Научная статья на тему 'АЛЬ-ФАРАБИ - О ЧЕЛОВЕКЕ'

АЛЬ-ФАРАБИ - О ЧЕЛОВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
589
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА / ЗНАНИЕ / ПОЗНАНИЕ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ ЧЕЛОВЕКА / СЧАСТЬЕ / ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Токоева Гулдана Самидиновна

В 2020 г. отмечался 1150-летний юбилей со дня рождения Аль-Фараби. Это означает, что наследие Аль-Фараби имеет очень большой вклад в развитие мировой культуры. В глобализационном третьем тысячелетии идет переосмысление ценностей, развитие национальных и региональных культур, идет процесс исследования значимости и необходимости проблемы человека в истории философии. В этой связи изучение проблемы человека в миропонимании Аль-Фараби становится фактором социальной интеграции научного мира. В данном исследовании мы поставили цель проанализировать понимание Аль-Фараби сущности и содержания человека, его места в реальной жизни, его рассуждения о смысле жизни, счастье и другие экзистенциальные вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AL-FARABI ABOUT THE HUMAN

In 2020, the 1150th anniversary of the birth of Al- Farabi is celebrated. This indicates that Al-Farabi’s legacy has a very great contribution to the development of world culture. In the globalizing third millennium, there is rethinking of values, the development of national and regional cultures, there is a process of researching the significance and necessity of the human’s problem in the history of philosophy. In this regard, the study of the human’s problem in Al-Farabi's worldview becomes a factor of social integration of the scientific world. In this research, we set the goal to analyze Al-Farabi's understanding of the essence and content of the person, his place in real life, his reasoning about the meaning of life, happiness and other existential issues.

Текст научной работы на тему «АЛЬ-ФАРАБИ - О ЧЕЛОВЕКЕ»

№ 10 (78)

октябрь, 2021 г.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ДЕМОГРАФИЯ

DOI: 10.32743/UniSoc.2021.78.10

АЛЬ-ФАРАБИ - О ЧЕЛОВЕКЕ

Токоева Гулдана Самидиновна

д-р филос. наук,

Жалал-Абадский государственный университет, Республика Кыргызстан, г. Жалал-Абад E-mail: [email protected]

AL-FARABI ABOUT THE HUMAN

Guldana Tokoyeva

Doctor of Philosophy, Jalal-Abad State University, The Kyrgyz Republic, Jalal-Abad

АННОТАЦИЯ

В 2020 г. отмечался 1150-летний юбилей со дня рождения Аль-Фараби. Это означает, что наследие Аль-Фараби имеет очень большой вклад в развитие мировой культуры. В глобализационном третьем тысячелетии идет переосмысление ценностей, развитие национальных и региональных культур, идет процесс исследования значимости и необходимости проблемы человека в истории философии. В этой связи изучение проблемы человека в миропонимании Аль-Фараби становится фактором социальной интеграции научного мира.

В данном исследовании мы поставили цель проанализировать понимание Аль-Фараби сущности и содержания человека, его места в реальной жизни, его рассуждения о смысле жизни, счастье и другие экзистенциальные вопросы.

ABSTRACT

In 2020, the 1150th anniversary of the birth of Al- Farabi is celebrated. This indicates that Al-Farabi’s legacy has a very great contribution to the development of world culture. In the globalizing third millennium, there is rethinking of values, the development of national and regional cultures, there is a process of researching the significance and necessity of the human’s problem in the history of philosophy. In this regard, the study of the human’s problem in Al -Farabi's worldview becomes a factor of social integration of the scientific world.

In this research, we set the goal to analyze Al-Farabi's understanding of the essence and content of the person, his place in real life, his reasoning about the meaning of life, happiness and other existential issues.

Ключевые слова: человек, бытие человека, знание, познание, экзистенция человека, счастье, проблема человека.

Keywords: human; human being; knowledge; cognition; human’s existence; happiness; human’s problem.

Каждая историческая эпоха и соответствующая ей реальность или потребность эпохи обогащают у человечества новые социальные опыты, вооружая достояниями научно-технического прогресса. Информационные и технологические революции способствовали возникновению новых взглядов человечества, что привело в конечном счете к переосмыслению места человека в мире. Последние столетия привели человечество к появлению весьма сложных и противоречивых путей дальнейшего развития. Материально-экономические основы развития бытия личности, широкие масштабы социальной мобильности, разнородность духовного мира, различные варианты социоэтической идентичности способствуют развитию личности, его индивидуальности и свободы как проявления творческой деятельности. С другой стороны, общественные институты,

политические режимы направлены против него и побуждают возникновению дисгармонии, одиночества, беспомощности в его бытии.

Исследование экзистенции человека, его духовного мира стало одной из важнейших проблем современности. Иными словами, гуманное отношение к человеку, экзистенциальные меры, анатомо-физиологические нормы, здоровье, духовное богатство и ценности стали предметом философских исследований. В процессе глобализации в геополитическом пространстве повысились требования к познанию уникальности человека и его ответственности. Ибо возникла необходимость в установлении новых парадигм мышления.

В мировой онтологии, социальной философии, философской антропологии и социологии активизируются исследования, связанные с возрастанием

Библиографическое описание: Токоева Г.С. АЛЬ ФАРАБИ О ЧЕЛОВЕКЕ // Universum: общественные науки :

электрон. научн. журн. 2021. 10(78). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/12437

№ 10 (78)

роли человека в универсуме. Для анализа данной проблемы философы обращались к истории философской антропологии.

Выдающийся писатель-гуманист Чингиз Айтматов справедливо отмечал: «Вся жизнь отдельного человека, в то же время общества, постоянно связана с преодолением различного значения, направления проблем, противоположностей, трудностей. А преодоление противоположностей означает ход истории. Осваивая законы бытия и познавая самого себя, человек крутит колесо истории, кроме того, он в отношении себя постоянно задавал вопрос: “В чем сущность жизни?” На данный вопрос, рожденный вместе с человеком, конечно, конкретного ответа еще не существует. В различные эпохи разные люди на данный вопрос старались ответить по-разному» [1, с. 39].

Проблемы консолидации, переоценки духовных ценностей в процессе политико-экономической, культурной, религиозной интеграции и унификации в мире, нередко отрицающих национальную особенность и самобытность многих народов, несомненно, требуют изучения наследия мыслителей тюркских народов, философское наследие средневекового перипатетизма в частности. На средневековом Востоке наряду с теологией развивалась восточная перипатетическая философия. В исламском миропонимании человек является сформированным бытием универсума, а другие формы бытия - многочисленные атрибуты Аллаха. Человек воспринимается как цепь между Богом и миром, бытием космоса и бытием земли. Понятие «инсан ал-камил» (сформированный человек) воспринимается как человек, близкий к Аллаху, как образец поведения.

Среди мыслителей средневековой философии Востока заслуженное место занимает Абу-Наср аль-Фараби. Его сочинения очень разнообразны и послужили основой формирования нового мышления в философской науке. Об этом исследователи говорят следующее: «Влияние Аль-Фараби на последующее развитие культуры, в том числе культуры народов Востока, Средней Азии, Казахстана, Кавказа, было многосторонним и длительным. Активное участие в культурной жизни “мусульманского” Востока представителей всех этнических групп, в том числе и тюркских, способствовало попыткам развития литературного языка на народной основе. В сочинениях Махмуда Кашгарского и Юсуфа Баласагунского, написанных на тюркском языке, явно видны следы рационалистических и гуманистических идей замечательного ученого-энциклопедиста Аль-Фараби» [2, с. XVII].

В истории философии природа человека оценивается через призму личного бытия конкретного человека. Если в древнем мире в понимании человеческого бытия доминирует космологизм (человек является органической частью космоса), то в Средние века в оценке человеческого бытия абсолютно доминирует религиозный взгляд, в котором Бог выступает основой всего сущего. В Новое время человека изучали на основе новых естественнонаучных открытий и достижений гуманитарных наук.

октябрь, 2021 г.

Что говорит Аль-Фараби о философии вообще? Мыслитель, рассуждая о философии, говорит о том, что она является видом искусства. Такой вид искусства делится на теоретическую и практическую философию. Согласно Аль-Фараби, математика, физика, метафизика есть теоретическая философия, а практическая философия связана с поведением, повседневной деятельностью человека [2].

Средневековые мыслители интересовались проблемами природы человека. Самой яркой фигурой в области философской антропологии на средневековом Востоке был Аль-Фараби. Как и другие мыслители, он обращался к бытию человека, его месту в мире. В сочинениях Аль-Фараби рассматриваются вопросы о биологической и социальной природе человека, нравственные и эстетические ценности, место человека в социуме и т.д. С онтологической позиции мыслитель рассматривает человека как высшее звено в системе субъектно-объектных отношений. В «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» изучается психофизическая природа человека. Согласно его взглядам, человек имеет несколько сил: питательная, осязательная, разумная и др. Среди этих сил особо выделяется разумная сила, «посредством которой он мыслит разумно и абстрактно, отличает прекрасное от безобразного, приобретает знание, искусство и науку и увлекается тем, что он разумеет» [3, с. 264].

Через здоровое тело человека анализируется добродетельный город. Как полагает Аль-Фараби, человеческие органы выполняют свои определенные функции. А в обществе все члены общества, будучи социальной структурой, взаимосвязаны друг с другом и направлены на достижение одной цели. Основная цель всех членов общества - достичь благородной жизни.

«Трактат о взглядах жителей добродетельного города» посвящен также исследованию социальной сущности человека. Мыслитель говорит: «...Лишь через объединения многих помогающих друг другу людей, где каждый доставляет другому некоторую долю того, что необходимо для его существования, человек может обрести то совершенство, к которому он предназначен по своей природе» [3, с. 270]. Исследуя социальную природу человека, Аль-Фараби характеризует государство, которое основано на добре и справедливости. В добродетельном городе созданы благоприятные условия для жизни и все его члены чувствуют себя счастливыми. В таком государстве человек формируется как разумное, деятельное существо.

В философских размышлениях Аль-Фараби человек является разумной сущностью, которая сделает себя счастливым и добродетельным. Эти идеи мыслителя были развиты последующими мыслителями Средних веков и эпохи Возрождения. Под влиянием творчества Аль-Фараби Юсуф Баласагуни в своих антропологических воззрениях выдвигает идею о том, что рождение и становление человека, его переход в небытие - закономерный процесс. По мнению Ю. Баласагуни, «все меняется, движется, новое стареет, старое умирает. Жизнь человека тоже

24

№ 10 (78)

меняется» [7]. В миропонимании Махмуда Кашгари, «бытие человека осмысляется в философско-нравственном аспекте, человек стоит в центре нравственных исканий» [6].

По толкованию Аль-Фараби, счастье человека является самым предпочтительным, самым ценным, самым совершенным благом. По этому поводу он пишет: «Счастье - это цель, к которой стремится каждый человек, ибо оно является неким совершенством. Разъяснение этого не нуждается в [излишних] словах, ибо это предельно известная [вещь]. Всякое совершенство есть цель, к которой стремится человек потому, что оно является неким благом, и это, без сомнения, предпочтительно. Поскольку цели, к которым стремятся как к предпочтительным благам, многочисленны, то счастье является самым полезным из предпочтительных благ. Ясно, что счастье в числе благ является наибольшим благом и в числе предпочтительных [вещей] является самой совершенной целью, к которой стремится человек. Блага, которым отдают предпочтение, избираются либо для достижения некой другой цели (например, математика, прием лекарств), либо ради них самих» [2, с. 3].

По гносеологическим суждениям Аль-Фараби, счастье человека проявляется и в приобретении знания. Человек свободен как самостоятельное существо и способен на самопроизвольные поступки. Через полученные знания он достигает своей цели, через творческие способности производит ценное для себя и других. Если удовлетворяется своими созданиями, творениями, то он считает себя счастливым. Как отмечает А.Х. Касымжанов: «Человек в наивысшей степени сходен не только с деятельным разумом, но и в конечном счете с первым сущим, способен умом объять все иерархические ступени бытия, как бы завершить собою всю гармонию мира» [5, с. 73].

Аль-Фараби считает, что человек отличается от других способностями, которые присуще только человеческому индивиду. В человеке рождаются положительные и отрицательные идеи, которые являются отражениями «хорошего и плохого здравомыслия». Как отмечает Аль-Фараби, «существуют прекрасные или безобразные действия и аффекты души», которые «называются нравами». «Благодаря нраву от человека исходят безобразные и прекрасные действия» [2, с. 10]. Как полагает Аль-Фараби, человек должен избегать таких отрицательных качеств, как слабоумие и глупость. «Человек от природы наделен такой способностью, которой свойственны оба положения, вслед за этим получается другое приобретенное состояние, которому свойственно только одно из этих положений, когда имеют место действия и аффекты души. Может быть, только благодаря им неизбежно достигается

октябрь, 2021 г.

счастье, когда мы обладаем хорошим нравом и хорошим здравомыслием» [2, с. 11]. Нравственно развитый и умный человек выступает добродетельным и благородным. Как отмечает философ, кроме интеллектуального совершенства требуется телесное совершенствование человека. Телесное совершенствование проявляется через здоровье человека. «Здоровье достигается только при соблюдении меры: при умеренной еде достигается здоровье, при умеренном труде приобретается сила, точно так же хороший нрав достигается при умеренных действиях. Если нет того, за счет чего достигается здоровье, то нет и здоровья, точно так же, когда действия отклоняются от меры и к этому привыкают, хорошего нрава не получается» [2, с. 14].

Когда формируется хорошее здравомыслие, познается реальность. При помощи философии и здравомыслии человек достигает счастья. Он станет способным отличать истинное от ложного, прекрасное от безобразного. Разум - основное свойство человека, которое отличает его от других существ. «Разум для Аль-Фараби не просто одно из психологических свойств человека, а высшее проявление его особенностей. Высокий статус логики как раз и определяется тем, что она искусство, культивирующее самое специфичное благо человека - разум» [5, с. 79].

Таким образом, человек - это субъект, который является разумным, деятельным, знающим свое место в реальности. Бытие человека - это реальность, которая отражается через хорошее здравомыслие, нрав, счастье. Сущность человека - интеллектуальное и нравственное совершенствование. Жизнь человека - реальность его бытия, проявление человеческого «Я», которое выступает как диалектическая взаимосвязь прекрасного и безобразного, добра и зла. Если добро характеризует человека с положительной нравственной стороны, то зло - негативное состояние человека. В миропонимании Аль-Фараби с реальностью человека взаимосвязываются хорошое и плохое, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое. Суть этих взаимосвязанных явлений проявляется в любви, счастье, добродетели, любви, благих делах, созидании. Мыслитель уверяет, что суть человеческой жизни заключается в добрых и злых действиях. Если в жизни установлена добродетель, то в человеке формируется хорошее здравомыслие, при помощи которого человек достигает счастья. В этой связи можно заключить, что наследие Аль-Фараби является основой формирования собственной средневековой центральноазиатской философии и в передаче культуре эпохи Возрождения большей части наследия античной философии и собственной средневековой перипатетической мудрости.

Список литературы:

1. Айтматов Ч. Собрание произведений: в 8 т. Т. 8. - Б. : Учкун, 2009.

2. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. - Казахская ССР : Наука, 1973. - 436 с.

25

№ 10 (78)

октябрь, 2021 г.

3. Аль-Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города // Философские трактаты. - Алма-Ата : Наука, 1973. - 430 с.

4. Баласагуни Ю. Благодатное знание. - Л., 1990. - С. 87.

5. Касымжанов А.Х. Абу-Наср аль Фараби. - М. : Мысль, 1982. - 198 с.

6. Токоева Г. Природа человека в социально-философских воззрениях Махмуда Кашкари / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://7universum.com/pdf/social/10-11(n)/Tokoeva.pdf.

7. Токоева Г.С. Бытие человека в миропонимании Ю. Баласагуни // Вестник КазНПУ. - 2014 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://articlekz.com/artide/18590.

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.