Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МОБИЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МОБИЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
192
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МОБИЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / СТАТИСТИКА ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Карманов М.В., Кузнецов В.И.

Внедрение инновационных процессов в различные виды деятельности стало неотъемлемой частью современного этапа социально-экономического развития. В настоящее время массовое распространение получили мобильные средства передвижения. Между тем, статистическое исследование электрических мобильных средств передвижения, в том числе электросамокатов, в настоящее время пока сопряжено с целым рядом серьезных проблем, вызванных как новизной рассматриваемого объекта, так и трудностями методологического характера. В связи с вышесказанным актуальным являются задачи, связанные с методологией статистической оценки распространения электрических мобильных средств передвижения. В статье авторы предлагают систему статистических показателей мобильных средств передвижения. Эта система состоит из трех блоков: производственная, потребительская и статистика последствий эксплуатации самокатов. Первый блок включает показатели: общее количество выпущенных электрических самокатов в натуральном и в стоимостном выражении; структуру выпущенных электрических самокатов в разрезе самых различных признаков. Второй блок: общее количество приобретенных, арендованных электрических самокатов в натуральном и в стоимостном выражении; структура приобретенных, арендованных электрических самокатов в разрезе самых различных признаков:; динамика количества и структуры приобретенных, арендованных электрических самокатов; пол, возраст, место жительства, доходы и другие социально-демографические признаки владельцев и арендаторов электрических самокатов; количество электрических самокатов на 10 квадратных километров территории; количество электрических самокатов на 10000 человек населения; средняя цена приобретенного, арендованного электрического самоката и др. Третий блок включает традиционную систему показателей ДТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Карманов М.В., Кузнецов В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF STATISTICAL RESEARCH OF ELECTRIC MOBILE VEHICLES

The introduction of innovative processes in various activities has become an integral part of the current stage of socio-economic development. Currently, mobile vehicles have become widespread. Meanwhile, the statistical study of electric mobile vehicles, including electric scooters, is currently associated with a number of serious problems caused by both the novelty of the object under consideration and methodological difficulties. In connection with the foregoing, the tasks related to the methodology of statistical assessment of the distribution of electric mobile vehicles are relevant. In the article, the authors propose a system of statistical indicators of mobile vehicles. This system consists of three blocks: production, consumer and statistics of the consequences of the operation of scooters. The first block includes indicators: the total number of produced electric scooters in kind and in value terms; the structure of produced electric scooters in the context of a variety of features. The second block: the total number of purchased, rented electric scooters in kind and in value terms; the structure of purchased, rented electric scooters in the context of a variety of features:; dynamics of the number and structure of purchased, rented electric scooters; gender, age, place of residence, income and other socio-demographic characteristics of owners and renters of electric scooters; the number of electric scooters per 10 square kilometers of territory; number of electric scooters per 10,000 population; the average price of a purchased, rented electric scooter, etc. The third block includes the traditional system of road accident indicators.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МОБИЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ»

Актуальные вопросы статистического исследования электрических мобильных средств передвижения

Карманов Михаил Владимирович

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры статистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Karmanov.MV@rea.ru

Кузнецов Владимир Иванович

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры статистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Kuznetsov.VI@rea.ru

Внедрение инновационных процессов в различные виды деятельности стало неотъемлемой частью современного этапа социально-экономического развития. В настоящее время массовое распространение получили мобильные средства передвижения. Между тем, статистическое исследование электрических мобильных средств передвижения, в том числе электросамокатов, в настоящее время пока сопряжено с целым рядом серьезных проблем, вызванных как новизной рассматриваемого объекта, так и трудностями методологического характера. В связи с вышесказанным актуальным являются задачи, связанные с методологией статистической оценки распространения электрических мобильных средств передвижения. В статье авторы предлагают систему статистических показателей мобильных средств передвижения. Эта система состоит из трех блоков: производственная, потребительская и статистика последствий эксплуатации самокатов. Первый блок включает показатели: общее количество выпущенных электрических самокатов в натуральном и в стоимостном выражении; структуру выпущенных электрических самокатов в разрезе самых различных признаков. Второй блок: общее количество приобретенных, арендованных электрических самокатов в натуральном и в стоимостном выражении; структура приобретенных, арендованных электрических самокатов в разрезе самых различных признаков:; динамика количества и структуры приобретенных, арендованных электрических самокатов; пол, возраст, место жительства, доходы и другие социально-демографические признаки владельцев и арендаторов электрических самокатов; количество электрических самокатов на 10 квадратных километров территории; количество электрических самокатов на 10000 человек населения; средняя цена приобретенного, арендованного электрического самоката и др. Третий блок включает традиционную систему показателей ДТП.

Ключевые слова: инновации, технологические инновации, электрические мобильные средства, средства индивидуальной мобильности, статистика электросамокатов.

Научно-технический прогресс стремительно меняет жизнь населения в самых различных сферах деятельности. Еще десяток лет назад мало кто мог себе представить какие глубокие трансформации произойдут как в сознании, так и в возможностях территориальных перемещений людей. А уже сегодня электрические мобильные средства передвижения получили столь массовое распространение, что нельзя оставлять без внимания и подробного изучения позитивные и негативные последствия произошедших изменений.

Видимая сущность тотального использования электрических мобильных средств передвижения сводится к тому, что этот процесс представляет собой единство плюсов и минусов, среди которых каждый человек выбирает свое. Ведь, с одной стороны, новые технические средства всегда дают новые возможности, а, с другой стороны, они порождают и новые проблемы, которые до поры до времени могут успешно прятаться за уже выявленными преимуществами.

В этой связи для определения места электрических мобильных средств передвижения в современном обществе необходимо прибегнуть к услугам статистики, как инструмента, позволяющего оценивать состояние и развитие самых разнообразных явлений и процессов. Правда, при этом обязательно придется подробно разобраться с содержанием объекта исследования, его важнейшими особенностями, а также с теми направлениями прикладного анализа, которые предоставляют возможность вскрыть ключевые параметры столь специфического социального феномена.

Если обратиться к открытым источникам информации, то легко можно столкнуться с достаточно новым понятием, а именно с термином «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). Принято считать, что СИМ включает в свой состав роликовые коньки и лыжи, скейтборды, велосипеды, самокаты, а также электрические приспособления для перемещения людей [1]. Однако совершенно очевидно, что данная дефиниция изначально предполагает дальнейшую дифференциацию входящих в нее составных элементов.

Подобный вывод связан с тем обстоятельством, что любые средства индивидуальной мобильности могут быть выполнены на электрической тяге, то есть с использованием соответствующего мотора. Это в отличие от мускульной тяги заметно увеличивает скорость передвижения и формирует новую реальность, в которой электрические мобильные средства при определенных условиях легко превращаются в реальную угрозу для пешеходов.

По указанной причине все средства индивидуальной мобильности на практике достаточно быстро разделились на две самостоятельные группы:

• мускульные, ориентированные исключительно на физические возможности своих владельцев;

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м

Сл>

м см о см

сч

о ш т

X

<

т о х

X

• электрические, ориентированные на использование электрической тяги.

Примечательно, что в последнее время наблюдается всплеск популярности именно второй группы средств индивидуальной мобильности. Это обстоятельство эксперты увязывают с простотой, доступностью и удобством эксплуатации именно электрических средств индивидуальной мобильности, так как они не требуют специальной подготовки и физической силы. Попросту встал на них, нажал кнопку или рычаг и поехал, что идеально устраивает обывателей современного общества [2].

Отдельно стоит сказать, что в составе электрических средств индивидуальной мобильности особую популярность приобрели электрические самокаты, которые очень быстро превратились в модное массовое средство передвижения среди самых широких слоев населения вне зависимости от пола, возраста и иных социально-демографических признаков [3].

Поэтому в рамках данной статьи дальнейшее внимание будет сфокусировано именно на актуальных вопросах статистического исследования практического использования электросамокатов.

Реализация поставленной задачи во многом будет зависеть от того, насколько вразумительно удастся ответить на целый ряд очевидных вопросов, среди которых первостепенное значение, с нашей точки зрения, имеют следующие:

1) Что такое электросамокат как самостоятельный объект статистического наблюдения?

2) Чем вызвана необходимость всестороннего статистического исследования масштабов и последствий распространения электросамокатов в обществе?

3) Какие показатели сейчас используются для характеристики распространения электросамокатов в обществе?

4) Как может выглядеть система показателей для комплексной оценки места и роли электросамокатов в жизни современных людей?

Первый из поставленных вопросов является исходным пунктом любого статистического исследования. Для того, чтобы изучить что-либо статистически, прежде всего, необходимо организовать наблюдение. А любое наблюдение предполагает четкую и однозначную идентификацию объекта исследования. То есть аргументированный ответ по поводу того, что именно является электросамокатом.

На первый взгляд может показаться, что здесь все достаточно просто. Под электросамокатом следует понимать любой самокат, который снабжен электрическим приводом, позволяющим осуществлять движение за счет мотора, а не мускульной силы человека. Однако на самом деле все значительно сложнее. Электросамокаты могут заметно различаться размерами, мощностью электрического двигателя, определяющего максимально возможную скорость движения, емкостью зарядной батареи и другими параметрами. Ведь одно дело, когда скорость электросамоката не может превышать 20 километров в час и совсем другое дело, когда эта скорость может достигать 60-80 километров в час. То есть названные различия носят существенный и принципиальный характер, а поэтому вынуждают задумываться о границах и последствиях использования самокатов на электрической тяге [4].

В этом контексте остро встает проблема регламентации и юридического обеспечения правил эксплуатации электросамокатов, которые фактически являются совсем непростым объектом наблюдения. Иными словами, четкое и однозначное определение электросамокатов должно увязываться с определенным набором законодательных актов, расставляющих все по своим местам, начиная от понятия объекта наблюдения, и, заканчивая требованиями практического использования. Без этого не только сложно, но и невозможно построить статистический учет электросамокатов, чтобы организованное наблюдение позволяло получать точные и адекватные результаты.

Второй вопрос во все времена носит не только общеметодологический, но и социальный характер. Если речь заходит об исследовании абсолютно любого объекта, то вольно или не вольно возникает необходимость доказать не только актуальность, но и надобность или целесообразность подобного действия. Применительно к электросамокатам этот подход остается в силе [5]. Их появление в современном обществе вызвало широкий общественный резонанс, который с течением времени не ослабевает, а наоборот только усиливается. Повышенный интерес, как отдельных граждан, так и всего социума связан с целым рядом особенностей, свойственных столь своеобразному мобильному средству передвижения. Остановимся на ключевых из них.

Электрические самокаты открыли членам современного общества широкий спектр новых возможностей, связанных с транспортной мобильностью [6]. К ним, безусловно, относятся следующие позитивные моменты:

■ доступность с позиций платежеспособности населения, особенно в сравнении с другими традиционными средствами передвижения (например, с автомобилями);

■ возможность и простота аренды;

■ отсутствие необходимости сдачи экзамена на право управления и знание правил дорожного движения, а также надобности получения прав;

■ слабое законодательное регулирование правил эксплуатации;

■ компактность в контексте собственного хранения или перемещения до места использования;

■ экологичность использования, особенно по сравнению со средствами, работающими на углеводордном топливе;

■ самостоятельность и независимость использования;

■ удобство подзарядки и практического использования;

■ мода, ощущение принадлежности к новому тренду развития современных мегаполисов и др.

Перечисленные обстоятельства, безусловно, способствуют тому, что электросамокаты стремительно приобретают массовую популярность среди самых различных слоев населения, тем самым вызывая объективный интерес со стороны не только научного мира, но и со стороны действующей власти, которая просто обязана отслеживать и как-то регулировать все социально значимые явления и процессы [2]. Одновременно на обозначенные контуры бытия начинают остро и весьма болезненно накладываться проблемы использования всех без исключения мобильных средств передвижения, в том числе и на электрической тяге, которые заметно проступают в числе новых видов дорожных происшествий, аварий, травм самих водителей электросамока-

тов, а также простых пешеходов. К сожалению, последние оказываются погруженными в новую реальность, когда опасность может их подстерегать не только на дорогах, но и на тротуарах, а также в иных местах, где ранее таких проблем не возникало.

Третий вопрос по существу подразумевает выяснение ситуации, сложившейся с оценкой роли и места электрических самокатов в жизни современного общества. По существу он предполагает установление того, а какие именно индикаторы привлекаются для количественного измерения масштабов и последствий распространения электросамокатов, а также достаточно ли их для всесторонней и детальной характеристики рассматриваемого объекта исследования.

Синтез аналитических материалов, находящихся в свободном доступе позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время параллельно развиваются два направления статистики электросамокатов. Если так можно выразиться производственная и потребительская статистика [7].

Производственная статистика электросамокатов в основном ориентирована на отражение количественных параметров предложения в рассматриваемом сегменте рынка мобильных электрических средств передвижения. То есть здесь чаще всего превалируют такие статистические показатели как:

^ общее количество выпущенных электрических самокатов в натуральном (в штуках) и в стоимостном (в рублях) выражении;

^ структура выпущенных электрических самокатов в разрезе самых различных признаков: по цене, по размеру, по производителям, по странам мира, по емкости аккумуляторной батареи, по возможной максимальной длительности пробега, по максимально достигаемой скорости и т.д.;

^ динамика количества и структуры выпущенных электрических самокатов и др.

Все перечисленные индикаторы нацелены на получение комплексного представления о результатах производства электросамокатов. В совокупности они раскрывают особенности производственной деятельности по насыщению современного общества конкретными средствами индивидуальной мобильности.

Потребительская статистика электросамокатов представляет противоположную сторону, так как направлена на количественную характеристику спроса на рынке мобильных электрических средств передвижения. Она охватывает похожие, но ориентированные на потребление индикаторы, которые также могут быть дополнены показателями распространенности и доступности электросамокатов:

^ общее количество приобретенных, арендованных электрических самокатов в натуральном (в штуках) и в стоимостном (в рублях) выражении;

^ структура приобретенных, арендованных электрических самокатов в разрезе самых различных признаков: по цене, по размеру, по производителям, по странам мира, по емкости аккумуляторной батареи, по возможной максимальной длительности пробега, по максимально достигаемой скорости и т.д.;

^ динамика количества и структуры приобретенных, арендованных электрических самокатов;

^ пол, возраст, место жительства, доходы и другие социально-демографические признаки владельцев и арендаторов электрических самокатов;

^ количество электрических самокатов на 10 квадратных километров территории;

^ количество электрических самокатов на 10000 человек населения;

^ средняя цена приобретенного, арендованного электрического самоката и др.

Однако требуется сказать, что практика использования мобильных электрических средств передвижения уже доказала, что производственный и потребительский аспекты явно не исчерпывают всего содержания электросамокатов с позиций их роли и места в современном обществе. В данном случае имеются в виду последствия эксплуатации подобных достаточно модных и популярных средств индивидуальной мобильности. В частности, в той плоскости, которая касается снижения физической активности населения и возникновения дорожно-транспортных происшествий с участием владельцев и арендаторов электросамокатов [8].

Если снижение физической активности населения, так как электросамокаты не требуют использования мускульной силы человека, еще требует поиска адекватных индикаторов, то их участие в ДТП может быть идентифицировано при помощи традиционных показателей: ^ число случаев ДТП с участием электрических самокатов;

^ число случаев ДТП с участием электрических самокатов на 100000 человек населения;

^ число владельцев, арендаторов электрических самокатов, попавших в ДТП;

^ удельный вес владельцев, арендаторов электрических самокатов, попавших в ДТП;

^ число и удельный вес владельцев, арендаторов электрических самокатов, пострадавших в ДТП, в том числе с тяжелыми последствиями (включая смертельный исход);

^ число и удельный вес владельцев, арендаторов электрических самокатов, привлеченных за ДТП к административной или уголовной ответственности, в том числе осужденных и др.

Представленный раздел показателей способен навести на неправильный ход мысли о том, что электросамокаты это исключительное зло. Вне всякого сомнения, подобные мобильные средства индивидуального передвижения имеют и плюсы, которые дают основание причислить их к социальному благу. Например, использование электрических самокатов позволяет снизить нагрузку на общественный транспорт, сократить число дорожных пробок, а, самое главное улучшить экологическую обстановку. Однако проблема здесь заключается в том, что пока никто не знает, как статистически вычленить вклад именно электросамокатов в обозначенные выше позитивные результаты.

В целом, статистическое исследование электрических мобильных средств передвижения, в том числе электросамокатов, в настоящее время пока сопряжено с целым рядом серьезных проблем, вызванных как новизной рассматриваемого объекта, так и трудностями методологического характера. В этом контексте еще потребуется проделать огромную работу, направленную на разработку ключевых вопросов статистического учета и анализа наличия и использования электросамокатов, чтобы иметь реальное представление о развитии достаточного перспективного и мобильного вида транспортных средств индивидуального предназначения.

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м

Сл>

Литература

1. Электронный ресурс: https://pddmaster.ru/plan/siiTi-1119.html (Дата обращения 31.08.2021 г.).

2. Куликова О.В. Электросамокат - транспорт будущего, меняющий городскую среду. В сборнике: Развитие предпринимательства в России - история, опыт, перспективы: региональный аспект. Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, магистрантов, аспирантов. В 2-х частях. Симферополь, 2021, С.135-137.

3. Алиева О.В. Автономные мобильные средства для передвижения по городу. В сборнике: European Scientific Conference. Материалы 10-й Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственный редактор Гуляев Г.Ю. 2018, С.117-119.

4. Антоненко А.И., Морозова А.С., Морозова Т.С., Морозова Е.В. Электросамокат как транспорт будущего. В сборнике: России - творческую молодежь. Материалы 14-й Всероссийской научно-практической студенческой конференции (в 5-ти томах). ВГТУ. 2021, С.13-17.

5. Табуркин Г.Н., Строганов Ю.Н. Электросамокат как средство индивидуальной мобильности в России. В сборнике: Инновационное развитие техники и технологий наземного транспорта. УФУ им. Б.Н. Ельцина. 2021, с.63-65.

6. Электросамокат завоевывает мир слишком энергично. Электронный ресурс: https://expeitnj/2019/07/9/elektrosairiokatnyie-vojnyi-po-vsem-frontam/ (Дата обращения 31.08.2021 г.).

7. Самокаты вместо машин: как мобильный электротранспорт завоевывает мир. Электронный ресурс: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5fe103319a7947b46 0cc1fc7 (Дата обращения 31.08.2021 г.).

8. Электронный ресурс: https://ren.tv/news/v-rossii/873549-voditeli-elektrosamokatov-v-rossii-biut-rekordy-po-avariinosti (Дата обращения 31.08.2021 г.).

fO

сч о сч

сч

Current issues of statistical research of electric mobile vehicles Karmanov M.V., Kuznetsov V.I.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Plekhanov Russian University of Economics

JEL classification: C10, C50, C60, C61, C80, C87, C90_

The introduction of innovative processes in various activities has become an integral part of the current stage of socio-economic development. Currently, mobile vehicles have become widespread. Meanwhile, the statistical study of electric mobile vehicles, including electric scooters, is currently associated with a number of serious problems caused by both the novelty of the object under consideration and methodological difficulties. In connection with the foregoing, the tasks related to the methodology of statistical assessment of the distribution of electric mobile vehicles are relevant. In the article, the authors propose a system of statistical indicators of mobile vehicles. This system consists of three blocks: production, consumer and statistics of the consequences of the operation of scooters. The first block includes indicators: the total number of produced electric scooters in kind and in value terms; the structure of produced electric scooters in the context of a variety of features. The second block: the total number of purchased, rented electric scooters in kind and in value terms; the structure of purchased, rented electric scooters in the context of a variety of features:; dynamics of the number and structure of purchased, rented electric scooters; gender, age, place of residence, income and other socio-demographic characteristics of owners and renters of electric scooters; the number of electric scooters per 10 square kilometers of territory; number of electric scooters per 10,000 population; the average price of a purchased, rented electric scooter, etc. The third block includes the traditional system of road accident indicators. Keywords: innovations, technological innovations, electric mobility aids,

individual mobility aids, electric scooter statistics. References

1. Electronic resource: https://pddmaster.ru/plan/sim-1119.html (Accessed

08/31/2021).

2. Kulikova O.V. The electric scooter is the transport of the future, changing

the urban environment. In the collection: Development of Entrepreneurship in Russia - History, Experience, Prospects: Regional Aspect. Materials of the International scientific-practical conference of teachers, students, undergraduates, graduate students. In 2 parts. Simferopol, 2021, pp.135-137.

3. Alieva O.V. Autonomous mobile vehicles for movement around the city. In

the collection: European Scientific Conference. Materials of the 10th International Scientific and Practical Conference. In 2 parts. Managing editor Gulyaev G.Yu. 2018, pp.117-119.

4. Antonenko A.I., Morozova A.S., Morozova T.S., Morozova E.V. Electric

scooter as the transport of the future. In the collection: Russia - creative youth. Materials of the 14th All-Russian Scientific and Practical Student Conference (in 5 volumes). VSTU. 2021, pp.13-17.

5. Taburkin G.N., Stroganov Yu.N. Electric scooter as a means of individual

mobility in Russia. In the collection: Innovative development of land transport equipment and technologies. UFU them. B.N. Yeltsin. 2021, pp.63-65.

6. The electric scooter is taking over the world too vigorously. Electronic

resource: https://expert.ru/2019/07/9/elektrosamokatnyie-vojnyi-po-vsem-frontam/ (Accessed 08/31/2021).

7. Scooters instead of cars: how mobile electric vehicles are conquering the

world. Electronic resource:

https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5fe103319a7947b460cc1fc7 (Accessed 08/31/2021).

8. Electronic resource: https://ren.tv/news/v-rossii/873549-voditeli-elektrosamokatov-v-rossii-biut-rekordy-po-avariinosti (Accessed 08/31/2021).

О Ш

m x

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.