УДК 159.9 Specht М., Podgorecky Y. STRAIN IN PROFESSIONAL COMMUNICATION OF MILITARY MEN: THE IMPACT ALEXITHYMIA. The article discusses the prevalence of alexithymia among the military and its influence on the communicative functions. The mechanisms of deformation and communicative principles of their correction.
Key words: social communication, communication distortion, communication installations, alexithymia, the theory of social communication.
М.В. Шпехт, аспирант ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск; Ю. Подгорецки, проф., зав.каф. социальной коммуникации Опольского университета Польши, E-mail: [email protected].
КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ВЛИЯНИЕ АЛЕКСИТИМИИ
В статье рассматривается распространенность алекситимии среди военнослужащих и ее влияние на коммуникативные функции. Анализируются механизмы коммуникативных деформаций и принципы их коррекции.
Ключевые слова: социальная коммуникация, коммуникативные деформации, коммуникативные установки, алекситимия, теория социальной коммуникации.
Психологическом основой социальной коммуникации является регулятивная функция сознания. Выдающийся польский психолог Т. Томашевский отмечает, что «достоинство регулятивной функции сознания - ее синтетический характер» [1]. Человеческое сознание способно интегрировать различные ощущения (различную закодированную информацию), поэтому оно - своеобразная целостность, соединяющая отдельные элемены вовсе не механически, оно их перерабатывает, творчески впитывает. Сознание - явление саморегулирующееся; развитие одного из элементов обусловливает развитие целого. Это означает, что определенное состояние сознания можно сформировать, воздействуя на зрение и слух, применяя интеллектуальные или чувственные раздражители, что приобретает особую актуальность в военном деле.
Факт взаимной детерминированности психических явлений, в том числе и сознания, делает возможным воспитательное и коммуникативное воздействие. Это значит, что командир имеет возможности разнообразно формировать сознание, как центральную систему управления поведением людей. Ранее нами были подробно рассмотрены такие важные личностные и ситуационные детерминанты коммуникации, как экстравертизм и интровертизм, макиавеллизм, эмпатия [2], дисбаланс в сфере которых способен вызывать серьезные коммуникативные деформации.
Исследование коммуникативных деформаций особенно актуально в военной среде, где от процесса общения зависит выполнение боевого задания. Совокупность важных профессиональных качеств и личностных особенностей, составляющих коммуникативную сферу военного, отражает уровень его профессиональной подготовленности и зрелости и является критерием успешности в деятельности.
Военно-профессиональная деятельность имеет ряд специфических особенностей (наличие постоянных стрессогенных ситуаций, обязательное выполнение приказов и поставленных задач в любых условиях, в том числе и с риском для жизни и т.д.), которые оказывают влияние на личность военного. К изменениям качеств личности, происходящих под влиянием выполнения военно-профессиональной деятельности, относят стереотипы восприятия, стили и способы общения и поведения и пр., что может являться профессиональной деформацией личности. Поэтому, деформации, имеющие отношения к коммуникативной сфере, мы можем рассматривать как коммуникативные деформации личности.
Анализ литературы по проблемам коммуникативной сферы позволяет констатировать чрезвычайно широкий диапазон обозначений исследуемого нами явления, от гуманитарных аспектов коммуникации до ее социальных, личностных, ситуационных детерминант [2]. В понятие коммуникативной сферы включается характерное для нее единство отражения, отношения и поведения, проявляемые при взаимодействии индивида с различными людьми. Выделяется три основных составляющих коммуникативной сферы: когнитивная, эмоциональная и конатив-ная. Это разделение условно, поскольку компоненты тесно связаны между собой. Наибольший интерес представляет эмоцио-
нальная составляющая, как наиболее рефлекторная, и наименее поддающаяся сознательному контролю. На процесс коммуникации может оказывать влияние эмоциональная недостаточность, т.е. алекситимия, и низкий уровень эмоционального интеллекта. Лицам с алекситимией свойственно особое сочетание когнитивных, эмоциональных и личностных проявлений. К ним относят: эмоциональную недостаточность, неспособность испытывать эмоции, сложности в вербализации эмоциональных состояний, недостаточную сформированность эмоционального языка как средства мышления, дифференцированность самооценки и самоотношения, недостаточность рефлексии, что может находить свое отражение и на уровне межличностного общения.
Целью исследования было изучение взаимосвязи алекси-тимии и коммуникативных установок личности, на примере военнослужащих, курсантов военного института последних курсов обучения (34 чел.) и военнослужащих по призыву (23 чел.). Предполагалось, что курсанты, которые выбрали совей профессией военное дело и прошли профессиональный отбор, представляют собой однородную профессиональную группу. А военнослужащие по призыву - это вчерашние подростки, которые вынуждено отбывают воинскую службу, и представляют собой в нашем исследовании контрольную группу.
Дизайн исследования: сплошное рандомизированное. Критерии включения: информированное согласие. Методы исследования: Торонтская алекситимическая шкала, тест коммуникативных установок В. Бойко.
Результаты и их обсуждение. Среди курсантов у 14,7% испытуемых выявлен повышенный уровень алекситимии, у всех остальных данный показатель в норме. При этом средний показатель в группе курсантов 5 курса (52,53) больше, чем полученный в исследовании [3] у студентов (44,6 балла), но ниже, чем у здоровых людей на Крайнем Севере (63,55 балла). У большинства курсантов (85,3%) выявлена выраженность деструктивных коммуникативных установок (ДКУ) в разной степени. При этом у курсантов с повышенным индексом алекситимии показатели выраженности деструктивных коммуникативных установок выше, чем у курсантов без признаков алекситимии.
Среди военнослужащих по призыву у 39% испытуемых (9 человек) выявлен повышенный уровень алекситимии, у всех остальных данный показатель в норме, в среднем 53,35, что несколько выше, чем в группе курсантов.
Можно отметить, что средние показатели алекситимии в группе курсантов и группе военнослужащих по призыву имеют небольшую разницу, но количество человек с алекситимичнос-тью в группе военнослужащих по призыву выявлено больше, чем в группе курсантов. Данные нашего исследования подтверждают результаты М.Г. Чухровой и Г.Н. Пилипенко о тесной связи алекситимии с субъективным ощущением стресса. Авторы указывают, что алекситимия при стрессах предстает как способ психологической защиты от стрессирующих факторов [3].
У большинства военнослужащих по призыву выявлена выраженность деструктивных коммуникативных установок (ДКУ) в разной степени. Только у 8,7% (2 человека) этот показатель не
превысил норму. При этом у военнослужащих с повышенным индексом алекситимии показатели по выраженности деструктивных коммуникативных установок выше, чем у военнослужащих без признаков алекситимии.
Абсолютное количество человек с выраженными деструктивными коммуникативными установками в группе военнослужащих по призыву выявлено больше, чем в группе курсантов.
Корреляционный анализ показал выраженную прямую связь индекса алекситимии и деструктивных коммуникативных установок: 0, 701 при р< 0,05. Таким образом, у алекситимичных личностей нарушен процесс коммуникации, вследствие нарушенного эмоционального контакта с людьми. Общение с окружающими характеризуются неспособностью поддерживать устойчивые, близкие и открытые отношения, установления и развития контактов между людьми.
В отношении коммуникативных свойств и особенностей межличностного взаимодействия - это необщительность, замкнутость, безучастность, ригидность и излишняя строгость в оценке людей, скрытая враждебность. Скептическое настроение, холодность по отношению к окружающим и своим близким, завышенные требования к ним, связанные с ригидностью установок, неуверенностью в своих силах, повышенной чувствительностью к угрозе.
У лиц с алекситимией имеются сложности в восприятии, оценке и понимании людьми друг друга в процессе общения на вербальном и невербальном уровне, и как результат - проблемы в обмене информацией и в выработке совместной стратегии взаимодействия, в том числе, главный его компонент, обмен информацией, что препятствует их полноценному общению. Эти личностные качества обеспечивают негативные коммуникативные установки: завуалированную и открытую жестокость, негативизм, брюзжание, дают негативный опыт общения.
Принимая во внимание полученные результаты, рассмотрим, какие из составных элементов сознания особенно важны в процессе коммуникации. Нас интересует то, что оказывает влияние на высшую систему управления поведением людей. Военную деятельность в этом смысле можно рассматривать как управляющую формированием сознания человека и его поведения.
В рассматриваемом варианте мы принимаем во внимание лишь некоторые из аспектов цели в коммуникации военнослужащих. Следовательно, мы можем говорить о целях четких, ясных и целях нечетких, смутных. Цели ясны тогда, когда командир можем сформулировать их операционно, т.е. указать как сами операции, так и их последовательность, которая приводит к достижению цели. Прямая противоположность первых - цели неясные; тогда человек не знает, каким образом достичь желаемого результата, он оперирует лишь постулатами и декларацией собственных желаний. Если человек осознает цель деятельности, то имеют место следующие зависимости между переживанием содержания и директивами действий:
- Чем яснее определена цель, тем охотнее индивид трудится в группе, которая работает на достижение этой цели. При этом индивид любит свою работу. Четко определенная цель влияет как на восприятие ситуации в целом, так и на восприятие предмета совместной деятельности. То же самое относится и к военной команде: четко определенная командная цель улучшает климат для мотивации конкретных задач.
Библиографический список
- Чем яснее цель, тем меньше досадных напряжений испытывает индивид в связи с выполняемыми им функциями.
- Чем яснее цель, тем меньше неприязненных чувств испытывает индивид по отношению к тем, чья активность сопрягается с его собственной активностью.
- Чем яснее цель, тем глубже ощущает индивид общность, психическую связь с теми, кто вместе с ним работает над достижением этой цели. Это может быть ощущение общности как с собственной узкоспециализированной группой, так и шире -с классом или народом. Значение этого факта для военного дела - очевидно. Благодаря ясно сформулированным целям командир может способствовать укреплению групповых уз подразделения, сплочению коллектива.
- Чем яснее цель, тем четче проявляются тенденции подчинения групповым директивам [4].
Результаты эмпирического исследования наталкивают на необходимость профилактической работы по преодолению деструктивных коммуникативных установок, связанных с алекси-тимией. Наблюдения показывают, что командиры воинских подразделений, чьи личностные характеристики не имеют признаков алекситимии и направленности на деструктивные коммуникативные установки, лучше сплачивают вокруг себя воинский коллектив, лучше мотивируют и формируют видение поставленных задач и доносят их до подчиненных, таким образом обеспечивают более быстрый выход на плановые результаты.
Для работы в данном направлении могут быть использованы специальные занятия, упражнения, тренинги, в основу которых положены различные методы и способы управления эмоциональным состоянием. Регулярное выполнение упражнений позволит выработать навыки психического самовоздействия с целью снятия эмоционального и физического напряжения, поддержании позитивного личного самочувствия в условиях профессиональной деятельности.
Рекомендации по снижению деструктивных коммуникативных установок и профилактики их возникновения заключаются в 1) снятие негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния; 2) знакомство и применение техник саморегуляции и самоуправления эмоциональными состояниями; 3) формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.
Помимо повышения эмоционального интеллекта, плодотворная работа по профилактике и коррекции профессиональных деформаций в сфере коммуникации в воинской среде может осуществляться в рамках теории социальной коммуникации [5]. Итогом теории коммуникативного действия является социальное и политическое согласие, столь необходимое для квалификации общества как гражданского и демократического, то этот итог в теории образовательно-коммуникативного действия предстает как образование и воспитание коммуникативно компетентной личности как личности, во-первых, способной к достижению согласия, личности толерантной, терпимой и открытой по отношению к представителям других культур; во-вторых, личности владеющей словом, что только и позволяет реализовать право на свободу слова в демократическом обществе; в-третьих, личности, владеющей культурой невербального общения, имеющей в этом отношении конкретными и определенными знаниями. Коммуникативное и толерантное функционирование информации, ее передача могут квалифицировать общества, лишь при соблюдении указанных условий.
1. Tomaszewski, T. Z pogranicza psychologii i pedagogiki. - Warszawa, 1970.
2. Подгурецки, Ю. Социальная коммуникация и ее применение в образовании: монография / Ю. Подгурецки, А. Домбровска, В.В. Кра-
шенинников. - Новосибирск, 2012.
3. Чухрова, М.Г. Алекситимия и адаптация личности / М.Г. Чухрова, Г.Н. Пилипенко. - Новосибирск, 2011.
4. Mika, S. Wstep do psychologii spolecznej. - Warszawa, 1972.
5. Podgorecki, J. Communication theories review. - Banska Bystrzyca, 2009.
Bibliography
1. Tomaszewski, T. Z pogranicza psychologii i pedagogiki. - Warszawa, 1970.
2. Podgurecki, Yu. Socialjnaya kommunikaciya i ee primenenie v obrazovanii: monografiya / Yu. Podgurecki, A. Dombrovska, V.V. Krasheninnikov. - Novosibirsk, 2012.
3. Chukhrova, M.G. Aleksitimiya i adaptaciya lichnosti / M.G. Chukhrova, G.N. Pilipenko. - Novosibirsk, 2011.
4. Mika, S. Wstep do psychologii spolecznej. - Warszawa, 1972.
5. Podgorecki, J. Communication theories review. - Banska Bystrzyca, 2009.
Статья поступила в редакцию 18.09.13
2З2