Научная статья на тему 'Развитие воспитания посредством реализации профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»'

Развитие воспитания посредством реализации профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1223
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ / EDUCATION / SOCIALIZATION ACTIVITY / PROFESSIONAL STANDARD / THE STRATEGY OF SOCIALIZATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагнер Ирина Владимировна, Волосовец Татьяна Владимировна

В статье обобщаются результаты работы ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» над проектом профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Раскрыта актуальность и социальная значимость профессионального стандарта. Разработка профессионального стандарта рассматривается в контексте реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. Введение профессионального стандарта характеризуется как механизм развития воспитания в России за счет укрепления его кадрового потенциала. Дано описание вида профессиональной деятельности и основной цели профессиональной деятельности специалиста в области воспитания, содержание которой раскрывается в системе обобщенных трудовых функций, подчеркивающих специфику каждой должности, включенной в профстандарт: социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, педагог-библиотекарь, тьютор. Охарактеризована взаимосвязь трудовых функций и действий, показано, что в обобщенных трудовых функциях отражена специфика должностей, включенных в профессиональный стандарт специалиста в области воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вагнер Ирина Владимировна, Волосовец Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Education Through the Realization of Professional Standards “Experts in the Field of Socialization”

The article summarizes the results of working FGBNU “Institute for childhood studying, family and socialization of the Russian Academy of Education” project of the professional standard “Specialist in the field of socialization”. The description of the type of professional activity, and the main goal of the professional activity of a specialist in the field of education, the content of which is disclosed in the generalized system of labor functions, highlighting the specificity of each position included in the professional standards. Development of professional standards considered in the context of Strategy of socialization development in the Russian Federation for the period up to 2025. Introduction of professional standard is characterized as a mechanism for development of socialization in Russia by strengthening its human resource capacity.

Текст научной работы на тему «Развитие воспитания посредством реализации профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

УДК 37.0+378

Вагнер Ирина Владимировна

Доктор педагогических наук, профессор, Институт изучения детства, семьи и воспитания, Российская академия образования, [email protected], Москва

Волосовец Татьяна Владимировна

Кандидат педагогических наук, профессор, Институт изучения детства, семьи и воспитания, Российская академия образования, [email protected], Москва

РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ»

Аннотация. В статье обобщаются результаты работы ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» над проектом профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Раскрыта актуальность и социальная значимость профессионального стандарта. Разработка профессионального стандарта рассматривается в контексте реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. Введение профессионального стандарта характеризуется как механизм развития воспитания в России за счет укрепления его кадрового потенциала. Дано описание вида профессиональной деятельности и основной цели профессиональной деятельности специалиста в области воспитания, содержание которой раскрывается в системе обобщенных трудовых функций, подчеркивающих специфику каждой должности, включенной в профстандарт: социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, педагог-библиотекарь, тьютор. Охарактеризована взаимосвязь трудовых функций и действий, показано, что в обобщенных трудовых функциях отражена специфика должностей, включенных в профессиональный стандарт специалиста в области воспитания.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность, профессиональный стандарт, стратегия развития воспитания.

Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» был в инициативном порядке разработан ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». В декабре 2016 г. он был поддержан Национальным советом по профессиональным квалификациям при Президенте Российской Федерации, а 10 января 2017 года утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №10н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"». Далее последует апробация профстандарта в пилотных регионах и ориентировочно с 2019 г., как предварительно планирует Минобрнау-ки России, он может быть рекомендован для реализации в массовой практике.

Такой путь проходит каждый из профессиональных стандартов, разработка и реализация которых осуществляется в соответствии с утвержденным распоряжением

Правительства Российской Федерации от 31.03.2014 N 487-р Комплексным планом мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 гг.

История профстандартов началась значительно раньше. Аналитики отсылают к 1997 г., когда «этот термин был официально использован в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 № 222» [3]. Но точкой отсчета полномасштабного процесса активной разработки и утверждения профстандартов стал Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в котором Правительству РФ было дано задание разработать к 2015 г. и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов [1]. Таким образом,

ЗЛепап Pedagogical .Тоита! ♦ № 1 / 2017

7

профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» - один из профстан-дартов, которые разрабатываются, апробируются и вводятся в действие в Российской Федерации в последние годы.

Несмотря на то что наш профстандарт идет в потоке других профессиональных стандартов, нельзя не отметить, что его актуальность значительно усилена приоритетами Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., которая была утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. В Стратегии в качестве одной из групп основных механизмов ее реализации определены кадровые механизмы, включая «развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических и других работников на основе разработки и введения профессионального стандарта специалиста в области воспитания, совершенствования воспитательного компонента профессиональных стандартов других категорий работников образования, физической культуры и спорта, культуры; модернизацию содержания и организации педагогического образования в области воспитания; подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии» и др. [5].

В какой-то мере такое совпадение во времени двух приоритетных задач государственной социальной и образовательной политики можно считать закономерным, т. к. именно человеческий ресурс, формирующийся в процессе воспитания и социализации детей и молодежи, а затем в системе профессионального образования и профессиональной деятельности молодежи и других поколений граждан, является условием достижения приоритетов социально-экономического развития страны, модернизации всех сфер жизни общества и обеспечения их инновационного развития.

Что же представляет собой профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»? Профстандарт - это нормативно-методический документ, характеризующий вид профессиональной деятельности,

обобщенные трудовые функции и уточняющие их трудовые функции, действия; профессиональные умения и знания работников, необходимые для реализации указанных трудовых действий; требования к образованию специалистов - а именно шесть должностей, включенных в наш профстандарт: социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, педагог-библиотекарь, тьютор.

Укрупнение профстандартов - одна из установок Минтруда России, в соответствии с которой в один стандарт под одним общим наименованием включаются несколько должностей. Данный подход существенно повлиял на содержание профстандарта, описание трудовых функций и действий специалистов, т. к. важно было избежать дублирования их функций, показать специфику деятельности каждого.

Общей для всех шести должностей является обозначенная на титуле профстандарта характеристика вида профессиональной деятельности и ее цель. Это педагогическая деятельность в области воспитания обучающихся, цель которой состоит в организации воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей.

В описании цели профессиональной деятельности специалиста в области воспитания мы опирались на положения о воспитании Закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым воспитание относится к важнейшей социальной функции системы образования: «Образование -это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения... Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [4].

Содержание вида профессиональной деятельности и основной цели профессиональной деятельности специалиста в области

воспитания раскрывается в системе обобщенных трудовых функций (ОТФ), подчеркивающих специфику каждой должности, включенной в профстандарт, и затем каждая обобщенная функция подробно охарактеризована через трудовые действия, знания и умения, что означает развернутую характеристику содержания деятельности по каждой должности, соответствующей ОТФ.

Формулируя трудовые действия, мы отвечали на вопрос, что конкретно должен делать специалист, не характеризуя ценностей, содержательных направлений воспитания, т. к. это в профстандарте согласно методическим требованиям Минтруда России [1] не предусмотрено. Ценности и направления воспитания изложены в других документах -прежде всего, в Стратегии развития образования в Российской Федерации на период до 2025 г., в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования и др.

Ориентируясь на шесть должностей профстандарта, мы выделили шесть ОТФ: «Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации» (социальный педагог); «Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации» (старший вожатый); «Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса» (педагог-организатор); «Воспитательная работа с группой обучающихся» (воспитатель); «Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования» (педагог-библиотекарь); «Тьюторское сопровождение обучающихся» (тьютор).

Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации возможна путем выполнения нескольких трудовых функций: планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации; организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации; организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся.

Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации предполагает выполнение следующих трех трудовых функций: оказа-

ние обучающимся педагогической поддержки в создании общественных объединений; педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений; развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов.

Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса предлагается осуществлять за счет выполнения следующих трудовых функций: организационно-педагогическое обеспечение проектирования и реализации программ воспитания; организация работы по одному или нескольким направлениям внеурочной деятельности; организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности.

Воспитательную работу с группой обучающихся предложено реализовывать путем выполнения трех трудовых функций: планирование воспитательной деятельности с группой обучающихся; организация социально и личностно значимой деятельности группы обучающихся; организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся.

Библиотечно-педагогическую деятельность в образовательной организации общего образования предложено реализовывать путем выполнения нескольких трудовых функций: информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса; проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры; организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению.

Тьюторское сопровождение обучающихся предполагает выполнение следующих трудовых функций: педагогическое сопровождение, организацию образовательной среды, организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися (включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью) индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

Выделение трудовых функций по каждой обобщенной трудовой функции проведено в логике процессуального подхода с учетом цикла трудовой деятельности, особенностей и сферы профессиональной деятельности каждого из специалистов, должности которых включены в профессиональный стан-

дарт. При этом учитываются объекты профессиональной деятельности в разных типах образовательных организаций и представление о воспитании, которое отражено в действующем Законе 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». При разработке стандарта трудовые функции были разграничены по должностям, но при этом они

взаимодополняют друг друга, предполагают преемственность в действиях специалистов, поскольку все педагоги - субъекты воспитательного процесса, а их готовность к сотрудничеству, совместному целеполаганию, системному взаимодействию, обусловливает качество воспитания в образовательной организации.

Библиографический список

1. Методические рекомендации Минтруда России о разработке профессиональных стандартов [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/payment/12/ Metodrekomendatcii 06_08_2013 (дата обращения: 12.01.2017).

2. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 [Электронный ресурс]. -URL: http://base.garant.ru /70170950/ (дата обращения: 10.01.2017).

3. О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов: Постановление Правительства РФ от 26.02.1997

№ 222 [Электронный ресурс]. - URL: http://base. garant.ru/10180054/ (дата обращения: 12.01.2017).

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.01.2017).

5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 r. N 996-р r. [Электронный ресурс]. -URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 09.01.2017).

Поступила в редакцию 12.12.2016

Wagner Irina Vladimirovna

Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Institute for Childhood Studying, Family and Upbringing of the Russian Academy of Education, [email protected], Moscow

Volosovets Tatyana Vladimirovna

Cand. Sci. (Pedag.), Prof., Institute for Childhood Studying, Family and Upbringing of the Russian Academy of Education, [email protected], Moscow

DEVELOPMENT OF EDUCATION THROUGH THE REALIZATION OF PROFESSIONAL STANDARDS "EXPERTS IN THE FIELD OF SOCIALIZATION"

Abstract. The article summarizes the results of working FGBNU "Institute for childhood studying, family and socialization of the Russian Academy of Education" project of the professional standard "Specialist in the field of socialization". The description of the type of professional activity, and the main goal of the professional activity of a specialist in the field of education, the content of which is disclosed in the generalized system of labor functions, highlighting the specificity of each position included in the professional standards. Development of professional standards considered in the context of Strategy of socialization development in the Russian Federation for the period up to 2025. Introduction of professional standard is characterized as a mechanism for development of socialization in Russia by strengthening its human resource capacity.

Keywords: education, socialization activity, professional standard, the strategy of socialization development.

References

1. Metodicheskie rekomendacii Mintruda [online]. Available at: http:// www.rosmintrud.ru/ Rossii o razrabotke professional'nyx standartov docs/mintrud/payment/12/Metod rekomendatcii [The Law on Education of the Russian Federation] 06_08_2013 (Accessed 10 January 2017) (in Russ.).

2. O meropriyatiyax po realizacii gosudarst-vennoj social'noj politiki [On implementation of the state social policy measures] [online]. Available at: www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/payment/12/ Metod rekomendatcii 06_08_2013 (Accessed 12 January 2017) (in Russ.).

3. O Programme social'nyx reform v Rossi-jskoj Federacii na period 1996-2000 godov [Resolution of the government of the Russian Federation of 26.02.1997 No 222 of the program of social reforms in the Russian Federation for the period 1996-2000] [online]. Available at: http://base.garant.

ru/10180054/ (Accessed 12 January 2017) (in Russ.).

4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [On Education in Russian Federation] [online]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (Accessed 09 January 2017) (in Russ.).

5. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [The Strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025] [online]. Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (Accessed 10 January 2017) (in Russ.).

Submitted 12.12. 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.