Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations
Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index
Strategy "Digital Uzbekistan-2030": prerequisites for adoption, main provisions, mechanisms and prospects for implementation
Firuza KHAMDAMOVA 1
Tashkent State law university
article info
abstract
Article history:
Received September 2020 Received in revised form 15 November 2020 Accepted 20 November 2020
Available online 15 December 2020
Keywords:
Digital economy Strategies for the transition to a digital economy "Digital Uzbekistan-2030" Strategy Roadmap
Digitalization of regions Digitalization of industries Digital culture and literacy
The article is devoted to the legal aspects of the transition to the digital economy.
The author notes that the transition to the digital economy is a global trend and, for confirmation, gives examples from the practice of foreign countries of the legal support of the processes of transition to the digital economy. The article emphasizes that the strategic documents adopted in this direction should be flexible and developed on the basis of taking into account the maximum amount of data and ensure the free development of innovative technologies and prevent possible risks
The author notes the prerequisites for the transition to a digital economy in Uzbekistan, referring to a number of regulatory and legal acts adopted in recent years. The article says that in addition to adopting the Strategy, it is also important to take measures to further improve the legislation to the requirements and conditions of the digital economy. At the initial stage of legal regulation of the digitalization process, an analysis and assessment of the current legislative norms should be carried out for their relevance to the regulatory models used.
The article analyzes the "Digital Uzbekistan-2030" Strategy adopted in 2020. The author analyzes the main provisions of this document and the mechanisms for its implementation, determines the most important conditions and prospects for implementation, as well as its role and significance for society and the state. As the most important conditions and guarantees for the successful implementation of the Strategy, the author identifies the provision of funding, while emphasizing the role of international assistance, as well as increasing digital literacy and culture of the population.
In conclusion, the author notes that this Strategy will contribute to the implementation of all state strategic documents
1 PhD in Law, senior lecturer of the Department for International Law and Human Rights, Tashkent State University of Law, Tashkent, Uzbekistan
and development programs, first of all, it will be important for achieving global and national sustainable development goals, as well as the Action Strategy of Uzbekistan for 2017-2021.
2181-1415/© 2020 in Science LLC.
This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)
"Ракамли Узбекистон-2030" стратегияси: кабул килиш шартлари, асосий коидалари, амалга ошириш механизмлари ва истикболлари
_ аннотация_
Калит сузлар:
Ракамли иктисодиёт
Ракамли иктисодиёт утиш
стратегиялари
Ракамли Узбекистон-2030
стратегияси
Йул харитаси
Худудларни
ракамлаштириш
Тармокларни
ракамлаштириш
Ракамли маданият ва
саводхонлик
Макола ракамли иктисодиётга утишнинг хукукий жихатларига багишланган.
Муаллифнинг кайд этишича, ракамли иктисодиётга утиш глобал тенденция булиб, ракамли иктисодиётга утишни хукукий куллаб-кувватлаш хорижий мамлакатлар амалиётидан мисоллар келтиради. Маколада таъкидланишича, ушбу йуналишда кабул килинган стратегик хужжатлар максимал микдордаги маълумотларни хисобга олиш ва инновацион технологияларнинг еркин ривожланишини таъминлаш хамда эхтимолий хавф-хатарларнинг олдини олиш асосида мослашувчан ва ишлаб чикилиши лозим
Муаллиф Узбекистонда ракамли иктисодиётга утишнинг шарт-шароитларини кайд етиб, сунгги йилларда кабул килинган бир катор хукукий актларни назарда тутади. Маколада таъкидланишича, стратегияни кабул килиш билан бир каторда ракамли иктисодиётнинг хукукий талаблари ва шартларини янада такомиллаштириш чораларини куриш хам мухим ахамиятга эга. Ракамлаштириш жараёнини хукукий тартибга солишнинг дастлабки боскичида амалдаги Конунчилик нормаларини кулланилаётган тартибга солиш моделлари билан алокадорлигини тахлил килиш ва бахолаш зарур.
Маколада 2020 йилда кабул килинган "ракамли Узбекистон-2030" стратегияси тахлил килинган. Муаллиф ушбу хужжатнинг асосий коидаларини ва уни амалга ошириш механизмларини тахлил килади, амалга оширишнинг энг мухим шартлари ва истикболларини, шунингдек, унинг жамият ва давлат учун роли ва ахамиятини белгилайди. Стратегияни муваффакиятли амалга ошириш учун энг мухим шарт ва кафолатлар сифатида муаллиф халкаро ёрдамнинг ролини таъкидлаб, ахолининг ракамли саводхонлиги ва маданиятини оширишга ургу беради.
Хулоса килиб айтганда, муаллиф ушбу стратегия барча давлат стратегик хужжатлари ва ривожланиш дастурларини амалга оширишга ёрдам беради, биринчи
навбатда, глобал ва миллий бар;арор ривожланиш ма;садларига, шунингдек, Узбекистоннинг 2017-2021 йиллардаги х,аракат стратегиясига эришиш мух,им ах,амиятга эга булади.
Стратегия «Цифровой Узбекистан-2030»: предпосылки для принятия, основные положения, механизмы и перспективы реализации
_ аннотация_
Ключевые слова:
Цифровая экономика Стратегии перехода на цифровую экономику Стратегия «Цифровой Узбекистан-2030» Дорожная карта Цифровизация регионов Цифровизация отраслей Цифровая культура и грамотность
Статья посвящена правовым аспектам перехода на цифровую экономику.
Автор отмечает, что переход на цифровую экономику -общемировой тренд и для подтверждения приводит примеры из практики зарубежных стран правового обеспечения процессов перехода на цифровую экономику. В статье подчеркивается, что принимаемые в данном направлении стратегические документы должны быть гибкими и разработанными на основе учета максимального количества данных и обеспечивать свободное развитие инновационных технологий и предупреждать возможные риски
Автор отмечает предпосылки для перехода на цифровую экономику в Узбекистане, ссылаясь на ряд нормативно-правовых актов, принятых в последние годы. В статье говорится, что помимо принятия Стратегии важно также принимать меры по дальнейшему совершенствованию законодательства требованиям и условия цифровой экономики. На начальной стадии правового регулирования процесса цифровизации следует провести анализ и оценка действующих законодательных норм на предмет их актуальности используемым регуляторным моделям.
В статье дается анализ принятого в 2020 году Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030». Автор анализирует основные положения данного документа и механизмы его реализации, определяет важнейшие условия и перспективы реализации, а также его роль и значимость для общества и государства. В качестве важнейших условий и гарантий для успешной реализации Стратегии автор выделяет обеспечение финансирования, при этом подчеркивается роль международного содействия, а также повышение цифровой грамотности и культуры населения.
В заключение автор отмечает, что данная Стратегия внесет вклад в реализацию всех государственных стратегических документов и программ развития, прежде всего, будет иметь важное значение для достижения глобальных и национальных целей устойчивого развития, а также Стратегии действий Узбекистана на 2017-2021 гг.
В нacтoящee вpeмя вo вceм миpe идут пpoцeccы цифpoвoй тpaнcфopмaции. Пoд влиян^м цифpoвизaции вoзникaют нoвыe пpoфeccии, нoвыe oтpacли экoнoмики, измeняeтcя paccтaнoвкa гал нa миpoвыx pынкax тpaдициoнныx тoвapoв [1].
Пoнятиe «цифpoвaя экoнoмикa» былo ввeдeнo в дeлoвoй oбopoт кoнcyльтaнтoм Дэнoм Tэпcкoттoм в 1995 шду [2]. Цифpoвaя экoнoмикa -oбъeктивнaя coвpeмeннaя peaльнocть и oбщeмиpoвoй тpeнд, oпpeдeляющий пepcпeктивы ближaйшeгo бyдyщeгo. Пpaктичecки пo вcex cтpaнax миpa пpиняты или нa cтaдии paзpaбoтки нaциoнaльныe cтpaтeгии пo пepexoдy нa цифpoвyю экoнoмикy.
В этoй cвязи, пpeждe вceгo, цeлecooбpaзнo oбpaтитьcя к oпытy ближaйшиx coceдeй - cтpaн Œr. Taк, в PФ пpинятa Нaциoнaльнaя пpoгpaммa «Цифpoвaя экoнoмикa Poccийcкoй Фeдepaции», дeйcтвyeт Фeдepaльный пpoeкт «Нopмaтивнoe peгyлиpoвaниe цифpoвoй cpeды» [3] В Pecпyбликe Бeлapycь 23 мapтa 2016 гoдa пocтaнoвлeниeм Coвeтa Mиниcтpoв yтвepждeнa Гocyдapcтвeннaя пpoгpaммa paзвития цифpoвoй экoнoмики и инфopмaциoннoгo oбщecтвa нa 2016 - 2020 ™ды [4]. Укpaинa yтвepдилa кoнцeпцию paзвития цифpoвoй экoнoмики и oбщecтвa Укpaины нa 2018-2020 шды [5]. В Moлдoвe пpинятa Cтpaтeгия «Цифpoвaя Moлдoвa 2Q2Q» [6]. В Азepбaйджaнe eщe в 2014 г. былa пpинятa Нaциoнaльнaя cтpaтeгия пo paзвитию инфopмaциoннoгo oбщecтвa в Азepбaйджaнcкoй Pecпyбликe нa 20142020 шды [7]. В Аpмeнии в 2017 шду paзpaбoтaнa «Пoвecткa цифpoвoй тpaнcфopмaции Аpмeнии дo 2030 гoдa» — paмoчный дoлгocpoчный дoкyмeнт, oпpeдeляющий ocнoвныe нaпpaвлeния и цeлeпoлaгaниe цифpoвoй тpaнcфopмaции cтpaны, yчpeждeн тaкжe фoнд «Цифpoвaя Аpмeния».
Kacaтeльнo cтpaн Цeнтpaльнoй Азии, в Kaзaxcтaнe пpинятa Гocyдapcтвeннaя пpoгpaммa «Цифpoвoй Kaзaxcтaн» нa 2018-2022 гг.[8] В Kыpгызcтaнe пpинятa Koнцeпция цифpoвoй тpaнcфopмaции "Цифpoвoй Kыpгызcтaн" нa 2019-2023 гг. [9]. В Taджикиcтaнe пpинятa Koнцeпция цифpoвoй экoнoмики в Pecпyбликe Taджикиcтaн, yтвepждeннaя пocтaнoвлeниeм Пpaвитeльcтвa oт 30 дeкaбpя 2019 гoдa, №642 [10].
Огабый интepec пpeдcтaвляeт oпыт paзвитыx cтpaн. В CША, ^TOphrn являeтcя oдним из лидepoв в cфepe paзвития цифpoвoй экoнoмики нapядy c KНP, пpинятa Oблaчнaя cтpaтeгия 2QQ9г. и пpoгpaммa «Цифpoвaя экoнoмикa», зaпyщeнa пpoгpaммa «Цифpoвoй aттaшe», пpeднaзнaчeннaя oкaзывaть c пoмoщью aмepикaнcкиx глoбaльныx кaнaлoв элeктpoннoй кoммepции пoддepжкy пpeдпpиятиям CША для yвeличeния экcпopтa их пpoдyкции [11].
Eщe бoльший интepec вызывaeт oпыт eвpoпeйcкиx cтpaн, пpeждe вceгo, cтpaн EC, гдe ern,e в 2010 г. нaчaлacь peaлизaция плaнa paзвития цифpoвыx тexнoлoгий в Eвpocoюзe. В 2014 г. oтдeлoм инфopмaции для нaceлeния Eвpoпeйcкoй ^ми^ии былa издaнa paбoтa «Пoнимaниe пoлитики Eвpoпeйcкoгo coюзa - Eвpoпeйcкий цифpoвoй плaн» [12]. В мae 2015 г. Eвpoкoмиccия пpинимaeт «Cтpaтeгию eдинoгo pынкa для Eвpoпы, гдe пpeждe вceгo, пoдpaзyмeвaeтcя цифpoвoй pынoк[12]. В 2020 шду Eвpoкoмиccия пpeдcтaвилa пepвый пaкeт пpeдлoжeний пo нoвoй цифpoвoй cтpaтeгии Eвpocoюзa, пpeдycмaтpивaющeй цифpoвизaцию вcex индycтpий и ceктopoв экoнoмики; та^т включaeт пpeдлoжeния пo cтpaтeгии paзвития иcкyccтвeннoгo интeллeктa (ИИ) и oбpaщeнию c дaнными [14].
Среди европейских стран следует отметить опыт Великобритании, которая в конце годов начала использовать открытые данные. Именно британский опыт перехода на цифровую экономику считается одним из самых успешных [15]. Первым шагом стала оцифровка голосов избирателей на выборах. В начале 2017 года правительство Великобритании представило новую стратегию цифрового развития [16].
Особого внимания заслуживает опыт азиатских стран. В 2015 г. Госсоветом КНР был представлен план развития стратегии «Интернет плюс», направленной на внедрение интернет-технологий в традиционные отрасли промышленности. [17] В Японии действует Стратегия построения суперинтеллектуального общества («Общество 5.0») [18] В Сингапуре запущена инициатива «Умная нация» (Smart Nation) 24 ноября 2014 года [19]. Основная цель одобренной Дели в августе 2014 г. программы «Цифровая Индия» - превратить страну «в цифровое общество и экономику знаний»[20].
Касательно стран Ближнего Востока стратегии цифрового развития приняты в Египте, Израиле, ОАЭ и Турции. Еще две страны (Бахрейн, Ливан) имеют стратегии развития электронных правительств. Иордания и Оман создали стратегии в области «Информационных и коммуникационных технологий» преимущественно инфраструктурного характера. Такие крупные экономики региона, как Саудовская Аравия, Кувейт, Катар или Иран, не имеют не только отдельных стратегий в области цифровых или информационных технологий, но и отдельных разделов в национальных стратегических документах [2].
Как видно, ни один регион мира не остается в стороне от процессов глобальной цифровой трансформации и разными путями на разных скоростях переходит на цифровую экономику на основе принятия специальных стратегий. По сути, можно говорить о возникновении нового типа национального стратегического документа и новом процессе национального стратегирования [2]. При этом, важно отметить, что национальные программы, концепции или стратегии стран по переходу на цифровую экономику не однотипны по структуре и содержанию, как это характерно в отношении многих нормативно-правовых актов. Имеются схожие положения в стратегиях, однако структура и формулировки различны. Различия существенны даже в рамках СНГ. В этой связи, следует согласиться с тем, что современный мир представляет собой многоцветную мозаику государств, имеющих различные уровни экономического и социального развития, в том числе, развития цифровой экономики [12]. Поэтому принимаемые в данном направлении стратегические документы должны быть гибкими и разработанными на основе учета максимального количества данных и обеспечивать свободное развитие инновационных технологий и предупреждать возможные риски [24].
Интересно, что в ряде стран цифровые стратегии определяются не одним, а несколькими документами, часто разработанными разными ведомствами. Так, например, в Турции одновременно действуют Стратегия информационного общества, разработанная Агентством развития, и Национальная стратегия электронного правительства от Министерства транспорта, морских дел и коммуникаций. Египет оперирует тремя стратегическими документами: Стратегией социальной ответственности в секторе информационно-
кoммyникaциoнныx тexнoлoгий, Нaциoнaльнoй cтpaтeгиeй цифpoвoгo apaбcкoгo кoнтeнтa и Нaциoнaльнoй cтpaтeгиeй элeктpoннoй кoммepции [2].
ПPEДПOCЫЛKИ ДЛЯ ПPИНЯTИЯ CTPАTEГИИ В УЗБEKИCTАНE И ФOPMИPOВАНИE ПPАВOВOЙ БАЗЫ ДЛЯ ПEPEXOДА НА ЦИФPOВУЮ ЭKOНOMИKУ
C yчeтoм coвpeмeнныx peaлий и тeндeнций Узбeкиcтaн тaкжe нaчaл ycилия пo пepexoдy нa цифpoвyю экoнoмикy. Eщe в 2018 шду cтpaнa взялa кypc нa paзвитиe цифpoвoй экoнoмики. Были oпpeдeлeны пpиopитeтныe нaпpaвлeния paзвития тexнoлoгии «блoкчeйн. Нaциoнaльнoe aгeнтcтвo пpoeктнoгo yпpaвлeния пpи Пpeзидeнтa Pecпyблики Узбeкиcтaн (Агeнтcтвo) былo oпpeдeлeнo в кaчecтвe yпoлнoмoчeннoгo opгaнa пo paзвитию цифpoвoй экoнoмики и лицeнзиpoвaнию дeятeльнocти в cфepe oбopoтa кpиптo-aктивoв.
Пoзжe был oбpaзoвaн Фoнд пoддepжки paзвития цифpoвoй экoнoмики «Digital Trust» пpи дaннoм Агeнтcтвe, c ^лью пpивлeчeния и кoнcoлидaции cpeдcтв инвecтopoв для peaлизaции нa ycлoвияx гocyдapcтвeннo-чacтнoгo пapтнepcтвa пpoeктoв в cфepe paзвития цифpoвoй экoнoмики, в тoм чиcлe cвязaнныx c внeдpeниeм тexнoлoгий «блoкчeйн», peaлизaции пepcпeктивныx пpoeктoв в дaннoм нaпpaвлeнии и пoддepжки иннoвaциoнныx cтapтaп-пpoeктoв.
В 2017 гoдy былa зaпyщeнa нoвaя вepcия Eдинoгo пopтaлa интepaктивныx гocyдapcтвeнныx ycлyг (Eдиный пopтaл, EПИГУ - my.gov.uz), кoтopый являeтcя eдинoй элeктpoннoй плaтфopмoй для дocтyпa гpaждaн и пpeдпpинимaтeлeй к пoлyчeнию гocycлyг и нeoбxoдимoй пo ним инфopмaции (в нacтoящee вpeмя пo 18 нaпpaвлeниям: ЖKX, нeдвижимocть, тpaнcпopт и т.д.).
В чиcлe пocлeдниx вaжныx peшeний пo внeдpeнию цифpoвыx тexнoлoгий в paбoтe гocyдapcтвeнныx opгaнoв мoжнo oтмeтить Пocтaнoвлeниe Пpeзидeнтa oт 31 oктябpя 2019 гoдa «O мepax пo внeдpeнию мeжвeдoмcтвeннoгo aппapaтнo-пpoгpaммнoгo кoмплeкca «Eдинaя нaциoнaльнaя cиcтeмa тpyдa» (MАПK «EНCT») [26].
Укaзoм Пpeзидeнтa oт 8 янвapя 2019 гoдa «O дoпoлнитeльныx мepax пo oбecпeчeнию дaльнeйшeгo paзвития экoнoмики и пoвышeния эффeктивнocти экoнoмичecкoй пoлитики» [27] былa пpeдycмoтpeнa, в чacтнocти, пoдгoтoвкa дo 1 дeкaбpя 2019 гoдa Cтpaтeгии paзвития нaциoнaльнoй цифpoвoй экoнoмики «Цифpoвoй Узбeкиcтaн-2030. В нoябpe 2019 гoдa Пpeмьep-миниcтpoм cтpaны c цeлью пoдгoтoвки 1 миллиoнa мoлoдыx cпeциaлиcтoв пo цифpoвым тexнoлoгиям.
В cooтвeтcтвии c пpoeктoм Koнцeпции paзвития cиcтeмы «Элeктpoннoe пpaвитeльcтвo в 2019-2025 гг.» [28] пpeдycмoтpeнo, в чacтнocти, дoвeдeниe дoли гocyдapcтвeнныx ycлyг, пpeдocтaвляeмыx в элeктpoннoм фopмaтe, c нынeшниx 37% дo 80% и yлyчшeниe пoзиции пo peйтингy «Индeкca paзвития элeктpoннoгo пpaвитeльcтвa» c 81-гo дo 50-гo мecтa к 2025 гoдy.
24 янвapя 2020 гoдa, в cвoeм oчepeднoм oбpaщeнии к нoвoмy cocтaвy Пapлaмeнтa Пpeзидeнт Pecпyблики Узбeкиcтaн Ш.Mиpзиёeв oбъявил 2020 гoд «Гoдoм нayки, пpocвeщeния и paзвития цифpoвoй экoнoмики» [29].
5 oктябpя 2020 гoдa Пpeзидeнт Pecпyблики Узбeкиcтaн Шaвкaт Mиpзиёeв пoдпиcaл Укaз «O6 yтвepждeнии Cтpaтeгии „Цифpoвoй Узбeкиcтaн — 2Q3Q" и мepax пo ee эффeктивнoй peaлизaции» (№»УП-6079) [30].
Taкжe yжe paзpaбoтaн Пpoeкт Укaзa Пpeзидeнтa Pecпyблики Узбeкиcтaн «O cтpaтeгии paзвития иcкyccтвeннoгo интeллeктa в Pecпyбликe Узбeкиcтaн в 2021136
2022 годах» и размещен на сайте «Обсуждения проектов нормативно-правовых актов Республики Узбекистан» [31].
Вышеуказанные нормативно-правовые акты создают правовую основу для перехода на цифровую экономику. Принятие вышеуказанных актов свидетельствует о том, что Узбекистан развивается с учетом требований современности и принимает все усилия для того, чтобы занять достойное место в глобальной экономике.
Важно также принимать меры по дальнейшему совершенствованию законодательства требованиям и условия цифровой экономики. На начальной стадии правового регулирования процесса цифровизации производится анализ и оценка действующих законодательных норм на предмет их актуальности используемым регуляторным моделям. Развитые страны при выборе методики правовой регламентации цифровой экономики отдают предпочтение не созданию единого комплексного нормативно-правового документа, а внесению изменений в действующие законы. Такой подход характерен для Великобритании, Франции [32].
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ
Цель принятия Стратегии - успешный переход на цифровую экономику с учетом современных реалий. Сегодня доля цифровой экономики в ВВП в Узбекистане составляет 2,2%. В соответствии с проектом Концепции развития системы «Электронное правительство» Республики Узбекистан к 2025 году планируется довести долю услуг ИКТ в ВВП до 5,0%, а к 2030 году - до 10% [33].
Для сравнения, можно отметить, что средним оптимальным показателем считается 7-8%, например, в Великобритании это 12,4%, Южной Кореи - 8%, Китае - 6,9%, Индии - 5,6%. Касательно стран СНГ - в России - 2,8%, Казахстане - 3,9%.
Для достижения этой цели важно, прежде всего, решить следующие задачи:
- обеспечить правовую базу для перехода на цифровую экономику, например путем принятия Стратегии и дорожной карты;
- создать институциональные основы, т.е. механизмы реализации Стратегия, в виде соответствующих структур и процедур для координации, исполнения, мониторинга, контроля и оценки принимаемых мер;
- обеспечить мобилизацию ресурсов для финансирования предусмотренных в Стратегии мер, при чем важное значение имеет укрепление сотрудничества с международными и зарубежными партнерами;
- принять меры по обучению и подготовке высококвалифицированных кадров для цифровой экономики, а также по обучению и подготовке населения к условиям цифровой экономики.
Таким образом, принятие Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и «Дорожной карты» по ее реализации в 2020 — 2022 годах, прежде всего, создает правовую базу для перехода на цифровую экономику. Помимо этого, безусловно, требуется принятие мер по дальнейшему совершенствованию законодательства, т.е. внесение изменений и дополнений или разработка новых нормативно-правовых актов с учетом требований цифровой экономики.
Стратегия определяет основные сферы и направления цифровизации, а также основные механизмы для ее реализации, а Дорожная карта определяет конкретные меры, сроки и исполнителей для реализации данной Стратегии.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЛИ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Институциональная основа или механизмы для реализации Стратегии включают в себя механизмы по:
координации усилий по реализации Стратегии;
исполнению положений Стратегии и Дорожной карты;
проведению мониторинга, контроля и оценки реализации Стратегии и Дорожной карты.
В качестве координирующего механизма Стратегия определяет Координационную комиссию по реализации стратегии «Цифровой Узбекистан — 2030».
В качестве механизма реализации с 1 ноября 2020 года на одного из действующих заместителей руководителей всех министерств и ведомств, органов исполнительной власти на местах возлагаются полномочия заместителя руководителя по цифровизации (Chief Digital Officer). Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций осуществляет координацию деятельности всех заместителей по цифровизации в соответствующем направлении.
В качестве контрольных механизмов и процедур предусматривается представление ежемесячного отчета в Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций заместителей руководителей министерств и ведомств, органов исполнительной власти на местах по цифровизации.
Министр по развитию информационных технологий и коммуникаций осуществляет межведомственную координацию, а также вносит в Кабинет Министров обобщенную аналитическую информацию о реализации утвержденных настоящим Указом Стратегии, программ и «дорожных карт», а также ведомственных программ цифровой трансформации.
Советник Премьер-министра Республики Узбекистан — начальник Департамента по вопросам развития IT-технологий, телекоммуникаций и инновационной деятельности организует системный контроль за достижением целевых показателей Стратегии.
Контроль за исполнением настоящего Указа возлагается на Премьер-министра Республики Узбекистан.
ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Согласно Стратегии, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством дошкольного образования, Министерством народного образования и Министерством здравоохранения принять меры для завершения до конца 2020 года цифровизации учреждений дошкольного образования, здравоохранения и общеобразовательных школ, предусмотрев создание IT-инфраструктуры, оснащение компьютерной техникой, а также организовать внедрение информационных систем и обучение их ответственных работников в 13 образцовых районах. При этом, предусмотрено, что цифровизация данных учреждений производится за счет собственных средств Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций и его
подведомственных организаций, недостающая часть — за счет дополнительных источников местных бюджетов.
Важно отметить, что все усилия по переходу на цифровую экономику должны сопровождаться более широкой международной поддержкой. Такая помощь должна быть направлена на сокращение цифрового разрыва, формирование благоприятных условий для создания стоимости, наращивание потенциала в частном и государственном секторах и укрепление доверия путем принятия и применения на практике соответствующих законов и регулирующих положений в целях создания более значительной стоимости и получения выгод в цифровой экономике, основанной на данных [34]. Без международной поддержки цифровой разрыв, существующий между странами, будет усугубляться [34].
Именно поэтому важная роль в Стратегии отводится дипломатическим представительствам Республики Узбекистан в зарубежных странах, на которых возлагается обязанность оказывать всестороннюю практическую помощь в трансфере передовых технологий и 1Т-решений, привлечении ведущих компаний для совместной реализации проектов в сфере цифровой экономики.
Также на Министерство инвестиций и внешней торговли возлагается совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций предусмотреть направление с 1 ноября 2020 года части в размере не менее 5 процентов от общей суммы средств инвестиционных проектов, а также международных финансовых институтов, зарубежных правительственных финансовых организаций и стран-доноров на «цифровые» компоненты.
ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ
Стратегия предусматривает утверждение двух программ:
- по цифровизация регионов;
- цифровизация отраслей.
То есть предусмотрены два подхода к цифровизации - территориальный и отраслевой. Такой подход обеспечит наиболее полный охват и эффективную реализацию Стратегии.
В рамках Дорожной карты предусмотрены меры по следующим направлениям:
а) в области развития электронного правительства;
б) в области развития цифровой индустрии;
в) в области развития цифрового образования;
г) в области развития цифровой инфраструктуры.
То есть процессы цифровизации охватывают сферу управления, производства, образования и создание условий для перехода на цифровую экономику.
ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА И ЦИФРОВА ГРАМОТНОСТЬ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ УСПЕШНОЙГО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Успешная реализация Стратегии требует повышение доверия населения к цифровым технологиям» [36].
Особое внимание должно уделяться вопросам повышения информированности населения в данном направлении. Согласно Стратегии,
Агeнтcтвo инфopмaции и мaccoвыx кoммyникaций пpи Админиcтpaции Пpeзидeнтa Pecпyблики Узбeкиcтaн, Нaциoнaльнoe инфopмaциoннoe aгeнтcтвo Узбeкиcтaнa и Нaциoнaльнaя тeлepaдиoкoмпaния Узбeкиcтaнa дoлжны opгaнизoвaть paбoтy пo шиpoкoмy ocвeщeнию в cpeдcтвax мaccoвoй инфopмaции цeлeй и зaдaч нacтoящeгo Укaзa.
Вaжнo oбecпeчить нaличиe y нaceлeния цифpoвыx нaвыкoв. Для paзвития цифpoвыx нaвыкoв oпpeдeлeны cлeдyющиe пpиopитeтныe нaпpaвлeния:
• внeдpeниe цифpoвoгo oбpaзoвaния и paзвития цифpoвыx нaвыкoв та вcex ypoвняx cиcтeмы oбpaзoвaния;
• paзвитиe ИT-oбpaзoвaния, шиpoкoмacштaбнaя пoдгoтoвкa выcoкoклaccныx ИT-cпeциaлиcтoв для ИT-индycтpии;
• paзpaбoткa cиcтeмы oбyчeния и пepeoбyчeния цифpoвым нaвыкaм для вceгo нaceлeния, включaя yязвимыe гpyппы;
• paзвитиe ^ц^^ль^™ цифpoвoгo кoнтeнтa нa мecтныx языгах.
Пoвышeниe инфopмиpoвaннocти cpeди нaceлeния o цифpoвыx тexнoлoгияx и
paзвитиe гавыдов их иcпoльзoвaния бyдeт oпpeдeлять ypoвeнь цифpoвoй кyльтypы. Этo oбycлaвливaeт нeoбxoдимocть пepecмoтpeния yчeбныx пpoгpaмм и pbrnra тpyдa для oбecпeчeния eгo cooтвeтcтвия тpeбoвaниям цифpoвoй экoнoмики. В этой cвязи, мoжнo oтмeтить oпыт EC - для oкaзaния пoмoщи paбoтoдaтeлям Eвpoкoмиccия coздaлa пopтaл «Пaнopaмa зшний в Eвpocoюзe». В нeм пpeдcтaвлeны ceктopa и пpoфeccии, в ^TOph^ cyщecтвyют вaкaнcии, и oбнapyживaeтcя нeдocтaтoчнocть нaвыкoв иcпoльзoвaния инфopмaциoнныx тexнoлoгий. Пopтaл coдepжит пpoгнoзы cпpoca и пpeдлoжeния нa пoдoбный ypoвeнь знaний и швытов к 2025 г. в кaждoм гocyдapcтвe-члeнe Eвpocoюзa. Нaчинaя c 2015 г., Eвpoкoмиccия peгyляpнo coбиpaeт дaнныe o6 иcпoльзoвaнии Интepнeтa и цифpoвoй гpaмoтнocти в EC [37].
^PC^KI^hl PEАЛИЗАЦИИ И OЖИДАEMЫE PEЗУЛЬTАTЫ
Cтpaтeгия дoлжнa oбecпeчить ycкopeниe тeмпoв paзвития экoнoмики Pecпyблики и yлyчшeниe кaчecтвa жизни нaceлeния, a тaкжe coздaниe ycлoвий для пepexoдa экoнoмики нa пpинципиaльнo нoвyю тpaeктopию - цифpoвyю экoнoмикy бyдyщeгo. Цифpoвaя тpaнcфopмaция пpoизвeдeт тexнoлoгичecкиe пepeмeны в CTpa^ и пoвыcит кoнкypeнтocпocoбнocть экoнoмики, ypoвeнь жизни гpaждaн и эффeктивнocть гocyдapcтвa.
Peaлизaция Cтpaтeгии oбecпeчит пpeдocтaвлeниe кaчecтвeнныx цифpoвыx ycлyг нaceлeнию; cнижeниe кoppyпции; пoвышeниe ypoвня вoвлeчeннocти гpaждaн в пpoцeccы пpинятия гocyдapcтвeнныx peшeний; мoдepнизaцию cиcтeмы выcшeгo и cpeднeгo (шкoльнoгo) oбpaзoвaния для oбecпeчeния кoнкypeнтocпocoбнocти и вocтpeбoвaннocти гpaждaн нe тoлькo внyтpи cтpaны, нo и нa peгиoнaльнoм и глoбaльнoм pынкax тpyдa.
Дaннaя Cтpaтeгия внeceт вклaд в peaлизaцию вcex гocyдapcтвeнныx cтpaтeгичecкиx дoкyмeнтoв и пpoгpaмм paзвития, пpeждe вceгo, бyдeт имeть вaжнoe знaчeниe для дocтижeния глoбaльныx и нaциoнaльныx цeлeй ycтoйчивoгo paзвития, a тaкжe Cтpaтeгии дeйcтвий Узбeкиcтaнa нa 2017-2021 гг.
Уcпeшнaя peaлизaция Cтpaтeгии бyдeт cпocoбcтвoвaть ^ тoлькo пepexoдy к цифpoвoй экoнoмикe c yчeтoм coвpeмeнныx peaлий, нo и пoвышeнию пoзиций Узбeкиcтaн в cooтвeтcтвyющиx миpoвыx индeкcax и peйтингax (тaкиx кaк индeкc
развития ИКТ, индекс телекоммуникационной инфраструктуры, скорость Интернета, Индекс развития электронного правительства, Глобальный индекс кибербезопасности) [38] и укреплению имиджа страны на международной арене. Реализации Стратегии должна способствовать тому, чтобы Узбекистан занял достойное место в мировой экономике благодаря технологиям и инновациям.
Библиографические ссылки
1. Воронина Т.В. и др. Состояние и стратегии развития цифровой экономики стран ЕАЭС // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2018. Т. 4 (70). № 4. С. 36-45.
2. Коровкин В. В. Национальные программы цифровой экономики стран Ближнего Востока // Ars Administrandi (Искусство управления). 2019. Том 11, № 1. С. 151-175. DOI: 10.17072/2218-9173-2019-1-151-175
3. http: //government.ru / rugovclassifier/614/events /
4. http: //giprosvjaz.by/ru / news / utverzhdena-gosudarstvennaya-programma-1115
5. [Эл.ресурс]иЯЬ: https://uteka.ua/publication/news-14-novosti-zakonodatelstva-1-koncepciya-razvitiya-cifrovoj-ekonomiki-i-obshhestva-ukrainy-na-2018-2020-gody delo.ua/econonomyandpoliticsinukraine/kabmin-utverdil-koncepciju-razvitija-cifrovoj - ekonomiki-338026/
6. [Эл.ресурс]иЯЬ: https://eufordigital.eu / ru/library/digital-moldova-2 020-strategy/
7. [Эл.ресурс]иЯЬ:
https://mincom.gov.az/upload/files/7127fa87906a4d9af22415aaac9b16ae.PDF
8. [Эл.ресурс]иЯЬ: https: //digitalkz.kz/o-programme /
9. [Эл.ресурс]иЯЬ: http://ict.gov.kg/index.php?r=site%2Fsanarip&cid=27
10. [Эл.ресурс]иЯЬ: https://medt.tj/ru/strategiy-i-programmi/tsifrovaya-ekonomika
11. Ведута Е.Н., Джакубова Т.Н. Стратегии цифровой экономики. // Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 63. Август 2017 г. -С.53
12. Парфенова Л. Б. Европейская стратегия развития цифровой экономики: региональная дифференциация// Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. №3. С. 30-38
13. Report From The Commission To The European Parliament, The Council And The European Economic And Social Committee Report on the safety and liability implications of Artificial Intelligence, the Internet of Things and robotics. [Эл.ресурс]ТОЬ: https: / / ec.europa.eu/info/sites / info / files / report-safety-liability-artificial-intelligence-feb2020 en 1.pdf
14. Добрынин А.П. и др. Цифровая экономика - различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и другие).// International Journal of Open Information Technologies ISSN: 2307-8162 vol. 4, no. 1, 2016 - С.7
15. [Эл.ресурс]URL: https: //www.forbes.ru/tehnologii/356399-ot-singapura-do-rossii-kak-raznye-strany-realizuyut-umnye-goroda
16. [Эл.ресурс]иЯЬ: https: //russiancouncil.ru/analytics-and-commente/columns/asian-kaleidoscope/kitayskiy-opyt-tsifrovoy-transformatsii-ekonomiki/
17. [Эл.ресурс]иЯЬ: https://rb.ru/opinion/digital-transformation-in-japan/
18. [Эл.ресурс]иЯЬ: http: //www.rsbctrade.ru/wp-content/uploads/2016/04/%D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D 0%B0%D1%8F-
%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%80%D0%B0.p df
19. Ревенко Л. , Ревенко Н. Международная практика реализации программ развития цифровой экономики примеры США, Индии, КНР И ЕС// Международные процессы. Том 15. Номер 4 (51). Октябрь-декабрь / 2017 - С.29.
20. Беликова К. Особенности правового регулирования цифровой интеллектуальной экономики. // Закон и право, №8/2018. - С.29.
21. Текст документа доступен на https://lex.uz/ru/docs/4574234
22. Текст документа доступен на https://lex.uz/docs/4147303
23. Текст документа доступен на https://regulation.gov.uz/ru/document/4364
24. Текст документа доступен на http: //uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020
25. Текст документа доступен на https://lex.uz/ru/docs/5031048
26. Текст документа доступен на https://www.uzdaily.uz/ru/post/53549
27. Плотников А. Проблемы правового регулирования цифровой экономики // Московский экономический журнал №7 /2019. - С.222
28. Текст документа доступен на https: //review.uz/ru/post/uzbekistan-otsifroviyvaetsya
29. Доклад о цифровой экономике 2019. Создание стоимости и получение выгод: последствия для развивающихся стран. Обзор. ЮНКТАД, 2019. [Эл.ресурс]иЯЬ: https://unctad.org/system/files/official-document/der2019 overview ru.pdf
30. Цифровой потенциал стран - участниц ЕАБР. Центр интеграционных исследований, 06/2019. [Эл.ресурс]иЯЬ: https://eabr.org/upload/iblock/551/EABR Digital Potential 06 2019.pdf
31. По индексу развития ИКТ (ICT Development Index, IDI) Узбекистан в 2017 году занял 95-е место (индекс - 4,9) среди 176 стран мира. По Индексу телекоммуникационной инфраструктуры Узбекистан из стран СНГ опережает только Туркменистан и Таджикистан и с показателем 0,3307 отстает от России, Беларуси и Казахстана почти в 2 раза. По показателям скорости интернета (данные сайта Speedtest Global Index за сентябрь 2019г.) Узбекистан в рейтинге из 176 стран занимает 116-е место по широкополосному (стационарному) и 129-е по мобильному интернету. По Индексу развития «электронного правительства» (EGDI), являющегося одним из показателей в исследовании ООН «Электронное правительство 2018», Узбекистан занял 81-е место в рейтинге. По Глобальному индексу кибербезопасности Международного союза электросвязи Узбекистан в 2018 году занял 52-е место из 175 стране.