ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗИРОВАННОГО ОБЩЕСТВА
Абдушохид Абдурашидович Хасанов
PhD. Зав. каф. «Информационные
технологии» Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами abdushihid [email protected]
Шарофат Ба^одир кизи Урокова
Преподаватель «Информационные
технологии» Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами sharofat. urokova@mail .ш
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются концепции и принципы цифровизации образования на современном этапе развития информационного общества, использование цифровых технологий в образовании, интеграция в образовательный процесс, профессиональные компетенции.
Ключевые слова: Компетентность, специалист, цифровое образование, ИКТ, технологии, интеграция, цифровая, дидактика, интеллектуальная, электронная, онлайн, компьютер.
DIGITALIZATION OF EDUCATION AT THE CONTEMPORARY STAGE OF THE INFORMATIZED SOCIETY DEVELOPMENT
Abdushokhid Abdurashidovich Khasanov
PhD. Head department "Information Technologies" Tashkent State Pedagogical University named after Nizami abdushihid [email protected]
Sharofat Bahodir kizi Urokova
Lecturer "Information Technologies" Tashkent State Pedagogical University named after Nizami sharofat. uroko va@mail .ru
ABSTRACT
The article discusses the concepts and principles of digitalization of education at the present stage of development of the information society, the use of digital technologies in education, integration into the educational process, professional competencies.
Keywords: Competence, specialist, digital education, ICT, technology, integration, digital, didactics, intellectual, electronic, online, computer.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время растет спрос экономики на компетентных специалистов, обладающих профессиональной мобильностью, способных работать в изменяющихся экономических условиях. Указом Президента Республики Узбекистан № УП-4947 "О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан"поставлена задача повышения качества подготовки современных специалистов, определяемая требованиями рынка труда, работодателей, цифровой экономики в целом [1-4].
МЕТОДОЛОГИЯ
Мнения ученых об окончании этапа информатизации образования расходятся. Образовательные учреждения всех звеньев оснащены компьютерной техникой, педагоги прошли обучение и переподготовку по использованию ИКТ в учебном процессе. Новый этап развития общества получил название "цифровизация", которую можно назвать, в том числе, современным трендом и приоритетным направлением модернизации системы образования Узбекистана, пришедшей на смену информатизации. Процесс цифровизации представляет собой глубокую конвергенцию цифровых технологий с материальными и социально-гуманитарными, в том числе образовательными технологиями и практиками [5-7].
Можно видеть, что цифровизация в образовании направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения, а также его индивидуализации на основе передовых технологийиспользования в обучении больших объемов данных, виртуализации, виртуальной и дополненной реальности, облачных вычислений мобильных технологий и др. Качественное использование цифровых технологий в образовании, вовлечение обучающихся в самостоятельные исследования, отбор информации, участие в проектной деятельности формируют у будущих специалистов компетенции XXI века, в том числе ИКТ-компетенции.Создание цифрового образовательного процесса в образовательных учреждениях должно основываться на новой отрасли педагогической науки - цифровой дидактике, которая является научной дисциплиной об организации процесса обучения в цифровой образовательной среде. Предметом цифровой дидактики является деятельность человека, а не действие цифровых средств обучения. Цифровая дидактика может рассматриваться и как трансинтегративная область научного познания, характеризующаяся взаимным переносом определенных научных идей и подходов из одной сферы в другую и их интеграцией [8-11].
Предметом цифровой дидактики в профессиональном образовании и обучении является "вывод всего процесса обучения как системы организации образовательного процесса в цифровую образовательную среду", которая
включает в себя определение целей обучения, содержания обучения и требований к его формированию, методов организации процесса обучения, организационных форм и методов обучения., получает технологии и методы обучения, средства обучения, влияние цифрового образовательного процесса в профессиональном образовании и обучении на развитие общества и экономики [12-16].
Также, как отмечают ученые, стратегия работы с представителями цифрового поколения должна исходить из того, что "интегрировать их в традиционный образовательный процесс практически невозможно". Поэтому необходимо существенно трансформировать образовательный процесс в соответствии с возможностями цифрового поколения, в результате чего будет создан новый цифровой образовательный процесс".
ОБСУЖДЕНИЕ
Спецификой построения цифрового образовательного процесса является внедрение и использование цифровых технологий, многие из которых будут обладать следующими дидактическими свойствами: свобода поиска различной информации в глобальной сети; персональность; интерактивность; мультимедийность; гипертекстуальность; субкультурность [17-22].
Кроме того, в настоящее время в цифровом образовательном процессе большое значение приобретают цифровые образовательные технологии, опирающиеся на использование технических средств и специализированных интерактивных устройств.
Для организации цифрового образовательного процесса необходим высококвалифицированный, подготовленный кадровый потенциал образовательных учреждений. В условиях постоянно растущей цифровизации во всех сферах экономики только кадровый потенциал, обладающий необходимыми компетенциями, может стать главным источником повышения конкурентоспособности и производительности труда субъектов Республики Узбекистан и экономики страны в целом [23-26]. Для его подготовки необходимо будет провести необходимую модернизацию системы профессионального образования, привести образовательные программы в соответствие с потребностями цифровой экономики, широко внедрить цифровые технологии в образовательные процессы образовательных учреждений, обеспечить гражданам возможность получения образования на протяжении всей жизни.
Педагоги с высоким уровнем профессиональной компетентности, в том числе компетентности ИКТ, отмечают, что "цифровая эпоха ставит перед образованием принципиально новые воспитательные задачи; развитие готовности к непрерывным изменениям, требующим определенной степени трансформации привычной системы ценностей; воспитание социальной ответственности в
системе отношений "человек-цифровые инструменты-общество"; формирование внутренних границ между виртуальным и реальным существованием, развитие способности дифференцировать эти сущности и соответствующие им типы ответственности; развитие способности критически анализировать информацию и фильтровать информационные шумы, рекламу и тому подобное".
РЕЗУЛЬТАТ
Для подготовки компетентных кадров необходимо "обеспечить надлежащую модернизацию системы профессионального образования, приведение образовательных программ в соответствие с потребностями цифровой экономики, широкое внедрение цифровых технологий в образовательные процессы образовательных организаций, обеспечение возможности получения гражданами образования по индивидуальному учебному плану на протяжении всей жизни - в любое время и в любом месте".
Обучение будущих педагогов в системе образования с точки зрения проблемы формирования компетентности ИКТ будет во многом зависеть от психолого-педагогических, дидактических, методических и содержательных возможностей организации образовательного процесса, создания в образовательных учреждениях современной информационно-образовательной среды (далее - ИОС). Актуальность и значимость ИОС в образовательных организациях законодательство, соответственно, определяет как систему, "обеспечивающую освоение образовательными программами в полном объеме получателями электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, совокупности информационных,
телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и получателями образования, независимо от их местонахождения". Таким образом, ИОС образовательных учреждений является основой формирования ИКТ компетентности будущих педагогов [27-30].
Организация цифровой образовательной среды приобретает все большее значение. Сегодня, когда современная цифровая образовательная среда будет полностью переведена из образовательной среды в цифровой формат, за счет развития цифрового образовательного пространства Узбекистана будут созданы условия для получения непрерывного образования всеми категориями граждан.
Анализ нормативных документов, рекомендаций, исследований в области оцифровки образования позволяет выделить предпосылки оцифровки образования, к которым можно отнести:
- цифровое поколение получателей образования;
- создание законодательной основы для оцифровки образования;
- ресурсное обеспечение оцифровки образования, включающее цифровую образовательную среду образовательных учреждений;
- подготовка кадрового потенциала цифрового образования с компетентностью ИКТ, включающей цифровую грамотность;
- цифровые педагогические технологии и цифровые технологии, имеющие образовательное значение.
Проведем анализ нормативных документов, регламентирующих подготовку будущих педагогов в системе профессионального образования с точки зрения оцифровки образования и выявления указанных предпосылок формирования компетентности ИКТ.
В последнее время государством реализуется ряд мер, направленных на совершенствование системы подготовки будущих педагогов.
На подготовку будущих специалистов и процессы модернизации системы образования в целом наряду с другими тенденциями все большее влияние оказывает активно разрабатываемый и применяемый комплекс профессиональных стандартов.
Одним из методов, позволяющих проверить качество подготовки специалистов, уровень развития их профессиональных компетенций, является то, что специалист должен знать и понимать возможности компонентов ИКТ; специалист должен уметь применять ИКТ в образовательном процессе, уметь готовить документы с помощью программы Microsoft Office, уметь применять ИКТ в; Уметь работать в программах SMART Notebook и SMART Table, применять цифровые технологии, имеющие образовательное значение.
Обязательным требованием к подготовке будущего педагога является компетентность в области ИКТ, проявляющаяся в его умении, умении и готовности решать профессиональные задачи с использованием средств ИКТ и образовательно значимых цифровых технологий в профессиональной деятельности.
Изучение студентами содержания курса информатики, регламентированного предметными программами, предлагается на углубленном уровне в рамках общеобразовательной дисциплины "Информатика". Настоящим стандартом установлены требования к предметным результатам углубленного освоения курса "Информатика", которые включают в себя:
- овладение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование научной картины современного мира;
- овладение понятием алгоритмической сложности, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации;
- сформированность представлений о структуре современных компьютеров, тенденциях развития вычислительной техники;
- сформировано представление об общих принципах разработки и реализации интернет-приложений;
- сформированы представления об основных принципах организации и функционирования компьютерных сетей, нормах и правах информационной этики, принципах обеспечения информационной безопасности, методах и средствах обеспечения надежной работы средств ИКТ и др.
Таким образом, данная учебная дисциплина будет направлена на овладение студентами знаниями и умениями в области информатики и формирование компьютерной грамотности, а также на более глубокое изучение основ информатики, формирование навыков использования ИКТ с учетом специфики будущей профессиональной деятельности педагогов.
В своей докторской диссертации А.А.Хасанов обосновывает необходимость структурирования содержания учебных материалов по учебным предметам, направленным на формирование ИКТ компетентности будущих педагогов, путем интеграции предметной подготовки и установления системных междисциплинарных связей. Также этот автор подчеркивает необходимость интеграции ИКТ и дидактических единиц в учебный процесс в будущей профессиональной деятельности, а для успешного формирования ИКТ компетентности будущего педагога "должна быть разработана общая схема подготовки, при которой каждый учебный курс может быть представлен в виде междисциплинарной программы на основе учебного плана, выявляющего определенный компонент".
На основании вышеизложенного можно будет сделать ряд выводов, таких
как:
- анализ нормативных документов, рекомендаций, исследований в области оцифровки экономики позволяет выделить предпосылки оцифровки образования в целом, к которым можно отнести: цифровое поколение получателей образования; создание законодательных основ оцифровки образования; ресурсное обеспечение оцифровки образования, включающее цифровую образовательную среду образовательных учреждений; подготовку кадрового потенциала цифровой экономики, обладающего ИКТ компетентностью, получающего цифровую грамотность;
- цифровые педагогические технологии и цифровые технологии образовательного значения;
- вариативная часть программы подготовки специалистов среднего звена позволяет обеспечить условия для формирования ИКТ-компетентности, актуальной в наши дни.
Формирование ИКТ компетентности при изучении рассмотренных выше учебных дисциплин происходит исключительно в рамках проведения студентами
лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы и является основным средством формирования ИКТ компетентности будущих педагогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время многие исследователи считают необходимым учитывать междисциплинарную интеграцию на основе информационно-коммуникационных технологий для системного формирования их ИКТ компетентности в процессе подготовки будущих педагогов.
REFERENCES
[1] Abdurashidovich, X. A., & Nigmanovna, M. F. (2019). ACCESS TO ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE EDUCATION SYSTEM. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 7(12).
[2] Khasanov, A. A. (2017). Methods and methods of forming economic education through interdisciplinary communication through information technology. Journal, (3), 38.
[3] Urokova, S. B. (2020). Advantages and disadvantages of online education. ISJ Theoretical&Applied Science, 09(89), 34-37.
[4] Urokova, Sh., &Tuhtashev, U. (2019). Trends of electronic education development. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, Vol. 7 No. 12.
[5] Hasanov, A. A., & Gatiyatulina, R. M. (2017). Interdisciplinary Communication as a Didactic Condition of Increasing the Efficiency of Educational Process. Eastern European Scientific Journal, (5).
[6] Sharipov, D., Abdukadirov, A., Khasanov, A., & Khafizov, O. (2020, November). Mathematical model for optimal siting of the industrial plants. In 2020 International Conference on Information Science and Communications Technologies (ICISCT) (pp. 1-3). IEEE.
[7] Ravshanovna, P. N., &Abdurashidovich, K. A. (2019). ROLE OF INNOVATION IN SCHOOL DEVELOPMENT. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 7(12).
[8] Hasanov, A. A. (2020). PECULIARITIES OF PREPARING TEACHERS FOR THE DEVELOPMENT AND USE OF E-LEARNING RESOURCES. Theoretical & Applied Science, (9), 15-17.
[9] Khasanov, A. A. (2018). Didactic Foundations of Interdisciplinary Connections at Subject Teaching. Eastern European Scientific Journal, (6).
[10] Хасанов, А. А. (2012). Межпредметные связи как дидактические условия повышения эффективности учебного процесса. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 10(2).
[11] Хасанов, А. А. (2012). Межпредметные связи и их функции. Отечественная и зарубежная педагогика, (2 (5)).
[12] Gatiyatulina, R. M., & Inoyatov, S. D. (2018). Using information technologies in education (Distance education in Uzbekistan). Eastern European Scientific Journal, (2).
[13] СУЛЕЙМАНОВА, Р. М., & ШАРИПОВ, Н. Б. У. (2019). ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССАС ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. In Высшее и среднее профессиональное образование как основа профессиональной социализации обучающихся (pp. 420423).
[14] Saydaliyev, S., & Gulomova, N. (2019). Development of Spatial Thinking of Students Based on the Traditions of Eastern Architecture. International Journal of Progressive Sciences and Technologies, 14(2), 210-214.
[15] Gulomova, N. (2021). Use of interactive methods for students in teaching drawing lessons (on the example of views). ACADEMICIA: AN INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY RESEARCH JOURNAL, 11(1), 1637-1642.
[16] Gulomova, N., & Saidaliyev, S. (2020). Development of Emergency Image in Students Psychological-Pedagogical Problems. International Journal of Progressive Sciences and Technologies, 18(2), 181-186.
[17] Валиев, А. Н., Туланова, Д. Ж., &Гуломова, Н. Х. (2018). Современные педагогические и инновационные технологии обучения на занятиях по черчению. Молодой ученый, (3), 183-184.
[18] Туланова, Д. Ж., & Гуломова, Н. Х. (2018). Технология и условия проведения дидактических игр в процессе преподавания черчения в вузе. In Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества (pp. 89-93).
[19] Bulatov, S. (2021). Principles of Using Scientific Discoveries in Modernization of The Art Education System. Psychology and Education Journal, 58(2), 1221-1225.
[20] Valiev, A. (2021). ABOUT THE FEATURES OF THE PERSPECTIVE OF SIMPLE GEOMETRIC SHAPES AND PROBLEMS IN ITS TRAINING. Зб1рник наукових праць SCIENTIA. https://ois.ukrlogos.in.ua/index.php/scientia/article/view/10540
[21] Tashimov, N., & Samandar, Z. (2021). Improving the quality and efficiency of teaching descriptive geometry in a credit-modular system. ACADEMICIA: An international multidisciplinary research journal, 11(2), 730-733. DOI : 10.5958/22497137.2021.00398.0
[22] Ravshanovich, J. R. (2021). PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF PAINTING. Конференции. https://doi.org/10.47100/conferences.v1i1.952
[23] Jabbarov, R. (2021, April). DEVELOPING STUDENTS'CREATIVE ABILITIES THROUGH TEACHING" LANDSCAPE COLOR PICTURE" IN HIGHER
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 1 I 2021
ISSN: 2181-1601
EDUCATION SYSTEM. In Конференции.
https://doi.org/10.47100/conferences.v1i1.1088
[24] Muratov Xusan Xolmuratovich, Jabbarov Rustam Ravshanovich AMALIY va BADIIY bezak san'ati. UO'K 76(075); KBK85.15; M88 ISBN 978-9943-6383-4-1. 2020 yil. http://lib.cspi.uz/test/Amaliy%20san'at/mobile/index.html#p= 1
[25] Мансуров, Н., & Жалилова, В. (2021). МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ-НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. Зб1рник наукових праць SCIENTIA. https://ojs.ukrlogos.in.ua/index.php/scientia/issue/view/26.03.2021/487
[26] Валиев, А. Н. (2021). Об Особенностях Перспективы Простых Геометрических Фигур И Проблемах В Ее Обучении. CENTRAL ASIAN JOURNAL OF THEORETICAL & APPLIED SCIENCES, 2(4), 54-61. http://cajotas.centralasianstudies.org/index.php/CAJOTAS/article/view/116
[27] Malikov, K. G. (2020). THEORY AND PRACTICE OF CONSTRUCTION OF AXONOMERTIC PROJECTS. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 8(9). http://www.idpublications.org/ejrres-vol-8-no-9-2020/
[28] Расулов, М. (2021). НАУЧИТЬ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧЕРЕЖДЕНИЯХ СОСТАВЛЯТЬ КОМПОЗИЦИИ НА УРОКАХ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ. Збгрник наукових праць ЛОГОЕ.. https://doi.org/10.36074/logos-09.04.2021.v2.44
[29] Akhmedov, M. U., & Kholmatova, F. (2021). FORMATION OF CREATIVE PROCESSES IN STUDENTS THROUGH TEACHING COMPOSITION IN FINE ARTS. Збгрник наукових праць ЛО^Е. https://doi.org/10.36074/logos-09.04.2021.v2.03
[30] Djumaevich, K. K., & Toshkuvatovich, D. S. (2021). The book of principle of human specialist. Annals of the Romanian Society for Cell Biology, 7077-7088. http://dx.doi.org/10.5958/2249-7137.2020.00837.X