov A.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, orlov-futsal@ mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (GCOLIFK)

A model of weekly training cycles has been developed based on the algorithm-method of designing a training load for young football players. An assessment of the effectiveness of the total volume of training work in weekly training cycles based on the dynamics of indicators of the functional state of young football players at the special preparatory stage of training is presented.

Key words: football, algorithm-method, physical load, weekly training cycle, design, model, sports training process.

Орлов Алексей Викторович, канд. пед. наук, доц., orlov-futsal@mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

Применение различных тренировочных средств и методов в процессе спортивной подготовки направлено на достижение определенных адаптационных перестроек функциональных систем организма спортсмена, обеспечивающих достижение заданного уровня подготовленности для успешного осуществления соревновательной деятельности [1, 2].

Тренировочный процесс без использования технических средств, тренажеров и аппаратурного комплексного контроля увеличивает вероятность возникновения кризисных состояний орга-

низма и травм опорно-двигательного аппарата занимающихся, в особенности при использовании физической нагрузки максимальной и субмаксимальной мощностей в процессе недельных циклов [3, 4]

Моделирование недельных циклов (НЦ) в подготовке футболистов возможно осуществлять на основе применения алгоритм-метода проектирования величины компонентов тренировочной нагрузки, воздействующих на организм юных футболистов, обеспечивающего достижение прогнозируемого уровня их тренированности [5, 6]. Применение алгоритм-метода обеспечивает снижение уровня травматизма и отвечает современным тре -

бованиям, предъявляемым к управлению процессом спортивной подготовки юных футболистов на этапе спортивной специализации [7, 8].

Алгоритм-метод проектирования физической нагрузки - это формализованная структура регламентированной последовательности двига-тельных заданий (комплекса упражнений) и пауз отдыха между ними, задаваемая на основе учета данных о текущем состоянии организма занимающегося. Этот алгоритм-метод практически реализуется в виде формул, которые обеспечивают точный количественный учет параметров воздействий тренировочной нагрузки на организм спортсмена [9, 10]. В этой связи рассматриваемая проблема является актуальной и целесообразной для со -временной теории и методики подготовки юных футболистов.

Цель исследования - обосновать эффективность применения алгоритм-метода проектирования тренировочной нагрузки в процессе моделирования недельных циклов подготовки юных футболистов.

Задачи исследования:

1. Разработать модель недельных циклов подготовки на основе алгоритм-метода проектирования тренировочной нагрузки для юных фут -болистов.

2. Оценить эффективность суммарных объемов тренировочной работы в недельных циклах подготовки на основе динамики показателей функционального состояния юных футболистов на специально-подготовительном этапе тренировки.

Методика и организация исследования.

Методы исследования: анализ специальной научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, проектирование, контрольно-педагогические испытания, методы математической статистики.

Организация исследования: в эксперименте приняли участие группа юных футболистов спортивной школы «Сергиев Посад» в возрасте 13-14 лет, занимающихся футболом на тренировочном этапе (этап углуб -ленной спортивной специализации) в количестве 24 чел. Средний стаж занятий футболом составлял 6,5 лет.

Моделирование экспериментальных недельных циклов подготовки осуществлялась на основе применения алгоритм-метода физической нагрузки каждого тренировочного занятия и мониторинга состояний тренированности испытуемых с использованием информационно-диагностической системы «Кардиометрия» (ИДС КрдМ-2005).

Программа подготовки юных футболистов на специально -подготовительном этапе была рассчитана на период четырех недель и предусматривала проведение педагогического тестирования уровня развития их дви -гательных способностей в начале и конце периода. Были использованы такие тесты по оценке уровня развития скоростно-силовых способностей, как бег на 10 и 30 м с места, прыжок в длину с места толчком двумя ногами, бег на 400 м.

Результаты исследования и их обсуждение. Основу экспериментальных моделей НЦ подготовки юных футболистов составили:

- алгоритм-метод проектирования физической нагрузки;

- количественные значения параметров физической нагрузки различной физиологической направленности;

- методы проектирования и обоснования физиологической направленности физической нагрузки тренировочного занятия;

- оперативный педагогический контроль, включающий сеансы диагностики функционального состояния юных футболистов по комплексу параметров;

- методы проектирования суммарных эффектов физической нагрузки в недельных циклах подготовки.

Экспериментальные модели НЦ подготовки юных футболистов предусматривали разработку формул физической нагрузки определенной физиологической направленности с расчетом основных количественных параметров, характеризующих эту нагрузку.

Реакция организма юных футболистов на физическую нагрузку тренировочных занятий в недельных циклах подготовки определялась с помощью использования диагностической информационно -тренажерной технологии «Кардиометрия». Целевая направленность этой технологии заключается в оценке состояния функции энергообеспечения кардиоси-стемы организма испытуемого, а также качества процессов управления процессами физиологической адаптации к предлагаемым нагрузкам. Кроме этого, оценивается также и характер взаимовлияния дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма испытуемого. Это становится возможным путем статистической обработки исследуемого ряда R-R интервалов с расчетом сорока четырех коэффициентов, характеризующих количественно уровень функционирования основных систем организма и экс -пертного анализа с отображением на дисплее количественной и качествен -ной информации по ряду параметров.

Суммарные эффекты тренировочной работы, выполненной юными футболистами в экспериментальных НЦ подготовки, выражаются сле -дующими количественными показателями:

- количество НЦ - 4;

- количество тренировочных занятий - 24;

- время, затраченное на выполнение силовых упражнений («чистое время»):

Та = 560 + 840 + 2880 + 840 = 5120 с = 85 мин;

- длительность пауз отдыха:

Тпо = 2880 + 5760 + 9600 + 4320 = 22560 с = 376 мин;

- время выполнения упражнений стретчинга: Тstr = 32 + 48 + 80 + 32 = 192 мин;

- время выполнения специальных упражнений (СУ):

Тсу = 60 + 90 + 150 + 64 = 1059 мин;

- время, затраченное на восстановительные мероприятия:

Твстм = 110 + 110 + 100 + 90 = 410 мин;

- время подведения итогов:

Тит = 8 + 12 + 10 + 8 = 38 мин,

- суммарное время НЦ:

£Т = 571 + 571 + 540 +478 = 2160 мин;

- коэффициенты соотношения времени: «физическая нагрузка» / «паузы отдыха» в 1-м НЦ=5,14; во 2-м НЦ=6,8; в 3-м НЦ=3,33;

- суммарное время сеансов диагностики в 4 НЦ: ^Тсд=720 мин.

Количественно-временные формулы алгоритм-метода проектирования физической нагрузки позволили смоделировать четыре различных варианта (модели) недельных циклов подготовки футболистов в специально-подготовительном периоде годичного цикла подготовки.

Анализ результатов педагогического тестирования уровня развития двигательных способностей (скоростно-силовой компонент) в начале и конце эксперимента показал достоверный (р=0,05) прирост среднегруппо -вых показателей по всем тестам. Так, в начале периода дистанцию 10 м с места футболисты преодолевали за 2,43±0,13 с, а после четырех недель подготовки - уже за 2,21±0,08 с (прирост 9 %). Показатели бега на 30 м с места: 4,57±0,15 и 4,21±0,13 с соответственно (прирост также 9 %). Значение показателя прыжка в длину с места, характеризующего уровень развития «взрывной» силы, изменился с 2,03±0,13 до 2,35±0,10 м (прирост 12 %). Наконец, результат в беге на 400 м, характеризующий уровень скоростной выносливости, изменился с 82,40±3,14 в начале до 74,21±2,81 с -в конце периода тренировок.

Обобщенные данные диагностики функционального состояния также показал достоверный положительный сдвиг (р=0,05) основных пока -зателей функционального состояния спортсменов на 9-7 % за четырехнедельный период подготовки по экспериментальным НЦ (таблица).

Динамика показателей функционального состояния юных футболистов на специально-подготовительном этапе (4 недели)

Параметры В начале периода В конце периода Прирост, %

R-R интервал, с 0,83±0,08 0,97±0,06 17

ЧСС, уд/мин 72±6 61±5 16

% 7,1±0,4 6,4±0,3 10

ОЭ, % 89±6 97±2 9

По результатам, приведенным в таблице, видим существенное уве -личение объема энергобаланса юных футболистов при одновременной оптимизации ее структуры, существенное улучшение показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

Приведенные выше данные педагогического контроля функцио -нально-физического состояния юных футболистов прямо свидетельствуют о том, что физическая нагрузка экспериментальных моделей НЦ оказала положительное воздействие на юных футболистов и вызвала качественные изменения в их функционально-физическом состоянии.

Следствием этой предсоревновательной подготовки стало успешное выступление в официальных играх юношеского первенства Московской области по футболу, в которых команда подростков 13-14 лет спортивной школы «Сергиев Посад» уверенно завоевала первое место среди 12 команд-участниц, а также вышла в финал розыгрыша кубка Московской области по футболу среди подростковых команд. Общий баланс в играх второй половины сезона после работы по экспериментальным НЦ подго -товки - 14 побед, 1 ничья и 1 поражение.

Переходные процессы адаптационной перестройки организма юных спортсменов по достижению фазы устойчивого функционирования на новом уровне завершаются, в среднем, через 12-14 дней.

Заключение. Следует отметить, что применение алгоритм-метода проектирования физической нагрузки позволило повысить качество процесса спортивной подготовки юных футболистов путем точного и более детального учета количественных значений ряда достаточно важных параметров тренировочной нагрузки. Алгоритм-метод проектирования физической нагрузки в сочетании с экспресс-оценкой ее влияния на организм занимающегося представляет собой инновационную технологию управле -ния процессом спортивной подготовки юных футболистов, позволяющей точно учитывать количественные характеристики физической нагрузки и гибко реагировать на вариативность состояния спортсменов путем изменения численных значений формул алгоритмов нагрузки различной физиологической направленности.

Список литературы

1. Бредихин И.Л., Зайцев В.К. Оценка энергобаланса организма спортсменов: учеб. пособие. М., 2021. 73 с.

2. Функциональная подготовка в футболе: учеб. пособие / А.И. Шамардин [и др.]. М., 2010. 150 с.

3. Тюленьков С.Ю. Теоретико-методические основы подготовки футболистов. М.: ТВТ Дивизион, 2010. 152 с.

4. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. М.: Советский спорт, 2007. 167 с.

5. Антипов А.В., Кулишенко И.В., Губа В.П. Особенности планирования тренировочных микроциклов в многолетнем процессе подготовки спортивного резерва футбольных академий // Теория и практика физиче -ской культуры. 2019. № 4. С. 9-11.

6. Ветров А.В. Методология управления тренировочными нагруз -ками в подготовке юных футболистов // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2015. № 26. С. 42-46.

7. Губа В.П., Лексаков А.В. Теория и методика футбола: учебник. М.: Спорт, 2018. 624 с.

8. Лексаков А.В. Современные тенденции тренировочного процесса и соревновательной деятельности в детско-юношеском футболе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2019. № 4. С. 25.

9. Антипов А.В. Современные критерии отбора юных футболистов 9-10 лет в академию футбола // Известия Тульского государственного уни -верситета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 3. С. 68-73.

10. Зайцев В.К., Хрусталев Г.А. Силовая подготовка футболистов: учебник для тренера. М., 2013. 247 с.

References

1. Bredihin I.L., Zajcev V.K. Ocenka energobalansa organizma sportsmenov [Assessment of the energy balance of the body of athletes]: textbook. allowance. M., 2021. 73 p.

2. Funkcional'naya podgotovka v futbole [Functional training in football]: textbook. allowance / A.I. Shamardin [et al.]. M., 2010. 150 p.

3. Tyulen'kov S.Yu. Teoretiko-metodicheskie osnovy podgotovki futbolistov [Theoretical and methodological foundations for the preparation of football players]. M.: TVT Division, 2010. 152 p.

4. Monakov G.V. Podgotovka futbolistov [Training of football players]. M.: Soviet Sport, 2007. 167 p.

5. Antipov A.V., Kulishenko I.V., Guba V.P. Osobennosti planirovaniya trenirovochnyh mikrociklov v mnogoletnem processe podgotovki sportivnogo rezerva futbol'nyh akademij [Features of planning training microcycles in the long-term process of preparing the sports reserve of football academies] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury]. 2019. No. 4. P. 9-11.

6 Vetrov A.V. Metodologiya upravleniya trenirovochnymi nagruzkami v podgotovke yunyh futbolistov [Methodology of training load management in the training of young football players] // Intellektual'nyj potencial XXI veka: stupeni poznaniya [Intellectual potential of the 21st century: stages of knowledge]. 2015. No. 26. P. 42-46.

7. Guba V.P., Leksakov A.V. Teoriya i metodika futbola [Theory and methodology of football]: textbook. M.: Sport, 2018. 624 p.

8. Leksakov A.V. Sovremennye tendencii trenirovochnogo processa i sorevnovatel'noj deyatel'nosti v detsko-yunosheskom futbole [Modern trends in the training process and competitive activity in youth football] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, education, training]. 2019. No. 4. P. 25.

9. Antipov A.V. Sovremennye kriterii otbora yunyh futbolistov 9-10 let v akademiyu futbola [Modern criteria for the selection of young football players aged 9-10 years old to the football academy] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2020. Issue 3. P. 68-73.

10. Zajcev V.K., Hrustalev G.A. Silovaya podgotovka futbolistov [Strength training of football players]: a textbook for a coach. M., 2013. 247 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.