Научная статья на тему 'Алекситимия и ее влияние на адаптационный процесс в условиях воинской службы'

Алекситимия и ее влияние на адаптационный процесс в условиях воинской службы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
474
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСИТИМИЯ / АДАПТАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ADAPTATION / EMOTIONAL SPHERE OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чухрова М. Г., Митрофанов И. И., Боровинский А. А.

В статье рассматривается взаимосвязь алекситимии и процесса адаптации к воинской деятельности на примере военнослужащих срочной службы в первые 3 месяца службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXITHYMIAAND ITS INFLUENCE ON ADAPTABLE PROCESS IN THE CONDITIONS OF MILITARY SERVICE

The interrelation altxithymia and process of adaptation to military activity on an example of military men of involuntary service in the first 3 months of service is considered.

Текст научной работы на тему «Алекситимия и ее влияние на адаптационный процесс в условиях воинской службы»

пад в частности - «межкультурную коммуникацию для безопасности многих культур». Нам надо менять свое сознание, в силу этого менять и мышление, менять отношение к происходящему и начинать жить по-новому.

Современное мышление, не может не быть культурно-историческим и потому требует религиозной грамотности, представления и понимания о происходящем, т.е. формирования религиозного сознания подрастающего поколения. Современное мышление в обязательном порядке оперирует не только гуманитарной или научно-естественной парадигмами, но и духовной в том числе.

Более того, кто не знает духовной парадигмы уже отстал, кто в нее не включен, ею не руководим безнадежно устарел, несовершенен, и потому не может продуктивно решать поставленные перед ним задачи, тем более управленческого и организационного свойства, не говоря об образовании и воспитании подрастающего поколения.

В Москве, в феврале 2012 г., прошёл V съезд Российского Психологического Общества, где ряд авторов сборника «Проблемы психологического исследования» сделали выводы, что «история развития отечественной психологии XX столетия весьма напоминает бег психологов по кругу с быстро возрастающей к концу века скоростью. Мы не продвинулись в изучении психики человека и социальной психологии в той степени, какой этого требует крайне динамичная и усложнившаяся жизнь. Одной из главных причин этому - устаревшее понимание психологии как науки о закономерностях развития и функционирования психики».

Поэтому развитие новой психологии, науки о психике (душе) человека - главное поле боя XXI века. Центральным, системообразующим конфликтом нынешнего столетия является борьба между Добром и Злом в психике каждого из нас, борьба за сердца и умы людей, а не борьба за нефть, газ, лес. Так как тот, кто управляет человеком будет иметь его лес, газ, нефть и дешевую рабочую силу и территорию, на которой живут управляемые народы и все остальные.

Итак, современный мир требует от человека духовной концентрации и собранности. Защитить человека в глобальном мире, может только здоровый иммунитет, организованный внутренний мир, экзистенция свободного «Я», понимание значения дарованной «субъектности», как особого дара, дара Божьего и сформированного религиозного сознания.

Психология - наука о душе. Вот из этого принципиального понимания мы и должны исходить в развитии духовно-нравственной компетентности и духовной безопасности молодёжи. И хотя психология не может вместить Дух, однако, без этого самого одухотворения она становится мертва и дисфункциональна, то есть не может приблизить Человека к его истинному бытию. Основными направлениями мы здесь выделяем:

1. Совместное решение задач духовно-нравственного развития молодежи с учетом рекомендаций, прежде всего психологической науки;

2. Укрепление связей и отношений между зарубежным и российским христианским студенчеством.

3. Повышение роли нашего сотворчества в обществе, прежде всего в области влияния на подрастающее поколение во всех областях жизни, деятельности, быта и досуга с целью формирования таких понятий как добро и зло, духовная безопасность, духовно-нравственная компетентность.

Все это существенно улучшит атмосферу в обществе и расширит возможности в овладении светскими и христианскими ценностями в вопросах воспитания подрастающего поколения, а также поможет в формировании религиозной идентичности и самоидентификации молодёжи.

В заключении мы выделяем несколько приоритетных областей нашего сотворчества. Безопасность человека и социальных общностей выходит на первый план, ставится задача устойчивого развития, связанного с образованием и воспитанием. Следовательно, проблемы коммуникации и ее рефлексия, анализ меж-конфессионального общения и его проблематизация выводит нас на другой уровень понимания межличностного и духовно-нравственного общения, а так же к постановке подлинных проблем в образовании и воспитании. Это поиск содержания и механизмов сближения светской и религиозной психологии в вопросах духовной безопасности личности молодёжи и духовно-нравтсвен-ной компетентности педагога, психотерапевта, миссионера. В проблемном поле могли бы оказаться вопросы духовно-нравственного воспитания и овладения христианскими ценностями, развитие христианской психологии, как в рамках собственного предметного поля, так и культурологического, связанного с совершенствованием социокультурных отношений и воспитания в области христианской психологической практики молодежи.

Библиографический список

1. Народы и религии мира: энциклопедия / гл. ред. В.А. Тишков. - М., 2001.

2. Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Письманника. - М., 2000.

3. Рыжков, Ю.В. Ignoto Deo: новая религиозность в культуре и искусстве - М., 2006.

4. www.fst.my1.ru

5. Сучкова, О.В. Социально-психологические аспекты религиозной молодёжи в контексте психологической безопасности: автореф. ... канд. психол. наук. - СПб., 2009.

6. Соколовская, И.Э. Духовная безопасность подрастающего поколения как залог здоровой нации XXI века / И.Э. Соколовская, Л.Д. Битехтина // Материалы Международной н/п конф. 16-19 мая 2011г. - Лейбек-Збруй, 2011.

7. Анцупов, А.Я. Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций. 1935-2007 гг. / А.Я. Анцупов, С.Л. Кандыбович, В.М. Крук, Г.Н. Тимченко, А.Н. Харитонов; под ред. проф. А.Я. Анцупова. - М., 2007.

Bibliography

1. Narodih i religii mira: ehnciklopediya / gl. red. V.A. Tishkov. - M., 2001.

2. Religiya v istorii i kuljture / pod red. M.G. Pisjmannika. - M., 2000.

3. Rihzhkov, Yu.V. Ignoto Deo: novaya religioznostj v kuljture i iskusstve - M., 2006.

4. www.fst.my1.ru

5. Suchkova, O.V. Socialjno-psikhologicheskie aspektih religioznoyj molodyozhi v kontekste psikhologicheskoyj bezopasnosti: avtoref. ... kand. psikhol. nauk. - SPb., 2009.

6. Sokolovskaya, I.Eh. Dukhovnaya bezopasnostj podrastayuthego pokoleniya kak zalog zdorovoyj nacii XXI veka / I.Eh. Sokolovskaya, L.D. Bitekhtina // Materialih Mezhdunarodnoyj n/p konf. 16-19 maya 20l1g. - Leyjbek-Zbruyj, 2011.

7. Ancupov, A.Ya. Problemih psikhologicheskogo issledovaniya. Ukazatelj 1050 doktorskikh dissertaciyj. 1935-2007 gg. / A.Ya. Ancupov, S.L.

Kandihbovich, V.M. Kruk, G.N. Timchenko, A.N. Kharitonov; pod red. prof. A.Ya. Ancupova. - M., 2007.

Статья поступила в редакцию 19.03.12

УДК 159+616.8(075)

Chuhrova M.G, Mitrofanov I.I., BorovinskijA.A. ALEXITHYMIA AND ITS INFLUENCE ON ADAPTABLE PROCESS

IN THE CONDITIONS OF MILITARY SERVICE. The interrelation altxithymia and process of adaptation to military activity on an example of military men of involuntary service in the first 3 months of service is considered.

Key words: алекситимия, adaptation, emotional sphere of the person.

М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. НГПУ, г. Новосибирск; И.И. Митрофанов, д-р мед. наук, проф. НЦКЭМ СО РАМН, г. Новосибирск; А.А. Боровинский, курсант НВВКУ (ВИ), г. Новосибирск, E-mail: mba3@sibmail.ru

АЛЕКСИТИМИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ

В статье рассматривается взаимосвязь алекситимии и процесса адаптации к воинской деятельности на примере военнослужащих срочной службы в первые 3 месяца службы.

Ключевые слова: алекситимия, адаптация, эмоциональная сфера личности.

В процессе адаптации важную роль играет эмоциональная сфера человека, любые ее нарушения или отклонения могут привести к дезадаптации военнослужащего. Алекситимия - это неспособность человека словами описать свое эмоциональное состояние, неспособность и нежелание выявлять и демонстрировать свои эмоции. При этом алекситимия не является патологией. Она выделена как сугубо психологический феномен. Ее можно рассматривать как определенный психический склад человека. Алекситимия может быть устойчивой чертой личности, а может — временной реакцией на депрессию или тревогу [1; 2]. Алек-ситимия, проявляясь сниженной способностью к вербализации эмоциональных состояний, которые возникают в процессе адаптации, вероятно, влияет на процесс адаптации. По нашему мнению, алекситимию следует считать психологическим адаптивным феноменом, позволяющим справиться с психотравмирующими стрессорными факторами. Алекситимия в условиях психосоциального стресса имеет адаптивную функцию и является вариантом копинг-стратегии [3].

Феномен алекситимии выделен как фактор психологического риска целого круга психосоматических заболеваний. Алекси-тимия обнаружена практически у всех психосоматических больных и у здоровых лиц в процессе адаптации к экстремальным условиям Севера [4; 5; 6; 7]. Можно предположить, что лица с высоким уровнем алекситимии хорошо адаптируются в условиях воинских коллективов, где демонстративное поведение и открытые эмоциональные проявления не только не приветствуются, но и осуждаются. Проявления эмоций, особенно отрицательных, в воинских коллективах рассматривается как признак слабости, невыдержанности, и в конечном итоге - ненадежности.

Целью исследования было изучить особенности адаптационных процессов в условиях военно-профессиональной деятельности в зависимости от наличия алекситимического радикала в структуре личности военнослужащих.

В исследовании принимали участие 100 военнослужащих по призыву в первые 3 месяца службы, средний возраст 19,32 + 1,04 года. Для проведения исследования были выбраны следующие методики:

1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р Даймонда.

Личностный опросник предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности. Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления».

Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы. Поскольку нас интересует алексити-мия, то такая форма подачи материала для нас является оптимальной. На основании этого опросника выявляется прежде всего степень адаптированности-дезадап-тированности в системе межличностных отношений, а в качестве ос-

нований для дезадаптации предполагается ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень принятия других, то есть конфронтация с ними, низкий уровень самопринятия, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, сильная зависимость от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию, эскапизм.

Авторами выделяются следующие 7 интегральных показателей: 1 - «Адаптация»; 2 - «Приятие других»; 3 - «Интерналь-ность»; 4 - «Самовосприятие»; 5 - «Эмоциональная комфортность»; 6 - «Стремление к доминированию», 7 - «Эскапизм». Каждый из них рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными [8].

2. Торонтская алекситимическая шкала (методика апробирована в Санкт-Петербургском институте им. В.М. Бехтерева), предназначенная для определения уровня алекситимии, рассматриваемой как сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний и одновременно, характеристика личности. Методика состоит из 26 вопросов. Теоретическое распределение результатов возможно от 26 до 130 баллов. Уровень алекситимии у здоровых людей - до 62 баллов, 63-73 балла - зона риска, свыше 74 баллов - наличие алекситимии [8].

Статистический анализ проводился с использованием пакета прикладных программ STATlSTICA V. 7.0 (StatSoft, США). Выборочными оценками являлись средняя арифметическая величина и стандартная ошибка средней (М±т). Корреляционный анализ осуществлялся с применением коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена (г5). Уровень значимости был принят равным 5% (а§0,05; р<0,05).

Результаты. При обследовании военнослужащих по призыву с помощью опросника социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (СПА) были рассчитаны интегральные значения адаптации. По показателям интегрального значения адаптации были выделены 3 группы испытуемых: с высоким уровнем адаптации - 11 чел., группа А (показатель адаптации от 66 до 72 баллов), со средним уровнем адаптации - 46 чел., группа В (от 49 до 65 баллов), группа С (от 38 до 48 баллов) - 43 человека. На рисунке 1 представлено распределение по группам.

Рис. 1. Распределение военнослужащих по уровню адаптации

Таким образом, только 57% военнослужащих сумели адаптироваться, остальные 43% находятся на низком уровне адаптации.

В таблице 1 приведены средние значения показателей социально-психологической адаптации для всех трех групп военнослужащих.

Таким образом, выявлена высокодостоверная прямая связь между уровнем адаптации к воинской службе и алекситимией, что может свидетельствовать в пользу гипотезы о том, что алекситимия в условиях воинской службы является личностным фактором, облегчающим социально-психологическую адаптацию.

Результаты диагностики социально-психологической адаптации (средние показатели)

Таблица 1

Группа Адаптация Принятие себя Принятие других Интерналь- ность Эмоциональная комфортность Стремление к доминированию Эскапизм

Группа А (n=11) 68,91 ±0,56 39±0,43 22±0,31 54±0,47 28±0,36 11 ±0,21 6±0,68

Группа В (n=46) 59,28±0,52 27±0,28 19±0,27 30±0,26 26±0,28 10±0,19 7±0,68

Группа С (n=43) 42,49±0,49 26±0,31 12±0,17 24±0,29 14±0,19 10±0,16 6±0,68

A-B <0,0001 <0,001 <0,005 <0,0001 <0,005 - -

Р A-C <0,0001 <0,001 <0,0001 <0,0001 <0,0001 - -

B-C <0,0001 - <0,001 <0,0001 <0,0001 - -

Из таблицы можно увидеть, что у военнослужащих с высоким уровнем адаптации наблюдается высокий уровень принятия себя, тогда как в группе со средним и низким уровнем адаптации показатели примерно одинаковые и соответствуют среднему уровню принятия себя. По шкале «принятие других» сходные показатели наблюдаются в группе с высокой и средней адаптацией, у них высокий уровень принятия других, а вот в группе с низким уровнем адаптации низкий уровень принятия других. По шкале интернальности (субъективного контроля) у военнослужащих с высоким уровнем адаптации высокие показатели, со средним уровнем соответственно средний и с низким уровнем адаптации низкий уровень интернальности. Эмоциональный комфорт у военнослужащих с высоким и средним уровнем адаптации на высоком уровне, у военнослужащих с низким уровнем адаптации низкий уровень эмоционального комфорта. Стремление к доминированию и эскапизм выражено практически в равной степени во всех трех группах. По данным методики «Торонтская алекси-тимическая шкала» высокий уровень алекситимии наблюдается у 20% военнослужащих, у всех остальных данный показатель в норме (рис. 2). При этом средний показатель - 55,09±1,87 усл. ед. - больше, чем полученный в исследовании М.Г. Чухровой у студентов гражданских вузов (44,6 балла), но ниже, чем у здоровых людей на Крайнем Севере (63,55 балла) [5]. В выделенных группах с высоким, средним и низким уровнем социально-психологической адаптации

Для выяснения взаимосвязи уровня адаптации с алексити-мичностью военнослужащих был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Полученный результат: г5 = 0.669.

Таблица 2

Распределение алекситимии в группах с разным уровнем адаптации

Группа Алекситимия (усл.ед., M±m)

Группа А (n=11) 68,60±2,12

Г руппа В(n=46) 49,13± 1,86

Группа С (n=43) 27,18±3,20

Р A-B <0,0001

A-C <0,0001

B-C <0,0001

Spearman Rank Order Correlations (Agan-AneKCMT) MD pairwise deleted Marked correlations are significant at p <,05000

Valid Spearman t(N-2) p-level

Адаптация & Алекситимия 100 -0,668979 -8,90989 0,000000

На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что уровень алекситимии оказывает положительное влияние на уровень адаптации военнослужащих.

Адаптация - это один из самых важных процессов, происходящих с молодым человеком, поступившим на военную службу. От этого процесса будет во многом зависеть в дальнейшем деятельность военнослужащего, его желание и стремление служить и выполнять поставленные перед ним задачи. Организация процесса адаптации молодого воина есть неотъемлемая часть работы командира. Быстрая адаптация будет способствовать повышению уровня сплоченности военнослужащих, коллективизма среди воинов, формированию здоровой, дружеской обстановки в подразделении. Быстрая адаптация военнослужащих в подразделениях повышает боеспособность частей и соединений, вооруженных сил в целом, профессиональный уровень военнослужащих, уровень морально-психологического состояния воинов.

В процессе адаптации важную роль играет эмоциональная

Рис. 2. Распределение испытуемых по алекситимии

сфера человека, любые ее нарушения или отклонения могут привести к дезадаптации военнослужащего.

Алекситимия в структуре личности - это эмоциональная де-фицитарность, неспособность испытывать эмоции, недостаточная сформированность эмоционального языка как средства мышления, недифференцированность самооценки и самоотношения, недостаточность рефлексии. При анализе этих свойств психического склада личности можно заключить, что они, даже предрасполагая к психосоматическим нарушениям, не являются противо-

Библиографический список

речащими военной службе, и даже наоборот, благоприятствуют ей. Излишние эмоции, насыщенная эмоциональная жизнь в условиях воинской службы может играть повреждающую роль и затруднять адаптацию, мешать выполнению боевого задания и уменьшать надежность бойца.

Таким образом, алекситимия в структуре личности военнослужащего не оказывает негативного влияния на процесс адаптации к условиям военной службы, а даже облегчает ее, что еще раз подчеркивает роль личностных факторов и эмоциональной сферы в процессе адаптации к воинской деятельности.

1. Кристалл, Г. Интеграция и самоисцеление. Аффект, травма и алекситимия. - М., 2006.

2. Taylor, G.J. Alexithimia: Concept, measurement and implications for treatment II Am. J. Psychiat. - 19S4. - Vol.141. - № 6.

3. Чухрова, М.Г. Алекситимия и адаптация личности I М.Г. Чухрова, Г.Н. Пилипенко. - Новосибирск, 2011.

4. Чухрова, М.Г. Психосоматическая патология на Севере I М.Г. Чухрова, К.А. Харина, Л.С. Хорошилова, Г.Н. Пилипенко, П.В. Хаснулин,

В.И. Хаснулин II Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2005. - № 3 (37).

5. Чухрова, М.Г. Трансформация личности в условиях Севера и ее связь с психосоматической патологией I М.Г. Чухрова, Л.С. Хорошилова II Бюлл. Сибирского отделения РАМН. - Новосибирск. - 2006. - № 4.

6. Чухрова, М.Г. Психоэмоциональные состояния и личностные характеристики при раке I М.Г. Чухрова, Т.Г. Опенко, С.В. Корепанов II

Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 1 (20).

7. Чухрова М.Г. Психоэмоциональные и личностные характеристики при хронических болях в спине I М.Г. Чухрова, Л.В. Джулай II Мир

науки, культуры, образования. - 2010. - № 1 (20).

S. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. - Самара, 2004.

Bibliography

1. Kristall, G. Integraciya i samoiscelenie. Affekt, travma i aleksitimiya. - M., 2006.

2. Taylor, G.J. Alexithimia: Concept, measurement and implications for treatment // Am. J. Psychiat. - 1984. - Vol.141. - № 6.

3. Chukhrova, M.G. Aleksitimiya i adaptaciya lichnosti / M.G. Chukhrova, G.N. Pilipenko. - Novosibirsk, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Chukhrova, M.G. Psikhosomaticheskaya patologiya na Severe / M.G. Chukhrova, K.A. Kharina, L.S. Khoroshilova, G.N. Pilipenko, PV. Khasnulin, V.I. Khasnulin // Sibirskiyj vestnik psikhiatrii i narkologii. - 2005. - № 3 (37).

5. Chukhrova, M.G. Transformaciya lichnosti v usloviyakh Severa i ee svyazj s psikhosomaticheskoyj patologieyj / M.G. Chukhrova, L.S.

Khoroshilova // Byull. Sibirskogo otdeleniya RAMN. - Novosibirsk. - 2006. - № 4.

6. Chukhrova, M.G. Psikhoehmocionaljnihe sostoyaniya i lichnostnihe kharakteristiki pri rake / M.G. Chukhrova, T.G. Openko, S.V. Korepanov

// Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 1 (20).

7. Chukhrova M.G. Psikhoehmocionaljnihe i lichnostnihe kharakteristiki pri khronicheskikh bolyakh v spine / M.G. Chukhrova, L.V. Dzhulayj // Mir

nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 1 (20).

8. Rayjgorodskiyj, D.Ya. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih: ucheb. posobie. - Samara, 2004.

Статья поступила в редакцию 19.03.12

УДК 159.9

Pavlova N.D., Grigoreva A.A. MANIPULATION METHODS IN MASS MEDIA DISCOURSE: COMPARATIVE ANALYSIS OF POLITICAL DEBATES, TALKS AND TALK SHOWS. Peculiarities of manipulation methods in different communication contexts are investigated in the article. Comparative analysis data is presented for manipulation methods in three types of mass media discourse - talk shows, talks and political debates. Differences in frequency of manipulation methods and sets of most popular methods are shown.

Key words: discourse, types of mass media discourse, psychological manipulation, verbal manipulation methods, content analysis.

Н.Д. Павлова, д-р психол. наук, зав. лаб. Учреждения Российской Академии наук Института психологии РАН (ИП РАН), г. Москва, E-mail: pavlova_natalya@mail.ru; А.А. Григорьева, соискатель лаб. психологии речи и психолингвистики Учреждения Российской Академии наук Института психологии РАН, г. Москва, E-mail: ariska@yandex.ru

СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ В МАСС-МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕЛЕДЕБАТОВ, ТЕЛЕБЕСЕД И ТОК-ШОУ

Статья обращена к изучению специфики средств оказания воздействия в различных коммуникативных контекстах. Представлены данные сравнительного анализа приемов воздействия в трех видах телевизионного дискурса - ток-шоу, теледебаты, беседы с ведущим. Выявлены различия в частоте использования приемов воздействия, а также в наборе приемов, являющихся наиболее востребованными.

Ключевые слова: дискурс, виды масс-медийного дискурса, психологическое воздействие, средства речевого воздействия, контент-анализ.

В настоящее время все большую значимость в жизни каждого человека приобретают масс-медиа. По данным статистических агентств, ежеминутно в России смотрит телевизор 2,7 миллиона человек. Каждый год возникают все новые форматы телевизионных передач и, соответственно, новые виды масс-медийного дискурса, отличающиеся по условиям коммуникации, своим «коммуникативным обстоятельствам» [1]: ток-шоу, реалити-шоу, стенд-ап шоу и др. Это многообразие, несмотря на обилие работ, во многом остается неизученным.

Изучение конкретных видов масс-медийного дискурса, получающих распространение и привлекающих многомиллионную аудиторию, приобретает особую актуальность в контексте проблемы психологического воздействия, которая с развитием новых информационных технологий и ростом медиатизации общества встает как никогда остро. Различные виды воздействия в конкретных условиях деятельности и общения анализируются в общей и социальной психологии, в педагогической психологии и психологии труда, клинической психологии и психологии разви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.