Научная статья на тему 'Трансформация личности в условиях Севера и ее связь с психосоматической патологией'

Трансформация личности в условиях Севера и ее связь с психосоматической патологией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
272
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / АЛЕКСИТИМИЯ / НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чухрова М. Г., Хорошилова Л. С.

Проблема психосоматической патологии у пришлого населения Крайнего Севера стоит особенно остро. Описаны некоторые личностные особенности психосоматических пациентов. У пациентов, страдающих психосоматической патологией, алекситимия выявлена в 61%. Проведен нейрофизиологический анализ межполушарных взаимоотношений у алекситимичных больных, выявлено нарушение баланса полушарной активации, что может обусловить появление вегетативных симптомов, свойственных психосоматической патологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чухрова М. Г., Хорошилова Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of personality in the North and psychosomatic pathology

It has shown that the high level of alexithymia is one of the leading factors of the deadaptive and pathological disturbances formation risk especially in cardiovascular, immune and nervous systems, organs of digestion, liver and urinary system. Revealed that in patients, who suffer from psychosomatic pathology, alexithymia appears in 61%. The neurophysiological analysis of the brain hemispheres interaction in alexithymia patients is carried out. The special features of the vocal activity lateralization revealed with neurophisiological test. Revealed that alexithymia patients have the disturbance of the hemispheric activation balance.

Текст научной работы на тему «Трансформация личности в условиях Севера и ее связь с психосоматической патологией»

УДК: 612.821.014.4-063

М.Г. Чухрова, Л.С. Хорошилова

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА И ЕЕ СВЯЗЬ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

ГУ НИИ терапии СО РАМН, Новосибирск

Проблема психосоматической патологии у пришлого населения Крайнего Севера стоит особенно остро. Описаны некоторые личностные особенности психосоматических пациентов. У пациентов, страдающих психосоматической патологией, алекситимия выявлена в 61%. Проведен нейрофизиологический анализ межполушарных взаимоотношений у алекситимичных больных, выявлено нарушение баланса полушарной активации, что может обусловить появление вегетативных симптомов, свойственных психосоматической патологии.

Ключевые слова: адаптация, психосоматическая патология, трансформация личности, алек-ситимия, нейрофизиологические механизмы

Введение

Проблема психосоматического здоровья у пришлого населения Крайнего Севера стоит особенно остро, поскольку требования, которые Север предъявляет человеку, часто являются чрезмерными не только для его соматических функций, но и для психики. В экстремальных климатогеографических условиях психопатологические особенности проявляются и обостряются [2, 3, 4], что провоцирует социально-психологическую дезадаптацию. Наложение средовых стрессорных факторов на конституционально-генетическую предрасположенность к тому или иному страданию в сочетании с социально-психологической дезадаптацией запускает развитие психосоматического заболевания. Если рассматривать психосоматическую патологию как результат нарушения адаптации, то внимание необходимо обратить на психоэмоциональную сферу, и в первую очередь это касается личностных трансформаций и индивидуальных личностных реакций на стрессогенные воздействия.

Объект и методы исследования

Обследованы пациенты нескольких клиник Нефтюганска, Сургута и Надыма, всего 123 человека с клинически верифицированным диагнозом, укладывающимся в рамки классической психосоматической патологии (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, ревматоидный артрит и др.). Применялось клинико-психологическое и психоаналитическое интервью, психометрические тесты на тревожность (личностная шкала проявлений тревоги J. ТеуЬг), депрессию (шкала депрессии Бека), алекситимию (TAS-26) [5], нейрофизиологические пробы: тест на мануально-вербальную интерференцию для изучения особенностей латерализации речевой деятельности и тест на эффективность выполнения пространственного задания по делению отрезков [6].

Результаты и их обсуждение

У всех обследованных пациентов, госпитализированных с той или иной психосоматической патологией, была выявлена астеноневротическая симптоматика, аффективные нарушения в виде эмоциональной лабильности, дистимические и тревожно-депрессивные расстройства разной степени выраженности. Происхождение этих состояний больные связывали с неблагоприятными ситуационными воздействиями, которые при ближайшем рассмотрении в большинстве случаев могли считаться психогенными лишь с большой долей условности, так как оказывались таковыми в силу измененной реактивности пациентов. При индивидуальном анализе каждой истории болезни выявлена взаимосвязь между психоэмоциональным состоянием пациента, его личностными особенностями, стрессогенными событиями в его жизни и особенностями течения заболевания. У 75 человек (61%) в структуре личности присутствовала выраженная алекситимия (средний балл 82,4±3,56 усл. ед. по Торонтской алекситимичес-кой шкале). В этой группе чаще встречались непредсказуемые дисфорические эксцессы на фоне внешне высококонтролируемого поведения. При этом наблюдалась высокая озабоченность своим здоровьем, ипохондричность и застреваемость на отдельных симптомах заболевания, снижение адекватной самокритичности. Патогномоничным признаком для алекситимичных пациентов было активное нежелание и противодействие при разговоре на темы, касающиеся их чувств и внутреннего мира и фиксация на соматовегетативных нарушениях. Отмечалась склонность к устранению тревоги за счет соматизации и вытеснение ее с формированием демонстративного поведения, тенденции к аггравации симптоматики и рентные установки.

Ранее нами было показано, что феномен алекси-тимии в структуре личности сопровождается снижением функциональной полноценности правого полушария мозга, частичной «функциональной комиссуротомией», блокирующей взаимодействие левого и правого полушарий головного мозга [5]. Известно, что в регионах Крайнего Севера в качестве адаптивной перестройки наблюдается повышенная функциональная активность правого полушария, что способствует адаптивному процессу, а снижение его активности свидетельствует о нарушении адаптации [7].

Тенденция правого полушария к синтезу и объединению множественных сигналов в глобальный конфигурационный образ играет решающую роль в выработке и стимулировании эмоционального переживания, а преимущество левого полушария при анализе отдельных, упорядоченных во времени и четко определенных деталей используется для видоизменения и ослабления эмоциональных реакций. С этой точки зрения когнитивные и эмоциональные особенности обоих полушарий тесно взаимосвязаны. Как и в области когнитивных процессов, полушария дополняют друг друга в регулировании эмоций. По-видимому, феномен алекситимии и сниженная функциональная активность правого полушария находятся в сложных причинно-следственных отношениях, являя собой звенья одной цепи в многокомпонентном генезе психосоматической патологии.

С целью анализа межполушарных взаимоотношений у психосоматических пациентов с их информированного согласия были применены нейрофизиологические тесты, результаты которых показали, что для алекситимиков характерно большее замедление теппинга под влиянием конкурентной деятельности, чем для контроля, более симметричная картина изменений теппинга, без достоверных различий замедления теппинга правой и левой рукой. В контрольной группе неа-лекситимичных пациентов отмечена асимметрия, проявляющаяся в достоверно более значительном замедлении теппинга правой по сравнению с левой рукой на фоне конкурентной вербальной деятельности. При этом контрольная и изучаемая группы испытуемых не различались по показателям замедления теппинга правой рукой, но редукция теппин-га левой рукой у алекситимиков была достоверно больше, чем в контрольной группе. Это говорит о том, что правое полушарие у алекситимиков вовлечено в несвойственную ему речевую деятельность.

При анализе данных, полученных при исполнении пространственного задания по делению отрезков, выявлено, что у алекситимиков имелись латеральные различия. Для контрольных испытуемых латеральные различия в точности деления отрезка отсутствовали. Известно, что у здоровых взрослых

испытуемых наблюдается незначительное одинаковое для обеих рук смещение влево от реального центра при выполнении задания на деление отрезка. Выраженные латеральные различия в этом задании выявляются при нарушении межполушар-ных связей. Различия в точности деления отрезков при работе левой и правой рукой у алекситимиков могут свидетельствовать о расстройстве парного функционирования полушарий в восприятии и оценке пространственных отношений.

Более тесная связь механизмов речевой деятельности с правым полушарием, доминирующим в регуляции эмоциональных процессов, позволяет предполагать различия в обработке эмоционально значимой вербальной информации для этих групп испытуемых и понижении относительной активации связанных с пространственно-образными функциями отделов правого полушария у алекси-тимиков. Необходимым условием вербализации и осознания является активация связей гностических областей коры с представительством моторной речи в левом полушарии мозга. В свою очередь, для того чтобы быть осознанным, сигнал в проекционной коре должен подкрепиться информацией из центров эмоций. Судя по всему, алекситимики не могут осознать и вербализовать эмоциогенную значимость слова, а это может быть следствием того, что информация об эмоциогенности не достигает представительства моторной речи в левом полушарии. Нервный импульс уходит на вегетативные центры и обусловливает появление соматических ощущений. Таким образом, ухудшение переноса эмоциогенной информации из правого полушария в левое может вызвать появление вегетативных симптомов, свойственных психосоматической патологии, например кардиалгий или повышения артериального давления. Нарушения в регуляции эмоций вовлекают ре-ципрокные взаимодействия между автономной нервной системой и нейроэндокринной активацией.

Как показывают наши наблюдения, в экстремальных условиях Севера может возникать вторичная алекситимия, которая обусловлена страхом перед эмоциями и тенденцией к их блокированию. Этот феномен был описан [8]. Вторичная «северная» алекситимия может быть следствием социальной ситуации развития личности. Индивидуальные социальные взаимодействия включают внутри-личностную эмоциональную регуляцию, которая чаще всего оказывается деструктивной и не способствует адаптации. Социальная дезадаптация провоцирует вторичную алекситимии, что в свою очередь является одним из ведущих факторов риска формирования дизадаптивных нарушений, и в последующем, патологических состояний со стороны сердечно-сосудистой, иммунной и нервной систем, органов пищеварения, печени, мочевыделительной системы.

Психогенные факторы, такие, как хронический стресс, патологическая тревожность, алекситимия, скрытая агрессия запускают процессы психосоматической патологии. Соматическая патология, в свою очередь, вызывает соматогенные расстройства психики, формируя замкнутый патологический круг. Основываясь на анализе истории болезни, можно прогнозировать психологические кризисы в течении любой психосоматической патологии. Психологические кризисы будут перемежаться с соматическими обострениями, сменяя друг друга. Соматизация психоэмоционального напряжения временно обеспечивает социально приемлемый выход из трудноразрешимых и эмоционально значимых проблем и переносит центр тяжести на телесные ощущения [1]. Возникающие трудности в социальной адаптации относятся за счет физического нездоровья. В результате появляется возможность найти социально приемлемый выход из стрессогенной ситуации, избежать несостоятельности перед лицом требований среды. Образование соматического симптома представляет собой процесс адаптации индивида к среде для получения социальной реабилитации. Если эмоциональный стресс от нерешенных конфликтов остается, пациент неизбежно получит рецидив. Хронические эмоциональные раздражители, возникающие в результате этих конфликтов, должны быть как минимум осознаны и проработаны самим пациентом, а в идеале — исключены или снижены, чтобы добиться устойчивого излечения. Полное осознание пациентом своей ситуации влечет за собой исчезновение заболевания, поскольку психическая деятельность перестает провоцировать болезнь.

Заключение

Многолетние исследования процесса адаптации человека на Севере позволяют описать следующие механизмы формирования психосоматической патологии у пришлого населения. Прежде всего, это неблагоприятное влияние эколого-гео-физических факторов, которое независимо от уровня физического здоровья оказывает повреждающее воздействие на организм, в первую очередь, на центральную нервную систему. С другой стороны, психоэмоциональные и информационные перегрузки в сочетании с недостаточной физической активностью перестраивают работу мозга и согласованную деятельность его полушарий. Возникают нейрофизиологические изменения, такие, как нарушение баланса межполушарной активации и корково-подкорковых взаимоотношений, инверсия эмоционального отражения. Поскольку психологические механизмы лежат в основе поддержания гомеостаза, то возникают и гормонально-метаболические изменения. Невозможность реализации стенических реакций в сфере произвольного поведения, подавленные гнев и агрессия,

страх и враждебность в конфликтных ситуациях сопровождаются чрезмерной вегетативной активацией и изменениями в деятельности внутренних органов. Нестойкий гомеостаз и неоптимальность вегетативного обеспечения отражаются на адекватном приспособительном поведении, что приводит организм в целом к нарушению адаптации. Результатом длительного нарушения адекватной адаптации является психосоматическая патология. Вполне вероятно, что неэффективность личностной трансформации в период адаптации в циркумполярных регионах является ведущей причиной преждевременного старения, тяжелых хронических заболеваний в молодом возрасте и смещения пика смертности на более молодой возраст, в сравнении с жителями средних широт.

TRANSFORMATION OF PERSONALITY IN THE NORTH AND PSYCHOSOMATIC PATHOLOGY

Chukhrova M.G., Horoshilova L.S.

It has shown that the high level of alexithymia is one of the leading factors of the deadaptive and pathological disturbances formation risk especially in cardiovascular, immune and nervous systems, organs of digestion, liver and urinary system. Revealed that in patients, who suffer from psychosomatic pathology, alexithymia appears in 61%. The neurophysiological analysis of the brain hemispheres interaction in alexithymia patients is carried out. The special features of the vocal activity lateralization revealed with neurophisiological test. Revealed that alexithymia patients have the disturbance of the hemispheric activation balance.

Литература

1. Березин Ф.Б. Психологические механизмы психосоматических заболеваний / Ф.Б. Березин, Е.В. Безносюк, Е.Д. Соколова // Российский медицинский журнал. - 1998 — №2. — С. 43-49.

2. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации / В.П. Казначеев. — Новосибирск, 1980. — 324 с.

3. Кривощеков С.Г. Психофизиологические аспекты незавершенных адаптаций / С.Г. Кривощеков, В.П. Ле-утин, М.Г. Чухрова. — Новосибирск, 1998. 100 с.

4. Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса / Л.Е. Панин. — Новосибирск, 1983. — 233 с.

5. Райгородский ДЯ. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. — Самара, 1998 — 672 с.

6. Психофизиологический анализ алекситимии у кардиоваскулярных больных на Севере / М.Г. Чухрова, К.А. Харина, Л.С. Хорошилова и др. // Актуальные аспекты психосоматических исследований: Материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием / Под ред. акад. РАМН В.Я. Семке. — Томск, 2005. — С. 194-198.

7. Хаснулин В.И. Введение в полярную медицину.

— Новосибирск,1998. — 337 с.

8. Taylor G.J. Alexithimia: Concept, measurement and implications for treatment // Am. J. Psychiat. — 1984.

— Vol. 141. — № 6. — P. 725-732.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.