Научная статья на тему 'Диагностика экономического потенциала автотранспортного предприятия'

Диагностика экономического потенциала автотранспортного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДИАГРАММА ИСИКАВЫ / ДИАГНОСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ЭТАПЫ ДИАГНОСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / СИСТЕМА ФАКТОРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стринковская Анастасия Сергеевна

В данной статье выявлена и обоснована необходимость внедрения диагностических исследований на предприятиях транспортного комплекса. Раскрывается содержание понятия диагностики экономического потенциала деятельности автотранспортного предприятия. Предложены этапы диагностирования потенциала с использованием методики «диаграммы Исикавы». Разработана система факторов, определяющая эффективность использования различных видов ресурсов грузового автотранспортного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стринковская Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика экономического потенциала автотранспортного предприятия»

УДК 338.47:656.07

ДИАГНОСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Стринковская Анастасия Сергеевна, к.э.н, доцент Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет

(СибАДИ), г.Омск, Россия (e-mail: strin-as@mail.ru)

В данной статье выявлена и обоснована необходимость внедрения диагностических исследований на предприятиях транспортного комплекса. Раскрывается содержание понятия диагностики экономического потенциала деятельности автотранспортного предприятия. Предложены этапы диагностирования потенциала с использованием методики «диаграммы Исикавы». Разработана система факторов, определяющая эффективность использования различных видов ресурсов грузового автотранспортного предприятия.

Ключевые слова: экономический потенциал, диаграмма Исикавы, диагностика экономического потенциала, этапы диагностики экономического потенциала, система факторов.

В современных условиях хозяйствования, грузовые автотранспортные предприятия сталкиваются с рядом проблем тормозящих их развитие. Бизнес-среда характеризуется высокой степенью изменчивости, неустойчивости, недостаточностью и закрытостью информации. Кроме того результативность функционирования снижают такие субъективные факторы как нерациональное использование ресурсов предприятия, неэффективный менеджмент. Управленческие решения принимаются спонтанно, не подвергаются достаточной информационной проработке и нацелены на краткосрочный результат. В данной ситуации особую актуальность приобретают систематическая диагностика и оценка экономического потенциала предприятия.

Диагностика как прием исследования ставит целью изучение отклонений от «нормальных», «идеальных» условий по заранее определенным параметрам. В результате формируется «диагноз» описывающий выявленные проблемы - «патологии», рекомендации по их устранению, определяются потенциальные возможности, неиспользованные резервы роста результативности [4].

Термин «экономический потенциал» является многоаспектным понятием, состоящим из множества уровней. Система показателей его характеризующих и методы исследования во многом будут определяться спецификой деятельности предприятия и отраслевой принадлежностью.

Изучение данного вопроса, позволило определить экономический потенциал - как возможность достижения максимального объема производства конкурентоспособных услуг (в настоящий момент и на перспективу),

путем оптимального использования имеющихся ресурсов. Это также альтернативные возможности развития предприятия или сохранения положения. Что обеспечивается практическими навыками менеджеров диагностировать, анализировать, контролировать ситуацию, адаптироваться к быстро меняющимся условиям бизнес-среды.

Диагностика экономического потенциала невозможна без использования количественных и качественных методов. К таким методам оценки потенциала можно отнести следующие: ситуационный анализ, портфельный анализ, кабинетные исследования, опросы работников организации по специальным методикам (диагностические интервью), коллективные методы работы, экспертные оценки, математические методы (анализ трендов, факторный анализ, расчет средних показателей, специальных коэффициентов и пр.). Качественную оценку экономического потенциала позволяет получить Схема Исикавы.

Диаграмма Исикавы является эффективным инструментом диагностики состояний, проблем и процессов, позволяющим в доступной форме, достаточно точно визуализировать изучаемую ситуацию через систему структурированных, взаимосвязанных факторов. Следуя основным принципам данной методики можно предельно понятно и наиболее объективно рассмотреть всю последовательность причинно-следственных связей и обнаружить в итоге те факторы, воздействуя на которые можно добиться желаемого результата, решения проблемы или предупредить появление нежелательных изменений [1,2].

В рамках данной статьи определим факторы, воздействующие на полноту и эффективность использования экономического потенциала автотранспортного предприятия. В качестве анализируемого показателя будет выступать экономический потенциал. Для решения проблемы необходимо определить категории факторов, влияющих на результативный показатель. К таким можно отнести: материальные ресурсы, финансовые ресурсы, трудовые ресурсы (персонал), управление и контроль и др. В каждую категорию нужно включить набор факторов-причин первого порядка, определяющих уровень экономического потенциала предприятия, затем приступают к выявлению факторов-причин второго порядка. Для построения схемы выбираются наиболее важные факторы. Такого рода задачи эффективно решаются при использовании методов экспертных оценок.

Теперь рассмотрим этапы поведения диагностики экономического потенциала с применением методики Исикавы.

1. Определение цели диагностирования, результативного показателя.

2. Выделение параметров диагностирования, основываясь на использовании методов экспертных оценок (метод «Дельфи», метод «мозгового штурма»).

3. С помощью метода схемы Исикавы, выявляются и систематизируются факторы, воздействующие на эффективность использования ресурсов предприятия:

- укрупненные категории факторов;

- факторы первого и второго порядка.

4. Определяется их значимость. Отсеиваются менее существенные и объективные (с применением метода «Дельфи» или метода «мозгового штурма»).

5. Выражение отобранных в итоге факторов в числовых значениях. Определение фактического экономического потенциала.

6. Сравнение полученной модели факторов с нормативными, оптимальными значениями или с «эталонными» значениями параметров диагностирования. В качестве «эталонных» могут выступать высокие результаты предприятий лидеров данной отрасли, наиболее существенные результативные величины достигнутые данным предприятием или среднеотраслевые показатели, характеризующие оптимальный уровень развития предприятий данной отрасли.

7. Сравнение схемы отражающей фактический уровень экономического потенциала с эталонной схемой.

8. Выявление отклонений, слабых мест, проблем в формировании и использовании экономического потенциала данного предприятия.

9. Разработка комплекса мероприятий, позволяющих приблизится или достичь эталонных значений.

В целях диагностирования сформируем систему факторов, воздействующих на исследуемый результативный показатель, в данном случае на ресурсы транспортного предприятия. Воспользуемся методикой предложенной Каору Исикава - способом графического представления данных. Экспертным путем была получена следующая система параметров, через которые руководство предприятия сможет воздействовать на потенциал. Представим полученные результаты в виде таблицы с выделением базового фактора и факторов первого и второго уровня.

Таблица 1 - Факторы, воздействующие на экономический потенциал _грузового автотранспортного предприятия [2,3,4,5]_

Экономический потенциал Факторы 1-го порядка Факторы 2-го порядка

1 2 3

1. Финансовые проблемы (Финансовые ресурсы) 1.1. Уровень платежеспособности (ликвидности) Коэффициенты ликвидности и платежеспособности

Обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами

Наличие абсолютной, текущей, перспективной ликвидности

1.2.Тип финансовой устойчивости Уровень финансовой автономии

Уровень финансового риска

Соблюдение платежной дисциплины

1 2 3

1.3 Наличие, структура и динамика имущества предприятия и источников его формирующих Соотношение величин внеоборотных и оборотных активов

Соотношение источников финансирования предприятия

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей

1.4.Уровень деловой активности и рентабельности Оборачиваемость капитала и активов предприятия

Направления развития предприятия

Доля рынка

Ценовая политика предприятия

Рентабельность активов, капитала, продукции, продаж

2. Персонал (трудовой потенциал) 2.1 Уровень профессиональной подготовки Регулярность обучения работе на компьютерной технике

Доля специалистов имеющих высшее образование

Периодичность проведения повышения квалификации

2.2. Уровень производительности труда Выполнение трудовой дисциплины

Уровень мотивации (количество поощрений)

Наличие регламентированных перерывов

Соответствие занимаемых должностей персонала уровню их профессиональной подготовки

2.3. Численность персонала Текучесть кадров

Регулирование численности персонала для определения оптимальной загруженности

Обеспеченность предприятия работниками ведущих профессиональных направлений

3. Материалы (материальные ресурсы) 3.1 Уровень запасов на предприятии Потребности производства в запасах

Наличие сверхнормативных запасов

Затраты на содержание складов

3.2 Условия поставок и хранения ресурсов Наличие прямых, долгосрочных связей с основными поставщиками

Соблюдение условий хранения материально-производственных запасов

4. Услуга (производственный потенциал) 4.1.Имидж предприятия Деловая репутация: объемы перевозок, грузооборот и их динамика; производительность подвижного состава; ассортимент услуг

Известность фирменного наименования

Доля постоянных клиентов

4.2. Качество продукции Наличие процедур систематического аудита качества

Соблюдение скорости и периодичности выполнения операций, предусмотренных технологическими нормами

Полнота соблюдения договорных отношений

1 2 3

5. Организационно-управленческие ресурсы 5.1 Организационная культура Взаимоотношения между сотрудниками

Психологический климат

5.2. Уровень управления Время простоя под погрузкой-разгрузкой, простоя в ремонте

Отсутствие дублирующих функций, операций выполняемых различными отделами

Прирост объемов производства за счет интенсификации производства

Качество управления, индекс профессиональной подготовки управляющих

6. Оборудования и механизмы (имущественный потенциал) 6.1 Эффективность транспортной работы Объем транспортных услуг выполненных в полном объеме

Уровень специализации парка

Коэффициенты выпуска на линию, технической готовности

6.2. Эффективность эксплуатации транспортных средств и оборудования Доля парка эксплуатируемого в пределах нормативного срока использования (возраст парка)

Частота обновления программного обеспечения

Уровень обновления парка

Интенсивность использования оборудования и парка

7. Инновации (инновационный потенциал) 7.1.Эффективность инновационной политики Объем инвестиций в инновационные технологии

Доля новых технологий, в общем их объеме

Доля новых услуг

7.2. Способность производить новые услуги Уровень затрат на НИОКР

Время освоения новых технологий

8.Информация (информационные ресурсы) 6.1.Наличие информационных технологий Количество используемых программных продуктов

Доля программных продуктов технического характера

Объем инвестиций в информационное обеспечение

Наличие управленческого учета, обеспеченность предприятия внутренней управленческой информацией

6.2 Эффективность использования информационных ресурсов Наличие систем управления данными

Наличие единого информационного фонда предприятия

Наличие подразделений, сотрудников, обеспечивающих информационную безопасность

9. Окружающая среда (Внешний потенциал) 9.1 Микроуровень Доля рынка компании

Наличие устоявшихся прямых связей с клиентами и поставщиками

9.2. Макроуровень Объемы заказов по экспортно-импортным направлениям

Налоговая нагрузка

Полученная система факторов позволяет осуществить декомпозицию исследуемого объекта. В результате была получена наглядная и полная картина формирования экономического потенциала грузового автотранспортного предприятия. Факторов очень много все они влияют на исследуемый показатель, однако согласно методике необходимо выполнить их сортировку и отсеять те, что не поддаются количественной оценке, а также независящие от предприятия. Следующие действия проводим в соответствие с ранее предложенными этапами диагностирования.

Проведя процедуру диагностики экономического потенциала в полном объеме (по предложенным этапам), руководство предприятия получит возможность в кротчайшие сроки и с незначительными затратами выявить потенциальные внутренние и внешние возможности, сильные и слабые стороны в деятельности предприятия, резервы роста, скрытые возможности, разносторонне оценить позиции предприятия на рынке.

Список литературы

1. Давыдова А.А., Бабенко А.В., Курзаева Л.В. Исследование предметной области с помощью диаграммы Исикавы (на примере сферы гостеприимства и сервиса) // Современная техника и технологии. 2016. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/11/11468 (дата обращения: 02.10.2017)

2. Иванова А. А. Выявление реальных факторов изменения производительности труда по диаграмме Исикавы // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(45). URL: https: // sibac.info/archive/economy/8(45).pdf (дата обращения: 18.11.2017)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Стринковская А.С. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности автотранспортных предприятий / А.А. Григорьева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2017. - №5(23). - С. 143-148.

4. Стринковская А.С. Экономическая диагностика транспортных предприятий: принципы и методы ее реализации / Я.О. Афонасьева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2017. - №5(23). - С. 137-142.

5. Управление качеством [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / под ред. С. Д. Ильенковой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 352 с.

Strinkovskaya Anastaseya Sergeevna, Сand. Ешп. Sci., associate professor, Siberian

State Automobile and Highway University (SibADI), Omsk, Russia

(e-mail: strin-as@mail.ru,)

DIAGNOSIS OF THE ECONOMIC POTENTIAL OF ROAD TRANSPORT

ENTERPRISE

Abstract. This article has been identified and the necessity of the introduction of diagnostic studies on enterprises of transport complex. The content of the concept of diagnosis of the economic potential of motor activity of the enterprise. Proposed stages of diagnosis capability using the technique of «Ishikawa diagrams». Developed a system of factors that determines the efficiency of use of different types of cargo motor transport enterprise resources.

Keywords: economic potential, Ishikawa diagram, diagnosis of economic potential, economic potential, stages of diagnosis system factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.