Актуальные вопросы цифровой экономики в развитии
общества Узбекистана
Гулчехра Шадманова ТИИИМСХ
Аннотация: В статье рассматриваются особенности и значение цифровой экономики в социально-экономическом развитии государства, мероприятия обеспечивающие рост уровня цифровизации всех сфер деятельности.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые данные, цифровизация, ИКТ, цифровая платформа
Current issues of the digital economy in the development of
society in Uzbekistan
Gulchehra Shadmanova TIIAME
Abstract: The article discusses the features and importance of the digital economy in the socio-economic development of the state, measures that ensure an increase in the level of digitalization of all spheres of activity.
Keywords: digital economy, digital data, digitalization, ICT, digital platform
В нacтoящee вpeмя paзвитиe цифpoвoй э^шмики пpoиcxoдит вo вceм миpe и вo вcex cфepax жизни oбщecтвa блaгoдapя иннoвaциoннoму poCTy и тpaнcфopмaции пpoцeccoв в peзyльтaтe пoявлeния швых тexнoлoгий. Oднaкo цифpoвaя экoнoмикa paзвивaeтcя нepaвнoмepнo в paзличныx cтpaнax и peraornx, coздaвaя кaк нoвыe вoзмoжнocти, тaк и бapьepы, кoтopыe нeoбxoдимo пpeoдoлeть для ycпeшнoгo вeдeния пpeдпpинимaтeльcкoй дeятeльнocти нa цифpoвыx плaтфopмax. В нacтoящee вpeмя иcпoльзyютcя нecкoлькo цифpoвыe плaтфopмы для дocтижeния paзличныx кoммepчecкиx и нeкoммepчecкиx цeлeй.
Цифpoвaя э^тами^ в шиpoкoм cмыcлe - «coвoкyпнocть oтнoшeний, cклaдывaющиxcя в пpoцeccax пpoизвoдcтвa, pacпpeдeлeния, oбмeнa и пoтpeблeния, ocнoвaнныx нa oнлaйн тexнoлoгияx и нaпpaвлeнныx нa yдoвлeтвopeниe пoтpeбнocтeй в жиз^нных блaгax, чтo, в cвoю oчepeдь, пpeдпoлaгaeт фopмиpoвaниe нoвыx cпocoбoв и мeтoдoв xoзяйcтвoвaния и тpeбyeт дeйcтвeнныx инcтpyмeнтoв гocyдapcтвeннoгo peгyлиpoвaния»
Пoдвoдя итоги пpoшeдшeмy 2019 гoдy Пpeзидeнт Рecпyблики Узбeкиcтaн
Шавкат Мирзиёев в обращении к Олий Мажлису отметил: «...В 2020 году мы должны совершить коренной поворот в развитии цифровой экономики. В первую очередь необходимо полностью цифровизировать сферы строительства, энергетики, сельского и водного хозяйства, транспорта, геологии, кадастра, здравоохранения, образования, архивное дело. Вместе с тем следует критически пересмотреть систему «Электронное правительство», реализуемые в ее рамках программы и проекты, комплексно решить все организационные и институциональные вопросы.»1
Стратегия «Цифровой Узбекистан-2030» утвержденная Указом Президента Республики Узбекистан «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации» в 5 октября 2020 года направлена на ускоренное развитие цифровой индустрии в стране и повышение конкурентоспособности национальной экономики и включает в себя программы цифровой трансформации регионов и отраслей.
«Дорожная карта» по реализации стратегии охватывает цели в областях развития электронного правительства, цифровой индустрии, цифрового образования и цифровой инфраструктуры.
Применение цифровых технологий в социально значимых сферах способствуют открыть новые возможности:
- улучшение онлайн-доступа к цифровым товарам и услугам для всех граждан;
- создание условий для автоматизации процессов подготовки всех решений и документов по запросам пользователей;
- обеспечение открытости и прозрачности деятельности органов власти;
- значительное снижение уровня коррупции.
В настоящее время развитие цифровой экономики происходит во всем мире и во всех сферах жизни общества благодаря инновационному росту и трансформации процессов в результате появления новых технологий.
Однако, цифровая экономика развивается неравномерно в различных странах и регионах, создавая как новые возможности, так и барьеры, которые необходимо преодолеть для успешного ведения предпринимательской деятельности на цифровых платформах.
Одним из компонентов цифровой экономики, наиболее заслуживающих внимания с точки зрения создания ценности для потребителя, являются цифровые платформы (от англ. digital platforms), обеспечивающие взаимодействие совокупности переменных и детерминирующие модели ведения бизнеса, основанные на цифровых данных (от англ. data-driven business models). Постоянная разработка и внедрение новых цифровых платформ направлено на
1 https://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020
заполнение очередного сегмента рынка и получение конкурентных преимуществ.
В завершившемся 2022 году в нашей стране была проведена масштабная работа по выведению на новый уровень проводимых реформ по дальнейшему развитию цифровых технологий.
В частности, разработаны комплексные меры по широкому внедрению цифровых технологий в сферу государственного управления и экономики, а также улучшение уровня жизни населения с их помощью.
Глава государства провел ряд встреч с представителями отрасли, наметил ряд задач по ее развитию, а также совершил визит в новый центр хранения и обработки информации системы "Электронное правительство" , и посетил IT-парк.
В результате увеличения объемов инвестиций в сферу ИКТ в 1,3 раза, а объем услуг, оказываемых сферой, в 1,25 раза, ИКТ-услуги на душу населения составили 621 тыс. сумов, дополнительно обеспечена занятость 29,6 тыс. человек.
В настоящее время 31,0 миллион человек пользуется услугами интернета, а количество пользователей мобильного интернета составляет 29,5 миллион человек.
В целях обеспечения комфортной и качественной жизни населения:
- за счет увеличения в 1,8 раза общей пропускной способности международного интернет-соединения объем данных на одного пользователя в месяц составил 8,5 Гб в мобильной связи и 198 ГБ в проводном интернете.
- за счет расширения в 1,5 раза протяженности волоконно-оптических линий связи по всей республике уровень их покрытия в населенных пунктах достиг 80 процентов;
- благодаря вводу в эксплуатацию 6,8 тыс. дополнительных мобильных базовых станций уровень покрытия мобильной связью был доведен до 99%, покрытие высокоскоростным мобильным интернетом-до 98%, а также возможность его использования в 43 населенных пунктах, ранее не имевших доступа к мобильной связи.
В целях улучшения качества жизни населения, благодаря увеличению количества электронных услуг на Едином портале интерактивных государственных услуг в 1,2 раза, а в его мобильном приложении-в 1,5 раза, с начала года услугами воспользовались в общей сложности 11,5 миллион раз.
Роль международных рейтингов важна для повышения престижа страны на мировом уровне, укрепления ее позиций и обеспечения прозрачности.
Узбекистан значительно поднялся в международных рейтингах мировой цифровизации в 2022 году.
В частности, согласно индексу Govtech Enablers Всемирного банка, наша страна в области цифровых навыков и инноваций в сфере государственных услуг поднялась на 65 пунктов по сравнению с 2020 годом. Согласно Индексу качества GovTech, в секторе государственных услуг наша страна поднялась на 37 позиций и вошла в группу "а" из 198 стран-лидеров в области цифровой трансформации.
Также по итогам текущего года рейтинга электронного правительства (е-government Survey), проводимого Организацией Объединенных Наций каждые 2 года, Узбекистан поднялся сразу на 18 позиций и вошел в число стран с "высоким/очень высоким уровнем развития".
Анализ «Индекса готовности правительства к искусственному интеллекту "("Индекс готовности правительства к искусственному интеллекту"), проведенный Oxford Insights, показывает, что в 2022 году наша страна поднялась на 14 позиций из 160 стран.
Также, согласно статистике, указанной в «Индексе готовности правительства к искусственному интeллeкту"("Government Artifitial Ше1^епсе Rea Di^s Мех"), разработанном британской организацией Oxford Insights, Узбекистан занял 158-е место среди 160 государств в 2019 году, 95-е место в 2020 году, 93-е место в 2021 году и 2022 году.-79-е место (рост +14) в году.
Согласно анализу Ореп Data 1псер^оп за 2022 год, среди 201 страны мира по количеству открытых источников данных и их количеству Узбекистан занял 4-е место со 124 открытыми источниками данных (1-е место США-641 источников, 2 - е место Франция-381 источников, 3 - е место Испания-307 та источников). В 2021 году по этому показателю наша республика заняла 5 место с 99 источниками.
Международный престиж Великобритании СаЫе.со среди 233 государств, Республика Узбекистан вошла в число стран с самыми низкими ценами на мобильный интернет. В этом рейтинге наша страна поднялась с 21 места (в 1 полугодии 2021 года) до 15 места (в 1 полугодии 2022 года). В этом направлении наша страна опередила Казахстан, Туркменистан и Таджикистан.
Кроме того, в индексе Indus^ Ш:ете^ ежегодно публикуемом ^е Economist 1П:е1^епсе Unit, наша республика поднялась на 5 позиций по сравнению с предыдущим годом (66-е место в 2021 году) и заняла 61-е место в 2022 году.
Okla опубликовала Speedtest Gfobal Мех, анализирующий скорость мобильного и проводного интернета стран, в котором наша республика заняла 128-е место среди стран мира по скорости модульного интернета и 94-е место по скорости проводного интернета на конец 2021 года, а к концу октября 2022 года
наши показатели достигли 116-го места (по скорости модульного интернета) и поднялась на 88-е место (скорость проводного интернета).2
В существующих условиях для обеспечения дальнейшего развития в значительной мере требуется государственное участие, направленное на цифровизацию работы государственных и местных служб, разработку соответствующей нормативно-правовой базы, обеспечение доступа малого предпринимательства к венчурному капиталу для реализации инновационных проектов. Переход в цифровую среду позволит преодолеть ряд разрывов и ограничений, свойственных традиционному предпринимательству, и стимулировать инновационное развитие организаций.
Оценивая ситуацию, можно предложить следующие меры для развития цифровой экономики в обществе, и тем самым повысить уровень её эффективности:
- совершенствование административных процессов, стандартов предоставления социальных услуг, обязательных для исполнения;
- развитие механизмов анализа текущей практики предоставления услуг, как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления и контроля качества со стороны потребителей и общественных организаций;
- повышение ИКТ грамотности населения на базе различных социальных институтов, в том числе через методическую поддержку и разработку эффективных программ для различных категорий граждан;
- развитие подготовки высококвалифицированных специалистов в области эксплуатации элементов цифровой инфраструктуры.
В итоге можно сказать, что предложенные меры по применению цифровой экономики для социально-экономического развития государства способствует повысить уровень жизни населения.
Использованная литература
1. Ш.М..Мирзиёев. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 24 января 2020 года-https://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020
2. Ластович Б. А. Информационно-коммуникационная инфраструктура цифровой экономики. Простые истины. [Электронный ресурс] / Б. Ластович. -Режим доступа: www.iksmedia.ru
3. Шадманова Г., Каримова Х.Х. Инновационный подход дистанционного обучения в виде он-лайн курсов. Интернаука, 23 (105),
2 https://mite.uz/ru/newsMew/4272
2019https: //www.internauka.org/j ournal/science/internauka/105
4. Жиянова Н.Э. Финансовые ресурсы предприятий: повышения эффективности их формирования и использования в современных условиях// Science and Education, 2(8) 2021, 656-668. https://www.openscience.uz/index. php/sciedu /article/view/ 1794, -08-26
5. Жиянова Н.Э.Финансовые ресурсы предприятий: пути повышения эффективности их формирования и использования. Монография. - Т.:ТФИ,2021.-153с.
6. Jiyanova N.E. The Importance of Digital Economy in the Effective Use of Financial Resources of Enterprises // (January 12, 2020). TJS - Tematics journal of Sociology ISSN 2277-2987, Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3760524 or http ://dx.doi.org/10.2139/ssrn.37605 4
7. Жиянова Н.Э., М.Ш. Азимжонова Цифровая трансформация банков как путь к устойчивому развитию экономики Science and Education 2 (11) 2021 , 11861197
8. Nargiza Jiyanova ,Mashkhura Sharapova, DilnozaTadjibekova, DildoraTashmuxamedova Innovative Economy: Barriers And Prospects//International Journal of Advanced Science and TechnologyVol. 29, No. 7, (2020), pp. 2087-2092http://sersc.org/journals/index.php/IJAST/issue/view/283
9. https://review.uz/post/uzbekistan-otsifroviyvaetsya
10. https: //mitc. uz/ru/news/view/4272