Научная статья на тему 'Алгоритм чтения текста сюжетной арифметической задачи'

Алгоритм чтения текста сюжетной арифметической задачи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
786
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ ЧТЕНИЯ ТЕКСТОВОЙ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ / ПОНИМАНИЕ УЧЕБНОГО ТЕКСТА / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА / ЭТАПЫ ЧТЕНИЯ ТЕКСТА / ALGORITHM FOR READING A WORD ARITHMETIC PROBLEM / ACADEMIC TEXT UNDERSTANDING / TEXT INTERPRETATION / STAGES OF TEXT READING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Басалаева Мария Владиславовна

В статье предлагается эффективный для учащихся начальной школы алгоритм чтения текстовой арифметической задачи. Дано описание этапов чтения, составляющих алгоритм действий учащихся. Традиционно выделяемые виды чтения рассматриваются автором методики как части единого процесса, как последовательные этапы деятельности учащихся. На примерах показаны основные принципы работы с алгоритмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Algorithm for Reading Texts of Word Arithmetic Problems

The article offers an algorithm for reading the text of a word arithmetic problem which is effective for elementary school pupils. The author describes all stages of reading that constitute the algorithm of pupils' actions. The algorithm inventor considers the traditionally distinguished kinds of reading as parts of one process, as successive stages of pupils' activity. Basic principles of work with the algorithm are shown by examples.

Текст научной работы на тему «Алгоритм чтения текста сюжетной арифметической задачи»

УДК 373.33:[372.881.161.1+372.851]

Алгоритм чтения текста сюжетной арифметической задачи

М. В. Басалаева

В статье предлагается эффективный для учащихся начальной школы алгоритм чтения текстовой арифметической задачи. Дано описание этапов чтения, составляющих алгоритм действий учащихся. Традиционно выделяемые виды чтения рассматриваются автором методики как части единого процесса, как последовательные этапы деятельности учащихся. На примерах показаны основные принципы работы с алгоритмом.

Ключевые слова: алгоритм чтения текстовой арифметической задачи; понимание учебного текста; интерпретация текста; этапы чтения текста.

Обучение решению задач является одной из центральных проблем для учителя начальной школы. Существует большое количество различных методик для работы над сюжетной арифметической задачей, но все они имеют один общий этап — семантический анализ текста, который представляет наибольшую сложность для детей. По мнению учителей, текст сюжетной задачи сложен для понимания: дети не могут решить задачу, как правило, потому, что не понимают прочитанный текст.

Тексты сюжетных задач были проанализированы нами с нескольких позиций: длина предложения; наличие синтаксических конструкций, сложных для понимания; структурные особенности текста и т. д. Исходя из результатов анализа, мы поставили перед собой задачу по-

иска ответа на вопрос о том, как учащимся начальной школы следует читать «трудный» текст, чтобы он стал понятен.

В разработке алгоритма чтения арифметической задачи мы учитывали традиционно выделяемые в зависимости от целевой установки виды чтения, которые называет, например, С. И. Львова. Применительно ко всей совокупности существующих текстов, без специального внимания к таким специфическим текстам, как тексты арифметических задач, различают 4 вида чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое. Просмотровое чтение позволяет определить в общих чертах, о чем данный текст. Ознакомительное чтение направлено на извлечение основной информации: необходимо понять не только о чем текст, но и что именно говорится по тому или иному вопросу. Изучающее чтение — полное, точное и адекватное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое осмысление ее. Целью поискового чтения является нахождение в тексте конкретных данных [2, с. 204]. Эту концепцию мы взяли за основу при разработке эффективных методов работы над текстом арифметической задачи на уроке.

Текст любой арифметической задачи представляет собой «информационный клубок». В нем чаще всего сведения об объектах, связанных между собой по смыслу, находятся далеко друг от друга, а о несвязанных — близко. В одной из диагностических работ несколько учащихся, оценивая сложность текста арифметической задачи, отметили: «Текст сильно накручен, чтобы понять, надо долго распутывать». Практика работы на уроке показывает, что для адекватного понимания содержания текста арифметической задачи необходимо читать ее несколько раз.

В связи с этим известные виды чтения будут рассматриваться нами как части единого процесса, как последовательные этапы деятельности учащихся, в то время как традиционно каждый из видов чтения

описывается изолированно от других, в противопоставлении другим, вне связи с ними.

Рассмотрим подробнее, в чем заключаются цели и результат каждого этапа чтения. Предварительно подчеркнем, что цель чтения на каждом этапе определяется, обсуждается учителем и учащимися до чтения.

1 этап — просмотровое чтение. Это первое чтение текста арифметической задачи. В связи с тем, что младшие школьники еще не являются опытными читателями, рекомендуем читать текст два раза подряд. Цель этого этапа чтения обозначается до чтения и заключается в том, чтобы определить в общих чертах, о чем текст. Учащимся можно обозначить эту цель с помощью таких вопросов: «Прочитайте текст задачи и скажите, где происходят события, описанные в задаче? Куда мы попадаем вместе с героями задачи?». Например: «Мы на складе, где конфеты раскладывают по пакетам» или «Мы на длинной улице, которую будут асфальтировать» и т. д. Если учащиеся смогли правильно сформулировать ответ на такие вопросы, можно переходить ко второму этапу.

2 этап — ознакомительное чтение. Главная цель этого этапа определить и назвать все субъекты (о ком / чем говорится в тексте задачи) и предикаты (что о них говорится). Если субъекты обозначены одушевленными существительными, то цель можно задать с помощью таких вопросов: «Прочитай внимательно текст и ответь на вопрос, кто является героем (героями) этого текста и какие события с ним происходят?» Если речь идет о неодушевленных предметах, то вопрос нужно формулировать с учетом этого. Отметим, что в ходе экспериментальной работы учащиеся называли героями и неодушевленные предметы: карандаши, которые раскладывают по коробкам; грузовики, которые развозят товар и т. д. Этот этап чтения можно завершить записью полученных выводов на доске в любом удобном для понимания виде.

При этом следует учитывать пожелания, соображения детей. Иногда учащиеся предлагали нам выписать эту информацию в виде таблицы, так как было несколько субъектов, иногда в виде цепочки, когда субъект был один, а предикатов несколько. После этого можно переходить к следующему этапу.

3 этап — изучающее или выборочное чтение. Это один из ключевых этапов понимания текста. Именно при выборочном чтении «клубок информации» должен быть распутан. Целью прочтения текста задачи в этом случае является нахождение всех связей между субъектами, объектами. Путь к этой цели лежит через поиск различных средств связи между предложениями в тексте. Ср., например, использование родовидовых пар, когда в тексте говорится о стульях, столах, диванах, а в вопросе содержится слово мебель. Эту связь должны обнаружить учащиеся. Для того чтобы дать импульс к такому поиску, можно предложить детям вопрос о том, какие субъекты связаны между собой в этом тексте и как они связаны. После успешного прохождения этапа на доске можно отметить найденные связи. По окончании этой работы должно прийти понимание текста.

4 этап — работа с прочитанным текстом. Это заключительный этап, на котором то, что понятно, будет выражено, как говорил А. А. Леонтьев, иначе. Цель этого этапа — создание собственной интерпретации исходного текста. Используя имеющиеся на доске записи, учащиеся описывают сами ту ситуацию, которая фигурирует в задаче — создают новый собственный текст. Цель можно сформулировать, например, так: «Теперь мы разобрались в событиях, которые описаны в задаче. Давайте расскажем эту историю сами так, чтобы события в ней описывались по порядку, а то, что раньше было спрятано, стало бы понятно». Интерпретацией исходного текста может быть пересказ, минитекст, концепт или любой другой вторичный текст. Важно, чтобы он был понятнее исходного. События в нем происходили последователь-

но, связанные между собой субъекты находились рядом, текст имел бы привычную трехчастную структуру. Отметим, что получившаяся интерпретация, скорее всего, будет длиннее исходного текста. Варианты интерпретаций можно писать на доске для сравнения с оригиналом. В процессе экспериментальной работы мы анализировали разные варианты интерпретаций одного текста и обсуждали с детьми их особенности. Важно, чтобы в результате обсуждения учащиеся поняли, что интерпретацию нельзя расценивать как текст, превосходящий по качеству исходный текст задачи. Новый текст просто другой, он более понятен, но это не значит, что исходный текст плохой. Он сложный, в нем «спрятана» информация, однако именно такие тексты помогают развивать речь и мышление.

Приведем описание работы с алгоритмом на примере конкретного текста: «Улицу длиной 672 м и шириной 13 м покрыли асфальтом, расходуя на каждый квадратный метр 39 кг асфальта. Сколько асфальта потребовалось?» [1, с. 58].

1 этап. Определение предмета речи. Учащиеся должны представить общую картину описанного в тексте события. Результат может быть сформулирован так: «Этот текст о том, как улицу покрывали асфальтом» или «Мы на улице, которую будут покрывать асфальтом».

2 этап. Нахождение всех субъектов и предикатов. На доске выписываем все информационные единицы, которые найдем в тексте задачи. Получается приблизительно следующая запись:

• улицу асфальтировали;

• длина улицы 672 метра;

• ширина улицы 13 метров;

• на каждый квадратный метр укладывали 39 кг асфальта.

3 этап. Установление связей между записанными на доске данными. Учащиеся должны провести связи между длиной улицы, ее шириной и информацией о «39 кг на квадратный метр асфальта». Обнаружива-

ем «неявную информацию»: квадратные метры могут быть связаны с длиной и шириной через понятие площади: у улицы есть некоторая площадь, на которую укладывали асфальт. В тексте об этом понятии не упоминается — эта информация «скрыта».

4 этап. Интерпретация текста. Один из вариантов интерпретации может быть таким: «Улицу покрывали асфальтом. Длина улицы 672 метра, а ширина 13 метров. Всю площадь улицы покрывали асфальтом. На каждый квадратный метр площади укладывали 39 кг асфальта. Сколько всего кг асфальта понадобилось?» Предложения, выделенного курсивом, может не быть. Важно, что в данной интерпретации обозначена связь, которая была скрыта в исходном тексте.

В заключение отметим, что, прежде чем использовать алгоритм, необходимо объяснить учащимся, почему именно так следует читать текст арифметической задачи, убедить их в том, что это действительно необходимо. Такой шаг полезен для того, чтобы сформировать у детей серьезный настрой на работу над текстом задачи. На основе предложенного алгоритма в ходе его практической реализации можно разработать совместно с учащимися памятку, о том, как читать текст арифметической задачи. Например, в процессе экспериментальной работы учащиеся разработали такой вариант памятки:

Как я читаю текст задачи

1. Я читаю текст два раза. Отвечаю коротко на вопрос, о чем этот текст.

2. Читаю еще раз. Нахожу всю информацию, которая есть в задаче. Выписываю или запоминаю.

3. Определяю, как связана между собой эта информация. Ищу доказательства в тексте.

4. Рассказываю текст по-своему снова так, чтобы он был последовательным и понятным.

Учащиеся под руководством учителя работали с помощью этого алгоритма над пониманием текстов арифметических задач на уроках русского языка. Школьники знали, что цель этой работы — точно понять текст, а не решить задачу. Однако многие отмечали: если текст понятен, то решить будет нетрудно. Применяя алгоритм, мы не ставили цель решить задачу. Наша цель состояла в том, чтобы школьники освоили прием «активного понимания» — понимания, которое происходит не само по себе при чтении, а в результате определенных действий. Работа с текстом, построенная таким образом, является одним из способов развития речи учащихся.

Литература

1. Рудницкая В. Н. Математика : учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. — Москва : Вентана-Граф, 2005. — 160 с.

2. Львова С. И. Русский язык : сборник заданий : 9 класс / С. И. Львова. — Москва : Эксмо, 2009. — 304 с.

© Басалаева М. В., 2012

Algorithm for Reading Texts of Word Arithmetic Problems

M. Basalaeva

The article offers an algorithm for reading the text of a word arithmetic problem which is effective for elementary school pupils. The author describes all stages of reading that constitute the algorithm of pupils' actions. The algorithm inventor considers the traditionally distinguished kinds of reading as parts of one process, as successive stages of pupils' activity. Basic principles of work with the algorithm are shown by examples.

Key words: algorithm for reading a word arithmetic problem; academic text understanding; text interpretation; stages of text reading.

Басалаева Мария Владиславовна, аспирант, кафедра русского языка и методики преподавания, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (Красноярск), m.basalaeva@mail.ru.

Basalaeva, M., post-graduate student, Department of Russian Language and Teaching Methods, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V P. Astafiev (Krasnoyarsk), m.basalaeva @ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.