АКТЫ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ1
Семён Севастьянович СТУДЕНИКИН
(1905—1957), доктор юридических наук, профессор, полковник юстиции
Органы советского государственного управления и их должностные лица, исполняя возложенные на них обязанности, действуют посредством издания актов: постановлений, распоряжений, приказов, инструкций и т. п. В актах государственного управления оформляется текущая деятельность по управлению. В них обычно фиксируются права и обязанности органов государственного управления, должностных лиц, граждан.
Акты государственного управления можно классифицировать: 1) по юридическим свойствам акта, 2) по действию в пространстве, 3) по характеру компетенции органов, издающих акты, 4) по органам, издающих акты.
По юридическим свойствам различаются индивидуальные акты и акты, устанавливающие общие правила.
К числу актов общего характера относятся обязательные постановления (решения).
Обязательные постановления (решения) составляют особую группу актов, изданных уполномоченным на то государственным органом и устанавливающих для всего населения либо для отдельных его групп или для учреждений, предприятий и организаций те или иные обязанности, несоблюдение которых влечет ответственность в административном порядке (предупреждение, штраф или исправительно-трудовые работы) либо в надлежащих случаях в судебном порядке. Полномочия органов власти и управления на издание этих актов, а также порядок их принятия и опубликования регламентированы специальным законодательством.
Правом издания обязательных постановлений пользуются: Наркомат путей сообщения, Наркомат речного флота, Наркомат морского флота, Главное управление гражданского воздушного флота, Наркомат связи, Комитет по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР, Центральное управление мер и весов при СНК СССР, местные Советы и их исполкомы. Отделы и управления не вправе издавать обязательные постановления.
Для каждого органа, имеющего право издавать обязательные постановления, точно определен круг вопросов, по которым он может это делать. Чем выше Совет, тем шире круг вопросов, по которым он правомочен издавать обязательные постановления. В РСФСР по Положению от 30 марта 1931 года (СУ РСФСР 1931 год № 17, статья 186) Советы краевые (областные), автономных областей и их исполкомы могут издавать обязательные постановления «по всем вопросам своей компетенции»; районные исполкомы — по вопросам охраны общественного порядка, охраны здоровья населения (соблюдение санитарных правил, проведение мероприятий по оздоровлению населенных мест, борьба с болезнями), охраны насаждений, поддержания чистоты и порядка в парках, садах и т.п., времени открытия и закрытия общественных мест (театров, кино, клубов), порядка деятельности предприятий общественного пользования и др.; сельские советы — по вопросам охраны общественного порядка, санитарной охраны мест общего пользования, водоемов и колодцев, принятие
1 Печатается по: Советское административное право : учебник. М. : Юридическое издательство НКЮ СССР, 1945.
противопожарных мер, борьбы с потравами, порчей лугов и посевов, борьбы с сельскохозяйственными вредителями и пр.
Народные комиссариаты и другие указанные выше центральные органы государственного управления издают обязательные постановления по сравнительно небольшому кругу вопросов (НКПС — по охране порядка и безопасности движения и имущества транспорта, проведению санитарных и противопожарных мероприятий и т. п., Наркомсвязь - по охране линий и сооружений связей общего пользования и радиовещания, Главное управление гражданского воздушного флота издает правила, регулирующие вопросы пользования гражданской авиацией и гражданским воздухоплаванием, Центральное управление мер и весов — по вопросам метрологии и контрольно-измерительного хозяйства).
Издание обязательных постановлений осуществляется на основе следующих правил:
Во-первых, местные Советы и соответствующие центральные органы государственного управления, которым предоставлено право издавать их, не могут передавать свои полномочия нижестоящим органам.
Во-вторых, обязательные постановления могут быть изданы лишь полномочными на то органами и в пределах разрешенного круга вопросов.
В-третьих, обязательные постановления не могут издаваться по таким вопросам, по которым имеются постановления высших органов власти или управления, предусматривающие уголовную или дисциплинарную ответственность за нарушение содержащихся в них предписаний. Исключение из этого правила допускается, когда в постановлениях вышестоящих органов имеются прямые указания об издании обязательных постановлений или когда в этих постановлениях не предусмотрена санкция.
В-четвертых, обязательные постановления издаются Советами и исполкомами на срок не более двух лет, а центральными государственными органами — на срок не более одного года. По истечении указанного срока обязательные постановления теряют силу и привлечение к ответственности за их нарушение незаконно.
В-пятых, обязательные постановления вступают в силу, как правило, через 15 дней со дня опубликования. В отдельных случаях, при исключительной срочности и по определенным вопросам (борьба со стихийными бедствиями, борьба с эпидемией и эпизоотией, необходимость расквартирования проходящих войск и т.п.), обязательные постановления могут вводиться в действие с момента их опубликования.
В-шестых, в обязательном постановлении должна быть указана санкция в точном соответствии с законом: предупреждение, штраф или принудительные работы и судебная ответственность, если она предусмотрена уголовным законодательством (см., например, ст. ст. 75, 133 и 192 УК РСФСР).
В-седьмых, обязательные постановления должны быть надлежащим образом оформлены и, во всяком случае, должны содержать: 1) наименование обязательного постановления; 2) наименование городского Совета или исполкома, издавшего его; 3) год, месяц и число его издания; 4) порядковый номер; 5) указание территории, на которую оно распространяется; 6) перечисление категорий лиц, учреждений, предприятий и организаций, на которые распространяется действие обязательного постановления; 7) перечень обязанностей, устанавливаемых постановлением; 8) указание на ответственность за нарушение постановления; 9) указание органов, на которые возлагается надзор за вы- и полнением обязательного постановления; 10) указание срока его действия и срока всту- И пления в силу; 11) подписи председателя Совета или исполкома либо его заместителя и х секретаря. е
Необходимо особо выделить обязательные для всего населения постановления, из- ^ даваемые военными властями в местностях, объявленных на военном положении (см. Указ т Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении»). НАелтдит
Эти постановления могут быть изданы по вопросам трудовой и автогужевой повинности граждан для военных надобностей, военно-квартирной обязанности, изъятия транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества, регулирования работы учреждений, предприятий, театров, кино, ограничения уличного движения, регулирования торговли и работы торгующих организаций и коммунальных предприятий, установления норм отпуска населению продовольственных и промышленных товаров, воспрещения въезда в данную местность и выезда из нее, выселения в административном порядке из пределов данной местности лиц, признанных социально-опасными.
За нарушение перечисленных обязательных постановлений установлена повышенная санкция — лишение свободы в административном порядке до 6 месяцев или штраф до трех тысяч рублей. Виновные могут быть привлечены и к уголовной ответственности с передачей дела в военный трибунал. В случае неуплаты штрафов, налагаемых за неисполнение обязательных постановлений, в трехдневный срок они принудительно взыскиваются в судебном порядке. Опись имущества и реализация его на основании судебного решения по таким делам производится судебным исполнителем.
Принуждение в СССР направлено против дезорганизаторов и нарушителей права. Это принуждение вызывается защитой интересов большинства населения, добровольно и сознательно исполняющего установленные государством правила. В условиях советского государства не может быть произвольного применения мер принуждения: государственные органы применяют их в строго обусловленных законом случаях и в пределах предоставленных им прав.
Меры административного принуждения можно разделить на две группы: во-первых, меры административного взыскания (предупреждение, штраф, исправительно-трудовые работы, конфискация) и, во-вторых, административно-правовые меры социальной защиты (принудительное лечение, личное задержание, административно-санитарные и административно-технические меры предупреждения, задержание и арест имущества, реквизиция).
Применение мер административного взыскания основано на следующих принципах, установленных советским административным правом: 1) административное взыскание налагается на лицо, виновное в нарушении права: при отсутствии вины в действиях нарушителя административное взыскание не может быть нарушено; 2) незнание нормы, как правило, не освобождает от ответственности; 3) административное взыскание может быть наложено за правонарушение, в котором нет признаков уголовно наказуемого деяния. Административным взысканием нельзя заменять уголовное наказание, как и недопустимо привлекать к уголовной ответственности в случаях, когда за административное правонарушение установлена административная ответственность.
Существуют следующие виды административных взысканий:
Предупреждение. В ст. 18 Положения РСФСР об издании местными исполнительными комитетами и Советами обязательных решений и постановлений от 30 марта 1931 года предупреждение рассматривается как мера административного взыскания (СУ, 1931 г., № 17, ст. 186). Предупреждение — вид неимущественного административного взыскания. «Предупреждение, — гласит ст. 20 указанного Положения, — применяется лишь к нарушителям из трудящихся слоев населения при незначительности нарушения, при недостаточной осведомленности нарушителя и т.п.». В практике применения административных взысканий за нарушение обязательных решений (постановлений) эта мера взыскания используется сравнительно редко.
Видом имущественного взыскания за нарушение правил, установленных государством, является штраф. Налагая штраф, орган государства заставляет нарушителя соблюсти норму права и тем самым ограждает правопорядок от нарушений.
Добиваясь точного и безусловного соблюдения норм права, советское государство стремится максимально ограничить применение штрафа в административном по-
рядке. 4 января 1928 г было издано постановление ЦИК и СНК СССР «Об ограничении наложения штрафов в административном порядке» (СЗ, 1928 г., № 5, ст. 42). Наложение штрафов в административном порядке допускается, если эти штрафы прямо установлены законом или непротиворечащими ему актами управления.
Позднее, 8 февраля 1935 г, было установлено, что «все доходы от штрафов в административном порядке, зачислявшиеся до 1935 г в республиканские и местные бюджеты, следует обращать с 1 января 1935 г полностью в общесоюзный бюджет, за исключением штрафов на лесонарушения по РСФСР» (СЗ ,1935 г, № 8, ст. 71). Эта мера сыграла положительную роль в упорядочивании наложения штрафов.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 11 апреля 1937 г. «Об отмене административного порядка и установлении судебного порядке изъятия имущества в покрытие недоимок по государственным и местным налогам, обязательному окладному страхованию, обязательным натуральным поставкам и штрафам с колхозов, кустарно-промысловых артелей и отдельных граждан» (СЗ, 1937 г, № 30, ст. 120) был отменен действовавший до того порядок изъятия имущества путем административных распоряжений налоговых и заготовительных органов, сельских советов и районных исполнительных комитетов. Согласно этому закону изъятие имущества в покрытие недоимок по налогам, обязательствам и штрафам может быть произведено лишь по решению народного суда. Закон обязал органы государственного управления не менее чем за 10 дней до передачи в суд дела о взыскании недоимки вручить недоимщику предупреждение в письменной форме. Судебное дело прекращается, если недоимщик покроет недоимку до суда. Решение суда об изъятии имущества теряет силу (с отнесением на недоимщика судебных издержек в размере от 3 до 10 рублей), если до истечения 10 дней после решения суда будет покрыта недоимка.
Штрафы могут быть наложены на отдельных граждан, на должностных лиц, а в отдельных случаях и на органы государственного управления, на предприятия. Штрафы, налагаемые на должностных лиц, не могут перекладываться на органы, в которых эти лица работают. Должностное лицо уплачивает штраф из собственных (личных) средств.
В ряде случаев штраф в виде исключения может быть наложен на орган или на предприятия в целом (за непредставление или несвоевременное представление месячных расчетов, квартальных сведений, балансов, годовых отчетов об обороте и дополнительных данных, затребованных финансовыми органами, за нарушения установленного санитарного режима).
При наложении штрафов сохраняются общие принципы применения административных взысканий, изложенные выше. Кроме того, при наложении штрафов за нарушения обязательных постановлений необходимо соблюдать следующие требования: штраф может быть наложен не позднее месячного срока со дня совершения нарушения; по истечении этого срока дело подлежит прекращению.
Постановление о наложении штрафа должно быть вручено нарушителю не позднее двухмесячного срока со дня его вынесения; в противном случае постановление утрачивает силу, а дело подлежит прекращению. Все дело о наложении штрафа, включая рассмотрение поданных жалоб и уплату штрафа, должно быть закончено в пятимесячный срок со дня наложения административного взыскания. По истечении указанного срока дело подлежит прекращению. и
Штраф не может быть наложен, если дело о нарушении обязательного постановле- И ния передано для рассмотрения в судебном порядке. Этим подчеркивается принцип совет- х ского права: за одно и то же нарушение не может быть одновременно наложено админи- е стративное взыскание и применено уголовное наказания. Если судебный орган возвращает ^ дело для разрешения его в административном порядке, орган государственного управле- т ния может применить меру административного взыскания в виде штрафа. НАелтдиЕ
Размер штрафа устанавливается двумя способами: 1) указывается максимальная сумма, в пределах которой может быть наложен штраф (например, до 100 рублей за нарушение обязательных постановлений краевых, районных и городских Советов и их исполкомов, до 300 рублей за нарушение рыболовных правил); 2) указывается кратное отношение размера штрафа к определенной стоимости (например, за уклонение от трудового участия в дорожном строительстве штраф налагается в размере двойной стоимости невыполненных работ; за незаконный, без разрешения ветеринарного надзора, убой лошади, принадлежащей единоличному хозяйству, налагается штраф в размере до 10-кратной стоимости убитой лошади по местным государственным заготовительным ценам).
Если в законе не указаны пределы штрафа за определенные нарушения, размеры налагаемых в административном порядке штрафов могут быть установлены: а) ведомствами СССР за нарушения ведомственных инструкций и обязательных постановлений - не свыше 100 рублей; б) ведомствами союзных республик, местными исполнительными комитетами и городскими Советами за нарушение их обязательных постановлений - в пределах определяемых законодательством союзных республик, но не свыше 100 рублей; в) сельскими советами за нарушение их обязательных постановлений — в пределах, определяемых законодательством союзных республик, но не свыше 10 рублей.
По отдельным категориям нарушений закон допускает более высокие размеры штрафов. Например, за нарушение санитарно-гигиенических правил Главный государственный санитарный инспектор СССР может наложить штраф до 500 рублей. За нарушение технических правил эксплуатации радиоустановок штраф может быть наложен до 1000 рублей. В местностях, объявленных на военном положении, военные власти могут налагать штраф до 3000 рублей.
От штрафа следует отличать пеню, особый вид штрафа, взимаемый в административном порядке и составляющий определённый процент неуплаченной суммы за несвоевременный взнос платежа по налогам, квартплате и т.п. Характерным для пени является то, что она взимается обычно пропорционально просроченному времени.
СНК СССР установил по всем просроченным платежам хозорганов пеню в размере 0,05 %, а при железнодорожных и водных перевозках в размере 1 % за каждый день просрочки. По просроченным платежам за коммунальные услуги, по найму жилых и нежилых домов и помещений, квартирной платы, арендной платы за жилые и нежилые дома и помещения, а также за участки земли в городах пени взимается в размере 0,05 % с государственных кооперативных и общественных предприятий и организаций, а с отдельных граждан в размере 0,1 % за каждый день просрочки.
Следующим видом административного взыскания являются принудительные работы, применяющиеся при нарушении обязательных постановлений. Принудительные работы в административном порядке применяются и как самостоятельная мера взыскания, и в качестве меры, заменяющей штраф при неуплате его нарушителем.
В обычных условиях в советском государстве штраф, как правило, не может быть заменен лишением свободы, так же как лишение свободы не может быть заменено штрафом. Принудительные работы отнюдь не являются лишением свободы. В местностях, объявленных на военном положении, военные власти могут установить за исполнение обязательных постановление наказание в административном порядке в виде лишения свободы сроком до 6 месяцев или штрафа до 3 тысяч рублей.
Лица, на которых наложено взыскание в виде принудительных работ, выполняют их, как общее правило, по месту работы или по месту жительства. В практике государственного управления принудительные работы за нарушение обязательных постановлений применяются сравнительно редко.
Одним из видом административного взыскания является конфискация, т.е. принудительное и безвозмездное отчуждение имущества в пользу государсттва, производимое в
особо указанных в законе случаях по распоряжению уполномоченных на то государственных органах.
С юридической точки зрения конфискация отличается от штрафа. Хотя и штраф, и конфискация являются видами имущественного взыскания, применяемыми в административном порядке, между ними имеется существенное различие. Конфискация в административном порядке — акт, объектом которого служит определенное наличное имущество. Штраф, также являясь видом имущественного взыскания, может быть обращен не только на наличное, но и на будущее имущество.
Далее, законодательство предоставляет должностному лицу или органу управления возможность, в зависимости от степени опасности административного правонарушения, от материального положения нарушителя и других обстоятельств, налагать штраф в пределах установленной максимальной суммы. Иначе говоря, при денежном штрафе конкретная сумма может варьироваться (в пределах максимальной установленной суммы) в зависимости от обстоятельств. При конфискации же имущества должностное лицо или орган управления лишены возможности устанавливать какие-либо пределы конфискации: конфискуется обычно все незаконно добытое или хранящееся имущество. Конфискуемое имущество является строго определенным.
Наконец, признание штрафа неправильным не дает права на иск о возмещении материального ущерба, в то время как при незаконной конфискации в административном порядке потерпевший может предъявить иск в судебном порядке о возмещении материального ущерба.
Согласно действующему праву конфискация производится, как правило, по приговору суда. Вместе с тем некоторым органам государственного управления предоставлено право конфискации в порядке административного распоряжения. На основании этого:
1) таможня имеет право конфисковать задержанные или обнаруженные предметы контрабанды, перевозочные средства, предназначенные для перемещения предметов контрабанды, а также предметы, обнаруженные при таможенном досмотре почтовых посылок, запрещенных к ввозу или отмеченные не под своим наименованием или вовсе не указанные в декларациях;
2) органы НКПС имеют право конфисковать предметы, запрещенные к перевозке в интересах общественного порядка и народного здравия, если такие предметы обнаружены на путях сообщения во время перевозки;
3) органы связи могут конфисковать воспрещенные к пересылке по почте предметы, пересылка которых по почте допускается по специальному разрешению в том случае, если нет этого разрешения;
4) органы Главлита имеют право конфисковать издания, не подлежащие распространению;
5) органы связи могут конфисковать радиопередатчики, установленные без соответствующего разрешения или пущенные в эксплуатацию без предварительной регистрации.
Советское законодательство строго ограничивает конфискацию в административном порядке и установило уголовную ответственность за незаконную конфискацию. Имущество, незаконно конфискованное, должно быть возвращено собственнику; если же невозможно возвратить в натуре, взамен конфискованного имущества должна быть выдана и денежная компенсация по действительной стоимости его. И
Вторую группу мер административного принуждения образуют административно- х санитарные, административно-медицинские, административно-технические меры принуж- е дения, задержание и арест имущества, административно-финансовые меры и реквизиция. ^ Общим признаком, объединяющим эти меры принуждения, является то, что они не отно- т сятся к мерам административного взыскания. Применив ту или иную из указанных норм, НАелтдит
орган государственного управления лишь принуждает гражданина или должностное лицо к соблюдению определенных правил, установленных государством, но не налагает на него административного взыскания.
Особое место среди указанных мер занимает личное задержание.
Личное задержание нельзя смешивать с арестом, под которым понимается лишение свободы. По Сталинской Конституции арест у нас возможен только с санкции прокурора или по постановлению суда. Лишь в местностях, объявленных на военном положении, военные власти могут подвергать нарушителей их обязательных постановлений в административном порядке лишению свободы на срок 6 месяцев. В административном порядке (в мирное время) возможно лишь личное задержание.
Личное задержание — акт, длящийся непродолжительное время (не более 24 часов), впредь до выяснения личности, составления протокола о нарушении обязательного постановления, передачи гражданина соответствующим органам власти или суда и т.п.
Личное задержание в СССР является не мерой взыскания, а лишь средством, при помощи которого соответствующие органы государственного управления и их должностные лица выполняют возложенные на них обязанности по охране общественного порядка и государственной безопасности. У нас личное задержание в административном порядке возможно только в случаях, указанных в законе. Например, органы милиции имеют право задерживать лиц, привлекаемых к административной ответственности, для составления протокола и пьяных — до вытрезвления. Капитан судна в случае совершения на судне уголовно наказуемого деяния обязан задержать виновное лицо, чтобы воспрепятствовать уклонению его от ответственности и передать соответствующим органам власти. Капитан судна может задержать лицо, поведение которого угрожает безопасности судна и находящихся на нем лиц и имущества. Органы пограничной охраны задерживают нарушителей правил въезда в СССР и выезда за его пределы, а также нарушителей особых правил въезда, выезда и проживания в пограничной полосе.
Особую группу составляют меры административного принуждения, используемые органами здравоохранения и санитарной охраны: принудительное освидетельствование, уничтожение продуктов, признанных негодными к употреблению, и т.д. Принудительное освидетельствование и принудительное лечение (в случае отказа от добровольного лечения) лиц, относительно которых установлен факт заболевания определенными болезнями в их заразном периоде, осуществляются органами здравоохранения. Принудительное лечение продолжается до тех пор, пока имеется опасность заражения окружающих.
На органы здравоохранения возложена обязанность проведения обязательного оспопрививания. Лица, противодействующие этому, привлекаются к уголовной ответственности.
К этой группе мер принуждения относятся административно-санитарные меры охраны границ, применяемые органами здравоохранения: воспрещение отдельным лицам въезда и выезда, воспрещение ввоза и вывоза грузов и багажа.
Органы государственной санитарной инспекции могут в административном порядке: приостановить работу предприятия пищевой промышленности, торговлю пищевыми продуктами впредь до устранения обнаруженных этими органами санитарных нарушений; запретить впредь до проведения необходимых санитарных мер пользование производственными, торговыми, складскими и иными помещениями вследствие их антисанитарного состояния; запретить хранение и использование пищевых продуктов в случае признания их не годными к употреблению и распорядиться об их уничтожении или о переработке исключительно для технических целей.
Аналогичные права предоставлены государственным инспекциям по качеству мясной, консервной, молочно-масляной и кондитерско-макаронной продукции.
Некоторым государственным органам предоставлено право принимать административно-технические меры принуждения. Так, например, инспекции по котлонадзору ряда промышленных народных комиссариатов имеют право приостановить работу объекта котлонадзора в тех случаях, когда эксплуатация этого объекта угрожает жизни и здоровью трудящихся. Государственная автомобильная инспекция имеет право приостановить эксплуатацию автомобилей, техническое состояние которых угрожает безопасности движения.
К мерам административного принуждения относится задержание имущества. Правом задержания имущества на железнодорожных и водных путях сообщения пользуются органы милиции в целях обнаружения запрещенного действующими законами провоза грузов, багажа и ручной клади. В таких случаях составляется акт о задержании грузов.
От задержания имущества необходимо отличать его арест Арест имущества влечет за собой лишение собственника или владельца права на все время ареста продать, подарить или заложить это имущество. Арест имущества большей частью применяется в области административно-финансовой.
К учреждениям, предприятиям и организациям, не выплачивающим причитающихся с них платежей в бюджет, могут быть применены такие меры, как арест и изъятие наличных денег из касс и денежных документов, арест товаров и иного имущества плательщика с последующей их продажей, арест выданных кредитным учреждением за счет недоимщика аккредитивов и открытых ему особых счетов.
Возможны и иные меры административно-финансового порядка. Так, например, финансовые органы могут списать на счет бюджета суммы, имеющиеся на расчетном или текущем счету недоимщика в кредитном учреждении, перечислить на счет бюджета все последующие поступления на счет плательщика, если на текущем счету недостаточно средств для уплаты государству, или погашать недоимки за счет сумм, которые отпускаются данному хозяйственному органу в порядке бюджетного финансирования.
Особый вид административного принуждения составляет реквизиция имущества — применяемое в силу государственной необходимости принудительное возмездное отчуждение или временное изъятие государством имущества, находящегося в обладании физических лиц, а также кооперативных и других общественных организаций.
В отличие от конфискации реквизиция не является мерой административного взыскания. Реквизиция - это возмездное отчуждение имущества навсегда или изъятие его государством на время в силу государственной необходимости, конфискация же —безвозмездное отчуждение имущества в силу нарушения собственником или владельцем данного имущества определенных правил, установленных государством.
Реквизиции подлежит имущество, принадлежащее физическим лицам, кооперативным и общественным организациям, и допускается она лишь в силу государственной необходимости. Применение реквизиции возможно, как правило, только с разрешения Правительства. В исключительных случаях (например при чрезвычайных стихийных бедствиях) возможна реквизиция, о которой немедленно доводится до сведения Правительства.
Допустимость реквизиции лишь в силу государственной необходимости обусловливает ряд особых требований при ее применении: составляется акт реквизиции, который подписывается должностным лицом, владельцем имущества и двумя свидетелями, подробная и точная опись имущества; указывается, кому именно передано имущество на хранение; особыми оценочными комиссиями определяется размер вознаграждения за реквизируемое имущество и т. д. При отмене реквизиции реквизированные предметы возвращаются собственнику. Если невозможен возврат в натуре, собственнику выплачивается действительная стоимость незаконно реквизированного имущества.