Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations
Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index
Administrative and legal regulation of tourism in the Republic of Uzbekistan
Svetlana SELIMANOVA 1 Sabina TURSUNOVA2
Academy of the Ministry of internal
ARTICLE INFO
Keywords:
Tourism Tourist potential Government Cultural heritage Public order Security.
ABSTRACT
Article history:
Received January 2021 Received in revised form 15 January 2021 Accepted 20 January 2021 Available online 10 February 2021
In the article, based on the study of domestic regulatory legal acts in the field of tourism, the opinions of foreign scientists, the modern system of legislation of the Republic of Uzbekistan in the field of tourism is analyzed. The classification of the main directions of the state policy of the Republic of Uzbekistan in the field of tourism, which are defined as the development of tourism as a strategic sector of the economy, ensuring the rights of citizens to rest, freedom of movement, rationality in the use and conservation of tourist resources, improvement of the regulatory framework; creating the necessary conditions for the development of domestic tourism. Particular attention is paid to the need for legal regulation of the issues of organizing social tourism, attracting investments and creating favorable conditions for investing in tourism, developing public-private partnerships, creating equal opportunities in the market of tourist services for entities, etc.
2181-1415/© 2021 in Science LLC.
This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)
Узбекистон Республикасида туризм сохасини маъмурий-ва хукукий тартибга солиниши
Калит сузлар:
Туризм
Сайёхлик салохияти, Хукумат Маданий мерос
АННОТАЦИЯ
Маколада туризм сохасидаги ички норматив-хукукий хужжатларни, хорижлик олимларнинг фикрларини урганиш асосида Узбекистон Республикасининг туризм сохасидаги замонавий конунчилик тизими тах,лил килинган.
1 Doctor of Law, Professor, Academy of the Ministry of internal affairs of the Republic of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan
E-mail: [email protected]
2 Independent applicant the Academy of the Ministry of internal affairs of the Republic of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan
E-mail: [email protected]
Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Society and innovations Special Issue - 1 (2021) / ISSN 2181-1415
Жамоат тартиби Туризм сох,асида Узбекистан Республикаси давлат
Хавфсизлик. сиёсатининг асосий йуналишлари таснифланган, уларнинг
цаторига туризмни ицтисодиётнинг стратегик тармоги сифатида ривожлантириш, фуцароларни дам олиш, х,аракатланиш эркинлиги хуцуцини таъминлаш, туристик ресурсларидан оцилона фойдаланиш ва сацлаш, норматив-хуцуций базани такомиллаштириш; ички туризмни ривожлантириш учун зарур шарт-шароитлар яратиш киритилган.
Ижтимоий туризмни ташкил этишни хуцуций тартибга солиш, инвестицияларни жалб этиш ва туризм сох,асига инвестиция киритиш учун цулай шарт-шароитлар яратиш, давлат-хусусий шерикчиликни ривожлантириш, туризм субъектлари учун туристик хизматлар бозорида тенг имкониятлар яратиш ва х,оказоларга алох,ида эътибор царатилган.
Административно-правовое регулирование сферы туризма в Республики Узбекистан
Ключевые слова:
Туризм
Туристический потенциал Государственная власть Культурное наследие Охрана общественного порядка Безопасность.
АННОТАЦИЯ
В статье на основе изучения отечественных нормативно-правовых актов в сфере туризма, мнений зарубежных ученых проанализирована современная система законодательства Республики Узбекистан в сфере туризма. Осуществлена классификация основных направлений государственной политики Республики Узбекистан в сфере туризма в качестве которых определены, развитие туризма как стратегической отрасли экономики, обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения, рациональность при использовании и сохранение туристских ресурсов, совершенствование нормативно-правовой базы; создание необходимых условий для развития внутреннего туризма.
Особое внимание уделено необходимости правового регулирования вопросам организации социального туризма, привлечению инвестиций и создания благоприятных условий для инвестирования в сферу туризма, развития государственно-частного партнерства, создания равных возможностей на рынке туристских услуг для субъектов и др.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие и совершенствование экономических отношений в обществе требует определенного участия Республики Узбекистан в регулировании этих отношений. Одной из перспективных отраслей экономики сегодня является туризм во всех его формах и видах эффект туризма огромный доход, получаемый туризма.
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О туризме» формами туризма являются международный и внутренний туризм. Международный туризм
Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Бойе1у а^ тпоуайош Бреаа! ¡ББие - 1 (2021) / ¡ББЫ 2181-1415
включает в себя: въездной туризм — путешествие в пределах Республики Узбекистан лиц, не проживающих постоянно в Республике Узбекистан; выездной туризм — путешествие лиц, постоянно проживающих в Республике Узбекистан, в другую страну. Внутренний туризм включает в себя путешествие в пределах Республики Узбекистан лиц, постоянно проживающих в Республике Узбекистан.
Как отметил глава государства «...В настоящее время одной из перспективных отраслей, приносящих высокий доход национальной экономике, является туризм.
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Узбекистан - страна с огромным туристическим потенциалом. Здесь расположено более 7,3 тысячи объектов культурного наследия, большое их число включено в соответствующий Список ЮНЕСКО.
Вместе с тем, используя возможности уникальной природы нашей страны, прекрасных зон отдыха, можно создать новые направления для развития туризма»[1].
Страны, известные как мировые центры туризма, сделали его своей государственной политикой, взяв на себя функции прогнозирования, координирования и контроля.
В Республике Узбекистан при огромном туристском потенциале осуществляется поддержка развития туризма. Конкурентоспособность организаций в сфере туризма напрямую зависит от государственного подхода к этому вопросу.
Так, необходимо отметить, что основными направлениями государственной политики Республики Узбекистан в сфере туризма являются: развитие данной сферы как стратегической отрасли экономики страны; обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; рациональное использование и сохранение туристских ресурсов; совершенствование нормативно-правовой базы; создание необходимых условий для развития внутреннего туризма, включая организацию туризма и экскурсии детей, молодежи, престарелых, а также лиц с инвалидностью и малообеспеченных слоев населения в рамках развития социального туризма; привлечение инвестиций и создание благоприятных условий для инвестирования в сферу туризма; развитие государственно-частного партнерства в данной сфере; создание равных возможностей на рынке туристских услуг для субъектов и др.[2].
Системное, своевременное и целенаправленное воздействие государственной власти на туризм становится неотъемлемым фактором создания благоприятных условий для развития экономики в целом. Туризм в этой связи, является своего рода показателем степени государственного участия в экономике, так как, содействуя туристской сфере, государство может эффективно стимулировать ее развитие.
Необходимо отметить, что уполномоченным государственным органом в сфере туризма является Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма, полномочия которого разнообразны, например, осуществляет единую государственную политику в сфере туризма; участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в сфере туризма; координирует
Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Society and innovations Special Issue - 1 (2021) / ISSN 2181-1415
разработку и осуществляет мониторинг реализации государственных, территориальных и иных программ в сфере туризма; разрабатывает предложения по совершенствованию и упрощению визового режима в сфере туризма; координирует развитие туризма, обеспечивает создание новых туристских маршрутов, проводит их паспортизацию и так далее[2].
За истекший период проведена значительная работа по совершенствованию сферы туризма, развитию и укреплению данной сферы, в первую очередь, развитие видов туризма, во -вторых, обеспечение охраны общественного порядка, безопасности туризма.
В соответствии с Рейтингом безопасности для туристов опубликованный французским порталом Insurly Узбекистан занял 46 место в мире и первое среди стран СНГ [3] . Кроме этого, наша страна по версии многих изданий, стала одной из самых привлекательных туристических направлений в 2020 году, по итогам прошлого года, Узбекистан посетило 6, 74 млн. человек, что безусловно выше статистики в 2018 году на 125% (5, 346 млн.чел). При этом, экспорт туристских услуг в 2019 году составил 1,313 млрд., тогда в 2018 году он составил 1, 041 млрд. (рост 126%) [4]
Как отметил Президент Республики Узбекистан «...Мы поставили перед собой цель привлекать в страну ежегодно до 12 миллионов иностранных туристов. Поэтому внимание Правительства и хокимов должно быть направлено на улучшение инфраструктуры туристической отрасли, увеличение количества гостиниц, развитие транспортной сети и повышение качества услуг». [5]
В соответствии с рейтингом Global law and Order (индекс законности и правопорядка), опубликованный в ноябре 2019 года аналитической компанией Gallup, подтвердил позиции Узбекистана как безопасной страны, где правоохранительные органы пользуются доверием населения. Согласно данному рейтингу, Узбекистан разделил четвертое место с Туркменистаном и Швейцарией. Список возглавил Сингапур, а Таджикистан занял второе место. На последнем месте остался Афганистан (всего 142 страны). [6]
Представление о сфере туризма Республики Узбекистан как о сложной системе, являющейся комплексным межотраслевым объектом управленческого и правового воздействия, устанавливающей взаимосвязь сферы туризма со следующими явлениями, такими как национальная безопасность, государственное управление, правовое регулирование, окружающая среда устанавливаются одним Законом Республики Узбекистан «О туризме», тринадцатью Указами Президента Республики Узбекистан, четырнадцатью Постановлениями Президента Республики Узбекистан, сорока пятью постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, семью Постановлениями Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и т.д. Все вышеперечисленное обуславливает административно-правовой институт в сфере туризма, устанавливает его место в правовой системе Республики Узбекистан, законодательстве о туристской деятельности, системе национальной безопасности Республики Узбекистан и структуре международной безопасности туризма; раскрывают факторы, влияющие на организацию, функционирование и развитие данного института.
Системное, своевременное и целенаправленное воздействие государственной власти на туризм становится неотъемлемым фактором создания
Жaмият ba иннoвaциялap - Oбщecтвo и иннoвaции - Society and innovations Special Issue - 1 (2021) | ISSN 2181-1415
блaгoпpиятныx ycлoвий для paзвития экoнoмики в цeлoм. Typизм в этoй cвязи, являeтcя cвoeгo poдa пoкaзaтeлeм cтeпeни гocyдapcтвeннoгo yчacтия в экoнoмикe, тaк гак, coдeйcтвyя тypиcтcкoй cфepe, гocyдapcтвo мoжeт эффeктивнo cтимyлиpoвaть ee paзвитиe. Яpким пpимepoм cлyжит, пpинятиe Укaзa Пpeзидeнтa Pecпyблики Узбeкиcтaн «О мepax пo дaльнeйшeмy paзвитию внyтpeннeгo и пaлoмничecкoгo тypизмa в Pecпyбликe Узбeкиcтaн» нaпpaвлeннoй нa paзличныe ceгмeнты тypиcтcкoгo pbrnra pecпyблики, дaльнeйшeгo пoвышeния иx кoнкypeнтocпocoбнocти, coздaния блaгoпpиятнoй и yдoбнoй внyтpeннeй и мeждyнapoднoй пaлoмничecкoй тypиcтcкoй cpeды, pacшиpeния тpaнcпopтныx мapшpyтoв, пoвышeния кaчecтвa тpaнcпopтныx ycлyг, пpoдвижeния тypиcтcкиx пpoдyктoв, a тaкжe yкpeплeния имиджa нaшeй cтpaны кaк бeзoпacнoгo мecтa для пyтeшecтвий и oтдыxa[7].
Caмocтoятeльнocть и цeлocтнocть тypизмa в Pecпyблики Узбeкиcтaн oпpeдeляeтcя внyтpeнними и внeшними cиcтeмooбpaзyющими oтнoшeниями. Bнyтpeнниe oтнoшeния, ocнoвaнныe та пpaвoвыx нopмax, coдepжaщиxcя в нopмaтивныx пpaвoвыx aктax Pecпyблики Узбeкиcтaн и ee cyбъeктoв, peгyлиpyющиx тypиcтcкyю дeятeльнocть, пoдpaзyмeвaют взaимoдeйcтвиe вcex элeмeнтoв aдминиcтpaтивнo-пpaвoвыx oтнoшeний внeшнeгo и внyтpeннeгo ypoвнeй в cфepe тypизмa.
Нeкoтopыe a^e^bi aдминиcтpaтивнo-пpaвoвoгo peгyлиpoвaния oтнoшeний в cфepe тypизмa зaтpaгивaлиcь в paбoтax зapyбeжныx yчeныx тaкиx кaк Л.Е Kaлининoй, кoтopaя oтмeчaлa, 4to Гocyдapcтвeннaя пoлитикa в cфepe тypизмa - это дeятeльнocть opгaнoв гocyдapcтвeннoй влacти, paзличныx opгaнизaций пo oпpeдeлeнию фopмы, зaдaч и coдepжaния дeятeльнocти в cфepe тypизмa[8], тaкжe Е.Л. Пиcapeвcкий пpиxoдит к вывoдy, 4to aдминиcтpaтивнo-пpaвoвыми нopмaми, peгyлиpyющими oтнoшeния в cфepe тypизмa пpeдлaгaeтcя пoнимaть, ycтaнoвлeнныe гocyдapcтвoм пpaвилa пoвeдeния, peгyлиpyющиe oбщecтвeнныe (тypиcтcкиe) пpaвooтнoшeния, cвязaнныe c вpeмeнными выeздaми (пyтeшecтвиями) гpaждaн Poccийcкoй Фeдepaции, инocтpaнныx гpaждaн и лиц бeз гpaждaнcтвa c пocтoяннoгo мecтa житeльcтвa в oздopoвитeльныx, пoзнaвaтeльныx, пpoфeccиoнaльнo-дeлoвыx, cпopтивныx, peлигиoзныx и иныгс цeляx бeз зaнятия oплaчивaeмoй дeятeльнocтью в cтpaнe (мecтe) вpeмeннoгo пpeбывaния, a тaкжe cвязaнныe c ocyщecтвлeниeм тypиcтcкoй дeятeльнocти.[9]
ВЫВОДЫ
^ ocнoвaнии вышecкaзaннoгo мoжнo пpийти к вывoдy o тoм, 4to aдминиcтpaтивнo-пpaвoвoe peгyлиpoвaниe тypизмa, cчитaeтcя oдним из видoв oтpacлeвoгo пpaвoвoгo peгyлиpoвaния, пpeдcтaвляющий coбoй пpoцecc yпopядoчeния oбщecтвeнныx oтнoшeний в cфepe тypизмa, ocнoвaнный та aдминиcтpaтивнo-пpaвoвыx нopмax и ocyщecтвляeмый cпeциaльнo yпoлнoмoчeнными opгaнaми гocyдapcтвeннoй влacти, пpи иcпoльзoвaнии ими aдминиcтpaтивнo-пpaвoвыx мeтoдoв. Kpoмe этoгo, цeлecooбpaзнo пpoвecти квaлификaцию aдминиcтpaтивнo-пpaвoвoгo peгyлиpoвaния aдминиcтpaтивнo-пpaвoвoe peгyлиpoвaниe в cфepe тypизмa пo cлeдyющим кpитepиям:
1) нopмaтивнo-пpaвoвoгo peгyлиpoвaния, TO ec^ ycтaнoвлeния пpaвил, oбщeoбязaтeльныx для вcex cyбъeктoв тypиcтcкoй cфepы (дeятeльнocти);
Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Бойе1у а^ тпоуайош Бреаа! ¡ББие - 1 (2021) / ¡ББЫ 2181-1415
2) методов и средств управленческой деятельности соответствующих органов государственной власти, наделенных полномочиями в сфере туризма, так как важную роль в механизме административно-правового регулирования туризма играет эффективность применения действующего туристского законодательства уполномоченными органами, объективность и своевременность избранных ими форм и способов государственного воздействия;
3) контроля за соблюдением законодательства, регулирующего туристские отношения, в том числе с помощью лицензирования, сертификации и классификации;
4) применения мер административного воздействия, установленных законодательством в сфере туризма, а также законодательством об административных правонарушениях.
Таким образом, необходимость такого анализа диктуется возникающими на практике задачами разработки законов и подзаконных актов, направленных на обоснование компетенции и структуры органов государственного управления туризмом, совершенствование форм и методов их деятельности, отвечающих требованиям современного этапа общественно-экономического развития.
Библиографические ссылки:
1. Послание Президента Республики Узбекистан 22 декабря 2017 года
2. Закон Республики Узбекистан «О туризме» от 18 июля 2019 г., № ЗРУ-549
3. www.podrobno.uz
4. Новости Узбекистана п^и
5. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса 22 января 2020 год
6. www.uza.uz/uz
7. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию внутреннего и паломнического туризма в Республике Узбекистан» от 9 февраля 2021 года
8. Калинина Л.Е. Государственная политика в сфере туризма: туристско-рекреационные особые экономические зоны//Туризм: право и экономика, 2006, N 5 С.56
9. Писаревский Е.Л. Основы туризма: учебник М., 2014 С.35