Сз? S
К <
т О
СП £
« О
w «
О
Он
С
w
U
W Сг1 S
[—I
О
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
УДК 373.1.02
ВОСПИТАНИЕ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Ацдатпа
Макала бурынгы мэдениет цайраткерлершщ тэр-биеге деген кезкарастарына арналган, атап айткан-да Эл-Фарабидщ шм1 талданады. Автор галымныц ецбектерш зерттеп, оныц идеялары непзшде Ka3ipri жастардыц адамгершшк тэрбиеш туралы ез тужы-рымдарьш жасайды: жастарды тэрбиелеу букш мем-лекеттщ тагдырына улкен эсер етедг
Аннотация
Статья посвящена взглядам деятелей культуры прошлого на воспитание, в частности анализируется учение аль-Фараби. Автор исследовал работы учёного, на основе его идей делает свои выводы о нравственном воспитании современной молодёжи: воспитание юношества имеет большое влияние на судьбу целого государства.
Annotation
The article is devoted to the views of cultural figures of the past on education, in particular, al-Farabi's teachings are analyzed. The author studied the works by the great scientist, basing on al-Farabi's ideas, draws her own conclusions about the moral education of modern youth: the education of youth has a great influence on the fate of the whole state.
Отдалённые исторические эпохи несут свой золотой запас нравственных и культурных ценностей, которых подчас так не достаёт современному человеку. Понятие ценности является высшим результатом развития потребностей человека. Нравственные ценности - высшие ценности человека. К ним относятся честность, уважение к старшим, дружба, справедливость, скромность, патриотизм, смелость, выносливость, благородство, чувство собственного достоинства, умение себя вести.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Лев Николаевич Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно боль-
Халупная Т.А.,
средняя школа № 9 имени Г. Кайырбекова, г. Костанай
Неггзгг свздер: Эл-Фараби, адамгершшк жэне мэдени к\ п-дылыцтар, мура, тэрбие жуй-eci, уэждеме.
Ключевые слова: Алъ-Фара-би, нравственные и культурные ценности, наследие, система воспитания, мотивация.
Keywords: Al-Karabi, moral and cultural values, heritage, education system, motivation.
ше добра».
Формирование нравственных ценностей в человеке осуществляется через воспитание. «Воспитание - это навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни» [4, с.48].
Великий учёный Востока Абу-Наср Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан Ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки, второй учитель после Аристотеля, ставит в центре своей этики проблему воспитания добродетельного человека, пытается раскрыть смысл счастья и пути его достижения. Учёный утверждает, что «...человек не может быть наделённым с самого начала от природы добродетелью или пороком, также как он не может быть прирождённым ткачом или писцом» [2, с. 116]. Мыслитель полагает, что счастье (категория счастья выступает у аль-Фараби как высшая категория этики, которая охватывает все стороны нравственности) достигается путём обучения и воспитания: «не каждому человеку свойственно самому познать счастье и вещи, которые следует знать. Для этого часто требуется учитель и наставник» [2, с. 157]. Следовательно, без воспитания, без культивирования хорошего нрава и привыкания к нему нет подлинного счастья. Отвечая на вопрос, какими путями достичь истинной цели и добродетели, в том числе счастья, аль-Фараби предлагает «с малых ногтей быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона в первую очередь. Быть благоразумным, правдивым, отталкивающим порок, ложь, уловки...» [2, с. 127]. Одиннадцать столетий назад человек, обладавший всеми перечисленными качествами, считался воспитанным.
Недостаток нравственности в современном обществе стал источником многих противоречий. Сегодня материальные ценности преобладают над духовными; нормы поведения задаются телевидением, рекламой, кинофильмами; всё чаще наблюдает-
ся проявление равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым.
Каждое новое поколение не похоже на предыдущее. Это нормальное явление, не вызывающее ни у кого сомнение. Идёт время, меняются ценности, меняется сознание человека. Поэтому удивляться тому, что современные подростки не такие, какими были в этом возрасте их родители, не приходится. Перемены - это не всегда плохо. В современном воспитании есть много положительных аспектов. Например, сегодня подростки стараются заботиться о своём здоровье, они спокойно общаются с представителями разных культур, заводят друзей за границей, не разделяют людей по их социальному статусу, религиозным убеждениям, они отлично ориентируются во Всемирной паутине.
Однако, в ныне существующей системе воспитания есть большой изъян, условно назовём его «ложной мотивацией». Наблюдая за детьми своих близких, друзей, за своими учениками, я пришла к выводу, что ребёнок (большинство детей!) согласится пойти в детский сад, будет делать уроки, поможет родителям, если за это он что-то получит. Школьники учатся не для того, чтобы овладеть определёнными знаниями, а для того, чтобы получить положительную оценку, так как родители посулили подростку купить смартфон, если он закроет четверть без троек. Мотивация ложная, так как целью является смартфон, а знания всего лишь средство для достижения данной цели. Такой подход к воспитанию подрастающего поколения, на мой взгляд, не является правильным. Подтверждение этому есть в трактатах аль-Фараби. Бичуя общество, которое целиком занято выгодой, аль-Фараби считает, что тем самым «отодвигается на задний план все подлинное богатство человека, человеческих отно-
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м
¡г1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м
¡г1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
шений, кроме узко-потребительского отношения к миру...» [2, с. 123]. Аналогичное высказывание мы находим и у Иммануила Канта: «Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей».
Аль-Фараби выдвигает тезис о том, что человек должен нести полную ответственность за все свои поступки, в нашем конкретном случае - родители и гражданское общество. Культивирование добродетели зависит от самого человека, от его воли, так как, по мнению второго учителя, только основанная на разуме и воле добродетель будет человеческой добродетелью. Иными словами, вся задача воспитания - заставить человека не только поступать хорошо, но и научить наслаждаться хорошим; не только работать, но и получать удовольствие от своей деятельности.
Задумывались ли родители о том, что их ждёт в будущем, когда их чадо вырастет, а у них уже не будет сил и средств для мотивирования. Что тогда? Где они окажутся? Ведь молодому человеку не выгодно будет ухаживать за состарившимися родителями! Потом мы задаём излюбленные вопросы: Что делать? Кто виноват? А виноваты мы сами: что посеешь, то пожнёшь. Ребёнок -это пластилин, из которого можно вылепить что угодно. «Формирование нрава... определяется привычкой и жизненными условиями» [2, с. 117].
Я глубоко убеждена, что мотивировать ребёнка необходимо, но способы для этого выбирать иные, не материальные, не коммерческие. Порадуйтесь за своего ребёнка, похвалите его, покажите, что вы гордитесь им.
В.Г. Белинский, знаменитый русский критик, говорил, что «воспитание - великое дело: им решается участь человека». А как правильно воспитать достойного гражданина? А. С. Макаренко утверждал:
«Только живой пример воспитывает ребёнка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкреплённые делом». От нас многое зависит; что мы сделаем для того, чтобы наши дети были счастливыми, какой пример мы им подадим.
Воспитание юношества имеет большое влияние на судьбу целого государства. Эта мысль красной нитью проходит через десятки столетий эволюции человеческого общества. Мы находим её подтверждение и у аль-Фараби. Согласно преданию, один из восточных правителей вызвал аль-Фараби во дворец и спросил: «О, Второй учитель, каково будущее моей страны? Хочу услышать ваши предсказания». Тогда аль-Фараби ответил: «Если хочешь узнать будущее страны, покажи мне свою молодёжь, и я предскажу твоё будущее».
Таким образом, воспитание в частности есть первое благо всякого молодого человека, основание всех его добродетелей, источник его счастья; в общности же оно есть опора всех политических обществ, источник народного благосостояния.
Осваивая наследие деятелей культуры прошлого, мы сознаём то, что мы представляем, что за нашими плечами, и глубже чувствуем меру своей ответственности перед будущим, перед историей за развитие человеческого в человеке, за воспитание наших детей.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Аль-Фараби. Философские трактаты. -Алма-Ата, 1970. - с. 303.
2.Возвращение учителя. О жизни и творчестве Фараби. Составители: М.М. Ауэзов, Б.К. Тайжанов. - Алма-Ата, 1975. - 200 с.
3.Касымжанов А.Х. Абу-НАСР-аль-ФА-РАБИ. - Москва, 1982. - 198 с.
4.Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - Москва, 2003. - 944 с.