УДК 614.251(470.1/2)
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ
© 2005 г. Е. Ю. Яценко, С. Д. Эммануилов, *В. В. Попов
Департамент здравоохранения администрации Архангельской области, "Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
Не вызывает сомнений факт, что в центре проводимых в настоящее время реформ системы здравоохранения России должен оказаться медицинский работник и прежде всего — врач, которому принадлежит решающая роль в обеспечении качества медицинской помощи (КМП). При этом под КМП, по справедливому мнению Ю. Ю. Зинчука, следует понимать в первую очередь удовлетворенность пациента (а в конечном итоге всего населения) общением с медицинскими работниками и результатами лечения или другой деятельности органов здравоохранения и лишь во вторую — совокупность конкретных результатов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, определенных установленными требованиями на основе современных достижений науки и техники, условиями их проведения [4].
Гражданский кодекс Российской Федерации (РФ) в п. 2 ст. 779 определяет медицинскую деятельность как возмездное оказание услуг [8], что соответствует и позиции Всемирной организации здравоохранения по этому вопросу. Развитие рынка медицинских услуг обусловило выдвижение на первый план субъективной оценки КМП и все более частую реализацию претензий к нему со стороны пациентов через суд. Таким образом, медицина стала доступной для правовой регламентации, учреждения здравоохранения оказались в сфере правовой ответственности, а правовая составляющая в отношениях врача и пациента усилилась [4, 7].
В настоящее время в России предпринимаются попытки кардинальных преобразований на уровне законодательных органов, Правительства РФ и соответствующих федеральных министерств, в субъектах федерации, в муниципалитетах, направленные на улучшение состояния здоровья населения и оптимизацию деятельности в области здравоохранения. Речь идет прежде всего о повышении социально-экономического уровня жизни населения (в т. ч. и медицинских работников), о создании мотиваций и формировании понимания у людей необходимости здорового образа жизни, выработке для этого соответствующих умений и навыков, о поднятии самоуважения граждан, о соблюдении и реальном обеспечении прав человека и гражданина [1, 15]. В стране введена и проходит этап становления страховая медицина, реформируется участковая служба, появляется все больше врачей общей практики (семейных врачей), законодательством расширен круг прав пациента и т. п. Россия стремится интегрироваться в мировое сообщество, использовать позитивный зарубежный опыт организации здравоохранения, приблизить отечественную медицину к достижениям развитых стран [6].
К сожалению, эти изменения проходят на фоне давно возникшей, но не ставшей от этого менее острой проблемы оплаты труда медицинских работников, которая в идеале должна учитывать его сложность и интен-
Анализ результатов социологического исследования, проведенного среди врачей Европейского Севера России, свидетельствует об актуальности постановки вопроса о совершенствовании правовых знаний медицинских работников и наглядно демонстрирует их недостаточную юридическую информированность. Авторы указывают на необходимость изучения медицинского права как на этапе получения высшего профессионального образования, так и в период последипломной подготовки, а также рассматривают различные варианты организации учебного процесса. Ключевые слова: медицинское право, правовая информированность, качество медицинской помощи, медицинское образование, Европейский Север России.
сивность, а также быть стимулом к росту профессиональных знаний специалистов сферы здравоохранения, повышению КМП, милосердному отношению к больным. Именно так происходит во многих странах мира, где профессия врача является одной из самых высокооплачиваемых. В России дело обстоит иначе. Однако справедливости ради следует оговориться, что повышение заработной платы без проведения комплекса мер, направленных на укрепление авторитета медицинских работников в обществе, восстановление и рост их самооценки и самоуважения, ничего не даст. В государстве растет недоверие к медикам, нередко подогреваемое средствами массовой информации. Ярким его выражением является, к счастью, пошедший на спад всплеск целительства с помощью различных магов, специалистов по снятию порчи и сглаза, экстрасенсов и т. п. Безусловно, все это не способствует укреплению авторитета медицинских работников среди населения страны. Кроме того, российская медицина подошла к той черте, когда люди зачастую просто не могут хорошо работать, в их умах произошел некий качественный «сдвиг». В среде руководителей здравоохранения бытует термин «люмпенизация медицинского персонала», предполагающий полное отсутствие у человека чувства личного достоинства и профессиональной чести, что часто ведет к криминализации медицины. Несомненно, это касается меньшей части медицинских работников, которым нужна коренная ломка психологии [6, 10]. В то же время правосознание и правовая культура большинства врачей, служащие основой добросовестного исполнения профессионального долга, реального соблюдения прав и свобод граждан, являющиеся важнейшими и необходимыми условиями точной и полной реализации правовых норм, оставляют желать лучшего.
Об этом свидетельствует мнение самих медицинских работников, которые осознают свою недостаточную правовую подготовленность [7, 16], на что мы указывали ранее [17]. Подтверждением служат и данные нашего исследования, целью которого было изучение правовой информированности медицинских работников Европейского Севера России на основе анализа их осведомленности о современной нормативно-правовой базе, действующей в сфере здравоохранения, оценки ими собственных правовых знаний, а также выяснения их отношения к изучению юридических аспектов медицинской деятельности как на вузовском, так и на послевузовском этапах обучения.
Материалы и методы исследования
По специально разработанной анкете был проведен анонимный опрос 400 врачей Архангельской и Мурманской областей. Из них мужчин 30,5 % (122 человека), женщин — 69,5 % (278). Средний возраст опрошенных (44,2 ± 0,5) года — от 26 до 69 лет. В государственной системе здравоохранения работают 28,0 % (112) респондентов, в муниципальной — 68,7 % (275), в частной — 1,8 % (7), оставшиеся 1,5% (6) составили представители ведомственных
лечебно-профилактических учреждений. При этом в городах работают 89,7 % (359) участников опроса, в сельской местности — 10,3 % (41). Профессиог-рамма опрошенных представлена на рисунке.
Хирургический профиль 20,0 % (80)
Распределение участников анкетирования по специальностям
Средний стаж работы по специальности — (17,4 ± 0,5) года — от 3 до 43 лет. Среди респондентов 11,8 % (47) имеют высшую квалификационную категорию, 32,7 % (131) — первую, 16,0 % (64) — вторую и 39,5 % (158) не имеют какой-либо категории.
Результаты и их обсуждение
Результаты анкетирования показали, что 98,7 % (395) его участников считают актуальной постановку вопроса о совершенствовании правовых знаний медицинских работников. По мнению подавляющего большинства (392) опрошенных, медицинский персонал должен владеть всем набором знаний по правам пациента и медицинского работника, что согласуется, например, с данными исследования, проведенного ранее в Республике Татарстан [5]. Так, на вопрос «Должен ли медицинский персонал владеть всем набором знаний по правам пациента и медицинского работника?» положительный ответ дали 98,0 % врачей Европейского Севера России и 96,8 % — Республики Татарстан.
Из общего числа респондентов 66,5 % (266) указали на то, что они знакомы с действующим в настоящее время в Российской Федерации законодательством об охране здоровья граждан, и 60,0 % (240) — с нормативными правовыми актами, действующими в сфере их компетенции. Таким образом, свыше 1/3 врачей, принявших участие в опросе, не информированы о нормативно-правовой базе российского здравоохранения. При этом уровень своей подготовки по правовым вопросам оценили как достаточный лишь 4,8 % (19) опрошенных, как недостаточный — 95,2% (381). Заинтересованы в совершенствовании правовых знаний 99,0 % (396) респондентов.
У 59,0 % (236) анкетируемых врачей в процессе профессиональной деятельности возникали ситуации, когда им была необходима юридическая консультация. Следует оговориться, что фактически половину опрошенных составили врачи терапевтического профиля, которые, как показывают исследования [11],
сталкиваются с жалобами пациентов на их неправильные или неправомерные действия при исполнении профессиональных обязанностей несколько реже, чем специалисты, практикующие в области хирургии (в том числе пластической), стоматологии и косметологии.
Ранее нами был подробно рассмотрен один из факторов, способствующих сохранению правовой неграмотности медицинских работников, — нехватка специальной литературы, касающейся юридических аспектов медицины [17]. При проведении исследования мы затронули и эту проблему.
Из общего числа респондентов только 27,2 % (109) имеют в личном пользовании литературу, касающуюся правовых аспектов медицинской деятельности. Не имеют таковой 72,8 % (291) опрошенных, однако 46,3 % (185) анкетируемых хотели бы ее приобрести. Отрадно, что для этого появляется все больше возможностей. Улучшению данной ситуации способствует, в частности, издательская деятельность под эгидой Национальной ассоциации медицинского права.
На современном этапе развития здравоохранения России к профессиональному уровню медицинских работников, управленческому и вспомогательному персоналу учреждений отрасли предъявляются все более высокие требования. Существует острая необходимость в руководителях и специалистах нового типа, обладающих правовыми навыками и умениями [1]. В связи с этим пропаганда правовых знаний и правовое обучение, а зачастую и элементарный правовой ликбез медицинских работников встают в единый ряд с такими задачами, как финансирование учреждений здравоохранения, кадровая политика, структурное реформирование и организация медицинской помощи на различных уровнях [14]. Не случайно в п. 3 Резолюции I Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву (далее — Резолюция), состоявшегося в 2003 году, Министерству здравоохранения РФ было рекомендовано внедрить систему медико-правового обучения должностных лиц (с последующей обязательной правовой аттестацией), а также врачебного и среднего медицинского персонала системы здравоохранения по специальной программе [12].
Одной из наиболее простых форм обучения специалистов сферы здравоохранения основам правовых знаний могут стать циклы лекций на курсах усовершенствования врачей по их основной специальности. Необходимость изучения юридических аспектов медицинской деятельности на подобных курсах видят 98,2 % (393) респондентов, и лишь 1,8 % (7) не считают это целесообразным. Мнения участников анкетирования, ответивших утвердительно на данный вопрос, относительно времени, которое нужно выделять для изучения указанной тематики, разделились (таблица).
Время, которое респонденты готовы посвятить изучению юридических аспектов медицинской деятельности на курсах усовершенствования врачей
Количество часов от общего времени учебной программы Число респондентов %
4—6 72 18,3
6—10 129 32,8
10—15 73 18,6
До 18 58 14,8
Свыше 18 61 15,5
Помимо этого, на наш взгляд, на поствузовском этапе следует предусмотреть и такие формы последипломного обучения как первичная специализация, а также подготовка и переподготовка в виде тематического усовершенствования исключительно по вопросам медицинского права. Стоит согласиться с мнением Н. Ф. Герасименко и соавт. [1], которые предлагают использовать как очную форму правового обучения с продолжительностью циклов от 1 до 3 месяцев, так и очно-заочную — от 3 до 6 месяцев. Системой правового образования при этом в той или иной степени должны быть охвачены все специалисты, деятельность которых связана с оказанием медицинских услуг населению. Основной учебной базой, безусловно, должны являться вузы, но в то же время следует предусмотреть и вариант создания специальных федеральных или региональных учебно-методических центров по подготовке и переподготовке медицинских и вспомогательных кадров в области современного медицинского права [1].
Однако кардинально решить проблему юридической неграмотности медицинских работников возможно лишь при условии, что формирование багажа правовых знаний у них будет начинаться со студенческой скамьи. Высшее образование во всем мире рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса, поскольку наибольшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный не только к овладению знаниями, но и к поиску и реализации нестандартных решений [9]. Подготовка выпускников с качественным фундаментальным образованием закладывает основу рационального профессионального мышления и эффективного действия врача. Образовательный процесс на вузовском этапе (а в дальнейшем и на этапе последипломного образования) должен строиться с учетом формирования у медицинского работника четких представлений и прочных знаний юридической и этической основы своей профессиональной деятельности. При этом учебной дисциплине «Медицинское право» в системе интегральной подготовки специалистов в медицинском вузе должно отводиться одно из ключевых мест как дисциплине, определяющей правовой статус медицинского работника и пациента, дающей представление о структуре общественно-организационных отношений на международном, внутригосударственном и отраслевом уровнях и т. п. [13, 14]. На целесообразность введения курса медицинского права
в вузах указали 98,2 % (393) респондентов, не считают это необходимым 1,8 % (7) опрошенных.
Очевидно, что КМП не может быть выше качества полученного образования. При этом качество образования зависит от многих причин: от уровня подготовки преподавателей, материального обеспечения вузов, но в немалой мере определяется и тем, как преподаются дисциплины, каковы программы, по которым готовят студентов, как осуществляется контроль над обучением. В настоящее время медицинское образование должно быть адаптировано к изменяющимся условиям работы системы здравоохранения. Следует внедрить международные стандарты улучшения качества его базового и последипломного этапов, сформировать у студентов и врачей способность к обучению на протяжении всей жизни [2]. На наш взгляд, реализация этих положений будет практически невозможна без создания в медицинских вузах кафедр медицинского права.
Первая в России подобная кафедра была создана в 1995 году в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Под руководством ее заведующего, члена-корреспондента РАМН, заслуженного юриста РФ, доктора медицинских наук, профессора Ю. Д. Сергеева были разработаны учебные программы по дисциплине «Медицинское право»: «Правоведение (Юридические основы деятельности врача. Медицинское право) для студентов высших медицинских учебных заведений», «Медицинское право. Правоведение. Правовые основы охраны здоровья» для факультетов высшего сестринского образования по специальности «040600 Сестринское дело» и другие, являющиеся сегодня руководством для преподавания основ права будущим медицинским и фармацевтическим работникам.
В учебном процессе цель и содержание курса медицинского права интегрируется с целями и содержанием таких учебных предметов, как философия, политология, биоэтика, история медицины и культурология, социальная медицина, экономика и организация здравоохранения, судебная медицина, а также практически со всеми клиническими и гигиеническими дисциплинами. Это предполагает целесообразность и необходимость разработки сквозной программы юридического образования врача на додипломном (вузовском) этапе его подготовки [3, 14]. По нашему мнению, медицинское право должно быть включено в группу дисциплин, изучаемых студентами медицинских вузов обязательно и строго последовательно по времени. В настоящий момент следует существенно увеличить объем учебных часов, выделяемых на изучение медицинского права в вузах и средних специальных медицинских учебных заведениях системы Минздравсоцразвития России, а в перспективе — рассмотреть вопрос о введении государственного экзамена по этому предмету (п. 3 Резолюции) [12].
Вместе с тем необходимо отметить, что в так называемых «периферийных» (по географическому по-
ложению) вузах страны с относительно небольшим (в сравнении со столичными медицинскими вузами) количеством студентов создание самостоятельных кафедр медицинского права зачастую затруднено, как, впрочем, и возможность получения дополнительных учебных часов для изучения столь нужного предмета. На данном этапе выходом из подобной ситуации может явиться создание кафедр судебной медицины и права (правоведения) с акцентом при изучении на них юридических основ деятельности врача на вопросах медицинского права. Именно по этому пути пошел в настоящее время Северный государственный медицинский университет. Кроме того, в целях увеличения объема учебных часов стоит предусмотреть и возможность преподавания основ медицинского права под иными (формально) названиями, например социально-клинические вопросы права и т. п. При этом чтение лекционных курсов и ведение практических занятий по медицинскому праву должны осуществлять преподаватели, имеющие в идеале как медицинское (базовое), так и юридическое образование.
Следует обратить внимание, что особое место среди других форм преподавания названной учебной дисциплины может занять медико-правовая (юридическая) клиника, на что указывают В. В. Сергеев и со-авт. [13]. Многие исследователи в своих работах, посвященных этой форме обучения, которая с успехом используется в процессе подготовки юристов, сравнивают ее с такими формами последипломного образования в медицинских вузах, как интернатура и клиническая ординатура. Создание подобной клиники на базе кафедры медицинского права, размещение ее в составе юридических центров, специализирующихся в области медицинского права, и осуществление преподавания на реальных клинических, медико-правовых ситуациях, могут рассматриваться в качестве необходимых элементов обучения на современном уровне основам медицинского права студентов старших курсов [13].
Кроме того, в настоящее время одним из важнейших компонентов развития научно-медицинского потенциала страны является необходимость появления научных кадров, занимающихся исследованием проблем медицины и права. В связи с этим заслуживает внимания вопрос о подготовке научно-педагогических работников для реализации образовательного процесса и научной деятельности в данной области. Для этого, в частности, необходимо инициировать работу по введению медицинского права в номенклатуру специальностей Высшего аттестационного комитета РФ и созданию соответствующего диссертационного совета, а также принять решение об открытии аспирантуры при существующих в настоящее время кафедрах медицинского права вузов страны с проведением необходимого лицензирования, на что было указано в п. 6 Резолюции [12, 13].
Выводы
1. Большинство врачей Европейского Севера России считают актуальной постановку вопроса о совершенствовании правовых знаний медицинских работников, указывают на необходимость владения ими и оценивают собственный уровень правовой подготовки как недостаточный.
2. Свыше 1 /3 участников опроса незнакомы с современной нормативно-правовой базой, действующей в сфере здравоохранения России.
3. Более 2/^ респондентов не имеют литературы по вопросам медицинского права, но большинство из них хотели бы ее приобрести.
4. Практически все опрошенные считают необходимым изучение правовых аспектов медицинской деятельности как на этапе получения высшего профессионального образования, так и в послевузовский период.
5. Введение курса медицинского права в вузах страны, а также внедрение системы медико-правового обучения специалистов сферы здравоохранения (в первую очередь — должностных лиц), несомненно, будут способствовать развитию правовой культуры медицинских работников и, следовательно, повышению их ответственности за надлежащее качество лечебно-профилактической помощи гражданам.
Список литературы
1. Герасименко Н. Ф. Правовые знания — фундаментальная основа развития отечественного здравоохранения / Н. Ф. Герасименко, Ю. И. Григорьев, И. Б. Истомина // Здравоохранение. — 1999. — № 4. — С. 23—26.
2. Денисов И. Н. Болонский процесс: структурные изменения в медицинском образовании России / И. Н. Денисов // Экономика здравоохранения. — 2004. — № 9. — С. 5—8.
3. Журилов Н. В. Аспекты деятельности кафедры медицинского права ГОУ ВПО ММА им. И. М. Сеченова / Н. В. Журилов, И. Г. Галь, А. Е. Зинин // Научные труды I Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву, Москва, 25 — 27 июня 2003 г. / Под ред. проф. Ю. Д. Сергеева. — М.: НАМП, 2003. — Т. I.
— С. 253—256.
4. Зинчук Ю. Ю. Роль врачебных ассоциаций в обеспечении качества медицинской помощи / Ю. Ю. Зинчук // Здравоохранение Российской Федерации. — 2004. — № 5. — С. 6—8.
5. Зыятдинов К. Ш. Некоторые этико-правовые проблемы взаимоотношений врача и пациента / К. Ш. Зыят-динов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2000. — № 2. — С. 22—25.
6. Индейкин Е. Н. Еще раз о парадоксах отечественного здравоохранения / Е. Н. Индейкин // Главный врач.
— 2004. — № 2. — С. 60—69.
7. Канунникова Л. В. Правовая информированность медицинского персонала и пациентов: оценка и перспективы / Л. В. Канунникова // Научные труды I Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву, Москва, 25 — 27 июня 2003 г. / Под ред. проф. Ю. Д. Сергеева. — М.: НАМП, 2003. — Т. I. — С. 257—261.
8. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Отв. ред. О. Н. Садиков. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; «ИНФРА-М», 1999. — 799 с.
9. Мещерякова М. А. Педагогическая компетентность преподавателей как фактор качества подготовки врачей в вузах / М. А. Мещерякова, О. А. Манерова, Л. Б. Шубина // Проблемы управления здравоохранением. — 2004. — № 1. — С. 52—58.
10. О люмпенизации медицинских работников (редакционный материал) // Главный врач. — 2004. — № 2. — С. 3—4.
11. Пашинян Г. А. Экспертиза профессиональных ошибок медицинских работников в гражданском судопроизводстве / Г. А. Пашинян, В. В. Жаров, В. В. Зайцев // Медицинское право. — 2004. — № 1. — С. 37—41.
12. Резолюция I Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву // Там же. — 2003.
— № 3. — С. 63—64.
13. Сергеев В. В. О преподавании медицинского права и биоэтики / В. В. Сергеев, С. О. Захаров, Е. Р. Ильина, В. А. Купряхин // Там же. — С. 49—51.
14. Сергеев Ю. Д. Роль учебной дисциплины «Медицинское право» в профессиональной подготовке специалистов системы здравоохранения / Ю. Д. Сергеев, Н. В. Журилов // Научные труды I Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву, Москва, 25—27 июня 2003 г. / Под ред. проф. Ю. Д. Сергеева. — М.: НАМП, 2003.— Т. I. — С. 266—269.
15. Стародубов В. И. Реформа здравоохранения и ее законодательное обеспечение / В. И. Стародубов, В. Б. Цыбульский // Медицинское право. — 2003. — № 3. — С. 10—13.
16. Филатов В. Б. Этические и правовые основы во взаимоотношениях врача и пациента / В. Б. Филатов, Р. В. Коротких, Н. Х. Лукова // Здравоохранение. — 2001. — № 3. — С. 173—175.
17. Яценко Е. Ю. Проблемы повышения правовой грамотности специалистов сферы здравоохранения / Е. Ю. Яценко, С. Д. Эммануилов, В. В. Попов, О. А. Цыганова // Экология человека. — 2005. — № 1.
— С. 54—59.
URGENT ISSUES OF IMPROVEMENT OF MEDICAL WORKERS' LEGAL KNOWLEDGE IN EUROPEAN NORTH OF RUSSIA
E. Yu. Yatsenko, S. D. Emmanuilov, *V. V. Popov
Healthcare Department Administration of Arkhangelsk region,
*Northern State Medical University, Arkhangelsk
The analysis of the results of the sociological study carried out among physicians of the European North of Russia is indicative of the urgency of bringing up the problem of medical workers' legal knowledge improvement and clearly demonstrates that they are insufficiently being kept informed about legal issues. The authors point out at the necessity of studying the medical law both at the stage of getting higher professional education and in the period of post-graduate training. They also consider different variants of educational process organization.
Key words: medical law, getting legal information, medical aid quality, medical education, the European North of Russia.