Научная статья на тему 'Экономический анализ и диагностика бизнес-среды грузовых автотранспртных предприятий в системе принятия управленческих решений'

Экономический анализ и диагностика бизнес-среды грузовых автотранспртных предприятий в системе принятия управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / БЕНЧМАРКИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стринковская Анастасия Сергеевна

В данной статье установлены место и роль экономического анализа и диагностики в системе управления предприятием, определено содержание и методы диагностического анализа, установлены ключевые показатели для бенчмаркинга транспортных предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стринковская Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический анализ и диагностика бизнес-среды грузовых автотранспртных предприятий в системе принятия управленческих решений»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №3 (13), 2016 69 УДК 336:656.1

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА БИЗНЕС-СРЕДЫ ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Стринковская Анастасия Сергеевна, к.э.н, доцент (e-mail: strin-as@mail.ru,) Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ),

г. Омск, Россия

В данной статье установлены место и роль экономического анализа и диагностики в системе управления предприятием, определено содержание и методы диагностического анализа, установлены ключевые показатели для бенчмаркинга транспортных предприятий

Ключевые слова: управление результатами деятельности предприятия, диагностический анализ, экономический анализ, бенчмаркинг

Анализ экономической ситуации в транспортной отрасли показал, что рынок грузовых автотранспортных услуг сталкивается с большим количеством проблем имеющих как субъективный, так и объективный характер. Несомненно, в большей степени они связаны с мировой экономической рецессией, кризисом международной политической обстановки и дополняются внутренними экономическим дисбалансом.

Негативное влияние внешней среды усугубляется значительным количеством внутренних проблем. Опыт деятельности ряда автотранспортных организаций показывает, что их сложное положение во многом объясняется с одной стороны отсутствием обоснованной стратегии поведения на рынке, а с другой отражает не продуманный финансовый менеджмент, т.е. связанно с неэффективным управлением финансовыми результатами (ФР), затратами, оборотными средствами, нерациональной инвестиционной политикой, недостаточным объемом маркетинговых исследований. В этих условиях особую актуальность приобретают специальные подходы к организации системы управления, обеспечивающие высокий уровень гибкости принимаемых управленческих решений, адаптивность к быстро меняющимся условиям среды. Использование их на практике обеспечит предприятиям получение конкурентных преимуществ, рост эффективности функционирования, снижение предпринимательских рисков. [3,4]

Исследование методов управления применяемых Омскими автотранспортными предприятиями, показало практически полное отсутствие эффективной системы управления ориентированной на оперативный контроль, анализ и регулирование деятельности предприятия. В результате под давлением внешних и внутренних изменений, предприятия теряют управляемость и несут финансовые потери. Очевидно, что в настоящее время перед многими предприятиями стоит задача адаптации системы ин-

формационного обеспечения, модели управления, кадровой политики к быстро меняющимся условиям бизнес-среды.

Всякий процесс управления невозможен без аналитической составляющей, которая является основным элементом обоснования управленческих решений. «Анализ (от греч. - «разложение», разбор), выступающий как обязательный элемент изучения объектов и явлений различного характера, представляет собой метод исследования экономической среды как по всей совокупности протекающих в ней процессов, так и по каждому из них в отдельности. Основная цель экономического анализа выявление тенденций и закономерностей развития исследуемого объекта, изучение их взаимосвязи и взаимовлияния, с учетом факторов, определивших те или иные результаты; основных пропорций и соотношений. Другими словами, с помощью анализа происходит информационное обеспечение принятия управленческих решений». [1]

Роль анализа в современной системе менеджмента сложно переоценить. Важнейшими его инструментами являются диагностический анализ, балансовый и индексный методы; факторный анализ; методы группировок, сравнений; современные приемы экономико-математического моделирования (рис. 1).

Сбор разноуровневой информации (внешней и внутренней)

Учет

Выявление проблем

Формулирование целей

Сбор и систематизация данных

Еазработкаоцгночных показателей

Формирование оценочной системы

о 8

в г т

у

О

цс

к

в

О

н

ат р

б о

Анализ

Контроль

а т

е

у

зев ро

8 н

н

е ц

_о_

I

Реализация управленческих решений

Выработка и принятие управленческих решений

Прогнозирование

е р

е и н е

¡г

о

С

- е

ш

е

р «

р о и н

б

ы

т

е в

и

н е тр и ат н

о р

м е т

о Л

о а Рч ч а

е

ив не еи ч а

й и ч н

еи &&

О

Рисунок 1 - Место и роль экономического анализа и диагностики в системе

принятия управленческих решений

Одной из первостепенных функций экономического анализа является -диагностический анализ. Мы уже выяснили, что на сегодняшний день ситуация на рынке транспортных услуг достаточно тяжелая, еще более ус-

ложняемая высоким уровнем изменчивости тенденции рынка и неопределенностью среды. В таких условиях на первое место выходят задачи оперативности оценок и обеспечения своевременного реагирования на происходящие изменения. Методика диагностического анализа поможет решить данные проблемы.

Диагностический анализ в системе управления предприятием направлен на систематическое изучение отклонений от нормальных условий функционирования предприятия по заранее сформированным признакам, т.е. выявляет и изучает признаки «организационной патологии», слабые звенья, методы и признаки, по которым устанавливается диагноз, выделяются противоречия и определяются рекомендации по их устранению. Кроме того, диагностика позволяет оперативно обеспечивать руководителей различных уровней аналитической информацией как о внутренних проблемах развития, так и о рыночной конъюнктуре. Характерными чертами диагностики являются быстрота, непрерывность, всесторонность. В последнее время на первое место в качестве предмета диагностического анализа вышли такие вопросы как: повышение эффективности организации процесса принятия управленческих решений, оптимизация управленческого труда, усовершенствование процессов информационного и технического обеспечения системы управления.

Определим содержание метода диагностического анализа на следующем рисунке (рис. 2).

Формирование информационной базы

Подготовка и

принятие управленческ их решений

Формировани е диагноза по результатам внутреннего и

внешнего мониторинга

Определение

системы показателей (оценочных признаков)

Рейтинговая оценка (межпроизводственный сравнительный анализ)

Финансовая диагностика (экспресс-анализ финансового состояния)

Экономическая

диагностика (экспресс-оценка результатов деятельности предприятия)

Контроль за финансово-экономической ситуацией

после реализации управленческого решения

Формирование новой информационной базы для последующей диагностики

Рисунок 2 - Этапы диагностического анализа результатов деятельности

предприятия[3]

Методика комплексного диагностического анализа включает ряд способов его осуществления (рис.3).

Рисунок 3 - Элементы методики диагностического анализа результатов

деятельности предприятия [3]

Диагностический анализ направлен на решение следующих основных задач:

- формирование информационной базы данных по производственно-хозяйственным операциям осуществляемым предприятием на основе мониторинга внутреннего состояния хозяйственной системы, а также анализа внешней среды с помощью методик SWOT-анализа, межпроизводственного сравнительного анализа, системно-матричного диагностического анализа и т. д.;

- выявление важнейших противоречий, «патологий» в деятельности предприятия и определение «диагноза» - как основы подготовки и принятия управленческих решений;

- определение резервов роста результатов деятельности предприятия и прогнозирование их динамики и отбор наиболее эффективных методов разрешения установленных проблем.

Одним из эффективных, современных инструментов диагностического анализа является методика бенчмаркинга. Он позволяет проводить иссле-

дования внешней бизнес-среды и оценить позиции предприятия относительно других участников рынка. В поисках новаций, более успешного опыта, руководители и менеджеры организаций анализируют деятельность конкурентов. Для автотранспортной отрасли это особенно актуально из-за высокого уровня конкуренции. Бенчмаркинг при этом направлен на совершенствование существующих процессов путем оценивания их эффективности и сопоставления с примером "наилучшей практики".

Таблица 1 - Критерии оценивания при проведении бенчмаркинга

Направление оценивания Критерии оценки Источники информации и способы ее сбора

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективность использования финансовых ресурсов (финансовое состояние) коэффициенты ликвидности; финансовой устойчивости; деловой активности; выполнение «Золотого правила экономики»; рентабельность, рассчитанная на основе скорректированной прибыли. Информация содержится в стандартных формах финансовой отчетности (БО): в бухгалтерском, балансе, отчете о финансовых результатах, приложениях к бухгалтерскому балансу, пояснительной записке к БО.

Эффективность управления издержками предприятия темпы роста затрат на оплату труда; уровень затрат на подготовительные и движенческие операции, на обслуживание транспорта; темпы роста уровня общехозяйственных расходов; прибыль на руб. затрат. информация труднодоступна: можно использовать методы наблюдения, опроса клиентов.

Эффективность транспортной работы доля рынка компании; объемы перевозок, грузооборот; коэффициент использования пробега ассортимент услуг; производительность ПС; система тарифов и скидок. информация труднодоступна: можно использовать методы наблюдения, опроса клиентов, телефонный опрос конкурентов.

Уровень технико- экономических показателей коэффициент выпуска на линию; технической готовности; использования грузоподъемности; время простоя под погрузкой разгрузкой; возраст парка и структурный состав. информация труднодоступна: можно использовать методы наблюдения, опроса клиентов.

Имидж компании объем рекламы, её интенсивность; оценка по показателям качества (выполнение сроков доставки); количество положительных отзывов; статистика аварийности. средства массовой информации: интернет, сайты, реклама, форумы, периодическая печать; опрос клиентов.

Степень взаимодействия с партнерами количество компаний партнеров данной отрасли; количество компаний партнеров другой отрасли; средства массовой информации, изучение рекламы.

Он направлен на тщательное выявление причин положения рассматриваемого предприятия в рейтинговом ряду и позволяет разрабатывать адресный план действий, корректирующий деятельность данного предпри-

ятия. Установим критерии оценивания, которые можно применять при осуществлении бенчмаркинга для грузовых автотранспортных организаций (табл. 1).Таким образом, применение на практике диагностического анализа, приемов бенчмаркинга позволит руководству транспортных предприятий, в условиях неопределенности, улавливать тенденции бизнес-среды и быстро приспосабливаться к ним, моделировать поведение АТП в различных условиях, а значит принимать эффективные управленческие решения.

Список литературы

1. Большой бухгалтерский словарь. - М. : Институт новой экономики. Под редакцией А.Н. Азрилияна. 2013. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://buhgalterskiy_slovar.academic.ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 30.03.2015).

2. Ренгольд О.В., Ренгольд Е.Ю. Тенденции изменения структуры автотранспортных предприятий на рынке транспортных услуг / О.В. Ренгольд, Е.Ю. Ренгольд // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2011». Том 1. Транспорт. - Одесса: Черноморье, 2011. - С.28-32.

3. Стринковская А.С. Диагностический анализ результатов деятельности грузовых автотранспортных предприятий в условиях нестабильной бизнес-среды//Актуальные вопросы научных исследований XXI века [Электронный ресурс]: монография / С.М. Мочалин [и др.]; под ред. В.В. Бирюкова [и др.]; - Электр. дан. - Омск, СибАДИ, 2015.

4. Стринковская А.С. Диагностический анализ результатов деятельности грузовых автотранспортных предприятий в условиях нестабильной бизнес-среды//Архитектура, строительство, транспорт [Электронный ресурс]: Материалы Международной научно-практической конференции (к 85-летибю ФГБОУ ВПО «СибАДИ»). - Электр. дан. -Омск, СибАДИ, 2015.

Strinkovskaya Anastaseya Sergeevna, candidate of economical of science, docent of the "Economy and management at the enterprise" department, Siberian State Automobile and Highway academy (SibADI), Omsk, Russia (e-mail: strin-as@ mail.ru, 8 909 537 46 76)

ECONOMIC ANALYSIS AND DIAGNOSIS OF THE BUSINESS ENVIRONMENT OF FREIGHT AVTOTRANSPRTNYH ENTERPRISES IN SYSTEM OF MANAGERIAL DECISION-MAKING

Abstract. In this article, set the place and role of the economic analysis and business management system diagnostics, the contents and the methods of diagnostic analysis, establishes key indicators for benchmarking of transport enterprises

keywords: enterprise performance management, diagnostic analysis, economic analysis, benchmarking

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.