Научная статья на тему 'Проблемы и тенденции развития рынка транспортных услуг в современных условиях'

Проблемы и тенденции развития рынка транспортных услуг в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1366
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / ПРОБЛЕМЫ РЫНКА АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стринковская Анастасия Сергеевна

В данной статье установлены основные причины низких результатов деятельности автотранспортных предприятий в современных условиях. Выявлены и изучены ключевые проблемы рынка автотранспортных услуг в современных условиях хозяйствования. Определены основные тенденции развития рынка автотранспортных услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и тенденции развития рынка транспортных услуг в современных условиях»

УДК 656.13

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Стринковская Анастасия Сергеевна, к.э.н, доцент (e-mail: [email protected]) Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ),

г. Омск, Россия

В данной статье установлены основные причины низких результатов деятельности автотранспортных предприятий в современных условиях. Выявлены и изучены ключевые проблемы рынка автотранспортных услуг в современных условиях хозяйствования. Определены основные тенденции развития рынка автотранспортных услуг

Ключевые слова: рынок транспортных услуг, особенности развития рынка транспортных услуг, проблемы рынка автотранспортных услуг, тенденции развития рынка автотранспортных услуг

Сложно переоценить степень влияния транспортной системы на экономическое пространство. Эффективное функционирование транспорта - это необходимое условие производства, обеспечивающее территориально-функциональные связи между отдельными подразделениями предприятия, отраслями, регионами, странами мира. Он воздействует на темпы роста и масштабы производства, интенсивность развития торгово-экономических отношений между странами мира, объемы внешнеторговых сделок, оказывает существенное влияние на уровень цен на экспортно-импортную продукцию, а значит формирует мировую экономическую конъюнктуру.

Последствия глобального кризиса, изменения, происходящие в политической и экономической обстановке России, ряд причин, имеющих субъективный характер привели к формированию серьезных проблем на рынке транспортных услуг. Игнорирование этих проблем равносильно сдерживанию социально-экономического развития всей страны. Прежде чем рассмотреть эти проблемы, определить их характер и причины, выясним основные тенденции развития рынка грузовых автотранспортных услуг в России на сегодняшний день.

Начавшееся в 2013 году замедление темпов развития отечественной экономики не могло не оказать негативного воздействия на результативность деятельности рынка транспортных услуг. По оценке Росстата в 2014 году объем перевозок грузов не превысил 5414,4 млн. тонн (объем коммерческих перевозок1616,5 млн. тонн), а грузооборот сократился на 98,6 % до 246,7 млрд. т^км. Тенденции сохраняются и в 2015 году и на начало 2016 года (табл. 1). [4]

Таблица 1. Анализ динамики результатов деятельности грузовых _транспортных предприятий_

2011 2012 %, к 2011 2013 %, к 2012 2014 %, к 2013 2015 %, к 2014

Перевезено грузов, млн. тонн

Автомобильным транспортом 5663 5842 103 5635 96,5 5414,4 96,1 5038, 7 93

На коммерческой основе 1654 1704 103 1690 99,1 1616,5 95,6 - -

Грузооборот, млрд. т*км

Автомобильным транспортом 222,8 248,9 111 250 100, 4 246,7 98,6 232,1 94

На коммерческой основе 107 128,4 120 124,9 97,5 121,7 97,5

за февраль 2016 % к февралю 2015 % к ян-варю 2015 январь-февраль 2016 в % к январю-февралю 2015 февраль 2015 в % к февралю 2014 январь-февраль 2015 в % к январю-февралю 2014

Грузооборот, млрд. т*км 16,2 97,4 113, 3 97,2 91,4 93,2

Перевезено грузов, млн. тонн 331,6 98,9 109, 8 98,6 92,0 90,5

На снижение результативности деятельности отрасли за последние два года оказало влияние множество факторов, основной из них это - введение санкций. Как следствие этого процесса снижение объема международных перевозок, за первое полугодие 2015 г. он сократился примерно на 40%. От введения санкций пострадали больше всего транспортные фирмы, работающие с зарубежными партнерами. В настоящее время происходит переориентирование на иные географические направления импортных и экспортных грузопотоков, но для их освоения потребуется существенные затраты времени и средств. Кроме того, грузоперевозчики испытывают сокращение спроса и со стороны российских компаний. Снижение деловой активности бизнеса в нашей стране обусловлено падением курса рубля, двукратным снижением стоимости нефти, сокращением платежеспособного спроса, низкой покупательной способностью населения, оттоком капитала, кризисом глобальной экономической конъюнктуры, что в итоге приводит к уменьшению промышленного производства, замедлению динамики торговых потоков, росту количества убыточных предприятий. [2,3]

Согласно данным Росстата, совсем недавно в нашей стране можно было наблюдать возрастающие темпы роста грузового автопарка. Количество грузовых автомобилей (включая пикапы и легковые фургоны) возросло на

12 % по сравнению с 2011 годом. Но в последнее время ситуация начала меняться, по оценкам ООО «Автостат Инфо», по состоянию на 1.01.2015 парк грузовых автомобилей (свыше 5 т) в РФ насчитывал 3,73 млн. шт. За первую половину 2015 года его прирост составил лишь 0,6%, за аналогичный период прошлого года рост парка составлял 2,9%, а к началу 2016 года и вовсе наблюдается хоть и незначительное, но снижение (табл.2).

Таблица 2. Анализ динамики и структуры грузового автомобильного парка __(грузоподъемностью свыше 5 тонн) _

Грузовые автомобили на 01.01.2016 на 01.06.2015 на 01.01.2015 на 01.01.2014

тыс. шт. % тыс. шт. % тыс. шт. % тыс. шт. %

Российское производство 2305,9 74,4 2291,1 73, 9 2279,001 73,9 2232,15 6 74,5

Иностранное производство 795,45 25,6 811,2 26, 1 803,476 26,1 763,098 25,5

Всего 3101,35 100 3102,4 100 3082,477 100 2995,25 100

Грузовые автомобили Изменение к 01.01.16 Изменение к 01.01.15 Изменение к 01.01.14

тыс. шт. % тыс. шт. % тыс. шт. %

Российское производство 14,76 0,6 12,1 0,5 46,845 2,1

Иностранное производство -15,784 -1,9 7,8 1,0 40,378 5,3

Всего -1,024 -0,034 19,9 0,6 87,223 2,9

Таким образом, автомобилизация страны продолжается, несмотря, на кризисные явления в экономике, но замедление темпов роста по парку грузовых автомобилей уже ощущается.

Соотношение автомобилей отечественного и зарубежного производства в парке, осталось прежним. Парк отечественных грузовиков вырос за первое полугодие всего на 0,6% (на 14,76 тыс.), автомобили зарубежного производства в первые за длительный период наблюдали отрицательную динамику в структуре отечественного парка грузовых автомобилей - сокращение составило 1,9% (15,78 тыс. шт.). При сохраняющемся доминировании отечественных брендов в грузоперевозках, эксперты констатируют «обвал продаж новых грузовиков» российского производства, за первое полугодие 2015 г. произошло сокращение первичного рынка почти в два раза. На динамику реализации грузовых автомобилей повлияли снижение объемов перевозок и падение активности в строительной отрасли. И как следствие наибольшее сокращение продаж магистральных тягачей и строительной техники. В условиях кризиса транспортные компании находятся в режиме экономии и либо полностью отказываются от обновления

парка подвижного состава, удлиняя и без того высокие сроки эксплуатации, либо выбирают устаревшие, но более дешевые модели автомобилей. «Ослабление рубля делает покупку импортных грузовиков и других коммерческих автомобилей не просто дорогой, а экономически нецелесообразной», за минувший год существенно выросла средняя стоимость автомобилей - на 22% в рублях. В целом рынок сократился на 33% в рублевом выражении, а в долларовом - на 57%. Парк отечественных грузовиков вырос за первое полугодие всего на 0,5% (на 12,1 тыс.), а иномарок - на 1% (на 7,8 тыс.). [1,4]

Наибольшая доля грузового парка среди регионов РФ (в 1.01.2016) приходится на Центральный ФО - 24 %, это на один процент меньше чем в прошлом году. В целом за этот период, можно констатировать прирост количества грузовых автомобилей только в пяти регионах РФ, при этом процент прироста очень незначительный. Наибольшая положительная динамика наблюдается в Северо-Кавказском ФО - 0,8% и Уральском ФО -0,5% (против 2% и 3,6% соответственно в прошлом году).

Старение грузового парка еще одна из крайне актуальных проблем грузового автомобильного транспорта. Согласно данным последних экспертных оценок в отношении возрастной структуры российского парка, наибольшая часть приходится на машины, произведенные до 2006 года. Доля автомобилей старше 10 лет превышает 70% отечественного грузового парка (рис. 1). Такой транспорт прошел все этапы морального и физического старения и нуждается в замене по многим причинам: экономическим, экологическим, социальным, и с точки зрения безопасности использования.

Если рассмотреть старение парка с точки зрения марочной структуры, то самая большая группа автомобилей, выпущенных ранее 2006 года — это ГАЗ (631860 шт.). Второй по размеру показатель по автомобилям марки КАМАЗ (485822 шт.), на третьем месте ЗИЛ (395781 шт.). [1]

Повышение ставок по кредитам и лизингу в значительной степени затрудняет модернизацию автопарка грузоперевозчиков. По мнению экспертов «Автостат Инфо» в краткосрочной перспективе (на год) парк будет стареть, а доля машин до 5 лет снизится. Среднесрочная перспектива (до 5 лет), также не слишком оптимистична, так как на обновление парка, однозначно, будут влиять низкие цены на нефть и медленное восстановление экономики. [1]

[ЗНАЧЕНИЕ]

2300

§ 1800 у

^ 1300

О

со

800

§ 300

[значениен ачен[3ина чещ ЧЕНИВАЧЕН[ИЯА ченш ^р™ чениеачениен ачени

-200 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 ранее

2006 г.

ГОД ВЫПУСКА АВТОМОБИЛЕЙ

Рисунок 1 - Возрастная структура парка грузовых автомобилей в России

на 01.01.2016 года

Анализ тенденций рынка грузовых автотранспортных перевозок позволил констатировать наличие следующих проблем (рис. 2).

Проблемы рынка грузовых автотранспортных услуг

Субъективного характера

Значительный износ парка автотранспортных средств.

I '

Снижение тарифов, а значит прибыльности и рентабельности транспортных организаций.

I

Высокий уровень прямых и косвенных издержек производства. Низкий уровень эффективности деятельности

Неполное удовлетворение потребностей покупателей услуг по уровню качества оказываемых услуг

Нерациональное расходование трудовых, финансовых и топливных

Объективного характера

Сокращение объемов транспортной работы, на фоне снижения темпов производства и торговли

Рост стоимости импорта. Сокращение его объема. Ограничения по увеличению экспорта

Снижение государственных расходов, инвестиций в транспортную от

Недостаточная развитость дорожной инфраструктуры. Несоответствие её уровню автомобилизации

I

Недоступность кредитов. Рост дебиторской задолженности, особенно для сделок с участием посредников

Рис. 2. Анализ тенденций рынка грузовых автотранспортных перевозок

Таким образом, проведенное исследование продемонстрировало наличие немалого количества показателей, характеризующих результаты деятельности отрасли грузоперевозок, с отрицательной тенденцией развития в динамике. Что однозначно свидетельствует о внутреннем экономическом кризисе, который существенно усугубляется мировой политической обстановкой и как следствие нарастание проблем транспортной отрасли.

Решение поставленных вопросов простимулирует развитие рынка транспортных услуг, а также повысит эффективность реорганизации всей отраслевой системы России. Положительных результатов можно достичь посредством следующих качественных преобразований: изменения географии импортных грузопотоков, ориентации на внутренние рынки и им-портозамещение, применения системного подхода к решению внутренних проблем, внедрения современной техники и технологий, оптимизации затрат, диверсификации бизнеса. Так как транспортная отрасль - это неотъемлемая часть государственной инфраструктуры, ряд проблем можно решить с помощью правильно организованного государственного контроля и рамочного регулирования. К таким способам можно отнести регламентацию и контроль качества работ и услуг, оказываемых транспортными компаниями, стимулирование и развитие несырьевых направлений производства, внедрение дифференцированного налогового регулирования деятельности транспортных компаний, содействие развитию высокоэффективных транспортных технологий.

Список литературы

1. Инфографика. Парк грузовых автомобилей (HCV) России// По результатам исследований «Автостат Инфо». [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://avtostat-info.com/News/2249/. - Загл. с экрана (дата обращения: 30.03.2015).

2. Ренгольд О.В., Ренгольд Е.Ю. Тенденции изменения структуры автотранспортных предприятий на рынке транспортных услуг / О.В. Ренгольд, Е.Ю. Ренгольд // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2011». Том 1. Транспорт. - Одесса: Черноморье, 2011. - С.28-32.

3. Стринковская А.С., Григорьева А. А. Рынок грузовых автотранспортных услуг: проблемы, тенденции //Архитектура, строительство, транспорт [Электронный ресурс]: Материалы Международной научно-практической конференции (к 85-летию ФГБОУ ВПО «СибАДИ»). - Электр. дан. - Омск, СибАДИ, 2015.

4. Федеральная служба государственной статистики: Транспорт и связь [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.gks.ru / wps /wcm /connect /rosstat_main /rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/. - Загл. с экрана (дата обращения: 07.04.2015).

Strinkovskaya Anastaseya Sergeevna, candidate of economical of science, docent of the "Economy and management at the enterprise" department, Siberian State Automobile and Highway academy (SibADI), Omsk, Russia (e-mail: [email protected], 8 909 537 46 76)

PROBLEMS AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF TRANSPORT SERVICES

Abstract. In this article, the main reasons for the poor results of the activities of transport enterprises in modern conditions. Key issues were identified and studied the market of transport services in modern conditions of managing. Identifies the main trends of development of the market of transport services

Key words: transport services market, especially the market of transportation services, transport services market issues, tendencies of development of the market of transport services in modern conditions

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК НАПРАВЛЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА Сырлыбаева Назгуль Рустамовна, студент Научный руководитель: Ситникова Лариса Владимировна, профессор,

д.э.н.

Уфимский государственный авиационный технический университет

В статье рассмотрено -диверсификация как стратегия крупных компаний, лесной промышленности, виды и экономические преимущества диверсификации.

Ключевые слова: Связанная диверсификация, компания, стратегия.

Любая национальная экономика является самодостаточной, если она имеет в своем составе высокоэффективную, крупную промышленность. В условиях рыночной экономики крупные промышленные предприятия развиваются в различных организационно-правовых формах в соответствии с целями развития своих владельцев. Одним из наиболее широко применяемых путей развития крупного бизнеса в Российской экономике стало создание большого числа диверсифицированных компаний.

Обзор научных исследований позволяет выявить несколько вариаций определения диверсификации. Сложность заключается в том, что диверсификация - такая экономическая категория, которой не всегда можно дать однозначное определение. Разные люди подразумевают под ней разные процессы, поэтому важным моментом является способность распознать и истолковать эту концепцию применительно к своим обстоятельствам.

Исходя из вышесказанного видно, что с экономической точки зрения, диверсификация - это развитие производства или прирост объемов за счет выпуска дополнительно новой продукции на новые рынки и поиска более сильной позиции на нем.

В основе диверсификации, в первую очередь, лежат экономические выгоды для компании, проявляющиеся в ослаблении воздействия кризисных факторов, таких как падение рентабельности основного вида бизнеса, усиление конкуренции и т. д. и смягчение их последствий.

Таким образом, можно сделать вывод, что диверсификация создает предпосылки организационно-экономического характера для развития наиболее конкурентоспособных форм и направлений производства на дан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.