УДК 371.1.08
И. В. Вагнер
Актуальные задачи подготовки кадров в контексте реализации профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»
Научный коллектив ФГБНУ «Институт детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (Т. В. Волосовец, И. В. Вагнер, М. И. Рожков, М. Р. Мирошкина, И. И. Фришман, Е. Б. Евладова, М. П. Гурьянова) является разработчиком профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», который утвержден Министерством труда России и вступил в силу 10 января 2017 г. Показано, что актуальность разработки профстандарта определяется приоритетами Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., необходимостью укрепления кадрового потенциала воспитания. Изложены реализованные коллективом подходы к формированию содержания профстандарта, поясняется его структура, даны характеристики трудовых функций специалистов, должности которых включены в профстандарт. В статье охарактеризован главный вектор обновления содержания подготовки педагогов в области воспитания: формирование демократических воспитательных ценностей, подготовка к проектированию пространства самореализации и самоопределения обучающихся, их личностного становления; освоение педагогами технологий педагогической поддержки, сопровождения обучающихся в реализации социальных инициатив. Показано, что актуальные задачи подготовки кадров к воспитательной деятельности обусловлены требованиями профстандарта к трудовым функциям, знаниям и навыкам специалистов в области воспитания.
Ключевые слова: воспитание, профессиональный стандарт, подготовка кадров. I. V. Wagner
Crucial Tasks of Staff Training in the Context of Realization of the Professional Standard «Specialist in the Field of Education»
Scientific collective of the Institute of Childhood, Family and Upbringing of the Russian Academy of Education (Volosovets T. V., Wagner I. V., Rozhkov M. I., Miroshkina M. R., Frishman I. I., Evladova E. B., Guryanova M. P.) was a developer of the professional standard «Specialist in Education», which was approved by the Ministry of Labour of Russia and entered into force on January 10, 2017. It is shown that the relevance of the development of the professional standard is determined by the priorities of the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025 year, the need to strengthen the staff potential of upbringing. Are outlined the approaches implemented by the team to the formation of the content of the professional standard, is explained its structure, are described the labour functions of specialists whose positions are included in the professional standard. The article describes the main vector of updating the content of teacher training in the field of education: the formation of democratic educational values, preparation for the design of the space for self-realization and self-determination of students, their personal formation; the development of pedagogical support technologies by teachers, the support of students in the implementation of social initiatives. It is shown that the crucial tasks of training personnel for educational activities are conditioned by the requirements of the professional standard for labour functions, knowledge and skills of specialists in the field of education.
Keywords: education, professional standard, staff training.
Актуальность разработки и реализации профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» определяется приоритетами Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [9], которая утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р и предусматривает в качестве одного из основных механизмов развития воспитания укрепление его кадрового потенциала.
Разработка профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» была предусмотрена Планом мероприятий по реализации в 2016-2020 гг. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 г., утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г. № 423-р [7].
Профессиональный стандарт разработан научным коллективом ФГБНУ «Институт детства, семьи и воспитания Российской академии образования», одобрен Министерством образования и науки РФ и утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. № 10н. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 января 2017 г., регистрационный № 45406 [8].
Разработка и внедрение профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»
© Вагнер И. В., 2018
отвечает задачам кадрового обеспечения реализации государственной стратегии, профессиональный стандарт ориентирован на обозначенные в стратегии приоритеты развития воспитания и представляет собой нормативно-методический документ, характеризующий трудовые функции, профессиональные навыки, знания работников, необходимые для осуществления педагогической деятельности по организации воспитательного процесса.
Современная экономика, социальная сфера испытывают все большую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих такими характеристиками, как мобильность, склонность к предпринимательству, принятие рисков, мотивированность к образованию на протяжении всей жизни. Модернизация профессионального образования должна обеспечить преодоление разрыва между этими потребностями общества и реально имеющимся сегодня уровнем профессиональной подготовки кадров. Необходимость обновления содержания профессионального образования обусловлена сегодня интенсивной модернизацией всей сферы воспитания, обновлением содержания воспитательной деятельности, подходов к организации воспитательного процесса.
Новые подходы отражены в названных выше стратегических документах, также в обновленном воспитательном компоненте ФГОС ОО. Соответственно, меняются, усложняются традиционные для организаторов воспитательного процесса трудовые функции, возникают новые элементы профессиональной деятельности. В частности, особенно актуализируется педагогическая поддержка обучающихся в реализации ими социальных инициатив, их самоорганизации, самодеятельности, творчества. Возрастает значимость таких функций, как проектирование воспитательного процесса на основе его индивидуализации; создание пространства для самоопределения, самореализации детей и подростков; педагогическое сопровождение обучающихся в реализации ими индивидуальных маршрутов в процессе воспитания, совместной творческой деятельности; мотивация обучающихся к самореализации в социально и личностно значимой деятельности.
Новыми задачами педагогов являются поддержка самореализации детей и подростков в социальной практике, создание условий для интенсивного развития у них актуального социального опыта, осуществления самостоятельного выбора, принятия решений, ролевого взаимодействия и др. К качественным изменениям в работе
классных руководителей, социальных педагогов, вожатых, педагогов-организаторов, воспитателей, педагогов дополнительного образования и других организаторов воспитательного процесса ведет возрастающая значимость проектных технологий, функций разработки программ и моделей воспитательного процесса; функций проектирования воспитательного пространства; педагогического сопровождения и поддержки обучающихся в их ценностном, жизненном самоопределении, проектировании и реализации ими социальных проектов, индивидуальных маршрутов социального роста, творческой самореализации.
Утвержденный профстандарт включает 6 должностей: социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, педагог-библиотекарь, тьютор. Такой подход к формированию профстандарта, при котором в одном профстандарте присутствуют разные должности, был обусловлен установкой Минтруда России на укрупнение профессиональных стандартов. При этом недопустимо дублирование трудовых функций, иначе была бы поставлена под вопрос необходимость существования дублирующих должностей. Эти требования оказали существенное влияние на проектирование нами содержания профстандарта, подходы к описанию и структурированию его компонентов: трудовые функции и действия специалистов были представлены нами в сопоставлении друг с другом, подчеркнута специфика каждой должности. Вид профессиональной деятельности специалиста в области воспитания и ее цель являются общими для включенных в профстандарт должностей. Это педагогическая деятельность в области воспитания обучающихся, направленная на организацию воспитательного процесса, целью которого является духовно-нравственное, интеллектуальное, физическое развитие и позитивная социализация обучающихся. При этом показано, что для достижения цели решающее значение имеют развитие у обучающихся опыта социально и личност-но значимой деятельности, поддержка их социальных инициатив и учет индивидуальных интересов, потребностей.
В описании цели профессиональной деятельности специалиста в области воспитания мы опирались на положения о воспитании Закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым воспитание является важнейшей социальной функцией системы образования: «... образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения... Воспитание -деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [10].
Содержание вида профессиональной деятельности и основной цели профессиональной деятельности специалиста в области воспитания раскрывается в системе обобщенных трудовых функций (ОТФ), подчеркивающих специфику каждой должности, включенной в профстандарт, и затем каждая обобщенная функция подробно охарактеризована через трудовые действия, знания и умения, что означает развернутую характеристику содержания деятельности по каждой должности, соответствующей ОТФ.
Ориентируясь на 6 должностей профстандар-та, мы выделили 6 ОТФ: «Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации» (социальный педагог); «Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации» (старший вожатый); «Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса» (педагог-организатор); «Воспитательная работа с группой обучающихся» (воспитатель); «Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования» (педагог-библиотекарь); «Тьютор-ское сопровождение обучающихся» (тьютор) [3].
Названные трудовые функции конкретизируются в описании трудовых действий, знаний и умений, необходимых для их исполнения, что и определяет основные направления развития содержания дополнительного образования педагогов в области воспитания. При этом важно понимать, что в профессиональном стандарте знания и умения сформулированы не так, как в образовательной программе. В профессиональном стандарте обозначен лишь тот очень конкретный минимум знаний и умений, которые необходимы для выполнения конкретных трудовых действий. Очевидно, что представления об отдельных компонентах воспитательного процесса или умения действовать в определенной воспитательной ситуации могут быть сформированы лишь на основе системного профессионального образования, системных знаний в области теории и методики воспитания, других отраслей педагогического, социально-психологического знания. Тем не менее разрабатываемые в настоящее время программы повышения квалификации педагогов должны отвечать требованиям профстандарта и в обязательном порядке предусмотреть в образовательных программах формирование тех знаний,
умений и навыков, которые включены в проф-стандарт, необходимы для выполнения предусмотренных профстандартом трудовых действий.
В проектировании содержания дополнительного профессионального образования мы опираемся на наш опыт подготовки кадров в области воспитания в системе институтов Российской академии образования с 2002 г. по настоящее время; результаты наших фундаментальных и прикладных исследований по проблемам развития воспитания и подготовки кадров в области воспитания [1, 2, 4, 5, 6].
В разработке профстандарта и соответствующих ему дополнительных образовательных программ мы рассматриваем в качестве главного ориентира подготовку педагогов к воспитательной деятельности в демократическом гражданском обществе, к реализации таких моделей воспитания, которые обеспечивали бы достижение ведущей цели образования (в соответствии с Законом об образовании в РФ) - подготовку обучающихся к жизненному самоопределению. Важно, чтобы педагогами были осознаны и приняты демократические воспитательные ценности; чтобы для них стали приоритетными личностно-ориентированный подход к воспитанию, субъект-субъектные отношения детей и взрослых, гуманистическая парадигма воспитания, обеспечение социально-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся в их саморазвитии, самореализации, духовно-нравственном, гражданском становлении.
На основе примерных программ воспитания и социализации во ФГОС ОО педагогам предстоит осуществлять проектирование программ воспитания для своих образовательных организаций с учетом особенностей окружающего социума, воспитательного потенциала институтов социализации, культурных традиций региона, актуальных социальных потребностей субъектов воспитания, особенностей их социокультурного опыта. Поэтому важно, чтобы у педагогов были сформированы умения и навыки разработки вариативных программ воспитания, структурно-функциональных моделей реализации содержания воспитания, программ совместной деятельности с разными типами детских объединений. Важно, чтобы педагоги владели технологиями проектирования пространства детских социальных инициатив, разработки и реализации авторских педагогических проектов по основным направлениям воспитания.
В профессиональном стандарте обозначены знания и умения, необходимые для выполнения определенных трудовых функций, однако в его
структуру не включено описание личностных характеристик педагога. Но в процессе профессионального образования необходимо создавать условия и для их личностного развития. У педагога должна быть сформирована воспитательная позиция, понимаемая как совокупность ценностных его ориентаций -ценностное отношение к профессии, личности ребенка, воспитательные духовно-нравственные гуманистические ценности, которые педагог реализует в воспитательной деятельности; мотивацию к педагогической деятельности; представления о своей роли в системе взаимодействия субъектов воспитания; потребность в постоянном самообразовании, саморазвитии, самосовершенствовании.
Таким образом, утверждение
профессионального стандарта, с одной стороны, дает ориентиры для развития содержания дополнительного образования, с другой -является условием эффективной реализации профстандарта за счет расширения представления педагогов о вариативности моделей воспитания, мотивации их к саморазвитию и самореализации в профессиональной деятельности, формирования у них воспитательной позиции, способствующей реализации духовно-нравственных
воспитательных ценностей российского демократического общества в практике воспитания.
Библиографический список
1. Вагнер, И. В. Длительная игра как форма реализации программы воспитания [Текст] : методическое пособие педагога / И. В. Вагнер. - М. : Русское слово - учебник, 2015. - 141 с.
2. Вагнер, И. В. Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников: пространство проектных инициатив [Текст] : методическое пособие по социальному проектированию / И. В. Вагнер. - М. : Русское слово - учебник, 2015. - 144 с.
3. Вагнер, И. В. Развитие воспитания посредством реализации профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» [Текст] / И. В. Вагнер, Т. В. Волосовец // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 1. - С. 7-11.
4. Вагнер, И. В. Реализация субъектного подхода к проектированию программы воспитания в общеобразовательной организации [Текст] / И. В. Вагнер // Научно-педагогическое обозрение. - 2018. - № 1.
5. Вагнер, И. В. Экология детства: факторы культуры, воспитания и профессиональной компетентности педагога [Текст] / И. В. Вагнер, А. Н. Ткачева // Экология человека. - 2015. - № 9. - С. 21-26.
6. Копотева, Г. Л. Сам себе аналитик: Рабочая тетрадь педагога для самоанализа сформированности
компетенций по реализации ФГОС общего образования [Текст] / Г. Л. Копотева, И. М. Логвинова, И. В. Вагнер // Практика административной работы в школе. - 2015. - № 7. - С. 25-38.
7. План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р (утв. распоряжением Правительства РФ от 12 марта 2016 г. № 423-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo /prime/doc/71254582/
- 15 октября 2017 г.
8. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products /ipo/prime/doc/71495630/
- 15 октября 2017 г.
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru /products/ipo/ prime/ doc/71517610/ - 15 октября 2017 г.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140 174/ - 15 октября 2017 г.
Bibliograficheskij spisok
1. Vagner, I. V Dlitel'naja igra kak forma realizacii programmy vospitanija [Tekst] : metodicheskoe posobie pedagoga / I. V. Vagner. - M. : Russkoe slovo - uchebnik, 2015. - 141 s.
2. Vagner, I. V Proektnyj kalejdoskop v programme vospitanija i socializacii mladshih shkol'nikov: pros-transtvo proektnyh iniciativ [Tekst] : metodicheskoe posobie po social'nomu proektirovaniju / I. V. Vagner. -M. : Russkoe slovo - uchebnik, 2015. - 144 s.
3. Vagner, I. V. Razvitie vospitanija posredstvom realizacii professional'nogo standarta «Specialist v oblasti vospitanija» [Tekst] / I. V Vagner, T. V Volosovec // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - 2017. - № 1. -S. 7-11.
4. Vagner, I. V. Realizacija sub#ektnogo podhoda k proektirovaniju programmy vospitanija v obshheobra-zovatel'noj organizacii [Tekst] / I. V Vagner // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. - 2018. - № 1.
5. Vagner, I. V Jekologija detstva: faktory kul'tury, vospitanija i professional'noj kompetentnosti pedagoga [Tekst] /I. V Vagner, A. N. Tkacheva // Jekologija che-loveka. - 2015. - № 9. - S. 21-26.
6. Kopoteva, G. L. Sam sebe analitik: Rabochaja tetrad' pedagoga dlja samoanaliza sformirovannosti kom-petencij po realizacii FGOS obshhego obrazovanija [Tekst] / G. L. Kopoteva, I. M. Logvinova, I. V. Vagner // Praktika administrativnoj raboty v shkole. - 2015. -№ 7. - S. 25-38.
7. Plan meroprijatij po realizacii v 2016-2020 godah Strategii razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda, utverzhdennoj rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maja 2015 g. № 996-r (utv. rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 12 marta 2016 g. № 423-r) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:
http://www.garant.ru/products/ipo /prime/doc/71254582/
- 15 oktjabrja 2017 g.
8. Professional'nyj standart «Specialist v oblasti vospitanija» (utv. prikazom Ministerstva truda i social'noj zashhity RF ot 10 janvarja 2017 g. № 10n) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/products /ipo/prime/doc/71495630/
- 15 oktjabrja 2017 g.
9. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Feder-acii na period do 2025 goda (utv. rasporjazheniem Pravi-tel'stva RF ot 29 maja 2015 g. № 996-r) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.garant.ru /products/ipo/ prime/ doc/71517610/ - 15 oktjabrja 2017 g.
10. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140 174/ - 15 oktjabrja 2017 g.
Reference List
1. Wagner I. V. Long game as a form of implementation of the education programme: guidance manual for the teacher(s). V Wagner. - M. : Russkoe Slovo - textbook, 2015. - 141 pages.
2. Wagner I. V. A design kaleidoscope in the programme of education and socialization of junior school students: space of design initiatives: guidance manual on social design /I. V. Wagner. - M. : Russkoe Slovo - textbook, 2015. - 144 pages.
3. Wagner I. V. Development of education by means of the professional standard implementation «The Expert in the field of Education» // Siberian pedagogical magazine. - 2017. - № 1. - Page 7-11.
4. Wagner I. V. Realization of a subject approach to design of the education programme in comprehensive
organization // the Scientific and pedagogical review. -2018. - № 1.
5. Wagner I. V. Ecology of the childhood: factors of culture, education and professional competence of the teacher // Ecology of the person. - 2015. - № 9. -Page 21-26.
6. Kopoteva G. L. Analyst by himself : A teacher's workbook for introspection of formation of competences on realization of FGOS of the general education // Practice of administrative work at school. - 2015. - № 7. -Page 25-38.
7. The plan of measures on realization in 2016-2020 of the Strategy of education development in the Russian Federation until 2025 approved by the Order of the Government of the Russian Federation dated from May 29, 2015 № 996-r (confirmed with the order of the Government of the Russian Federation dated from March 12, 2016 № 423-r) [Electronic resource]. - Access mode: http: //
www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254582/- on October 15, 2017.
8. Professional standard «The Expert in the field of Education» (confirmed with the order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of January 10, 2017 № 10n) [Electronic resource]. - Access mode: http: // www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630/- on October 15, 2017.
9. The strategy of education development in the Russian Federation until 2025 (confirmed with the order of the Government of the Russian Federation dated from May 29, 2015 № 996-r) [Electronic resource]. - Access mode: http: // www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71517610/- on October 15, 2017.
10. Federal law «On Education in the Russian Federation» from 29.12.2012 № 273-FZ [An electronic resource]. - Access mode: http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ -on October 15, 2017.