Научная статья на тему 'Алгоритм диагностики экономического потенциала транспортного подразделения фирмы'

Алгоритм диагностики экономического потенциала транспортного подразделения фирмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ EQ ПОТЕНЦИАЛ ФИРМЫ / ДИАГНОСТИКА EQ ПОТЕНЦИАЛА / ТРАНСПОРТНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ФИРМЫ / АЛГОРИТМ ДИАГНОСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ФИРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стринковская Анастасия Сергеевна

В статье рассматривается актуальный вопрос экономики диагностика потенциала фирмы и ее подразделений. Отмечена роль транспорта в технологических процессах производства, конкретизированы цели и задачи диагностики потенциала транспортного подразделения. Конкретизированы основные направления диагностирования и элементы экономического потенциала. Кроме того в статье предложен алгоритм диагностики экономического потенциала транспортного подразделения фирмы сформированный на основе применения комплексного подхода, учитывающего отраслевые особенности деятельности подразделения, его возможности и способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стринковская Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алгоритм диагностики экономического потенциала транспортного подразделения фирмы»

АЛГОРИТМ ДИАГНОСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ФИРМЫ Стринковская Анастасия Сергеевна, к.э.н., доцент Сибирский автомобильно-дорожный университет (СибАДИ),

г.Омск, Россия (e-mail: [email protected])

В статье рассматривается актуальный вопрос экономики - диагностика потенциала фирмы и ее подразделений. Отмечена роль транспорта в технологических процессах производства, конкретизированы цели и задачи диагностики потенциала транспортного подразделения. Конкретизированы основные направления диагностирования и элементы экономического потенциала. Кроме того в статье предложен алгоритм диагностики экономического потенциала транспортного подразделения фирмы сформированный на основе применения комплексного подхода, учитывающего отраслевые особенности деятельности подразделения, его возможности и способности.

Ключевые слова: экономический потенциал фирмы; диагностика потенциала; транспортное подразделение; направления диагностики экономического подразделения фирмы; алгоритм диагностики экономического потенциала транспортного подразделения фирмы.

Транспортная система в современном мире играет ключевую роль, обеспечивая эффективное и динамичное развитие экономики. Нужно отметить, что многие производства имеют ведомственный транспорт, а транспортные подразделения и выполняемые ими операции занимают немалую долю в технологических процессах, успешно функционирующих фирм. Они обеспечивают бесперебойное обслуживание фирмы в целом, и других ее подразделений в частности, а также ритмичную деятельность всей структуры по выполнению рабочих планов поставок и производства с минимальными затратами. Себестоимость и эффективность производства продукции в значительной степени обусловлены уровнем результативности транспортного обслуживания и величиной затрат на него.

Вместе с тем, реальные условия функционирования фирмы, нестабильность рынка, его изменчивость повышают потребность руководства предприятия в изучении качества перевозок с учетом потенциала транспортной подсистемы фирмы и определяют необходимость проведения последовательной диагностики экономического потенциала. Методика диагностирования позволяет определять недостатки в работе фирмы и ее подразделений, причины их возникновения, а также наиболее рациональные направления распределения ресурсов и резервов.

Анализ различных литературных источников, выявил, что методике диагностики потенциала транспортной подсистемы уделяется недостаточное внимание. [3,4]

Экономическая диагностика это один из эффективных методов научного исследования, тесно связан и с оценкой, и с анализом, но при этом имеющий свое содержание и задачи. При диагностировании внимание акцентируется на получении информации о том, в каком состоянии находится объект исследования (соответствует ли оно нормативным показателям, насколько далеко находится от запланированного уровня). Кроме того, методика диагностирования позволяет в сжатые сроки и с минимальными затратами выявлять отклонения в деятельности организации, определять направления и необходимость регулирующих действий. [5,6]

Последовательная диагностика экономического потенциала транспортного подразделения приведет к улучшению качества работы и рационализации использования транспортных средств. Эффективная работа системы транспортного цеха, своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг является важным условием снижения к минимуму части транспортных затрат в себестоимости готового продукта и сокращения длительности производственного цикла. Именно это определяет необходимость руководству фирмы более серьезно отнестись к проблемам диагностики экономического потенциала, как всей фирмы, так и ее подразделений.

Диагностика экономического потенциала хозяйствующего субъекта или его подразделений предполагает всестороннее изучение обеспеченности производства ресурсами: трудовыми, финансовыми, материальными. Кроме того, оцениваются способности сотрудников рационально использовать ресурсы и резервы производства. [5] Необходимо принять во внимание, что диагностирование обеспечивается не только количественными характеристиками, но и учитывает качественное улучшение потенциала. При этом изучаться может как общая величина экономических ресурсов, так и их активная часть (непосредственно используемая). [1]

Определим основные цели и задачи диагностики экономического потенциала транспортного подразделения с учетом специфики его деятельности (рис. 1).

Основными методами диагностики экономического потенциала являются: экспертный метод (чаще всего используют для диагностики информационного и социального потенциала); бальный метод (применяют для оценки уровня кадрового и трудового потенциала); факторный метод (целесообразен при измерении материально-технического и финансового потенциала);- экономико-математическое моделирование (используют для оценки инновационного потенциала).

Рисунок 1 - Цели задачи диагностики экономического потенциала транспортного подразделения фирмы

Ключевые направления диагностики экономического потенциала транспортного подразделения фирмы

Диагностика эксплуатационной работы подразделения

диагностика провозной способности подразделения

Диагностика технической оснащенности подразделения

Диагностика времени перевозки по маршруту

Диагностика рисков перевозки

I

Диагностика себестоимости перевозки

I

Диагностика производительности труда и трудоемкости

Диагностика потребности в ресурсах и обеспеченность ими

Материально -технический (имущественный)

Оценка среднего возраста парка

Оценка уровня

модернизации

парка

Оценка уровня

специализации

парка

Диагностика затрат на ремонт и ТО

Диагностика качества транспортного обслуживания

Диагностика безопасности перевозочного процесса

Диагностика соблюдения условий доставки (скорость, время)

г >

Обеспечение

сохранности

груза

V J

Диагностика

регулярности

перевозок

Организационно-управленческий

Элементы системы «экономический потенциал» транспортного подразделения фирмы

Рисунок 2 — Ключевые направления диагностики экономического потенциала транспортного подразделения фирмы

Рисунок 3 - Алгоритм диагностики экономического потенциала транспортного подразделения фирмы

Процесс диагностики экономического потенциала зависит от отраслевой специфики, масштабов деятельности, организационной структуры фирмы и иных факторов. Обычно процедура диагностирования осуществляться в виде:

• комплексного исследования (изучаются все стороны производственно-хозяйственной деятельности объекта исследования, т.е. обеспеченность производственными ресурсами, кадровое и финансовое обеспечение, способность объекта исследования достигать заданного уровня производства и эффективность использования ресурсов; особое внимание при этом отводится соотношению затрат и результатов от производственно-хозяйственной деятельности);

• поэлементного исследования (изучаются отдельные, но важные направления деятельности объекта исследования, которые определяют способность решать основные задачи) [1].

Далее определим первоочередные направления диагностирования потенциала транспортного подразделения, учитывающие отраслевую специфику его деятельности и основные виды экономического потенциала, которые при этом изучаются (рис.2).

С учетом всего вышеизложенного, предлагается следующий алгоритм проведения диагностики экономического потенциала транспортного подразделения фирмы (рис. 3).

Таким образом, эффективно скоординированная система функционирования транспортного подразделения становится базой для результативности предпринимательской деятельности, при этом она направляет к развитию и другие службы фирмы, что обеспечивает ее устойчивое и динамичное развитие на перспективу. Поэтому можно утверждать, что проблема диагностики экономического потенциала транспортного подразделения в настоящее время является очень актуальной. Экономический потенциал -ключевое звено развития деятельности фирмы. В условиях роста рынков, высокой степени изменчивости среды функционирования организации именно эффективная диагностика потенциала фирмы и ее подразделений способна обеспечить ее конкурентоспособность.

В ходе исследования было выявлено, что алгоритм диагностики экономического потенциала транспортного подразделения должен включать: определение целей и задач диагностики, учитывающих отраслевую специфику, а также комплексную оценку показателей каждого вида потенциала.

Список литературы

1. Баркова Е.Е. Понятия экономического и инновационного потенциалов и определение взаимосвязи между ними // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(43). URL: https://sibac.info/archive/economy/6(43).pdf - Загл. с экрана (дата обращения: 12.02.2019)

2. Богатырев А. В. Проблемы диагностики экономического потенциала организаций // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные

науки. 2014. №4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-diagnostiki-ekonomicheskogo-potentsiala-organizatsiy - Загл. с экрана (дата обращения: 12.02.2019).

3. Волкова Е.В. Экономический потенциал: сущность, классификация и структура // Сборник научных трудов «Проблемы экономики». 2014. № 1 (18). С. 24-33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32253775(дата обращения: 07.02.2019).

4. Остапенко М.С. Экономический потенциал как объект управления // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61646 - Загл. с экрана (дата обращения: 07.02.2019).

5. Стринковская А. С. Экономическая диагностика потенциала грузового автотранспортного предприятия: комплексный подход с применениемсистемы ключевых индикаторов // Сб. мат. II Международной научно-практ. конф.. ФГБОУ ВО "Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)". 2017. С. 354-358. -URL: https: //elibrary.ru/download/elibrary_32323691_34648873.pdf - Загл. с экрана (дата обращения к ресурсу : 11.02.2019).

6. Стринковская А. С. Диагностика качества транспортного обслуживания на грузовых автотранспортных предприятиях // Техника и технологии строительства. 2017. № 3 (11). С. 75-80. - URL: https : //elibrary.ru/download/elibrary_30398076_84142281.pdf

Strinkovskaya Anastaseya Sergeevna, Cand. Econ. Sci., associate professor Siberian State Automobile and Highway University (SibADI), Omsk, Russia. (e-mail: [email protected])

ALGORITHM FOR THE DIAGNOSTICS OF THE ECONOMIC POTENTIAL OF THE TRANSPORT DIVISION OF THE FIRM

In article topical issue of economy - diagnostics of capacity of transport division of firm is considered. Transport role in technological processes of production is noted, the purposes and problems of diagnostics of capacity of transport division are concretized. The main directions of diagnosing and elements of economic potential are concretized. Besides in article the algorithm of diagnostics of economic capacity of transport division of firm created on the basis of application of the integrated approach considering branch features of activity of division, its opportunity and ability is offered.

Keywords: economic capacity of firm; diagnostics of potential; transport division; directions of diagnostics of economic division offirm; algorithm of diagnostics of economic capacity of transport division of firm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.