UDK 33
Абдуллаханова Г., кандидат философских наук
доцент
Алиматова Н., кандидат философских наук
доцент
Ташкентский Государственный Экономический Университет
Узбекистан, г. Ташкент
ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ
Аннотация: Статья посвящена проблеме цифровизации системы образования на современном этапе развития общества. В частности, отмечается, что цифровизация направлена на подготовку специалистов, которые гарантированно будут востребованы на рынке труда, легко и свободно владеют мобильными и интернет-технологиями. В век информатизации и цифровизации должен меняться сам преподаватель. Ему следует разработать новые методы и формы обучения. Обращается внимание на преимущества цифровизации образования и некоторые ее недостатки.
Ключевые слова: цифровизация, образование, информатизация, информационные технологии, цифровые технологии.
Abdullaxanova G. assistant of professor Alimatova N. assistant of professor Tashkent State University of Economics Uzbekistan, Tashkent
DIGITALIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM IN UZBEKISTAN
Abstract: The article is devoted to the problem of digitalization of the education system at the present stage of development of society. In particular, it is noted that digitalization is aimed at training specialists who are guaranteed to be in demand in the labor market, easily and fluently own mobile and Internet technologies. In the age of informatization and digitalization, the teacher himself must change. It should develop new methods and forms of training. Attention is drawn to the advantages of digitalization of education and some of its disadvantages.
Key words: digitalization, education, informatization, information technologies, digital technologies.
Современный период развития общества - это период, когда наблюдается широкое внедрение современных информационно -коммуникационных технологий во все отрасли и сферы, прежде всего, в государственное управление, здравоохранение, сельское хозяйство, а также образование.
В республике реализуются комплексные меры по активному развитию цифровой экономики, переход к которой является требованием времени.
В целях ускоренного развития цифровой индустрии в Узбекистане, повышения конкурентоспособности национальной экономики, а также обеспечения реализации задач, определенных в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики», одобрена Стратегия «Цифровой Узбекистан - 2030».
Важность дальнейшей цифровизации экономики Узбекистана была отмечена в январском 2020 года Послании Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева Олий Мажлису. Глава нашего государства обозначил активный переход к цифровой экономике одним из главных приоритетов на ближайшие пять лет. «В целях устойчивого развития мы должны глубоко освоить цифровые знания и информационные технологии, что даст нам возможность идти по самому короткому пути к достижению всестороннего прогресса. В современном мире цифровые технологии
играют решающую роль во всех сферах.....Современные информационные
технологии необходимо внедрить на всех этапах системы образования». [1]
Узбекистан поставил перед собой цель войти в ряд развитых государств и для этого необходимо проведение ускоренных реформ, опирающихся на науку, просвещение и инновации. И в первую очередь для этого следует обратить глубокое внимание на воспитание кадров новой формации, выступающих инициаторами реформ, обладающих стратегическим видением, глубокими знаниями и высокой квалификацией. В связи с этим в республике начался процесс реформирования всех звеньев образования - от дошкольного до высшего.
Современная система образования способна обеспечить обществу уверенный переход в цифровую эпоху, ориентиром для которой является рост производительности, новые типы труда, потребности человека. Осуществляющаяся информатизация образования создает базу для перехода на новый уровень, а цифровизация направлена на подготовку специалистов, которые гарантированно востребованы на рынке труда, легко и свободно владеют мобильными и интернет-технологиями, а также ориентированы на непрерывное обучение (повышение квалификации) с помощью электронного обучения. Что же такое цифровизация? Это - это повсеместное внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни: промышленность, экономику, образование, культуру, обслуживание и т.п.
Цифровизация в образовании - это переход на электронную систему обучения. [2]
Сегодня современный человек существует в мире цифровых технологий, предоставляющих ему большие возможности и перспективы, среди которых можно выделить такие, как обучение в любое удобное время, непрерывное образование, возможность проектировать собственные образовательные маршруты, из потребителей электронных ресурсов стать его создателями.
В век информатизации и цифровизации должен меняться и сам педагог. Ему следует разрабатывать новые методы и формы преподавания. Теперь он должен быть и носителем знаний, и проводником по цифровому миру, т.е. он сам, в первую очередь должен всесторонне владеть компьютерной грамотностью, цифровыми технологиями. Современный педагог должен постоянно работать над повышением не только своей общечеловеческой культуры, но и постоянно работать над формированием у себя информационной культуры.
Цифровизация образования позволяет обучающимся выбрать темп освоения учебных программ, педагога, формы и методы обучения.
Важными сторонами цифровизации образования являются развитие, широкое внедрение и применение интернета и мобильных коммуникаций, как самими педагогами, так и обучающимися. Так, например, знание и умение работы с интернетом и мобильными технологиями позволяет педагогу провести занятие, а учащемуся учиться в любом месте и в любое время.
Преимущества цифровизации образования ярко наблюдаются в условиях пандемии, когда все население мира вынуждено большую часть времени находиться дома, но при этом можно продолжать работать и учиться благодаря интернету и телекоммуникациям. В этих условиях созданы и применяются открытые онлайн ресурсы, начиная от отдельных самостоятельных заданий, тестов и до полномасштабных курсов.
Однако, есть и некоторые недостатки онлайн-образования - его направленность на удовлетворение краткосрочных или, в лучшем случае, среднесрочных задач. Специалист, овладевший ограниченным набором знаний, не имеющий при этом фундаментальной базовой подготовки, может рассчитывать только на интеллектуальные «надстройки», устойчивость которых иллюзорна. В известной степени этому способствуют обилие и доступность информации, возможности ее быстрого поиска по запросу пользователя. Кроме того, избыточность информации часто приводит к ее поверхностному восприятию, существенно повышается подверженность обучающихся, обращающихся к интернету, деструктивным установкам и рискам манипуляции сознанием. На наш взгляд, цифровизация образования не должна означать полный отказ от классической формы обучения Необходимо сегодня искать оптимальный баланс между ними.
Современное образование должно научить учащихся применять знания в реальной жизни. Для этого нужно развивать функциональную грамотность, учить анализировать текст, работать с разного рода и направления информацией, использовать свои знания для решения прикладных задач.
Здесь у цифровизации есть преимущества: высокая наглядность и интерактивные инструменты. Можно, с одной стороны, реалистично воссоздавать ситуации из жизни, в которых учащийся применяет свои знания, с другой стороны, проще моделировать сложные метапредметные концепции.
Сегодня роль преподавателя трансформируется: к тем компетенциям, которые были присущи этой профессии веками, добавляются новые. Доступность и количество информации постоянно растут, и очень важно уметь с этим работать. Кроме того, актуальность приобретает развитие «гибких» навыков. Важным фактором, влияющим на скорость цифровизации всех сфер жизнедеятельности людей, становится доступность Интернета, информационно-коммуникационных технологий для людей. Как отмечал в своем послании Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев: «Современные информационные технологии необходимо внедрить на всех этапах системы образования». И важным моментом в этом должно стать быстрейшее завершение подключения к сетям высокоскоростного Интернета всех городов и районных центров, всех сел и махаллей. [1]
Таким образом, суть цифровизации образования состоит в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу.
References:
1. Mirziyoyev Sh. Message from the President of the Republic of Uzbekistan to the Oliy Majlis dated January 25, 2020/ - https://uza.uz/ru/posts/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020
2. Цифровизация и ее место в современном мире/ -https://www.gd.ru/articles/10334-tsifrovizatsiya
3. Farxodjonova N. F. MODERNIZATION AND GLOBALIZATION AS HISTORICAL STAGES OF HUMAN INTEGRATION //Теория и практика современной науки. - 2018. - №. 3. - С. 16-19.
4. Numonjonov S. D. Innovative methods of professional training //ISJ Theoretical & Applied Science, 01 (81). - 2020. - С. 747-750.