Научная статья на тему 'Формирование основ электронной демократии в Узбекистане: подходы к эффективному взаимодействию государства и гражданина'

Формирование основ электронной демократии в Узбекистане: подходы к эффективному взаимодействию государства и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и инновации
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Электронная демократия / Государственные услуги / Взаимодействие государства и граждан / Электронное правительство. / E-democracy / e-government / public services / interaction between the state and the citizens.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омонулла Мухамеджонов

Статья посвящена анализу некоторых теоретических и практических аспектов системы взаимодействия государства и гражданина в Республике Узбекистан в контексте рассмотрения оснований и условий для создания электронной демократии. Актуальность статьи обусловлена стремительной цифровизацией современного общества и развитием электронной демократии на государственном уровне. Это создает прямые и обратные связи между государством и гражданским обществом, способствуя активному участию населения в управлении государством. В данной статье анализируется нынешнее состояние электронной демократии в Узбекистане. Электронная демократия рассматривается в контексте процесса расширения участия граждан в демократическом управлении делами государства, обеспечения прозрачности деятельности государственных органов, а также их взаимодействия с населением. Автор отмечает, что элементы электронной демократии наиболее ярко проявляются в практике взаимодействия государства и общества..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the fundamentals of electronic democracy in Uzbekistan: approaches to effective interaction of the state and the citizen

The article is devoted to the analysis of some theoretical and practical aspects of such a phenomenon as the system of interaction between the state and the citizen in the Republic of Uzbekistan, as well as the consideration of the grounds and conditions for the establishment of e-democracy. The relevance of this article due to the rapid digitalization of modern society and the development of e-democracy at the state level. This supports forward and backward linkages between the state and civil society, active participation of the population in the government. This article analyzes the current state of edemocracy in Uzbekistan. E-democracy is considered in the context of the process of increasing the participation of citizens in the democratic management of state affairs, ensuring the transparency of the activities of state bodies, as well as their interaction with the population. The author notes that the elements of e-democracy are most visibly manifested in the practice of interaction between the state and society.

Текст научной работы на тему «Формирование основ электронной демократии в Узбекистане: подходы к эффективному взаимодействию государства и гражданина»

Жaмият вa инновaциялaр -Общество и инновaции -Society and innovations

Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index

Formation of the fundamentals of electronic democracy in Uzbekistan: approaches to effective interaction of the state and the citizen

Omonulla MUKHAMEDJANOV 1

Doctor of Law, Professor, Tashkent State Law University

article info

abstract

Article history:

Received September 2020 Received in revised form 15 September 2020 Accepted 15 October 2020 Available online 30 October 2020

Keywords:

E-democracy e-government public services interaction between the state and the citizens.

The article is devoted to the analysis of some theoretical and practical aspects of such a phenomenon as the system of interaction between the state and the citizen in the Republic of Uzbekistan, as well as the consideration of the grounds and conditions for the establishment of e-democracy. The relevance of this article due to the rapid digitalization of modern society and the development of e-democracy at the state level. This supports forward and backward linkages between the state and civil society, active participation of the population in the government. This article analyzes the current state of e-democracy in Uzbekistan. E-democracy is considered in the context of the process of increasing the participation of citizens in the democratic management of state affairs, ensuring the transparency of the activities of state bodies, as well as their interaction with the population. The author notes that the elements of e-democracy are most visibly manifested in the practice of interaction between the state and society.

2181-1415/© 2020 in Science LLC.

This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

Узбeкиcтондa электрон дeмокрaтия acоcлaрини шaкллaнтириш: дaвлaт вa фук^ро yртacидaги caмaрaли мyноcобaтлaргa ëндaшyвлaр

_ аннотация_

Кялит сузлвр:

электрон дeмокрaтия электрон xyкyмaт дaвлaт хизмaтлaри

Maколa электрон дeмокрaтия acоcлaри вa шaроитлaрини ярaтиш acноcидa Узбекистон Рecпyбликacидa дaвлaт вa фу^ронинг yзaро aлокaлaри тизимининг бaъзи нaзaрий вa

1 Doctor of Law, Professor, Tashkent State Law, Tashkent, Uzbekistan Email: [email protected]

давлат ва фук;ар° узар° амалий жих,атларини тах,лил ;илишга багишланган.

мунособатлари Ма;оланинг долзарблиги замонавий жамиятни жадал

ра;амлаштириш ва давлат даражасида электрон демократияни ривожлантирилиши билан тавсифланади. Бу эса давлат ва фу;аролик жамияти уртасида тугридан-тугри ва билвосита ало;аларни яратишга х,амда ах,олининг бош;арувдаги фаол иштирокига хизмат ;илади. Ушбу ма;ола Узбекистондаги электрон демократиянинг х,озирги х,олатини тах,лил ;илади.

Унда электрон демократия фу;ароларнинг давлат ишларини демократик бош;аришдаги иштирокини кенгайтириш, давлат органлари фаолиятининг шаффофлигини таъминлаш х,амда уларнинг ах,оли билан узаро ало;аларини таъминлаш жараёни куриб чи;илади. Муаллиф электрон демократия элементларининг давлат ва жамиятнинг узаро ало;алари амалиётида я;;ол намоён булишини таъкидлайди.

Формирование основ электронной демократии в Узбекистане: подходы к эффективному взаимодействию государства и гражданина

_ аннотация_

Ключевые слова:

электронная демократия электронное правительство государственные услуги взаимодействие государства и граждан

Статья посвящена анализу некоторых теоретических и практических аспектов системы взаимодействия государства и гражданина в Республике Узбекистан в контексте рассмотрения оснований и условий для создания электронной демократии. Актуальность статьи обусловлена стремительной цифровизацией современного общества и развитием электронной демократии на государственном уровне. Это создает прямые и обратные связи между государством и гражданским обществом, способствуя активному участию населения в управлении государством. В данной статье анализируется нынешнее состояние электронной демократии в Узбекистане. Электронная демократия рассматривается в контексте процесса расширения участия граждан в демократическом управлении делами государства, обеспечения прозрачности деятельности государственных органов, а также их взаимодействия с населением. Автор отмечает, что элементы электронной демократии наиболее ярко проявляются в практике взаимодействия государства и общества..

ВВЕДЕНИЕ

Новый этап в развитии процессов обмена информацией характеризуется интенсивным внедрением современных компьютерных, телефонных технологий и коммуникационных служб, быстрым распространением локальных и глобальных

коммуникационных сетей. Эти процессы создают принципиально новое качество трансграничного информационного обмена и инструментария воздействия на массовое сознание, усиливая значение культурно-информационных, социально-психологических, политических аспектов глобализации.

Переход к информационному обществу ведет к трансформации политических институтов демократии. В результате быстрого развития современных информационных технологий усилились дискуссии о характере их влияния на демократические институты и процессы, основанные на новой форме взаимодействия государства и граждан.

Отсутствие исследований в период становления информационного общества в Узбекистане стало мотивацией для написания данной статьи. В настоящее время в Узбекистане формируется необходимое законодательство в этой сфере, которое является основой для эффективного регулирования отношений, однако для более стремительного его внедрения в правовую плоскость необходимо рассмотрение существующих тенденций основных отраслевых модификаций, включающий анализ роли права при формировании новой стадии развития общества.

Основной целью исследования является выявление особенностей формирования электронной демократии в отдельно взятой стране постсоветского пространства, а также значения законодательных актов в этом процессе и их практической реализации. Для осуществления поставленной цели предполагается решение следующих задач:

• проанализировать основные концепции информационного общества, выявить особенности, основные черты, различия электронной демократии и электронного правительства проследить генезис становления указанных политико-правовых институтов;

• выявить особенности развития электронной демократии, изложенной в трудах постсоветских и других зарубежных ученых с точки зрения произошедших в стране изменений и необходимости формирования новой парадигмы развития общества и права;

• рассмотреть некоторые аспекты создания институциональных и правовых основ для эффективного взаимодействия между государством и гражданами на основе современных демократических институтов, инновационных технологий и инструментов, таких как электронная демократия.

«Электронное правительство» и «электронная демократия»: понятийные и сущностные дилеммы

Как известно, развитое информационное пространство повышает уровень вовлеченности населения в политическую систему общества и улучшает ее эффективность. Концепции гражданского и информационного общества взаимосвязаны в Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой 22 июля 2000 года лидерами стран «Большой Восьмерки» в Окинаве. Среди основных задач, указанных в данном документе, говорится о поддержке «...политического консультирования с тем, чтобы способствовать проведению направленной на создание конкуренции, гибкой и учитывающей социальные аспекты политики»[1].

Как справедливо отмечает В.Л.Иноземцев, что само по себе внедрение информационных технологий не приведет общество к информационной стадии

развития. Обновленное индустриальное общество трансформируется в информационное тогда, когда социальные, экономические, производственные и политические процессы преобразуются на основе информационных и инновационных достижений. А поскольку это еще не произошло, у каждого региона, каждой страны есть возможность понять, каким будет их место в глобальном информационном мире и предпринять необходимые шаги для достижения нужного результата[2].

Следовательно, в условиях глобализации переход к информационному обществу ведет в том числе и к трансформации политических институтов демократии. В результате быстрого развития современных информационных технологий усилились дискуссии относительно теории демократии, затрагивающие вопросы о характере влияния интернета на демократические институты и процессы в обществе. Неоспоримый факт, что развитие интернета уже влияет на современные властные отношения [3].

В специализированной литературе по политологии и государственному управлению существует множество определений понятия «демократия» [4]. Демократия учеными понимается как форма государственного управления, при которой граждане могут прямо участвовать в принятии решений выбранными ими публичными органами. В данной трактовке демократия подразделяется на «прямую», при которой граждане голосуют прямо или участвуют в референдумах, и «представительную». В представительной демократии голосующие выбирают своих представителей, которые принимают конкретные управленческие решения, формируя законодательные и исполнительные органы власти.

Безусловно при бурном увеличении возможностей электронной коммуникации структура отношений между людьми в обществах, между гражданами и органами власти меняется. На современном этапе развития можно говорить о формировании информационных обществ, в которых создание, распространение и потребление информации становится основой для всех политических, социальных, экономических и культурных видов деятельности, осуществляемых публичными органами и их сотрудниками. Все это способствует к существенному ускорению политических перемен, чего не наблюдалось до сих пор в истории человечества. Эти перемены, реализованные в соответствии с демократическими принципами и при этом с использованием информационных и компьютерных технологий, эксперты стали определять такими понятиями, как «цифровая демократия», «интернет-демократия» или «электронная демократия» [5, с 63].

Концепция электронной демократии активно разрабатывается в современной науке. Специалисты выделяют в ней два направления - прямую демократию (демократию участия) и коммунитарную демократию. Идеи первого направления представлено И. Масудой [6] и Б. Барбером [7], которые отмечают возросшее значение прямого участия граждан в политике и управлении общественными делами через новые информационные каналы. Сторонники коммунитарного подхода (А. Этциони [8], Х. Рейнгольд [9]) отмечают, что в электронном пространстве взаимодействуют различные группы, ассоциации, граждане, которые обсуждают и принимают решения по самому широкому кругу вопросов без участия профессиональных посредников.

При этом некоторые ученые говорят о качественно новом этапе в развитии демократии, свидетельствующем о своеобразном возвращении к прямой демократии с ее отсутствием посредников в лице избранных представителей, политических

партий и других структур. Внедрение новых информационных технологий ведет к наступлению третьей (ранее были античная и представительская) эпохи демократии (Л. Гроссман) [10]. Так, в 70-е гг. в США стали проводиться первые эксперименты по созданию интерактивных телематических систем (в виде «электронных городских собраний»). В 1993 г. появился первый официальный государственный интернет-сайт Белого дома. С 1998 г. все федеральные органы власти стали пользоваться электронной почтой. Первые выборы через Интернет были проведены в 2000 г. в штате Орегон. В Эстонии местные выборы с использованием Интернета состоялись в 2005 г. Другой вариант голосования связан с применением «электронных урн», которые могут работать без подключения в электросети и коммуникационные инфраструктуры. В Бразилии такая система стала применяться на выборах в муниципалитеты с 2000 г. В Эстонии создан портал, позволяющий гражданам обращаться с предложениями по совершенствованию государственного управления и законодательства, выступать с новыми инициативами. В Исландии и Новой Зеландии таким образом обсуждаются основные законопроекты. Подобные примеры можно продолжить. В 2006 г. Совет Европы создал специальный комитет по электронной демократии (САИБЕ) - межправительственный орган, состоящий из представителей 47 государств, являющихся членами СЕ, а также других международных организаций [11].

В этой связи электронную демократию можно рассматривать как такую форму взаимодействия народа и власти, при которой процессы информирования и вовлечения граждан в политику, голосование, совместное обсуждение и принятие решений, контроль над их исполнением и т. д. осуществляются на основе новейших информационно-коммуникационных технологий(ИКТ).

Таким образом, электронная демократия обеспечивает предоставление населению различных государственных услуг и информации о деятельности соответствующих учреждений, позволяет гражданам участвовать в обсуждении социально значимых проблем и принятии важнейших решений, в контроле за их исполнением.

Хотелось бы обратить внимание на то, что электронная демократия - не просто очередной этап глобального развития демократических институтов и не просто техническое нововведение, создающее гражданам более удобно общаться со своим правительством, а правительству - оперативно получать информацию о своих гражданах. Электронная демократия - это способ поставить вопрос о демократии по новому, обозначить ключевые проблемы любого демократического устройства, понять, какие вызовы готовит массовая дигитализация коммуникаций и какие перспективы возможны для действительной демократизации широкой политики, в том числе и путем кардинальной реорганизации традиционных институтов демократии.

В Рекомендациях Комитета министров Совета Европы по электронной демократии СМ^ес (2009)1 (принята Комитетом министров 18 февраля 2009 г. на 1049-м собрании заместителей министров) устанавливается, что электронная демократия включает в себя следующих элементов: электронный парламент, электронное законодательство, электронное правосудие, электронное посредничество, электронную инициативу, электронный референдум, электронное

голосование, электронные консультации, электронный лоббизм, электронную агитацию, электронный подсчет голосов, электронные вопросники (анкеты).

Как говорится в этих Рекомендациях «электронная демократия является одной из нескольких стратегий поддержки демократии, демократических институтов и демократических процессов, а также распространения демократических ценностей. Она дополняет традиционные процессы демократии и находится во взаимосвязи с ними» [12].

С появлением у граждан понимания ответственности государственного, частного и общественного секторов за решение тех или иных проблем пришло осознание феномена активной гражданской позиции как коллективной формы контроля над решением проблем, представляющих важность для всех [13, с 20]. Результат такого социального контроля зависит от точности необходимой информации и оперативности ее передачи, и, следовательно, требует внедрения информационно-коммуникативных технологий во все сферы жизни общества и массового их освоения.

Следует констатировать в настоящее время в Узбекистане ощущается существенная ограниченность количества публикаций [14, с 135-141], посвященных теоретическим основам понимания самого явления электронной демократии через призму соотнесения существующими теориями демократии в отечественном и зарубежном дискурсе. Хотя в последние годы в Узбекистане появляются работы, освещающие некоторые научно-теоретические вопросы становления системы «электронного правительства» [15], формирования и развития ее правовых основ, применения ИКТ и внедрения системы «электронное правительство» в деятельность органов государственной власти. К сожалению, до сих пор в нашей стране отсутствуют отдельные исследования, посвящённые анализу правовых основ и практических аспектов формирования «Электронная демократия» и они не были объектом самостоятельного исследования.

В процессе анализа научной литературы было выявлено проблема своеобразной загруженности (путаницы) данного понятия, как представляется, связанного именно непониманием содержательной стороны электронной демократии. В связи с этим следует уделить особое внимание понятию «электронное правительство». Данное явление также представляет собой форму электронного взаимодействия общества и властных институтов, однако, содержание подобного взаимодействия отличается от электронной демократии.

Следует подчеркнут, что электронное правительство связано с внедрением технологий электронного документооборота, обмена информацией между органами власти, отдельными структурами и т. п., дополненного сервисными элементами государственного и муниципального управления [16]. В связи с этим можно говорить о различии данных понятий.

Несмотря на то, что субъектами взаимодействия в рамках электронного правительства могут выступать представители так называемого «демократического сектора» [17, с 125], составляющего основу участников электронной демократии (правительство, выборные представители, средства массовой информации, политические партии, группы лоббирования, институты гражданского общества, граждане), цели их участия и механизм взаимодействия различны. В то время, как электронная демократия рассматривается в качестве движения «снизу», от лица

«сетевой толпы» [18, с 210], электронное правительство берет начало «сверху», от государственных институтов. Предметом в обоих случаях является электронное взаимодействие, состоящее в обмене информацией.

В случае с электронной демократией, данный уровень взаимодействия направлен на взаимообмен информацией, на вовлечение населения в процесс государственного управления, путем повышения или пробуждения инициативности общества [19, с 209]. Происходит своеобразная трансформация населения, отдельных его групп и отдельных индивидов, продвигающие собственные интересы, путем выстраивания коммуникации с властными структурами, на основании апеллирования к законодательно закрепленному принципу народа, как источника легитимности власти. В частности, данный принцип закреплен в ст.7 Конституции Республики Узбекистан [20, с 80].

Электронное правительство основано на заинтересованности государственного управления в поддержании системы информационной коммуникации в целях повышения эффективности выполнения своих функций органами исполнительной власти [21, с 152]. Государство прибегает к использованию подобных технологий в рамках функциональной необходимости связать различные институты, сформировать интегрированную систему межведомственного взаимодействия и объединить дифференцированные сервисы обмена информацией и предоставления услуг другим возможным участникам [22, с 12].

Но наблюдается и существенное различие: электронная демократия направлена на реализацию принципа народовластия, создания среды, позволяющей повысить гражданское участие; электронное правительство, в свою очередь, нацелено на повышение эффективности выполнения функций государственными структурами, путем упрощения документооборота, смещение вектора ориентации государства к оказанию качественных услуг населению от защиты ведомственных интересов.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что наблюдаемое стремление объединить политико-правовую сферу электронной демократии и административно-управленческую (сервисную) среду электронного правительства ошибочно, способно привести к смещению акцентов в процессе формирования и внедрения технологий электронной демократии, замещению реальных механизмов коммуникации, формализованными процедурами сбора информации.

По нашему мнению, сужение понятия электронной демократии до уровня инструментов, призванных облегчить работу органов власти (сбор, анализ и формирование общественного мнения, оптимизация документооборота), приводит к подмене понятия «электронная демократия» на понятие «электронное правительство». Поскольку цели электронной демократии аналогичны целям эффективного руководства: прозрачность, подотчетность, ответственность, доступность, участие, доверие к демократии, демократическим институтам и демократическим процессам, а также социальное сплочение.

В зарубежной научной доктрине принято раскрывать понятие и содержание «электронной демократии» через её сравнение с концепцией «электронного правительства» (Е^оуегшеп^. Как показывает анализ ряда источников в сети Интернет (публикации в электронных СМИ, научные работы, информационные обзоры), электронная демократия в широком смысле представляет собой учет мнений и вовлечение граждан и организаций в политические решения и процессы с

использованием информационно-коммуникационных средств. В отличие от электронного правительства, создаваемого «сверху» для более эффективного функционирования государственного аппарата (т.е. фактически для создания системы электронного государственного управления), электронная демократия ориентирована на качественное повышение уровня участия граждан в политической жизни, т.е. на инициативу «снизу» в управлении государством.

СТАНОВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ В УЗБЕКИСТАНЕ

Как было отмечено в юридической науке Узбекистана данное явление недостаточно исследовано [23], хотя сегодня начат процесс активного внедрения в государственно-правовую практику указанной формы демократии. Наряду с традиционными формами взаимодействия государства и граждан в Узбекистане развиваются такие инструменты диалоговой коммуникации, как виртуальная приемная Президента страны, порталы государственных услуг и обсуждения нормативно-правовых актов. К числу новшеств следует отнести функционирование виртуальной приемной Президента страны, правительственного портала gov.uz, портала общественного мнения «Менинг фикрим», системы оценки воздействия актов законодательства (СОВАЗ) в рамках портала ^иМюп.^ и др. В апреле 2019 года запущена Единая электронная система разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов - project.gov.uz. .На сегодня для работы в данной системе подключены 214 органов государственной власти, государственного и хозяйственного управления, включая 25 компаний и 18 коммерческих банков. Для поддержки бизнеса в мае 2019 года заработала Виртуальная приемная Премьер-министра по рассмотрению обращений предпринимателей (в том числе иностранных) - business.gov.uz. В целях совершенствования оказания госуслуг в сентябре 2019 года осуществлен запуск обновленной версии Единого портала интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ) - my.gov.uz. Для дальнейшего повышения открытости деятельности государственных органов проведена работа по совершенствованию деятельности Портала открытых данных - data.gov.uz [24, с 55-57].

Так, по состоянию на 25 марта 2020 года на портал «Менинг фикрим» поступило 3527 коллективных обращений с инициативой принятия нормативно-правового акта, по которым дано 24948 комментариев пользователей [25], в Виртуальную приемную Президента страны поступило 3 726 949 обращений, из которых 3 673 670 рассмотрено [26], на портале СОВАЗ обсуждено 6064 проекта нормативно-правовых акта, по которым граждане дали 26650 предложений [27]. Приведенные цифры наглядно демонстрируют процесс расширения использования интерактивных способов реализации демократии с помощью ИКТ и становления института электронной демократии в Республике Узбекистан.

В результате в последние годы начала формироваться принципиально новая модель взаимодействия государства с гражданами с помощью ИКТ. Создана институциональная и правовая основа [28] такого взаимодействия, накоплен определенный опыт. Вместе с тем, здесь есть немало проблем и резервов. Фактически мы видим, что практика существенно опередила науку в данном вопросе, тогда как последняя не должна занимать позицию стороннего наблюдателя, а своевременно исследовать условия, состояние и перспективы развития электронной демократии.

В Узбекистане в последние годы формируется правовая основа, состоящая из различных нормативных актов по организационно-институциональным, технологическим и иным вопросам электронного правительства и электронной демократии.

Эти нормативно-правовые документы можно условно подразделить (классифицировать) на следующие группы:

а) Нормативно-правовые акты непосредственно регулирующие правоотношения, связанные с электронной демократией.

б) Нормативно-правовые акты регулирующие правоотношения, связанные с организационно-институциональным, технологическим вопросам электронного правительства.

Право на обращение граждан является одним из важных факторов обеспечения и эффективной защиты прав человека, предусмотренное в соответствии со ст.35 Конституции Республики Узбекистан. В законодательстве Узбекистана этому вопросу отведено особое место и определены принципы его осуществления. Одним из таких правовых актов является Закон Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц» [29], принятый в новой редакции в сентябре 2017 г. Данный Закон усовершенствовал порядок обращения граждан в государственные органы.

Данным законом определены такие важные положения, как: порядок подачи обращений физическими и юридическими лицами; порядок рассмотрения обращений государственными органами; права физических и юридических лиц и обязанности государственных органов при рассмотрении обращений. Кроме этого в законе определены формы и виды обращений, требования, предъявляемые к ним. Одним из основных изменений, связанных с научно-техническим прогрессом и современными информационными технологиями, стало закрепление права на обращения в электронной форме. Теперь физические и юридические лица могут обратиться в установленном порядке в соответствующие ведомства либо к должностным лицам, используя информационно-коммуникационные технологии.

Одним из главных нововедений данного Закона является правовое регулирование вопросов, связанных с деятельностью Народных приемных и Виртуальной приемной Президента Республики Узбекистан. Наряду с законодательным закреплением их основных задач, прав и основных задач, прав и обязанностей предусматривает также создание виртуальных приемных государственных органов, организаций и должностных лиц.

Закон Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» [30] направлен на обеспечение доступа физических и юридических лиц к информации, о деятельности органов государственной власти и управления, гарантии права на получение информации о деятельности государственных органов, а также повышение их ответственности за принимаемые решения. Для реализации в жизнь данного закона утвержден комплекс мер и создан специальный Общественный совет по координации и мониторингу деятельности по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти и управления.

Таким образом, совершенствование механизма общественного контроля во многом зависит от степени открытости деятельности органов государственной

влacти и yпpaвлeния, a тaкжe шиpoкoгo иcпoльзoвaния coвpeмeнныx инфopмaциoннo-кoммyникaциoнныx тexнoлoгий.

Cлeдyeт oтмeтить, чтo вышeyкaзaнный Зaкoн, в кoмплeкce c зaкoнaми «О пpинципax и rapam^x cвoбoды инфopмaции» [31], «О гapaнтияx и cвoбoдe дocтyпa к инфopмaции» [32], «О pacпpocтpaнeнии пpaвoвoй инфopмaции и oбecпeчeнии дocтyпa к тей» [33], coздaeт пpaвoвoй мexaнизм oбязaтeльнoгo инфopмиpoвaния гocyдapcтвeнными opгaнaми oбщecтвa o cвoeй дeятeльнocти, oбecпeчивaeт бoлee шиpoкий дocтyп к дaннoй инфopмaции и взaимoдeйcтвиe c гocyдapcтвeнными opгaнaми.

Пpoвeдeнный aнaлиз пpaктики фyнкциoниpoвaния вышeyкaзaнныx пopтaлoв пoкaзывaeт нaличиe pядa пpoблeм, тpeбyющиx cвoeгo peшeния. Taк, нeпocpeдcтвeнныe итoги oбщecтвeнныx oбcyждeний, peзyльтaты paccмoтpeния oбщecтвeнныx инициaтив (пeтиций), пocтyпившиx та пopтaл «Meнинг фикpим», нe вceгдa paзмeщaютcя нa пopтaлe. Hecкoлькo ycлoжнeн пopядoк идeнтификaции пoльзoвaтeлeй. Cлeдyeт oтмeтить нeдocтaтoчнyю кoмпьютepнyю гpaмoтнocть пoльзoвaтeлeй, и coxpaнeниe цифpoвoгo нepaвeнcтвa мeждy цeнтpoм и peгиoнaми pecпyблики [34]. Дocтyп к интepнeтy нepaвнoмepeн, кaчecтвo дocтyпa в ceльcкoй мecтнocти нaxoдитcя ern,ë нa нeдocтaтoчнoм ypoвнe, oтcyтcтвyют дeйcтвeнныe инcтpyмeнты пoпyляpизaции мexaнизмoв элeктpoннoй дeмoкpaтии [35]. Дo cиx пop те пpинят дoкyмeнт, oпpeдeляющий cтpaтeгию paзвития элeктpoннoй дeмoкpaтии в Узбeкиcтaнe та дoлгocpoчнoй ocнoвe.

Oцeнивaя cocтoяниe paзвития элeктpoннoй дeмoкpaтии в нaшeй crpa^, пoлaгaeм вoзмoжным cдeлaть cлeдyющиe вывoды:

- внeдpeниe ИKT в oбщecтвeннyю пpaктикy (в т.ч. cфepy гocyдapcтвeннoгo yпpaвлeния), пoзвoляeт гoвopить o фopмиpoвaнии в Узбeкиcтaнe пepвичныx элeмeнтoв инcтитyтa «элeктpoннoй дeмoкpaтии», пpeдcтaвляющeгo cиcтeмy пpинципoв, нopм, cтaндapтoв и пpoцeдyp ocyщecтвлeния нapoдoвлacтия пocpeдcтвoм ИKT;

- cтaнoвлeниe дaннoгo инcтитyтa oзнaчaeт нoвyю стутень в paзвитии дeмoкpaтичecкoгo caмoyпpaвлeния oбщecтвa;

Элeктpoннyю дeмoкpaтию ни в кoeм cлyчae нe cлeдyeт вocпpинимaть гак cвoeгo poдa мoдy, дaнь coвpeмeнным вeяниям. Еe фopмиpoвaниe нocит фyндaмeнтaльный, oбъeктивнo вocтpeбoвaнный жизнью xapaктep.

- yчитывaя нoвизнy дaннoгo инcтитyтa и ern,e нeдocтaтoчный ypoвeнь paзвития элeктpoннoй дeмoкpaтии в нaшeй cтpaнe, cлeдyeт шиpoкo изyчaть и aктивнo внeдpять в oтeчecтвeннyю пpaктикy oпыт paзвитыx cтpaн в дaннoй cфepe (Cингaпyp, Эcтoния, Южнaя Kopeя, Япoния и дp.);

- цeлecooбpaзнo paзpaбoтaть ^н^пцию paзвития элeктpoннoй дeмoкpaтии, paccчитaннyю та дoлгocpoчнyю пepcпeктивy и пpeдпoлaгaющyю кoмплeкcнoe cиcтeмнoe paзвитиe дaннoгo инcтитyтa. Пoдгoтoвкa дaннoгo дoкyмeнтa пoзвoлит coздaть пpoгpaммнyю ocнoвy для плaниpoвaния мep в yкaзaннoй cфepe, oпpeдeлить цeли, зaдaчи и opиeнтиpы дaльнeйшeй дeятeльнocти, oбoзнaчить пути иx дocтижeния и oжидaeмыe peзyльтaты. Он дacт вoзмoжнocть в будущем плaнoмepнo ocyщecтвлять пepexoд oт элeктpoннoгo пpaвитeльcтвa (e-government) к элeктpoннoмy пpaвлeнию (e-governance), к чeмy cтpeмятcя paзвитыe cтpaны миpa;

- необходимо совершенствовать процедуры, способы и инструменты электронной демократии, апробировать и имплементировать в систему государственного управления новые интерактивные формы осуществления народовластия;

- следует использовать современные высокие технологии построения диалога между властью и гражданским обществом, обеспечивать «информационную прозрачность» принятия решений органами государственной власти;

- нужно обеспечить организационную и финансовую поддержку общественных и частных интернет-проектов и иных подобных инициатив (форумы, блоги, интернет-конференции, вебинары и др.) в сфере интерактивного взаимодействия граждан, органов власти и общественных организаций;

- необходимо разработать процедуры электронного голосования и внедрять их в избирательную систему страны, широко применять системы онлайн идентификации избирателей на выборах;

- большим потенциалом обладает разработка и внедрение процедур электронного общественного самоуправления в махаллях; большим преимуществом электронной демократии является возможность консолидации и формирования согласованного мнения по результатам обсуждения значимых проблем населения региона, выработки на основе консенсуса рекомендаций для органов власти;

- рассматриваемый институт может существенно повысить качество выявления нерешенных проблем в различных сферах жизни, обеспечить действенный мониторинг за их устранением, осуществлять быстрое информирование о реализации решений, принятых с участием граждан;

- поскольку электронная демократия обладает огромным потенциалом для улучшения взаимодействия власти и населения, целесообразно активно пропагандировать ее достоинства, прививать информационную культуру и распространять знания о возможностях ИКТ в сфере публичного управления.

Как в этой связи Талапов Б. А. справедливо обращает внимание на то, что «Прежде всего, электронная демократия должна базироваться на определенной политической и интернет культуре. Пока не сформируются определенные основы культуры политической культуры и активности в Сети, представляется маловероятным формирование действенной системы сетевой демократии» [36, с 140]. Дополняя вышеуказанную точку зрения Саидов С.Ш. отмечает «....что коррупция в социально-политической системе страны, некомпетентность государственных служащих и правовой нигилизм в обществе препятствуют развитию «электронного правительства» и «интернет-демократии» в Узбекистане» [37, с 42].

Поскольку цифровая демократия возникает как результат освоения гражданами информационных технологий, она требует определенного уровня психологической адаптации граждан к инновациям, усвоения ими привычек использования ИКТ в процессе взаимодействия с властными структурами [38]. Поэтому следует стимулировать обучение широких слоев общественности азам знаний о сфере ИКТ, издавать буклеты и видеоролики о формах и способах участия граждан в государственном управлении, готовить соответствующие пособия.

ВЫВОДЫ.

В заключение можно привести перечень общих проблем, выявленных при построении системы электронной демократии и широко обсуждаемых экспертами и общественностью. Отметим, однако, что они носят общетеоретический, модельный характер и не привязаны к частным проблемам построения указанных систем. Необходимо учесть в концепции электронной демократии относятся, на наш взгляд, ряд факторов:

Во-первых, обязательное требование к высокому уровню доступности Интернет - технологий в стране.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, проблемы, связанные с защитой информации, обрабатываемой в ходе реализации процедур электронной демократии.

В-третьих, сложность проведения оценки эффективности результатов построения системы электронной демократии на государственном уровне.

В-четвертых, спорный характер определения пределов правового регулирования функционирования сети Интернет, как способа косвенного контроля государства за процессами электронной демократии.

Таким образом, подытоживая проведенный анализ, позволяет заключить, что развитие института электронной демократии в Узбекистане тесно сопряжено с осуществляемыми в стране социально-экономической, правовой, административной и иными реформами, оно требует не только развития и совершенствования инфраструктуры системы государственного управления и сферы ИКТ, но и активной гражданской позиции населения, прозрачности и ответственности органов государственной власти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://www.g8.utoronto.ca/summit/2000okinawa/gis.htm

2.Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие / В. Л.Иноземцев. - М. : Логос, 2000, - 302 с.

3. Гуманитарные научные исследования. 2013.№1.[Электронный ресурс].иЯЬ: http://human.snauka.ru/2013/01/2145 (дата обращения: 24.08.2020)

4. Демократия и модернизация: к дискуссии о вызовах XXI века /Центр исследований постиндустриального общества; Вступ.статья В.Л. Иноземцева. — М.: Издательство «Европа»,2010. — 318 с.

5. Григорьева М.С. Правовое определение, сущность и содержание понятия «электронная демократия» // Юридическая наука. 2018, № 3. - С. 43; Телешина Н.К. Понятие и сущность электронной демократии // Государство и право: теория и практика. 2016. № 1 (2). - С. 63.

6.Masuda I. The Information Society as Post-Industrial Society. Washington: World Future Society, 1981.

7.Barber B. Strong Democracy: Participatory Politics for a New Age. San Francisco: University of California Press, 1984.

8.Etzioni A. The Spirit of Community: Rights, Responsibilities and the Communitarian Agenda. N. Y.: Touchstone, 1993.

9. Rheingold H. Virtual Community. London: Mandarin, 1993.

10. Grossman L. The Electronic Republic: Reshaping Democracy in the Information Age. N. Y.: The Viking Press, 1995. О. В. Омеличкин. Электронная демократия: понятие, проблемы //Вестник КемГУ. Политические науки и социология. 2014 № 1 (57) Т. 2.

11.Recommendations of the Committee of Ministers CM / REC (2009) 1 on e-democracy and the explanatory Note. //https: / /www.coe.int/t/dgap/goodgovernance/Activities/Key-Texts/Recommendations/Recommendation CM Rec2009 1 en PDF.pdf.

12.Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е., Шапошник С.Б. Информационное общество для всех сегодня и завтра: совместные действия заинтересованных сторон по реализации стратегии развития информационного общества // Информационное общество, 2008, вып. 5-6, С. 18-25.( с. 20)

13. Саидов С.Ш. Что такое «интернет демократия»?// International Journal of Humanities and Natural. Sciences, vol. 2-1. DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10528; Талапов Б. А. Электронная демократия в Узбекистане: развития и проблемы. Научный вестник Наманганского государственного университета.2019, № 3,С.135-141.

14.Садиков С. А.Формирование и развитие правовых основ системы «Электронное правительство» в Республике Узбекистан. Автореф. дис. ... на соис. на уч степени PhD по юридическим наукам— Т., 2020.

15.Васильева, Е. Г., Кононенко Д. В. Современные интерпретации концепции электронного государства (электронного правительства) / Е. Г. Васильева, Д. В. Кононенко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2016. № 1(30). с. 9-16 (с. 11).

16.Копалкина, Е. А., Юханов Н. С. Концептуальные основы исследования электронной демократии / Е. А. Копалкина, Н. С. Юханов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2014. № 2. с. 123-134.( с. 125).

17.Тютин, Д. В. Электронная демократия и участие «сетевой толпы» в системе государственного управления /Д. В. Тютин / / Современные исследования социальных проблем. 2015. № 2(46). с. 207-214. (с. 210)

18.Там же, с. 209.

19.Конституция Республики Узбекистан:-Т.:ИПТД «Узбекистан»,2019.-80 с.

20.Павлютенкова, М. Ю. Электронная демократия и электронное правительство — предпосылка эффективного государства XXI века / М. Ю. Павлютенкова // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество. 2005. с. 152-154. (с. 152)

21.Васильева, Е. Г., Кононенко Д. В. Указ.соч. с. 12.

22.Следует отметить наличие ряда работ, посвященных некоторым вопросам деятельности электронного правительства и участия граждан в государственном управлении, однако поскольку электронное правительство и гражданское участие представляет собой лишь часть феномена «электронная демократия», можно констатировать наличие пробела в целостном изучении данного явления.

23. Мухамеджанов О. Электронная демократия - эффективный канал участия населения в государственном управлении.//Гражданское общество. Фуцаролик жамияти.Civic society.2020.№1(61). С.55-57.).

24. https://meningfikrim.uz/ru/pages/about, дата обращения - 25.03.2020г., режим доступа свободный.

25. https: //pm.gov.uz/ru#/, дата обращения - 25.03.2020г., режим доступа свободный.

26. https://regulation.gov.uz/ru, дата обращения - 25.03.2020г., режим доступа свободный.

27. См. Законы Республики Узбекистан ЗРУ-395 "Об электронном правительстве " от 09.12.2015 г., ЗРУ-369 "Об открытости деятельности органов государственной власти и управления" от 05.05.2014 г., № 560-II "Об информатизации" от 11.12.2003 г., Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 728 "О мерах по совершенствованию порядка предоставления государственной электронной услуги через Единый портал интерактивной государственной услуги Республики Узбекистан" от 15.09.2017 г. и др.

28. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 37, ст. 977.

29. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014 г., № 12, ст. 209.

30. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 1, ст. 2.

31. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 4-5.ст.108.

32. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 36, ст. 944.

33. См.:Проект «Концепции Национальной стратегии «Цифровой Узбекистан -2030» // https://regulation.gov.uz/uz/document/10574. дата обращения 25.03.2020г., режим доступа свободный. Здесь же размещены данные о месте Узбекистана в соответствующих рейтингах, что характеризует положение дел: в «Индексе развития электронного правительства ООН 2018» - 81 место (0,6207 балла) среди 193 стран; в «Индексе электронного участия 2018» - 59 место; в «Рейтинге развития телекоммуникационной инфраструктуры 2018» -114 место; в «Рейтинге стран по скорости Интернета» на 2019 год - 129 место.

34. См.: https://regulation.gov.uz/uz/document/10574 - дата обращения 25.03.2020г., режим доступа свободный.

35. См.:Талапов Б. А. Указ.соч.с.140.

36. См.:Саидов С.Ш. Указ.соч.с.42.

37. Пашинская В.В. Формирование «электронной демократии» в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-6. // http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33293 (дата обращения: 10.02.2020, режим доступа свободный).

REFERENCES

1. http: / / www. g8.utoronto.ca / summit/2 000 okinawa / gis.htm

2. Inozemsev V.L. Modern postindustrial society: nature, contradictions, prospects. Textbook / Inozemsev V.L. - Moscow : Logos, 2000, - 302 p.

3. Humanities research. 2013.№1.[Electronic resource].URL: http://human.snauka.ru/2013/01/2145 (visited date: August 24, 2020

4. Democracy and modernization: to a discussion about the challenges of the 21st century / Center for Research on Post-Industrial Society; Introductory article by Inozemtsev V.L. - Moscow: "Yevropa" Publishing House, 2010. — p. 318.

5. Grigoryeva M.S. Legal definition, essence and content of the concept of "electronic democracy") // Юридическая наука. 2018, # 3. - P. 43;Teleshina N.K. The concept and essence of e-democracy)// Государство и право: теория и практика. 2016. # 1(2). - P. 63.

6. 6.Masuda I. The Information Society as Post-Industrial Society. Washington: World Future Society, 1981.

7. 7.Barber B. Strong Democracy: Participatory Politics for a New Age. San Francisco: University of California Press, 1984.

8. Etzioni A. The Spirit of Community: Rights, Responsibilities and the Communitarian Agenda. N. Y.: Touchstone, 1993.

9. Rheingold H. Virtual Community. London: Mandarin, 1993.

10. Grossman L. The Electronic Republic: Reshaping Democracy in the Information Age. N. Y.: The Viking Press, 1995;Omelichkin O.V. E-democracy: concept, problems / / Bulletin of the KemSU. Political Science and Sociology. 2014 No. 1 (57) T. 2.

11. 11. Recommendations of the Committee of Ministers CM / REC (2009) 1 on e-democracy and the explanatory Note. //https: / /www.coe.int/t/dgap/goodgovernance/Activities/Key-Texts/Recommendations/Recommendation CM Rec2009 1 en PDF.pdf.

12. Yershova T.V., Khokhlov Y.E., Shaposhnik S.B. Information Society for All Today and Tomorrow: joint actions of stakeholders to implement the strategy for the development of the information society / / Information Society, 2008, 5-6th edition, p. 20.

13. Saidov S.Sh. What is Internet Democracy? // International Journal of Humanities and Natural. Sciences, vol. 2-1. DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10528; Talapov B.A. E-democracy in Uzbekistan: development and problems. Scientific Bulletin of Namangan State University. 2019, No. 3, pp. 135-141.

14. 14.Sadikov S. A. Formation and development of the legal foundations of the "E-government" system in the Republic of Uzbekistan. Author's abstract. dis. for PhD degree in legal sciences - T., 2020.

15. Vasileva E. G., Kononenko D. V. Modern interpretations of the concept of e-government . Vasileva E.G. Kononenko D.V / / Bulletin of the Volgograd State University. Series 5: Jurisprudence. 2016. No. 1 (30). p. 11.

16. 16.Kopalkina E.A. Yuhanov N.S. Conceptual foundations of e-democracy research/ Kopalkina E.A. Yuhanov N.S. // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Political science. 2014. No. 2. p. 125.

17. 17.Ibid, p. 209.

18. Tutin D.V. E-democracy and participation of the "network crowd" in the system of public administration / Tutin D.V.// Modern studies of social problems. 2015. No. 2 (46). p. 210.

19. Constitution of the Republic of Uzbekistan, Dec.8,1992, art.7.

20. Pavlyutenkova M. Y . E-democracy and e-government are a prerequisite for an effective state of the XXI century / . Pavlyutenkova M. Y // Information Society Technologies - Internet and Modern Society. 2005, p. 152.

21. Vasileva E. G. Kononenko D.V. Shown works. p. 12.

22. It should be noted that there are a number of works devoted to some issues of e-government activities and citizens' participation in public administration. However, since e-government and civic participation are only part of the phenomenon of "e-democracy," a gap in the holistic study of this phenomenon should be noted.

23. Electronic democracy as an effective channel of civic particapation of governance./Civic society.2020.№1(61). C.55-57.

24. https: //meningfikrim.uz/ru/pages/about

25. https: //regulation.gov.uz/ru

26. https: //regulation.gov.uz/ru

27. Collection of legislation of the Republic of Uzbekistan, # 37, 2017, at. 977.

28. Collection of legislation of the Republic of Uzbekistan, #12, 2014, at. 209.

29. Oliy Majlis of the Republic of Uzb.Bull.,# 1, 2003, at.2.

30. Oliy Majlis of the Republic of Uzb.Bull., #4-5,1997, at.108.

31. Collection of legislation of the Republic of Uzbekistan,# 36,2017 , at. 944.

32. See:Draft "Concept of the national strategy "Digital Uzbekistan-2030»// https://regulation.gov.uz/uz/document/10574, accessed 25.03.2020, access mode is free. This section also contains data on the place of Uzbekistan in the respective ratings, which characterizes the state of affairs: in the "UN e-government development Index 2018" - 81 place (0.6207 points) among 193 countries; in the "e-participation Index 2018" - 59 place; in the "telecommunications infrastructure development Rating 2018" -114 place; in the "Internet speed Rating of countries" for 2019-129 place.

33. https: / / regulation.gov.uz/uz/document/10574

34. See: Talapov B.A. shown works. p.140.

35. See: Saidov S.Sh.shown works. p.42.

36. Pashinskaya V.V. The formation of "e-democracy" in the Russian Federation).//http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33293 (visited Feb. 10, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.