БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
ТЕМА НОМЕРА
УДК 664.1/.7
Актуальные вопросы технического регулирования
пищевых ингредиентов
Подготовка предприятий к введению в действие технических регламентов на требования безопасности продовольствия выявила огромный спектр вопросов, ответы на которые
В Регламенте установлен уточненный перечень разрешенных к применению пищевых добавок, введены новые добавки: экстракты розмарина, неотам.
промышленность хотела бы получить в ближайшее время.
Поговорим о проблемах внедрения Технического регламента «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и
Обозначение технического регламента
Наименование технического регламента
Срок введения в действие
ТР ТС 005/2011 ТР ТС 015/2011 ТР ТС 021/2011 ТР ТС 022/2011
ТР ТС 023/2011 ТР ТС 024/2011
ТР ТС 027/2012
ТР ТС 029/2012
«О безопасности упаковки»
«О безопасности зерна»
«О безопасности пищевой продукции»
«Пищевая продукция в части её маркировки»
«Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»
«Технический регламент на масложировую продукцию»
«О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе лечебного и диетического профилактического питания»
«О безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств»
Молоко и молочная продукция
Мясо и мясопродукты
Рыба и рыбные продукты
1.12.2012 г.
1 июля 2013 г.
1 июля 2013 г.
1 июля 2013 г.
1 июля 2013 г.
1 июля 2013 г.
1 июля 2013 г.
1 июля 2013 г.
Проект Проект Проект
Ключевые слова: техническое регулирование; требования безопасности; технический регламент; пищевые добавки; ароматизаторы; технологические вспомогательные средства.
Key words: technical regulation, safety requirements, technical procedures, food additives, flavorings, processing aids.
технологических вспомогательных средств».
Создание Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации продиктовало необходимость срочной разработки на его территории нормативно-правовых документов в области технического регулирования для свободного оборота продовольственных товаров на основе единых принципов и правил.
Как видно из таблицы, с 1 июля 2013 г. вводятся в действие сразу несколько технических регламентов в области пищевых продуктов. Из них общие технические регламенты: «О безопасности пищевых продуктов», «Пищевая продукция в части её маркировки», «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств».
Последний документ принят решением № 58 Совета Евразийской экономической комиссии 20 июля 2012 г. Регламенту предшествовал другой межгосударственный документ Таможенного союза «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)», где глава 2, разделы 22 и 23 касаются требований безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств. Требования введены в октябре 2011 г. и будут действовать вплоть до 1 июля 2013 г. Во многом новый технический регламент повторил нормы Единых требований, но имеются и отличия.
В Регламенте установлен уточненный перечень разрешенных к применению пищевых добавок, введены новые добавки экстракты розмарина
(Е 392), неотам (Е961), общее количество пищевых добавок составило 357 ед. Установлены регламенты применения некоторых пищевых добавок при производстве пищевых продуктов и ароматизаторов, которые ранее не были установлены: глюконовая кислота (Е574), поливиниловый спирт (Е1203). Содержание в пищевых продуктах пищевых добавок может контролироваться по закладке (по рецептуре) и/или с применением аналитических методов исследования.
Введены дополнительные требования по применению красителей, которые «могут применяться: для сохранения исходного внешнего вида пищевого продукта, цвет которого изменяется в результате технологической обработки, хранения, упаковки и др., для придания цвета бесцветной пищевой продукции и изменения их органолептических свойств; максимальные уровни содержания красителей в пищевой продукции, установленные в соответствии с Приложениями 10 и 11, означают содержание основного красящего вещества используемых коммерческих препаратов красителей».
Подсластители «должны применяться: в пищевой продукции со сниженной энергетической ценностью и без добавленных сахаров, в диетических продуктах, предназначенных для лиц, которым рекомендуется ограничивать (исключить) потребление сахара, в специализированной продукции с заданным химическим составом, а также для замены сахара с целью увеличения срока хранения пищевой продукции».
Выделены в самостоятельную группу ингредиентов пищевые ароматизаторы, уточнена их терминология и классификация («ароматизатор», «натуральный ароматизатор», «вкусоароматическое вещество», «вкусоароматический препарат», «термический технологический ароматизатор», «коптильный ароматизатор», «предшественники ароматизаторов»). По вкусоароматическим веществам:
определен Перечень вкусоарома-тических химических веществ для
SAFETY OF FOOD PRODUCTION
производства ароматизаторов (Приложение 19 к регламенту);
определены вкусоароматические вещества, использование которых в производстве пищевых ароматизаторов не допускается и которые могут попадать в ароматизаторы, а следовательно, и в пищевые продукты, только из растительного сырья в составе вкусоароматических препаратов;
установлены регламенты содержания в пищевых продуктах некоторых биологически активных веществ при использовании ароматизаторов, содержащих растительное сырье: бета-азарон, квассин, кумарин, мен-тофуран, метилэвгенол, пулегон, сафрол, синильная кислота, туйон (альфа и бета), теукрин А, эстрагол.
2 октября 2012 г. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) № 258 утвержден Порядок введения в действие технического регламента Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2012). Документ был призван разъяснить механизм реализации Технического регламента, но наряду с этим породил и ряд вопросов, которые пока остаются без ответа. Решением утверждены перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента и перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований и измерений, необходимых для применения и исполнения требований регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции. Анализ приведенных стандартов показал, что на ряд позиций, таких как кислота уксусная, кислота лимонная, лактат калия, в перечнях представлено сразу несколько стандартов типа «Технические условия», в том числе стандарты СТБ и ГОСТ Р или СТ РК и ГОСТ Р. На методы испытаний (например, метод определения массовой доли бенз (а) пире-на) - стандарт ИСО и стандарт СТБ. Какой же из приведенных стандартов является предпочтительным? Вероятно, этот вопрос должен быть рассмотрен при подготовке предложений по актуализации Перечней стандартов. Такая работа поручена разработчику регламента - Казахской стороне и должна проводиться с периодичностью один раз в год. Дополнительно, в соответствии с Планом мероприятий по реализации регламента, предусмотрены подготовка и представление в Евразийскую Комиссию проекта программы
по разработке (внесению изменений) межгосударственных стандартов. Срок выполнения работ - 1 апреля 2013 г., бизнес-сообщество данной программы пока не увидело.
Решением № 258 п. 2 установлен до 15 февраля 2015 г. переходный период для производства и выпуска в обращение продукции, соответствующей ранее установленным нормативам, а также для документов об оценке (подтверждении) соответствия. Для пищевых добавок, ароматизаторов, ферментных препаратов и технологических вспомогательных средств до настоящего времени таким документом является Свидетельство о государственной регистрации. В соответствии с ТР ТС 029/ 2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», вступающим в действие с 1 июля 2013 г., в дальнейшем таким документом должна стать декларация о соответствии продукции требованиям упомянутого регламента. Порядок оценки (подтверждения) соответствия в форме декларирования прописан в ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Однако, решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 « О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» государственная регистрация пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» продлевается вплоть до 15 февраля 2015 г. В итоге, у промышленности возникает целый ряд вопросов, ответы на которые пока никто не дал.
1. Значит ли вышесказанное, что при практически не изменившихся нормативах производители пищевых ингредиентов должны в очередной раз (уже в третий) переоформить свидетельства о государственной регистрации на соответствие всего ассортимента продукции требованиям ТР ТС 029/ 2012?
2. Будет ли до 15 февраля 2015 г. оценка (подтверждение) соответствия проходить параллельно как в форме декларирования, так и в форме госрегистрации ? Если ответ положительный, то хотелось бы знать: по каким причинам индустрия пищевых ингредиентов поставлена в столь жесткие условия. Если же оценка (подтверждение) соответствия в форме госрегистрации будет проводиться до 15 февраля 2015 г., а в форме декларирования после 15 февраля 2015 г., то возникает другой воп-
рос: по каким причинам индустрия пищевых ингредиентов лишается права на переходный период?
3. Свидетельства о государственной регистрации на соответствие продукции требованиям Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), которые выдавались как бессрочные документы, будут действительны до 15 февраля 2015 г. и Свидетельства о государственной регистрации, полученные на соответствие продукции требованиям Технического регламента (с 1 июля 2013 г.) также будут действовать до 15 февраля 2015 г., а затем взамен их будут оформляться декларации о соответствии. Какова же дальнейшая судьба Свидетельств о госрегистрации? Будут ли они приниматься во внимание при оформлении деклараций или же промышленность обречена на не-
Установлен до 15 февраля 2015 г. переходный период для производства и выпуска в обращение продукции, соответствующей ранее установленным нормативам, а также для документов об оценке (подтверждении) соответствия.
сколько лет бесполезного, напрасного затратного в финансовом и
временном отношении труда?
Союз Производителей Пищевых Ингредиентов от лица заявителей предлагает предусмотреть возможность использования Свидетельств о государственной регистрации как доказательного документа третьей стороны (без проведения повторных испытаний) при оформлении деклараций о соответствии пищевых ингредиентов требованиям Технического регламента.
Маркировка пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств, а также продуктов с их применением должна осуществляться в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза (022/2011) «Пищевая продукция в части ее маркировки», который также вступает в действие с 1 июля 2013 г., и ст. 9 Технического регламента Таможенного союза (029/2012) «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств». Для производите-
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА
ТЕМА НОМЕРА
ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
лей готовых продуктов питания с применением пищевых добавок и пр. в разделе «Маркировка» имеется ряд «подводных камней». Во-первых, не увязаны сроки введения в действие Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам... (решение КТС № 622) по подпункту а) пункта 27 в части маркировки ароматизаторов и подпункта 5) пункта 28 в части маркировки продуктов, содержащих отдельные красители (27 апреля 2013 г.), со сроками введения в действие ТР ТС 029/2012 (1 июля 2013 г.). Эта коллизия может стоить предприятиям солидных денег, так как вынуждает в течение 3 мес дважды менять этикетки на продукцию. Во-вторых, отсутствие четкого разделения в ст. 9 Регламента требований к маркировке собственно пищевых ингредиентов и продуктов с их использованием вносит возможность различных толкований требований по маркированию ароматизаторов и ферментных препаратов. По иници-
До 1 июля 2013 г. предусматривается определение государственных органов контроля (надзора), ответственных за осуществление государственного контроля (надзора) требованиям Технического регламента.
ативе ряда компаний Союзом участников потребительского рынка (СУПР) подготовлено письмо в Коллегию Евразийской экономической Комиссии по вопросу маркировки. Хочется надеяться, что проблема будет урегулирована одним из возможных вариантов, а именно: уточнением Решения КТС № 622 «О внесении изменений в Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам.», или внесением изменений в Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санэпиднадзору, в части исключения из них требований к продукции, являющейся объектом техрегулирования регламента ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств». Кстати, внесение изменений в Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам. предусмотрено «Планом мероприятий, необходимых для реализации технического
регламента Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», да только срок установлен - 1 июня 2013 г., т. е. позже, чем вступает в действие Решение № 622.
В стремлении выполнить требования регламентов в части маркировки, приобретатели пищевых ингредиентов направляют многочисленные запросы производителям и поставщикам ароматизаторов с просьбой предоставить расшифровку компонентного состава ароматизаторов. СППИ разъясняет, что ст. 9 п.1, ТР ТС 029/2012 гласит «10) для пищевой продукции, содержащей ароматизатор(ы), допускается не указывать вкусоароматические вещества и (или) вкусоароматические препараты, входящие в состав аро-матизатора(ов);».
Введение новой классификации ароматизаторов, взамен ранее применяемой, породило ряд проблем, которые требуется решить до введения регламента в действие. По новой классификации ароматизаторы теперь не относятся к пищевым добавкам и исключено деление их на натуральные, идентичные натуральным и искусственные; при определенных условиях производитель может обозначать их «натуральный ароматизатор». Но в течение второй половины 2010 г. и даже уже в 2011 г. подразделениями Роспотребнадзора выдавались Свидетельства о государственной регистрации с формулировкой «Пищевая добавка - ароматизатор искусственный (наименование)» или Пищевая добавка - ароматизатор идентичный натуральному (наименование)». По мнению Союза Производителей Пищевых Ингредиентов, необходимо просить Роспотребнад-зор подготовить письмо по данному вопросу, разъясняющее, что идентичные натуральным ароматизаторы, искусственные ароматизаторы в современном представлении классифицируются как просто ароматизаторы.
По маркированию пищевой продукции, в производстве которой использовались ферменты, обращаем внимание на положение Ст. 9, п.1, п.п. 6): «для пищевой продукции, содержащей ферментные препараты, вид(ы) активности, вид(ы) микроорганизмов-продуцентов таких препаратов допускается не указывать».
В дальнейшем, при разработке изменений к Техническому регламенту, представляется целесообразным ст. 9 «Требования к маркировке пищевых добавок, ароматизато-
ров, технологических вспомогательных средств» переработать таким образом, чтобы разделить требования к маркировке собственно пищевой продукции с использованием пищевых добавок, ароматизаторов и ферментных препаратов и требования к маркировке самих ингредиентов, как к товарной продукции.
Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 января 2013 г. № 3 утвержден План мероприятий, необходимых для реализации технического регламента Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств». План содержит обширный перечень мероприятий по стандартизации (подготовка проекта программы по разработке межгосударственных стандартов, подготовка предложений по актуализации Перечней стандартов, введения в действие на национальном уровне национальных стандартов). Кроме того, План предусматривает:
подготовку и представление в Евразийскую экономическую комиссию проекта перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям регламента (до 1 апреля 2013 г.);
внесение изменений в Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санэпиднадзору, в части исключения из них требований к продукции, являющейся объектом регулирования техрегламента (до 1 июня 2013 г.);
приведение нормативных правовых актов государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в соответствие с техническим регламентом (до 1 июля 2013 г.);
аккредитацию органов по сертификации, испытательных лабораторий, выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия продукции требованиям регламента (до 1 июля 2013 г.);
включение органов по сертификации в национальную часть Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза (до 1 июля 2013 г.);
определение органов госконтроля (надзора), осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением требований регламента, информирование об этом Коллегию Комиссии (до 1 июля 2013 г.);
проведение круглых столов и семинаров с целью разъяснения положений технического регламента (до 1 июля 2013 г.).
Планом предусмотрены ответственные исполнители по каждому из пунктов документа (Республика Казахстан - разработчик регламента, Евразийская экономическая комиссия, стороны-члены ТС, ответственные органы государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, уполномоченные на реализацию мероприятий, предусмотренных настоящим планом, определяемые правительствами этих государств). Ряд позиций плана уже не выполняются в срок. До сих пор нет перечней продукции, подпадающих под действие настоящего закона с указанием кодов ТН ВЭД. По состоянию на 1 апреля в России не проведено ни одного официального круглого стола или обучающего семинара. Учитывая отсутствие опыта работы по регламентам, такие семинары должны проводиться с широким привлечением производителей и потребителей, разработчиков требований безопасности, органов по сертификации, контролирующих и надзорных органов.
Планом мероприятий по реализации Технического регламента до 1 июля 2013 г. предусматривается определение государственных органов контроля (надзора), ответственных за осуществление государственного контроля (надзора) требованиям Технического регламента. Промышленность заинтересована в том, чтобы такие органы были определены как можно скорее. Тогда было бы можно, до внедрения регламента, провести ряд совместных встреч и консультаций по обсуждению и разъяснению отдельных, вызывающих наибольшее количество вопросов требований регламента.
К сожалению, План мероприятий по реализации технического регламента обошёл стороной такие важные вопросы, как:
организация работы, связанной с адаптацией требований по применению пищевых добавок по категориям пищевых продуктов, установленных новым европейским Регламентом (№1129/2011 от 11 ноября 2011 г.), и использование их при разработке технических регламентов на отдельные виды пищевой продукции. Новая европейская система деления пищевых продуктов на категории разработана с целью совершенствования процесса перемещения пищевых добавок на рынке и усиления прозрачности при проведении
процедуры их легализации. Регламенты применения пищевых добавок по категориям пищевых продуктов (Приложение 2 Регламента ЕС по пищевым добавкам 1333/2008 от 16 декабря 2008 г.) вводятся в действие с 1 июля 2013 г. Причем, ассортимент пищевых продуктов Таможенного союза должен быть адаптирован с Европейской и Ко-дексной системой кодификации пищевых продуктов, и в этой области предстоит большая совместная работа технологов пищевой промышленности и ученых, занимающихся проблемами применения пищевых добавок в производстве пищевых продуктов;
организация мониторинга пищевых добавок. С учетом внушительных объемов применения и широкого ассортимента пищевых ингредиентов необходимость организации регулярных статистических наблюдений давно назрела. Европейский Союз в своих регламентах эти задачи обозначил и последовательно их выполняет. Предложения СППИ по данному вопросу пока не услышаны;
кодификации пищевых добавок, ароматизаторов, ТВС. ВНИИ пищевых ароматизаторов, кислот и красителей и Союзом Производителей Пищевых Ингредиентов были подготовлены предложения в новый классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК- 034-2007 (КПЕС 2002), который вступил в действие с января 2008 г. Однако представленная в нем схема кодификации пищевых ингредиентов не отражает в достаточной степени состояние развития отечественного рынка и производства. В отрасли пищевых ингредиентов накопилось много предложений и вопросов, требующих безотлагательных решений в рамках указанного и других классификаторов.
Отсутствие в Планах мероприятий по реализации регламентов разработки рекомендаций по их применению диктует необходимость подготовки с участием контрольно-надзорных органов писем-разъяснений на отдельные положения и требования регламентов. На наш взгляд, эта работа должна стать доминирующей для общественных организаций и некоммерческих объединений производителей пищевых продуктов до введения регламентов в действие, т.е. до 1 июля 2013 г.
Т.В. КОТКОВА, Т.И. КРИКУН, А.П. НЕЧАЕВ, К.Д. ГОРШУНОВА, Союз Производителей Пищевых Ингредиентов
МИР
почему
БОЛЕЕ 200
Высокая фаговая устойчивость закваски подтверждена проверкой е МГУ ПБ на коллекции промышленных фагов, встречающихся на молочных предприятиях России.
Удобная фасовка не требует пересчета единиц активности на объем заквашиваемого продукта.
Конкурентоспособная цена.
Обеспечивают хорошо формуемую структуру творога.
При производстве творога сокращают потери белка и жира и дают увеличение выхода на 7-9% от нормы. Продукте процессе хранения не выделяет сыворотку, что позволяет фасовать его в пергамент.
Насыщенный аромат и вкус традиционных русских кисломолочных продуктов.
Увеличивают срок хранения продуктов.