Научная статья на тему 'ООН и Узбекистан: цели устойчивого развития в действии'

ООН и Узбекистан: цели устойчивого развития в действии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и инновации
ВАК
Область наук
Ключевые слова
обращение / послание президента / цели устойчивого развития ООН / приоритеты государственного развития / стратегия развития / национальные приоритеты / добровольный национальный обзор / права и интересы человека. / message / annual message or president’s address to parliament / UN sustainable development goals / criticalpriorities of state development / development strategy / national priorities / voluntary national review / human rights and interests.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фозилжон Отахонов, Абдулазиз Расулев

Рассматривается сущность и значение посланий Президента в качестве основного политико-правового инструмента государственного управления. Исследуется взаимосвязь посланий Президента с Целями устойчивого развития ООН, определяется насколько идеи, заложенные в посланиях Президента Ш. Мирзиёева совпадают с рекомендациями мирового сообщества, отраженными в Целях устойчивого развития ООН, оцениваются достигнутые Узбекистаном результаты по достижению ЦУР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The UN and Uzbekistan: the sustainable development goals in action

The article examines the essence and significance of the President’s Messages to parliament as the main political and legal instrument of public administration. The article examines the connection of the President’s Messages to parliament with the UN Sustainable Development Goals. It is determined to what extent the ideas contained in the Addresses of President Sh. Mirziyoyev coincide with the recommendations of the world community, as reflected in the UN Sustainable Development Goals. The results achieved by Uzbekistan in achieving the SDG are assessed.

Текст научной работы на тему «ООН и Узбекистан: цели устойчивого развития в действии»

Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations

Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index

The UN and Uzbekistan: the sustainable development goals in action

Foziljon OTAKHONOV1, Abdulaziz RASULEV2

Institute of Legislative Problems and Parliamentary Studies under the Oliy Majlis of the Republic of Uzbekistan

Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Uzbekistan

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Article history:

Received May 2021 Received in revised form 20 May 2021 Accepted 15 June 2021 Available online 15 July 2021

Keywords:

message,

annual message or president's address to parliament,

UN sustainable development goals, criticalpriorities of state development, development strategy, national priorities, voluntary national review, human rights and interests.

The article examines the essence and significance of the President's Messages to parliament as the main political and legal instrument of public administration. The article examines the connection of the President's Messages to parliament with the UN Sustainable Development Goals. It is determined to what extent the ideas contained in the Addresses of President Sh. Mirziyoyev coincide with the recommendations of the world community, as reflected in the UN Sustainable Development Goals. The results achieved by Uzbekistan in achieving the SDG are assessed.

2181-1415/© 2021 in Science LLC.

This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

БМТ ва Узбекистон: баркарор ривожланиш мак;садлари амалда

_ АННОТАЦИЯ_

Калит сузлар:

мурожаат,

президентнинг

мурожаати,

Давлат бош;арувининг сиёсий-хукук;ий воситаси сифа-тида Президент мурожаатининг мох,ияти ва ах,амияти куриб чи;илди. Мурожаатлардаги ва БМТнинг Баркарор ривожланиш ма;садлари уртасидаги богли;лик урганилди.

1 DSc., director of the Institute of Legislative Problems and Parliamentary Studies under the Oliy Majlis of the Republic of Uzbekistan. Tashkent, Uzbekistan.

2 Doctor of Juridical Sciences, Professor, Deputy Director of the Research Institute for Legal Policy under the Ministry of Justice, Tashkent, Uzbekistan.

E-mail: rasuleff@mail.ru.

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Society and innovations Special Issue - 6 (2021) / ISSN 2181-1415

БМТнинг Барцарор ривожланиш мацсадлари, давлат ривожланишининг устувор йуналишлари, ривожланиш стратегияси, миллий устуворликлар, ихтиёрий миллий дисобот, инсон дукуцлари ва манфаатлари.

Президент Ш. Мирзиёевнинг мазкур мурожаатларида кел-тирилган гоялар, БМТнинг Барцарор ривожланиш мацсад-ларида акс этган дунё дамжамиятининг тавсияларига цай даражада мувофицлиги дамда БРМга эришишдаги Узбекистоннинг натижалари курсатиб берилди.

ООН и Узбекистан: цели устойчивого развития в действии

_ АННОТАЦИЯ_

добровольный национальный обзор, права и интересы человека.

Коренные преобразования, осуществляющиеся в нашей стране на протяжении последних лет, представляют собой реализацию социально ориентированного политического курса, непосредственно связанного с фигурой первого лица - Главы государства Ш.М. Мирзиёева.

Президент Узбекистана играет определяющую роль в структуре высших органов государственной власти, выступая основным «генератором» государственной политики. Он определяет направленность реформ: их социальный, экономический, политический, международный вектор. Инициативы Президента являются стимулятором активности парламентской деятельности, мероприятий правительства и местной исполнительной власти.

Одним из политико-правовых инструментов государственного управления является обращение или послание Президента Олий Мажлису, закрепленное в Конституции Узбекистана [1] в качестве права Президента «обращаться в Олий Мажлис Республики Узбекистан по важнейшим вопросам реализации внутренней и внешней политики страны».

В послании отражаются приоритетные идеи и проекты, которые, в перспективе, планируется реализовать в государстве и обществе. Каждая составная часть президентского послания имеет свое логическое и содержательное обоснование, которое подчинено определенной цели - донести до широких слоев населения официальную позицию руководства страны о положении дел в

Ключевым слова:

обращение, послание президента, цели устойчивого развития ООН, приоритеты государственного развития,

стратегия развития,

национальные

приоритеты,

Рассматривается сущность и значение посланий Президента в качестве основного политико-правового инструмента государственного управления. Исследуется взаимосвязь посланий Президента с Целями устойчивого развития ООН, определяется насколько идеи, заложенные в посланиях Президента Ш. Мирзиёева совпадают с рекомендациями мирового сообщества, отраженными в Целях устойчивого развития ООН, оцениваются достигнутые Узбекистаном результаты по достижению ЦУР.

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Society and innovations Special Issue - 6 (2021) / ISSN 2181-1415

государстве и изложить видение дальнейшего курса политического, экономического, социального и культурного развития.

Трудно переоценить значение президентских посланий для государства и общества в целом, для понимания сущности проводимых преобразований и определения основного содержания главных приоритетных направлений политического развития страны на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Однако, данная статья посвящена поиску ответа на вопрос о том, насколько идеи, заложенные в посланиях Президента Ш. Мирзиёева совпадают с рекомендациями мирового сообщества, отраженными в Целях устойчивого развития ООН, принятых Узбекистаном и практически всеми странами мира.

Цели устойчивого развития были одобрены и приняты всеми 193 государствами-членами ООН 25 сентября 2015 г. на саммите организации в Нью-Йорке и закреплены в документе «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [2].

Цели в области устойчивого развития- это глобальный призыв к действиям по искоренению нищеты, защите окружающей среды и климата Земли и обеспечению того, чтобы люди во всем мире могли наслаждаться миром и процветанием.

Цели устойчивого развития (ЦУР) - 17 основных целей и 169 задач, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического, экологического и социального развития всех стран мира. ЦУР являются логическим продолжением Целей развития тысячелетия ООН (которые достигались в период с 2000до 2015 гг.).

Узбекистан подтвердил свою приверженность достижению глобальной Повестки дня на период до 2030 года и всеобъемлющему подходу к партнерству с участием многих заинтересованных сторон для реализации шестнадцати национальных целей в области устойчивого развития (ЦУР). Кабинет Министров Республики Узбекистан в октябре 2018 года принял Постановление «О мерах по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года». Правительство утвердило 16 национальных ЦУР, 125 задач и 206 индикаторов для облегчения мониторинга их реализации. Образован Координационный совет по реализации национальных ЦУРи задач. Утверждена «Дорожная карта» по имплементации национальных ЦУР и задач.

Несмотря на то, что первое, в историческом плане, официальное Послание Президента парламенту было представлено в декабре 2017 года, тем не менее, важным и значительным по своему содержанию выступлением следует признать Доклад избранного президента Шавката Мирзиёева на торжественном собрании в честь 24-летия Конституции в декабре 2016 года.

В качестве приоритетных задач тогда были определены: необходимость непосредственного диалога с народом для удовлетворения его интересов и потребностей путем реализации принципа «не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу», принятие законов прямого действия, сокращение ведомственного регулирования общественных отношений, создание механизма по организации исполнения законов, достижение подлинной независимости судебной власти, коренное преобразование системы

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Бойе1у а^ тпоуайош Брейа! ¡ББие - 6 (2021) / ¡ББЫ 2181-1415

государственного управления. Уже тогда эти приоритеты перекликались с Целями устойчивого развития.

Как тогда отметил Президент Ш. Мирзиёев «Сегодня сама жизнь требует от нас достижения важнейшей цели, определенной в нашей Конституции, -всестороннего обеспечения интересов человека». Тогда же 2017 год был объявлен в нашей стране Годом диалога с народом и интересов человека. И, как мы знаем, обеспечение прав и законных интересов человека являются краеугольным камнем Целей устойчивого развития.

Именно тогда Ш. Мирзиёев отметил: «В решении вопросов, связанных с обеспечением интересов человека в нашей стране, важное место занимают изложенные в нашей предвыборной программе и разрабатываемые сегодня целевые программы. Суть этих программ - обеспечение дальнейшего повышения уровня и ка чества жизни людей» [3].

Основным документом, который в декабре 2016 года анонсировал Президент являлась Стратегия развития по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы, утвержденная указом Президента страны 7 февраля 2017 года. По своей сути и значению она стала главной стратегической программой политических и правовых, социально-экономических, культурных и образовательных реформ в Узбекистане, в том числе, и для достижения целей ООН в области устойчивого развития. Этот программный документ и его приоритетные направления нацелены на успешное поддержание устойчивого развития по основным 16 направлениям на национальном уровне. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что и Цели устойчивого развития, и установки, заложенные в посланиях Президента и задачи, определенные в Стратегии действий по развитию Узбекистана направлены на достижение единых результатов,- на реализацию благородных идей, главной из которых является улучшение благосостояния и жизни людей.

В 2016-2017 годах Узбекистан инициировал полномасштабную реформу в системе государственного управления. Одними из ключевых элементов совершенствования системы госуправления являются:

- создание эффективных, самостоятельных и компетентных институтов, эффективно взаимодействующих между собой;

- формирование системы профессиональной государственной службы;

- разработка и внедрение комплексных программ и инициатив по противодействию коррупции;

- стимулирование активности гражданского общества.

Данные направления являются определяющими в продвижении всех ЦУР и направлены на реализацию, в частности, Целей устойчивого развития № 16 Содействие построению миролюбивых и открытых обществ, и № 17 Укрепление средств достижения устойчивого развития.

В своем Послании Олий Мажлису в январе 2020 года Глава Узбекистана также прямо подчеркнул необходимость наладить практическое взаимодействие парламента, правительства и институтов гражданского общества в достижении ЦУР ООН, регулярно проводить парламентские и общественные слушания по данному вопросу [4]. Это свидетельствует о том, что национальная политическая

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Society and innovations Special Issue - 6 (2021) / ISSN 2181-1415

стратегия Узбекистана и подходы ООН к реализации Повестки дня устойчивого развития до 2030 совпадают.

Инициированная Президентом Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах напрямую связана с Целями устойчивого развития. Это определяется тем, что каждое, из пяти основных направлений развития, закреплённых в Стратегии действий на каждый год в период с 2017-2021 годов перекликается с Целями устойчивого развития ООН.

Первое приоритетное направление - Совершенствование системы государственного и общественного строительства. В рамках данного направления реализуются цели: 16 Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях и 17 Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития.

Второе приоритетное направление - Обеспечение верховенства закона и дальнейшее формирование судебно-правовой системы. Также, в основном, направлено на реализацию 16 и 17 целей.

Третье приоритетное направление - развитие и либерализация экономики. Охватывает собой десять целей: 1 Повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах, 2 Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства, 7 Обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех, 8 Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех, 9 Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций, 12 Обеспечение рациональных моделей потребления и производства, 13 Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями, 15 Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия, 16 Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях, 17 Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития.

Четвёртое приоритетное направление - развитие социальной сферы включает в себя реализацию двенадцати целей: 1 Повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах, 3 Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте, 4 Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех, 5 Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек. 6 Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех,

Жaмият ba иннoвaциялap - Oбщecтвo и иннoвaции - Society and innovations Special Issue - б (2021) | ISSN 2181-1415

7 Oбecпeчeниe дocтyпa к нeдopoгocтoящим, нaдeжным, ycтoйчивым и coвpeмeнным иcтoчникaм энepгии для вcex, 8 Coдeйcтвиe нeyклoннoмy, вceoxвaтнoмy и ycтoйчивoмy экoнoмичecкoмy pocтy, пoлнoй и пpoизвoдитeльнoй зaнятocти и дocтoйнoй paбoтe для вcex, 9 Coздaниe пpoчнoй инфpacтpyктypы, coдeйcтвиe oбecпeчeнию вceoxвaтнoй и ycтoйчивoй индycтpиaлизaции и внeдpeнию иннoвaций, 10 Cнижeниe ypoвня нepaвeнcтвa внyтpи cтpaн и мeждy ними,

11 Oбecпeчeниe oткpытocти, бeзoпacнocти, жизнecтoйкocти и ycтoйчивocти гopoдoв и нaceлeнныx пyнктoв, 13 Пpинятиe cpoчныx мep пo бopьбe c измeнeниeм климaтa и eгo пocлeдcтвиями, 17 Укpeплeниe cpeдcтв дocтижeния ycтoйчивoгo paзвития и aктивизaция paбoты мexaнизмoв глoбaльнoгo пapтнepcтвa в интepecax ycтoйчивoгo paзвития.

^TOe пpиopитeтнoe нaпpaвлeниe - oбecпeчeниe бeзoпacнocти мeжнaциoнaльнoгo coглacия и peлигиoзнoй тoлepaнтнocти, a тaкжe ocyщecтвлeниe взвeшeннoй, взaимoвыгoднoй и кoнcтpyктивнoй внeшнeй пoлитики. Дaннoe нaпpaвлeниe пpecлeдyeт дocтижeниe вocьми пpиopитeтныx цeлeй 1 Пoвceмecтнaя ликвидaция нищеты вo вcex eë фopмax, 3 Oбecпeчeниe здopoвoгo oбpaзa жизни и coдeйcтвиe блaгoпoлyчию для вcex в любoм вoзpacтe, б Oбecпeчeниe таличия и paциoнaльнoгo иcпoльзoвaния вoдныx pecypcoв и caнитapии для вcex, 9 Coздaниe пpoчнoй инфpacтpyктypы, coдeйcтвиe oбecпeчeнию вceoxвaтнoй и ycтoйчивoй индycтpиaлизaции и внeдpeнию иннoвaций, 11 Oбecпeчeниe o^pbiTOcra, бeзoпacнocти, жизнecтoйкocти и ycтoйчивocти гopoдoв и нaceлeнныx пyнктoв,

12 Oбecпeчeниe paциoнaльныx мoдeлeй пoтpeблeния и пpoизвoдcтвa, 13 Пpинятиe cpoчныx мep пo бopьбe c измeнeниeм климaтa и e™ пocлeдcтвиями, 15 Зaщитa, вoccтaнoвлeниe экocиcтeм cyши и coдeйcтвиe ж paциoнaльнoмy иcпoльзoвaнию, paциoнaльнoe yпpaвлeниe лecaми, бopьбa c oпycтынивaниeм, пpeкpaщeниe и oбpaщeниe вcпять пpoцecca дeгpaдaции зeмeль и пpeкpaщeниe пpoцecca yтpaты биoлoгичecкoгo paзнooбpaзия.

Aнaлиз пepвoгo Дoбpoвoльнoгo нaциoнaльнoгo oбзopa (ДНО) [5] Узбeкиcтaнa пo пpoгpeccy в oблacти peaлизaции Цeлeй ycтoйчивoгo paзвития (ЦУР), пpeдcтaвлeннoгo 15 июля 2020 гoдa нa Пoлитичecкoм фopyмe выcoкoгo ypoвня пoд эгидoй Экoнoмичecкoгo и Coциaльнoгo Coвeтa ООН (Э^СОС) [б]тaкжe пoкaзaл, чтo пять пpиopитeтныx нaпpaвлeний Cтpaтeгии paзвития cooтвeтcтвyют глoбaльным ЦУР. Вeдeтcя paбoтa пo интeгpaции нaциoнaльныx ЦУР в кoмплeкcныe, oтpacлeвыe и peгиoнaльныe cтpaтeгии и пpoгpaммы paзвития, включaя, paзpaбaтывaeмyю ^н^пцию кoмплeкcнoгo coциaльнo-экoнoмичecкoгo paзвития Pecпyблики Узбeкиcтaн дo 2030 гoдa, иницииpoвaннyю в Пocлaнии Пpeзидeнтa 28 дeкaбpя 2018 гoдa. Пpaвитeльcтвo oтcлeживaeт peзyльтaтивнocть peфopм чepeз 23 глoбaльныx peйтингa (индeкca), включaя глoбaльный peйтинг ЦУР, пo кoтopoмy Узбeкиcтaн ceгoдня зaнимaeт 52 мecтo cpeди 1б2 cтpaн. Cтpaтeгичecкaя цeль cтpaны в дoлгocpoчнoй ^p^e^Me - вoйти в cocтaв cтpaн c выcoким cpeдним ypoвнeм дoxoдa к 2030 гoдy, чтo пoдpaзyмeвaeт бoлee чeм двyкpaтнoe yвeличeниe пoдyшeвoгo дoxoдa, cнижeниe ypoвня бeднocти и нepaвeнcтвa (ЦУР1 и ЦУР10). Для дocтижeния этиx цeлeй Узбeкиcтaн дeлaeт cтaвкy нa либepaлизaцию и cтpyктypныe peфopмы для yкpeплeния pынoчнoй экoнoмики. Пpoвeдeнa вaлютнaя и нaлoгoвaя peфopмы, нaчaты aгpapнaя peфopмa (ЦУР2) пpиняты мepы пo yлyчшeнию бизнec-климaтa, cтимyлиpoвaния пpeдпpинимaтeльcтвa и фopмaльнoй

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Society and innovations Special Issue - 6 (2021) / ISSN 2181-1415

занятости, в том числе среди молодежи и женщин (ЦУР8), а также по привлечению инвестиций и инноваций (ЦУР9). Предпринимаются меры по улучшению качества и доступности медицинских услуг через совершенствование системы финансирования и страхования (ЦУР3), а также широкое внедрение «электронного здравоохранения». В сфере образования (ЦУР4), приоритетами являются повышение качества и охвата образованием на всех уровнях, развитие системы непрерывного образования, обеспечение гибкости системы подготовки кадров, исходя из потребностей экономики, а также увеличение инвестиций, в том числе через государственно-частное партнерство. Реализуются программы по развитию продуктивной занятости и предпринимательства, формирование современной инфраструктуры для развития инновационных стартапов (ЦУР 8-9).

В основу реформ в Узбекистане озвученных в Посланиях Президента Ш. Мирзиёева заложен принцип «Интересы человека превыше всего», который близко созвучен с главным принципом ЦУР «Не оставить никого позади».

С момента принятия ЦУР Узбекистан достиг значительного прогресса в совершенствовании правовых и практических механизмов защиты прав человека, укреплении принципа верховенства закона и реформировании судебно-правовой системы. В стране учреждена система Народных приемных Президента, продолжается административная реформа, совершенствуется электронное правительство, осуществляются реформы в области обеспечения независимости СМИ и блогеров. Большое внимание уделяется укреплению роли и защите прав женщин. Приняты законы о гендерном равенстве и защите женщин от насилия, вдвое увеличилась доля женщин в парламенте (до 32%), женщины также продвигаются в руководящие должности на всех уровнях государственной и местной власти (ЦУР5 и 16). За последние годы страна открыла границы и развивает сотрудничество со странами Центральной Азии в области рационального использования трансграничных ресурсов (воды, рек, и энергии) и торговли (ЦУР6). Укрепляется сотрудничество с агентствами ООН и международными финансовыми институтами (ЦУР17). В сфере экологии, Узбекистан ставит приоритетом смягчение и адаптацию к изменению климата (в том числе в рамках Парижского соглашения) с особым фокусом на регион Аральского моря, сохранение и бережное использование водных, земных и энергетических ресурсов, а также сохранение биоразнообразия (ЦУР 13, 14 и 15).

Пандемия COVID-19 угрожает замедлить прогресс Узбекистана в достижении ЦУР. Однако Правительство Узбекистана при поддержке Международных финансовых институтов и ООН предпринимает решительные меры по сдерживанию распространения пандемии и смягчению её социально-экономических последствий в том числе и для реализации ЦУР.

На сегодняшний день из 125 национальных целевых показателей ЦУР 105 (или 84%) были охвачены в более чем 190 нормативных, программных и стратегических документах правительства. Более конкретно, все национальные цели в рамках ЦУР 1 «Бедность», ЦУР 2 «Голод», ЦУР 4 «Образование», ЦУР 6 «Вода», «ЦУР 7 Энергия», «Неравенство ЦУР 10» и «ЦУР 11 городов» были полностью охвачены (100%) программными документами правительства. В то же время, в меньшей степени ими охватываются цели и задачи в рамках ЦУР 13 «Изменение климата» (50%) и Партнерства ЦУР 17 (40%). Недавно созданная Парламентская

Жaмият ba иннoвaциялap - Oбщecтвo и иннoвaции - Society and innovations Special Issue - б (2021) | ISSN 2181-1415

^ми^ияпo мoнитopингy ЦУР, a тaкжe гpaждaнcкoe oбщecтвo, мoлoдeжь и вeдyщиe нaциoнaльныe ННО aктивнo вoвлeчeны в paбoтy пo пpoдвижeнию ЦУР.

Taким oбpaзoм, идeи и пpизывы, oзвyчeнныe Пpeзидeнтoм в e™ Пocлaнияx пapлaмeнтy, Нaциoнaльнaя cтpaтeгия дeйcтвий нa 2017-2021 шды и peзoлюция o Пoвecткe дня та пepиoд дo 2030 гoдa, oxвaтывaют coбoй вce цeли ycтoйчивoгo paзвития и cлyжaт пyтeм для peaлизaции ЦУР в Pecпyбликe Узбeкиcтaн.

Bмecтe c тeм, в вoпpocax peaлизaции ocтaютcя aктyaльными для Узбeкиcтaнa cлeдyющиe cтpaтeгичecкиe цeли и зaдaчи:

- дaльнeйшee coкpaщeниe ypoвня бeднocти и нepaвeнcтвa (ЦУР 1 и 10);

- пoвышeниe кaчecтвa и paвнoгo дocтyпa к coциaльным у^утм, в чacтнocти в cфepe здpaвooxpaнeния (ЦУР 3);

- oбecпeчeниe ycтoйчивoй зaнятocти, ocoбeннo cpeди мoлoдeжи и жeнщин (ЦУР 5 и 8);

- дocтижeниe бoлee paциoнaльнoгo иcпoльзoвaния вoдныx (ЦУР б), энepгeтичecкиx (ЦУР 7), зeмeльныx (ЦУР 2 и 15) и дpyгиx пpиpoдныx pecypcoв (ЦУР 11, 12, 13) для бoлee ycтoйчивoгo coциaльнo-экoнoмичecкoгo paзвития и aдaптaции к измeнeнию климaтa;

- дaльнeйшee yкpeплeниe вepxoвeнcтвa пpaвa, cвoбoды cлoвa и пeчaти, пoвышeния пpoзpaчнocти и кaчecтвa гocyдapcтвeнныx ycлyг, cнижeниe кoppyпции (ЦУР 1б) и oбecпeчeниe бoльшeгo гeндepнoгo paвeнcтвa (ЦУР 5) пo пpинципy «Никoгo нe ocтaвить пoзaди».

Пpoвeдя aнaлиз cooтнoшeния зaдaч, пocтaвлeнныx Пpeзидeнтoм Узбeкиcтaнa Ш. Mиpзиëeвым в Пocлaнияx Олий Maжлиcy - ^лям ycтoйчивoгo paзвития ООН мoжнo cдeлaть cлeдyющиe вывoды:

Bo-пepвыx, пocлaния Пpeзидeнтa являютcя cтpaтeгичecкими oбpaщeниями, oпpeдeляющими ocнoвныe пpиopитeты внyтpeннeй и вташтай пoлитики гocyдapcтвa, иx ëмкocть и лaкoничнocть излoжeния oбecпeчивaeт oптимaльнyю cтeпeнь вocпpиятия тeкyщeгo гocyдapcтвeннoгo пoлитичecкoгo ^pca для шиpoкиx cлoëв нaceлeния e™ aдeквaтнoгo ycвoeния и пoнимaния.

Bo-втopыx, диaпaзoн зaлoжeнныx в пocлaнияx Пpeзидeнтa идeй, пpиopитeтoв и cтpaтeгии, пo cвoeй cyти и ocнoвнoмy coдepжaнию cлeдyeт пpизнaть шиpe тex вoпpocoв, кoтopыe зaкpeплeны в ЦУР, тaк кaк пocлaния Пpeзидeнтa opиeнтиpoвaны та шиpoкий cпeктp вoпpocoв, cвязaнныx c пpeoбpaзoвaниями в paмкax кoнкpeтнoгo гocyдapcтвa, иcxoдя из eгo нacyщныx интepecoв и пoтpeбнocтeй, кoтopыe мoгyт oтличaтьcя oт oбщиx в глoбaльнoм ana^ нaибoлee ocтpыx пpoблeм, вoлнyющиx миpoвoe cooбщecтвo в цeлoм (к пpимepy, вoпpocы гoлoдa, нищeты, oбpaзoвaния и дpyгиe вoпpocы для Узбeкиcтaнa та являютcя пpoблeмными, oтнocитeльнo пoлoжeния дeл пo этим пoкaзaтeлям в дpyгиx гocyдapcтвax).

B-тpeтьиx, нecмoтpя нa то, чтo пocлaния Пpeзидeнтa нe имeют чeткoй пpaвoвoй peглaмeнтaции oтнocитeльнo cвoeй cтpyктypы и coдepжaния, нe имeют пpямoгo тpeбoвaния o cooтвeтcтвии ocнoвным мeждyнapoднo-пpaвoвым дoкyмeнтaм, в чacтнocти ^лям ycтoйчивoгo paзвития, тeм нe мeнee, пocлaния Пpeзидeнтa Pecпyблики Узбeкиcтaн зaключaют в ceбe (oxвaтывaют coбoй) вce peкoмeндaции пo дocтижeнию Цeлeй ycтoйчивoгo paзвития ООН.

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 8ойе1у а^ тпоуайош Брейа! Issue - 6 (2021) / ¡ББЫ 2181-1415

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. Конституция п. 7, ст. 93. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан https://lex.uz/docs/35869.

2. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года. 70/1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

3. https://www.un.org/ga/search/view_doc.aspsymbol=A/RES/70/1&Lang=R

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Обеспечение верховенства закона и интересов человека - гарантия развития страны и благополучия народа. Доклад избранного Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан 9 декабря 2016 года.

5. https://uza.uz/ru/posts/obespechenie-verkhovenstva-zakona-i-interesov-cheloveka-gara-09-12-2016.

6. «Президент Узбекистана призвал повысить роль парламентов в достижении Целей устойчивого развития ООН». Фарход Арзиев. Статья на сайте: https://uza.uz/ru/posts/prezident-uzbekistana-prizval-povysit-rol-parlamen-tov-v-dost-25-09-2020.

7. Добровольный национальный обзор (ДНО) - это процесс, посредством которого страны оценивают и представляют прогресс, достигнутый в достижении глобальных Целей устойчивого развития, и обязательства «Никого не оставлять позади».

8. Узбекистан представил первый Национальный доклад по достижению Целей устойчивого развития на Политическом форуме высокого уровня ЭКОСОС ООН. 15.07.2020. https://mineconomy.uz/ru/news/view/3187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.