Научная статья УДК 343.1
DOI: 10.37973/KUI.2021.56.31.019
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Шамиль Флерович Багаутдинов Следственное управление Следственного комитета России по Республике Татарстан, Казань, Россия, [email protected]
Аннотация
Введение: в статье отмечается необходимость принятия законодательных и организационных мер для усиления роли Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации и регионах в производстве по уголовным делам о преступлениях по обвинению несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних, выдвигаются некоторые предложения в этих целях.
Материалы и методы: в процессе проведенного исследования применялись следующие материалы и методы: обобщение следственной, судебной и иной практики, аналитический, технико-юридический, формально-логический, сравнительно-правовой методы.
Результаты исследования: выявлено отсутствие законодательного регулирования вопросов участия в производстве по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации и регионах.
Обсуждение и заключения: обоснована необходимость введения в уголовно-процессуальное законодательство норм о формах участия Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации и регионах в производстве по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних.
© Багаутдинов Ш.Ф., 2021
Ключевые слова: преступления несовершеннолетних и против несовершеннолетних; Уполномоченный по правам ребенка в РФ и регионах; уголовное судопроизводство; производство по делам в отношении несовершеннолетних; ювенальная юстиция.
Для цитирования: Багаутдинов Ш.Ф. Актуальные вопросы участия Уполномоченного по правам ребенка в уголовном судопроизводстве //Вестник Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 12. № 4 (46). С. 574-579. DOI: https://doi.org/10.37973/KUI.2021.56.31.019.
Scientific article
UDC 343.1
DOI: 10.37973/KUI.2021.56.31.019
THE ROLE OF CHILDREN'S RIGHTS OMBUDSMAN IN CRIMINAL PROCEEDINGS: CURRENT ISSUES
Shamil Flerovich Bagautdinov The Investigative Department of the Investigative Committee of Russia for the Republic of Tatarstan,
Kazan', Russia, [email protected]
Abstract
Introduction: the article notes the need for legislative and organizational measures to strengthen the role of Child Rights Ombudspersons in the Russian Federation and regions in criminal proceedings on charges of and against minors, puts forward some proposals for these purposes.
Materials and Methods: the following materials and methods were used in the course of the study: generalization of investigative, judicial and other practices, analytical, technical-legal, formal-logical, comparative-legal methods.
Results: the absence of legislative regulation of the issues of participation in the proceedings in criminal cases on crimes committed by and against minors by the Commissioners for the Rights of the Child in the Russian Federation and the regions was revealed.
Discussion and Conclusions: the need to introduce into the criminal procedural legislation norms on the forms of participation of Child Rights Ombudspersons in the Russian Federation and regions in criminal proceedings on crimes committed by and against minors was substantiated.
© Bagautdinov S.V., 2021
Key words: crimes of minors and against minors; Ombudsman for Children's Rights in the Russian Federation and regions; criminal proceedings; proceedings on cases against minors; juvenile justice.
For citation: Bagautdinov S.V. The Role of Children's Rights Ombudsman in Criminal Proceedings: Current Issues // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2021. Vol. 12, No. 4 (46). P. 574-579. DOI: https://doi.org/10.37973/KUI.2021.56.31.019
Введение
Должность Уполномоченного по правам ребенка учреждена в Российской Федерации в 2009 году. Вначале его деятельность регулировалась только небольшим указом Президента Российской Федерации. В последующем деятельность данного института получила более полное правовое регулирование.
В регионах Российской Федерации также начали вводить должности детских омбудсменов, которые первое время действовали самостоятельно на основании регионального законодательства.
В 2018 году Президент Российской Федерации подписал закон «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации», который установил единое правовое регулирование как для Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, так и для Уполномоченных по правам ребенка в регионах, создав таким образом целостную вертикаль данного института.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 501-ФЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации» Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка обеспечивает координацию деятельности региональных уполномоченных. Таким образом, федеральный Уполномоченный по правам ребенка получил возможность контроля и координации деятельности региональных уполномоченных, в частности, детские омбудсмены в регионах Российской Федерации теперь назначаются только с согласия Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации.
Анализируя законодательство и практику деятельности детских омбудсменов в Российской Федерации, обратим внимание на то, что усилия уполномоченных в основном направлены на общее положение дел с защитой прав детей в наиболее
важных сферах жизни (обеспечение детей жильем, лекарствами, лечением, получение ими образования и др.). Для этого у уполномоченных достаточно полномочий. В частности, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 501-ФЗ «Об Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» Уполномоченный в целях реализации возложенных на него задач:
1) направляет в государственные органы, имеющие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, мотивированные предложения в пределах своей компетенции об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
2) направляет членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы мотивированные предложения о принятии законодательных актов, о внесении в законодательные акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;
3) направляет руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия правовых актов и решений в случаях, если эти акты и решения нарушают права и законные интересы детей, либо
о внесении в эти акты и решения изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;
4) обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;
5) участвует по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов детей;
6) направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и законных интересов детей, мотивированные предложения, содержащие рекомендации по устранению указанных нарушений, а также о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов детей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
7) проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку информации, изложенной в обращениях на имя Уполномоченного, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей или непринятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами мер по обеспечению и защите прав и законных интересов детей, а также получает от указанных органов, организаций и лиц соответствующие разъяснения;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
При осуществлении своей деятельности Уполномоченный имеет право:
1) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей;
3) без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;
4) привлекать для выполнения экспертных и научно-аналитических работ в области защиты прав и законных интересов детей научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
Материалы и методы
В процессе проводимого исследования применялись аналитический, технико-юридический, формально-логический, сравнительно-правовой и другие методы. Эмпирической основой исследования выступили материалы обобщения следственной и судебной практики отдельных регионов Приволжского и Уральского федеральных округов за период с 2016 по 2021 г., а также материалы анализа деятельности Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации и в регионах.
Результаты исследования
Следует отметить, что предусмотренное пунктом 5 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 501-ФЗ право участия в судебных разбирательствах Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка использовал в 2020 году по 10 гражданским делам, при этом по 9 делам в целях защиты прав и законных интересов детей им были направлены в суд заключения в порядке статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что, конечно же, является недостаточным. При этом в 2020 году в адрес Уполномоченного поступило всего 112 судебных извещений, направленных судами по ходатайствам граждан о привлечении к участию в деле Уполномоченного по правам ребенка. Также незначительной является практика обращения Уполномоченного по пра-
вам ребенка в суд с административными исками в качестве административного истца в защиту интересов детей1.
В то же время Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит ни одного упоминания об Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации и регионах. Роль Уполномоченных в уголовном судопроизводстве является минимальной и может выражаться лишь в следующих действиях:
- направление в государственные органы предложений о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушениях прав детей;
- посещение мест исполнения наказания и следственных изоляторов, где содержатся несовершеннолетние.
Следует отметить, что Уполномоченные ищут пути и способы участия в судебном рассмотрении различных категорий дел. Например, Уполномоченный по правам предпринимателей в Республике Татарстан предложил и в порядке эксперимента начал реализацию проекта об участии Уполномоченного по правам предпринимателей в Республике Татарстан при рассмотрении судом гражданских дел с участием предпринимателей. Законодательство этого пока не предусматривает. Механизм участия достаточно простой: предприниматель заявляет в суде ходатайство о привлечении к участию в деле Уполномоченного по правам предпринимателя, суд удовлетворяет данное ходатайство, и Уполномоченный участвует в деле, высказывает по нему свое мнение. Подобные механизмы вполне допустимы в силу широкой диспозитивности гражданского процесса. Однако в уголовном процессе господствует принцип публичности, в связи с этим подобные эксперименты, не предусмотренные законом, в принципе недопустимы.
В то же время полагаем, что Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации, Уполномоченные по правам ребенка в регионах Российской Федерации должны более активно участвовать в уголовном судопроизводстве. Для этого должны быть созданы необходимые правовые механизмы.
Например, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» по результатам рассмотрения жалобы вправе обратиться в суд кассационной инстанции с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приго-
1 См.: Доклад о деятельности Уполномоченного при През1 182-185.
вора, определения, постановления суда либо постановления судьи. Такие обращения в судебной практике действительно имеются. Как правило, они подаются совместно с кассационной жалобой осужденного.
Логично было бы предоставить аналогичное право и Уполномоченному по правам ребенка в Российской Федерации - по уголовным делам, по которым осуждены несовершеннолетние. Можно обсудить и вопрос о предоставлении аналогичного права Уполномоченным по правам ребенка в регионах - в отношении приговоров в отношении несовершеннолетних, вынесенных судами данного региона, вступивших в законную силу.
Если Уполномоченный по правам ребенка вправе поставить перед соответствующими государственными органами вопрос о привлечении конкретных лиц к уголовной ответственности за нарушения прав ребенка, то материалы обращения Уполномоченного могут образовать самостоятельный повод для возбуждения уголовного дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, и о преступлениях, совершенных против несовершеннолетних. В этой связи предлагаем в статье 140 УПК РФ выделить самостоятельный повод для возбуждения уголовного дела о преступлениях несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних - обращение Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, Уполномоченных по правам ребенка в регионах Российской Федерации о совершенных преступлениях несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних, либо предусмотреть такую возможность в главе 50 УПК РФ.
Например, судья Коркинского городского суда Челябинской области Ю. в 2009-2015 г.г. совершил преступления, предусмотренные статьей 135 (развратные действия без применения насилия в отношении ребенка) и статьей 151 Уголовного кодекса Российской Федерации (вовлечение несовершеннолетних в систематическое распитие спиртных напитков в отношении двух девочек, которые на тот момент не достигли возраста 16 лет). В 2017 году судья ушел в отставку.
Весной 2018 года отец девочек разместил в Интернете видео, в котором заявил, что его сводный брат - судья Ю. - совратил его дочерей. Видео распространилось, и было направлено, в том числе, Уполномоченному по правам ребенка в Российской Федерации Анне Кузнецовой. Изучив видеоматериалы, Уполномоченный обратилась в Следственный комитет Российской Федерации. Глава Следственного комитета, получив обра-
знте Российской Федерации по правам ребенка в 2020 году. С.
щение Кузнецовой, проведя проверку, обратился в региональную квалификационную коллегию и получил согласие на возбуждение уголовного дела. Квалификационная коллегия судей указала, что преступления не связаны с работой в должности судьи. В отношении Ю. впоследствии судом была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на что 31 мая 2021 года дала согласие Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации1.
Таким образом, в данном конкретном случае обращение Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации явилось поводом для возбуждения уголовного дела.
Предлагаем также обсудить вопрос о возможности участия Уполномоченного по правам ребенка в регионе, сотрудников его аппарата в качестве законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого при определенных обстоятельствах (отсутствие родителей у несовершеннолетнего, исключительные обстоятельства дела, широкий общественный резонанс дела и другие).
Также необходимо предусмотреть в законе право суда на привлечение к рассмотрению уголовного дела по обвинению несовершеннолетнего подсудимого либо уголовного дела о преступлении против несовершеннолетних представителей Уполномоченного по правам ребенка РФ, Уполномоченного по правам ребенка по региону РФ. Это особенно важно в тех случаях, когда преступление получило широкий общественный резонанс, либо причинило особо тяжкие последствия. Тем более это важно в тех случаях, когда по результатам расследования, судебного рассмотрения уголовного дела усматривается необходимость принятия новых законодательных, организационных мер на уровне РФ или региона в целях предупреждения, недопущения подобных преступлений.
Ярким примером для подтверждения данного вывода является случай, когда 19-летний преступник из законно полученного и зарегистрированного огнестрельного оружия совершил массовый расстрел детей в казанской школе № 175. После совершенного преступления, получившего огромный общественный резонанс, широкого обсуждения случившегося были внесены изменения в законодательство: минимальный возраст для получения разрешения на оружие был повышен с 18 до 21 года.
В таких и других подобных случаях требуется привлечение к участию в уголовном деле соответствующих государственных органов, должностных лиц, и в первую очередь, Уполномоченного по правам ребенка.
Как обоснованно отмечает Л.А. Шестако-ва, в Российской Федерации не обеспечивается единый стандарт установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания, что препятствует применению к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, институтов примирения сторон и деятельного раскаяния. Причины такого положения кроются в недостаточной реализации в России принципа социальной насыщенности в ювенальной юстиции [1, с. 15].
На наш взгляд, усилению, расширению, углублению социальной насыщенности производства по уголовным делам по обвинению несовершеннолетних способно серьезно содействовать как раз включение в российский уголовный процесс института Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации и в регионах. Это явилось бы реализацией отдельных аспектов концепции ювенальной юстиции и содействовало бы социальной насыщенности судопроизводства. Одновременно это обеспечило бы более полную информированность Уполномоченного по правам ребенка о совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних преступлениях, и в связи с этим своевременно принимать собственные меры реагирования и действия.
Кроме этого, институт Уполномоченного по правам ребенка региона мог бы оказывать следователю содействие в более полном изучении личности несовершеннолетнего правонарушителя, например, путем составления соответствующего социально-психологического досье на несовершеннолетнего.
Следует обратить внимание, что в многочисленных научных исследованиях предложения о формах и способах привлечения Уполномоченного по правам ребенка к участию в уголовном судопроизводстве являются единичными. В частности, в кандидатской диссертации В.А. Ерофеевой (Москва, 2018), посвященной мере пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним обвиняемым, подозреваемым, содержится обоснование необходимости контроля за деятельностью лица, на которое возложено обязательство по осуществлению присмотра, и что для участия в этом контроле целесообразно привлечение: комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; органов опеки и попечительства; Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Эти субъекты, по мнению В.А. Ерофеевой, в силу своей компетенции и полномочий могли бы осуществлять наблюдательные и контрольные функции [2, с. 11].
1 Сексуальные преступления, мошенничество, взятки: кто на повестке дня у ВККС? 24 мая 2021 r. URL: http: Засудили.ру (дата обращения: 24.09.2021).
Таким образом, предлагается привлечь Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации к осуществлению контроля за деятельностью взрослого лица, которому несовершеннолетний обвиняемый передан по присмотр.
Думаем, что это не тот случай и не тот повод для привлечения в уголовное судопроизводство Уполномоченного по правам ребенка. В чем смысл осуществления контроля со стороны Уполномоченного за деятельностью взрослого лица по обеспечению присмотра, не совсем понятно. Основное внимание Уполномоченных должно быть нацелено на самого несовершеннолетнего правонарушителя, а не на то взрослое лицо, которое осуществляет за ним присмотр.
Сама идея необходимости привлечения Уполномоченного к участию в уголовном процессе заслуживает поддержки, но предложенный конкретный вариант его реализации не несет какой-либо реальной пользы для дела.
Обсуждение и заключения Полагаем, что в уголовно-процессуальном законодательстве должны быть одновременно предусмотрены и соответствующие обязанности со стороны органов следствия, в частности:
- об информировании Уполномоченного по
правам ребенка региона о совершенном несовершеннолетним и в отношении несовершеннолетнего преступлении и возбужденном в связи с этим уголовном деле;
- об информировании Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации о преступлениях несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних чрезвычайного характера (массовые отравления детей, убийство усыновленных детей, ДТП с участием группы детей и другие);
- об информировании Уполномоченного по правам ребенка региона о задержании несовершеннолетнего в порядке ст. 92 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, об аресте несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого;
- об информировании Уполномоченного по права ребенка региона о помещении несовершеннолетнего в Центр временного содержания для совершеннолетних правонарушителей и другие.
Получая такие сведения, Уполномоченный по правам ребенка будет более полно владеть информацией о положении дел на местах и, исходя из этой информации, будет иметь возможность планировать свои действия и мероприятия.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Шестакова Л.А. Реализация концепции ювенальной юстиции в производстве по делам несовершеннолетних в Российской Федерации: генезис, современность и перспективы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. Самара, 2015. 23 с.
2. Ерофеева В.А. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым в уголовном судопроизводстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. М., 2018. 25 с.
Информация об авторе:
Багаутдинов Шамиль Флерович, руководитель следственного отдела по Советскому району г. Казани Следственного управления Следственного комитета России по Республике Татарстан, fler5858@ mail.ru
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. SHestakova L.A. Realizaciya koncepcii yuvenal'noj yusticii v proizvodstve po delam nesovershennoletnih v Rossijskoj Federacii: genezis, sovremennost' i perspektivy: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.09. Samara, 2015. 23 s.
2. Erofeeva V.A. Prismotr za nesovershennoletnim podozrevaemym, obvinyaemym v ugolovnom sudoproizvodstve: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.09. M., 2018. 25 s.
Information about the author:
Bagautdinov Shamil F., Head of the Investigative Department for the Sovetsky District of Kazan of the Investigative Department of the Investigative Committee of Russia for the Republic of Tatarstan, fler5858@ mail.ru
The author has read and approved the final version of the manuscript
Статья получена: 22.11.2021.
Статья принята к публикации: 15.12.2021.
Статья опубликована онлайн: 27.12.2021.