Научная статья на тему 'Состояние сформированности читательских умений школьников'

Состояние сформированности читательских умений школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1257
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СПЛОШНОЙ И НЕСПЛОШНОЙ ТЕКСТ / ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ / ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ / ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / CONTINUOUS AND DISCONTINUOUS TEXT / SKIMMING READING / INTRODUCTORY READING / STUDIES READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопинцева Л. А.

В статье на основе констатирующего этапа эксперимента анализируется состояние сформированности коммуникативной компетенции учащихся через чтение текстов разных типов. Определяется роль данного вида речевой деятельности в образовании и социализации школьников, тем самым подчеркивается метапредметность коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State of formation of students’ reading skills

In the article the state of formation of students’ communicative competence through reading texts of different types is analyzed on the basis of stating stage of the experiment. The role of this kind of speech activity in education and socialization of students is determined, it points out a meta subjective essence of communicative competence.

Текст научной работы на тему «Состояние сформированности читательских умений школьников»

3) уточнение роли кейс-метода в теории и практике обучения ИЯ применительно к неязыковому вузу;

4) обоснование лингводидактического потенциала кейс-метода применительно к формированию межкультурной коммуникативной компетенции будущих специалистов экономического профиля;

5) отбор и организацию кейсов на двух языках (русском и немецком), предназначенных для формирования межкультурной коммуникативной компетенции в условиях подготовки студентов экономического вуза;

6) разработку методики формирования меж-культурной коммуникативной компетенции на основе использования двуязычных кейсов.

При решении этих задач можно предполагать успешность формирования способности у студентов экономического вуза к полноценному межкультурному взаимодействию.

Литература

1. Тарева Е.Г. Межкультурный подход к подготовке современных лингвистов // Проблемы теории, практики и дидактики перевода: сб. науч. тр. Сер. Язык. Культура. Коммуникация. - Т. 1,

Вып. 14. - Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 2011. -С. 237-244.

2. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / под ред. Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджа-спирова. - М.: Академия, 2001. - 176 с.

3. Тарев Б.В. Межкультурное измерение бизнес среды посредством метода «кейсов» // Иностранные языки: теория и практика. - М.: Тезаурус, 2010. - № 2. - С. 43-49.

4. Гончарова М.В. Методика анализа ситуаций в обучении студентов иноязычному профессионально-ориентированному общению: на материале специальностей «Менеджмент», «Управление»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005.

5. Стародубцева Е.А. Кейс-стади как современный метод профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов и аспирантов экономических специальностей / Московская гуманитарно-техническая академия. - URL: http://www.e-magazine.meli.ru/vipusk18.htm

6. Щербакова Е.Е. Педагогические технологии раз-

вития социокультурной компетенции студентов на начальном этапе профессиональноориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе: финансово-

экономический профиль, нем. яз.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004.

Леонгард Оксана Александровна, преподаватель кафедры немецкого языка, Московский городской педагогический университет, e-mail: leongard.hse@mail.ru

Leongard Oksana Aleksandrovna, teacher of German language department. Moscow City Pedagogical University.

УДК 372.8:811.611 © Л.А. Лопинцева

Состояние сформированности читательских умений школьников

В статье на основе констатирующего этапа эксперимента анализируется состояние сформированности коммуникативной компетенции учащихся через чтение текстов разных типов. Определяется роль данного вида речевой деятельности в образовании и социализации школьников, тем самым подчеркивается метапредметность коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, сплошной и несплошной текст, просмотровое чтение, ознакомительное чтение, изучающее чтение.

L.A. Lopintseva

State of formation of students’ reading skills

In the article the state of formation of students’ communicative competence through reading texts of different types is analyzed on the basis of stating stage of the experiment. The role of this kind of speech activity in education and socialization of students is determined, it points out a meta subjective essence of communicative competence.

Keywords: communicative competence, continuous and discontinuous text, skimming reading, introductory reading, studies reading.

Чтение играет ведущую роль в жизни чело- приобретается путем чтения, 25% рабочего вре-

века. Известно, что около 80% информации, ко- мени различные специалисты расходуют именно

торая усваивается человеком в течение жизни, на чтение, 90% информации, получаемой

школьниками, так или иначе связано с процессом чтения текстов разных типов. Таким образом, текст является «не только средством обучения, но и той речевой средой, в которой осуществляется обучение родному языку» [8, с. 39].

Понимание и восприятие текста учащимися «определяет эффективность формирования и развития компетенций» [8, с. 38]: лингвистической, языковой, коммуникативной.

Сформированность умения чтения текстов показывает общий уровень подготовки учащихся средней школы. Недостаточная сформирован-ность данных умений может стать преградой для успешного овладения любой дисциплиной, как школьной, так и вузовской, а также для высоких профессиональных достижений практически во всех сферах жизни.

В Стандарте основного общего образования по русскому языку (Львова, 2004) умения извлекать необходимую информацию из источников, «созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), перевод информации из одной знаковой системы в другую...» [5, с. 28] названы общими учебными умениями. Эти умения лежат в основе информационно-коммуникативной деятельности, сюда же входит «выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)». В ФГОС 2009 г. «смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации.» названы одними из универсальных учебных действий, овладение которыми «выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [6, с. 53].

В 2010/11 учебном году среди учащихся 7 -10-х кл., обучающихся в школе для одаренных детей при муниципальном бюджетном учреждении «Городской научно-методический центр», был проведен констатирующий эксперимент.

Цель эксперимента - определение сформированности важнейших коммуникативных умений, связанных с восприятием и смысловой переработкой информации текстов разных типов.

Цель данной статьи - на основе описания констатирующего этапа эксперимента и анализа его результатов выявить состояние сформиро-ванности у школьников коммуникативных умений чтения текстов разных типов:

- понимание текста;

- интерпретация текста;

- применение информации в личных и образовательных целях.

Определим, что мы будем понимать под «текстами разных видов». Прежде всего нас будут интересовать учебные тексты, т. к. именно учебные тексты являются средством обучения и представляют собой «источник познавательных задач и проблем, которые надо обнаружить и решить» [7, с. 43]. Следовательно, успешность восприятия текста будет зависеть от умения декодировать смысл текста (на этой стадии происходит понимание текста), интерпретировать его (на этой стадии предполагается рефлексивная деятельность: соотнесение с личным опытом, определение личной значимости информации) и применять полученную из текста информацию для решения познавательных задач. Только в этом случае можно говорить о понимании текста и возможности использования его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

Информация текста может быть представлена вербально (словесный текст) или иконически (изобразительно). Учебные тексты чаще всего сопровождаются фотографиями, иллюстрациями, схемами, таблицами, графиками, формулами, техническими рисунками и т.д. Это объясняется тем, что задача автора учебного текста заключается в том, чтобы обеспечить читателю наиболее благоприятные условия для восприятия информации.

Таким образом, под «текстами разных видов» мы будем понимать тексты словесные (сплошные) и изобразительные (несплошные).

Как показал проведенный нами эксперимент, 66% учащихся лишь сделали попытку ответить на вопрос к тексту, используя предложенные схемы и таблицы, 34% школьников с заданиями не справились. Наши данные не противоречат статистике международного исследования PISA, по которым только 37% учащихся 15-летнего возраста способны извлечь информацию из графиков, диаграмм, схем, рекламы, карты и т.д. (Умение читать и интерпретировать количественную информацию на международном уровне считается важным умением современного человека).

Для констатирующего этапа эксперимента учащимся было предложено несколько текстов, разных по способу и форме передачи информации:

- учебный словесный текст (сплошной);

- изобразительный (несплошной) текст, представляющий собой схему;

- изобразительный (несплошной) текст, представляющий собой таблицу.

Первый текст из учебника «История России.

XIX век» под ред. П.Н. Зырянова [4, с. 44].

«Наполеоновское нашествие было огромным несчастьем для нашей страны. В огне пожаров навеки исчезли многие драгоценные реликвии прошлого. Что не сгорело, то было расхищено. Громадный урон понесли промышленность и сельское хозяйство. Погибло много людей.

Но общая беда, как известно, сближает людей. В борьбе с врагом сплотилось население центральных губерний...

Москва стала духовным центром России. «Мы были дети 12-го года», - говорили о себе декабристы.

М.И. Кутузов, в ком счастливо сочетались лучшие черты русского характера, неслучайно оказался в центре событий. Выдвинутый народом, в тот год он стал, по существу, национальным лидером. В самом названии Отечественной войны подчеркивается ее общественный, национальный характер. Она не прошла бесследно.».

Характеристика текста: текст сплошной.

Предполагаемый способ деятельности - интерпретация текста, нахождение основной информации.

Задания к тексту:

1. Придумайте заголовок, отражающий тему текста.

2. Сформулируйте тезис, выражающий общий смысл текста.

3. Сформулируйте доминирующую идею текста.

4. «Пробегите» глазами текст. Найдите и запишите только ту информацию, которая поможет вам ответить на вопрос: «Каково историческое значение победы в Отечественной войне 1812 г.?».

Первое задание направлено на выявление общего понимания текста через определение главной темы путем формулирования заголовка и тезиса, выражающих общий смысл. Учащиеся должны были продемонстрировать умение выделять основные идеи и отличать их от второстепенных. Задание проверяло умения учащихся находить информацию в тексте для решения проблемного вопроса.

Текст требовал от учащихся фоновых знаний не только по истории, но и литературе. Цитаты «Москва стала духовным центром России», «Мы были дети 12-го года» должны были вывести учащихся на ассоциации, связанные с творчеством поэтов пушкинской поры и самого А.С. Пушкина. Именно эта мысль в тексте была доминирующей.

Учащимися были даны следующие заглавия к тексту: «Отечественная война в жизни народа», «Наполеон - наша общая беда», «Отечественная война», «Победа в Отечественной войне», «Сплочение России» и т.д. Такие заглавия говорят о том, что учащиеся 7-10-х кл. глубокого понимания текста не продемонстрировали. У школьников не сформированы умения определять доминирующую идею текста, находить и использовать нужную информацию для решения познавательных задач. Данный вывод подтверждает итоги ЕГЭ, когда выпускники не «вычитывают» информацию из текстов не только на экзамене по русскому языку, но и по обществоз-нанию и другим предметам.

Закономерно практически 100%-ное невыполнение 2-го и 3-го заданий, 4-е задание выполнили 26,6% учащихся.

Второй текст - схема из учебника «География. 7 класс» под ред. О.В. Крылова [2, с. 9].

Характеристика текста: текст несплошной. Способ деятельности - интерпретация текста (восприятие и переработка текста на основе логического анализа), нахождение информации.

Схема 1

Схема 2

Классификация полезных ископаемых

Ембулаева Т.Е. дает такое определение схемы: «Схема текста есть модель логико-

смысловых связей, отношений между понятиями, явлениями, фактами, которые в нем излагаются. Деятельность ученика по построению схемы на основе текста базируется не только на его структурно-смысловом, но и на логическом анализе» [3, с. 17-18].

Задания к текстам-схемам:

1. Сопоставьте две схемы. К какому учебному предмету относятся данные научные понятия? Что они иллюстрируют?

2. Сопоставляя схемы, выявите соотношения между научными понятиями «горные породы» и «полезные ископаемые».

3. Напишите, как данные схемы помогут вам понять вещественный состав земной коры?

Первое задание не вызвало затруднений. Лишь 50% учащихся смогли ответить на вопрос, что иллюстрируют данные схемы (подсказка содержалась в 3-м вопросе). Это свидетельствует о неумении использовать информацию в тексте

для решения учебной задачи, что можно объяснить отсутствием навыка изучающего (аналитического) чтения, которое включает в себя все действия по выявлению информации текста и ее интерпретации. 0,6% попытались ответить на 2-й вопрос, и никто не справился с 3-м заданием. В анкете учащиеся отмечали, что работать со схемами им было интересно, но сложно - «не хватило знаний по географии». Но если мы говорим, что схема - это модель текста, где отношения между понятиями, фактами находятся в логико-смысловой связи, где эта связь фиксируется их позицией относительно друг друга графическими средствами соединения: линиями, стрелками, скобками, то можно констатировать, что у учащихся не сформированы умения видеть информацию, представленную структурно. Структура любой схемы состоит из «центра» или «верхнего этажа» и соответствует главной мысли текста или ключевому понятию. Учащиеся должны были увидеть логико-смысловую связь между понятиями, от них не требовались глубокие знания по географии.

Третий текст-схема

Все лягушки - амфибии.

Все амфибии - позвоночные.

Все лягушки - позвоночные.

Характеристика текста: текст несплошной. претация текста на основе логико-смыслового

Предполагаемая деятельность учащихся: интер- анализа, рефлексия на содержание и форму тек-

ста, применение информации для создания собственного текста, трансформация собственного текста в модель в виде схемы.

Задания к тексту:

1. В старой «Теории словесности» рассуждение определяется так: «Рассуждение, имеет целью выяснить какое-нибудь понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-нибудь мысль». Определите, как данный текст подтверждает определение «рассуждения».

2. Попробуйте вывести умозаключение, проиллюстрировав его в схеме.

95% учащихся смогли привести пример по образцу («Если 1-е, как 2-е, а 2-е, как 3-е, то 1-е, как 3-е»; «Все люди - живые. Все люди - дышат. Все живые дышат»; «Все люди - органика. Вся органика относится к химии. Все люди относятся к химии»). Никто из учащихся не определил, что предложенная схема - это модель рассуждения как типа речи, хотя в первом во-

просе все ключевые слова были даны: «теория словесности», «рассуждение», «выяснить понятие» (тезис), «развить» (аргументировать), «доказать или опровергнуть» (выводы). Этот пример подтверждает несформированность у учащихся умений определять общий смысл текста, логико-смысловые отношения между понятиями, представленными в сплошном тексте и в схеме, умение извлекать нужную информацию для решения познавательных задач.

Смысловое содержание текста может быть изложено и в табличной форме. Таблицей можно назвать такой способ передачи информации, при котором логико-смысловые отношения отображаются в графах, табличных рубриках, столбцах, строках, выделенных, как правило, в замкнутом пространстве. «В самой табличной форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала» [3, с. 15].

Четвертый текст - таблица из учебника «Введение в экономику и бизнес» под ред. И.В. Липсиц [1, с. 88].

Структура расходов семей горожан в 1989 г. (в %)

Таблица 1

Страна Питание Одежда и обувь Жилье Транспорт Обучение и лечение

Россия(1994-1995) 44,1 26,9 1,2 2.7 3,0

Португалия 35,0 11,0 15,0 16,0 6,0

Греция 33,0 9,5 20,5 13,0 4,5

Швеция 16,5 7,0 30,5 19,0 3,0

Япония 15,0 6,0 24,0 10.0 15,0

США 10.0 6,5 25,5 13,5 17,5

Характеристика текста: текст несплошной. Предполагаемые виды деятельности: интерпретация текста на основе анализа логикосмысловых отношений, отображенных в графах, рефлексия полученной информации, применение информации для решения проблем экономического, социального, политического характера.

Задания к таблице:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Познакомьтесь с информацией таблицы. Где вы можете использовать данную информацию?

Учащиеся смогли выявить только явную информацию (сравниваются расходы семей горожан разных стран по определенным параметрам).

Выявить закономерность: что является целью любого сравнения, определить, с какой целью можно использовать данную информацию. Учащиеся без помощи учителя не смогли определить спрос граждан на различные товары и услу-

ги, оценить стабильность социальнополитической ситуации в стране. Но с помощью учителя они выполнили данное задание очень быстро и даже смогли выйти на закон Энгеля: «По мере роста доходов семей доля расходов на питание обычно снижается, на товары повседневного спроса стабилизируется, а на образование, медицину, отдых и развлечения - возрастает» [1, с. 87].

Можно предположить, что трудность выполнения данного задания состоит в том, что учащиеся не владеют способами деятельности при работе с таблицами. Т.Е. Ембулаева считает, что построение таблиц у школьников вызывает больше трудностей, чем построение схем. «Камнем преткновения становится основное действие приема - изображение через сопряженность делений таблицы логико-смысловых отношений содержательных элементов текста, которое и

раскрывает действительный уровень глубины нии текстов разных типов. Они представлены в его понимания» [3, с. 19]. таблице 2:

Нами выявлены критерии оценки сформиро-ванности коммуникативной компетенции в чте-

Таблица 2

Критерии сформированное™ умения читать тексты разных видов Основные умения учащихся, характеризующие сформированность умения читать.

1. Понимание текста в зависимости от выбора вида чтения. Просмотровое чтение. Умение определять, какой области человеческой жизни посвящен текст (чтение заголовка, графическое оформление текста и т.д.). Ознакомительное чтение. Умение определять тему текста (хотя бы в общем виде), цель написания текста, адресата текста (к кому обращен), уметь отличать содержание от стиля (что написано и как), уметь в общем виде определять смысл текста. Изучающее чтение. Умение определять проблему, сходства и различия в подходах решения данной проблемы (проблем), определять аргументации в пользу той или иной позиции; умение понимать зависимости, выраженные в графической форме, умение сравнивать объекты или информацию, находить закономерности, обобщать и делать выводы.

2. Интерпретация текста Уметь определять свой смысл прочитанного текста; уметь выработать собственную точку зрения на проблему, обосновать ее, выбрав наиболее взвешенную аргументацию, подтверждающую или опровергающую собственную точку зрения; уметь объяснять смысл своей точки зрения с опорой на идеи текста; уметь осуществлять выбор из нескольких альтернатив; уметь извлекать нужную информацию из текста, таблиц, графиков, схем и т.д.; уметь отличать мнение по поводу чего-либо от фактов.

3. Применение информации в личных или образовательных целях. Уметь извлекать нужную информацию из текстов разных типов для решения познавательных задач, для выполнения продуктивной деятельности (создание собственных текстов, схем, графиков, таблиц и т.д.); уметь собирать информацию для подготовки докладов, рефератов и т.д.; уметь организовать собственную учебную деятельность.

Цифровые данные результатов констатирующего этапа эксперимента даны в таблице 3:

Таблица 3

Критерии сформированности умения читать тексты разных видов Характеристика умений Процент выполнения

Понимание текста - определение доминирующей идеи текста; - определение логико-смысловых отношений между 0%

понятиями в схеме; - определение закономерности сопоставления инфор- 0,6%

мации в таблице; - определение общего смысла текстов, сплошных и 0%

несплошных. 100%

Интерпретация текста - умение извлекать нужную информацию из текста задания; 50%

- умение находить информацию для образовательных целей (личностное понимание смысла схемы). 0%

Применение информации - применение информации для решения познавательных задач; 0%

- создание собственного текста по данному образцу. 80%

Е.С. Луткова. Учебный культурологический комментарий как средство формирования концептуальной картины мира носителя языка

Вывод: статистические данные констатируют, что у учащихся сформированы умения, позволяющие получить общее понимание содержания текста, представленного как в словесной форме, так и в форме схемы или таблицы. Глубокого понимания текста, умения интерпретировать и использовать информацию текста для решения познавательных задач учащиеся не продемонстрировали.

Таким образом, можно предположить, что у школьников сформировано умение просмотрового (просмотровое чтение позволяет получить общее представление о содержании текста) и ознакомительного (70% понимания текста) чтения текстов разных видов. Умения изучающего чтения, требующего глубокой аналитической работы с текстом, сформированы у учащихся на недостаточном уровне.

Литература

1. Введение в экономику и бизнес: учеб. для средн. спец. учебных заведений. 2-е изд. - М.: Вита-Пресс, 1994. - 208 с.

2. География: учебник для 7 кл. общеобр. учреждений / О.В. Крылов. - М.: Дрофа. 2001. - С.9.

3. Ембулаева Т.Е. Обучать чтению на основе знаний о тексте // Рус. яз. в шк. - 1999. - № 4. -С. 12-21.

4. История России. XIX век: учебник для 8 кл. общеобр. учеб. заведений / П.Н. Зырянов, 4-е изд., дораб. - М.: Дрофа. 2001. - 320 с.

5. Федеральный компонент государственного стандарта общего, основного образования по русскому языку // Нар. образование. 2004. № 7. -С. 256-274.

6. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. 48 с.

7. Черепанова Л.В. Обучение аудированию учеб.-науч. текстов учащихся 5-х кл.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997. - С. 3-115.

8. Черепанова Л.В. Ведущие подходы современной парадигмы обучения русскому родному языку // Ученые зап. Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения». - 2010. № 6 (35). - 146 с.

Лопинцева Людмила Александровна, аспирант ЗабГГПУ, методист Городского научно-методического центра. 672027, г. Чита, e-mail: chita_home@mail.ru

Lopintseva Luydmila Aleksandrovna, postgraduate student, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University, instructor, City Scientific Methodological Center. 672027, Chita.

УДК 378.°2:37.016 © Е.С. Луткова

Учебный культурологический комментарий как средство формирования концептуальной картины мира носителя языка

Статья посвящена исследованию сущности, принципов составления и структурно-содержательных характеристик учебного культурологического комментария как средства создания концептуальной картины мира носителя языка.

Ключевые слова: лингвокультурография, лингвокультурологическая компетенция, лингвокультурологический комментарий.

E.S. Lutkova

Educational cultural commentary as a means of forming conceptual picture of the world of the native speaker

The article is devoted to the essence, principles and structural and content characteristics of educational cultural commentary as a means of creating conceptual picture of the world of the native speaker.

Keywords: cultural lexicography, linguistic and cultural competence, linguistic and cultural commentary.

Лингвокультурологический подход к обучению иностранному языку на старших курсах языкового вуза предполагает формирование лингвокультурологической компетенции студентов, понимаемой как готовность и способность воспринимать и порождать речевое высказыва-

ние в устной и письменной формах, базирующееся на знаниях, умениях анализа, понимании и интерпретации инокультурных концептов в процессе сопоставления с аналогичными концептами в родной культуре, навыках оперирования языковыми средствами их выражения, уме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.