Научная статья на тему 'ИНЫЕ ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ АРЕНДОВАННЫМИ ЭЛЕКТРОСАМОКАТАМИ'

ИНЫЕ ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ АРЕНДОВАННЫМИ ЭЛЕКТРОСАМОКАТАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР КРАТКОСРОЧНОЙ АРЕНДЫ АВТОМОБИЛЕЙ / ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вислогубова О.И.

В статье предпринимается попытка научного анализа применения иных видов материальной ответственности к лицам, управляющим арендованными электрическими самокатами. Подчеркивается нерешенность проблем закрепления административно-правового статуса лиц, передвигающихся на средствах индивидуальной мобильности, оснащенных электрическими двигателями (лиц, использующих средства индивидуальной мобильности), что, в свою очередь, образует вакуум в праве и детерминирует различные казуистические ситуации, при которых фактическое нарушение Правил дорожного движения остается без наказания. Анализируется правоприменительная практика органов внутренних дел, судебная практика, а также опыт привлечения к иным видам материальной ответственности клиентов краткосрочной аренды автомобилей. Обосновывается возможность применения существующих правовых и организационных механизмов привлечения виновных лиц, арендующих электрические самокаты, к материальной ответственности. Делаются предложения по изменению законодательства Российской Федерации, в том числе по внесению изменений в Правила дорожного движения, а также принятию ряда новых нормативных правовых актов. В завершение статьи формулируются выводы о повышении сознательности лиц, управляющих электрическими самокатами, посредством применения к ним штрафных санкций за нарушения условий договора аренды и Правил дорожного движения. Отмечается что подобная практика повлияет на уровень безопасности на дорогах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вислогубова О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OTHER TYPES OF FINANCIAL LIABILITY OF PERSONS MANAGING RENTED ELECTRIC SCOOTERS

The article attempts a scientific analysis of the application of other types of liability to persons managing rented electric scooters. It is emphasized that the unresolved problems of securing the administrative and legal status of persons traveling on means of individual mobility equipped with electric motors (persons using means of individual mobility), which in turn forms a vacuum in the law and determines various casuistic situations in which the actual violation of traffic Rules remains without punishment. The law enforcement practice of the internal affairs bodies, judicial practice, as well as the experience of bringing short-term car rental clients to other types of financial liability are analyzed. The possibility of applying the existing legal and organizational mechanisms of bringing the guilty persons renting electric scooters to financial responsibility is substantiated. Proposals are being made to amend the legislation of the Russian Federation, including amendments to the Rules of the Road, as well as the adoption of a number of new regulatory legal acts. At the end of the article, conclusions are formulated about increasing the consciousness of persons driving electric scooters by applying penalties to them for violations of the terms of the lease agreement and violations of traffic rules. It is noted that this practice will affect the level of safety on the roads of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ИНЫЕ ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ АРЕНДОВАННЫМИ ЭЛЕКТРОСАМОКАТАМИ»

иные виды материальной ответственности лиц, управляющих арендованными электросамокатами

other types of financial liability of persons managing rented electric scooters

УДК 342.951

О.И. ВИСЛОГУБОВА,

адъюнкт

(Краснодарский университет МВД России, Россия, Краснодар) kiap_krdu@mvd.ru

OKSANA I. VISLOGUBOVA,

Postgraduate (Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia, Krasnodar, Russia)

Аннотация: в статье предпринимается попытка научного анализа применения иных видов материальной ответственности к лицам, управляющим арендованными электрическими самокатами. Подчеркивается нерешенность проблем закрепления административно-правового статуса лиц, передвигающихся на средствах индивидуальной мобильности, оснащенных электрическими двигателями (лиц, использующих средства индивидуальной мобильности), что, в свою очередь, образует вакуум в праве и детерминирует различные казуистические ситуации, при которых фактическое нарушение Правил дорожного движения остается без наказания. Анализируется правоприменительная практика органов внутренних дел, судебная практика, а также опыт привлечения к иным видам материальной ответственности клиентов краткосрочной аренды автомобилей. Обосновывается возможность применения существующих правовых и организационных механизмов привлечения виновных лиц, арендующих электрические самокаты, к материальной ответственности. Делаются предложения по изменению законодательства Российской Федерации, в том числе по внесению изменений в Правила дорожного движения, а также принятию ряда новых нормативных правовых актов. В завершение статьи формулируются выводы о повышении сознательности лиц, управляющих электрическими самокатами, посредством применения к ним штрафных санкций за нарушения условий договора аренды и Правил дорожного движения. Отмечается что подобная практика повлияет на уровень безопасности на дорогах Российской Федерации.

Ключевые слова: договор краткосрочной аренды автомобилей, штрафные санкции за нарушение условий договора.

Для цитирования: Вислогубова О.И. Иные виды материальной ответственности лиц, управляющих арендованными электросамокатами // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2022. № 2. С. 90-93.

Abstract: the article attempts a scientific analysis of the application of other types of liability to persons managing rented electric scooters. It is emphasized that the unresolved problems of securing the administrative and legal status of persons traveling on means of individual mobility equipped with electric motors (persons using means of individual mobility), which in turn forms a vacuum in the law and determines various casuistic situations in which the actual violation of traffic Rules remains without punishment. The law enforcement practice of the internal affairs bodies, judicial practice, as well as the experience of bringing short-term car rental clients to other types of financial liability are analyzed. The possibility of applying the existing legal and organizational mechanisms of bringing the guilty persons renting electric scooters to financial responsibility is substantiated. Proposals are being made to amend the legislation of the Russian Federation, including amendments to the Rules of the Road, as well as the adoption of a number of new regulatory legal acts. At the end of the article, conclusions are formulated about increasing the consciousness of persons driving electric scooters by applying penalties to them for violations of the terms of the lease agreement and violations of traffic rules. It is noted that this practice will affect the level of safety on the roads of the Russian Federation.

ТРИБУНА

МОЛОДОГО УЧЕНОГО

2022'2

Keywords: short-term car rental agreement, penalties for violating the terms of the agreement.

For citation: Vislogubova O.I. Other types of financial liability of persons managing rented electric scooters // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 2. P. 90-93.

В настоящее время актуальной проблемой для общества является отсутствие законодательного закрепления административно-правового статуса лиц, передвигающихся на средствах индивидуальной мобильности1, оснащенных электродвигателями (лиц, использующих СИМ). Нерешенность указанных вопросов образует вакуум в праве и детерминирует различные казуистические ситуации, при которых фактическое нарушение Правил дорожного движения2 остается без наказания. Подобное положение дел формирует ошибочное общественное мнение о возможности использования СИМ как определенной «игрушки» в нарушение ПДД без привлечения в дальнейшем к ответственности, в результате чего на улицах и дорогах получают ранения и гибнут люди. Так, согласно официальным статистическим данным, количество дорожно-транспортных происшествий с электросамокатами в прошлом году увеличилось на 66%. При этом только лишь за 9 месяцев 2021 г. произошло 416 подобных дорожно-транспортных происшествий, в которых 10 человек погибло и 438 человек было ранено3.

Анализ правоприменительной и судебной практики демонстрирует принятие разнопо-лярных процессуальных решений в отношении лиц, использующих СИМ.

В ряде случаев сотрудники полиции и судьи исходят из того, что статус лиц, использующих СИМ, не определен, поэтому их правонарушения трактуют как нарушение ПДД пешеходом. Примером может служить решение судьи Московского районного суда г. Казани по жалобе на постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности за отказ водителя от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, в результате которого постановление было отменено в связи с отсутствием события правонарушения. Формальным признаком для принятия решения стало отсутствие законодательного определения электросамоката4.

В других же случаях правоприменители, учитывая мощность устройства, на котором пере-

1 Далее - СИМ.

2 Далее - ПДД.

3 Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2021 года. Информационно-аналитический обзор. - Москва: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021. С. 23.

4 Решение от 26.01.2021 № 12-5/2021 по делу № 5/2-

458/2020 [Электронный ресурс]. - URL: Ь|Нр://Судебные ре-

шения. рф/57381243 (дата обращения: 22.10.2021).

двигается лицо, применяют процессуальные меры к последнему как к водителю мопеда или мотоциклисту. В качестве примера можно привести решение Ленинского районного суда г. Тамбова по делу № 12-260/2017, в результате которого жалоба гражданина о том, что он управлял электросамокатом в состоянии алкогольного опьянения и являлся при этом «пешеходом», оставлена без удовлетворения, а постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности - без изменения5.

Отсутствие законодательного закрепления дефиниций [1, с. 19], правовая неопределенность в статусе указанных лиц, а также пробелы в законодательстве, предусматривающем ответственность лиц, использующих СИМ, позволяют им оставаться безнаказанными [2, с. 246], совершать все новые и новые правонарушения, ставя под угрозу жизнь и здоровье иных участников дорожного движения. Государство принимает меры по решению указанных проблем, однако бюрократический механизм внесения изменений в действующие нормативные правовые акты не успевает за масштабным распространением электросамокатов на территории нашей страны.

Основная доля СИМ приходится на гаджеты, предоставляемые в краткосрочную аренду различными фирмами6. Направив развитие рынка кикшеринга в правовое русло, можно ожидать повышения уровня безопасности в сфере передвижения на СИМ. В этой связи обращает на себя внимание опыт регулирования краткосрочной аренды автомобилей, который хоть и является новой тенденцией рынка, но уже успел приобрести соответствующее правовое закрепление и выработать определенную практику привлечения к ответственности лиц, нарушающих законодательство и условия договора аренды.

В целях демонстрации возможных путей решения проблем привлечения к ответственности лиц, использующих СИМ, проанализируем имеющийся опыт в сфере краткосрочной аренды автомобилей и предложим наиболее оптимальные меры, позволяющие снизить опасность рассматриваемой категории участников дорожного движения для окружающих.

Итак, говоря о времени появления каршерин-га в России следует отметить, что первая фирма, предоставляющая услуги краткосрочной аренды автомобилей с поминутной оплатой, появилась

5 Решение от 12.12.2017 № 12-260/2017 по делу № 12260/2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://sudact.ru/ regular/doc/llZ1nUMWmP5e (дата обращения: 22.10.2021).

6 Далее - кикшеринг.

2022'2

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

в Москве в 2013 г. [3, с. 55]. В настоящее время фирм каршеринга на территории нашей страны существует более 20. Данные фирмы, как и все конкурирующие хозяйствующие субъекты, пытаются предоставить своим клиентам более выгодные условия, более упрощенную регистрацию, а также качественный автопарк. Отмечая незначительные отличия в тарифах, марках транспортных средств, дальности возможных поездок, все же заметим, что условия аренды автомобилей в большей степени идентичны. К числу подобных условий следует отнести:

1. Прохождение процедуры регистрации клиента на сайте фирмы каршеринга. В эту процедуру входит подтверждение личности пользователя и отправка всех необходимых копий документов. В большинстве случаев к пользованию услугами каршеринга допускаются совершеннолетние граждане, но иногда фирмы устанавливают дополнительные требования по стажу безаварийной езды (например, не менее двух лет), что, соответственно, увеличивает возрастной порог для клиентов.

2. Заключение договора, договора краткосрочной аренды и пользовательского соглашения. После электронной подписи вышеперечисленных документов клиент получает собственный аккаунт, посредством которого он может управлять своими поездками (бронировать, начинать, прекращать или отменять их).

3. Привязка банковской карты клиента к соответствующему аккаунту. Учитывая, что оплата за пользование услугами каршеринга осуществляется безналично (фирмы применяют безакцептное списание денежных средств), то операторы каршеринга устанавливают минимальный порог наличия денежных средств на карте клиента. В тех случаях если денежных средств недостаточно, то в приложении появится уведомление о необходимости пополнения баланса для совершения поездки.

Операторы каршеринга осуществляют проверку данных, содержащихся в аккаунте, после чего принимают решение о предоставлении или об отказе в услуге краткосрочной аренды автомобиля.

При этом, несмотря на определенную новизну рынка услуг каршеринга, проблем с привлечением к ответственности за нарушение ПДД не возникает [4, с. 25]. Анализ правоприменительной практики подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения позволяет прийти к выводу, что выявление правонарушителей и привлечение их к ответственности базируется на следующих началах:

1. На все выявленные и зафиксированные на автоматические средства фотофиксации нарушения ПДД, совершенные водителями, управляющими каршеринговыми автомобилями, распространяется правило ответственности собственников транспортных средств, предусмотренное ст. 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Административная от-

ветственность собственников (владельцев) транспортных средств»7.

2. Положениями договоров каршеринга (договор, договор аренды и пользовательское соглашение) предусмотрены различные виды материальной ответственности клиентов, в том числе:

- безакцептное списание денежных средств в счет погашения оплаты административных штрафов (непосредственно сумма административного штрафа, налагаемого на собственника транспортного средства за административное правонарушение в сфере безопасности дорожного движения, зафиксированного посредством автоматической фотофиксации);

- административирование штрафов, осуществляемое оператором каршеринга (стоимостная оценка деятельности фирмы по обработке платежей административных штрафов);

- собственные штрафные санкции, налагаемые фирмами каршеринга (перечень проступков, за которые клиент каршеринга может понести материальное наказание, довольно обширен и связан с нарушением условий договора аренды, в том числе в виде нарушения ПДД).

3. Благодаря наличию у каждого клиента каршеринга индивидуального аккаунта и установленной программы не возникает проблем с конечным адресатом регрессных требований по выплате денежных средств за нарушения ПДД. Каждый клиент каршеринга при начале использования автомобиля фирмы «открывает» поездку, а по завершении «закрывает» ее, что отображается в разделе «Личный кабинет клиента» соответствующей программы.

Иными словами, при получении штрафа за нарушение ПДД фирма каршеринга устанавливает, кто в момент совершения правонарушения являлся клиентом, и осуществляет безакцептное списание денежных средств с привязанной к аккаунту карты в счет оплаты вышеперечисленных позиций. Введение фирмами жесткой политики штрафных санкций, а также неотвратимость наказания с применением безакцептного списания денежных средств положительно сказались на статистике нарушения ПДД водителями, управляющими арендованными транспортными средствами. Так, согласно официальным данным МВД России, в 2021 году по сравнению с предыдущим количество дорожно-транспортных происшествий с каршеринговыми автомобилями сократилось вдвое (число происшествий уменьшилось на 47,7%, погибших - на 50%, а раненых - на 46,5%)8.

Таким образом, в целях снижения аварийности с участием лиц, использующих СИМ, пред-

7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

8 Число ДТП с каршерингом в Москве сократилось вдвое [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2021/04/07/reg-сЫу-^а-^а^ок^^-коМсЬ^^о-^р^-ка^еппдот-у-moskve.html (дата обращения: 22.11.2021).

ТРИБУНА

2022'2

лагаем внедрить в деятельность компаний, оказывающих услуги по краткосрочной аренде электросамокатов, положительный опыт из практики фирм каршеринга, а именно:

- регрессное списание денежных средств с карт, привязанных к аккаунту клиента кикшен-ринга, в счет погашения административных штрафов;

- применение собственных штрафных санкций за нарушение ПДД клиентом кикшеринга;

- возможность взимания денежных средств в счет компенсации расходов фирмы по обработке платежей административных штрафов.

Реализацию подобных мер следует осуществлять комплексно, наряду с применением иных мер государственного управления в рассматриваемой сфере. О необходимости применения различных мер организационно-правового и экономического характера уже отмечалось в имеющихся публикациях [5, с. 175]. При этом первоочередными среди озвученных ранее мер должны стать:

1. На федеральном уровне определить статус лиц, использующих СИМ, внеся соответствующие изменения в Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения».

2. Решить вопрос с идентификацией СИМ (присвоением им регистрационных знаков путем регистрации) в целях осуществления фиксации административных правонарушений средствами фотосьемки, работающими в автоматическом режиме [6, с. 97].

3. Принять единый типовой договор аренды СИМ, придав ему статус нормативного правового акта органа исполнительной власти (например, приказ Министерства экономического развития Российской Федерации).

При условии реализации указанных выше мер привлечение к ответственности лица, использующего СИМ, будет осуществляться по уже отработанному алгоритму привлечения к материальной ответственности клиентов краткосрочной аренды автомобилей. Фирмы кикшеринга будут заинтересованы в погашении оплаты клиентами постановлений о наложении административных штрафов, поскольку в противном случае им как собственникам транспортных средств придется нести убытки, связанные с нарушением ПДД, фиксация которых была осуществлена средствами, работающими в автоматическом режиме. В свою очередь, пользователи краткосрочной аренды электросамокатов перестанут относиться к СИМ как к опасной «игрушке», за использование которой не предусмотрена никакая ответственность.

Литература

1. Зейналов Ф.Н., Губенков О.Е. «Управление транспортным средством»: необходимость внесения дефиниции в административное законодательство России // NB: Административное право и практика администрирования. - 2018. - № 1. - С. 18-23.

2. Сейкин В.Ю. Защита прав личности при использовании транспортных средств с электродвигателем // Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов: сборник научных трудов. - Тверь, 2021. С. 243-247.

3. Глаголева С.В., Коршиков Д.А. Каршеринг как замена личного автомобиля // Наука и социум: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск, 2018. С. 51-56.

4. Калюжный Ю.Н. Современные проблемы законодательного регулирования использования отдельных видов электротранспорта // NB: Административное право и практика администрирования. - 2019. - № 5. - С. 27-33.

5. Напханенко И.П., Затона Р.Е., Тишкин Д.Н., Кашаева А.Р. Некоторые правовые аспекты использования электрических средств индивидуального передвижения // Экономико-правовые механизмы обеспечения национальной безопасности: сборник материалов V Всероссийской национальной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2021. С. 175.

6. Затолокин А.А. Перспективы развития систем автоматической фиксации административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. - 2019. - № 1 (3). - С. 97-101.

References

1. Zeinalov F.N., Gubenkov O.E. "Upravlenie transportnym sredstvom": neobkhodimost' vneseniya definitsii v administrativnoe zakonodatel'stvo Rossii // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. - 2018. - № 1. - S. 18-23.

2. Seikin V.Yu. Zashchita prav lichnosti pri ispol'zovanii transportnykh sredstv s elektrodvigatelem // Obespechenie prav cheloveka v deyatel'nosti pravookhranitel'nykh organov: sbornik nauchnykh trudov. - Tver', 2021. S. 243-247.

3. Glagoleva S.V., Korshikov D.A. Karshering kak zamena lichnogo avtomobilya // Nauka i sotsium: sbornik materialov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Novosibirsk, 2018. S. 51-56.

4. Kalyuzhnyi Yu.N. Sovremennye problemy zakonodatel'nogo regulirovaniya ispol'zovaniya otdel'nykh vidov elektrotransporta // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. - 2019. - № 5. - S. 27-33.

5. Napkhanenko I.P., Zatona R.E., Tishkin D.N., Kashaeva A.R. Nekotorye pravovye aspekty ispol'zovaniya elektricheskikh sredstv individual'nogo peredvizheniya // Ekonomiko-pravovye mekhanizmy obespecheniya natsional'noi bezopasnosti: sbornik materialov V Vserossiiskoi natsional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Rostov-na-Donu, 2021. S. 175.

6. Zatolokin A.A. Perspektivy razvitiya sistem avtomaticheskoi fiksatsii administrativnykh pravonarushenii v sfere bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Politsiya i obshchestvo: problemy i perspektivy vzaimodeistviya. - 2019. - № 1 (3). - S. 97-101.

(статья сдана в редакцию 12.01.2022)

480130315332

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.