Научная статья на тему 'Комплексная диагностика экономического потенциала грузового автотранспортного предприятия на основе применения системы ключевых индикаторов'

Комплексная диагностика экономического потенциала грузового автотранспортного предприятия на основе применения системы ключевых индикаторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОВОЙ АВТОТРАНСПОРТ / АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / TRUCKS / MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE / TRANSPORT ECONOMICS / ECONOMIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стринковская А.С.

В статье рассмотрены различные определения потенциала, разнообразные подходы к ним. Дано определение экономического потенциала грузового автотранспортного предприятия и диагностики экономического потенциала. Определена структура экономического потенциала грузового автотранспортного предприятия и основные оценочные показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стринковская А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE DIAGNOSIS OF THE CAPACITY OF CARGO TRANSPORTATION ENTERPRISE BASED ON KEY INDICATORS

Discusses various definitions of capacity, a variety of approaches to them. The definition of the economic potential of cargo motor transport enterprise and diagnosis of economic potential. The structure of the economic potential of cargo motor transport enterpris.

Текст научной работы на тему «Комплексная диагностика экономического потенциала грузового автотранспортного предприятия на основе применения системы ключевых индикаторов»

УДК 338.47:656.07

А. С. Стринковская

канд. экон. наук, доцент, кафедра «Экономика и управление предприятиями», ФГБОУВО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия»,

г. Омск

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ПОТЕНЦИАЛА ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ КЛЮЧЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ

Аннотация. В статье рассмотрены различные определения потенциала, разнообразные подходы к ним. Дано определение экономического потенциала грузового автотранспортного предприятия и диагностики экономического потенциала. Определена структура экономического потенциала грузового автотранспортного предприятия и основные оценочные показатели.

Ключевые слова: грузовой автотранспорт, автотранспортное предприятие, экономика транспорта, экономический потенциал.

A.S. Strinkovskaya, Siberian State Automobile and Highway academy, Omsk

COMPREHENSIVE DIAGNOSIS OF THE CAPACITY OF CARGO TRANSPORTATION ENTERPRISE BASED ON KEY INDICATORS

Abstract. Discusses various definitions of capacity, a variety of approaches to them. The definition of the economic potential of cargo motor transport enterprise and diagnosis of economic potential. The structure of the economic potential of cargo motor transport enterpris.

Keywords: trucks, motor transport enterprise, transport economics, the economic potential.

Сложно переоценить степень влияния транспортной системы на экономическое пространство. Эффективное функционирование транспорта - это необходимое условие производства, обеспечивающее территориально-функциональные связи между отдельными подразделениями предприятия, отраслями, регионами, странами мира. Последствия глобального кризиса, изменения, происходящие в политической и экономической обстановке России, введение санкций, привели к формированию серьезных проблем на рынке грузовых автотранспортных услуг. В результате мы наблюдаем снижение объема международных перевозок. Постепенно происходит переориентирование на иные географические направления импортных и экспортных грузопотоков, но для их освоения потребуется существенные затраты времени и средств. Кроме того, грузоперевоз-чики испытывают сокращение спроса и со стороны российских компаний из-за снижения деловой активности бизнеса в нашей стране, которое обусловлено падением курса рубля, двукратным снижением стоимости нефти, сокращением платежеспособного спроса, низкой покупательной способностью населения, оттоком капитала. Последствия этих процессов проявляются в снижении конкурентоспособности, неполном удовлетворение потребностей клиентов по уровню качества оказываемых услуг, в росте доли убыточных предприятий транспортной отрасли с 49,8% в 2015 году до 62% в январе 2016 года [7; 5;10].

К факторам субъективного характера, снижающим эффективность работы отрасли, можно отнести - старение грузового парка, которое усугубляется удорожанием кредитов и лизинга; нерациональным расходованием трудовых, финансовых и топливных ресурсов; низкой результативностью менеджмента; высоким уровнем прямых и косвенных издержек производства; снижением тарифов, а значит прибыльности и рентабельности транспортных организаций.

Полноценное решение проблем транспортной отрасли обеспечит восстановление и рост экономики страны в целом, что неосуществимо без комплексной диагностики перспектив и возможностей, отдельных субъектов хозяйствования, без диагностики экономического потенциала грузового автотранспортного предприятия (ГАТП). Одна из ключевых причин неэффективной деятельности - это нерациональный менеджмент. Решения принимаются спонтанно, при недостаточной информационной проработке проблемы и зачастую нацелены лишь на снижение затрат в краткосрочном периоде. Современные менеджеры и руководители предприятий должны подходить к решению проблем комплексно, учитывая все многообразие факторов бизнес-среды, оказывающих влияние на ситуацию, учитывать потенциальные возможности предприятия и резервы роста результатов деятельности. Решить поставленные задачи позволит процедура диагностики, обеспечивающая быстроту, непрерывность, всесторонность процесса исследования. В отличие от анализа диагностика направлена на систематическое изучение отклонений от нормальных условий функционирования по заранее определенным индикаторам, т.е. выявляет и изучает признаки «патологии», по которым устанавливается диагноз, потенциальные возможности и резервы роста, выделяются противоречия и определяются рекомендации по их устранению. Кроме того, диагностика позволяет оперативно обеспечивать руководителей различных уровней аналитической информацией как о внутренних проблемах развития, так и о рыночной конъюнктуре. Что в итоге обеспечивает гибкость и адаптивность принимаемых управленческих решений к быстро меняющимся условиям бизнес-среды [4; 6].

Теперь рассмотрим содержание одной из ключевых категорий экономической теории - экономического потенциала (ЭП). Данное понятие изучается в экономической науке уже достаточно давно, но до сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно его трактовки, состава, системы показателей его характеризующих, методики анализа. Недостаточно полно проработан данный вопрос относительно транспортной отрасли, не разработана однозначная методика, учитывающая специфику оценки ЭП для ГАТП.

Этимологическое значение категории «потенциал» происходит от латинского термина «р^епйа», что переводится как «скрытые возможности, сила, мощность». У различных авторов научных публикаций можно встретить разнообразные подходы к определению данного понятия. Рассмотрим основные из них. В отечественной литературе под потенциалом предприятия, в широком смысле, чаще всего понимают совокупность ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных), средств, запасов, определяющих возможности и пределы функционирования предприятия. ЭП, согласно определению, приведенному в «Большом энциклопедическом словаре» - это

способность предприятий осуществлять производственно-экономическую деятельность, обеспечивая рост производства и потребления [1]. Л.Н. Чайникова под ЭП понимает совокупность ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, и способности его сотрудников и менеджеров к использованию ресурсов с целью создания товаров, услуг и получения максимального дохода [9]. По мнению А.Н. Люкшинова ЭП предприятия представляет собой совокупность его возможностей по выпуску продукции (оказанию услуг) [3]. Определение «потенциала», данное Т.Ф. Рябовой: «Потенциал - совокупность имеющихся факторов производства, интеллекта, производственных резервов и возможностей, способных обеспечить выпуск высококачественных товаров, необходимых для удовлетворения всесторонних запросов различных категорий населения страны» [2]. В интерпретации Т.Г. Храмцовой: «потенциал - это не только и не просто количество ресурсов, но и заключенная в них возможность развития системы в заданном направлении. Возможности должны быть реализованы в экономике реализация потенциала находит воплощение в результатах деятельности» [8].

Изучив толкование данного понятия различными авторами можно выделить следующие основные подходы к этой категории. Во-первых, ресурсный подход, при котором на первый план выходит оценка наличия ресурсов и их способности обеспечить достижение намеченных результатов деятельности. Во-вторых, подход, при котором под ЭП понимается производственная мощность. Этот подход, как и предыдущий, имеет существенный недостаток - узость толкования, акцент на производственную составляющую экономического потенциала, оставляет без внимания другие не менее важные факторы, формирующие потенциал. В-третьих, подход подразумевающий, что экономический потенциал - это и совокупность ресурсов и методы их использования. И такой подход крайне ограничен. При четвертом подходе акцент делается на оценке возможностей, способностей, скрытых резервов. ЭП трактуется как взаимосвязь средств и возможностей, как степень деловой активности предприятия по привлечению ресурсов и инноваций.

Изучение данного вопроса позволило определить ЭП ГАТП - как текущую и перспективную возможность достижения максимального объема производства конкурентоспособных услуг (любого результирующего показателя), которого можно достичь путем рационального и оптимального использования имеющихся ресурсов. Кроме того, это альтернативные возможности сохранения своего положения и дальнейшего развития предприятия, обеспечиваемые способностями менеджеров диагностировать, анализировать, контролировать ситуацию, адаптироваться к быстро меняющимся условиям бизнес-среды.

Диагностика ЭП ГАТП дает возможность в кротчайшие сроки и с незначительными затратами выявить потенциальные внутренние и внешние возможности, сильные и слабые стороны в деятельности предприятия, резервы роста, скрытые возможности, оценить позиции предприятия на рынке, основываясь на оценке ключевых индикаторов. Учитывая отраслевые особенности функционирования ГАТП, осуществляющих, как правило, разноплановую деятельность, имеющих сложную структуру можно сде-

лать вывод о наличии неоднородного ЭП.

Рассмотрим структуру ЭП ГАТП (рис. 1).

Рисунок 1 - Структура ЭП ГАТП (комплексный подход)

Как уже было отмечено ранее, экономический потенциал - это сложная категория, которая формируется под влиянием значительного количества факторов. Поэтому при проведении комплексной диагностики потенциала следует опираться на систему индикаторов, характеризующих различные аспекты деятельности предприятий. Определим их, учитывая приведенную в таблице 1 структуру экономического потенциала и специфику применяемых на ГАТП оценочных показателей.

При проведении такого рода исследований необходимо учитывать, что количество оценочных индикаторов не должно быть значительным, излишки информации усложнят процесс и исказят результат (оптимальное количество 1-3 индикатора по каждому аспекту деятельности). Сформированный перечень критериев может быть скорректирован с учетом специфики деятельности, укрупнен или детализирован. При выборе индикатора необходимо отдавать предпочтение наиболее комплексным, и полно характеризующим текущее состояние организации. Осуществляя отбор показателей как правило используют методы экспертных оценок.

Подводя итоги, отметим, что ЭП предприятия имеет следующие важные характеристики: определяется объемом ресурсов и резервов, как используемых, так и не используемых в текущей деятельности ГАТП; характеризуется его реальными возможностями, при этом учитываются и реализованные и нереализованные возможности; определяется также способностями менеджера рационально использовать ресурсы и воз-

можности организации для достижения поставленных целей; диагностика потенциала ГАТП должна иметь комплексный характер, учитывать отраслевую специфику и изменчивость бизнес-среды, предприятие при этом рассматривается как сложная, постоянно развивающаяся система, находящаяся под влиянием множества факторов.

Таблица 1 - Индикаторы, используемые при проведении комплексной диагностики ЭП ГАТП

Направления исследования. Виды потенциала (факторы) Критерии оценки

1 2

Эффективность использования трудовых ресурсов (трудовой потенциал) производительность труда; доля персонала высокой квалификации; средний уровень оплаты труда; коэффициент текучести кадров.

Эффективность использования финансовых ресурсов (финансовый потенциал) коэффициенты ликвидности; финансовой устойчивости; деловой активности; показатели рентабельности, уровень финансовой независимости.

Эффективность транспортной работы (производственный/ имущественный потенциал) объемы перевозок, грузооборот, производительность подвижного состава; ассортимент услуг; коэффициент использования рабочего времени, использования пробега, выпуска на линию, технической готовности; возраст парка и уровень его специализации, оборачиваемость фондов.

Эффективность инновационной политики (инновационный потенциал) доля новых технологий в общем их объеме, коэффициент обновления, износа парка, объем инвестиций в инновационные технологии, количество новых услуг.

Организационно-управленческий потенциал время простоя под погрузкой-разгрузкой, простоя в ремонте; коэффициент использования рабочего времени; качество управления, рентабельность бизнеса, индекс профессиональной подготовки управляющих.

Факторы микроуровня доля рынка компании; система скидок, надбавок; объем рекламы, её интенсивность; оценка по показателям качества (выполнение сроков доставки и т.д.); степень удовлетворенности клиентов; количество положительных отзывов; доля постоянных клиентов в общем их объеме.

Факторы макроуровня уровень ВВП, динамика курсов валют, процентная ставка по кредитам, уровень платежеспособного спроса, уровень доходов населения, объемы заказов по экспортно-импортным направлениям, уровень инфляции.

Таким образом, комплексная диагностика ЭП позволит разносторонне, изучить деятельность предприятия, оценить, как внутренние, так и внешние его позиции, опре-

делить текущую ситуацию и получить прогноз на перспективу. а значит научно обосновать принимаемые решения. Что в конечном итоге повысит их эффективность.

Список литературы:

1. Большая советская энциклопедия: ВЗОТ. - М., 1997. Т. 20. - С. 487.

2. Большой коммерческий словарь / под ред. Т.Ф. Рябовой. - М.: Война и мир, 1996. - 399 с.

3. Стратегический менеджмент: учебное пособие / под ред. Люкшинова А.Н. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

4. Стринковская, А.С. Диагностический анализ результатов деятельности грузовых автотранспортных предприятий в условиях нестабильной бизнес-среды // Актуальные вопросы научных исследований XXI века [Электронный ресурс]: монография / С.М. Моча-лин [и др.]; под ред. В.В. Бирюкова [и др.]. - Электр. дан. - Омск, СибАДИ, 2015.

5. Стринковская, А.С. Проблемы и тенденции развития рынка транспортных услуг в современных условиях / А. С. Стринковская // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2016. - № 3 (13). - С. 75.

6. Стринковская, А.С. Экономический анализ и диагностика бизнес-среды грузовых автотранспортных предприятий в системе принятия управленческих решений / А.С. Стринковская // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2016. - № 3 (13). - С. 69.

7. Федеральная служба государственной статистики: Транспорт и связь [Электронный ресурс]. - Режим доступа. www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main /rosstat/ru/ statistics/enterprise/transport/. - Загл. с экрана (дата обращения: 07.04.2015).

8. Храмцова, Т.Г. Методология исследования социально-экономического потенциала потребительской кооперации: дис. ... д-ра экон. наук / Т.Г. Храмцова. Центрсоюз РФ, СебУПК. - Новосибирск, 2002. - 374 с.

9. Чайникова, Л.Н. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Чай-никова, В.Н. Чайников. - Тамбов: Издательство Тамб. гос. тех. ун-та, 2007. - 192 с.

10. Ренгольд, О. В. Перспективы развития автотранспортной отрасли в Российской Федерации [Электронный ресурс] / О.В. Ренгольд, Т. А. Попова // Фундаментальные и прикладные науки - основа современной инновационной системы : материалы Междунар. на-уч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых / СибАДИ. - Омск: СибАДИ, 2015. - С. 330-335. - Режим доступа: http://bek.sibadi.org/fulltext/ESD1.pdf (дата обращения: 07.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.